Централизованная бухгалтерия. структура, правовая форма, обязанности

Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года

Бюджетный учет, N 4, 2010 М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отдела Финансово-казначейского управления Зеленоградского административного округа Департамента финансов города Москвы

Действующее законодательство возлагает на плечи руководителя бюджетного учреждения право выбора метода ведения учета, одним из которых является передача функций централизованной бухгалтерии.

В чем принципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичные нарушения, выявляемые контролирующими органами при проверках централизованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

К основным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельность централизованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон «О бухгалтерском учете».

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Согласно пункту 2 статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии.

Согласно пункту 5 статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях, занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведется централизованными бухгалтериями в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса.

Декларации по налогу представляются централизованными бухгалтериями в налоговые органы по месту нахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Следует обратить внимание на то, что действующая нормативная база в области организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы о деятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало. В связи с чем возникают трудности как в работе самих централизованных бухгалтерий, так и при их проверках.

Напомним, что централизованные бухгалтерии были созданы как специализированные структурные подразделения при органах государственной власти и органах местного самоуправления, главных распорядителях и распорядителях бюджетных средств. В настоящее время большинство централизованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, свою печать, бланки и имущество.

Таким образом, вопрос о централизованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.

Основными документами, определяющими особенности функционирования централизованных бухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании ГУ «Централизованная бухгалтерия», а также уставы этих учреждений.

Кроме того, каждая централизованная бухгалтерия издает локальные акты, регламентирующие ее деятельность:

— приказы и распоряжения руководителя;

— коллективный договор;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— положение о премировании;

— положение о предоставлении дополнительных платных услуг;

— приказ об учетной политике.

Основная функция централизованных бухгалтерий — осуществление бухгалтерского учета по отдельным статьям расходов государственных учреждений, принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров с этими учреждениями о централизации расходов. Прикрепление государственных учреждений к централизованным бухгалтериям находится в компетенции отраслевых департаментов. При этом планирование и учет расходов бюджета и средств от предпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетных учреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджета производится с единого лицевого счета по сводной смете централизованной бухгалтерии.

Централизованные бухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.

При централизованном учете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются права распорядителей бюджетных средств. При этом они:

— заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;

— получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;

— заключают трудовые соглашения;

— разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;

— расходуют в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения;

— подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовые отчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядке пришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;

— получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки и сведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Функции централизованной бухгалтерии

Органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления может быть установлена различная степень централизации бюджетного учета для каждого конкретного учреждения (рис.1).

Рисунок 1

В зависимости от выбранного способа централизованные бухгалтерии выполняют различные функции. Так, в случае с полной централизацией в обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатных расписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы не создаются.

Первичные учетные документы по движению материальных запасов и других нефинансовых активов исполняются материально ответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов и расходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии на основании данных, представленных руководителями учреждений или структурных подразделений.

При этом право подписи заявлений на выдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовых отчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы сохраняется за руководителями учреждений.

Такая форма централизации в настоящий момент является одной из самых популярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы (как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.

Второй по популярности формой централизации является передача части функций по ведению бюджетного учета централизованным бухгалтериям.

Например, расчеты с поставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписания учреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которых входит подготовка не только первичной документации, но и бухгалтерских документов, служащих основанием для производства расчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетных ведомостей документов, служащих основанием для списания стоимости использованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованной бухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильности составления представленных документов, обоснованности применяемых цен и тарифов, контроля за соблюдением установленного законодательными и нормативными актами порядка использования бюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке (включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а также составление налоговой отчетности производятся централизованной бухгалтерией.

В некоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальные полномочия по ведению бюджетного учета, а централизованные бухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимых по отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано с ситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иных нефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний вид централизации представляет собой ведение бюджетного учета учреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерской отчетности органами исполнительной власти (органами местного самоуправления) поручено централизованной бухгалтерии. Такой вариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие свои бухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность в отраслевые централизованные бухгалтерии для составления сводной отчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильности ведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры на бухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдения договорных условий. В договорах на обслуживание, как правило, определена степень централизации, основные задачи централизованной бухгалтерии, права и обязанности сторон.

Из этого документа ревизор черпает основную информацию об объекте проверки. Кроме функций, прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует право первой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключая договор, может оставить за собой право первой подписи лишь по приносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера или бухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного за обслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранного способа централизации.

Вторым моментом, на который обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политика имеет большое значение и для внешних пользователей. В частности, при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способы учета, закрепленные в ней.

Четко и грамотно сформированная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.

Государственная учетная политика реализуется через Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008 года N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется также в соответствии с Законом N 129-ФЗ.

Читайте также:  Приказ о внесении изменений в состав комиссии. образец 2018 года

Пункт 3 статьи 5 его гласит, что организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

На основании этих положений бюджетные учреждения при наличии особенности в деятельности могут формировать свою учетную политику. При этом ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер учреждения (п.2 ст.7 Закона N 129-ФЗ).

При необходимости бюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику на основании статьи 6 Закона N 129-ФЗ и статьи 313 Налогового кодекса.

При наличии в учреждении учетной политики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятий правильность ее составления и утверждения в соответствии с законодательством:

— невнесение изменений в учетную политику;

— отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятся инвентарные номера;

— отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля за хозяйственными операциями.

Особенность функционирования централизованных бухгалтерий заключается в сложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений. Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важно определить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями. В связи с этим важным документом является график документооборота, при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинство нарушений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902213858

Проблемы формирования централизованной бухгалтерской службы

ФОРМЫ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА

Различают несколько форм учетного процесса: централизованная, децентрализованная, смешанная.

При централизованной форме все аспекты бухгалтерского учета сосредоточены в главной (централизованной) бухгалтерии, которая может являться самостоятельным подразделением организации. Такое ее построение дает возможность организовать четкое разделение труда сотрудников бухгалтерии и обеспечить контроль за всеми производственными, коммерческими и иными процессами в организации.

Однако многие крупные организации имеют в своей структуре сеть подразделений, различных по своему производственному профилю, но связанных между собой единым производственным циклом.

Кроме того, у многих организаций подразделения находятся в различных местностях, а то и субъектах Федерации.

Такого рода подразделения обычно называются территориально обособленными (филиалы, представительства и т.д.).

В этом случае может быть принято решение о децентрализации учета с одновременным созданием бухгалтерских служб в каждом подразделении организации (или территориально обособленном подразделении). При этом существует несколько вариантов передачи учетных функций от главной бухгалтерии бухгалтерам этих подразделений.

Например, бухгалтерия филиала ведет учет по полной схеме (в том числе отдельные балансы), а в главной бухгалтерии составляется только консолидированная отчетность. При другом варианте бухгалтериям структур передают только отдельные функции учета (к примеру, учет доходов, расходов, материалов, основных средств и т.д.

), а остальные направления учета ведет главная бухгалтерия.

Может иметь место и смешанная форма учетного процесса: на отдельные балансы выделены только наиболее крупные подразделения организации или подразделения, вид деятельности которых отличается от основного, а весь остальной учет ведется в главной бухгалтерии.

Выбранную форму учета необходимо зафиксировать в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета, которая в любом случае будет единой для всей организации в целом.

КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ?

С точки зрения эффективности бизнеса централизация должна обеспечивать не только контролируемость и управляемость, но и экономию затрат. Наиболее стандартизованным, и, следовательно, простым примером является бухгалтерская служба. Бухгалтерия может выполнять также функцию управленческого учета и расчетного центра или эти функции могут выполняться самостоятельными подразделениями.

Теперь осталось только сложить расчетную численность бухгалтерий отдельных организаций, входящих в состав группы или холдинга, и сравнить с фактической численностью централизованной бухгалтерии. Далее на практике возможны два варианта.

Вариант 1. Фактическая численность централизованной бухгалтерии превышает сумму расчетной численности бухгалтерий самостоятельных организаций.

Понятно, что централизация бухгалтерии имеет смысл, если дает экономию затрат (по статистике экономия составляет порядка 30 — 40% от первоначального состава). В нашем случае необходимо рассмотреть вопрос о частичной децентрализации функции и оптимизации работы централизованной бухгалтерии.

Возможно, могут приводить к неэффективной работе проблемы, связанные со структурой бухгалтерии, дублированием функций, неадекватным профессиональным составом.

В структуре традиционных производственных бухгалтерий численность операторов составляет около 50%, бухгалтеров — 35 — 40%, руководителей — 10 — 15%. Для непроизводственных бухгалтерий характерны следующие показатели численности: руководители — 10 — 15%, бухгалтера — 50 — 60%, операторы — 20 — 25%.

                                 ┌─────────────────┐

                                 │Главный бухгалтер│

                                 └────────┬────────┘

           ┌──────────────────────────────┼───────────────────────────┐

           │            ┌─────────────────┴──────────────────┐        │

┌──────────┴───────────┐│   Заместитель главного бухгалтера  │        │

│ Заместитель главного ││          по участкам учета         │        │

│ бухгалтера по учету  ││                                    │        │

│   юридических лиц    ││- Участок учета основных средств    │        │

│                      ││- Участок учета товарно-материальных│┌───────┴─────┐

│- Главный бухгалтер 1 ││ценностей                           ││  Специалист │

│- Главный бухгалтер i ││- Участок учета заработной платы    ││по налоговому│

│- Главный бухгалтер N ││- Участок учета Банк и касса        ││ планированию│

└──────────────────────┘└────────────────────────────────────┘└─────────────┘

Рис. 1. Структура централизованной бухгалтерии.

Структура централизованной бухгалтерии должна строиться на принципах жесткой специализации, унификации участков учета на всех предприятиях группы или холдинга. Полезно также ввести категории («грейды») главных бухгалтеров в зависимости от размера деятельности юридического лица.

В среднем бизнесе функция налогового планирования может быть представлена одним специалистом или отдана на аутсорсинг. Помним, однако, что за функции, отданные на аутсорсинг, тоже кто-то должен отвечать.

В более крупном бизнесе функция налогового планирования выделяется в отдельное подразделение, которое может быть непосредственно подчинено финансовому директору.

Вариант 2. Фактическая численность централизованной бухгалтерии существенно меньше суммы (скажем, 25%) расчетной численности бухгалтерий самостоятельных предприятий. Это означает, что часть участков учета ведется упрощенно или не ведется вообще, что наверняка приводит к повышенному риску для группы или холдинга в целом.

Второй важный момент, на который хотелось бы обратить внимание: принятый уровень централизации/децентрализации функций требует к себе постоянного внимания. Без соответствующего анализа эффективности исполнения функций, сравнения с принятыми нормативами или наилучшей практикой неминуемо возникновение излишних уровней управления и рост затрат или потеря управляемости и контроля. [2, с. 4]

ПРОБЛЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ — ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

Достижение стратегических целей компании в современных условиях функционирования невозможно без эффективного управления структурными подразделениями. Усиление централизации в управлении способствует быстрой мобилизации потенциала организации, улучшению показателей эффективности ее функционирования.

В то же время ориентация на децентрализацию обеспечивает рост инициативы и творчества сотрудников на среднем и нижнем уровнях управления, повышение качества и оперативности принимаемых решений. В связи с этим перед менеджментом компании стоит проблема выбора определенного соотношения между централизацией и децентрализацией.

Правильное ее решение способствует эффективному использованию внутренних возможностей организации, повышению ее конкурентоспособности.

В настоящее время руководители многих организаций осознали необходимость совершенствования управления структурными подразделениями на основе поиска наиболее рационального сочетания централизации — децентрализации.

Для решения организационных задач, обеспечения координации и контроля деятельности работников и подразделений в организациях создаются структуры, которые отличаются друг от друга соотношением централизации и децентрализации, степенью сложности и формализации процессов и другими характеристиками. Как только люди начинают работать совместно, неизбежно возникает проблема разделения труда и специализации работ. В этом случае необходимо решить вопрос, как лучше распределить объем работ, и определить, каким образом осуществлять координацию. При этом сущность и содержание системы управления проявляются в ее функциях, а форма — в ее организационной структуре. Важно, чтобы использование различных организационных форм, типов и структур наилучшим образом соответствовало содержанию и методам выполнения работ и способствовало их эффективности.

Еще одним важным фактором, который необходимо учитывать при создании структурных подразделений, является экономичность деятельности подразделения, оцениваемая исходя из содержания его работы, численности, местоположения и других характеристик.

Специализация структурных подразделений вызывает необходимость координации их действий. Чем больше организация, тем более важной и сложной становится данная проблема.

Читайте также:  Нотариус берет госпошлину за вступление в наследство на банковский вклад

Поскольку сотрудники организации должны быть связаны единством целей, им необходимо иметь постоянную информацию о содержании работы и достижениях своих коллег.

Осуществление этого становится все труднее, так как по мере роста количества структурных подразделений усложняется и сеть коммуникаций между ними.

При этом важно избегать какой-либо неопределенности относительно того, какая именно работа должна быть сделана конкретным структурным подразделением и кто должен ее выполнять. В противном случае такая неопределенность может приводить к внутриорганизационному конфликту.

Рекомендуется осуществлять структурирование подразделений исходя из нескольких достаточно ясных критериев. Считается, что при этом неопределенности в той или иной степени избежать невозможно, но необходимо пытаться ее минимизировать. [1, с. 59]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ

Рассмотрим данную проблему на примере коммерческой организации в форме общества с ограниченной ответственностью (далее Общество).

Организация создана для целей оказания автотранспортных услуг Октябрьской железной дороге путем перевода персонала и передачи в управление автотранспорта из Октябрьской железной дороги в  Общество.

Одной из главных задач Общества было сохранение присутствия обособленных подразделений Общества в местах, максимально приближенных к местам расположения структурных подразделений ОАО «РЖД» на всем протяжении Октябрьской железной дороги.

Автомобильный транспорт играет важную роль в обеспечении экономического роста и социального развития России: около 60% перевозок грузов и пассажиров выполняется именно автомобильным транспортом. На рынке грузовых и пассажирских автотранспортных услуг действует около 450 тыс.

предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей. Парк автотранспортных услуг для перевозок грузов превышает 4,6 млн. единиц. Основные фонды автомобильного транспорта, включая дорожную инфраструктуру, оцениваются в размере около 11% от всех основных фондов страны.

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xl/47582

Ответственность несет централизованная бухгалтерия — Законники

Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности. В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия.

Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность.

Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам. На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы.

Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ.

Важно

Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.

  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица.

  • Главная
  • Основные понятия бухучета

Бухгалтер – специалист, имеющий экономическое образование, занимающийся ведением бухгалтерского учета на фирме.

В зависимости от специфики деятельности организации, в ее штате может быть один бухгалтер, выполняющий одновременно и роль главного, и несколько, каждый из которых отвечает за ведение достоверного бухгалтерского и налогового учета на конкретном участке, или целые бухгалтерские службы.

Централизованная бухгалтерия учреждений: подробный обзор процесса

В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля.

Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись.

Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам.

Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения. Это зависит от способа распределения функций между ними. Финансовая политика Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики.

Централизованная бухгалтерия: организационно-правовые основы

Внимание

На этой странице:

  • Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)
  • Необходимость создания централизованной бухгалтерии
  • Обязанности централизованной бухгалтерии
  • Преимущества и недостатки
  • Как создать централизованную бухгалтерию

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ) Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета.

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию. Нормативная база В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п. 2 ст. 6 ФЗ №129.

Она также заполняет декларацию по налогам.

Источник: http://zakonbiz.ru/otvetstvennost-neset-tsentralizovannaya-buhgalteriya/

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Централизованная бухгалтерия может иметь в обслуживаемых предприятиях минимальное количество своих работников ( учетно-контрольные группы) для приема и проверки первичной учетной документации и обеспечения руководства предприятия уже упоминавшейся учетной информацией.

Создание централизованных бухгалтерий в большей степени отвечает требованиям достоверности и оперативности бухгалтерского учета, усиления его контрольных функций, максимальной механизации и автоматизации учетно-вы-числительных работ.

В настоящее время организовано большое количество централизованных бухгалтерий для обслуживания небольших предприятий и организаций, в том числе и промышленных предприятий.  [1]

Централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета в народном хозяйстве.

Они призваны обеспечить дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета, усиление контроля, а также удешевление учетных работ.  [2]

Централизованные бухгалтерии организуются по решению министерств, ведомств, областных, краевых, окружных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся для централизованного ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подведомственных, как правило, однородных предприятий и хозяйственных организаций, имеющих небольшой объем учетных работ. При этом существующие самостоятельные бухгалтерии на указанных предприятиях и в организациях упраздняются.  [3]

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами.  [4]

Централизованные бухгалтерии, созданные как самостоятельные единицы при вышестоящих хозяйственных организациях, имеют бухгалтерские балансы, расчетные счета в банке, сметы расходов на содержание и печати.

Главные бухгалтеры таких централизованных бухгалтерий пользуются правами первой подписи на банковских и кассовых документах, относящихся к исполнению смет по содержанию централизованных бухгалтерий.

 [5]

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражается состав имущества этих организаций и источники его формирования.  [6]

Централизованные бухгалтерии осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных предприятий ( утверждено Министерством финансов СССР 25 марта 1971 г.

№ 56), в котором определена структура централизованных бухгалтерий, обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и руководителей учетно-контрольных групп ( контролеров), взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслу-живаемыми предприятиями.  [7]

Централизованная бухгалтерия, так же как и бухгалтерия предприятия, состоит из частей ( отделов или секторов) и учетно-контрольных групп ( контролеров) на обслуживаемых предприятиях, где они осуществляют сбор учетно-отчетной документации и предварительный контроль.  [8]

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая предприятия ( учреждения), составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих предприятий ( учреждении) и источники его формирования.  [9]

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.  [10]

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.  [11]

Централизованные бухгалтерии организуются для централизованного ведения учета однородных и имеющих небольшой объем учетных работ организаций и предприятий. При этом самостоятельные бухгалтерии в этих организациях и на предприятиях упраздняются.

Читайте также:  Приходят ли сейчас коллекторы

В целях осуществления предварительного контроля первичной документации непосредственно на местах из состава работников централизованной бухгалтерии выделяются учетно-контрольные группы ( или отдельные контролеры) с местонахождением в низовых организациях и на предприятиях. Учетно-контрольные группы или контролеры находятся в штате централизованной бухгалтерии и подчиняются главным бухгалтерам этих бухгалтерий. В необходимых случаях учетно-контрольные группы или контролеры могут быть назначены для обслуживания двух или нескольких организаций и предприятий.  [12]

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами, которые назначаются и увольняются вышестоящими органами. Главные бухгалтеры в административном отношении подчиняются руководителю данной организации, а в части ведения бухгалтерского учета они подведомственны вышестоящему органу.  [13]

Централизованные бухгалтерии создаются для однородных предприятий, имеющих небольшой объем учетных работ. Различаются в основном два вида централизованных бухгалтерий.

Первый из них получил наибольшее распространение в отраслях, обслуживающих население, где много мелких предприятий, в бюджетных организациях.

Так, в торговле централизованные бухгалтерии в основном создаются при торгах, трестах общественного питания.  [14]

Централизованные бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер, который осуществляет общее руководство работой всего бухгалтерского аппарата и может руководить одним из отделов бухгалтерии, например балансовым или финансово-расчетным. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется Положением о главных ( старших) бухгалтерах.

Так, он обеспечивает на каждом предприятии, обслуживаемом централизованной бухгалтерией, рациональную организацию документооборота, достоверность учетных данных, контроль за сохранностью социалистической собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей.

Совместно с другими службами предприятий по данным бухгалтерского учета и отчетности он осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов и др.

По существу главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий по отношению к каждому обслуживаемому предприятию являются главными бухгалтерами этих предприятий.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: http://www.ngpedia.ru/id292326p1.html

Организационная структура бухгалтерии

На основании требований статьи № 6 Федерального закона от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все производственные и непроизводственные организации, которые осуществляют свою финансовую деятельность в Российской Федерации, обязаны организовать и вести бухгалтерский учет на своем предприятии.

Федеральный закон № 402-ФЗ возлагает ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета на непосредственного руководителя предприятия.

В зависимости от величины производственных или непроизводственных мощностей и количества объектов бухучета руководитель имеет право:

  • самолично заниматься вопросами бухгалтерского дела и его ведением без делегирования полномочий на своих сотрудников;
  • утвердить штатную должность бухгалтера, для которого разрабатывается соответствующая должностная инструкция и на которого будут возложены соответствующие обязанности;
  • организовать службу, на которую будут возложены обязанности бухучета, назначить ее руководителя и определить штатный состав вновь организованной структуры (бухгалтерская служба с непосредственным руководителем может быть создана в том случае, если в штате предприятия трудятся два или более бухгалтера);
  • воспользоваться услугами сторонней специализированной компании в рамках заключенного договора (если не предусмотрены должности в собственной бухгалтерии) — то есть передать все или на свое усмотрение права на ведение бухучета.

Цели организации бухучета

Организация учетной системы на предприятии должна быть выполнена таким образом, чтобы имелась возможность для реализации следующих целей:

  • сбор, формирование и своевременное изменение информации об объектах бухучета, необходимой для внутреннего пользования руководителями и работниками предприятия, в том числе и для предоставления ее по требованию вышестоящего руководства или компетентных органов (налоговой инспекции, например);
  • контроль за движением объектов бухучета и достоверное информирование в виде отчетности по требованию;
  • стабилизация финансовой деятельности предприятия, стремление к положительной динамике, уведомление руководства об отрицательных результатах производственной или непроизводственной деятельности;
  • контроль соответствия налоговой и иной деятельности предприятия законодательству Российской Федерации.

Виды бухучета

Бухгалтерский учет на предприятии может быть двух видов:

  • финансовый — функции бухгалтерии при таком виде бухгалтерского учета — это расчеты с клиентами и другими заинтересованными лицами, ведение всех видов отчетности, формирование информации об активах организации и предполагаемой прибыли, разработка финансового положения предприятия. Такой вид бухучета считается внешнеорганизационным и контролируется государством.
  • управленческий — функции бухгалтерии при такой организации — это оценка финансовой деятельности организации, контроль за движением ТМЦ, учет всех видов активов. Такой вид внутриорганизационной бухгалтерии государством не контролируется и необходим для нормального функционирования производственной или непроизводственной деятельности.

Положение о бухгалтерской службе

Положение о бухгалтерии это внутренний документ организации — образец работы всей бухгалтерской службы.

Положение о бухучете — это унифицированный вид документа, который включает следующие функциональные разделы:

Положение начинается с описания установленной на предприятии системы учета, структуры устройства бухучета. Также положение в обязательном порядке включает нормативные акты, которыми предприятие руководствуется в своей работе и прочее.

В разделе перечисляются все цели работы, обязанности службы и предполагаемые ее результаты.

Раздел раскрывает возлагаемые на бухгалтерскую службу функциональные обязанности, на основании которых должны быть разработаны должностные инструкции входящих в службу штатных специалистов.

  • Должностные права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)

В раздел входит должностная инструкция главного бухгалтера, и может также включаться должностная инструкция его заместителей (при их наличии). Здесь перечисляются все обязанности руководящих работников по установлению на предприятии соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства режима бухучета.

  • Взаимоотношения, служебные связи

Положение включает в себя и другие внутренние службы организации, с которыми контактирует бухгалтерская служба, обязанности по отношению к ним и протоколы взаимодействия по основным вопросам.

  • Организационные моменты работы

В раздел входит режим трудового распорядка бухгалтерии.
[goo_mid]

Положение является основным документом, на основании которого строится все работа специалистов бухучета на предприятии.

Утверждается положение только руководителем организации и вводится в действие его приказом. На усмотрение руководства остается и содержание разделов, и их наименование, но основная информация, изложенная выше, в тексте должна присутствовать обязательно.

Структура бухгалтерской службы

Просто ввести в штатное расписание должности главного бухгалтера и специалистов недостаточно, нужно продумать схематичную модель бухгалтерской службы.

Организационная структура хозяйственной бухгалтерии может осуществляться по нескольким схемам:

  • Линейно организованная структура бухгалтерии

Данная структура является самой простой и используется в небольших организациях. Суть ее заключается в назначении главного бухгалтера, под руководство которому вводятся штатные должности в линейной бухгалтерии(иерархия).

  • Вертикально организованная структура бухгалтерии

Вертикальная схема организации бухгалтерского учета представляет собой усложненную модель иерархии, которая может быть представлена следующим образом:

— Главный бухгалтер — руководитель всего подразделения

— Заместители главного бухгалтера, в подчинении которых находятся организованные секторы

— Старшие бухгалтеры, также имеющие в подчинении работников секторов, занимающих различные должности в вертикальной бухгалтерии (старшие бухгалтеры могут находиться в подчинении как у руководителя подразделения, так у его заместителей — в зависимости от важности решаемых задач).

Такая схема устройства бухгалтерии, которую также называют и линейно-штабной, позволяет выделить специальные секторы или отделы следующего функционала:

— расчетный сектор (отдел) — должностная инструкция работников сектора (отдела) обязывает их вести все виды расчетов как внутри организации, так и с внешними компетентными органами;

— материальный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора (отдела) вменяет в его обязанности учет ТМЦ и слежение за их движением;

— кассовый сектор (отдел) — должностная инструкция кассира предполагает выполнение им кассовых операций и различных операций с банковскими счетами;

— производственный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера отдела включает в себя калькуляцию всех видов расходов на создание выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) и расчет ее себестоимости;

— отдел (сектор) по учету за изготовленной и реализованной продукцией — должностная инструкция бухгалтера обязывает его вести учет уже изготовленной продукции, хранящейся на складах организации, а также учет ее реализации;

— отдел (сектор) налогового учета — должностная инструкция бухгалтера по налогообложению предписывает выполнение всех видов налоговых процедур;

— общефинансовый сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора может включать различные вопросы, отражение которых не нашло места в других отделах, в том числе и ведение различного рода статистической отчетности.

Перечисленные виды отделов и секторов могут дополняться в зависимости от размера предприятия на усмотрение ее руководителя и не являются единственно возможными. Данная схема устройства бухучета на предприятии также носит название линейно-штабной.

  • Функционально организованная структура бухгалтерии

Такая организационная структура хозяйственной бухгалтерии предполагает создание взаимозависимых участков работы, от совместной деятельности которых будет зависеть итоговый результат работы каждого из секторов (отделов). Функциональная схема предполагает делегирование прав главного бухгалтера на руководителей групп взаимозависимых структурных единиц.

Такая структура бухгалтерии встречается в очень крупных холдингах, где бухучет выведен практически в обособленное подразделение.

Источник: http://CleverBuh.ru/organizaciya-ucheta/organizacionnaya-struktura-buxgalterii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector