Учет отработанного масла

Учет и утилизация отработанных моторных масел

Главное отличие моторных масел от бензина заключается в том, что бензин полностью сгорает в процессе работы автомобильного двигателя. А вот масла сливаются из автомобиля, после того как отработают свой функциональный ресурс. Тут возникает вопрос: что делать с маслами после того, как они станут отработанным материалом?

Утилизируем и отчитываемся

Вопрос об утилизации моторных масел регламентирован Порядком № 1221*. Данный документ предусматривает особый порядок утилизации отработанных масел. Не так давно в него были внесены определенные изменения. Поэтому будем говорить уже об обновленном порядке утилизации отработанных масел.

Действие Порядка № 1221 распространяется на субъектов хозяйствования всех форм собственности (п. 3):

— которые производят или ввозят на территорию Украины моторные масла;

— которые осуществляют деятельность по сбору, перевозке, хранению, обработке (переработке), утилизации и/или обезвреживанию масел;

— в процессе деятельности которых на территории Украины образуются отработанные масла;

— которые предоставляют услуги по промышленной замене смазок (масел); осуществляют замену смазок в транспортных средствах в пунктах замены масел.

Поэтому

каждое предприятие должно или самостоятельно обеспечить утилизацию отработанных масел, или же поручить это специализированным предприятиям или сервисным службам, осуществляющим замену масла

При этом для всех субъектов хозяйствования — производителей, импортеров масел, переработчиков отработанных масел и их потребителей п. 9 Порядка № 1221 устанавливает следующие нормы сбора отработанных масел (в процентах от общего объема масел): на 2015 — 2019 годы — 40 %; на 2020 — 2024 годы — 50 %; на 2025 — 2029 годы — 60 %; на 2030 — 2035 годы — 70 %.

Естественно, большинство тех субъектов хозяйствования, которые имеют дело с моторными маслами, — это потребители. В чем же заключается обязанность таких субъектов хозяйствования? Согласно п. 6 Порядка № 1221 потребители смазок (масел):

— обеспечивают раздельный сбор отработанных масел;

сдают отработанные масла на приемные пункты или непосредственно переработчикам отработанных смазок (масел);

— осуществляют первичный учет по приобретенным маслам, их использованию, дальнейшему обращению с отработанными маслами;

— подают информацию об обращении с отработанными маслами. Такая информация подается ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Госэкоинспекцию по форме согласно приложению 5 к Порядку № 1221**. Это новая форма, которая появилась после последних изменений, внесенных в Порядок № 1221.

Нужно ли потребителю, который сдает масла переработчику, заключать с ним соглашение на утилизацию? Вероятно, да. Об этом говорит нам обновленная редакция п. 6 Порядка № 1221. Таким образом:

любой субъект хозяйствования, который имеет дело с отработанными моторными маслами и не может самостоятельно обеспечить их утилизацию, заключает договор или с переработчиком масел, или с пунктом их приема

И еще одно. Сравнительно недавно была утверждена форма декларации об отходах (см. приложение к постановлению КМУ от 18.02.2016 г. № 118). Нужно ли потребителям моторных масел подавать эту декларацию?

Согласно ст. 17 Закона об отходах декларацию об отходах по указанной форме подают те предприятия, у которых отходы образуются в объеме от 50 до 1000 у. е. Рассчитать объемы образования отходов в условных единицах можно с помощью специального калькулятора***.

Принимая во внимание то, что отработанные масла являются отходами III (иногда — IV) класса опасности, расчет покажет нам, что для большинства потребителей достаточно будет просто подать декларацию об отходах по приведенной форме****.

Декларация об отходах подается один раз в год одновременно в бумажной и электронной формах в центр предоставления админуслуг. Срок — до 20 февраля года, следующего за отчетным.

Ведем учет

Теперь перейдем непосредственно к бухгалтерскому и налоговому учету. Здесь все зависит от того, как заменяется масло в автомобиле — самостоятельно или на СТО?

Если масло заменяет СТО. Для предприятия такая операция рассматривается как техническое обслуживание. При этом СТО, как правило, включают стоимость масла в общую стоимость работ по техническому обслуживанию.

То есть в бухучете стоимость масла включается в расходы проводкой Дт 91/92/93 — Кт 631. Будет учтена стоимость этого масла и в финрезультате до обложения налогом на прибыль ( п.п. 134.1.1 НКУ).

При этом если после регламентной замены масла на СТО происходит его периодический долив, объем и стоимость доливаемого масла отражаются в соответствии с отчетами водителя (путевыми листами, утвержденными приказами руководителей предприятий).

Если масло заменяют самостоятельно. После приобретения оно оприходуется на баланс как обычные запасы — на счет 203 «Топливо». Главный вопрос в этом случае заключается в том, когда приобретенное масло следует списывать на расходы?

По нашему мнению,

стоимость масла списывают на расходы непосредственно тогда, когда его заливают в автомобиль

Такой порядок следует из того, что П(С)БУ 9 «Расходы» предусматривает списывать запасы на расходы именно в момент их выбытия, в нашем случае — для использования в собственной хозяйственной деятельности ( п. 16 П(С)БУ 9).

При таком заливе следует учитывать объемы масла, указанные в техническом паспорте на автомобиль. В дальнейшем объемы доливаемого масла списываются в соответствии с отчетами водителей.

Так же, как и в случае с расходами на приобретение услуг СТО, стоимость масла будет учтена при исчислении налога на прибыль ( п.п. 134.1.1 НКУ) в момент, когда оно будет залито в автомобиль. Никаких разниц здесь даже у высокодоходных плательщиков возникать не будет.

В момент, когда масло будет сливаться, списать его на расходы было бы сложно, а в некоторых случаях — невозможно. Потому что часть масла сгорает в процессе работы. В таких случаях сливаться будет меньше масла, чем в свое время было залито, а потому на момент слива невозможно будет зафиксировать то количество масла, которое заливалось.

Нормы расхода масла установлены из расчета на 100 литров топлива (см. п. 1.10 разд. 3 Норм № 43*****). Поэтому следует сопоставить количество топлива, которое работало «в связке» с маслом, от периода залива до периода слива масла.

Следовательно, норма расхода масла будет рассчитываться по формуле:

Qмасл = Qнормх Qгор : 100 л,

где Qмасл— нормативный расход масла;

Qнорм— норма расхода масла на 100 литров потраченного горючего;

Qгор— норма расхода горючего исходя из фактического пробега автомобиля.

Предположим, что за смену автомобиль Audi A8 имел фактический пробег 140 км. Временный нормативный расход масла (в соответствии с Нормами № 43) составляет 1,8 л, а нормативный расход горючего — 17,92 л (12,8 л/100 км х 140 км).

В этом случае нормативный расход масла составит: (1,8 х 17,92) /100 л = 0,32 л.

Контролировать эту норму можно будет, учитывая фактически заправленное ранее масло. Поскольку масло, как правило, заменяется чаще чем один раз в год, на момент подачи декларации по налогу на прибыль вам будет точно известно, вписались вы в «масельную» норму или нет.

Впрочем… даже если вы и не впишетесь — теперь это не будет иметь особого значения для налоговоприбыльного учета. Так как сейчас даже «нехозяйственные» расходы учитываются при исчислении объекта обложения налогом на прибыль.

А вот в НДС-учете стоимость сверхнормативных объемов масла (как и сверхнормативных объемов горючего) не будет давать права на налоговый кредит

Точнее, будет давать, но только с одновременным начислением компенсационных НО по п. 198.5 НКУ.

После того, как отработанные масла слиты с автомобиля, учет таких масел ведется только в количественном выражении. Какие первичные документы использовать для такого учета? В соответствии с п.

13 Порядка № 1221 переработчики и другие субъекты хозяйствования, принимающие от субъектов хозяйствования отработанные масла, оформляют такой прием специальным актом (согласно приложению 3 к Порядку № 1221).

В данном акте будет указано, какое именно количество отработанного масла слили с вашего автомобиля. Он вам нужен для контроля за соблюдением нормы сбора и утилизации отработанных масел, установленной п. 9 Порядка № 1221 (см. выше).

Заметьте: переработчики масла (или пункты приема) могут платить потребителям масел за забор у них отработанного масла, а могут и не платить.

От этого и зависит, будет ли отработанное масло признаваться активом в учете потребителя. Если нет, отработанные масла признаются безвозвратными отходами.

При этом ведется их количественный учет («Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 43, с. 6).

Если же за отработанные масла потребителю платят, то это — возвратные отходы. Отсюда вывод:

в бухгалтерском учете оплатную сдачу отработанных масел следует отражать как реализацию отходов

Оприходуются отработанные масла по справедливой стоимости, которой в этом случае будет цена возможной реализации отработанных масел переработчику или же пункту приема ( п. 12 П(С)БУ 9).

В бухгалтерском учете при оприходовании отработанных масел отражается доход на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности». Этот же доход отразится и в облагаемом налогом финрезультате ( п.п. 134.1.

1 НКУ).

Дальнейшая реализация отработанных масел будет отражаться в учете по общим правилам.

Пример. Предприятие приобрело 10 л моторного масла по цене 180 грн./л (в том числе НДС) и залило 7 л в автомобиль Audi A8 административного назначения. На этом масле автомобиль совершил пробег 3500 км.

Норма расхода горючего составляет 12,8 л на 100 км пробега, а временная норма расхода масла — 1,8 л на 100 л горючего. После отработки было слито 5,6 л моторного масла, которое сдали по цене 3 грн./л (в том числе НДС).

Норма расхода масла составит (1,8 х (12,8/100) х 3500) /100 = 8,06 л.

То есть фактический расход масла во время предыдущей заправки (7 л) был меньше, чем должно быть по норме.

Отразим указанные хозоперации в учете.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Бухгалтерский учет Сумма,грн.
дебет кредит
1 Оприходовано приобретенное моторное масло (10 х 150 = 1500) 203 631 1500
2 Отражена сумма НДС (до регистрации НН) 644/1 631 300
3 Отражен налоговый кредит по НДС 641 644/1 300
4 Залито 7 литров масла в автомобиль (7 х 150 = 1050) 92 203 1050
5 Слито с автомобиля 5,6 литра отработанного масла (5,6 х 2,5 = 14). Оприходовано отработанное масло как возвратные отходы 209 719 14
6 Сдано отработанное масло переработчику (реализованы возвратные отходы) (5,6 х 3 = 16,8) 301 712 16,8
7 Начислено налоговое обязательство по НДС 712 641 2,8
8 Списана с баланса стоимость отработанного масла 943 209 14

На этом заканчиваем наш разговор об отработанных маслах. Берегите природу и уважайте нормы законодательства! В том числе в отношении отработанных масел.

выводы

  • Отработанные моторные масла являются опасными отходами. Обязанность каждого потребителя моторных масел — или обеспечить их самостоятельную утилизацию, или сдать такие масла переработчику либо на перерабатывающий пункт.
  • Стоимость моторных масел нужно списывать на расходы в момент, когда такое масло было залито в автомобиль.
  • У потребителей отработанные масла переработчики могут как покупать за деньги, так и забирать безвозмездно. В первом случае потребитель приходует отработанные масла на баланс как возвратные отходы и отражает их реализацию. Во втором случае потребитель имеет дело с безвозвратными отходами, а потому ведет исключительно количественный их учет.

Источник: https://i.Factor.ua/journals/nibu/2016/august/issue-65/article-20523.html

Порядок учета и налогообложения продажи отработанного автомобильного масла

Наша организация по договору купли-продажи продала отработанное автомобильное масло. Подскажите  порядок бухгалтерского учета и налогообложения данной хозяйственной операции, учитывая, что данное масло не числится в бухгалтерском учете.

Отработанное автомобильное масло примите к учету. Для этого заполните акт о приемке материалов по форме № 0315004.

Фактическую стоимость полученных материальных запасов определяйте исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету, увеличенной на стоимость услуг по доставке, и приведению их в состояние, пригодное к использованию (п. 106, 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Отработанное автомобильное масло не является ни товаром, ни готовой продукцией. Поэтому, его поступление отразите проводкой:

Дебет КРБ.0.105.36.340 Кредит КДБ.0.401.10.172
– поступило отработанное автомобильное масло по рыночной цене.

Доходы от реализации материальных запасов отразите по подстатье КОСГУ 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н).

При расчете налога на прибыль выручка от продажи материалов признается доходом от реализации.

Бюджетное учреждение реализует имущество по рыночной стоимости, и эта операция подлежит обложению НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Подробнее об этом в статье № 3.

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов

Материальные запасы могут поступить в учреждение:

по возмездным договорам (купля-продажа, поставка и т. п.);

безвозмездно (по договору дарения, при внутриведомственном перемещении, централизованном снабжении из бюджета одного или разных уровней);

в результате проведения демонтажных и (или) ремонтных работ;

в виде излишков, выявленных при инвентаризации;

от виновного лица, причинившего ущерб учреждению.

Кроме того, учреждение может изготовить материальные запасы самостоятельно либо получить их при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств.*

Об этом сказано в пункте 34 Инструкции № 183н, пункте 34 Инструкции № 174н, пункте 23 Инструкции № 162н.

Независимо от того, каким способом получены материальные запасы:

оформите их поступление первичными документами (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 7, 114 Инструкции к Единому плану счетов № 157н);

отразите их в бухучете по фактической стоимости (п. 100 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Фактическая стоимость, по которой материальные запасы приняты к учету, не изменяется, кроме случаев, установленных законодательством (например, в случае переоценки) (п. 107 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Если есть необходимость вести учет материальных запасов по специально разработанной номенклатуре, укажите это в учетной политике для целей бухучета.

Отметьте, что наименования товаров в приходных (первичных) документах и учетных регистрах, используемых в учреждении, могут не совпадать. Опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков материальных запасов.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670.

Ситуация: как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств

При поступлении материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств (за исключением зданий и сооружений), заполните акт на списание (в частности, ф. 0306003) и акт о приемке материалов по форме № 0315004* (п. 34 Инструкции № 183н,п.

34 Инструкции № 174н, п. 24 Инструкции № 162н). Если материальные запасы получены при разборке зданий (сооружений), при их поступлении составьте акт по форме № 0315009 (раздел 3 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г.

№ 71а).

Фактическую стоимость полученных материальных запасов определяйте исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухучету, увеличенной на стоимость услуг по доставке, и приведению их в состояние, пригодное к использованию (п. 106, 25 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок отражения в бухучете операций по поступлению материальных запасов при ликвидации (разборке, утилизации) основных средств зависит от типа учреждения.*

В учете бюджетных учреждений:*

Поступление материальных запасов от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств отразите проводкой:

Дебет 0.105.34.340 (0.105.21.340, 0.105.36.340…) Кредит 0.401.10.172
– поступили материальные запасы от ликвидации (разборки, утилизации) основных средств по рыночной цене.*

Такой порядок установлен пунктом 34 Инструкции 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 105.00,401.10).

2. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете реализацию материальных запасов (за исключением товаров и готовой продукции)

Документальное оформление

Продажу материальных запасов отражайте в учете в момент перехода права собственности (по условиям заключенных договоров) на основании товарных отгрузочных документов:

накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) или товарной накладной (форма № ТОРГ-12);

актов приема-передачи,

счетов-фактур – если учреждение является плательщиком НДС (п. 3 ст. 168 НК РФ). Подробнее об этом см. Как выставить счет-фактуру покупателю.

При перевозке материальных запасов к покупателю автотранспортом дополнительно оформите товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т).

Если для целей перевозки привлекается специализированная организация, то оформите также транспортную накладную, которая приравнивается к договору перевозки грузов (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Закона от 8 ноября 2007 г.

№ 259-ФЗ,п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272).

Такие правила следуют из пунктов 36, 150 Инструкции № 174н, пунктов 36, 178 Инструкции № 183н, пунктов 27, 28 Инструкции № 162н.

Бухучет

Выбытие (отпуск) материальных запасов при их продаже отражайте в учете по фактической стоимости (п. 108 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Порядок реализации материальных запасов и отражение его в бухучете зависят от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:*

Бюджетные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать материальные запасы в следующих случаях:

материальные запасы включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);

сделка признается крупной, или в ее совершении имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом (в т. ч. отходами, полученными от ликвидации имущества) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Источник: https://www.budgetnik.ru/qa/9279-poryadok-ucheta-i-nalogooblojeniya-prodaji-otrabotannogo-avtomobilnogo-masla

Использование отработанных нефтепродуктов: сбор, хранение СНО

Сбор отработанных нефтепродуктов (далее – ОНП), а также их учет, временное хранение, и порядок сдачи регламентированы Федеральным законом 7-ФЗ, регулирующим охрану окружающей среды, и Федеральным законом 89-ФЗ «Отходы потребления и производства», а также ГОСТ-ом  «Нефтепродукты отработанные» за номером 21046-86. На каждом нефтяном предприятии должна быть инструкция, составленная с учетом требовании перечисленных нормативных документов.

Общие требования

К таким  нефтепродуктам относятся:

  • отработанные масла, которые в процессе эксплуатации либо утратили  необходимое качество, либо  выработали установленный технической документацией срок;
  • прочие нефтепродукты, которые использовались как промывочные жидкости (керосин, бензин, дизтопливо);
  • нефтепродукты,  полученные в результате очистки сточных вод, средств хранения и транспортных средств.

Категорически запрещается сбрасывать ОНП  в окружающую среду, а также их распыление, сжигание и слив в канализацию, на почву и в природные  водоемы. Также запрещается вывозить такие отходы на полигоны, предназначенные  для отходов  бытовой и промышленной деятельности.

Для организации сбора ОНП необходимо:

  • назначить ответственных и распределить обязанности по сбору, учету, хранению и сдаче отработанных нефтеотходов;
  • создать сборные  пункты и места хранения ОНП, которые обеспечены необходимой тарой в нужном количестве, а также резервуарами  и оборудованием;
  • найти направления рационального применения таких  нефтепродуктов, которые позволят либо заменить свежие углеводороды, либо дадут возможность их экономии;
  • обеспечить должный контроль  учет, а также ведение соответствующей отчетности в процессе сбора и повторного использования ОНП;
  • провести инструктаж по технике безопасности и мерам противопожарной  безопасности при работе с такими отходами;
  • регулярно проводить установленные мероприятия по обеспечению полного сбора ОНП, а также принимать все меры по  охране от загрязнения ими окружающей среды.

Все собранные ОНП подлежат либо обязательной утилизации (с соблюдением всех установленных нормативами требований), либо регенерации для их повторного использования на производстве.

На местах сбора и в местах, где  используются  нефтепродукты,  необходимо организовать специальные посты, которые нужно укомплектовать резервуарами для сбора ОНП, а также необходимым инвентарем и оборудованием (устройствами слива/налива, фильтрами, насосами, трубопроводами, ведрами и воронками). Такие посты должны быть:

№Полезная информация
1 в производственных цехах
2 на стоянках транспорта
3 в гаражах (если там есть емкости для выработанных масел, которые сливаются сразу из машин и механизмов)
4 в прочих местах, где используются углеводороды

Все емкости, инвентарь и оборудование, которые используются при сборе таких отходов, необходимо  защитить от механических видов  загрязнений, а также снабдить надписями, в которых указать соответствующие группы собираемых ОНП.

Группы отработанных нефтепродуктов:

  • Масла моторные отработанные (сокращенно – ММО). К этой группе относятся:
  • масляные отходы от эксплуатации дизельных, поршневых, карбюраторных и авиационных двигателей;
  • отходы  компрессорных, индустриальных и вакуумных видов масел.
  • Масла индустриальные отработанные (МИО):
  • отходы индустриальных масел;
  • отходы рабочих жидкостей, используемых в гидросистемах;
  • газотурбинные;
  • турбинные;
  • приборные;
  • трансформаторные отработанные масла.
  • Смесь нефтепродуктов отработанных(аббревиатура – СНО):
  • нефтяные жидкости для промыва;
  • масла, которые использовались в процессах термической металлообработки;
  • осевые;
  • трансмиссионные;
  • цилиндровые масла;
  • масла, использующиеся на прокатных станах;
  • ОНП, которые извлекли из нефтяных выработанных эмульсий;
  • смеси нефти и продуктов её переработки, которые были получены в процессе очистки емкостей для хранения НП и транспортных средств для их перевозки, а также полученные после очистки сточных вод посредством очистных сооружений.

Все собранные нефтеотходы необходимо поместить в заранее подготовленное место для их временного хранения.

В местах сбора нефтяных отходов необходимо соблюдать  чистоту и не допускать нефтяных загрязнений. Все оборудование, используемое на пунктах сбора, должно находиться в исправном состоянии, которое исключает разлив ОНП в процессе выполнения операций по их сбору и транспортировке.

Весь персонал, задействованный в таких процессах, должен иметь необходимые  индивидуальные защитные средства, а также должен соблюдать личную гигиену с целью недопущения  попадания таких отходов на кожу и слизистые оболочки.

Основными требованиями, предъявляемыми к такому сбору, являются:

  • масла необходимо собирать отдельно от других отходов;
  • смазочные масла, которые предназначены для регенерации, нужно собирать по каждой марке отдельно (допускается собирать совместно  разные марки масел, если они применяются в одинаковых механизмах);
  • следует разделять масла по степени их загрязнения;
  • индустриальные виды масел, которые использовались для смазки частей машин, температура которых больше 110-ти градусов,  для регенерации следует собирать отдельно;
  • в ёмкость  масла необходимо сливать за пределами  помещений компрессорных установок;
  • загрязнение трансмиссионными индустриальными видами масел, а также  консистентными смазками, при сборе – недопустимо;
  • отработанные масла нужно собирать только в специальную тару.

Если слитое при капитальном ремонте оборудования масло не заменяется на свежее или полученное путем регенерации, то после его очистки , в зависимости от полученного качества, его можно применять в этом же оборудовании или  в менее ответственных механизмах.

Сдача ОНП оформляется накладными на каждую их партию,  с указанием в них точного количества.

Хранение отработанных нефтепродуктов

Места временного хранения должны иметь ограждение и навес, защищающий  от осадков.

Они должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями и оборудованием, которые бы исключали возможность попадания нефтяных отходов в окружающую среду, как в процессе их  хранения, так и при их  транспортировке.

Эти места необходимо укомплектовать противопожарным инвентарем, на них должна быть надпись “Огнеопасно”. Если хранение осуществляется в помещении, то его необходимо оборудовать вентиляцией приточно-вытяжного типа.

Места такого сбора и хранения необходимо содержать в чистоте, не допускать разливов и прочих загрязнений нефтепродуктами.

Оборудование следует поддерживать в исправном состоянии, которое исключает возможность разлива нефтепродуктов во время выполнения  технологических операций.

В зависимости от используемой тары, местами такого хранения могут быть:

  • специально оборудованные крытые помещениях;
  • открытые площадки с твердым железобетонным покрытием;
  • площадки под навесами.

Все перечисленные места хранения должны исключать попадание хранимых вредных веществ в окружающую среду.

Все время хранения ОНП перед их утилизацией или регенерацией, следует  тщательно и регулярно проводить проверки исправности и герметичности используемых ёмкостей и прочего оборудования, а также обеспечить их защиту от оседаемой в процессе отстоя отходов грязи.

Организация учета ОМП

Учет собираемых и сдаваемых на утилизацию или переработку  ОНП должны проводить заранее назначенные  ответственные лица.

Ответственные за ведение этого  журнала  назначаются руководством  предприятия с оформлением соответствующего приказа. Назначенные приказом лица несут личную ответственность за достоверность внесенных в журнал сведений.

Объемы собранных и переданных ОНП  должны подтверждаться сведениями, содержащимися в документа складского и  бухгалтерского учета.

Рациональное использование отработанных нефтепродуктов

Основные направления такого рационального использования:

  • использование в технологических целях самого предприятия;
  • переработка в специализированных организациях.

Природоохранные требования

Категорически запрещается:

  • сливать собранные нефтеотходы в канализацию, на почву и в естественные или искусственные водоемы;
  • сливать их  на пути и в смотровые канавы;
  • сбрасывать отходы  в придорожные  канавы и кюветы, а также в другие необорудованные места;
  • загромождать и захламлять территорию предприятия заполненной ОНП тарой.

Разливы нефтепродуктов необходимо немедленно ликвидировать  при помощи песка,  который впоследствии нужно собрать в металлические, оборудованные крышками,  ящики и поместить в специально оборудованное место.

За нарушение нормативных требований по сбору, сдаче, учету, хранению и дальнейшему применению ОНП, а также в случае загрязнений ими  окружающих природных объектов, повлекших за собой вред здоровью людей, животному и растительному миру, виновные несут ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Уничтожение колонн бензовозов, перевозящих нефтепродукты в интересах террористических организаций

Источник: https://neftok.ru/pererabotka/sbor-otrabotannyh-nefteproduktov.html

Организация сбора отработанных нефтепродуктов

 К отработанным нефтепродуктам относятся:

  • масла, утратившие в процессе эксплуатации необходимые качественные показатели и выработавшие установленный для них ресурс;
  • бензины, керосины и дизельные топлива, отработанные как промывочные жидкости, и их смеси с нефтяными маслами.

Отработанные нефтепродукты подразделяются на следующие группы:

  • ММО – масла моторные отработанные (для авиационных поршневых, карбюраторных и дизельных двигателей), компрессорные вакуумные масла, масла для прокатных станов, а также смеси моторных и индустриальных масел с вязкостью не менее 30 сСт при 50С, предназначенные для регенерации;
  • МИО – масла отработанные индустриальные и рабочие жидкости для гидросистем, газотурбинные, изоляционные, приборные и турбинные масла, масла для компрессоров холодильных машин;
  • СНО – смеси отработанных нефтепродуктов: нефтяные промывочные жидкости; масла, применявшиеся при термической обработке металлов, цилиндровые, трансмиссионные; нефть и жидкие нефтяные топлива, извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержащих вод.

Сбор, сдача и использование отработанных нефтепродуктов в воинской части осуществляется согласно извещению (выписки из плана сбора, сдачи и использования отработанных нефтепродуктов) довольствующей службы горючего.

Нормы сбора отработанных масел для бронетанковой, авиационной и морской техники установлены приказами Министра обороны, для остальной техники нормы сбора отработанных нефтяных масел составляют: масла моторные (автомобильные, дизельные, авиационные) – 25%, масла индустриальные (индустриальные, компрессорные, турбинные, трансформаторные и другие нефтяные масла) – 35% от расхода свежих масел.

При замене масла в системах смазки двигателей машин длительного хранения сливаемые масла собираются и сдаются в размерах:

  • для машин с дизельными двигателями – 85% от вместимости баков систем смазки двигателей;
  • для машин с карбюраторными двигателями – 75% от вместимости систем смазки двигателей.

Масла, выработавшие менее половины ресурса, используются по прямому предназначению на технике учебно-боевой и транспортной групп, более половины ресурса – для переконсервации грубообработанных деталей из расчета 10 кг масла на 1 т деталей.

Отработанные масла не собираются при расходе свежих масел на следующие цели:

  • на технические нужды, связанные с безвозвратным расходованием масла;
  • на эксплуатацию двигателей, предусматривающих использование масла в смеси с топливом;
  • в трансмиссии машин, где масла применяются в смеси с пластичными смазками;
  • на обработку техники и имущества при их консервации.

Отработанные масла, а также другие нефтепродукты должны сливаться из систем военной техники на специально оборудованных постах (пунктах) сбора, пунктах технического обслуживания и ремонта техники с помощью специальных устройств, не допуская дополнительного загрязнения и обводнения.

Пункты сбора и хранения отработанных нефтепродуктов должны располагаться на бетонированных площадках, иметь ограждения, средства пожаротушения, предупредительные надписи. Количество емкостей на пункте должно обеспечивать раздельный прием и хранение всех групп отработанных продуктов. Ответственность за оборудование пункта сбора несет заместитель командира части по тылу.

Воинские части доставляют собранные отработанные нефтепродукты на нефтебазы и в приемные пункты складов (баз) горючего округа своим автомобильным транспортом.

Отработанные нефтепродукты могут расходоваться в качестве котельного топлива только по разрешению Центра в исключительных случаях.

В порядке исключения воинские части, расположенные в труднодоступных районах и на большом удалении от баз снабжения и путей сообщения, с разрешения начальника службы горючего округа могут расходовать отработанные нефтепродукты на производственно-технические нужды и в качестве котельного топлива.

Источник: http://www.compancommand.com/index/sbor_otrabotki/0-1698

Как утилизируют отработанное масло

В цивилизованных странах давно разделяют мусор и отправляют ГСМ на вторичную переработку. Теперь эта возможность есть и в нашей стране. Куда сдать отработанное автомобильное и фритюрное масло, как этот простой шаг поможет природе и что делают с отработкой на заводах – об этом читайте далее.

Опытный электрик слил в сеть секрет, как платить за электроэнергию вдвое меньше, легальный способ… Читать далее

Зачем нужно утилизировать масло?

Использованные масла опасны для людей и животных: они содержат полиолефины, карбены, смолы, асфальтены и механический осадок. Попадая в организм человека, они увеличивают риск развития рака, бесплодия и мутаций плода.

Определенная доля отработанных ГСМ сегодня сжигается, другая – утилизируется, но наибольшие объемы сливаются в водоемы, почву, канализацию, а потом попадают в воду и выращенные плоды.

В России перерабатывается не больше 20% масел. В мире на переработку уходит только ¼ произведенных горюче-смазочных материалов. В то же время в странах Европы это дело поставлено на поток: например, в Германии очищается и используется 55% отработанных ГСМ. Сбор, сдача и утилизация отработанного масла контролируются законодательством многих европейских стран.

Зачем это нужно делать?!

Во-первых, ради здоровья – собственного и своих детей, будущих потомков. Ведь загрязнения не исчезают из почвы и воды сами по себе, а накапливаются, и рано или поздно начнут попадать в питьевую воду и пищу.

Во-вторых, ради экономической выгоды. В России действуют фирмы, принимающие отработанное моторное масло за деньги – около 10 рублей за литр, в зависимости от объемов. Все больше предпринимателей покупают специальное оборудование и организуют прибыльный бизнес – мини-завод по переработке масел.

В-третьих, вторичное использование снижает потребность в добыче нефти. Задумайтесь: для производства 1 литра моторного масла нужно 67,2 литра нефти или всего 1,6 литра отработки. В процессе выработки нефти разрушаются целые экосистемы, переработка же намного менее опасна для экологии.

Утилизация автомобильного масла

В отработанном моторном масле содержатся продукты окисления, которые образуют осадок и мешают маслу выполнять свою смазочную функцию. Сливать его на землю, в водоемы, мусорный бак и канализацию нельзя. Выброшенное в природу, масло из двигателя отравляет почву и воду, убивает животных, птиц и рыб, и очень долго разлагается. Его причисляют к опасным отходам.

Факт: 1 литр машинного масла превращает 1 миллион литров питьевой воды в техническую.

Что делают с ГСМ на заводах по переработке?

Переработка отработанного масла проходит в четыре этапа:

  1. Очистка от механических частиц. Для этого сырье отстаивается в течение нескольких дней и переливается, а затем пропускается через фильтр. Второй способ очистки – сепарация, в процессе которой сырье подвергается центрифугированию.
  2. Выпаривание и перегонка. С помощью выпаривания удаляется вода и другие легко закипающие примеси.
  3. Физико-химическая очистка. Применяется адсорбция (пропускание сырья через твердые пористые материалы, в которых оседают примеси), коагуляция (воздействие веществами-коагулянтами, током, а также перемешивание, охлаждение или нагрев), селективное растворение (добавление растворителей) и термовакуумная сушка.
  4. Химическая очистка. Производится с помощью кислот (обычно серной) и щелочей.
  5. Фильтрация с помощью мембран.

Таким способом производятся базовые масла, из которых получают гидравлические, трансмиссионные масла, смазочно-охлаждающие жидкости и дизельное топливо (соляру).

Наиболее выгодна переработка масла в дизельное топливо, используемое в двигателях железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей, кораблей, военной и сельскохозяйственной техники, а также в дизельных генераторах.

Соляра применяется для отопления в специальных дизельных котельных.

Утилизация масла из трансформаторов

Трансформаторные масла применяют на предприятиях для охлаждения трансформаторов, выключателей, реакторов. Менять их рекомендуется каждые 25 лет.

Как правило, масло регулярно очищают, удаляя продукты окисления, фильтруют и восстанавливают, что позволяет максимально увеличить срок его работы.

Однако вопрос утилизации трансформаторного масла все же стоит достаточно остро, так как со временем оно теряет свои свойства, а отходы этого типа опасны для окружающей среды.

Трансформаторное масло утилизируется несколькими способами:

  1. Переработка.
  2. Регенерация.
  3. Сжигание.

Регенерация – наиболее экономически выгодная утилизация отходов (масла из трансформаторов). В ходе регенерации сырье освобождают от примесей, выпаривают и очищают химическими веществами. При этом 80-90% отработки превращаются в чистый продукт, и лишь 10% становятся отходами.

Утилизация пищевого масла

Пищевой жир, получаемый в процессе жарки продуктов, имеет высокую вязкость и засоряет трубы канализации. Поэтому не рекомендуется выливать масло из фритюрницы или сковороды в унитаз или раковину. Повторно использовать его тоже не получится, из-за наличия канцерогенов и взвесей сгоревших кусочков пищи.

Растительный жир, оставшийся после жарки во фритюре, можно сдать на завод по переработке. Для этого его нужно остудить, процедить через ситечко и слить в чистые емкости, желательно пластиковые.

Его можно накопить или использовать вторично.

Из отработанного растительного жира варят мыло, делают инсектицид для растений, мастерят лампы, смазывают маслом инструменты и даже производят биодизель в домашних условиях.

На предприятиях по переработке пищевой жир очищают с помощью воды, спирта и фильтров. Из полученного продукта изготавливают хозяйственное мыло, олифу, краски, промышленные лаки и биодизельное топливо.

В Европе утилизация фритюрного масла очень распространена: его собирают в ресторанах, кафе и у граждан с целью производства биодизеля. Также проводится утилизация камбузного масла на судах, масляных отходов армейской кухни.

Биодизель используется как топливо в автомобильном транспорте и дизельных генераторах.

Переработка канистр

Сдать на переработку можно не только использованное масло, но и емкости, в которых оно хранилось.

Посмотрите на дно своих канистр, есть ли там отметка – цифра в окружении стрелок, либо аббревиатура на латинице.

В нашей стране на переработку можно сдать упаковку с маркировкой 1, 2, 5 и 6, а также с любой аббревиатурой в треугольнике из стрелок. Пластик, на котором нет отметок, не перерабатывается.

Канистры из-под автомобильного и пищевого масла – это, как правило, либо полиэтилен высокого давления (пометка HDPE на дне канистры), либо поливинилхлорид (пометка PVC), либо полиэтилентерефталат (PET2).

Полиэтилен высокого давления используется вторично для производства одноразовой посуды, пакетов, бутылок для чистящих и моющих средств, канистр.

Из переработанного PET2 делают упаковку для бытовой химии, канистры, трубы, мусорные контейнеры, ручки, упаковку для воды и молока.

А вот поливинилхлорид (ПВХ), из которого состоят бутылки из-под растительного отработанного масла, практически не перерабатывается и выделяет при сжигании канцерогены.

Сбросить канистры, а также другой накопившийся у вас пластик, можно в специальные цветные сетки для сбора, которые стоят во многих городах. Для того, чтобы найти ближайшую к вашему дому сетку, наберите в поисковике «Карта сеток для пластика (город)» или «Куда выбросить пластик в (городе)». С каждым годом число этих сеток растет, как и количество граждан, готовых разделять мусор.

Куда сдать отработку

Отработанное масло принимают специализированные компании – бесплатно или за небольшие суммы (5-10 рублей за литр).

Далее закупщики перерабатывают сырье на своих заводах (для такой деятельности нужна установка по переработке) или сдают более крупным организациям в больших объемах, уже по более высокой цене.

Пока бизнес по переработке масел не так популярен в России, как на Западе, но это направление очень прибыльное, поэтому число переработчиков будет расти.

Чтобы найти предприятия, закупающие отработку в вашем городе, воспользуйтесь гугл-поиском.

Владельцы кафе, ресторанов и гостиниц, автомастерские могут заключить договор на утилизацию, чтобы сдавать отработку регулярно и с гарантиями оплаты.

Кстати, многие СТО оставляют у себя слитое моторное масло, копят и сдают его, получая дополнительную прибыль. Также некоторые частные лица закупают отработанные ГСМ для отопления помещений.

Кроме того, вы можете использовать их в хозяйстве – как смазку для движущихся механизмов, петель, замков, велосипедных цепей, или как средство для защиты от ржавчины.

Возможна утилизация масла, моторного, пищевого или гидравлического, с помощью сжигания в специальных печах или комбинированных котлах.

Однако, при горении ГСМ выделяют вредные вещества, и необходима установка дорогих фильтров для очистки дыма.

Если вас интересует, как сделать установку по переработке самому, отвечаем: невозможно самостоятельно сконструировать такое оборудование. Готовый мини-завод с достаточной производительностью обойдется вам в 1 миллион рублей.

Смотрите видео о том, как переработать моторное масло в дизельное топливо своими руками, используя дистиллятор и отбеливающие компоненты:

Итак, теперь вы знаете, что делать с отработанным маслом. Осталось найти тару для его сбора, выбрать подходящий способ утилизации, и, самое главное, изменить устоявшиеся привычки. Никогда не поздно стать более экологически осознанным.

Источник: https://vtorothody.ru/utilizatsiya/otrabotannogo-masla.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector