Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В самом конце 2017 года был принят федеральный закон[1], который внес изменения в правила закупок в рамках Закона № 223-ФЗ[2]. Последние изменения в закупках можно охарактеризовать как продолжение «закручивания гаек» и постепенного ограничения свободы заказчиков, касающейся установления в своих положениях о закупке собственных правил. Что поменяется в работе заказчиков в ближайшем будущем?

В февральском номере журнала[3] мы уже начали рассматривать принятые поправки – речь шла об изменениях, вступивших в силу 1 января 2018 года.

Сейчас приведем краткий обзор тех нововведений, которые появятся в Законе № 223-ФЗ 1 июля.

С учетом последних изменений в 223 ФЗ, заказчики (в том числе автономные учреждения) должны скорректировать свои положения о закупке и разместить их в единой информационной системе (ЕИС) не позднее 1 января 2019 года.

Сразу же отметим: для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период.

Закупки, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения соответствующего извещения (ч. 3 ст.

4 Закона № 505-ФЗ). Таким образом, у заказчиков еще достаточно времени для того, чтобы подготовиться к ведению закупочной деятельности по-новому.

Ограничивается число способов закупки

Закон № 505-ФЗ закрепляет определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами. В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки. При этом к первым относятся:

  • торги – конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый);
  • иные способы, предусмотренные положением о закупке и в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) подпадающие под понятие «конкурентная закупка».

То есть все перечисленные в Законе № 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас будут считаться торгами. Ведь в силу п. 4 ст.

447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Важным последствием здесь станет то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в гражданском законодательстве по отношению к торгам в целом.

Среди таких требований – например, нормы о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим их), что при заключении договора с победителем торгов сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору и что обязательства участников по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией (п. 5 ст. 448 ГК РФ). И если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, в скором времени они согласно букве гражданского законодательства должны будут делать это и при запросе предложений или котировок. Правда, из данного правила в самом Законе № 223-ФЗ будут предусмотрены исключения (об этом – ниже).

Вводятся единые требования к конкурентным закупкам

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, обозначенные в Законе № 223-ФЗ. К наиболее значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке и (или) документации о ней.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить этот документ в ЕИС, указав предмет запроса, но не указав участника, от которого поступил данный запрос.

Но заказчик вправе не делать такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.
2. Заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день его принятия. По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством[4]. Эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков с определением правил отказа от закупки.

Последние изменения в 223 ФЗ. Для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период. Закупки, извещения о которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

 3. Участник конкурентной закупки вправе подать лишь одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до даты и времени окончания срока подачи заявок, предусмотренных закупочной документацией.

При этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока ее подачи.

Заявка на участие в конкурентной закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

В извещении об осуществлении закупки, документации о ней должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если данный способ обеспечения заявок предусмотрен положением заказчика о закупке).

Отметим, что установление требования об обеспечении заявки в Законе № 223-ФЗ отнесено к правам заказчика, но в силу гражданского законодательства при применении поименованных в Законе № 223-ФЗ конкурентных способов закупки, являющихся торгами, это уже обязанность заказчика (см. выше).

Более того, согласно последним изменениям в 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 млн руб.

При превышении этой суммы заказчик вправе требовать обеспечение заявок в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.

 Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, тоже будут определены в самом Законе № 223-ФЗ.

Это ситуации, в которых победитель, во-первых, уклоняется или отказывается заключить договор, во-вторых, не предоставляет (предоставляет с нарушением установленных условий) до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении, документации о закупке установлены условие о необходимости обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6.Подробно прописывается порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме.

Например, не допускается проводить переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации. Участник «электронной» конкурентной закупки не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения, направив уведомление оператору электронной площадки.

Важно, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Исключение составят закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (об этом – ниже). 

Последние изменения в закупках. Любые конкурентные закупки должны будут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

7. Появятся правила описания объекта конкурентной закупки.

В частности, в данное описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут необоснованное ограничение количества участников (кроме случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки). А при указании на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)». В отношении последнего правила предусматривается ряд исключений. Например, правило можно будет не применять при закупке запчастей к уже имеющемуся оборудованию.

8. В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы, услуги и максимальную цену договора. Таким образом, в Законе № 223-ФЗ будет формально закреплена возможность осуществлять конкурентные закупки без фиксированного объема.

Регулируются закупки у малых и средних предпринимателей

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства[5], будут проводиться исключительно в электронной форме. В Законе № 223-ФЗ установлены отдельные правила этих закупок.

В частности, они могут проводиться лишь такими способами, как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме.

В качестве обеспечения заявки здесь могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия.

Данные закупки будут проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ[6], и некоторыми дополнительными требованиями Закона № 223-ФЗ.

Напомним: с 1 января 2018 года требование о целевых закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства стало распространяться на те автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб.[7]

Корректируются правила продления срока подачи заявок

Правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке тоже меняются.

Если коррективы вносятся в извещение о конкурентной закупке, документацию о ней, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа.

[1]Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ).

Источник: https://www.audar-press.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakupkah-ru

Изменения в 44-ФЗ в 2018 году: переход на электронные закупки с 1 июля 2018 года — статья

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.

Читайте также:  Уведомление об изменении условий трудового договора. образец и бланк 2018 года

Что изменится в работе заказчиков?

Узнайте на экспресс-курсе «Изменения в закупках по 44-ФЗ с 1 июля 2018 для заказчика»

Посмотреть

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после внесения изменений к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур — пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с новыми изменениями в Закон № 44-ФЗ правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:

1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;

2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;

3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.

Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ – § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1606

Важные изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года

2018-07-4 09:12

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

 1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам – в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

         2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

      3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

      4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей.

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 6.  Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

   7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки – на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

Читайте также:  Что можно купить по 310 статье расходов

   8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч.

информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

         11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

          12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

Шаг аукциона не может быть менее 100 руб. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

          13.  Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст.

94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

   16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

Размещено: 2018-07-04 09:12:40 Изменено: 2018-07-04 09:42:55

Количество просмотров: 16690 Cегодня: 6

Источник: http://goszakazrd.ru/news/item/736

Переходим к новым торгам. С 1 июля 2018 года для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам

Во исполнение требований «майского» указа Президента России, с 1 июля 2018 года по 1 января 2019-го для сферы закупок наступил период перехода к цифровым торгам. Путь перехода обозначен новеллами законодательства.

Изображение: Никита Крючков

Напомним, что хотя указ Президента России определяет срок обеспечения вышеуказанных задач в 2024 году, решать их надо уже сейчас. Именно поэтому 29 июня 2018 года был введен в действие 174-ФЗ, а с 1 июля 2018 года – положения 504-ФЗ и 505-ФЗ.

При этом подчеркнем, что новеллы законодательства вводятся в действие постепенно, в том числе и в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Как было указано выше, переходный период будет продолжаться с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года.

Что нового и куда идем?

Во-первых, 12 июля 2018 года Распоряжением № 1447-р премьер-министр России утвердил Перечень операторов электронных торговых площадок (ЭТП), куда вошли восемь операторов и один оператор специализированной электронной площадки.

Обращаем внимание, что операторы, указанные в данном Перечне, будут до 1 октября 2018 года проходить проверку соответствия, и после этого Правительством будет обозначена дата, начиная с которой электронный документооборот и заключение контрактов будут вестись только с использованием ЕИС (Единой информационной системы) и электронных площадок.

Также после этой даты проведение конкурентных закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться только на электронных площадках, прошедших отбор.

Электронные торги с участием предприятий малого и среднего бизнеса могут проходить только на федеральных площадках.

Кроме этого, обновленный Закон № 223-ФЗ в ст. 3.

4 описывает особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с привлечением только предприятий малого и среднего бизнеса.

К слову, заказчики, которые обязаны проводить закупки у средних и малых предприятий (СМП), определены Постановлением Правительства РФ № 1352 от 11 декабря 2014 года, в редакции от 2 августа 2016 года.

Во-вторых, Распоряжением Правительства от 13 июля 2018 г. № 1451-р был определен Перечень из 18 банков, на специальные счета которых вносятся предназначенные для обеспечения заявок денежные средства участников, подающих свои заявки на торги среди СМП.

Однако для того, чтобы воспользоваться услугами операторов и банков, а также чтобы принять участие в торгах, компаниям (как заказчикам, так и подрядчикам) необходимо будет выполнить ряд шагов.

МУПы и ГУПы торгуют по-другому

Унитарные предприятия по-прежнему будут числиться среди участников контрактной системы. Но многие их них фактически перестанут быть ими.

Федеральным законом № 174-ФЗ внесены изменения в Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Согласно этим изменениям, все ГУПы и МУПы при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ теперь могут руководствоваться Законом № 223-ФЗ.

Чтобы осуществлять уже в этом году такие закупки, им нужно утвердить до 1 октября 2018 года новую редакцию Положения о закупке и план закупки. Также необходимо помнить о том, что Положение должно утверждаться с учетом изменений, вступивших в силу 1 июля этого года.

Часть закупок существенно значимых ФГУП – наоборот, переводятся на Закон № 44-ФЗ. Речь о закупках за счет субсидий из бюджета на капитальные вложения в объекты госсобственности или их приобретение в РФ. В отношении таких закупок начнут проводить аудит и контроль по правилам контрактной системы.

Также отметим, что с 1 июля 2018 года требования Закона № 44-ФЗ не распространяются на закупки за счет грантов, на привлечение третьего лица к контракту, который исполняет ГУП или МУП, и на закупки не за счет бюджета.

КЭП и ЕИС

Теперь подробнее о шагах, которые необходимо предпринять для осуществления электронных торгов в рамках № 44-ФЗ.

Желание и обязанность

Небольшой люфт оставлен заказчикам по переходу на электронные закупки.

В частности, до 1 января 2019 года они могут по желанию проводить открытые закупки в электронной форме, но после указанной даты для определения подрядчика (поставщика) будут использоваться только электронные торги.

При этом у заказчиков остается право выбора формы проведения электронных торгов: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок или запрос пред­ложений.

Таким образом, с введением электронных процедур исключается оплата курьерских и почтовых услуг, порча конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Бумажные торги остаются только в исключительных случаях: например, если заказчик осуществляет закупки за рубежом или запрашивает котировки для гуманитарной или скорой медицинской помощи (полный список указан в статьях 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечь заявку и размести в ЕИС

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) превышает 1 млн рублей, то заказчик обязан установить обеспечение заявки.

В соответствии с ч. 10 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (в редакции Закона № 504-ФЗ), денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, будут вноситься участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, утвержденных Правительством.

Необходимо знать, что если у участника закупки открыт банковский счет в одном или нескольких уполномоченных банках, то такой имеющийся счет может быть наделен статусом специального счета путем заключения дополнительного соглашения между участником закупки и банком.

Также соглашения с определенными Правительством банками заключают и ЭТП.

Требования к условиям таких соглашений даны в Постановлении Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 года, вступившем в силу 1 июля 2018 года, однако будут применяться к электронным процедурам, которые будут проводиться на новых электронных площадках после даты начала их функционирования (не позднее 1 октября 2018 года).

При этом с 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия.

По мнению профессионалов, выбор способа обеспечения положительно повлия­ет на конкуренцию в закупках, так как позволит большему количеству участников поучаствовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки определен Постановлением Правительства № 439 от 12 апреля 2018 года, а возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с НМЦК менее 1 млн рублей позволит заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке – и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

В свою очередь, положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года, в противном случае они будут считаться неразмещенными.

Но и здесь есть люфт: заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ.

Хочешь торговаться – заплати

После вступления в действие требований Закона № 504-ФЗ операторы ЭТП получили право взимать плату с участников, с которыми заключается контракт. Размер этой платы определен Постановлением Правительства РФ № 564 от 10 мая 2018 года и составляет 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. рублей.

Если контракт заключается с представителем среднего или малого бизнеса, то размер платы составит 1% от начальной цены контракта, но не более 2 тыс. рублей, без учета НДС.

Отмена, декларация и налоговый вычет

Читайте также:  Что имеют право описывать приставы

По обновленному Закону № 223-ФЗ заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в торгах.

Есть изменения и в сроках подготовки и проведения электронных торгов, а также в сроках предоставления информации об изменении и расторжении договоров.

Кроме этого участников обяжут декларировать отсутствие законодательных ограничений для их участия в закупке, а в договоры обязательно будут включать вычет из оплаты налогов, сборов и других платежей.

Конкурсная комиссия

Решение о допуске, а также сами торги заказчик должен будет по новым требованиям проводить коллегиально, создав для этого специальную комиссию. В завершение отметим, что согласно новеллам договор с победителем закупки – компанией малого и среднего бизнеса – будет заключаться только в электронной форме прямо на площадке.

При этом с 1 июля 2018 года из итогового протокола, согласно новеллам Закона № 223-ФЗ, исключены сведения, содержащие наименование победителя торгов, даже если в конкурсе принимал участие один претендент.

Мнение

Ольга Колесникова, первый заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга:

– Основное нововведение – это переход к определению поставщика путем проведения конкурентных закупок в электронной форме. У этого способа есть очевидные преимущества. Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур.

Во-вторых, минимизируются различные субъективные факторы, в том числе и технические ошибки. В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счет расширения географии участников.

Кроме того, сократятся издержки участников на подготовку заявки и ее доставку заказчику.

Что касается 223-ФЗ, то главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ. Все это направлено на ужесточение процедуры проведения закупок и ограничение заказчиков в установлении своих собственных правил проведения торгов.

У Комитета пока еще не было закупок, проводимых в электронной форме, поэтому говорить о достоинствах или недостатках нововведений пока рано.

Илья Константинов, генеральный директор универсальной электронной торговой площадки ESTP.RU:

– Российская система закупок на сегодняшний день является одной из наиболее продвинутых систем в мире.

Концепция ее развития стремится придать наибольшую прозрачность и доступность для участников, ведь сегодня, в XXI веке, все делается в глобальной сети, обеспечивающей оперативное получение любой информации.

Вступившие в силу изменения в 223-ФЗ окончательно отменяют так называемые бумажные закупки, которые не просто дают возможность выстраивать различные коррупционные схемы в закупках, а являются одним из их основных инструментов.

Возвращение МУПов и ГУПов на закупки по 223-ФЗ подчеркивает мобильность решений правительства в сфере закупок и их важность, так как год назад, переведя их с 223-ФЗ на 44-ФЗ и получив неэффективную практику, государство не побоялось признать недочеты в решении и отменило его.

Особое внимание в системе закупок стоит уделить строительной сфере. Недавно мои сотрудники проводили анализ деятельности одного из заказчиков – крупнейшей дорожно-строительной компании Центрального региона. 90% ее закупок проходят у единственного поставщика, т. е.

прямым заключением договора без какого-либо конкурса, оставшиеся 10% проводятся в бумажном виде. Естественно, на это у компании есть основной довод о том, что они не могут рисковать и работать с непроверенными поставщиками. С чем же в действительности связано такое решение, необходимо разбираться уже другим органам.

Понятно, что такую практику нужно искоренять.

Если говорить в целом об изменениях в законодательстве в сфере закупок, исходя из общения с представителями органов государственной власти различных уровней, основными задачами, которые они ставят перед собой, являются получение максимальной экономии и организация прозрачной системы закупок.

Наталья Зеленчук, начальник департамента по снабжению и закупкам ГУП «ТЭК СПб»:

– Федеральный закон № 321-ФЗ от 3 июля 2016 года ввел избыточное регулирование закупочной деятельности унитарных предприятий в части закупок за счет собственных (внебюджетных) средств.

Принятая редакция закона не соответствовала поручению Президента  Российской Федерации от 25 апреля 2015 года № Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона № 44-ФЗ только на закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ.

Потребность в изменении законодательства о закупках была очевидна еще летом прошлого года, когда ГУП «ТЭК СПб» при поддержке Комитета по энергетике и инженерному обеспечению обратился в Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации. В письме были указаны основные проблемы, которые были выявлены после перехода на Закон «О контрактной системе…».

Возможность осуществлять закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ позволяет унитарным предприятиям выстроить закупочные системы с учетом особенностей производственных процессов, без снижения степени открытости и прозрачности закупочной деятельности. Предприятиям при этом возвращается оперативность в принятии решений.

Источник: https://asninfo.ru/analytics/662-perekhodim-k-novym-torgam-s-1-iyulya-2018-goda-dlya-sfery-zakupok-nastupil-period-perekhoda-k-tsifro

Изменения в законе 44-фз с 1 июля 2018 года — Инитпро | Тендеры

05-07-2018 09:47

До  начала третьего квартала участники закупок использовали в работе усиленную  неквалифицированную электронную подпись. Сейчас необходима усиленная квалифицированная электронная  подпись (КЭП).

За перевыпуском сертификата обратитесь в свой удостоверяющий центр, большинство из них делает это удаленно, быстро и бесплатно.

После получения нового ключа обязательно (!) зарегистрируйте его на тех ЭТП, где вы аккредитованы, иначе работать вы не сможете.

Например, чтобы продолжить работу с новым сертификатом на «Сбербанк-АСТ»:

  • Кликните на зеленое поле «Выбрать» напротив надписи «Регистрация пользователя участника (нового сертификата электронной подписи)
  • Выберите ваш сертификат ЭП и нажмите кнопку «Заполнить регистрационную форму», после чего некоторые поля (ИНН, КПП, ОГРН, ФИО и т.д.) заполнятся автоматически.
  • Все незаполненные поля со звездочкой (*) заполните вручную.
  • Прикрепите и подпишите документ, подтверждающий полномочия владельца ЭП.
  • Придумайте новый логин, пароль и кодовое слово можно не менять.
  • Нажмите кнопку «Подписать».

Теперь на Сбербанк-АСТ можно работать с новой КЭП.

Процесс замены сертификата на разных ЭТП отличается. Чтобы сменить электронную подпись, следуйте инструкциям или обращайтесь в техподдержку выбранной площадки.

С 1 июля изменились правила, касающиеся обеспечения заявки.

Размер обеспечения, как и прежде, зависит от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а также статуса участника.

Однако сейчас в законе установлена минимальная цена контракта, при которой заказчик обязан назначить обеспечение — 5 млн. рублей, но есть оговорка: если иное не установлено постановлением Правительства.

В Постановлении Правительства от 12.04.2018 года №439 установлена иная сумма НМЦК – 1 миллион рублей. На нее и необходимо ориентироваться. Таким образом, если НМЦК меньше миллиона рублей, то заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявки.

Итак, при НМЦК:

  1. от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей размер обеспечения – 0,5%-1% от НМЦК;
  2. более 20 млн. рублей – 0,5%-5% от НМЦК;

Если в конкурсе или аукционе участвуют учреждения исправительной системы, организации инвалидов, максимальное обеспечение не может превышать 2%, вне зависимости от НМЦК.

Размер обеспечения заявки, НМЦК которой от 1 млн. рублей до 5 млн.рублей, не указан ни в законе, ни в постановлении Правительства №439.

Минфин считает, что размер обеспечения в таком случае должен составлять 0,5%-1% от НМЦК (Письмо Минфина от 23.05.2018 г №24-02-05/34911).

Казенные предприятия обеспечение не предоставляют.

При участии в электронных аукционах и конкурсах, участники вносят сумму обеспечения на специальный счет, открытый в банке из списка, утвержденного Правительством РФ.

Содержание заявки

С 1 июля первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника на поставку товара, сформированное в электронном виде ЭТП. После проведения аукциона изменению такое согласие не подлежит.

Страна происхождения указывается, только если заказчик установил запреты, условия, ограничения на использование товара иностранного производства.

Почтовый адрес указывает любой участник закупки, а не только юридическое лицо.

Декларация принадлежности к субъектам малого предпринимательства формируется ЭТП в электронном виде.

Электронная площадка присваивает заявке не порядковый номер, как раньше, а идентификационный. Именно этот номер указывается в протоколах аукциона.

ЭТП возвращает заявку участнику, если:

  • заявка подписана не квалифицированной электронной подписью;
  • участник состоит в РНП, а заказчик в документации установил запрет на участие таких компаний.

Остальные случаи возврата не изменились.

Срок рассмотрения первой части при НМЦК до 3 млн. рублей – 1 рабочий день, в остальных случаях, как и прежде, – 7 дней.

«Шаг» аукциона в денежном выражении не может быть менее 100 рублей, в процентах он остался прежним — от 0,5% до 5% НМЦК.

Добавилось еще одно условие признания заявки несоответствующей требованиям аукционной документации:

  • если заявка не соответствует нормативным актам, принятым в соответствии со ст. 14 44-ФЗ (применение национального режима).

Заявка не может быть признана несоответствующей, если к ней не приложены документы, подтверждающие преимущества участника (предприятия УИС и организации инвалидов), а также документы, подтверждающие страну происхождения (кроме случаев, когда установлен запрет на иностранные товары).

Ранее заключение контракта регулировалось статьей 70 закона, сейчас она утратила силу. После вступления изменений в силу госконтракты подписываются на основании другой статьи – 83.2 «Заключение контракта по результатам электронной процедуры».

Многие положения остались прежними. Важные нововведения касаются порядка размещения протокола разногласий: ранее количество протоколов, которое победитель может направить заказчику, не ограничивалось.

Указывались только сроки, в которые участник должен уложиться. Теперь протокол можно направлять заказчику только один раз, сделать это нужно в течение 5 дней с момента размещения проекта контракта ЕИС.

С 1 июля 2018 года электронная площадка будет вправе взимать плату с победителя торгов. Размер составит 1% от НМЦК, но не более 5000 рублей, для СМП предельная плата – 2000 рублей.

До 1 июля 2018 года в электронном виде проводился только аукцион, до конца года заказчик вправе выбирать, в какой форме проводить закупку, а с 1 января 2019 года все конкурентные процедуры станут электронными:

  • аукцион;
  • закрытый аукцион;
  • открытый конкурс;
  • закрытый конкурс;
  • двухэтапный конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Правительство должно утвердить список операторов открытых и закрытых электронных площадок. Требования к таким операторам перечислены в Постановлении Правительства РФ от 08.06.2018 № 656.

До начала работы новых электронных площадок торги проводят на ранее утвержденных ЭТП:

С 1 января 2019 года все участники закупок должны пройти аккредитацию в Единой информационной системе и размещать информацию о закупках в ней.

Источник: http://initpro.ru/help-center-article/izmeneniya-v-zakone-o-gosudarstvennyh-zakupkah-44-fz

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector