Что такое социальное партнерство в сфере труда

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Социальное партнерство в сфере труда — это… Что такое Социальное партнерство в сфере труда?

  • Социальное партнерство — в сфере труда (далее социальное партнерство) система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная… …   Официальная терминология
  • СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… …   Российская энциклопедия по охране труда
  • Социальное партнерство — Система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
  • Партнерство Социальное — сотрудничество между органами государственной власти, владельцами компаний и фирм(работодателями) и представителями трудящихся(профсоюзов) с целью развития экономики, улучшения условий труда и повышения жизненного уровня трудящихся. Социальное… …   Словарь бизнес-терминов
  • Международная организация труда — Эту страницу предлагается переименовать в Международная Организация Труда. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… …   Википедия
  • Охрана труда — Охрана труда  система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально экономические, организационно технические, санитарно гигиенические, лечебно профилактические,… …   Википедия
  • Министерство труда и социального развития Российской Федерации — Эмблема Минздравсоцразвития Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)  федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому… …   Википедия
  • Структура понятий и отношений в сфере частного права — Определение круга частных отношений и объединяющего их начала позволяет обратиться к решению вопроса о структуре ч. п., которая является отражением системы отношений, им регулируемых. Содержание 1 Дуализм частного права 2 Корпоративное право …   Википедия
  • Трудовой кодекс Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Трудовой кодекс. Федеральный закон (Россия) «Трудовой кодекс Российской Федерации» Номер: 197 ФЗ Принятие: Государственной Думой 21 декабря 2001 Одобрение …   Википедия
  • НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть вторая — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации      ГАРАНТ     …   Бухгалтерская энциклопедия

Источник: https://big_law.academic.ru/1318/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B2_%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0

Понятие социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Понятие социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти.

Содержание

Как понятие, социальное партнерство понимается как система и категория рыночного общества, возникшие на конкретном этапе его зрелости, связанные с возникновением трудового рынка, в чем участвуют органы профсоюза, представляющего работников.

Социальное партнерство в сфере труда представляет собой органы и отношения, которые имеют развитие между профсоюзами работников или работодателей, а также представителями государственной власти. Такие отношения направлены на развитие и согласование взаимных интересов, которые возникают в связи с заключением трудовых договоров и имеют значение в ходе возникших взаимоотношений.

В процессе социального партнерства устанавливаются формы социальных гарантий, которые необходимы для нормального ведения трудовой деятельности.

 Момент возникновения данного понятия формально связывается с тем временем, когда были созданы органы МОТ, опирающиеся в своей деятельности на принципы трипартизма.

Социальное партнерство в сфере труда на территории РФ имеет в качестве законодательного начала Указ Президента, изданный 15.11.1991 г. под № 212.

Благодаря социальному партнерству достигается цель разрешения споров, значение которой важно для трудового процесса, исключаются возможные проблемы. Так происходит развитие трудовых отношений, определяется их система.

Принципы социального партнерства в сфере труда

Противоречия, которые присущи социально-трудовым отношениям, разрешаются путем применения общих начал социального партнерства, основные принципы которого:

  • наличие равноправия между сторонами по инициированию диалога;
  • уважительное отношение к интересам каждой из сторон;
  • наличие заинтересованности сторон в договорном разрешении конфликта;
  • оказание государственного содействия в укреплении демократических основ социального партнерства, в чем участвуют органы власти;
  • соблюдение законодательных трудовых норм, уровни принятия которых могут быть различными, участниками отношений;
  • установление выборности лиц в органы, представляющие интересы сторон;
  • наличие свободы формы выбора, необходимой в процессе обсуждения вопросов трудовой сферы;
  • обязательность признака добровольности в принимаемых на себя обязательствах;
  • наличие фактора реальности, что имеет значение для выполнения принятых обязательств;
  • обязательность в процессе выполнения соглашений и коллективных договоров;
  • осуществление контроля за надлежащим исполнением каждого отдельного коллективного договора и соглашения, представленного как система норм, необходимая для решения проблемы, возникновение которой возможно в ходе исполнения трудовых функций;
  • установление ответственности сторон или лиц из представляющих за ненадлежащее исполнение принятых документов, обязательным условием чего являются признаки индивидуальной вины.

Виды взаимодействия

Понятие социального партнерства проявляется во взаимодействии субъектов трудовых отношений, что нацелено на достижение общих целей, связанных с урегулированием проблемы в правах работников и работодателей, их взаимных интересов, направленных на достижение общего блага, выражаемого в результатах трудовой деятельности.

Среди видов социального взаимодействия можно выделить:

  • деятельность по проведению переговоров, необходимых для заключения или изменения коллективных договоров, отраслевых и локальных соглашений, существующих, как систем трудовых взаимоотношений;
  • деятельность консультативного характера, проявляемую в переговорном процессе, к которому призывает законодательство;
  • непосредственное участие работников и представляющих их лиц в процессе управления предприятиями и организациями, путем воздействия на принципы и органы компаний различных уровней, их развитие;
  • участие в разрешении спорных вопросов, возникающих в процессе реализации трудовых отношений, что служит способом недопущения судебных разбирательств и урегулирования проблемы на досудебной стадии.
Читайте также:  Приказ о назначении контрактного управляющего. образец 2018 года

Формы социального взаимодействия

Социальное партнерство в сфере труда проявляется в ряде форм, объединенных общей целью достижения нормального взаимодействия между субъектами трудовых отношений. К таким формам относится:

  • проведение коллективных переговоров в момент заключения коллективного договора или ряда соглашений;
  • проведение взаимных консультативных переговоров в тех случаях, которые прямо обязывают к этому законодательством;
  • принятие участия в управленческом процессе организациями со стороны работников и лиц, которые являются их представителями;
  • принятие участия на стадии досудебного разрешения трудового спора.

Цели социального взаимодействия

В качестве цели, которая преследуется социальным партнерством, необходимо понимать развитие и проведение работы по согласованию интересов, имеющихся у работников и их работодателей. Такие решения должны максимально соответствовать интересам этих сторон и обеспечивать эффективность трудовой деятельности.

Материальным выражением социального партнерства являются соглашения, которые принимаются в порядке достижения договоренностей и согласования программ, влияющих на дальнейшее развитие и сотрудничество.

Обеспечить социальное взаимодействия позволяют государственные органы, законодательные и локальные акты, принятие которых обосновано мнением отдельных социальных партнеров.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/ponyatie-socialnogo-partnerstva.html

Социальное партнёрство в сфере труда (стр. 1 из 3)

1. Социальное партнерство в сфере труда, коллективный договор и социально-партнерские соглашения

Впервые в трудовом законодательстве России признал и урегулировал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда Закон РФ от 11 марта 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”, однако он не содержит его легального определения.

Впервые понятие легального (в законе) социального партнерства дал Трудовой кодекс (ТК) 2001 г. в ст. 23.

“Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений”.

ТК четко указал разницу между сторонами, участниками, формами и органами социального партнерства, определил его формы и понятия представителей работников и представителей работодателей, закрепил принципы социального партнерства (ст. 25-35 ТК).

Социальное партнерство предполагает :

1. согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне, как распределения доходов, так и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;

2. переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;

3. наличие механизмов и институтов по согласованию интересов социальных партнеров на различных уровнях;

4. участие наемных работников в управлении предприятиями;

5. снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов (в виде забастовок и локаутов) посредством применения различных методов примирения сторон.

Рис. 1. Методы взаимодействие социальных партнеров

Система социального партнерства включает в себя следующие основные элементы:

· совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);

· совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;

· соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

· постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;

· постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

· установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

· кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;

· системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

· работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

· доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 ТК, являются:

соблюдение норм законодательства: все стороны и их представители должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы трудового законодательства;

полномочность представителей сторон: требуется документальное письменное подтверждение, что данное лицо является представителем такой-то стороны с такими-то полномочиями;

– равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их выполнением;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений: содержание коллективных договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без всякого внешнего давления на них; запрещается всякое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5);

добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-партнерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.

е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, какое хочет иметь другая сторона в договоре, соглашении (данный принцип связан с предыдущим, поскольку без свободы не может быть и добровольности сторон);

реальность принимаемых сторонами на себя обязательств: сторона должна брать на себя по договору, соглашению такое обязательство, которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим);

систематичность контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений и ответственность за их невыполнение.

Целью как коллективного договора, так и соглашений является установление такого договорного регулирования социально-трудовых отношений при согласовании интересов сторон, чтобы оно было выше по уровню, чем предусмотрено законодательством (табл. 1).

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).

В этом легальном понятии кратко указаны стороны и содержание коллективного договора. Это всегда двусторонний акт.

Таблица 1

Система социального партнерства в РФ

Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников.

Одновременно он является наиболее практически значимой формой социального партнерства, а также средством укрепления дисциплины труда (работники берут обязательства и в этой области) и направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности. В этом и состоит народнохозяйственное, производственное значение этого договора.

Сторонами коллективного договора являются работники одной какой-то организации, т.е. трудовой коллектив, от имени которого выступают их представители, и работодатель, представителем которого по уставу организации является ее руководитель.

От сторон коллективного договора надо отличать лиц, которые указаны в договоре как конкретные исполнители определенных обязательств сторон. Их принято называть субъектами-исполнителями коллективного договора.

Моментом начала коллективных переговоров является дата издания приказа руководителя организации, согласованного с соответствующим представителем работников, о формировании комиссии для переговоров и разработки коллективного договора. Инициатором заключения и изменения коллективного договора вправе выступать любая его сторона, но решение об этом принимает трудовой коллектив, профсоюзный орган.

Структуру и содержание коллективного договора определяют сами стороны через своих представителей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/32625/sotsialnoe-partnyerstvo-v-sfere-truda

Социальное партнерство в сфере труда — Все о кадрах

Сотрудничество между работниками и работодателями в рамках социального партнерства является одним из механизмов снижения социального напряжения в обществе и служит достижению компромисса, выработке комфортной для сторон партнерства политики в области труда, его безопасности и иных связанных с трудовыми отношений. Действующая в России система социального партнерства основывается на Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда.

Конвенция о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 (N 98);

Рекомендация о коллективных договорах, 1952 г. (N 91);

Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между работодателями и работниками на уровне предприятия, 1952 (N 94);

Рекомендация о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями работодателей и работников в отраслевом и в национальном масштабе, 1960 (N 113);

Рекомендация об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии, 1975 (N 149);

Конвенция о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, 1976 (N 144);

Рекомендация о процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм к национальным мероприятиям, касающимся деятельности Международной организации труда, 1976 г. (N 152);

Читайте также:  Заявление на увольнение в электронном виде не действительно

Рекомендация о трудящихся-мигрантах, 1978 г. (N 151);

Рекомендация о процедурах определения условий занятости на государственной службе,1978 г. (N 159);

Конвенция о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 154);

Рекомендация о содействии коллективным переговорам, 1981 г. (N 163).

В указанных выше документах даются определения понятиям, применяемым в действующем трудовом законодательстве, которое конкретизирует только суть социального партнерства в сфере труда, но не дает понятия коллективных переговоров, коллективных договоров и соглашений. Вопросы социального партнерства в сфере труда регулируются вторым разделом Трудового кодекса РФ.

Социальное партнерство в сфере труда (ст.

 23 ТК) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сотрудничество между работниками и работодателями выражается как непосредственно в коллективных переговорах разного уровня, так и в различного рода консультациях, проводимых за пределами системы и процедуры коллективных переговоров как с помощью не урегулированных законом процедур, так и в рамках законных механизмов и органов, например, в рамках производственных советов, профсоюзных организаций предприятий и т. д. Итогом первых являются коллективные соглашения разного уровня, второго — решения объединений работодателей, изменения в политике разного уровня и т. д.

В Конвенции МОТ N 154 коллективные переговоры определены как «все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников — с другой, в целях:

A) определения условий труда и занятости; и/или

B) регулирования отношений между работодателями и работниками; и/или

C) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников».

В Рекомендации МОТ N 91 коллективные соглашения определены как «всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или — при отсутствии таких организаций — представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны».

Система социального партнерства

Формами социального партнерства являются:

— коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— участие работников, их представителей в управлении организацией;

— участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Социальное партнерство строится на принципах:

— равноправия сторон;

— уважения и учета интересов сторон;

— заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях;

— содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— полномочности представителей сторон;

— свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольности принятия сторонами на себя обязательств; реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроля за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Органы социального партнерства могут образовываться на всех уровнях на равноправной основе из равного количества представителей сторон.

Уровнями системы социального партнерства являются:

— Федеральный (генеральное и отраслевые соглашения)

— Межрегиональный

— Региональный

— Территориальный

— Локальный (коллективный договор).

Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть трёхсторонними, постоянно действующими, созданными для разработки и принятия соглашений в сфере социального партнерства (трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений РФ и субъектов РФ, муниципальных образований, отраслевые трёхсторонние комиссии), и двусторонние, временные, созданные, как правило, на локальном уровне для ведения коллективных переговоров, договоров и контроля за их исполнением, а также по вопросам коллективных трудовых споров на период ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора, соглашения.

Комиссии формируются и руководствуются в своей деятельности принципом трипартизма и равенства представительства сторон. Комиссию возглавляют, как правило, три сопредседателя, секретариат комиссии, её рабочие группы, иные органы также формируются из равного числа представителей каждой из сторон социального партнерства.

Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства, участвующими в коллективных переговорах, являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Представителями работников являются: профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Интересы работников в вопросах, связанных с заключением коллективного договора, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Источник: http://info-personal.ru/zakon/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/

Социальное партнерство в сфере труда

Модели социального партнерства:

    • Американская
    • Немецкая
    • Скандинавская
    • Российская

Ст. 23 ТК определяет социальное партнерство как систему взаимодействия работников, работодателей, представителей работников, работодателей и государства для достижения социального мира. Результат такого взаимодействия—акты-соглашения, которые в той части, которая устанавливает нормативные положения, являются источником трудового права.

Поэтому социальное партнерство можно определить и как механизм регулирования отношений в сфере труда и как способ согласования интересов различных субъектов при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в сфере труда. Социальное партнерство—это институт трудового права, одна из составляющих методов трудового права, принцип трудового права, закрепляемый ст. 2 ТК.

Когда вы трудитесь на работе и вам срочно нужна презентация, заказать ее у нас — лучший выход из положения.

Социальное партнерство через сотрудничество и взаимные уступки призвано обеспечить:

  • баланс интересов работников, работодателей и государства;
  • политическую стабильность;
  • развитие экономики;
  • повышение социальной защищенности работников.

Правовую основу социального партнерства составляют:

  • международно-правовые акты, конвенции МОТ №98 «О праве на организацию и ведение переговоров»; № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»; № 135 «О представителях трудящихся»  1971 г; декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».
  • Трудовой кодекс, раздел 2, ст. 133-1 в редакции от 20 апреля 2007 г; ФЗ «О занятости», «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», от 19 января 1996 г, «Об объединениях работодателей», «О российской трехсторонней комиссии» от 1 мая 1999 г.;
  • Региональные законы; закон от 19 июня 1998 г. «О социальном партнерстве», от 23 июля 2004 г. «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Основные принципы социального партнерства предусмотрены ст. 24 ТК. Стороны социального партнерства: работники, работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления могут быть стороной социального партнерства, если выступают в качестве работодателей.

Органы исполнительной власти и местного самоуправления могут выполнять в социальном партнерстве и другие функции:

  • Представительство по уполномочию работодателя (ст . 34 ТК)
  • Посредничество при разрешении конфликтов (ст. 407 ТК)
  • Защита интересов государства и муниципальных образований (ч.5, 6 ст. 412 ТК)
  • Координация совместных действий социальных партнеров и осуществление контроля за принимаемыми ими обязательствами (ч. 3 ст. 43)

Стороны (работники, работодатели) осуществляют свои полномочия через представителей.

Работодателя представляют на  локальном уровне: руководитель организации, индивидуальный предприниматель, либо уполномоченные ими по доверенности или приказу.

На иных уровнях социального партнерства:

  1. Соответствующее объединение работодателей (ч.3 ст.33 ТК, ФЗ «Об объединении работодателей»), некоммерческие организации, объединения на добровольной основе работодателей для  представительства и защиты их прав.
  2. Органы исполнительной власти и местного самоуправления в отношении государственных и муниципальных учреждений и других бюджетных организаций.

 Работников представляют на локальном уровне:

  • Первичные профсоюзные организации и их органы (ч. 1 ст. 30 ст. 29 ТК)
  • Иные непрофсоюзные представители, представительный орган, который избирается из работников данного работодателя при отсутствии профсоюзной организации или если ни одна из имеющихся профсоюзных организаций не объединяет более ½ работников и не уполномочена на представительство.

На иных уровнях социального партнерства их представляют соответствующие объединения профсоюзов, ст.29 ТК.

Работодатели обязаны создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32, 377 ТК, ст.283 закона «О профсоюзах»). Для защиты представителей от возможных преследований со стороны работодателей Трудовой кодекс устанавливает дополнительные гарантии (ст. 39, 171, 172. 374, 375, 405 ТК).

Читайте также:  Появились разъяснения, как начислять ндфл с премий

Источник: http://univer64.ru/sotsialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda-ponyatie-storonyi-predstavitelstvo-storon.html

Тема 7. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА

7.1. Понятие социального партнерства, его стороны

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Посредством закрепления в законодательстве права работников на защиту своих экономических и социальных интересов через заключение коллективных договоров и социально-партнерских соглашений государство усиливает гарантии социальной защищенности работников как участников трудовых отношений.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Система (уровни) социального партнерства

Система социального партнерства включает в себя следующие уровни:

— федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

— межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

— региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

— отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

— территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

— локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:

— коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

— участия работников, их представителей в управлении организацией;

— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Принципы социального партнерства

Закон устанавливает следующие основные принципы социального партнерства (т.е. его основные руководящие начала).

Основными принципами социального партнерства являются:

— равноправие сторон;

— уважение и учет интересов сторон;

— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Органы социального партнерства

Стороны социально-партнерских отношений (работники и работодатель (работодатели)) участвуют в них через своих представителей. При этом представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Если работники не являются членами профсоюза, они все равно имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Источник: http://lektsia.info/3x3bd3.html

Что такое социальное партнерство в сфере труда?

Институт социального партнерства в сфере труда — явление для рос­сийского трудового права относительно новое, в теоретическом и практи­ческом плане до конца неизведанное.

В Трудовом кодексе РФ (ст.

23) социальное партнерство определяется как система взаимоотношений между работниками (представителями ра­ботников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В Кодексе поясняется, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства 170

в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательст­вом или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных фе­деральными законами.

Социальное партнерство, будучи сложным и многогранным явлени­ем, включает в себя следующие срезы, или уровни:

федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отно­шений в сфере труда в Российской Федерации;

региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отно­шений в сфере труда в субъектах Федерации;

отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отноше­ний в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обяза­тельства в сфере труда между работниками и работодателем (ст. 26 ТК РФ).

Как видно из закона, социальное партнерство закрепляется прежде всего на федеральном уровне, где устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ, а затем — на региональном, отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организаций.

Соответственно на региональном уровне в законодательном порядке устанавливаются осно­вы регулирования отношений в сфере труда в субъектах Федерации, на от­раслевом уровне — в отраслях производства; на территориальном — в му­ниципальных образованиях и, наконец, на уровне организации, где уста­навливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.

Социальное партнерство проявляется не только на разных уровнях, но и в различных формах. Каждая из них определяется и закрепляется в законодательном порядке, в частности в Трудовом кодексе РФ.

Статья 27 данного нормативно-правового акта устанавливает, что со­циальное партнерство осуществляется в таких формах, как:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отноше­ний, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствова­ния трудового законодательства;

3) участие работников, их представителей в управлении организацией;

4) участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Детализации и правовому закреплению коллективных переговоров, взаимных консультаций и других форм социального партнерства посвя­щены целые главы и многие статьи Трудового кодекса РФ.

Закрепляя в законодательном порядке понятие, содержание, формы осуществления и другие стороны социального партнерства, законодатель в то же время придает особое значение принципам его организации и осу­ществления.

В числе этих принципов Трудовой кодекс РФ (ст.

24) указывает на та­кие, как: равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; заинте­ресованность сторон в участии в договорных отношениях; содействие го­сударства в укреплении и развитии социального партнерства на демокра­тической основе; соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов; полномочность представителей сторон; свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу тру­да; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; обязательность выполне­ния коллективных договоров, соглашений; контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений и ответственность сто­рон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных дого­воров, соглашений.



Источник: https://infopedia.su/16x15b27.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector