Налоговая политика организации. цель, формирование, виды

Задачи и цели налоговой политики организации

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Одна из задач налоговой политики – формирование налоговой модели, или модели налоговой деятельности. При этом под налоговой деятельностью следует понимать:

— деятельность по стратегическому налоговому планированию;

— деятельность по текущему налоговому планированию;

-деятельность по оперативному налоговому планированию;

-деятельность по налоговому учету;

-деятельность по подготовке и сдаче налоговой отчетности;

-взаимоотношения со службой внутреннего контроля, функционирующей в организации.

Таким образом, задача организации при разработке налоговой политики состоит в том, чтобы, с одной стороны, остаться в рамках правового поля, а с другой — в максимальной степени учесть цели и задачи, стоящие перед ней как самостоятельным хозяйствующим субъектом [15, с.305].

Целью налоговой политики является максимизация прибыли при минимизации издержек, включающих налоговые платежи. Уменьшение налоговых платежей не должно являться самоцелью организации. Налоговую политику следует рассматривать как способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации.

Принципы налоговой политики:

— законность – соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении налоговой политики;

— выгодность – снижение совокупных налоговых обязательств в результате применения инструментов налоговой политики;

— реальность и эффективность – использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением;

— альтернативность – рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

— оперативность – корректировка процедуры налоговой политики организации с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений;

— понятность и обоснованность – схема должна быть понятна, а составные части иметь экономическое и правовое обоснование [8,с.392].
В процессе формирования налоговой политики организации имеет место определение стратегических целей деятельности организации в области налогового планирования.

Главной целью такой деятельности является повышение уровня благосостояния собственников организации и максимизация рентабельности производства за счет снижения налоговых расходов. Вместе с тем эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего развития организации.

Система налоговых стратегических целей должна обеспечивать формирование достаточного объема собственных финансовых ресурсов и высокорентабельное использование собственного капитала; приемлемость уровня налоговых рисков в процессе осуществления предстоящей хозяйственной деятельности и т.п.
Разработка эффективной налоговой политики организации требует высокой квалификации исполнителей и комплексного участия различных служб организации — плановой, финансовой, учетной, юридической и т.п.

Формирование налоговой политики, так же, как разработка любых управленческих решений, должно основываться на анализе факторов, влияющих на деятельность субъекта налоговой политики и вносящих тот или иной вклад в определение его приоритетов в процессе принятия этих решений.

Во многих случаях характер такого влияния не может быть изменен с помощью целенаправленного воздействия предприятия и предполагает значительную степень гибкости налоговой политики, позволяющую адаптировать ее к складывающейся комбинации возможностей и ограничений[6,c.123].

К числу внутренних факторов отнесены параметры функционирования предприятий, которые не связаны с государственным регулированием экономики в целом и являются отражением специфических характеристик процесса производства и реализации продукции.

Выделим наиболее важные внутренние факторы, влияющие на формирование налоговой политики предприятия.

Внутренние факторы:

— масштаб деятельности предприятия;

-форма собственности;

-общая стратегия развития;

-особенности рыночного сегмента, в котором работает предприятие;

-структура налоговых платежей;

-характер налогового контроля в отношении предприятия, который определяется его отраслевой принадлежностью, величиной и динамикой налоговых платежей.

Под внешними факторами формирования налоговой политики предприятия понимаются различные направления государственного регулирования, являющиеся «правилами игры» для всех хозяйствующих субъектов.

Классификация этих факторов в значительной степени условна, поскольку, строго говоря, все характеристики деятельности предприятия представляют собой результат его взаимодействия с внешней средой, в то время как влияние внешних факторов опосредовано спецификой самого предприятия[7,с.462].

Чем более масштабна и диверсифицирована деятельность предприятия, чем более интегрирована в экономику страны и мировое хозяйство та или иная фирма, тем больше факторов необходимо учитывать при формировании целевых установок в области налогообложения и тем больше возможностей представляется при разработке комплекса мер налоговой политики.

Виды налоговой оптимизации

Способы совершенствования налоговой политики организации разнообразны по своей природе.

Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют:

— метод замены отношений;

— метод разделения отношений;

— метод отсрочки налогового платежа;

— метод прямого сокращения объекта налогообложения;

— метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту;

-метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей;

— метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков;

— метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряда других (Рисунок 2).

Рассмотрим подробнее некоторые из названных методов.

Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм.

Рисунок 2 — Способы налоговой оптимизации

Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной [17,с 190].

Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга. При этом оно должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повышающий коэффициент к норме амортизации; лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства можно включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения.

Замена разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными положением предприятия по системе оплаты труда. В этом случае выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.

Метод разделения отношений, как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.

Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг.

Сумма, уплаченная по договору на оказание информационно-консультационных услуг, единовременно относится на себестоимость продукции.

Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество; в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.

Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия.

Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст.

40 Налогового кодекса РФ (до 20 % от уровня цен по идентичным или однородным товарам); сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль) [26, с.312].

Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.

Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря установлению особых режимов налогообложения для: отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, НИОКР и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны; отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых); отдельных территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т. п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов, предприятий, ориентируемых на экспорт и других субъектов.

Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Налоговым кодексом РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ [18, с.260].

Перечисленные методы в своем большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны.

Наиболее эффективным является такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.

) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СТРОЙТЕХНИКА»

Источник: https://lektsia.com/2×3285.html

Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития

УДК 336.22

А.Х. Евстафьева* ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается налоговая политика как составная часть финансовой политики, обеспечивающая гармоничное связывание результатов деятельности организации с решением общегосударственных задач путем безусловного выполнения требований налогового законодательства.

Ключевые слова: налоговая политика, учетная политика организации, налоги, налоговая нагрузка, налоговое планирование, факторы, риски.

Государственная налоговая политика реализуется на всех уровнях управления. Особенно важно организовать меры по ее эффективной реализации на уровне хозяйствующего субъекта.

Налоговая политика организации — это форма реализации идеологии и целеполагания в области налогов, представляющая собой программу, метод действий или сами действия, осуществляемые группой людей, управляющих организацией (собственниками, менеджерами), направленные на реализацию стратегических и тактических целей деятельности организации [4, с. 60].

Читайте также:  Что за закон вышел о кап.Ремонте 2022г

Основные принципы формирования эффективной налоговой политики организации представлены на рис. 1.

Реализация всех указанных принципов важна на каждом участке управления налогообложением, особенно в налогообложении прибыли организации. Для целей налогообложения прибыли формируется учетная политика, в которой выде-

ляются основные моменты, связанные с формированием налоговой базы, ее учетом.

Учетная политика в сфере налогообложения имеет следующие особенности.

Во-первых, в ней надо отразить вопросы, для которых Налоговый кодекс допускает варианты решения. Если положения предполагают единственно возможную трактовку, то их в учетную политику не включают.

Во-вторых, указывается выбранный порядок налогового учета.

В-третьих, описываются формы регистров вкупе с порядком отражения данных налогового учета. Удобнее утверждать формы регистров в приложении к учетной политике.

Из практики известно, что обычно бухгалтера могут пойти здесь двумя путями (оба имеют право на существование).

Можно взять за основу регистры бухучета и дополнить их необходимыми реквизитами, а можно разработать свои особые регистры. Наконец, следует

Рис. 1. Принципы формирования эффективной налоговой политики организации (составлено на основании [11, с. 122])

* © Евстафьева А.Х., 2014

Евстафьева Алсу Хусайновна (evalsu@yandex.ru), кафедра экономики и предпринимательства в строительстве, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 420043, Российская Федерация, г. Казань, ул. Зеленая, 1.

обязательно указать, как будут они вестись, имеется в виду — на бумажных носителях и заполняться вручную или в электронном виде. Естественно, порядок изложения может быть произвольным [10].

Расставив приоритеты по тем или иным способам варьирования налоговой политики, организация может создать порядок исчисления налогов на долгосрочный период, зафиксировав его в своих собственных регламентах.

В полученных документах (учетная политика, налоговый меморандум и т. д.

) представляется алгоритм расчетов, формулы, источники получения тех или иных данных, график документооборота и многое другое, что, собственно, и подразумевается под процессом налогового планирования.

В практике организаций с понятием «налоговое планирование» тесно связаны еще два понятия: налоговая минимизация (максимальное снижение всех налогов, в том числе с помощью противозаконных схем) и налоговая оптимизация (мероприятия по снижению уровня налоговых обязательств организаций только законными методами). Четкую границу между минимизацией и оптимизацией на сегодняшний момент, к сожалению, провести нельзя хотя бы потому, что все возможные варианты финансово-хозяйственной деятельности организаций всех отраслей отечественной экономики описать в одном своде законов невозможно.

Основной задачей налоговой политики любой организации является планомерное снижение налоговой нагрузки, то есть соотношения суммы всех уплаченных за конкретный период времени налогов к сумме выручки, полученной за тот же период.

Снижение налоговой нагрузки предполагает последовательно проводимые действия и выполнение целого ряда положений, к которым относятся:

— готовность руководства организации к осуществлению налогового планирования;

— наличие стратегии бизнеса в целом, что возможно при планировании продаж, ценовой политики и т. д.;

— формирование структурного подразделения по налоговому планированию;

— разработка регламента по налоговому планированию;

— внедрение системы сбора и обработки информации, то есть системы расчетов и отчетности, должностные инструкции работников, которые задействованы во внедряемой системе [5, с. 18-20].

Налоговая политика охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе механизм построения отношений с контрагентами. Рациональное построение этих взаимоотношений по-

зволяет привести налоги к минимуму за счет исключения ошибок в их оформлении.

Налоговая политика организаций в первую очередь должна обеспечивать минимальные налоговые платежи в бюджет. При этом по каждому виду налоговых выплат должен быть разработан комплекс мер по формированию налогооблагаемой базы и снижению налоговых выплат.

На стадии разработки налоговой политики необходимо определить, какие структурные подразделения предприятия смогут объективно и компетентно решить данную задачу [1, с. 11—17]. Процесс налогового планирования на каждом предприятии устроен по-своему.

Для этого обычно формируется специальная служба или данные функции передаются в качестве дополнительной нагрузки главному бухгалтеру.

Оптимизацией налогов также может заниматься финансовый директор, а иногда и сам генеральный директор, но в идеале над этим должен работать специалист по налоговому планированию.

Самым простым документом в налоговом планировании является налоговый календарь, который рекомендуется Федеральной налоговой службой, на предстоящий год и в перспективе на два, три последующих года.

Если организация занимается своей деятельностью в регионе, то можно использовать региональный налоговый календарь. Следовательно, за основу могут быть взяты готовые универсальные формы.

Однако компаний, начисляющих все налоги, которые предусмотрены в этих календарях, не так много.

Ввиду этого лучше всего составить свой календарь налогов, указывающийся с процессами по формированию платежных документов.

Если имеются сведения о плановой выручке и затратах, в календаре отражается не только дата платежа, но и плановая сумма. Эта информация позже понадобится при анализе динамики налоговой нагрузки в компании, что в дальнейшем позволит сделать выводы об эффективности налогового планирования.

При наличии данных о фактически полученных доходах и начисленных налогах возникает возможность анализа результатов осуществления оптимизационных мероприятий или планирования таковых на предстоящий период.

Эффективность налогового планирования на предприятии характеризуется следующим образом: если в коэффициенте эффективности, который определяется как отношение переменных налогов к выручке, наблюдаются незначительные изменения, то налоговое планирование в организации требует некоторых доработок.

Если предприятие является холдинговой структурой, то налоговая нагрузка компаний, которые занимаются производством, услугами или торгов-

лей, не может сравниваться между собой, так как разные виды деятельности имеют свои специфические особенности относительно использования системы налогообложения и приоритетов в затратной части (различают фондо-, трудо-, материалоемкие предприятия) [5, с. 24].

Формирование налоговой политики, так же как разработка любых управленческих решений, должно базироваться на анализе факторов, которые влияют на деятельность субъекта налоговой политики и вносят вклад в определение его приоритетов в процессе принятия этих решений.

В большинстве случаев характер такого влияния не может быть изменен при помощи целенаправленного влияния компании и предполагает значительную степень гибкости налоговой политики, которая позволила бы адаптировать ее к складывающемуся комплексу возможностей и ограничений.

К числу внутренних факторов относятся параметры функционирования организаций, не связанных с государственным регулированием экономики в целом, и являются отражением особых характеристик процесса производства и реализации продукции.

На рис. 2. представлены факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации.

Чем более масштабна и диверсифицирована деятельность компании, тем больше факторов необходимо учитывать при формировании целевых установок в области налогообложения и тем больше возможностей представляется при разработке комплекса мер налоговой политики [2, с. 168].

При смене привычных способов отражения каких-либо операций в учете всегда возникают риски, то есть возможность появления нежелатель-

ных событий, которые могут произойти в первое время. В силу этого появляется немаловажное направление, которое сопутствует формированию налоговой политики компании, — разработка системы управления рисками.

https://www.youtube.com/watch?v=6slegbRitSc

Система управления рисками представляет собой совокупность приемов и методов анализа для нейтрализации факторов рисков. Для этого выполняется несколько мероприятий, которые включают в себя:

— мониторинг писем законодательных органов по спорным вопросам, судебных споров. Таким образом, если имеется хотя бы один положительный для налоговых органов судебный процесс, то это значит, что при проверках аналогичных ситуаций они будут использовать эти выводы;

— изучение практики других организаций по соответствующей деятельности в бухгалтерской прессе, на форумах в Интернете и т. д.;

Для составления определенной антирисковой программы, необходимо иметь четкое представление о видах и типах рисков, их взаимосвязи, а также сходствах и различиях.

В работе финансово-бухгалтерской службы имеют место как налоговые, так и бухгалтерские риски.

Налоговые риски подразумевают отсутствие гарантии на правильное отражение договора (операции, проекта, документа и т. п.) в налоговом учете. В случае их появления к компании могут быть применены штрафные санкции, влекущие за собой приостановку операций по расчетному счету, снижение доходов и т. д.

Бухгалтерские риски связаны с такими факторами, как:

Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации

Ц І?

Внутренние

— форма собственности;

— масштаб деятельности предприятия;

— общая стратегия развития;

— структура налоговых платежей;

— характер налогового контроля в отношении организации, определяемый величиной

и динамикой налоговых платежей, его отраслевой принадлежностью;

— особенности рыночного сегмента, в котором работает организация

Внешние

различные направления государственного регулирования, которые являются «правилами игры» для всех хозяйствующих субъектов

Рис. 2. Факторы, влияющие на формирование налоговой политики организации (составлено на основании [2, с. 168])

— неточность, которая свойственна учетному процессу;

— наличие альтернативных принципов учета и определяющие их нечеткие критерии законодательства;

— несовпадение учета на практике с принятыми на предприятии стандартами;

— изучение тенденций налоговых проверок. Мониторинг показывает актуальные темы налоговых проверок в текущем периоде;

— формирование взаимоотношений с органами власти, налоговыми органами и судьями, а также консультантами, положительно себя зарекомендовавшими.

При завершении налаживания процесса налогового планирования нужно помнить об оптимальном соотношении эффекта от внедрения и риска, предполагаемого в будущем. Ввиду этого необходимо учитывать следующее.

Во-первых, требования налоговых органов, судебная практика, степень достоверности учета в разные периоды времени несколько отличаются. То, что было допустимо вчера, уже недопустимо сегодня, и наоборот.

Во-вторых, налоговая политика предприятий-контрагентов также меняется [5, с. 21—22].

Полагаем, что при разработке налоговой политики задачей организации является то, чтобы, с одной стороны, оставаться в рамках правового поля, а с другой — в максимальной степени учитывать цели и задачи, которые стоят перед ней как самостоятельным хозяйствующим субъектом.

Библиографический список

1. Брызгалин А.В. Налоговый учет и налоговая политика предприятия // Финансы. 2004. № 3. С. 11—17.

2. Дадашев А.З., Кирина Л.С. Налоговое планирование в организации. М.: Книжный мир, 2004. 168 с.

3. Евстафьева А.Х. Налоговая политика как инструмент обеспечения экономической безопасности региона // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2 (19). С. 89-92.

4. Заика В.С. Принципы формирования налоговой политики организации // Актуальные вопросы экономических наук: сб. материалов XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 308 с.

5. Киселева И.А. Разрабатываем налоговую политику компании // Налоговое планирование. 2010. № 4. С. 17-24.

6. Mironova O.A., Hanafeev A.F. The Use of Solar Batteries in Agriculture and Accounting of Generated Electricity // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Vol. 5. № 12. Р. 183-186.

7. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / И.А. Майбуров, Ю.Б.Ива-нов, Г.А. Агарков [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2010. Сер. Magister.

Читайте также:  Можно ли получить налоговый вычет за заочное платное обучение

8. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит», и аспирантов, обучающихся по научной специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» / И.А. Майбуров, Ю.Б. Иванов, И.В. Алексеев [и др.]; под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М., 2012. Сер. Magister.

9. Налоговое администрирование / О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев, Н.М. Бобошко [и др.]; под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. Йошкар-Ола, 2013. 3-е изд. Сер.: Высшее финансовое образование.

10. Формирование налоговой политики организации. URL: http://largo.ru/blog/accounting/post/

formirovanie_nalogovoy_politiki_organizatsii-759.

11. Цыганкова Ю.С. Формирование эффективной налоговой политики организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 16(2). С. 121-123.

A.Kh. Evstafieva* FORMATION OF TAX POLICY OF AN ORGANIZATION IN MODERN CONDITIONS OF DEVELOPMENT

In the article tax policy as an integral part of financial policy that ensures harmonius fastening of results of activity of an organization with the solution of federal issues by means of absolute tax compliance is viewed.

Key words: tax policy, accounting policies of an organization, taxes, tax burden, tax planning, factors, risks.

* Evstafieva Alsu Khusainovna (evalsu@yandex.ru), the Dept. of Economics and Enterprise in Construction, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, 420043, Russian University.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nalogovoy-politiki-organizatsii-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya

Учетная и налоговая политика организации ее основные аспекты и формирование на примере ОАО Энергосервис

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ (МФПА)

Факультет Финансов

Дипломная работа

На тему

Учетная и налоговая политика организации, ее основные аспекты и формирование на примере ОАО «Энергосервис»

МОСКВА 2008 г.

Содержание

Введение

Глава 1. Нормативно-методологические аспекты формирования учетной политики организации

1.1 Роль учетной политики и техника ее формирования

1.2 Методические аспекты учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета

1.3 Механизм формирования учетной политики организации

1.4 Соотношение бухгалтерского и налогового учета как метод оптимизации налогообложения

Глава 2. Оценка эффективности учетной политики организации на примере ОАО «Энергосервис»

2.1 Характеристика и анализ эффективности деятельности ОАО «Энергосервис»

2.2 Аудит учетной политики организации

2.3 Оценка эффективности учетной политики организации

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учетной и налоговой политики ОАО «Энергосервис»

3.1 Ограничения по изменению учетной политики организации

3.2 Повышение эффективности учетной политики организации за счет применения различных вариантов учетной политики

Заключение

Библиографический список

Актуальность темы.

Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии — важный инструмент его экономической политики, один из основных механизмов управления процессом производства и реализации продукции (работ, услуг).

Его материалы используются для оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа результатов хозяйственной деятельности, выявления направления развития предприятия.

В бухгалтерском учете содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что облегчает контроль выполнение планов по объемам производства, себестоимости товарной продукции и прибыли.

Ведение бухгалтерского учета в организации строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении налогооблагаемой базы и финансовых результатов деятельности организации [42].

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» [3], организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В настоящее время основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н [4].

Согласно п. 2 ПБУ 1/98, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы [3].

Посредством учетной политики организация, выбирая конкретные методы учета, может формировать подчас прямо противоположные картины своего финансового положения, представляемые в бухгалтерской отчетности при полном сохранении реального положения дел.

Понимая механизм формирования учетных данных, организация способна воздействовать на статьи своей отчетности, стоимость имущества и финансовые результаты, изменять их в нужном ей направлении. То есть учетная политика при должном умении и желании может превратиться в эффективный инструмент управления финансовыми результатами и величиной начисленных налогов.

Учетная политика является основополагающим фактором учетной системы, а ведь именно в системе бухгалтерского учета формируется богатейшая информационная база, которая используется, в том числе и для исчисления налоговых платежей.

В настоящее время разделяют учетную политику для целей бухгалтерского учета и учетную политику для целей налогообложения, что, с одной стороны, делают работу бухгалтера более трудоемкой, а с другой, предоставляет предприятиям большую свободу в вопросах налогового планирования [45].

Поэтому учетная политика предприятия позволяет оценить законность методов и принципов, применяемых для налогообложения предприятием [44].

Таким образом, тема дипломной работы «Учетная и налоговая политика организации, ее основные аспекты и формирование» представляется актуальной с научной и практической точки зрения. Актуальность выбранной темы предопределила цель, объект и предмет дипломного исследования.

Цель дипломной работы состоит в определении направлений деятельности организации по совершенствованию учетной и налоговой политики на основе оценки правильности и рациональности выбранных методов и форм, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета и порядка налогообложения.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач :

1) Исследовать нормативно-методологические аспекты механизма формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

2) Проанализировать и оценить эффективность учетной политики анализируемой организации.

3) Разработать рекомендации по совершенствованию учетной и налоговой политики анализируемой организации

Объектом исследования является учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

Предметом исследования выступают основные аспекты и механизм формирования учетной и налоговой политики организации.

Информационную базу исследования составили учетная политика, данные финансовой и статистической отчетности организации.

Методологической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, использовались различные источники: законодательная, научная, учебная, учебно-методическая литература, монографии, сборники статей, журнальные публикации.

В качестве инструментария использовались методы динамического и структурного анализа. Для анализа и обработки данных применялись программы «Финанализ 3.0».

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

Весьма плодотворные последствия для практической бухгалтерии имела разработка идеи учетной политики на предприятии. Необходимость в этом не случайно возникла в США — именно в этой стране учет в наименьшей степени регулируется государственными органами.

Чтобы навести определенный порядок, и обеспечить предсказуемость в практике бухгалтерского учета, Конгресс США в 1934 году поручил Комиссии по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission) разработать положение по учетной политике для фирм, котирующих свои ценные бумаги.

В дальнейшем во всех экономически развитых странах были разработаны соответствующие национальные стандарты: в Великобритании — в 1971 году, в США — в 1972 году и т.п. [82]

Стандарт по учетной политике рекомендует отражать в годовом отчете наиболее существенные процедуры и методы учета, применяемые на предприятии: оценка запасов, амортизация основных средств, оценка краткосрочных инвестиций, учет курсовых разниц, образование резервов, принципы консолидации, момент признания доходов, оценка и амортизация нематериальных активов, отражение расходов по гарантийному ремонту и др.

Введение в теорию и практику категории «учетная политика» означало признание роли бухгалтера и учетных методов в формировании прибыли предприятия, показывало относительность учетных данных, существенно меняло статус бухгалтера и его место в управленческой иерархии. Дальнейшее развитие эти идеи получили в формировании нового направления в учете, получившем название «созидающий учет» (Creative Accountind)[82].

Учетная политика — (англ. accounting policy) — совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, избранных организацией в соответствии с условиями хозяйствования.

Термин «учетная политика» вошел в российскую практику в конце 80-х годов и в начале 1992 был нормативно закреплен в Положении «О бухгалтерском учете и отчетности» в Российской Федерации. Но развитие бизнеса и изменение законодательства требуют изменений в учетном процессе [61].

Последние пятнадцать лет имели огромное значение для российской бухгалтерии. На наших глазах возникло вместо одной несколько систем учета.

Прежде всего, следует выделить собственно бухгалтерский учет, который теперь многими на западный манер называется финансовым. Он регулируется Министерством финансов РФ.

Именно оно подготовило и провело через Государственную Думу Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [3].

Закон ввел правило true and fair view[1] и потребовал обязательной публикации годовой отчетности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/20359/uchetnaya-i-nalogovaya-politika-organizatsii-ee-osnovnye-aspekty-i-formirovanie-na-primere-oao-energoservis

Налоговая политика предприятия: понятие, цели, инструменты

      оперативное реагирование на изменения в налоговом законодательстве;

      поиск информации о предстоящих изменениях в налоговом законодательстве;

      поиск различных форм налоговых льгот;

      управление налогооблагаемой базой;

      выбор наиболее выгодных форм хозяйственных договоров и расчетов;

      учет налоговых рисков и финансовых потерь;

      поиск направлений деятельности, в минимальной степени облагаемых налогами;

      оптимальное размещение инвестиций, активов и прибыли;

      повышение квалификации финансовых менеджеров, которые определяют налоговую политику, и т.д.

В условиях нынешней жесткой конкуренции предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии.

Сделать свою продукцию конкурентоспособной — значит сделать ее, с одной стороны, более дешевой, а с другой — более качественной.

Снизить себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным — цель любой хозяйствующей коммерческой организации.

А без создания потока экономической информации в целях управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации налоговой политики этого добиться практически невозможно.

Налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Читайте также:  Доверенность на заключение договора аренды земельной доли

Поэтому каждое предприятие заинтересовано в уменьшении налоговых выплат. Это означает соответствующее увеличение финансовых ресурсов для дальнейшего развития бизнеса, т. е. экономического роста компании. Чем выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых выплат. Поэтому каждая компания должна вести свою налоговую политику.

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов.

При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Все это охватывает налоговая политика предприятия.

Суть налоговой политики, которая является одним из важнейших элементов финансовой стратегии хозяйствующего субъекта, сводится к выбору наиболее выгодных для предприятия вариантов налогового бремени, взаимоувязке последнего с хозяйственной, отраслевой, ассортиментной и другой ориентацией предприятия.

3.     Виды и инструменты налоговой политики

Правильное исчисление налогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленными сроками обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в виде взыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такое действие налогоплательщика, как нейтральную налоговую политику. В данном контексте направленность налоговой политики следует понимать как взаимодействие налогоплательщика с государством с точки зрения полноты уплаты в бюджет налоговых платежей и минимизации дополнительных выплат, уменьшающих чистую прибыль предприятия (штрафные санкции и пени).

Элементами нейтральной налоговой политики являются налоговый календарь, соответствующие регистры бухгалтерского и налогового учета, документально оформленные положения учетной политики. Содержанию такого направления соответствуют методы, к основным из которых можно отнести:

— постоянный мониторинг нормативно-правовой базы, связанной с налогообложением;

— четкое и правильное (соответствующее законодательству) оформление первичных документов, являющихся информационной основой формирования налоговой базы;

— изучение и освоение действующего налогового законодательства с учетом внесения в него изменений;

— соблюдение сроков сдачи налоговых деклараций.

Данный вид налоговой политики, как правило, свойственен организациям с малым объемом производства, осуществляющим свою деятельность в рамках специальных налоговых режимов, которые в силу своей простоты не дают возможности, и, пожалуй, не определяют необходимости применять сложные схемы налоговой оптимизации.

Прежде всего, к таким режимам относятся система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ) и упрощенная система налогообложения в случае выбора налогоплательщиком объекта налогообложения в виде дохода (гл. 26.2 НК РФ).

Нейтральная налоговая политика также осуществляется организациями, применяющими способы уклонения от уплаты налогов, не основанные на законе, в той части своей деятельности, которая находит отражение в реальном правовом пространстве. Их действия в данном случае обоснованы наличием альтернативных источников средств для дальнейшего развития, находящихся в области теневой экономики.

Результативность налоговой политики может быть одним из показателей, отражающих эффективность деятельности финансовых служб. В частности, показатели, отражающие деятельность финансовых служб при осуществлении нейтральной налоговой политики, дают возможность оценить работу бухгалтерской службы, профессионализм работников в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Эффективность показателей качества осуществления нейтральной налоговой политики представляется возможным оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей.

К абсолютным следует относить величину штрафных санкций и пеней, начисленных по результатам налоговых выездных и камеральных проверок, а также пеней, выявленных самостоятельно в результате контроля счетной работы.

При расчете относительных показателей эффективности осуществления нейтральной налоговой политики следует учитывать изменение объемов производства, возникновение новых видов деятельности, требующих знания дополнительных приемов и методов налогообложения.

Более высокий уровень налоговой политики можно оценить как консервативный, в рамках его действия налогоплательщик принимает осознанные и волевые решения, направленные на минимизацию налоговых платежей.

Данный вид налоговой политики свойственен, в основном, малым и средним предприятиям, функционирующим в области упрощенной системы налогообложения при использовании объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов и общего режима налогообложения.

Он не требует содержания отдельных налоговых служб, занимающихся исключительно вопросами налогового планирования, привлечения высокооплачиваемых налоговых консультантов, разработки сложных налоговых схем с использованием контрагентов и высоким уровнем организационных затрат, связанных с разделением бизнеса и созданием разветвленной сети дочерних предприятий.

Характерными признаками консервативной налоговой политики являются:

— анализ налогового законодательства на предмет возможного и целесообразного использования налоговых льгот, предусмотренных законодательством;

— вариантное обоснование всех или наиболее значимых для данного предприятия положений об учетной политике для целей налогообложения;

— юридически грамотный подход к осуществлению договорной политики с учетом положений не только гражданского, но и налогового, бухгалтерского, трудового законодательства.

В соответствии с п. 1 ст.

56 первой части НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. Льгота является необязательным элементом налогового закона на основании п. 2 ст. 17 НК РФ.

При анализе возможности использования налоговых льгот следует учитывать, что их отсутствие в Федеральном законе нельзя воспринимать однозначно.

Отсутствие льгот может указывать на специфику концептуального подхода законодателей к формированию налоговой базы конкретного налога.

Но даже при формальном отсутствии льгот в законе, как, например, в налоге на прибыль, в нем могут присутствовать налоговые преимущества в завуалированном виде.

Например, порядок перенесения убытков на будущее в соответствии с 283 ст. 25 главы НК РФ является механизмом снижения налоговой базы последующих периодов.

Наличие в законе видов объектов налога, не входящих в расчет налоговой базы, также свидетельствует о скрытом наличии налоговых преференций (ст. 217 гл. 23 НК РФ, 251 гл. 25 НК РФ).

Не следует забывать и о наличии определенных полномочий в области законотворчества, которыми наделены органы законодательной власти субъектов Федерации и местных органов власти при введении региональных и местных налогов, заключающиеся в возможности вводить на своей территории дополнительные льготы. Использование налоговых льгот является правом налогоплательщика (п. 3 ст. 21 часть 1 НК РФ), и только за редким исключением, к которому относится налог на добавленную стоимость, закон устанавливает обязательность их применения (п. 1, п. 2 ст. 149 НК РФ).

Формируя положения налоговой политики в рамках формализованного документа в виде приказа об учетной политике для целей налогообложения, необходим не только системный подход к ее созданию с точки зрения отражения в приказе методов налогового учета.

Системный подход заключается в том, что необходимость внесения тех или иных методов обоснована или существованием права выбора у налогоплательщика, или требованием обязательности, или наличием неясностей, противоречий в нормативном акте.

Основным критерием наличия и качественного подхода к консервативной налоговой политике при составлении приказа об учетной политике, являются финансовые расчеты, доказывающие преимущество того или иного метода, выбранного организацией и зафиксированного ею в данном документе.

И, наконец, достаточно существенным элементом консервативной налоговой политики является постоянная экспертиза всех договоров, формируемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности, для определения существенности их влияния на формирование или изменение объектов налогообложения. При этом экспертизе подвергаются не только договоры с контрагентами, но и коллективный, трудовой договоры, так как от правильности отражения в них тех или иных видов расходов, связанных с оплатой труда, зависит размер расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.

К дополнительным абсолютным показателям, отражающим уровень эффективности применяемой консервативной налоговой политики, можно отнести:

1. Фактический размер денежных средств, остающихся в распоряжении предприятия вследствие использования льгот;

2. Суммы, рассчитанные на основе вариантных показателей учетной политики.

Высшим уровнем налоговой политики следует считать агрессивный тип, признаками которого являются:

1. Формирование комплексной учетной политики организации, включающей правила ведения бухгалтерского, производственного, управленческого и налогового учета;

2. Применение общих и специальных методов налоговой оптимизации с учетом взаимосвязанного влияния друг на друга налоговых платежей;

3. Наличие налогового бюджетирования;

4. Применение решений, связанных с оптимизацией налоговых платежей с учетом сложившейся арбитражной практики.

Данный тип налоговой политики должен использоваться средними и крупными предприятиями, в финансовых потоках которых налоговые платежи занимают существенную часть.

Он требует определенных издержек, связанных с образованием специальных финансовых подразделений, ориентированных на цели налоговой оптимизации, наличия в штате предприятия высококвалифицированных специалистов в области налогообложения, финансового менеджмента и юриспруденции или затрат, связанных с привлечением таких специалистов, разветвленной сети дочерних предприятий, существование которых расширяет возможности налогового планирования, взаимодействия с контрагентами.

Налоговая политика в силу четкой, достаточно жесткой регламентации и сферы использования не может охватить всего разнообразия и специфики учета множества фактов в финансово-хозяйственной деятельности организации.

В области производственного и управленческого учета описываются процедуры, связанные с порядком формирования и признания расходов по конкретным видам и статьям, отражаются правила учета запасов и расходов на их приобретение и хранение, порядок документирования передачи материалов в производство; применение методов полуфабрикатного учета и методов нормативного учета затрат; выбранные правила и процедуры оценки незавершенного производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи ценностей, прежде всего готовой продукции, описание процедур и документов по учету вспомогательных производств всех видов, порядок распределения по видам производимой продукции, работ или услуг косвенных расходов, возможность применения различных методов учета и многое другое. Практически все из вышеперечисленного оказывает влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Источник: http://referat911.ru/Finansovyi-menedjment/nalogovaya-politika-predpriyatiya-ponyatie-celi/30183-1262977-place2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector