Легализация (отмывание) доходов. ответственность

Наказание за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Согласно закону совершение легализации без отягчающих обстоятельств (то есть на сумму, равную или не превышающую один миллион рублей) – ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст.

174-1 УК РФ – наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года. То есть, совершая легализацию на сумму в один миллион рублей, субъект рискует получить лишь штраф, не превышающий 12 процентов от этой суммы.

Это даже меньше, чем налог на доходы физических лиц, установленный в соответствии с п. 1 ст. 224 (налоговые ставки) Налогового кодекса РФ (он составляет 13 процентов).

Впрочем, санкции ч. 1 ст. 174 и 174-1 УК РФ вызывают возражение не только в связи с размером штрафа. Согласно ч. 5 ст.

46 УК РФ «в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Однако других видов наказания санкции ч. 1 ст. 174 и ч. 1 ст.

174 1 УК РФ не предусматривают. Таким образом, если осужденный за легализацию откажется платить штраф, то заменить его на другой вид наказания будет невозможно.

Легализация денег и имущества на сумму, превышающую один миллион рублей, приобретенных другими лицами преступным путем (ч. 2 ст.

174 УК РФ), наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового. Легализация денег и имущества на сумму, превышающую один миллион рублей, приобретенных самим лицом в результате совершения им преступления (ч. 2 ст. 174 1 УК РФ), наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового. То есть в санкциях ч. 2 ст. 174 и ч. 2 ст. 174-1 УК РФ появляется еще один, кроме штрафа, вид наказания – лишение свободы на определенный срок (до четырех лет и до пяти лет соответственно).

Однако далеко не всегда легализация совершается в крупном размере. Ведь согласно закону о противодействии легализации обязательному контролю подлежат финансовые операции и сделки, совершаемые на сумму свыше 600 тысяч рублей.

Поэтому если речь действительно идет о деньгах и имуществе, полученных преступным путем, то вряд ли кто-то станет совершать финансовую операцию или сделку не только на сумму, превышающую один миллион рублей, но даже на сумму, превышающую 600 тыс.

Для снижения риска оказаться в поле зрения уполномоченного органа, правонарушители, скорее всего, структурируют сделку на суммы, не превышающие 600 тыс. рублей, и будут совершать ее по частям. Тем менее вероятно, что они будут совершать операции и сделки сразу на суммы, превышающие один миллион рублей.

Легализация, совершенная в крупном размере по предварительному сговору группой лиц (п. «а» ч. 3 ст. 174; п. «а» ч. 3 ст. 174-1 УК РФ УК РФ), или в крупном размере лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 174; п.

«б» ч. 3 ст. 174-1 УК РФ), наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Легализация в крупном размере денег или имущества (приобретенных другими лицами преступным путем), совершенная организованной группой (ч. 4 ст. 174 УК РФ), наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Легализация в крупном размере денег или имущества (приобретенных организованной группой в результате совершения ею преступления), совершенная этой же организованной группой (ч. 4 ст.

174-1 УК РФ), наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Таким образом, может сложиться впечатление, что за легализацию установлена достаточно строгая ответственность: максимальное наказание составляет до пятнадцати лет лишения свободы (ч. 4 ст. 174-1 УК РФ). Однако это оказывается возможным только тогда, когда легализация совершается организованной группой и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Легализация на сумму, не превышающую одного миллиона рублей, может быть квалифицирована лишь по ч. 1 ст. 174 (174-1) УК РФ даже в том случае, если совершена группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или организованной группой. Санкция же ч. 1 ст. 174 (ч. 1 ст. 174-1) УК РФ предусматривает лишь штраф.

Расследование уголовных дел по делам о легализации отнесено к компетенции следователей органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ). Однако из этого правила может быть сделано исключение. Учитывая, что согласно ст.

15 УК РФ легализация, предусмотренная ч. 1 и ч. 2 ст. 174 (ч. 1 и ч. 2 ст. 174-1 УК РФ), относится к преступлениям небольшой и средней тяжести, расследование дела, по письменному указанию прокурора, может быть поручено дознавателю (п.

2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 года № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» указано, что если при рассмотрении уголовного дела по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 или ст.

174-1 УК РФ, будет установлено, что имущество, деньги и иные ценности получены в результате преступных действий либо нажиты преступным путем, то в соответствии с пунктами 2 и 2-1 части 1 статьи 81 УПК РФ они должны быть признаны вещественными доказательствами по делу и на основании пункта 4 части 3 указанной статьи возвращены законному владельцу либо обращены в доход государства с обоснованием в приговоре принятого решения.

Источник: глава из монографии

Беницкий А.С., Розовский Б.Г., Якимов О.Ю.

Ответственность за легализацию преступно приобретенных доходов в уголовном законодательстве Украины и Российской Федерации: Монография / МВД Украины, Ин-т экон.-пр. исл. НАН Украины, Луган. гос.

ун-т внутр. дел им. Э.А. Дидоренко, Восточноукр. нац. ун-т им. В. Даля. – Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2008. – 496 с. – Библиогр.: С. 463-492.

РекламаЗадачи по экономике с решениямиСтатьи по экономике

Источник: http://pravo-znanie.ru/ugolovnoe-pravo-i-ugolovnyj-protsess/196-nakazanie-za-legalizatsiyu-otmyvanie-dokhodov-poluchennykh-prestupnym-putem.html

Что такое отмывание денег в уголовном праве

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом.

Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников.

Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода.

Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок.

Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств.

Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам.

Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст.

174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет.

  В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.

Читайте также:  Причины низкой налоговой нагрузки. пояснение для налоговой

Источник: http://ru-act.com/ugolovnyj-kodeks/chto-takoe-otmyvanie-deneg-v-ugolovnom-prave.html

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

тема номера: ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА РАДОСТЕВА

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права уральского государственного юридического университета,

e-mail: la-venta@mail.ru

Раскрываются вопросы уголовно-правовой оценки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, Анализируется содержание действий, составляющих объективную сторону этого состава преступления.

The issues of criminal legal assessment of money laundering are presented. The content of the actions constituting the objective part of this corpus delicti is analyzed.

Ключевые слова: легализация преступных доходов, противодействие, уголовная ответственность

Key words: money laundering, combating, crime, criminal liability

На фоне непрекращающихся дискуссий по вопросам противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации принятие Пленумом Верховного Суда РФ специального постановления от 7 июля 2015 г.

№ 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем» (далее — Постановление № 32) является вполне ожидаемым событием.

Необходимость подобной правоприменительной модернизации объясняется как внутренними национальными интересами, так и принятыми на себя международными обязательствами в этой сфере, прежде всего перед организацией FATF1, неудовлетворительные результаты проверки которой в 2018 г.

грозят существенными негативными последствиями для страны и ее без того пошатнувшейся экономики.

В связи с этим отсутствие практики по «ан-тиотмывочным» статьям, а также общее небольшое число осужденных за легализацию преступных доходов (в прошлом году — всего 248 человек, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ2), по оценкам специалистов, несомненно станут негативными показателями правоприменительной практики по данной

категории дел и свидетельством того, что действенных преград для легализации преступных доходов и финансирования терроризма в нашей стране до сих пор не создано.

Именно этим в известной степени можно объяснить не только внимание Пленума ВС РФ к источникам опасности, создаваемым легализацией преступных доходов, и правовым основам противодействия ей, но и толкование соответствующих норм явно не в пользу лиц, привлекаемых за указанные преступления.

В любом случае принятие Постановления № 32 можно оценить положительно.

Этот акт объединил разъяснения вопросов уголовно-правовой оценки легализации и смежного с ней приобретения или сбыта имущества, заведомо добытого преступным путем, и отграничил от них проблемы, которые связаны с незаконным предпринимательством и регулируются постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве».

Но является ли Постановление № 32 действительно новым подходом правоприменителя? На первый взгляд нет, хотя некоторые содержательные новеллы в нем все же имеются. Прежде всего это расширение перечня доходов, приобретенных преступным путем. Так, неза-

2015. № 6

«предметы роскоши», «экономическая целесообразность»), Пленум пояснил, что совершение указанных финансовых операций или сделок само по себе не может предрешить выводы суда о виновности лица в легализации, поскольку этот вопрос должен решаться в каждом случае индивидуально с учетом всех обстоятельств дела. Кроме того, распоряжение деньгами и иным имуществом, приобретенными преступным путем, в целях личного потребления свидетельствует, что умысел на легализацию преступных доходов отсутствует.

Даже обывателю нетрудно заметить, что последнее допущение фактически является одной из лазеек, которые позволят избежать ответственности за легализацию. Например, можно вкладывать преступные доходы в приобретение недвижимости для целей личного проживания. Вариантов много, чего только стоит упоминавшаяся экономическая целесообразность сделок как одно из свидетельств наличия или отсут-

тема номера: вопросы уголовного

конно полученным имуществом считается не только то, что было добыто в результате совершения конкретного преступления (например, хищения), но и то, что получено в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление (например, убийство по найму) либо платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте. Отметим, что ранее в проекте постановления предлагалось отнести к предметам легализации имущество, за счет которого должно проводиться взыскание недоимки по налогам и таможенным платежам, как следствие преступного уклонения от уплаты налогов и сборов. Однако данная инициатива не нашла поддержки.

Ожидаемым является и указание на то, что под понятие легализации доходов, полученных преступным путем, подпадают не только любые сделки и операции с денежными средствами (размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т. п.

), но и действия, направленные на создание видимости заключения сделок.

Верховный Суд обоснованно упрекает правоприменителей в расширительном толковании норм уголовного закона, в которых речь идет исключительно о финансовых операциях и иных сделках.

В любом случае указанные финансовые операции, сделки и действия, создающие видимость их осуществления, должны быть направлены на маскировку связи легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением) и на придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению им. Однако этот важный момент, касающийся доказывания цели таких действий, вылился в весьма неудачный общий перечень возможных нарушений, большинство из которых связаны с фирмами-однодневками, подставными лицами, не осведомленными о фактическом характере совершаемых действий, офшорами, обналичиванием и выводом денежных средств. О цели легализации преступно полученных денег или имущества может свидетельствовать и приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т. д.

Словно осознав опасность подобного произвольного толкования органами предварительного следствия и судом большинства использованных Верховным Судом далеко не юридических конструкций («произведения искусства»,

Под понятие легализации доходов, полученных преступным путем, подпадают

не только любые сделки и операции с денежными средствами, но и действия, направленные на создание видимости заключения сделок

ствия цели как элемента состава преступления. Вводить в правовое поле подобную оценочную категорию вряд ли оправданно, если учесть, что в большинстве случаев целесообразность экономических и финансовых сделок и операций устанавливается посредством дорогостоящих экспертиз.

В Постановлении № 32 не обойден вниманием и вопрос о преступном источнике происхождения легализуемого имущества, хотя проблем в связи с этим на практике не убавится. Так, не вызывает сомнений обоснованность рекомендации п.

4 Постановления, согласно которой вывод суда о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на обвинительном приговоре по делу об основном преступлении.

Это вполне согласуется как с конституционно гарантированной презумпцией невиновности, так и с тем, что легализация

РОССИЙСКОЕ ПРАВО

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

тема номера: ВОПРОСЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА

денежных средств, по сути, является вторичным (производным) преступлением, соответственно для его уголовно-правовой оценки требуется предварительный вывод суда о преступном характере предшествующего ему основного деяния, являющегося преступным источником возникновения денежных средств или имущества.

Что же касается остальных разъяснений в этой части, то они вызывают скорее критику, чем одобрение. Речь идет о том, что вывод о преступном источнике приобретения имущества может основываться:

1) на постановлении органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, недостижением лицом возраста уголовной ответственности, истечением сроков давности уголовного преследования, примирением сторон, деятельным раскаянием в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, вследствие акта об амнистии, а также по основаниям, предусмотренным ст. 281 УПК РФ;

2) на постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление.

Не спасает ситуацию даже уточнение того, что материалы уголовного дела в двух указанных случаях должны содержать доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, а орган предварительного расследования должен дать им соответствующую оценку, поскольку это создает возможность неоправданно широкого дискреционного усмотрения правоприменителя и всякого рода злоупотреблений. Юридическая техника здесь далека от совершенства. Например, непонятно, каким образом материалы уголовного дела, которое приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, могут содержать доказательства, свидетельствующие о наличии состава основного преступления (ведь для этого требуется определить его субъекта). Да и принцип вины никто не отменял, вина должна устанавливаться на основании вступившего в силу приговора суда.

Оппоненты могут сослаться на положения ст.

6 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности о том, что при квалификации действий, которые страна-участница Конвенции признает уголовно наказуемым отмыванием преступных доходов, не имеет значения, подпадает ли основное преступление под уголовную юрисдикцию страны. При этом почему-то игнорируется то обстоятельство, что в ст. 6 речь идет именно о вопросах юрисдикции, а не о собственно преступности первичного деяния.

Неизменным остался подход Пленума ВС РФ к вопросу уголовно-правовой оценки одной финансовой операции или сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем, за которые лицо также может быть привлечено к ответственности в рамках составов легализации, если будет установлено, что такое деяние было совершено с целью придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (например, заключение договора купли-продажи объекта недвижимости, преступное приобретение которого маскируется заведомо подложными документами о праве собственности на данный объект).

Момент окончания анализируемых преступлений в Постановлении № 32 определен в зависимости от вида деяния. Финансовые операции считаются оконченными, если преступно полученные денежные средства используются для расчетов за товары или размена либо банку предъявляется (передается) распоряжение о переводе денежных средств и т. п.

; сделки — с момента фактического исполнения (реализации) виновным лицом хотя бы части обязанностей (прав), которые возникли у него по совершенной сделке (например, с момента передачи виновным лицом полученных им в результате совершения преступления денежных средств или иного имущества другой стороне договора вне зависимости от того, исполнила ли последняя свои обязательства).

Если же в целях легализации доходов создавалась лишь видимость заключения сделки с имуществом, тогда как в действительности передача имущества по ней не предполагалась, преступление считается оконченным с момента оформления договора между виновным и иным лицом (например, с момента подписания до-

тема номера: Вопросы уголовного ПрАВА

2015. № 6

говора об оплате услуг, которым маскируется преступное приобретение соответствующих денежных средств).

При этом на признание преступления оконченным отныне не будет влиять то обстоятельство, что финансовые операции или сделки осуществлялись в рамках оперативно-розыскных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Данью принятым на себя международным обязательствам Российской Федерации выглядит обращение судами внимания на необходимость решения вопроса о конфискации имущества в отношении лиц, которые признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ.

В завершение отметим, что несомненно положительная новелла Постановления № 32 -разграничение состава легализации имущества, заведомо добытого преступным путем, и состава

преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем), главное отличие между которыми заключается в отсутствии в последнем цели придания правомерного вида владению, пользованию или распоряжению имуществом.

Насколько полезным для правоприменительной практики будет принятое ВС РФ постановление, покажет время.

1 Financial Action Task Force — межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД / ФТ), а также проводит оценку соответствия национальных систем ПОД / ФТ этим стандартам.

2 Отчет о числе осужденных по всем составам Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2014 г. // URL: http://www.cdep.ru/index.php? id=79&item=2883.

Читайте также:  Регистрация нко. пошаговая инструкция

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/legalizatsiya-otmyvanie-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem-2

Распространенные схемы отмывания денег и ответственность за ведение подобной деятельности

Оффшоры  | 15 Мар 2017  |   19421

Целью осуществления деятельности любой компании является получение прибыли. К сожалению не каждая компания может похвастаться работой по легальным схемам. Легализация наличных – это проблема, с которой все чаще сталкиваются компании, начинающие взаимоотношения с новыми партнерами. Часто результатом процесса становится начало судебных разбирательств.

Чтобы не стать причастной к отмыванию денег, компании необходимо разбираться в основных способах незаконной легализации доходов. Это позволит сохранить деловую репутацию на должном уровне.

Несколько лет назад использовались такие способы, как создание фирм-однодневок, совершение операций на рынке недвижимости. С развитием сети интернет и набирающей популярность возможностью совершать оплату электронными деньгами, в виртуальном пространстве также стали появляться способы для отмывания денег.

История и причины возникновения явления отмывания денег

Классическое понимание отмывания денег возникло в то время, когда еще только появлялась рыночная экономика, а также начала развиваться банковская система. Наиболее состоятельные граждане уже тогда пытались скрыть от государства свои доходы. Добиться этого можно было путем предоставления ложных сведений о получении прибыли.

Легализация денег это перечень мероприятий, позволяющих уйти от налогообложения, избежать конфискации имущества или скрыть свои накопления от государства. Особый расцвет и разработку новых способов отмывания денег в банках начали активно применять в Соединенных Штатах Америки в начале прошлого столетия.

Что такое легализовать деньги сегодня? Это прежде всего перевод средств, полученных незаконным путем, из теневой экономики в официальную.

Что представляет собой легализация доходов?

Чтобы понять, что такое легализация доходов, следует рассмотреть принцип классической схемы отмывания доходов. Он включает несколько этапов:

— получение денег незаконным способом;

— внедрение полученных средств в финансовую систему;

— перемещение денег от источника прибыли третьим лицам;

— вывод наличных денежных средств законным способом. Чаще всего путем открытия новой компании или совершения крупной покупки.

Распространенные способы отмывания денег

Отмывать деньги — что это? Для ответа на этот вопрос следует знать о наиболее распространенных способах легализации доходов. Среди них выделяют:

— размещение;

— структурирование или смурфинг;

— совмещение;

— вывод средств за границу;

— работа с фальшивыми счетами.

Отмывание денег любым из указанных способов имеет сильные стороны и недостатки. В зависимости от обрабатываемой суммы, экономической обстановке и исходных данных злоумышленники выбирают наиболее интересную для них схему.

Размещение представляет собой вложение денег в кредитные организации в виде вкладов или депозитов.

Поскольку при размещении средств на счете контролирующие органы легко могут проверить всю интересующую информацию, данный способ не подходит для отмывания больших сумм.

Отмывание денежных средств банком предполагает внесение небольших сумм на различные счета. Чаще всего такие поступления производятся регулярно.

Смурфинг предполагает деление суммы незаконно полученных средств на маленькие суммы, которые потом и используются для легализации. Данный способ можно отнести к отмыванию банком денежных средств.

Совмещение нелегальных денег с легальными позволяет значительно снизить размер налогооблагаемой базы. Кроме того, через счет открытой и осуществляющей деятельность официально фирмы, могут быть введены и выведены небольшие суммы, полученные преступным путем.

Отмывание денег с использованием подставных фирм и выставлением фальшивых счетов

Что такое отмывание денег через подставные фирмы? Данный способ позволяет использовать в процессе отмывания денег организацию, которая была открыта с этой целью. Вероятнее всего, после окончания данной операции компания будет закрыта. Однако через ее счет пройдет определенная сумма средств. Отследить данные махинации очень сложно, особенно если работа велась с небольшими суммами.

Часто мошенники используют при легализации денег компании, зарегистрированные в оффшорных зонах, где не распространяются требования российского законодательства. Это удобный способ вывести финансы за границу, после чего использовать их по своему усмотрению.

Самый простой и часто использующийся способ легализации средств – выставление фальшивых счетов. В современном мире ежеминутно происходит большое количество финансовых операций, и контролирующие органы просто не в состоянии обработать все поступающие запросы.

Выставление фальшивого счета предполагает оплату значительно завышенной стоимости оказанных услуг через подставную организацию. Разница между реальной стоимостью и суммой, проведенной по счету, делится между участниками сделки на заранее оговоренных условиях.

Ответственность за отмывание денег

Кодексом административных правонарушений (статья 15.27) и Уголовным кодексом (статья 174) предусмотрена ответственность за это деяние.

Наказание может включать штраф до ста двадцати тысяч рублей или в размере годового дохода.

Если был доказан факт легализации в особо крупных размерах, нарушителю грозит:

— штраф до двухсот тысяч рублей;

— принудительные работы сроком до двух лет;

— лишение свободы на тот же срок с выплатой штрафа в размере до пятидесяти тысяч рублей.

Если преступление совершено группой лиц, наказание будет более суровым.

Важно помнить, что отмывание денег – это незаконная деятельность, которая угрожает безопасности и финансовому спокойствию нарушителя, не позволяет обществу гармонично развиваться.

Использование нелегальных финансовых схем позволит сократить сумму налоговых выплат. Однако вероятность наступления негативных последствий гораздо больше, чем получение данной выгоды.

Источник: http://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/offshory/rasprostranennye-shemy-otmyvaniya-deneg/

Легализация доходов, полученных преступным путем – Адвокат по легализации

Субъектом рассматриваемого преступления является любое физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет, умышленно совершившее легализацию денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём.

При этом законодатель разделяет ответственность по субъекту, совершившему преступления: ст. 174 УК РФ – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 УК РФ – за отмывание собственных преступных доходов.

Особенностью данных статей является практика их применения – органы следствия в большинстве случаев квалифицируют по этим статьям деяния по распоряжению имуществом, полученным в результате мошенничества, незаконного получения кредита и иных экономических преступлений, тем самым «усиливая» обвинение.

Таким образом, обвинение в легализации дополнительно может получить практически любое лицо, которому предъявлено обвинение в совершении иного экономического преступления.
 

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом наказывается…

Максимальный срок наказания по ч.4 ст.174 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Статья 174.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом…

Максимальный срок наказания по ч.2 ст.174.1 УК РФ — 7 лет лишения свободы.

Основными нормативными документами по данным двум составам преступления являются:

— Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страсбурге 8 ноября 1990 года государствами — членами Совета Европы — ФЗ «О ратификации конвенции об отмывании, выявлении изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 28 мая 2001 года — ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года — Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём» от 18 июня 2004 года.

Ваша защита от обвинения в совершении легализации будет строиться на доказывании отсутствия признаков состава преступления и/или доказывании Вашей непричастности к совершённому преступлению.

Не всякое распоряжение имуществом есть легализация. Важна ЦЕЛЬ

Статья 174.

1 Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершениям им преступления, появилась в УК РФ в 2002 году, с принятием ФЗ — № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма».

С этого момента уголовный закон разделил ответственность за легализацию по субъекту первоначального преступления: ст. 174 – предусматривает ответственность за отмывание доходов, незаконно полученных другими лицами, а ст.174.1 – за отмывание собственных преступных доходов.

Однако, если сравнить две эти нормы, то по ранее действующему уголовному закону, вопреки логике, под легализацией преступных доходов понимались совершенно разные действия. Так, диспозиция ст.

174 УК РФ воспроизводила уточнённое определение легализации из закона № 115-ФЗ, указывающая на основную составляющую этого деяния – цель придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжения преступно полученным имуществом. Именно это неотъемлемый признак легализации установлен в законодательстве многих зарубежных стран (Германия, Швейцария и других). В ст.174.

1 ранее специальная цель, как специальный признак отсутствовала, а наказуемыми действиями считались, не только совершение финансовых операций и сделок с преступно приобретённым имуществом, но и его использование в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, распоряжение приобретённым имуществом – это составляющая корыстной цели деяния (таковая имеет место при совершении большинства преступлений, в результате которых извлекается доход). Поэтому дополнительной квалификации распоряжение преступно полученным имуществом, как легализации, не требуется.

В связи с изменениями, внесёнными в УК РФ, в связи с принятием закона № 60-ФЗ от 07.04.2010 года, придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, как цель легализации теперь указано в диспозициях и ст.174 и ст.174.1 УК РФ.

Какое имущество составляет предмет преступления?

Предметом легализации являются денежные средства или иное имущество, заведомо приобретённые преступным путём.
Доходы, полученные преступным путем, согласно ст.3 Федерального закона -115 — денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления.

Преступный путь выражается в том, что имущество приобретено в результате совершения различных преступлений. Уголовный закон ограничивает круг указанных преступлений, исключив из их числа, преступления, предусмотренные ст.193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

Доход – означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления.

Денежные средства – платёжное средство, платежи могут осуществляться путём наличных и безналичных расчётов.

Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Статья 6 ФЗ – 115 от 7 августа 2001 года определяет виды операций, подлежащие обязательному контролю.

Судебная практика

Судебная практика по применению уголовного закона складывается по-разному, в связи с тем, что отсутствуют чёткие разъяснения со стороны высшей судебной инстанции.

Вместе с тем, формальный подход к квалификации на основе буквального толкования нормы и желания улучшить показатели работы органов предварительного следствия, приводят к тому, что ст.174.

1 УК РФ вменяется по совокупности избыточно.

Что характерно, даже суды не всегда принимают такое обстоятельство, как цель использования денежных средств, полученных преступным путём. Как правило, они соглашаются с квалификацией действий подсудимых, по ст.174.1 УК РФ, когда были доказаны факты хищений в крупном размере.

В абсолютном большинстве случаев, отмывание денежных средств или иного имущества, которое лицо приобретает, в результате совершения другого преступления, вменяется ему по совокупности с этим предикатным (первичным) преступлением. Среди таковых наиболее распространены: кража (ст.158), мошенничество (ст.159), присвоение или растрата (ст.160), незаконное получение кредита (ст.176), сбыт наркотических или психотропных веществ (ст.228.1).

«Настоящая» легализация, в мошенничестве с кредитами, либо при незаконном получении кредита, денежных средств, как правило, представляет собой совокупность последовательно совершаемых финансовых операций, которые объединены единым умыслом и направлены на достижение одной цели – «обелить» доход от конкретной преступной махинации.

Читайте также:  Метод директ костинг. что это такое? пример

Достаточно часто по многим уголовным делам по ст.174 и ст.174.1 УК РФ материалы уголовных дел не содержат доказательств того, финансовые операции и иные сделки совершаются обвиняемым (подсудимым) именно с теми денежными средствами, которые были получены в результате совершения преступления.

Источник: http://prestuplenia.net/articles/moneylaundering.html

Проблемы уголовной ответственности за легализацию отмывания преступных доходов

Торговля людьми

Нормы о торговле людьми и использовании рабского труда, закреп­ленные ст. 1271 и 1272 УК РФ, отражают выполнение Российской Федераци­ей международно-правовых обязательств по имплементации во внутреннем уголовном законодательстве положений.

Международное положение торговля людьми осуществляется путем: 1) купли-продажи человека; 2) его вербовки, 3) перевозки, 4) передачи, 5) укрывательства или 6) получе­ния.

Торговля считается состоявшейся при совершении хотя бы одного из перечисленных альтернативных действий.

В российской норме говорится о купле-продаже человека как одной из форм торговли, отсутствующей в международном понятии исследуемого преступления. Включение купли-продажи в рассматриваемый состав мож­но признать соблюдением российским законодателем традиций нацио­нального права, не противоречащих международному уголовному праву.

Международно-правовое понятие торговли людьми включает как обя­зательный признак состава особый способ, который сопровождает вербов­ку, перевозку, передачу, получение и укрывательство: применение насилия или угрозу его применения, иные формы принуждения, похищение, обман, злоупотребление властью или использование уязвимости положения, под­куп лица для получения его согласия на торговлю зависимым от него потер­певшим. Для российского понятия торговли указанный способ не является обязательным признаком объективной стороны состава. Передача лица пу­тем обмана в целях эксплуатации использования его рабского труда охваты­вается как международно-правовой, так и российской нормой о торговле. Если передача не будет совершена обманным способом и ни одним из дру­гих вышеперечисленных неправомерных способов, то по международному праву состава торговли нет. По УК РФ ответственность за такую торговлю людьми будет наступать согласно ч. 1 ст. 1271.

Совершение торговли людьми с применением насилия или угрозой его применения, злоупотреблением властью или использованием поддельных до­кументов либо с изъятием, сокрытием либо уничтожением документов, удос­товеряющих личность потерпевшего, усиливает уголовную ответственность по УК РФ.

По международном уголовному праву названные способы являются признаком состава торговли людьми, а по национальному праву — квалифи­цирующим признаком.

Усиление уголовной ответственности не нарушает международно-правовых обязательств Российской Федерации, соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.

Перемещение потерпевшего через государственную границу Российс­кой Федерации (п. «г» ч. 2 ст. 127 УК) означает как законное, так и незакон­ное пересечение границы потерпевшим.

Данное толкование перемещения обосновывается тем, что в п.

«г» применительно к удержанию потерпевше­го за границей подчеркивается его незаконный характер, о котором ничего не говорится относительно перемещения потерпевшего через государ­ственную границу.

Потерпевший при торговле людьми – любое лицо, независимо от расы, пола и возраста. Российский законодатель также пошел по пути унификации: в 2003 г. Федеральным законом № 162-ФЗ из УК РФ исключена ст. 152 (Торговля несовершеннолетними) и введена ст. 127.

1 (Торговля людьми), при этом торговля несовершеннолетними введена в ст. 127.1 в качестве квалифицирующего признака (п. «б» ч. 2).
Деяния, предусмотренные ст. ст. 127.

1 (Торговля людьми) и 240 (Во-влечение в занятие проституцией) УК РФ, являются преступлениями международного характера .

В связи с этим следует обратить внимание на основные проблемные вопросы квалификации преступлений по ст. 127.1 УК РФ в части соотношения составов торговли людьми и вовлечения в занятие проституцией (ст.ст. 127.1 и 240 УК РФ).

Личная свобода конкретного человека – непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ.

Дополнительными объектами выступают честь и достоинство, половая неприкосновенность и половая свобода личности; физическое и психическое здоровье человека. Дополнительным объектом торговли людьми, совершенной при обстоятельствах, указанных в п.

«б» ч. 2 рассматриваемой статьи, является нормальное морально-нравственное, психическое, физическое развитие несовершеннолетнего.

Непосредственным объектом вовлечения в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие нравственное здоровье населения, половая свобода человека, а также нормальное морально-нравственное, психическое, физическое развитие несовершеннолетних (ч. 3 данной статьи).

С объективной стороны преступление, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 127.1 УК РФ, состоит в совершении ряда альтернативных действий, совершенных в отношении потерпевшего:

купля-продажа; иные сделки; вербовка; перевозка; передача; укрывательство;

получение.

При этом вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение предполагают обусловленность специальной целью эксплуатации потерпевшего. Сексуальная эксплуатация включает в себя не только эксплуатацию проституции, но и использование человека в качестве порномодели для изготовления материалов соответствующей направленности и пр.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 240 УК РФ, состоит в совершении двух альтернативных действий:
вовлечение в занятие проституцией

ПРИТОНЫ

Статья 232. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ

1.

Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ —

2. Те же деяния, совершенные организованной группой, —

Одним из существенных факторов, способствующих наркотизации населения, является функционирование притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотиков).

В притонах происходит не только употребление, но и, как правило, изготовление и сбыт наркотиков. Группируясь вокруг организатора либо содержателя притона, наркозависимые лица формируют возле себя особую модель поведения. Зачастую в таких помещениях происходит целенаправленное обучение технологии приготовления наркотиков.

Это способствует вовлечению в процесс систематического употребления новых лиц — случайных посетителей такого рода помещений либо лиц, ранее лишь эпизодически употреблявших наркотические средства и психотропные вещества. Наибольшую опасность данные заведения представляют для молодых людей, в особенности для несовершеннолетних.

Успех раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов, во многом зависит от качества документирования фактов преступной деятельности на ранних стадиях ее выявления.

Практикой уже выработан определенный алгоритм такого документирования.

Этот алгоритм включает в себя три основных этапа:

1.

Получение информации о функционировании притона.

2. Сбор доказательной базы по фактам потребления наркотиков в притоне.

3. Задержание лиц, прибывших в притон для изготовления и потребления наркотиков, а также причастных к его организации и содержанию.

Получение информации о функционировании притона может осуществляться как в процессе оперативно-розыскных мероприятий, так и при выявлении административных правонарушений.

Основная масса доказательств о функционировании притонов для потребления наркотиков собирается оперативным путем.

Добытые материалы представляются в подразделение дознания и следствия для дальнейшего рассмотрения в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела.

С точки зрения оценки их полноты, достоверности, законности и достаточности для принятия соответствующих решений они должны содержать следующие сведения об основных обстоятельствах, указывающих на совершение преступления, предусмотренного ст. 232 УК России:

а) место нахождения и вид помещения, используемого в качестве притона;

б) наличие определенных признаков, указывающих на содержание притона (образцы наркотических средств, поведение проживающих лиц и посетителей, специфический запах, запущенность, использованные медицинские ампулы, шприцы, упаковки из-под медикаментов и т.п.);

в) период времени, в течение которого функционирует притон;

г) конкретное время (дни, часы) каждого эпизода потребления в притоне наркотиков;

д) данные о клиентах (лицах), употребляющих наркотики в притоне;

е) источники и каналы поступления наркотиков в притон;

ж) сведения об организаторах, содержателях притона, поставщиках наркотиков и ингредиентов для их изготовления, охране и иных соучастниках преступной деятельности, а также данные, подтверждающие совершение ими конкретных преступных действий.

Получение информации о функционировании наркопритона в рамках документирования административных правонарушений может осуществляться при составлении протоколов по ст. 6.8 КоАП России «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».

Сбор данных о фактах потребления наркотиков в притоне главным образом происходит в процессе исполнения законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Такие факты могут быть выявлены при документировании:

— потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9 КоАП России);

— потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах (ч. 3 ст. 20.20 КоАП России).

На данном этапе осуществляются, как правило, следующие мероприятия:

а) задержание и доставление лица в служебное помещение, проведение личного досмотра и изъятие наркотиков или предметов, свидетельствующих об их употреблении с составлением соответствующих протоколов;

б) получение объяснений;

в) медицинское освидетельствование доставленного;

г) назначение и проведение исследования изъятых средств, веществ и предметов, свидетельствующих об их употреблении.

При этом фактами, которые могут быть установлены в процессе составления протокола об административном правонарушении и служить в дальнейшем подтверждением употребления наркотиков именно в данном притоне, являются:

— неоднократность задержания одного лица в состоянии наркотического опьянения после посещения им одного и того же адреса;

— указание нескольких лиц, задержанных в состоянии наркотического опьянения, на один и тот же адрес.

По результатам оценки качества собранных материалов, содержащих достаточно данных, указывающих на функционирование притона, дознавателем и следователем уточняется примерный перечень подлежащих выяснению вопросов, планируется последовательность и тактика проведения первоначальных следственных, экспертно-криминалистических и иных действий.

При этом практика показала, что задержание лиц, причастных к организации и содержанию наркопритона, а также лиц, прибывших в него для потребления наркотиков, целесообразно планировать с одновременным возбуждением уголовного дела.

В ходе задержания лиц, прибывших в притон для изготовления и потребления наркотиков, а также причастных к его организации и содержанию, как правило, осуществляются следующие действия:

а) установление факта начала изготовления и употребления наркотиков;

б) проникновение в проверяемое помещение;

в) нейтрализация и досмотр находящихся в помещении лиц с одновременным изъятием и документальной фиксацией обнаруженных у них веществ, предметов, объектов;

г) осмотр места происшествия (проверяемого помещения) и освидетельствование находившихся в нем лиц, которые могут проводиться как следователем, так и иными сотрудниками органа дознания в целях закрепления следов преступления.

Следует отметить, что задержание необходимо планировать особенно тщательно, поскольку получение основных доказательств (шприцов с готовым к употреблению наркотиком, посуды и компонентов, используемых для его приготовления, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения) зачастую происходит именно на этом этапе. Успешное документирование фактов преступной деятельности, связанных с организацией либо содержанием наркопритонов, на доследственной стадии — залог успешного расследования уголовного дела.

Проблемы уголовной ответственности за легализацию отмывания преступных доходов.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

1.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.

2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом —
Статья 174.1.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

1.

Финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 настоящего Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере,

Для квалификации совершенного деяния должна быть установлена специальная цель – придание имуществу видимости правомерно приобретенного.

Если такому имуществу не придается видимость правомерно приобретенного, в зависимости от конкретных обстоятельств дела указанные действия могут содержать признаки другого состава преступления. В преступлениях составивших исключения в статье 174, 174.

1 такой цели наблюдаться не может, так как речь идет об имуществе уже принадлежащем лицу на праве собственности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/34896.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector