Внутренний финансовый контроль учреждения

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

Как организовать систему внутреннего финансового контроля

Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Контроль должен охватывать те сделки, события и операции, которые влияют на финансовый результат или движение денежных средств. Чтобы организовать систему контроля, можно воспользоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Система о контроля – процесс, который направлен на обеспечение уверенности в достижении целей с точки зрения надежности отчетности, эффективности и результативности хозопераций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам.

При выборе конкретных процедур ВФК учитывайте требования и регламенты:

  • государственного финконтроля;
  • финконтроля вышестоящего ведомства.

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проверять подведомственные учреждения. Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля. Мероприятия направлены:

  • на соблюдение стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по — расходам;
  • соблюдение стандартов бюджетной отчетности и бюджетного учета получателями бюджетных средств;
  • подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Учреждение заинтересовано проводить самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство.

Важно отметить, что вышестоящее ведомство не может заменить внутренний контроль, который учреждение организует своими силами.

Чтобы организовать систему внутреннего контроля, учитывайте требования:

  • Бюджетного кодекса РФ;
  • Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Закона от 3 ноября 2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
  • приказа Минфина России от 1 декабря 2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов и Инструкции по его применению»;
  • Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 № 191н;
  • Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 № 33н;
  • Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014  № 18н;
  • приказа Минфина России от 7 сентября 2016 № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля»;
  • правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 № 1092.

Для примера используйте стандарты осуществления внутреннего финансового контроля, которые разрабатывают в госорганах. Например, в органах Казначейства России стандарт утвержден приказом Казначейства России от 31 марта 2016 № 73.

Структура и положение о контроле

Сначала нужно определить, кто будет проводить контроль. Выбор зависит от объема работ, организационной структуры и финансового положения учреждения. Возможны варианты:

  • создать отдельное структурное подразделение (отдел, службу, департамент);
  • распределить функции между сотрудниками или подразделениями;
  • сформировать комиссию для проведения проверок;
  • ввести в штат единицу ревизора или аудитора;
  • привлечь внешнего аудитора на договорной основе.

Затем разработайте порядок осуществения внутреннего финансового контроля. Его оформляют отдельным разделом в учетной политике или утверждают локальным актом – положением о внутреннем финансовом контроле.

В порядке отразите:

  • цели и задачи;
  • процедуры и методы (количество и сроки проведения ревизий);
  • субъекты (права, обязанности и состав) и объекты проверок;
  • ответственность лиц, которые допустили недостатки, искажения и нарушения;
  • порядок, в котором оформляют результаты и устраняют нарушения.

В положение можно вносить любую информацию, в том числе план контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля. Положение о внутреннем финансовом контроле согласуйте с ГРБС.

Образец Положения о внутреннем финансовом контроле в бюджетном учреждении

Карта и методы внутреннего финансового контроля

В рамках подготовки ВФК учреждение должно разработать карту внутреннего финансового контроля.

Это подготовительный документ, в котором указывают по каждой операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение, сроках и периодичности операции, способа действий и других данных.

Карта ВФК охватывает все бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.

Карту формируйте до начала очередного финансового года. Уточнение проводите:

  • если руководитель главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств решил внести изменение в карты ВФК;
  • скорректировали нормативно-правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, уточняют бюджетные процедуры.

Пример карты внутреннего финансового контроля:

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля

Данные о недостатках и нарушениях при исполнении бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о мерах по их устранению отражайте в журналах и отчетности о результатах ВФК.

По итогам мероприятия можно составить протокол внутренней проверки или написать служебную записку. К ней приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты обследования в ходе текущего контроля оформите в виде заключения, а результаты ревизии и проверки оформите – актом. Документы составьте в произвольной форме.

Сотрудники, которые допустили ошибки, искажения и нарушения, должны представить руководителю письменные объяснения.

Журнал внутреннего финансового контроля с примером заполнения

В Журнале ВФК учреждения отражают:

  • информацию о недостатках и нарушениях при исполнении бюджетных процедур;
  • данные о бюджетных рисках;
  • предложения по их устранению.

В документе отражают результаты исследования правомерности финансово-хозяйственных операций и их качество, оказывающее непосредственное влияние на эффективное использование бюджетных средств.

Обязанности оформлять и хранить журнал ВФК лежат на подразделении, которое отвечает за выполнение бюджетных процедур. Заполняют на основании данных от проверяющих.

Форма документа может быть любой. В качестве примера можно использовать стандарт Казначейства России, утвержденный приказом от 16 декабря 2016 № 475. Казначейство определило не только порядок применения, но и его бланк.

Документ можно оформлять как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа. Электронный формат может быть использован для удобной группировки зарегистрированных нарушений по их типам, периодам или по другим критериям. С помощью программного обеспечения можно идентифицировать время каждой записи, защитить от несанкционированных изменений, проставлять отметки о нарушениях.

Обязательно ли вести журнал результатов внутреннего контроля читайте в статье журнала Бюджетный учет в вопросах и ответах.

Образец заполнения Журнала внутреннего финансового контроля

Пояснительная записка к годовой отчетности

В пояснительных записках к годовой бухгалтерской отчетности (ф. 0503760) и бюджетной отчетности учреждения (ф.

0503160) необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

В указанной таблице нужно отразить информацию о результатах контрольных мероприятий, которые провели в отчетном периоде, а также меры для устранения нарушений.

Ответственность

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако финорган имеет право изучить и систему учреждения.

Ревизоры в своем предписании или в представлении по результатам проверки могут указать на нарушения в системе контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность. Для должностных лиц штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/2707-vnutrenniy-finansovyy-kontrol-v-byudjetnom-uchrejdenii

Как организовать внутренний финансовый контроль — статья

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля.

Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции.

Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.

В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. 

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции; 
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.
Читайте также:  Воинский учет в организации. ведение, пошаговая инструкция

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.

Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр.

Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка.

Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.

) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете; 
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности; 
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения. 

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения.

В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии.

Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки; 
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.); 
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации; 
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1586

Внутренний контроль в бюджетном учреждении



Одно из важнейших условий обеспечения эффективного использования денежных средств, трудовых и материальных ресурсов учреждения — правильно организованный внутренний финансовый контроль, а также действенный внутренний хозяйственный контроль.

Проблеме организации внутреннего финансового контроля должно уделяться должное внимание в связи с тем, что обязанность по организации внутреннего контроля возникла для многих экономических субъектов уже на уровне законодательства. Не смотря на то, что бюджетные учреждения не входят в число организаций, на которых возлагается обязанность по организации внутреннего контроля, его объективная необходимость очевидна.

Процесс реформирования бюджетного процесса, в том числе базовой его составляющей — бюджетного учета, в начале XXI века охватил все страны мира. Это было обусловлено, прежде всего, необходимостью правильного управления общественным (государственным, муниципальным) сектором [3].

Очередной этап реформирования государственных (муниципальных) учреждений начался с принятием в мае 2010 года Федерального Закона № 83-ФЗ, который регламентировал правовой статус данных учреждений, а также установил новый порядок использования ими бюджетных средств. Среди государственных (муниципальных) учреждений было выделено три типа: казенные, бюджетные и автономные учреждения [1]. В принцип определения правового положения был положен порядок получения учреждениями средств из бюджета и их использования.

В целях реализации данного Закона были выделены «чисто» бюджетные учреждения. Такие изменения, в свою очередь, предполагают пересмотр системы не только бухгалтерского учета, но и места контроля в финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Новый правовой статус предопределил специфические особенности, характеризующиеся концентрацией государственных расходов на наиболее важных для общества направлениях. Основная цель изменений, вносимых в бюджетный процесс, — повышение эффективности расходования выделенных средств из бюджета.

С одной стороны, деятельность бюджетных учреждений рассматривается как объект управления со стороны государственных (муниципальных) органов, с другой стороны, оно является хозяйствующим субъектом и представляет собой самостоятельную систему управления финансово-хозяйственной деятельностью.

Финансовый контроль — важнейшая функция управления финансами, а через них — экономическими процессами.

Так, в деятельности бюджетных учреждений имеет место как внешний финансовый контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (государственные органы, контрагенты, потребители, общественность), так и внутренний финансовый контроль, который осуществляют субъекты организации (администрация, работники).

Как известно, на сегодняшний день бюджетным законодательством строится государственный финансовый контроль. Государственный контроль осуществляется со стороны Счетной палаты Российской Федерации, казначейский контроль, контроль со стороны Росфиннадзора, внутриведомственный контроль со стороны учредителя и контроль самого учреждения за операциями и хозяйственной жизнью [5].

Так, методологически и нормативно отрегулирован лишь порядок проведения внешнего контроля со стороны органов управления. В то время, как право по организации внешнего контроля остается за организацией.

Анализ научной литературы, посвященной данной проблеме, а также исследование действующего законодательства показали, что в современных условиях недостаточно изучены теоретические и практические проблемы организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях.

В частности, требуют разработки вопросы методики организации внутреннего контроля, определения перечня контрольных мероприятий и процедур.

Не смотря на то, что бюджетные учреждения, в отличие от автономных, не наделены правом самостоятельного распределения прибыли от деятельности, значение внутреннего финансового контроля велико. Получение прибыли бюджетным учреждением предполагается рассматривать как важную составляющую в развитии основной деятельности учреждения.

Деятельность учреждения подчинена регламентации и характеризуется большими потоками информации, которые в настоящее время часто подвергаются обработке в электронных информационных системах. Информация накапливается и обрабатывается оперативно, что позволяет осуществлять непрерывный контроль за деятельностью не только самого учреждения в целом, но и всех его участников [7].

Известно, что организация качественной система внутреннего контроля повышает эффективность деятельности любой организации.

Первостепенной целью создания бюджетных учреждений не является коммерческий интерес, эффект от внедрения системы внутреннего контроля можно перенаправить на повышение результативности функционирования учреждения в части выполнения государственного задания и эффективности распоряжения бюджетными средствами.

Внутренний финансовый контроль нацелен на управление финансами учреждения, направленное на достижение его стратегических и тактических целей.

Для государственных (муниципальных) учреждений, в отличие от коммерческих организаций, это не максимизация стоимости бизнеса, а выполнение управленческих, социально-культурных или иных значимых для общества функций и полномочий государства, субъекта РФ или муниципального образования.

Необходимость внутреннего финансового контроля на предприятии некоммерческого типа вызвана также переходом к новым принципам управления и финансирования «новых» бюджетных учреждений.

Развитие рыночных отношений в государственном секторе и появление конкуренции между учреждениями вызывает необходимость адаптации и применения отдельных инструментов финансового менеджмента в виде внутреннего финансового контроля.

Не смотря на ограниченную востребованность отчетной информации о деятельности бюджетного учреждения и результатов ее анализа, одной из задач организации контроля является сближение стандартов внутреннего контроля и аудита с аналогичными стандартами в корпоративном секторе.

Ввиду существующих ограничений в реализации внутреннего контроля в бюджетном учреждении, которые кроются в ограничении самостоятельности его деятельности, польза и необходимость внутреннего контроля может оцениваться с позиции установления и соблюдения внутренних стандартов, регламентов и процедур планирования, исполнения, учета, составления отчетности и контроля доходов и расходов, обеспечивающих достижение заданных учредителем целевых показателей и результатов с максимально эффективным использованием бюджетных средств. Более того, особенность формы собственности, целей функционирования и регламентации деятельности рассматриваемого типа учреждений проявляется в снижении издержек по организации системы внутреннего контроля.

В данных условиях внутренний контроль должен быть направлен на максимальное использование конкурентных преимуществ и эффективную организацию деятельности по привлечению внебюджетных доходов и их использованию на реализацию основных целей функционирования учреждения.

Внутренний финансовый контроль применительно к бюджетным организациям включает в себя следующие составляющие: внутренний бухгалтерский контроль, контроль за эффективностью и результативностью деятельности и контроль за соответствием законодательным требованиям.

Создание системы внутреннего контроля начинается с утверждения в учетной политике Положения о внутреннем контроле и аудите, организацией структурного подразделения или уполномоченного лица по внутреннему контроль, заполнением в отчетности формы «Сведения о результатах мероприятий службы внутреннего контроля».

В частности, Положение о системе внутреннего контроля должно быть составлено с регламентацией контрольных процедур, направленных на его проведения в бюджетной организации.

В нем необходимо отразить основные понятия и элементы внутреннего контроля: его цели, субъекты осуществления, объекты контроля, виды и формы проведения контроля, обязанности должностных лиц, их ответственность за организацию и его осуществление, периодичность проведения контрольных процедур, а также права и обязанности субъектов внутреннего финансового контроля. Заключительный этап — формирование информации о результатах проведенных мероприятий внутреннего контроля и их эффективности.

В соответствии с Федеральным Законом № 402-ФЗ, внутренний финансовый контроль и аудит должны охватывать все аспекты деятельности.

В соответствии с Программой повышения эффективности бюджетных расходов до 2018 года, развитие системы внутреннего контроля должно основываться на анализе и учете международных стандартов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового, а также передовой зарубежной практики.

Именно эти положения легли в основу принятых Правительством РФ Правил осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89).

Данные Правила определили два способа осуществления внутреннего контроля: сплошной или выборочный, а также уровни его реализации:

 самоконтроль, осуществляемый сплошным способом должностным лицом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам, внутренним стандартам и должностным инструкциям, а также путем оценки факторов, оказавших негативное влияние на совершение хозяйственной операции;

 контроль по уровню подчиненности (сплошным способом) осуществляет руководитель организации (подразделения) путем авторизации действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, осуществляемых подчиненными должностными лицами;

 контроль по уровню подведомственности (осуществляется либо сплошным, либо выборочным способом) в отношении процедур и операций, совершенных подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств путем проведения проверок, направленных на установление соответствия документов требованиям бюджетного законодательства и внутренним стандартам.

Читайте также:  Чем отличается индексация от повышения зарплаты

Внутренний финансовый контроль направлен на реализацию следующих целей:

а) оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния учреждений;

б) определение соответствия фактических (отчетных) параметров государственных заданий плановым;

в) установление причин выявленных отклонений и их устранение;

г) предупреждение возможных нарушений и отклонений;

д) установление соответствия фактических качественных характеристик выполненных в рамках государственного задания на работы (услуги) требованиям, установленным нормативно-правовыми актами;

е) обеспечение эффективности использования государственного имущества;

ж) обеспечение целевого использования бюджетных средств.

Относительно последнего пункта, считается, что при реализации финансов целевых программ строительства и других областей деятельности необходимо строго соответствовать установленным статьям расхода [4].

Так, внутренний финансовый контроль должен решить следующие задачи:

 обеспечить выполнение требований законодательных нормативно-правовых актов и внутренних регламентов деятельности бюджетной организации;

 обеспечить сохранность всех видов ресурсов организации;

 сохранить устойчивость учреждения с финансовой, рыночной и правовой точек зрения;

 обеспечить выполнение работниками установленных требований, правил и процедур.

Вместе с тем, на сегодняшний день состояние эффективности системы внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях остается низким по сравнению с внутренним контролем в коммерческой сферой. В связи с этим, необходима разработка нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля бюджетной сферы на законодательном уровне.

Приняв во внимание вышесказанное, в целях повышения эффективности системы внутреннего контроля, а также для сокращения количества субъектов контрольных мероприятий, предлагается создать на базе бюджетного учреждения отдельного подразделения внутреннего контроля — службы внутреннего контроля, с учетом действующих норм Бюджетного, Налогового и Трудового Кодексов РФ, а также отраслевых и ведомственных инструкций.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/110/26869/

Необходимость проведения внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль, который осуществляется в учреждении культуры, позволяет выявить все недостатки и нарушения во время выполнения государственного задания.

Для его осуществления необходимо создать специальную комиссию, в состав которой в обязательном порядке должен входить юрист

Внутренний финансовый контроль в учреждении культуры должен проводится согласно действующему законодательству. Его результаты в обязательном порядке отражаются в отчетной документации.

Формальное исполнение данного вида контроля может привести к нарушениям, связанным с нерациональным использованием имущества, заключением провальных сделок и прочее.

Проект приказа о порядке определения предельно допустимых значений просроченной кредиторской задолженности
посмотреть/скачать>>

Проведение финансового контроля по закону поможет руководителю культурной организации выявить различные ошибки и недочеты, которые могут допускаться в ходе работы.

Чем вызвана необходимость проведения внутреннего финансового контроля

В Федеральном законе №402-ФЗ акцентировано внимание на обязательном проведении внутреннего финансового контроля. Необходимость его проведения вызвана несколькими причинами. В первую очередь это касается соблюдения норм действующего законодательства.

Также его проведение позволяет учреждению обеспечивать достоверную информацию, выполнять государственное задание, сохранять и эффективно использовать активы.

Помимо всего прочего, благодаря осуществлению данного вида контроля, культурная организация может самостоятельно заниматься составлением и исполнением плана финансово-хозяйственной деятельности. Не менее важное значение он имеет и для составления различных локальных актов.

К примеру, руководитель учреждения культуры может издать локальный акт, в котором будет прописан порядок визирования документов:

  • очередность их рассмотрения;
  • позиции для согласования;
  • действия сотрудников в случае обнаружения ошибки.

Осуществление внутреннего контроля дает возможность своевременно выявить и устранить любые отклонения при выполнении государственного задания. Например, внести изменения в репертуар, провести дополнительные занятия, организовать внеплановый концерт и так далее.

Виды финансового контроля в учреждении культуры

Существует несколько видов внутреннего финансового контроля:

  1. Предварительный.
  2. Текущий.
  3. Последующий.

Если говорить о предварительном контроле, то стоит отметить, что он проводится до того, как будет проведена операция или заключена сделка.

К примеру, при осуществлении контроля директор одного из театров требует, чтобы руководители отделов, планируя покупку материальных ценностей, в обязательном порядке прикладывали к служебной записке мониторинг цен. Это даст возможность оценить размер дополнительных затрат.

В качестве предварительной проверки может выступать и формирование технического задания, касающегося закупок товаров. При этом для их осуществления  привлекаются различные специалисты: экономист, эксперт, сотрудник контрактной службы и другие.  Такое техническое задание становится образцом для сверки текстов других документов, оформляемых в процессе закупки.

К таким документам относятся:

Что касается текущего контроля, то он необходим для того, чтобы убедиться в качестве исполнения бюджета или отсутствии ошибок в отчетности и бухгалтерском отчете.

Специалистами нефинансовых служб формируются определенные документы, которые служат основанием для отражения операций в учете. Во избежание каких-либо ошибок, необходимо вовремя проверять первичную документацию.

К примеру, по требованию руководителя вышеупомянутого театра сотрудники должны одновременно подавать на подпись все экземпляры документов. Но делать это они могут лишь после того, как документация будет проверена экономистом. Данная схема была взята за основу, когда были найдены различия в двух экземплярах одного и того же документа.

Следующий вид – это последующий финансовый контроль, главной целью которого является анализ итогов проведенных операций.

При его осуществлении выполняется проверка бухгалтерских документов и отчетов, а также инвентаризация имущества и расчетов.

Различают два вида внутреннего последующего контроля – плановый и внеплановый. Плановый проводится в сроки, которые либо прописаны в законодательстве, либо установлены дирекцией учреждения культуры. Что касается внеплановых проверок, то они выполняются  только по мере необходимости.

Помимо этого, контроль может быть выборочным или сплошным.

Первый из них касается некоторых операций: по аренде, поступлениям или расходам.

Во втором случае проверяется каждая операция за определенный период времени – полугодие, квартал или месяц.

Список документов, которые необходимо подготовить для проверки, в первую очередь зависит от специфики деятельности культурной организации.

К примеру, если артисты театра часто принимают участие в гастролях за рубежом, то при проведении контроля в первую очередь будут востребованы следующие документы:

  • приказы о командировках;
  • ведомости на выплату суточных;
  • проездные документы;
  • счета за проживание;
  • отметки о пересечении границы в загранпаспортах сотрудников.

На кого возлагаются обязанности проведения внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в учреждении культуры проводится ревизором или специальным отделом. Обязанности проверяющих утверждаются приказом руководителя. Выбор ответственного за осуществление проверки зависит от нескольких показателей: масштаба организации, ее структуры и предполагаемого объема работ.

Лучше всего, если внутренняя проверка будет проводиться сторонними лицами или специально созданной комиссией. Это позволит предотвратить возникновение конфликтных ситуаций при взаимоконтроле. В состав комиссии обязательно должен входить юрист.

Если дело касается  финансовой проверки  в театре, то в первую очередь здесь проверяются документы по расчетам с распространителями билетов:

  1. Договоры.
  2. Расчетно-платежные ведомости.
  3. Накладные.
  4. Кассовые ордера и прочее.

Учреждение обязано обеспечить доступ проверяющих к документам. Прежде всего это относится к распорядительной и учредительной документации, регулирующей финансово-хозяйственную деятельность. К ее числу относятся указания и приказы, изданные директором организации.

Ревизоры в сопровождении главного бухгалтера имеют право работать в помещении, где хранятся документы, а также наличные средства и материальные ценности.

При необходимости они вправе заниматься изучением программного обеспечения, используемого для обработки данных и хранящегося на электронных носителях.

Для того чтобы финансовая проверка прошла оперативно, необходимо наделить определенными функциями все отделы и службы учреждения. При этом функции должны соответствовать должностным обязанностям.

Если один раз в неделю сотрудники учреждения культуры  потратят пол часа  для контроля, то в дальнейшем они смогут избежать любых недоразумений, касающихся формирования отчетной документации.

Также это поможет сберечь нервы  и время при взаимодействии с проверяющими органами.

Порядок закрепления контроля и оформления его результатов

Руководством учреждения культуры должно быть разработано специальное Положение, в котором представлен порядок проведения внутреннего финансового контроля. В законодательстве не существует требований, которым должен отвечать данный документ.

Однако практика свидетельствует, что некоторые разделы должны быть в нем обязательно:

  • цели и задачи контроля;
  • перечень основных направлений;
  • формы и способы;
  • перечень лиц, которые проводят контроль;
  • ответственность лиц, осуществляемых внутренний контроль.

План контрольной деятельности лучше всего составлять на календарный год.

Какой бы вид проверки не был запланирован, в данном документе следует установить период ее проведения, форму, срок и ответственных лиц:

Если в учреждении проводилась предварительная или текущая проверка, то по ее итогам оформляются служебные записки на имя руководителя организации.

Вместе с данным документом подается перечень  проведенных мероприятий, выявленных во время контроля нарушений и рекомендации по их устранению. Каждое из выявленных нарушений  записывается в журнал учета.

Если речь идет о последующем внутреннем контроле, то его результаты оформляют актом, который представляют директору учреждения вместе со служебной запиской.

В акте должна содержаться следующая информация:

  1. Программа внутреннего финансового контроля.
  2. Характер и состояние бухучета и отчетности.
  3. Виды и способы контрольных мероприятий.
  4. Выводы об итогах проверки.

  5. Меры, касающиеся устранения выявленных во время контроля нарушений.
  6. Рекомендации по устранению недостатков.

Внутренний финансовый контроль – дело очень важное, поэтому подходить к нему стоит со всей серьезностью.

Источник: https://www.cultmanager.ru/article/7434-qqq-17-m4-18-04-2017-vnutrenniy-finansovyy-kontrol-uchrejdeniya-kultury

Организация системы внутреннего финансового контроля в россии — международный журнал

Криган К.Г. Организация системы внутреннего финансового контроля в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – С. 119-122.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В РОССИИ

К.Г. Криган, магистрант

Дальневосточный федеральный университет

(Россия, г. Владивосток)

Аннотация. В данной статье раскрыта информация, относительно определения внутреннего финансового контроля и обоснована его необходимость, как в коммерческих предприятиях, так и бюджетных учреждениях.

Здесь описывается, что является субъектом и объектом внутреннего контроля на предприятии и его задачи. Рассматривается информация о системе внутреннего финансового контроля на предприятиях, а так же в бюджетных учреждениях.

Описана документальная регламентация данного процесса, процедуры, необходимые для организации эффективного ВФК в бюджетных учреждениях.

Ключевые слова: внутренний финансовый контроль, предприятие, бюджетные учреждения, эффективность, нецелевое использование денежных средств.

В условиях рыночной экономики государство заинтересовано в организации контроля эффективности использования как бюджетных, так и внебюджетных средств, аккумулированных в бюджетах всех уровней публичной власти и внебюджетных фондах.

В условиях рыночной экономики должны реализовываться основные функции финансов – распределительная и контрольная, которые приобретают важное значение.

Если говорить о масштабах существующих проблем, стоит отметить, что внутренний финансовый контроль бюджетных средств имеет большое значение в России. По данным статистики в 2015 году выявлен ряд фактов нецелевого использования денежных средств, сумма которых превысила 27 млрд рублей. Именно поэтому система ВФК на предприятиях, и в бюджетных учреждениях необходима как никогда.

Внутренний финансовый контроль (далее – ВФК) в широком смысле определяется как процесс, который осуществляется органами управления организации с целью получения достоверной информации об эффективности и целесообразности деятельности, соблюдения нормативных актов и законов, а также достоверности финансовой отчетности.

Читайте также:  Предложено освободить от налоговой отчётности самозанятых граждан и ип

ВФК осуществляется во всех хозяйствующих субъектах, под которыми в научной литературе понимаются финансы коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций различных форм собственности (имеющие не только экономическое содержание, но и правовое оформление, выражающееся закреплением их понятия), участвующие в материальном и нематериальном производстве [1].

К хозяйствующим субъектам в России относятся организации, учреждения, компании, фирмы и т.д.

На предприятии, субъектом ВФК является структурное подразделение (сотрудник), непосредственно осуществляющее контроль за поступлением и целесообразностью использования финансовых средств, предназначенное для выполнения этой функции.

Объектом ВФК является контроль за решением отдельных задач, функций управления, разработка, проверка информационных систем предприятия [2].

Финансовый контроль в Российской Федерации представлен в виде механизма, обеспечивающего законность осуществления деятельности муниципальных образований, а также других представителей государственной власти [3].

ВФК на предприятиях необходим для:

– организации эффективного управления;

– отслеживания целесообразности и рациональности действий, связанными с финансовыми аспектами;

– корректности, законности и правильности совершенных финансовых операций.

Отлаженное функционирование системы ВФК зависит от поставленных задач, которые можно выразить следующим образом:

1. Увеличение эффективности производства и расходования денежных средств.

2. Соответствие денежных операций действующему законодательству.

3. Соблюдение правильности ведения бухгалтерского учета.

4. Правильность составления и целесообразность использования бюджета.

5. Проверка состояния и эффективности использования ресурсов предприятия.

6. Выявление резервов роста финансовых ресурсов.

7. Соблюдение правильности валютных операций [4].

ВФК является одним из важнейших звеньев современного механизма финансового менеджмента и ему отводится основная роль в финансовом планировании.

Создание и осуществление системы ВФК считается обязательной составной частью проектирования всей системы управления предприятием.

ВФК должен служить гарантом целесообразности и законности осуществления денежных операций предприятий, также он является неотъемлемой частью всей финансовой системы. Данный вид контроля должен обеспечить правильность формирования доходов, а также правильность и аргументированность расходов [4].

ВФК в бюджетных организациях и учреждениях регламентируется Бюджетным кодексом (далее – БК РФ), нормы которого устанавливают обязанности осуществления ВФК в отношении действий главных администраторов бюджетных средств по реализации собственных полномочий, а также действий подведомственных им получателем бюджетных средств.

Система ВФК бюджетных организаций включает в себя совокупность мер, принятых для ведения финансово-хозяйственной деятельности, в результате применения которых будут обеспечены:

– эффективность и результативность деятельности учреждения, в том числе достижение финансовых показателей, сохранность активов;

– достоверность и своевременность бухгалтерской и иной отчетности;

– соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Система ВФК в бюджетных учреждениях включает в себя совокупность методик и процедур, принятых руководителем учреждения в целях повышения эффективности [5].

Учреждения в зависимости от момента применяют предварительные процедуры ВФК, которые направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности и последующие процедуры внутреннего финансового контроля, направленные на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности.

Одной из особенностей ВФК в бюджетном учреждении – проверка реализации целей учреждения.

Служба внутреннего контроля в учреждении может проводить проверку реализации целей, ради которых оно было создано.

В этом случае контроль может включать рассмотрение:

– документов головного учреждения в части организации производственного процесса;

– требований к качеству государственных услуг, оказываемых учреждениями;

– обеспеченности основного персонала материально-техническим оборудованием;

– лицензии по обеспечению определенных видов деятельности;

– требований к качеству государственных услуг, которые оказываются учреждением.

Внутренний контроль необходим для решения проблем в механизмах управления и контроля за финансовой деятельностью бюджетной организации, особенно при учете и контроле внебюджетной деятельности.

Необходимость и обязательность организации внутреннего контроля становится в некоторой степени «залогом перспективного развития» бюджетной организации в современных условиях.

Источниками информации для проведения проверок служат:

– государственные задания на оказание государственных услуг за счет выделенных субсидий;

– бухгалтерская, налоговая и другая отчетность;

– выписки казначейства;

– регистры бухгалтерского учета учреждения, бухгалтерские, расчетно-платежные документы;

– учредительные документы, определяющие организационно-правовую форму проверяемого объекта;

– штатное расписание, а также другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда;

– государственные контракты, договора, соглашения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предназначенные для государственных нужд, которые предусматривают расходование денежных средств;

– иные документы.

Процесс эффективного ВФК в бюджетных учреждениях имеет несколько этапов:

1. Планирование процедур ВФК.

2. Ознакомление с программой участников контрольных процедур.

3. Подготовка приказа о плановой/внеплановой проверке.

4. Подготовка документов для проведения контрольных мероприятий.

5. Проводится организационное собрание аудиторов, на котором происходит формирование групп аудиторов.

6. Согласование графика проведения внутреннего контроля с проверяемыми подразделениями бюджетного учреждения.

7. Проведение процедур ВФК.

8. Определение причин несоответствия и сроков их устранения.

9. Сбор и хранение отчетов документации по внутренней финансовой проверке.

10. Подготовка сводного отчета.

По результатам проверки составляется акт, имеющий следующие сведения:

– характер и состояние системы бухгалтерского учета и отчетности, виды, метода и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;

– анализ соблюдения законодательства РФ, который регламентирует порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;

– выводы о результатах проведения контроля;

– описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, рекомендации по недопущению возможных ошибок [5].

Проблема нецелевого использования денежных средств является актуальной для Российской Федерации, и в связи с этим усиливается роль и значение государственного и внутреннего финансового контроля для хозяйствующих субъектов всех форм и размеров собственности.

Заключение

Изучив систему ВФК на российских предприятиях, я выявил, что данная система не везде является эффективной, но в последнее время в России системе ВФК уделяется большое внимание.

В 2013 году в Российской Федерации была начата работа по построению внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетных организациях на принципиально новой основе, которая основывается на применении лучшей иностранной практики. В действующие нормативные правовые документы были внесены существенные изменения, также разрабатывается ряд новых документов.

Но процесс внедрения внутреннего финансового контроля, усложненный отсутствием разработанных теоретико-методологических основ, нельзя считать завершенным пока все инструменты не начнут действительно работать.

Библиографический список

1. Глухов В.В. Дискуссионные вопросы содержания категории «Финансы хозяйствующих субъектов»: развитие теоретических аспектов // Финансы организации. – 2013. – С. 71-80.

2. Афанасьев В.Г. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2014. – 116 c.

3. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения. Менеджмент в России и за рубежом: учебное пособие. – М.: Спектр, 2015. – 227 с.

4. Гольдштейн Г.Я. Основы системы внутреннего финансового контроля. Изд. 2-е.: учебное пособие. – Санкт-Петербург: ТРТУ, 2013. – 230 с.

5. Попова А.Д. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Юнити-Дана, 2015. – 412 с.

THE ORGANIZATION OF THE SYSTEM OF INTERNAL FINANCIAL

CONTROL IN RUSSIA

K. H. Crigan, graduate student

Far Eastern federal university

(Russia, Vladivostok)

Abstract. .postlight.com»>

Источник: http://intjournal.ru/organizatsiya-sistemy-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-v-rossii/

Организация внутреннего контроля в автономном учреждение

Внутренний контроль является неотъемлемой частью системы финансового менеджмента автономного учреждения (далее АУ). Каким образом организовать внутренний контроль в АУ? Как добиться эффективности службы внутреннего контроля? Как поставить внутренний контроль на защиту интересов учреждения? Об этом пойдет речь в настоящей статье.

Внутренний контроль (далее ВК) — это работа автономного учреждения, его органов управления, подразделений и сотрудников, направленная на повышение эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Чтобы система ВК выполняла возложенные на ее функции, она должна быть:

  • вооружена средствами контроля для оценки рисков;
  • эффективна с точки зрения затрат на средства контроля;
  • общепринятой, базирующейся на утвержденных регламентах;
  • всеобъемлющей, не допускающей каких-либо действий в обход системы.

Создание полноценной системы ВК в автономном учреждении

предусматривает следующие действия:

1) распределение полномочий по ВК между органами управления, подразделениями и сотрудниками, в том числе оценка целесообразности формирования службы внутреннего контроля (СВК);

2) принятие локальных актов по ВК;

3) разработку контрольных мероприятий и форм отчетности по ВК;

4) доведение до сведения заинтересованных сторон информации об уровне ВК учреждения путем отражения необходимых данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Правовые основы организации внутреннего контроля в АУ

На необходимость наличия системы ВК автономного учреждения указано во многих документах — как обязательных, так и рекомендованных к применению. Ниже вниманию читателей предложена таблица, в которой систематизирована нормативная база по внутреннему контролю АУ.

Нормативное регулирование внутреннего контроля в АУ

Наименование законодательного или нормативного акта

Содержание нормы или документа

Статья 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Устанавливает для экономического субъекта обязанность организовать и осуществлять ВК совершаемых фактов хозяйственной жизни

Пункты 4, 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н)

Автономным учреждениям вменена обязанность при ведении бухгалтерского учета обеспечивать предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю. Кроме того, документ предписывает, что в структуре учетной политики АУ должен быть установлен порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля

Пункт 56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утверждена Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н)

Установлено, что в состав пояснительной записки к балансу АУ наряду с прочими данными включаются сведения о результатах мероприятий ВК, проведении инвентаризаций, а также о результатах внешних контрольных мероприятий

Источник: http://love-credit.ru/content/organizaciya-vnutrennego-kontrolya-v-avtonomnom-uchrezhdenie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector