Бухгалтерский учет автомобильных шин

Особенности учета сезонных, летних и зимних шин у автотранспорта в 2018

Бухгалтерией в учете, прежде всего, принимаются во внимание назначение шин у автотранспорта и особенности их эксплуатации. Стандартное их использование — сезонная смена либо замена изношенных и непригодных на новые. Рассмотрим в статье, как осуществляется бухгалтерский учет автошин на предприятии.

Принципы бухгалтерского учета автошин

Основными параметрами учета являются:

  • их количество;
  • модель;
  • марка резины;
  • стоимость;
  • размер.

Исходя из этих показателей, работниками бухгалтерии ведется раздельный учет сезонных, летних и зимних шин автотранспорта. При этом новые и бывшие в пользовании запчасти также учитываются по отдельности. Покупка, передача их в эксплуатацию и прочие операции отображаются бухгалтерской службой контировками (проводками).

Название операции Бухгалтерские контировки
Покупка шины для автотранспорта ДТ 60, КТ 51 (перечисление денег за покупку),ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Запасные автошины», «Новые автошины»), КТ 60 (финансовые обязательства по купленным запчастям),ДТ 19, КТ 60 (НДС со стоимости купленного товара),ДТ 68, КТ 19 (НДС к вычету)
Ввод шины в пользование ДТ 10, субсчет «Запчасти» («Автошины в подотчете»), КТ 10, субсчет «Запчасти» и «Запасные автошины»
Списание автомобильной шины по причине выхода ее из строя ДТ 20 (26, 44), КТ 10, субсчет «Запчасти», «Автошины в подотчете»

Стоимость купленных шин для автотранспорта с целью замены сношенных отображается бухгалтерской службой на счету 10 «Материалы», субсчет «Запчасти». Читайте также статью: → «Счет 10: проводки, примеры учета.

Поступление и списание материалов». Тут же учитываются как эксплуатируемые, так и резервные запчасти. Для раздельного учета открываются вспомогательные субсчета третьего порядка к субсчету «Запасные автошины».

Налоговый учет автошин

При покупке машины цена установленных и запасных шин объединяется с начальной стоимостью автотранспорта (НК РФ, ст. 257). Как отдельные объекты эти запчасти на бухгалтерских счетах не значатся. Купленные отдельно шины не входят в состав приобретенного авто и не присоединяются к его стоимости. Здесь налоговый учет запчастей регламентирует Налоговый кодекс РФ:

  • ст. 254 (траты плательщика на производственные и хозяйственные нужды);
  • ст. 260 (реставрация основных средств);
  • ст. 264 (содержание и использование служебного транспорта).

Так, к примеру, согласно налоговому законодательству отдельно купленные запчасти, можно учитывать как материальные траты на покупку материалов, необходимых для содержания основных средств. То есть, автошины в таких случаях считаются запчастями к автомобилю, учет которых ведется по их себестоимости в числе материально-производственных запасов. Траты по их ремонту можно отнести к.прочим.

Расходы рассматривают для целей налогообложения в действительном на это время налоговом периоде. Все траты при методе начисления признаются на момент сборки автошин на авто. Снятые запчасти с автотранспорта не причисляют к возвратным отходам или остаточным запасам.

Учетная документация по работе автошин

Специализированная учетная форма карточки заводится технической службой соответствующего подразделения организации по форме № 424-АПК отдельно на каждую шину автотранспорта (новую, бывшую в пользовании либо восстановленную). Основное назначение учетной карточки — оформление движения шин в пользовании со времени их сборки до полного выхода из строя. В карточке указывается следующая информация:

  • дата изготовления, производитель, цена, а также прописывается название колес и порядковый номер;
  • техническое состояние (имеющиеся дефекты, повреждения);
  • пробег (предыдущий — для бывших в пользовании шин, а действительный пробег за каждый месяц — для всех видов шин);
  • дата замены шины, номера снятой и собранной шины;
  • время демонтажа, общий пробег, данные рисунка протектора, с какой целью и по какой причине выведена из эксплуатации (в случае снятия с учета шины).

Причиной списания либо замены шины не является ее пробег, если ее техническое состояние удовлетворительно и предполагает модернизацию, реконструкцию, ремонт, либо дальнейшую эксплуатацию.

После реставрации на запчасти автотранспорта заводятся другие карточки. В единичных случаях, когда подобных карточек нет, получить некоторую информацию можно из путевого листа, который выписывается на автотранспортное средство.

 Читайте также статью: → «Путевой лист грузового автомобиля. Образец заполнения, бланк».

Норма эксплуатационного пробега для списания

Источник: http://online-buhuchet.ru/buxgalterskij-uchet-avtoshin/

Учет автомобильных шин

 Порядок учета автомобильных шин зависит от того, приобретены ли они вместе с транспортным средством или отдельно от него.

ВИКТОРИЯ ЖМУЛИНА, старший аудитор ООО « ВИТ-аудит»

Шина — один из основных элементов ходовой части транспортного средства. Шины, за исключением приобретенных вместе с основным средством, учитываются в составе материально-производственных запасов. Особенности данных материальных ценностей напрямую влияют на порядок их учета и документального оформления.

Шины постоянно подвергаются повышенному износу и довольно часто выходят из строя гораздо раньше окончания срока их эксплуатации. Кроме этого, изношенные шины могут быть как восстановлены, так и утилизированы, что имеет разные учетные последствия.

Шины также обладают определенными сезонными свойствами, диктующими периодичность их использования в процессе эксплуатации автомобиля.

Приобретение шин отдельно от автомобиля

В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.03 №91н, единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект.

Инвентарным признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Так как использование шины, приобретенной вместе с автомобилем, отдельно от него невозможно, то в первоначальную стоимость автомобиля включается, в том числе, стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой.

То есть шины, в том числе запасные, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе основного средства и отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда стоимость автомобиля полностью сформирована, бухгалтером оформляется запись

Дт01 «Основные средства» — Кт08 «Вложения во внеоборотные активы».

Приобретение шин отдельно от автомобиля

Предприятия автомобильного транспорта располагают отраслевой Инструкцией по учету доходов и расходов, которая утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.03 №153.

Согласно данной инструкции стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и стоимость автомобильных шин включаются в состав материальных расходов (п. 42).

По этой же статье учитываются расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, но лишь в пределах норм, утверждаемых Минтрансом, что закрепляется в учетной политике организации (п. 43). Сверхнормативные расходы на восстановление износа и ремонт шин включаются в состав прочих расходов (п. 97).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно п. 42 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.01 №119н, материалы являются видом запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Таким образом, шины, приобретенные отдельно от автомобиля, необходимо учитывать в составе материалов. При этом цена шин не оказывает влияние на порядок их учета.

Документальное оформление

Читайте также:  Взыскание убытков с генерального директора

Источник: http://digest.wizardsoft.ru/consultation/consult-financial/uchet-avtomobilnykh-shin

Учет автомобильных шин (стр. 1 из 3)

ПЛАН

Порядок списания сезонных шин

Временная эксплуатация шин

Налоговый учет

Шины как объект классификации ОС

Признание расходов

Возврат сезонных шин на склад

УЧЕТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин, являются Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее — Правила), их выполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

В соответствии с п. 83 Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по форме, указанной в Приложении N 12. Карточка ведется до выхода шины из строя.

Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого подлежат замене. При достижении нормы эксплуатационного пробега они снимаются с эксплуатации (изношенные шины).

Используются следующие варианты эксплуатации автомобильных шин. Во-первых, на машине могут быть установлены «всесезонные» шины, которые меняются только в случае полного износа или порчи (т.е. происходит замена изношенных шин). Во-вторых, шины на автомобиле можно менять по принципу «зима — лето», т.е. периодически заменять «летнюю» резину на «зимнюю» (далее — сезонные шины).

Сезонные шины, в случае если они могут быть применены (не достигли нормы эксплуатационного пробега), не подлежат снятию с эксплуатацию (п. 88 Правил). Другими словами, в данной ситуации неправомерно говорить о замене изношенных шин.

Шины и автомобиль — единый инвентарный объект

Объект основных средств как актив, принимаемый к учету, помимо требований, предъявляемых к нему ПБУ 6/01 (будут рассмотрены ниже), должен быть в первую очередь средством, а не предметом труда (п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

При этом в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.

2003 N 91н, в качестве примера формирования инвентарного объекта основных средств приведен следующий: «Подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) — в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов».

Кроме того, в Плане счетов к счету 10 «Материалы» отмечено, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Таким образом, автомобиль с автомобильными шинами на колесах (и в запасе) является единым инвентарным объектом.

В ОКОФ отсутствует такой объект, как автомобильные шины.

С учетом изложенного можно говорить о том, что при приобретении автомобиля шины (на колесах и в запасе) в совокупности со всеми прочими деталями автомобиля следует учитывать как единый инвентарный объект — автомобиль.

Запасные части — МПЗ

При дальнейшем приобретении шин отдельно от автомобиля (т.е. после постановки автомобиля на учет в качестве объекта основных средств) возникает вопрос, к какому виду активов отнести такие шины: к основным средствам или же к материально-производственным запасам (МПЗ).

При формальном прочтении ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 можно говорить о том, что одним из критериев разделения средств труда на основные средства и МПЗ является срок службы (менее 12 месяцев — МПЗ, более 12 месяцев — основные средства). Поэтому активы, не являющиеся предметом труда и сроком службы более 12 месяцев, являются основными средствами.

Вместе с тем такие активы, например, как запасные части, могут иметь срок службы, значительно превышающий 12 месяцев, и исходя из положений ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01 их следует признавать объектами основных средств.

При этом в большинстве случаев запасные части используются при ремонте объектов основных средств и их основное предназначение — заменить соответствующую деталь. В соответствии с п.

27 ПБУ 6/01 затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.

Таким образом, если запасные части при ремонте заменяют деталь существующего инвентарного объекта основных средств, то в силу п. 27 ПБУ 6/01 они не могут быть квалифицированы как новый инвентарный объект основных средств, поскольку подлежат списанию на затраты в том отчетном периоде, когда был произведен ремонт.

Итак, запасные части, которые предназначены для ремонта объектов основных средств, которые в свою очередь учтены как инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или как обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (т.е. когда в ремонтируемый объект уже изначально была включена деталь, которая подлежит замене в процессе ремонта), следует квалифицировать как МПЗ независимо от срока их полезного использования.

Рассмотрим ситуацию, при которой автомобили были приняты к учету как единый инвентарный объект с учетом всех принадлежностей, в том числе и с автомобильными шинами. При этом возможны следующие варианты такой замены:

1) замена изношенных «всесезонных» шин (т.е. сезонные шины не используются);

2) замена изношенных сезонных шин (т.е. когда, например, летом происходит замена изношенных летних шин на новые летние (аналогично зимой);

3) замена летних шин на зимние и наоборот.

Следует отметить, что замену изношенных шин на новые (вариант 1 и 2) можно рассматривать как ремонт основного средства (замена изношенной детали на новую), а замену летних шин на зимние и наоборот уже квалифицировать как ремонт было бы неправомерно, поскольку не происходит замены изношенных деталей.

Таким образом, однозначно можно сказать, что в случае замены шин по вариантам 1 и 2 автомобильные шины являются запасными частями, которые были использованы при ремонте и согласно п.

27 ПБУ 6/01 могут быть признаны затратами, связанными с ремонтом основных средств и соответственно отражаться в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому относятся.

Другими словами, такие автомобильные шины не могут быть приняты к учету как самостоятельный инвентарный объект, т.е. они подлежат включению в состав МПЗ (в том числе и если срок их службы более 12 месяцев).

Автомобильные шины, которые устанавливаются на автомобиль взамен изношенных (варианты 1 и 2), подлежат списанию со счета 10 «Материалы» на соответствующие счета затрат в момент их установки на автомобиль (п. 27 ПБУ 6/01).

Сезонная замена шин

Наиболее неурегулированным вопросом является учет операций, связанных с заменой летних шин на зимние и наоборот (вариант 3). В данном случае не происходит замены изношенных шин и соответственно признать такую замену ремонтом уже неправомерно. Каким же образом следует квалифицировать эту операцию?

В такой ситуации самостоятельный инвентарный объект не приобретается, поскольку изначально автомобиль в совокупности с шинами был учтен как единый инвентарный объект.

Читайте также:  Увольнение военнослужащего. порядок, выплаты

По мнению автора, данную операцию можно учесть или как частичную ликвидацию (например, демонтаж летних шин) и затем дооборудование (монтаж зимних шин), или как содержание объекта основных средств.

Рассмотрим вариант с частичной ликвидацией и дооборудованием.

В первую очередь следует отметить, что в нормативных документах по бухгалтерскому учету нет четкого определения понятий частичной ликвидации и дооборудования.

Вместе с тем НК РФ к работам по дооборудованию объекта основных средств относит работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ). По мнению автора, данное определение работ по дооборудованию вполне можно применять и для целей бухгалтерского учета. В рассматриваемой ситуации установка сезонных шин не приводит к изменению технологического или служебного назначения автомобиля, он по-прежнему будет выполнять те же функции, что и до установки сезонных шин.

Что касается возможности квалификации демонтажа (снятия) сезонных шин как частичной ликвидации, можно сказать следующее. В соответствии с п. 29 ПБУ 6/01 частичная ликвидация объекта основных средств признается его выбытием.

Соответственно частичную ликвидацию объекта основных средств можно рассматривать как частичное выбытие основного средства, а выбытие в рамках ПБУ 6/01 не предполагает замены.

При выбытии объект основных средств списывается с учета, и его замена на аналогичный объект рассматривается как приобретение нового.

По мнению автора, частичная ликвидация может осуществляться только если демонтируется часть объекта без дальнейшей замены и изменения функциональной принадлежности объекта.

В противном случае речь должна идти о реконструкции или модернизации.

Таким образом, замена сезонных шин не относится к частичной ликвидации и дооборудованию основного средства, она является операцией по содержанию объекта основных средств.

Так, в соответствии с п. 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/16594/uchet-avtomobilnykh-shin

Учет автомобильных шин. журнал «советник бухгалтера»

Учет автомобильных шин

Консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
О.А. Курбангалеева

 
    Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части транспортного средства.

В процессе эксплуатации пневматические шины:
    — обеспечивают сцепление колес с дорогой;
    — смягчают толчки, удары и вибрации, возникающие при движении автомобиля;
    — сохраняют проходимость в различных дорожных условиях;
    — влияют на расход топлива автомобиля и шумообразование.
    Правила эксплуатации автомобильных шин утверждены Распоряжением Министерства транспорта России от 21.01.2004 № АК-9-р. Они вступили в силу с 1 февраля 2004 года и будут действовать до 31 декабря 2007 года.
    Выполнение Правил является обязательным для всех владельцев транспортных средств за исключением владельцев большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.
 

Какие бывают шины?

 
    Автомобильные шины подразделяются:

по назначению на шины:
для легковых автомобилей (ГОСТ 4754),
для грузовых автомобилей (ГОСТ 5513),
для грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха (ГОСТ 13298), которые применяются на грузовых полноприводных автомобилях, работающих на мягких грунтах и в условиях бездорожья;
по способу герметизации — на камерные и бескамерные.

    Комплект камерных шин легковых автомобилей состоит из:

покрышки (оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации автомобиля);
камеры (герметичная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом) с вентилем (обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине), снабженным колпачком или колпачком-ключиком.

    Камерная шина для грузового автомобиля комплектуется из:

покрышки,
камеры с вентилем,
ободной ленты (профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки).

    В комплект бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей входит лишь покрышка;

по конструкции — на диагональные и радиусные;
по форме профиля:
обычного профиля — Н/В свыше 0,89;
низкопрофильные — Н/В = 0,7 — 0,88;
сверхнизкопрофильные — Н/В не более 0,7;
широкопрофильные — Н/В = 0,6 — 0,9;
арочные — Н/В = 0,39 — 0,5;
по рисунку протектора.

    Протектор — это наружная резиновая часть покрышки шины с рельефным рисунком, которая обеспечивает сцепление с дорогой и предохранение каркаса от повреждений. Рисунок на протекторе бывает дорожный, универсальный, направленный, асимметричный, всесезонный, рисунок протектора повышенной проходимости;

по климатическому исполнению:
шины для умеренного климата, применяемые при температуре не ниже -45°C;
морозостойкие шины, предназначенные для работы в районах с температурой ниже -45°C;
шины для тропического климата, изготовляемые из материалов, хорошо выдерживающих влагу и повышенные температуры;
по габаритам:
крупногабаритные — с шириной профиля 350 мм (14 дюймов) и более, независимо от посадочного диаметра;
среднегабаритные — с шириной профиля от 200 до 350 мм (от 7 до 13 дюймов) и посадочным диаметром не менее 457 мм (18 дюймов);

Источник: https://www.referent.ru/40/2126

Учет работы автомобильных шин. Статьи компании «ЧУП «Инст»»

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны…

При наличие на организации транспорта возникает необходимость в знаниях как производить учет шин, аккумуляторов. Возникают вопросы куда сдавать образующиеся отходы при эксплатации транспорта и какие сопроводительные документы нужны.

  В этой статье мы рассмотрим Учет работы автомобильных шин…

    На каждую шину, установленную на транспортное средство при его комплектации или во время эксплуатации, заводится карточка учета ее работы по указанной форме, согласно ТКП 299 -2011(02190). В процессе эксплуатации допускается вести карточки учета в электронном виде.

    Кто может не вести карточку учета?

 Без ведения карточки учета и применения эксплуатационных норм пробега допускается эксплуатация шин, установленных на транспортных средствах, на которых владельцами транспортных средств осуществляются перевозки грузов и пассажиров для собственных нужд.

    Владельцем транспортного средства назначается ответственный за учет работы шин и комиссия по их учету и списанию.

    Шины учитываются по заводским номерам, которые записываются в карточку учета работы шин со всеми буквами и цифрами. Допускается выжигание гаражных номеров на плечевой зоне протектора шин.

Выжигание производится прибором «Электроклеймо». Глубина выжигания не должна превышать одного миллиметра.

Допускается маркировка любым другим методом, обеспечивающим идентификацию шины и не влияющим на безопасность движения.

    В карточке учета работы шины указывается техническое состояние шины, находящейся на транспортном средстве (дефекты, характер и размер повреждений). Для шин, бывших в эксплуатации на другом транспортном средстве, записывается их предыдущий пробег.

Одновременно замеряется остаточная высота рисунка протектора в двух диаметрально противоположных сечениях с наибольшим износом протектора. Средняя высота записывается в графу «Техническое состояние шины при установке» в карточке учета работы шин.

После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается в той же карточке.

Читайте также:  Временные здания и сооружения и их учет

    В карточку учета работы шины вносится фактический пробег транспортного средства по спидометру с периодичностью, установленной владельцем транспортного средства, но не реже одного раза в год.

   При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель обязан сообщить дату замены, заводской или гаражный номер замененной шины, показания спидометра в момент установки и снятия запасной шины. Эти данные фиксируются в карточках учета работы шины. Не допускается определение пробега каждой шины делением общего пробега шин ходовых колес на число всех шин транспортного средства (включая запасную).

   При снятии шины с эксплуатации в графу «Причины снятия шины с эксплуатации» карточки учета записываются ее полный пробег, ее техническое состояние, куда направляется шина — в ремонт, на восстановление или в утиль.

   При направлении шины на восстановление или в утиль карточка учета ее работы подписывается председателем комиссии и членами комиссии. В данном случае карточка учета является актом списания шины и основанием для решения вопроса о выплате водителю вознаграждения за пробег сверх нормы или принятия мер за недопробег в соответствии с действующими положениями.

   На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы.

Куда сдавать использованные шины?

Всю информацию о предприятиях переработывающих отходы в РБ Вы можете найти на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Вот в помощь краткая информация для организаций в Минске и Минской области.

ЧУП «ИНСТ» Делай бизнес проще!

mts, vel 587-22-22

сайт: Instr.deal.by

Источник: https://instr.deal.by/a20211-kak-proizvoditsya-uchet.html

Департамент общего аудита об учете автомобильных шин

22.10.2010

Ответ

1. Учет приобретения шин в комплекте с автомобилем

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01[1] актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Поскольку приобретенный автомобиль соответствует указанным условиям, он принимается к учету в качестве объекта основных средств.

При этом единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.

Соответственно, по нашему мнению, стоимость шин, приобретенных вместе с автомобилем, являясь частью комплектации автомобиля, учитывается в первоначальной стоимости основного средства.

Учитывая вышеизложенное, как справедливо отмечено в Вашем вопросе, в таком случае стоимость шин учитывается в составе расходов через амортизацию автомобиля.

2. Учет зимней резины

Согласно пункту 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[2] (далее – Методические указания) к материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.

Поскольку, по экономическому содержанию шины являются запасными частями для действующего автомобиля, то на наш взгляд они относятся к материальным запасам.

Дополнительно это подтверждается Инструкцией по применению плана счетов[3], согласно которой на счете 10 «Материалы», субсчет 10.

5 «Запасные части» учитываются наличие и движение приобретенных или изготовленных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств и т.п.

, а также автомобильных шин в запасе и обороте.

Согласно пункту 5 ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Таким образом, на дату оприходования комплекта зимних шин Организация отражает их стоимость на субсчете 10 «Запасные части»[4] по стоимости приобретения проводкой: Дт 10 Кт 60.

Особенности дальнейшего учета шин действующим законодательством не установлены.

В соответствии с общим порядком согласно пункту 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[5] (далее по тексту – Приказ № 119н) по мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации (пункт 90 Приказа № 119н).

Соответственно, в момент установки указанного комплекта шин в бухгалтерском учете, по нашему мнению, подлежат составлению проводки: Дт 26 Кт 10.

3. Замена шин

Особенности отражения в учете замены зимних шин на летние действующим законодательством не установлены.

Ряд специалистов высказывают мнение, что при такой замене стоимость зимних шин за минусом их износа восстанавливается на счете 10 в корреспонденции со счетами учета затрат.

По нашему мнению, общими нормами Приказа № 119н определен только один случай, который мог бы относиться к рассматриваемой ситуации.

Согласно пункту 112 Приказа № 119н возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

В рассматриваемом случае шины уже использовались для управленческих целей организации в процессе эксплуатации автомобиля. Соответственно, правомерность их отнесения к неиспользованным материалам, по нашему мнению, может быть поставлена под сомнение.

Соответственно, если следовать данной логике, стоимость шин, списанная на счет 26 в момент первой установки на автомобиль, не подлежит восстановлению. И, соответственно, никаких проводок, касающихся снятых с автомобиля и переданных на склад шин не составляется.

Тем не менее в данной ситуации можно исходить из того, что шины в процессе эксплуатации своих потребительских свойств полностью не утратили, и, соответственно, могут быть отнесены к неиспользованным материалам.

В этом случае может применяться порядок учета шин, указанный в пункте 3 Вашего вопроса. Проводкой Дт 10 Кт 26 отражается стоимость возвращенных на учет шин с учетом износа. При этом, как справедливо отмечено в Вашем вопросе, указанный износ может исчисляться в соответствии с «Временным нормам эксплуатационного пробега шин РД 3112199-1085-02».

Учитывая вышеизложенное, считаем, что приведенные Вашей организацией проводки соответствуют требованиям действующего бухгалтерского законодательства. При этом считаем, что в отношении операции по замене зимних шин на летние Ваша организация вправе использовать один из двух предложенных выше вариантов учета замены шин.

Поскольку указанные варианты касаются различной трактовки норм действующего бухгалтерского законодательства, считаем, что выбранный Вами порядок целесообразно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Источник: http://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament_obshchego_audita_ob_uchete_avtomobilnyh_shin.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector