Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Ответственность грузоотправителя за перегруз грузового автомобиля в 2018 году — кто отвечает по осям перевозчик

Планируя перевозку крупногабаритного груза, водитель должен выяснить, какая ответственность грузоотправителя за перегруз грузового автомобиля назначается, в соответствие с законодательством РФ, и как можно избежать наказания.

Каждый день по транспортным магистралям России перевозится огромное количество грузов. Однако, существуют пределы по весу, которые должны соблюдаться.

Нарушение этих пределом становится основанием для наступления административной ответственности. Водитель, управляющая компания, а иногда и собственник, получают штраф.

Ответственность водителя за перегруз грузового автомобиля предусмотрена законодательством по той причине, что превышение веса способствует порче дорожного покрытия. Кроме того, в несколько раз повышается вероятность возникновения аварийной ситуации.

Главные аспекты

Если водитель трудоустроен в каком-либо предприятии, должностные лица и организатор также получают штраф.

В случае, если транспорт находится в аренде, ответственность ложится непосредственно на арендатора.

В случае, если для фиксации правонарушения ГИБДД использовало запись с фото – и видеокамеры, нарушителем прежде всего, является собственник машины, который будет определен по гос. номерам.

Это действительно в случае с юридическими лицами и ИП. Штрафы за перегруз для индивидуальных предпринимателей такие же, как и для предприятий.

Первоначальные данные

Дорожное покрытие разрушается под действием множества факторов, среди которых можно отметить:

  • осадки – дождь, снег, воздействие ветра, в некоторых районах – землетрясений;
  • неправильная резина на автомобилях;
  • высокая плотность движения;
  • проезд по трассе большегрузных автомобилей.

Под осевой нагрузкой (нагрузочной осью), понимают ту нагрузку, которая идет от массы автомобиля и передается на дорожное покрытие колесами, расположенными на одной оси.

Так, масса транспортного средства и нагрузка по оси связана следующим соотношением:

Общий вес ТС = нагрузка передней оси + нагрузка задней оси.

Как правило, на заднюю ось нагрузка существенно увеличивается, по сравнению с передней. Это связано с тем, что платформа, на которой размещен груз, располагается преимущественно в задней части автомобиля.

Предельно допустимые массы тяжести на ось ТС

Большинство граждан, отправляющих груз на машине, волнует вопрос, несет ли грузоотправитель ответственность за перегруз.

Это зависит от нескольких факторов, прежде всего, от того, кто занимается перевозкой, и была ли проведена проверка веса автомобиля после загрузки. Под превышением массы понимается недопустимая нагрузка на оси грузовика.

Рассчитать допустимые параметры можно по специальной таблице, однако, в расчет необходимо принимать также тип трассы, по которой осуществляется движение:

Расстояние между осями, в метрах Нагрузка на автомобиль, который может передвигаться по трассам 1-3 Нагрузка на автомобиль, который может передвигаться по всем трассам
2 и более 10 6
1,62 — 2 9 5,7
1,35 – 1,65 8 5,5
1 – 1,35 7 5
1 и менее 6 4,5

Инспектор ГИБДД проводит проверку транспортного средства на специально предназначенных для этого контрольных пунктах. В случае, если выявлено правонарушение, на месте составляется протокол.

Дальнейшее движение автомобиля может быть запрещено. Перевозчик имеет право обжаловать назначенный штраф в суде или отделении ГИБДД, в которой он был выписан. Однако, отстоять свою точку зрения в данном случае практически невозможно.

В случае, если был обнаружен незначительный перегруз – около двух процентов, административная ответственность не наступает.

Размер штрафа во многом будет зависеть от того, было ли получено разрешение на перевозку груза или нет.

Отсутствие пропускного листа может стать основанием для лишения водительских прав на срок до 6 месяцев. Получить разрешительный документ можно в Росавтодоре или других федеральных организациях.

Чтобы получить разрешение, нужно:

  1. Предъявить документы на автомобиль.
  2. Составить схему движения.
  3. Предъявить документы на груз.

В некоторых случаях провоз груза допускается только в сопровождении ГИБДД.

Чем регулируется

Нормативные акты, которыми регулируется перевозка грузов по российским дорогам:

Ответственность перевозчика или собственника наступает по Кодексу об Административных правонарушениях.

Ответственность перевозчика за перегруз

Данная статья состоит из нескольких пунктов, и устанавливает ответственность в соответствие с тем, какая нагрузка на ось была допущена.

Кроме назначения штрафа, инспектор может принять решение о перемещении автомобиля на штрафную стоянку. За пребывание грузовика на такой стоянке нарушитель должен внести дополнительную оплату.

Наивысшая степень ответственности наступает в случае, если был допущен перегруз, который вполовину и больше превышает установленные законом нормы.

Ответственность за игнорирование требований, установленных дорожными знаками, также наступает по КоАП РФ. Размер штрафа в данном случае составляет 5000 рублей для всех категорий лиц.

Кто отвечает за перевес

Принимая во внимание нормы, указанные в статье 12.21.1 КоАП, водитель привлекается к ответственности, поскольку именно он находится за рулем машины.

Вместе с ним несут административную ответственность должностные лица, собственник грузовика и отправитель груза, если он предоставил неверные сведения.

Наказание в большей степени несет тот, по чьей вине возник перевес. Водитель так или иначе получает штраф по той причине, что он находится за рулем автомобиля.

Перевозчик

Размер штрафа, назначается при фиксации нарушения с помощью специальных средств, оборудованных функциями видеозаписи и фотографирования, а также при проверке на месте инспектором ГИБДД.

При фото и видео фиксации штраф накладывается на организацию-перевозчика, которая владеет транспортным средством, поскольку невозможно определить, кто находился за рулем в момент фотографирования.

Размеры штрафов назначаются следующие:

Для ИП От 80 000 до 100 000 рублей
Для юридических лиц, компаний по перевозке грузов От 250 000 до 400 000 рублей

Следует отметить, что грузоперевозчики, зарегистрированные в качестве лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность, несут такую же ответственность, как и юр. лица.

В дополнении к статье говорится, что если лицо совершило правонарушение в соответствие с данной статьей, то лица, осуществляющие трудовую деятельность и не регистрирующиеся при этом в качестве юридического лица, несут такую же ответственность по КоАП, как и ЮЛ.

Видео: взыскание за лишний вес

Отправитель

В соответствие с российским законодательством, предусматривается ответственность для грузоотправителя, который является собственником товара или посредником, за то, что он не указал в транспортной накладной истинный размер груза, либо не сделал особой отметки о необходимых мерах предосторожности.

При этом, кроме того, что отправитель уплачивает штраф по КоАП, он также обязан возместить ущерб компании-грузоперевозчику, которая понесла ущерб при перевозке такого груза.

К штрафам, которые уплачивает отправитель, можно отнести следующие:

  1. Штраф за то, что была нарушена предельно допустимая по российскому законодательству масса ТС.
  2. Оплата штрафной стоянки, если автомобиль был отправлен на нее.
  3. Компенсация вреда, причиненного транспортной магистрали.

Ущерб возмещается только в том случае, если имеются основания и были нарушены права перевозчика.

В случае выдвижения требований об уплате штрафа и возмещении ущерба, компания – перевозчик должна доказать, что:

  1. Были предоставлены недостоверные сведения о ТС.
  2. Понесен ущерб определенного размера.
  3. Имеется причинная связь между совершенным собственником правонарушением и возникшим ущербом.

Для того, чтобы доказать факт совершения правонарушения отправителем, перевозчик должен предоставить сведения о взвешивании автомобиля с грузом и предварительно составленным актом о взвешивании.

Возмещение убытков за перегруженность машины собственником

В данном случае имеет значение, каким образом было зафиксировано правонарушение. Если протокол составлен сотрудником ДПС на месте, то в нем будет указан водитель, вне зависимости от того, является ли он собственником или перевозчиком.

Можно ли избежать административного правонарушения

Доказать невиновность водителя, находящегося за рулем, практически невозможно, он обязан уплатить штраф вне зависимости от того, является ли он собственником или сотрудником компании-перевозчика.

Правовые споры чаще всего возникают между владельцами груза и перевозчиками.

Следует учитывать, что движение по транспортной магистрали автомобиля с массой, превышающей допустимые нормы лишь на 2%, не наказывается по административному кодексу, поскольку такое превышение не считается правонарушением, равно как и езда автомобиля с большей массой при наличии соответствующего разрешения от гос. служб.

Юридическое лицо может избежать наказания в случае, если надлежащим образом оформит все документы и получит разрешение на провоз товара с большим весом.

Споры между сторонами – владельцем груза и перевозчиком, решаются в судебном порядке. В большинстве случаев виновным оказывается перевозчик по той причине, что он не оформил пропуск для проезда по федеральной или частной трассе.

Источник: https://autolab24.ru/otvetstvennost-gruzootpravitelja-za-peregruz-gruzovogo-avtomobilja/

Ответственность грузоотправителя за “перегруз”

На всякий случай напомним, за что грузоотправителя можно оштрафовать на сумму от 200000 до 400000 рублей

КоАП РФ, Статья 12.21.1. Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

8.

Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.

9.

Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от 350 000 до 400 000 рублей.

10.

Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, –
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от 250 000 до 400 000 рублей.

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

Кроме того, существует методика измерений нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств (АТС) при поосном взвешивании и статическом режиме [в неё внесено изменение согласно письму ЗАО “Весоизмерительная компания “ТЕНЗО-М” исх. № 95 от 11.06.15г.]

Документ устанавливает методику измерений нагрузки на ось (осевой нагрузки), группу осей и массы автодорожных транспортных средств (далее – АТС) перевозящих твердые грузы с применением весов автомобильных электронных портативных «ВА-П», при поосном взвешивании в статическом режиме

Методика опубликована в сети http://www.fundmetrology.ru/06_metod/2view.aspx?id=18561

На данную методику ссылаются судебные акты, например https://rospravosudie.com/court-krasnodarskij-kraevoj-sud-krasnodarskij-kraj-s/act-534066948/

Интересная статья об оспаривании перегруза ИСТОЧНИК

И что же делать грузоперевозчикам? Обращаться к специалистам.

Но решит ли простой расчет статической нагрузки на ось проблему в суде или в ГИБДД? Опыт показал, что решит, если исследовать весь технически возможный диапазон значений статических нагрузок на оси. За его пределами может быть только динамика, но она – вне закона. Система автоматизированного весогабаритного контроля должна измерять только статику.

В деле, по которому обратилась компания «Транстерминал» из Уфы, зафиксированная автоматизированной системой нагрузка на переднюю ось тягача VOLVO FH-TRUCK 4X2 составила 11.43 т при предельно допустимой 9 т. Было решено провести исследование возможной нагрузки на оси тягача по следующему алгоритму:

  • установить расположение центра тяжести пустого полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и сцепное устройство равномерно загруженногополуприцепа;
  • установить фактическое смещение центра тяжести груза, полагая, что автоматизированная система правильно измерила нагрузки на оси полуприцепа;
  • установить нагрузки на оси полуприцепа и на сцепное устройство при фактическом смещении центра тяжести груза.
Читайте также:  Льготы для пенсионеров на проезд в общественном транспорте в иваново

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? На взгляд специалиста, многое. Это отсекает возможные возражения о том, что вы распределили груз равномерно «на глаз», или о том, что в пути груз мог сместиться.

То есть итогом расчета по приведенному выше алгоритму является фактическая нагрузка на седло тягача в момент измерения и на основании акта измерения.

Конечно же, возражения против этого уже неуместны, хотя в нашем суде всё бывает, могут, и успешно, даже Ньютону возражать.

Теперь настает очередь тягача. На сайте изготовителя имеются данные об отношении нагрузки на заднюю ось к массе тягача, которое назовем коэффициентом нагрузки.

Для модельного ряда седельных тягачей VOLVO FH-TRUCK 4X2 этот коэффициент составляет около k=0.27 (здесь для Volvo FH 2013 года – 0.287).

Отсюда, с учетом фактической нагрузки на седло, из расчета следует, что статическая нагрузка на переднюю ось была 7.7 т, на заднюю – 9.6 т.

Технически возможное перераспределение веса тягача между его передней и задней осями при той же нагрузке на седло может быть установлено варьированием значением коэффициента нагрузки на оси в пределах от k=0, что соответствует полному распределению собственной массы тягача на свою переднюю ось и собственной нулевой нагрузке на заднюю ось (центр тяжести тягача находится на передней оси), до k=0.5, когда собственная масса тягача поровну распределяется между его осями (центр тяжести тягача находится посередине между осями). Оба случая являются крайними, первый из них возникает перед опрокидыванием тягача вперед, а второй технически недостижим из-за локализации более тяжелых двигателя и кабины у передней оси.

Повторяем расчеты нагрузок на оси тягача для значений коэффициента нагрузки от 0 до 0.5 с интервалом 0.05 (для солидности, хотя достаточно определить каждый график в 2-х точках). Результат расчетов показан на графике, где ось Х – это коэффициент k, а ось Y – нагрузка в тоннах. Красным цветом показана нагрузка на переднюю ось тягача, синим – на заднюю ось тягача.

Итог – нагрузка на переднюю ось тягача не может превышать 9.9 т, даже если вся собственная масса тягача распределяется на его переднюю ось. При этом нагрузка на заднюю ось тягача составляет не менее 7 т.

Что это дает юристу, оспаривающему протокол? А то, что сразу отсекает возможные возражения о том, что какие-либо ремонтные воздействия на тягач, или его заправка, или что-то ещё могли изменить распределение массы тягача на оси, или о том, что данные с сайта изготовителя могут отличаться от фактического распределения массы. Что бы ни придумали возражающие, исследован полный технически возможный диапазон нагрузки на оси тягача с учетом фактической нагрузки на седло тягача в момент измерения.

А вот теперь переходим в наступление. Согласно акту  измерения нагрузка на переднюю ось составляла 11.43 т (или на 1.53 т больше технически возможной наибольшей нагрузки 9.9 т), на заднюю ось – 6.61 т (или на 0.39 т меньше технически возможной наименьшей нагрузки). Вот это и есть влияние неких факторов по неизвестной специалисту причине.

Это могло произойти при условиях неисправности весового оборудования, либо по причинам, вызывающим дополнительную динамическую нагрузку на оси транспортного средства (нарушение геометрии дороги в виде наличия недопустимых продольного или поперечного уклона, наличие неровностей поверхности дороги или ее повреждений, технологических швов и т.п., недостаточная жесткость покрытия при высокой температуре и пр., или организация дорожного движения, вынуждающая водителей тормозить перед въездом на весовой комплекс).

Намерили бы 9.9 т на переднюю ось, возражать было бы труднее, но можно, так как разрешенные 9 т (см. график) соответствуют значению k=0.12, или нагрузке на переднюю ось пустого тягача 88% его массы. А это легко проверить взвешиванием этого самого тягача.

Юридический результат такого заключения – отмена протокола самим МВД, в чем, конечно, и немалая заслуга юриста компании-грузоперевозчика.

На сайте Архангельского арбитражного суда есть интересная справка

Справка
по результатам обобщения судебной практики но рассмотрению дел о взыскании
платы в счёт возмещения вреда, причинённою автомобильным дорогам
при перевозке тяжеловесных грузов

а) лицо, к которому, предъявлено требование, является ненадлежащим ответчиком, поскольку транспортное средство на момент перевозки тяжеловесною груза находилось во владении другого лица (дела № А05-7029/2012, № А05-7031/20125, № А05-8047/2012; № А05-4034/20136, № А05-7230/2013, № А05-9402/2013); Так, при рассмотрении дела № А05-7029/2012 суд на основании представленных в материалы дела договора аренды транспортного средства без экипажа, акта приёма- передачи установил, что предприниматель А., к которому было предъявлено требование о взыскании платы за провоз тяжеловесного груза на принадлежащем ему на нраве собственности седельном тягаче IVECO с прицепом SCHMITZ SKO-24, передал этот тягач с прицепом во временное владение и пользование арендатору – гражданину Ш. Суд сделал вывод о том, что владельцем транспортного средства, причинившего вред дорогам, являлся арендатор – гражданин III., в связи с чем суд отказал в удовлетворении

требований, заявленных к предпринимателю А.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали указанный вывод суда, отметив, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). В соответствии с положениями статьи 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Согласно статье 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами или оборудованием, несёт арендатор. Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несёт все расходы на содержание арендованного транспортного средства, включая его страхование, а также расходы, возникшие в связи с его эксплуатацией (статья 646 ГК РФ). Суд апелляционной инстанции указал, что факт предъявления Ш. на стационарном пункте весового контроля путевого листа, а не договора аренды и акта приёмки-передачи транспортного средства не свидетельствует о том, что груз перевозился предпринимателем А. Суд апелляционной инстанции отметил, что путевой лист не является исключительным доказательством нахождения предпринимателя А. и водителя транспортного средства Ш. в трудовых либо иных отношениях. Договор аренды не признан недействительным, заявления о его фальсификации истцом суду первой инстанции заявлено не было. Суд кассационной инстанции также отметил, что достоверность договора аренды, а также актов приёма и возврата транспортного средства в установленном порядке не оспорена. Сходные обстоятельства были установлены и аналогичные выводы были сделаны судом при рассмотрении дел № А05-7031/2012, № А05-8047/2012, № А05-7230/2013. При рассмотрении дела № А05-7031/2012 суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска со ссылкой на то, что владельцем автотранспортного средства, причинившего вред дорогам, являлся не предприниматель III., а арендатор 1Ив., который в силу статьи 648 ГК РФ и в соответствии с правилами главы 59 названного Кодекса несёт ответственность за вред, причинённый третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием. Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца на решение суда от 10.08.2012 по данному делу отменил это решение как вынесенное с нарушением пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, посчитав, что данный судебный акт принят о правах и обязанностях лица, не привлечённого к участию в деле. Суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и, учитывая, что установленные в рамках дела обстоятельства могут повлиять на права и обязанности гражданина Шв. по отношению к истцу, на основании статьи 51 АПК РФ привлёк гражданина Шв. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Затем по ходатайству истца суд апелляционной инстанции привлёк предпринимателя Шв. к участию в деле в качестве ответчика, исключив его из числа третьих лиц. Рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное требование о взыскании с предпринимателя Шв., являющегося арендатором транспортного средства, платы за провоз тяжеловесного груза и отказал в удовлетворении

иска к предпринимателю Ш., являющейся собственником транспортного средства.

При рассмотрении дела № А05-9402/2013 суд на основании представленной в материалы дела доверенности установил, что предприниматель Д., к которому было предъявлено требование о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов на принадлежащем ему на праве собственности автомобиле IVECO с прицепом SCHMITZ, доверил гражданину А.

право управлять и пользоваться этим транспортным средством с прицепом сроком на один год. Суд со ссылкой на положения статьи 1079 ГК РФ, а также на разъяснения, содержащиеся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.

2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», указал, что по смыслу статьи 1079 ГК РФ.

лицо, в отношении которого оформлена доверенность на управление транспортным средством, признаётся его законным владельцем, если транспортное средство передано ему во временное пользование, и он пользуется им по своему усмотрению.

Если в обязанности лица, в отношении которого оформлена доверенность на право управления, входят лишь обязанности по управлению транспортным средством по заданию и в интересах другого лица, за выполнение которых он получает вознаграждение (водительские услуги), такая доверенность может являться одним из доказательств по делу, подтверждающим наличие трудовых или гражданско-правовых отношений. Указанное лицо может считаться законным участником дорожного движения (пункт 2.1.1 Правил дорожного движения), но не владельцем источника повышенной опасности. Суд указал, что истец, несмотря на предложение суда, не представил ни путевых листов, ни товарно-транспортных накладных, ни других документов, на основании которых был сделан вывод о том, что перевозку тяжёловесных грузов с превышением установленных ограничений осуществлял предприниматель Д. В связи с этим суд сделал вывод о недоказанности причинения вреда автомобильным дорогам именно

предпринимателем Д.

При рассмотрении дела № А05-4034/2013. суд отказал в удовлетворении требований, предъявленных к предпринимателю Ш.

, являвшемуся, по утверждению истца, арендатором транспортного средства, осуществлявшего перевозку тяжеловесных грузов. При этом суд исходил из недоказанности нахождения транспортного средства во владении предпринимателя Ш.

Читайте также:  Утилизация кассовых аппаратов после списания

на момент осуществления перевозки тяжеловесного груза. Принятое по этому делу решение было обжаловано истцом в апелляционном

порядке и на момент составления настоящей справки не вступило в законную силу.

б) не доказан факт перевозки именно тяжеловесного груза (дела № А05-7029/2012; № А05-14721/20127, № А05-4786/2013, № А05-9275/2013. При рассмотрении дела № А05-7029/2012 суд первой инстанции наряду с выводом о том, что требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, счёл недоказанным факт перевозки 19.04.2011 именно тяжеловесного груза с превышением допустимой осевой

нагрузки.

Источник: http://free-ved.com/otvetstvennost-gruzootpravitelya-za-peregruz/

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Превышение допустимой нормы веса перевозимого груза влечет за собой наказание, в первую очередь – для грузоотправителя. Он должен будет не только заплатить штраф, но и возместить убытки перевозчику.

Что такое перегруз автомобиля

При определении допустимой массы груза используются два норматива:

  • Предельная масса автомобиля вместе с грузом.
  • Нагрузка на ось автомобиля.

Превышение любого из них или обоих сразу будет считаться перегрузом.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля грузоотправителя согласно КоАП РФ

В 2018 году действуют те же нормы, что и ранее. За перегруз автомобиля наказываются все участники: грузоотправитель, перевозчик и водитель. Данный норматив устанавливается статьей 12.21.1 КоАП РФ. Согласно ей, ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля будет выражаться в следующих мерах наказания (п. 10 ст. 12.21.1):

  • Денежный штраф от 80 000 до 100 000 рублей на индивидуального предпринимателя.
  • Денежный штраф от 250 000 до 400 000 рублей на юридическое лицо.

Отдельно в п.п. 8, 9 ст 12.21.1 КоАП устанавливается ответственность за недостоверные сведения о массе груза или их отсутствие в сопроводительных документах, повлекшие нарушение правил движения. За это нарушение на грузоотправителя дополнительно накладывается штраф в размере:

Факт уплаты штрафа не освобождает грузоотправителя от ответственности перед компанией-перевозчиком.

Ответственность отправителя перед перевозчиком

Согласно статье 35 Устава автомобильного транспорта, который был утвержден законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 года, грузоотправитель в случае искажения данных о весе груза должен заплатить перевозчику 20% от платы, которая установлена за перевозку груза согласно договору.

Помимо этого, в договоре перевозки можно предусмотреть дополнительные неустойки в случае перегруза автомобиля по вине грузоотправителя. Это следует из статьи 784 ГК РФ, согласно которой условия перевозки устанавливаются договором, а при нарушении договорных обязательств стороны будут нести ответственность по следующим нормативным актам и документам, если их положения отличны от договорных:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Транспортные уставы, кодексы и прочие законодательные акты.

Ответственность за перегруз грузового автомобиля (2018) грузоотправителя выражается в штрафных санкциях, которые накладываются согласно КоАП РФ, а также в различных неустойках, которые грузоотправитель платит в пользу перевозчика в случае превышения груза и сокрытия сведений об этом.

Источник: https://spmag.ru/articles/otvetstvennost-gruzootpravitelya-za-peregruz-avtomobilya

Какой штраф налагается на водителя за перегруз грузового автомобиля? Могут ли ГИБДД наказать отправителя?

В России сейчас существует большое количество различных факторов, которые приводят к разрушению дорожных полотен. К таким факторам относится и природные катаклизмы, неправильная резина установленная на автомобилях, плотность потока движущихся машин и т.д.

Одним из «разрушителей» российских дорожных покрытий являются большегрузные авто. В нашей сегодняшней статье мы подробно рассмотрим тему перегруза авто и какие штрафные санкции ожидают водителя в данном случае.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва
+7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Какое наказание предусмотрено ГИБДД за перевес?

Предельная грузоподъемность рассчитывается исходя из суммарной нагрузки на оси грузового авто, за ее превышение налагается штраф.

На многих трассах в России и и почти перед каждым из мостов автомобилисты могут увидеть предупреждающий знак 3.12. Он говорит об ограничении веса ТС, которое проезжает по трассе.

В том случае, если нагрузка на одну или обе оси ТС выше предельно допустимой, то водитель должен поменять свой маршрут.

Знак 3.12: «Ограничение нагрузки на ось»

Если водитель проигнорирует данное предупреждение, то согласно ст. 12.21.1 КоАП к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 2.5 тысяч рублей.

Опасность перегруза в том, что при движении по трассе перегруженное авто создает опасность для других участников дорожного движения, так как в данном случае происходит значительное удлинение тормозного пути машины и как следствие это может привести к аварийной ситуации.

ВАЖНО! Ответственность за автомобиль, который перегружен всегда будет нести водитель, сидящий за рулем данного ТС.

Для проверки массы транспортных средств существуют специализированные контрольные пункты.

Если в ходе проверки выяснится, что в автомобиле максимальная нагрузка на ось превышает предельно допустимые нормы, то на водителя ТС может быть наложен штраф от 1500 до 15000 рублей в том случае, если перевозчик является физ.

лицом. А если перевозчик имеет статус юр. лица, то его могут ожидать более крупные штрафы в размере от 250 тыс.руб до 400 тыс.руб.

Допускается небольшая погрешность в перегрузе авто, но не более чем на 5%.

Для того чтобы получить возможность перевозить крупногабаритные и тяжеловесные грузы, водитель должен получить соответствующее разрешение и не нарушать правила перевозки. Данные разрешения выдаются грузоотправителем.

Если у водителя нет разрешения на перевозку крупногабаритного груза, то к нему могут быть применены штрафные санкции в пределах от 2 до 500 тыс.руб.

На практике очень часто случается так, что перевозчики сталкиваются с недобросовестными отправителями грузов, которые в бумагах проставляют один вес, а по факту перевозимый груз имеет другой более внушительный вес.

В этом случае сотрудники ГИБДД могут наложить штраф не только на водителя, но и на собственника ТС. В данном случае сумма штрафа может варьироваться для физ.лиц в сумме 5000 руб.

, а для лиц имеющих статус юридического лица в размере от 250 до 400 тыс.руб.

За существенный перевес груза, автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку до момента оплаты выписанного штрафа.

В КоАП за превышение максимально допустимой массы автомобиля или же за увеличение нагрузки на оси свыше данных, которые указываются в документации на авто, предусмотрено наказание. Согласно ст.12.21.1 штраф за такое нарушение зависит от процента превышения нормы. Штрафные санкции предусмотреные для водителя, сотрудника, который оформляет документацию и юр. лицо различны.

Штрафы в зависимости от процента превышения такие:

  • От 2 до 10% водителя оштрафуют на 1000-1500 руб., сотрудника на 10-15 тыс.руб., организацию на 100-150 тыс.руб.
  • От 10 до 20% водителю выпишут штраф в размере 3-4 тыс.руб., сотруднику 25-30 тыс.руб, юр.лицу 250-300 тыс.руб.
  • От 20 до 50% лицу управляющему ТС придется заплатить 5-10 тыс.руб., сотруднику, который оформил документы на груз 35-40 тыс.руб., организации 350-400 тысяч.
  • Если перегруз свыше 50%, то водителю придется оплатить штраф в размере 7-10 тыс.руб., сотруднику 45-50 тыс.руб., а организации от 450 до 500 тыс.руб.

Закон действующий на территории РФ позволяет водителям произвести замену штрафа на лишение прав сроком от 2 до 6 месяцев.

Как говориться в пунктах 1-6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ответственность за то, что была превышена предельно допустимая законом масса авто либо же нагрузка на оси ТС, несет водитель, сотрудники организации, несущие ответственность за перевозку грузов, а также сама организация, предоставляющая услуги по перевозке грузов.

Может ли быть возложена ответственность на отправителя?

Согласно п.3 ст.35 УАТиГНЭ за то, что в транспортной накладной не проставляются особые отметки либо же искажается информация о свойствах перевозимого груза, в том числе и неверная информация о его весе, размере, состоянии и степени опасности – на отправителя груза за перевес могут взыскать штраф, который составляет 20% от оплаты провоза данного груза.

Однако, уплата штрафа не говорит о том, что с отправителя груза нельзя взыскать ущерб причиненный в следствии допущенных нарушений, который был причинен перевозчику.

Отклонение от нормы — это сколько?

Перегруз транспортного средства (вне зависимости от того грузовое это авто или легковое) – это такая загруженность транспортного средства, при которой происходит перегрузка передней или задней оси автомобиля. Давление, которое оказывает любая из осей авто на дорожное покрытие из-за превышения предельно допустимой массы перевозимых грузов называется осевой нагрузкой.

Общий вес загруженного авто расчитывается исходя из:

  1. Веса автомобиля.
  2. Массы перевозимого им груза.

ВАЖНО! Общая нагрузка на ТС рассчитывается посредством сложения нагрузки на заднюю ось авто с нагрузкой на переднюю.

Вы также должны знать о том, что на практике всегда большая нагрузка приходиться на заднюю ось машины, так как именно там расположен отсек для груза. Предел максимально допустимой массы для каждого вида транспорта должно определяться производителем и ее указывают в документах на авто.

Правила, регламентирующие перевозку крупногабаритных грузов, отражены в разделе 23 ПДД, данный раздел так и называется «перевозка грузов», в частности в разделе 23.

4 говорится о том, что авто, перевозящее крупногабаритный груз, должно быть оборудовано спец. знаками. Если груз перевозится в условиях плохой видимости (ночь, снегопад, дождь, туман и т.д.

), то авто должно быть оборудовано фонарями или же специальными световозвращателями сзади красного, а спереди белого цвета.

Крупногабаритный груз согласно ПДД – это тот груз, который выступает за пределы габаритов транспортного средства спереди или же сзади авто более чем на 1 метр, либо с боков более чем на 0.4 метра от габаритов.

Необходимо ли спецразрешение?

Перевозка грузов по дорогам нашей страны регламентируется перечнем нормативных актов. Одним из таких является ФЗ-№257 от 08.11.2007 года. Статья 31 пункт 2 данного закона говорит о том, что для осуществления перевозки груза следует получить специальное разрешение.

Документ разрешает транспортировку груза по дорогам нашей страны в том случае, если предельно допустимая масса авто в совокупности с грузом превышает предельно допустимые значения более чем на 2%.

Для автомобилей принадлежащих Вооруженным силам России такое разрешение не требуется.

При получении разрешения на перевозку водитель обязан:

  1. Согласовать с органами выдающими разрешение маршрут по которому будет осуществляться перевозка груза.
  2. Возместить государству ущерб, который будет причинен в следствии перевозки груза превышающего максимально допустимую массу.

Если же при грузоперевозке превышение предельно допустимого значения составляет не более 10%, то разрешение на перевозку выдается по упрощенной системе, такое разрешение можно получить за 1 день.

Какое максимально допустимое превышение нагрузки на ось машины?

Таблица предельно допустимой нагрузки на ось авто

Расположениеосейтранспортногосредства Расстояниемеждусближеннымиосями (метров) Допустимые осевые нагрузки колесных транспортныхсредств в зависимости от нормативной (расчетной)осевой нагрузки (тонн) и числа коле на оси
дляавтомобильныхдорог,рассчитанных наосевую нагрузку6 тонн/ось дляавтомобильныхдорог,рассчитанных наосевую нагрузку10 тонн/ось дляавтомобильныхдорог,рассчитанных наосевую нагрузку11,5 тонн/ось
Одиночные от 2,5 м и более 5,5 (6) 9 (1) 10,5 (11,5)
Сдвоенные осиприцепов,полуприцепов,грузовыхавтомобилей,автомобилей-тягачей, седельныхтягачей прирасстоянии междуосями (нагрузка натележку, суммаосевых масс) до 1(включительно) 8(9) 10(11) 11.5(12.5)
от 1 до 1,3(включительно) 9(10) 13(14) 14(16)
от 1,3 до 1,8(включительно) 10(11) 15(16) 16(18)
от 1,8 до 2,5(включительно) 11(12) 17(18) 18(20)
Строенные осиприцепов,полуприцепов,грузовыхавтомобилей,автомобилей-тягачей, седельныхтягачей прирасстоянии междуосями (нагрузка натележку, суммаосевых масс) до 1(включительно) 11(12) 15(16.5) 17(18)
от 1 до 1,3(включительно) 12(13) 18(19.5) 20(21)
от 1,3 до 1,8(включительно) 13,5 (15) 21 (22,5 ) 23,5 (24)
от 1,8 до 2,5(включительно) 15 (16) 22(23) 25(26)
Сближенные осигрузовыхавтомобилей,автомобилей-тягачей, седельныхтягачей, прицепови полуприцепов, сколичеством осейболее трех прирасстоянии междуосями (нагрузка наодну ось) до 1(включительно) 3.5(4) 5(5.5) 5.5(6)
от 1 до 1,3(включительно) 4(4.5) 6(6.5) 6.5(7)
от 1,3 до 1,8(включительно) 4.5(5) 6.5(7) 7.5(8)
от 1,8 до 2,5(включительно) 5(5.5) 7(7.5) 8.5(9)
Сближенные оситранспортныхсредств, имеющихна каждой оси повосемь и болееколес (нагрузка наодну ось) до 1(включительно) 6 9.5 11
от 1 до 1,3(включительно) 6.5 10.5 12
от 1,3 до 1,8(включительно) 7.5 12 14
от 1,8 до 2,5(включительно) 8.5 13.5 16
Читайте также:  Оклады работников пенсионного фонда

Услуга по контролю за весом грузовых авто и нагрузкой на оси машины достаточно востребована. На федеральных трассах более половины пунктов, осуществляющих такой контроль, автоматизированы. Автоматизация процесса позволяет быстро и просто пройти процедуру контроля. Однако использование такой методики контроля существенно увеличивает суммы сборов за «ущерб» причиняемый дорожному полотну.

За перегруженность транспортного средства несет ответственность не только грузоперевозчик, но и грузоотправитель. Поэтому они должны быть заинтересованны в том чтобы до заключения договорных отношений, были решены все вопросы относительно возможных сложностей, которые могут ожидать водителя при транспортировке груза.

Как влияет расстояние между осями?

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расстояние между осями, м Максимальная нагрузка, т (группа А) Максимальная нагрузка, т (группа В)
2 и более 10 6
1.65 – 2 9 5.7
1.35 -1.65 8 5.5
1 – 1.35 7 5
меньше 1 6 4.5

Расчет предельно допустимой массы должен быть произведен максимально точно, так как погрешность не может быть выше 5%.

СПРАВКА! Чем ближе находятся оси, тем более сильное давление оказывается на дорожное покрытие.

Опасность перегруза с точки зрения ПДД:

  • Разрушение дорожного полотна.
  • Риск аварийной ситуации при транспортировке груза.
  • Увеличение тормозного пути, что тоже может привести к аварии на дороге.

Определяем величину и проводим контрольное взвешивание

Взвешивание авто происходит двумя способами:

На сегодняшний день применяются оба эти способа. В чем же их отличие? Взвешивание авто в статике происходит так: ТС въезжает на весы и останавливается.

Данный метод взвешивания помогает определить точную массу авто в данный момент. А вот взвешивание в динамике происходит при медленном движении ТС не более 5 км/ч.

При помощи такого взвешивания определяется нагрузка на каждую ось автотранспорта.

Но при динамическом взвешивании есть вероятность погрешности, однако максимальная погрешность в данном случае составляет не более 3%.

Как предотвратить: оформление разрешения

Оформление разрешения на перегруз ТС поможет сэкономить организации более чем 1 миллион рублей (конечно, если принимать в расчет то, что наниматель платит за своих подчиненных), а также защитит организацию от потери сотрудника, ведь в случае нарушения водителя могут лишить права управлять ТС на срок от 2 до 6 месяце. Однако следует учесть, что на оформление такого документа у вас может уйти от 1 до 30 дней, а может и больше.

Разрешение выдается на 1 перевозку и если говорить простым языком, то оно является своего рода пропускным маршрутным листом. Для лица, осуществляющего перевозку груза, это означает, что:

  • Разрешение выдает исключительно на 1 проезд с перевесом по определенному заранее маршруту, от которого откланяться перевозчик не имеет права.
  • Начать оформление разрешения следует заблаговременно.
  • Перевозчик должен определиться насколько постоянен будет маршрут (разрешение можно заказать на срок от 10 дней до 3-х месяцев).

Сложности в оформлении бумаг

Для того чтобы оформить разрешение перевозчик должен предоставить в Росавтодор следующую информацию:

  • Данные маршрута.
  • Данные о точках остановок.
  • Информацию об авто и перевозимом грузе.

Расчет стоимости разрешения происходит исходя из предоставленной информации. Сами расчеты предоставляются перевозчику бесплатно, а оплачивает он только возмещение ущерба, который наносит дорожному покрытию в следствии повышенной нагрузки.

Следует учитывать то, что урон, наносимый дорожному полотну при перегрузке ТС, считается не сразу по всему маршруту. Именно поэтому возникают сложности с получением разрешения. Компенсация ущерба рассчитывается не по всему маршруту, а по отдельным отрезкам магистралей.

Оценка ущерба производиться:

  • Владельцами путепровода.
  • Властями муниципалитета.
  • Администрацией региона, если участок находиться в ее ведении.

Именно поэтому так важно грамотно составить маршрут следования. Чем меньше инстанций вам придется обойти, тем быстрее вы получите разрешение.

ВАЖНО! Лучше если маршрут следования будет проложен по новым трассам.

Необходимо помнить, что перегруз авто является серьезным нарушением и за это предусмотрена административная ответственность.

Источник: https://pravovoi.center/avtoyurist/narushenie-pdd/shtrafy/narushenie-pravil-perevozki-gruza/pereves.html

Какой штраф за перегруз грузового автомобиля для физических и юридических лиц в 2018 году

Превышение допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля несет в себе серьёзную опасность не только для водителя этого транспортного средства, но и для других участников дорожного движения.

Кроме того, перегруз значительно ухудшает состояние дорожной инфраструктуры. Именно поэтому штраф за перегруз грузового автомобиля в 2018 году остаётся довольно внушительным.

Причем не только для водителя, но и для предприятия, являющегося владельцем грузовика, а также для должностного лица, ответственного за погрузку.

Что такое перегруз

Перегруз – это превышение допустимой массы транспортного средства, обозначенной в технической характеристике грузовика. При неравномерной погрузке перегруз может быть зафиксирован только на заднюю ось. При этом общая допустимая масса автомобиля может оставаться в пределах нормы.

Владельцы грузовиков редко перегружают их по ошибке. Почти всегда это делается намеренно, ведь дополнительный груз увеличивает прибыль перевозчика.

Например, перевозка сыпучего груза в транспортном средстве с завышенными бортами может увеличить прибыль на 15-20%.

Вместо шести грузовиков владелец фирмы использует только пять, что сокращает расходы на бензин, оплату труда водителей и стоимость проезда по «Платону».

Возможные риски

Перегруз по осям негативно сказывается на состоянии дорожного покрытия. Особенно это заметно в летнее время, когда асфальт под весом грузовых автомобилей продавливается, оставляя характерные полосы на дороге.

Важно учесть, что перегруз противоречит техническим возможностям автомобиля. Следствием этого может стать неисправность ходовой системы грузовика.

Весовой контроль

Бороться с перегруженными автомобилями обычными методами очень трудно. Инспектор ГИБДД не может проверить массу грузовика при остановке на каком-либо участке трассы или на городской улице.

Измерение веса грузового автомобиля возможно лишь на контрольных пунктах проверки. Некоторые из них являются стационарными.

Такой весовой контроль обычно действует на федеральных трассах, а также в местах въезда-выезда.

Выявить перегруз помогают также мобильные контрольные пункты – электронные весы, подключаемые к компьютеру. После того как одна из осей автомобиля наезжает на весы, они показывают величину нагрузки.

Проверка допустимой массы автомобиля может происходить статическим способом, когда грузовик останавливается для проверки инспектором ГИБДД или в движении, когда автомобиль при наезде на весы лишь снижает скорость до 5 км/час. Если контрольное измерение не фиксирует перегруз на одной или обеих осях, останавливаться водителю не придётся.

Штраф за перегруженный автомобиль

Согласно нормам, изложенным в п.4 ст.12.21.1 КоАП РФ, размер штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2018 году составляет:

  • от 1000 до 3500 рублей – для водителя;
  • от 10 тысяч до 25 тысяч рублей – для должностного лица, ответственного за погрузку (перевозку);
  • от 150 тысяч до 400 тысяч рублей – для предприятия, на балансе которого находится грузовик.

Точный размер штрафа определяется по величине перегруза на ось. Чем больше перегруз, тем выше штраф. Водителям, а также собственникам грузового транспорта необходимо учитывать, что допустимое отклонение фактической массы от разрешенной не должно превышать 10%.

Было бы ошибкой считать, что за лишний груз могут оштрафовать только водителя или владельца грузовика. Это не так. Так, штраф за перегруз «Газели» с допуском проезда по городским улицам может быть выписан на основании ст.12.21.1 КоАП.

Расчет превышения массы происходит по специальной таблице, учитывающей расстояние между осями автомобиля. Например, для «Газели», где расстояние между осями составляет менее одного метра, допустимая нагрузка будет составлять 4,5 тонны.

Штраф за лишнего пассажира в машине рассчитывается на основании ст.12.23 КоАП, не имеющей формального отношения к перегрузу. В соответствии с ней, сумма штрафа за перевозку пассажиров без предоставления каждому из них места составляет 500 рублей. При этом штраф выписывается за всех лишних пассажиров, а не за каждого.

Если произошло нарушение знака

Ещё один важный момент, который необходимо учесть при выборе маршрута перевозки – это наличие ограничительных знаков. Обычно дорожный знак с запретом проезда грузовых автомобилей с обозначенной массой устанавливается на недостаточно укрепленных мостах и других конструкциях, чьё техническое состояние непригодно для больших нагрузок.

Ответ на вопрос, какой штраф за проезд под знак грузовым запрещено в 2018 году, найти довольно просто. В соответствии с положениями п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ, наказанием за такое нарушение является взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Система оплаты

Не зная, что грозит за перегруз грузового автомобиля, водитель и собственник грузовика рискуют быть оштрафованными на довольно круглую сумму. Если это произошло, нарушитель имеет шанс обжаловать штраф в течение 10 дней после получения протокола или оплатить наложенное взыскание.

Оплата штрафа происходит любым удобным для водителя способом:

  • через банк;
  • через сайт банка (например, Сбербанк, ВТБ);
  • через платежный терминал;
  • с помощью мобильного приложения (в частности, Сбербанк Онлайн).

На ком лежит ответственность

Кто отвечает за перегруз по осям – перевозчик или грузоотправитель? Если четко следовать нормам закона, то ответственность за перегруз несут все: сам перевозчик в лице водителя и собственника автомобиля, а также грузоотправитель, ответственный за погрузку (п.10 ст.12.21.1 КоАП).

В то же время вполне может возникнуть ситуация, при которой перевозчик не знал о перегрузе, поскольку грузоотправитель указал в накладной недостоверные сведения с целью снижения своих расходов на перевозку товара. В этом случае перевозчик будет оштрафован, не имея никакой вины за собой. Доказать отсутствие сговора с грузоотправителем ему вряд ли удастся.

Единственным возможным вариантом решения этой проблемы является подача иска от перевозчика к грузоотправителю.

Суд наверняка удовлетворит исковые требования, если имеется факт несоответствия фактической массы, которая была определена на контрольном пункте и массы, указанной в накладных документах.

Грузоотправитель не только будет оштрафован за предоставление недостоверных сведений согласно п.9 ст.12.21.1 КоАП, но и возместит перевозчику ущерб.

Можно ли не платить за нарушение

Как избежать штрафа за перегруз? Единственный способ не платить штраф –подача судебного иска.

В то же время само по себе исковое заявление не будет удовлетворено в суде без предоставления истцом веских оснований, подтверждающих его невиновность в перегрузе автомобиля. Этими основаниями могут являться результаты технической экспертизы.

В ходе экспертизы на компьютере моделируется ситуация с погрузкой. Для этого с помощью специального программного обеспечения выполняется расчет нагрузки на каждую ось автомобиля.

Если результаты экспертизы подтверждают перегруз общей массы автомобиля, но по осям величина нагрузки была в допустимых пределах, то есть шанс, что суд отменит назначение штрафа или снизит его размер.

Иного способа, как не платить штрафы ГИБДД в законном порядке, не существует.

Источник: http://voditel.guru/shtrafy/narusheniya/peregruz-gruzovogo-avto

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector