Контролируемые иностранные компании. прибыль и налоги кик

Налогообложение прибыли КИК

Уведомление налоговых органов

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях данного подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 НК РФ;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (п.3.1 ст.23 НК РФ).

Уведомление о КИК представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ. Требования о сведениях и информации содержащихся в уведомлении о КИК приведены в п.6 ст.25.14 НК РФ.

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено  п.3 ст.25.14 НК РФ.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения.

При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в случаях, указанных в статье 25.13 НК РФ, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное п. 6 ст.25.14 НК РФ, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/nalogooblozhenie_pribyli_kik/61399

Закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК): чего ждать бизнесменам, получающим прибыль за рубежом

15 июля 2015

Подавляющее большинство богатейших бизнесменов России владеют активами через структуры, зарегистрированные за рубежом. Многие из таких структур подпадают под определение контролируемых иностранных компаний (КИК). КИК — это зарубежные компании, которые не являются налоговыми резидентами РФ, но их контролирующие лица при этом — резиденты.

Согласно поправкам, внесённым в Налоговый Кодекс РФ в конце 2014 года, собственники обязаны раскрывать информацию о своих зарубежных активах и платить налоги с прибыли, получаемой за границей. Эти поправки — часть всеобщей программы по деофшоризации бизнеса.

Резидентство — центр жизненных интересов

Чтобы иностранная компания была признана контролируемой, необходимо ее соответствие двум условиям: сама компания не должна признаваться налоговым резидентом РФ, а контролирующее ее лицо, напротив, должно быть резидентом РФ.

Контролирующее лицо — это организация или физическое лицо (совместно с супругом и несовершеннолетними детьми) с долей участия в компании более 50 %. С 2016 года лицо будет признаваться контролирующим, если его доля будет превышать 25 % или 10 % в случае, если доля участия в компании всех иных-резидентов РФ больше 50 %.

«Также возможна ситуация, когда условия о доле в КИК не будут соблюдаться, однако лицо всё равно признают контролирующим, если оно имеет возможность непосредственно осуществлять контроль над иностранной компанией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей»,— говорит Екатерина Шабалина, юрист «Транио».

Чтобы понять, является ли организация контролируемой иностранной компанией, нужно определить, кто является резидентом РФ. Однако уже на данном этапе возникают некоторые вопросы.

Физическое лицо признаётся резидентом, если находится в России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако, как говорится в Письме Федеральной налоговой службы № ОА-3-17/87 от 16 января 2015, физическое лицо может считаться налоговым резидентом РФ, если у него есть в России постоянное жилье (жилой объект в собственности и прописка по его адресу) или центр жизненных интересов (семья, основной бизнес или работа). Таким образом, тому, кто захочет перестать быть налоговым резидентом России, недостаточно просто проводить больше времени за границей.

Юридическое лицо признаётся резидентом РФ, если оно зарегистрировано в России.

Налоговое резидентство также получают иностранные организации, действующие в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, и иностранные организации, место управления которыми находится в России.

«Место управления будет определяться на основании разработанных „основных“ и „дополнительных“ критериев. Данные критерии обозначены в ст. 246.2 НК РФ»,— говорит Екатерина Шабалина.

Налогооблагаемая прибыль — от 50 млн рублей

В 2015 году прибыль КИК учитывается в налоговой базе у контролирующего лица, если величина такой прибыли составит более 50 млн руб. Однако в 2016 году порог будет понижен до 30 млн, в 2017 — до 10 млн. При этом ставка налога на прибыль организаций в России составляет 20 %, ставка налога на доход физических лиц — 13 %.

Если доля доходов от пассивной деятельности КИК составляет не более 20 % от общей суммы доходов, то налог не подлежит уплате.

В прибыль КИК включаются все виды активных доходов, а также пассивные доходы, такие как:

  • дивиденды (в прибыли КИК не учитываются доходы от дивидендов, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо имеет фактическое право на такой доход);
  • доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества, в том числе при ликвидации организаций;
  • процентный доход от долговых обязательств;
  • доходы от использования прав на интеллектуальную собственность;
  • доходы от реализации акций, долей или уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом;
  • доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;
  • доходы от продажи недвижимости;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе от лизинговых операций (за исключением доходов от сдачи в аренду или транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках);
  • доходы от реализации долей паевых инвестиционных фондов;
  • доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации или предоставлению персонала, а также доходы от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Прибыль каких иностранных компаний освобождается от налогообложения по правилам КИК?

От налогообложения по правилам КИК освобождаются:

  • некоммерческие организации;
  • организации, образованные по законодательству Евразийского экономического союза и расположенные на его территории;
  • организации, эффективная ставка налогообложения прибыли которых в другом государстве составляет не менее 75 % средневзвешенной налоговой ставки налога на прибыль организаций в РФ (с таким государством должен быть заключён договор об избежании двойного налогообложения);
  • активные иностранные компании, активные холдинги и субхолдинги (сдача в аренду или продажа недвижимости не считается активной деятельностью компании);
  • банки;
  • страховые организации;
  • компании, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых на основании соглашений с иностранным государством или территорией;
  • компании, деятельность которых связана с доходом от облигаций. Сюда относятся такие иностранные организации: эмитенты обращающихся облигаций; организации, уполномоченные получать процентные доходы, подлежащие выплате по обращающимся облигациям; организации, которым были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;
  • оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) этого оператора.

Как избежать норм налогообложения по КИК

Есть несколько способов, как сделать так, чтобы прибыль не была объектом налогообложения по закону о КИК. Однако все эти способы связаны с рисками.

Как не попасть под налогообложение КИК

СпособыРискиПерестать быть налоговымрезидентом РФ

Передать компаниюв трастовое управление

Получить долю объёмом меньше,чем предусмотренопо законодательству,и определить в соглашениимежду акционерамиусловия управления компанией

Участвовать в КИК черезроссийские публичные компании

— Лицо может быть признано налоговым резидентом в другом государстве,возможно, даже с ещё более жёстким налоговым режимом;— Негативные последствия для налогообложения от источников дохода в РФ(будет применяться ставка 30 % для физических лиц, а не 13 %на доходы от дивидендов, для организаций — дивиденды по 15 %, а не до 13 %).Нет возможности воспользоваться некоторыми льготами(например, при продаже имущества после 3 лет собственностиналоги необходимо уплачивать; не подлежат вычету расходына приобретение имущества).
— Лицо не должно иметь право на доход и распоряжение имуществом,на само имущество при ликвидации, а также не должно осуществлятьконтроль над трастом, иначе правила налогообложения КИК работают;— Управляющий трастом может управлять активами неэффективно;— Информация об учредителе и бенефициаре траставсё равно подлежит раскрытию в налоговых органах.
— Даже с долей ниже порогового значения акционер может быть признанконтролирующим лицом на основании осуществления фактического контроля;— При выплате доходов в пользу иностранного лица может быть примененаконцепция «бенефициарного собственника» дохода: иностранная компания,обладающая узкими полномочиями в отношении дохода, несмотряна формальный статус его собственника, рассматриваетсяв качестве доверенного лица или управляющего российскоговыгодоприобретателя, и по отношению к полученному доходуприменяется порядок, установленный НК РФ.
Контролирующим лицом будет признана данная публичная компания,а не сам учредитель.

Ответственность за нарушение правил КИК

За нарушения, связанные с правилами о КИК, предусмотрена ответственность, если пропущен срок представления сведений об участии в иностранной организации или о самой КИК или если были поданы недостоверные сведения. Помимо этого, предусмотрена ответственность контролирующего лица, если налог не уплачен или уплачен не полностью.

Ответственность за нарушение правил КИК

НарушениеОтветственностьЗаконы,предусматривающиеответственностьНалоговый резидент РФне представил до 15 июня 2015уведомление об участиив иностранных организациях

До 15 июня 2015 лицо приобрелодолю в иностранной организацииили размер доли изменился,и уведомление не было поданов течение месяца с этого момента,или были указанынедостоверные сведения

Уведомление поданопозднее 20 марта года,следующего за налоговымпериодом, в котором доляприбыли КИК подлежит учету(или если были указанынедостоверные сведения)

В 2015–2017 годахлицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК

Лицо не уплатило или уплатилоне в полном объемесумму налога по правилам КИК(с 2018 года)

Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 50 тыс. руб. ч. 2 ст. 129.6 НК РФ
Штраф 100 тыс. руб. п. 7 ст. 6.1,абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ,ч. 2 ст. 4 ФЗот 24.11.2014 N 376-ФЗ
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет* ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
Штраф 100–500 тыс. руб.или доход за 1–3 года,или арест/лишение свободыот 4 месяцев до 6 лет* ст. 198 УК РФ(для физических лиц),ст. 199 УК РФ(для организаций)
20 % от суммынеуплаченного налога,но не менее 100 тыс. руб. ст. 129.5 НК РФ
* Лицо не привлекается к уголовной ответственности, если сумма неуплаченных налогов меньше крупного размера(крупным размером считается сумма от 600 тыс. или от 2 млн руб. за три финансовых года для физическихи юридических лиц соответственно).

Закон о КИК представляет для предпринимателей, ведущих бизнес за рубежом, такие риски:

  • необходимость раскрытия информации в налоговых органах (могут быть заданы вопросы об источниках доходов и операциях прошлых лет) и связанный с этим риск утечки информации;
  • налоговые обязательства (невозможно использовать иностранную компанию как «кошелёк» и накапливать капитал, поскольку любые денежные средства, полученные компанией, подлежат налогообложению);
  • новые административные расходы (на услуги бухгалтеров и консультантов).

Юлия Кожевникова, «Транио»

Другие статьи «Транио» на эту тему:

Источник: https://tranio.ru/articles/controlled_foreign_company_4706/

Прибыль контролируемых иностранных компаний: тонкости определения

Контролируемые иностранные компании нередко входят в бизнес-структуры российских. Прибыль контролируемых иностранных компаний облагается налогом.

Контролируемая иностранная компания (КИК)— это иностранная компания, частью акций которой владеют налоговые резиденты РФ. Понятие контролируемой иностранной компании пришло из зарубежной практики.

В российском бизнесе корпоративные структуры с иностранным участием получили шировое распространение.

В процессе деофшоризации в налоговое законодательство РФ были внесены поправки в отношении, в частности, прибыли контролируемых иностранных компаний.  

Налогообложение контролируемых иностранных компаний

Поправки в НК РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) и их доходов приняты еще в 2014 г. (Федеральный закон от 24.11.

2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», далее — Закон № 376-ФЗ).

Читайте также:  Коллективная материальная ответственность. основания для привлечения

Последующие поправки вносились и в 2015 г., и в 2016 г. (федеральные законы от 06.04.2015 № 85-ФЗ, от 08.06 2015 № 150-ФЗ, от 15.02.2016 № 32-ФЗ).

Арбитражная налоговая практика по спорным вопросам до сих пор не сформировалась: первый доход КИК будет задекларирован только в 2017 г., а порядок принудительного признания иностранных компаний налоговыми резидентами пока не разработан.

Исключением может, пожалуй, считаться концепция фактического права на доход (бенефициарной собственности), нашедшая отражение в судебной практике.

Например, дело «Торгового дома „Петелино“» о неприменимости освобождения от налогообложения роялти, выплачиваемых кипрской компании, которая в свою очередь выплачивала их в пользу компании, зарегистрированной на Бермудах (Постановление Девятого ААС от 04.08.2015 № 09АП-28112/2015 по делу № А40-12815/2015).

Порядок определения налоговой базы контролируемых иностранных компаний

Одна из ключевых поправок связана с порядком определения налоговой базы КИК. Именно обязанность подготовки финансовой отчетности иностранных компаний по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ вызывала наибольшее количество нареканий.

Обновленная ст. 309.1 НК РФ дает налогоплательщикам право для целей определения налоговой базы использовать неконсолидированную отчетность, составленную по стандартам, установленным «личным» законом иностранной компании (право страны, где учреждено юридическое лицо). При этом если такие стандарты не установлены — то по правилам МСФО, либо по иным международным стандартам.

По отчетности должны провести аудит, если иностранная компания зарегистрирована в стране, не обменивающейся эффективно информацией с Россией согласно ежегодно утверждаемому перечню. Раньше такого выбора у налогоплательщиков не было, и финансовая отчетность классических офшоров должна была готовиться в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

Эти новшества на практике вызывали определенные неудобства.

Теперь контролируемым компаниям из государств, с которыми у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения и которые эффективно обмениваются налоговой информацией, делать аудит для целей использования финансовой отчетности не нужно.

Тем самым существенно расширился круг налогоплательщиков, которые могут готовить налоговую отчетность иностранных компаний не по правилам, предусмотренным для российских компаний.

Другой не менее серьезной проблемой, с которой столкнулись налогоплательщики, стало фактически двойное налогообложение нераспределенной прибыли КИК: облагалась как нераспределенная их прибыль, так и дивиденды, полученные контролирующим лицом. Для разрешения этого вопроса были введены п. 66 ст.

217 и подп. 53 п. 1 ст. 251 НК РФ. От налогов освободили дивиденды, полученные от КИК, если контролирующее лицо (физическое лицо или организация) ранее уплатило в России налог с нераспределенной прибыли КИК.

Тем самым исключена ситуация, при которой происходит повторное налогообложение дивидендов, полученных контролирующим лицом из прибыли иностранной компании, которая уже заплатила налоги в рамках режима КИК.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в сумме, не превышающей дохода в виде прибыли КИК, указанных налогоплательщиком — российским контролирующим лицом в налоговой декларации.

При определении прибыли (убытка) КИК поправки позволили не учитывать доходы (расходы) в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в ее финансовой отчетности.

Налоговые ставки на прибыль контролируемых иностранных компаний

К негативным моментам можно отнести применение различных налоговых ставок в отношении нераспределенной прибыли для физических лиц и организаций. Если прибыль распределяется из-за рубежа в пользу российских физических и юридических лиц, то применяется ставка 13%. Нераспределенная прибыль физических лиц также облагается по ставке 13%.

В то же время если иностранные компании контролируются российскими организациями, то нераспределенная прибыль может облагаться по ставке 20%. Закон № 376-ФЗ фактически вынуждает иностранные дочерние компании распределять прибыль в пользу российских организаций.

Хотя указанный нераспределенный доход мог направляться для покрытия убытков внутри группы компаний. Целесообразнее установить общий подход для организаций как к распределенной, так и к нераспределенной прибыли.

Тем самым российские организации могли бы выбирать, нужно ли им распределять прибыль своих иностранных «дочек» или нет.

Источник: https://www.law.ru/article/21282-qqq-17-m1-26-01-2017-pribyl-kontroliruemyh-inostrannyh-kompaniy-tonkosti-opredeleniya

Новое в налогообложении доходов КИК и иностранных организаций

16.05.2016Автор: Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Сергей Викторович, законодатели изменили понятие «лицо, имеющее фактическое право на доходы». Расскажите, пожалуйста, что оно теперь означает и какие появились особенности в его толковании?

Хотя изменения и сохранили смысл данного понятия (это по-прежнему физические или юридические лица, которые в силу обстоятельств имеют право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом), был внесен ряд существенных уточнений (п. 2 ст. 7 НК РФ).

Право на доход теперь может быть реализовано через другое лицо, которое действует в интересах выгодоприобретателя.

Само понятие распространено на иностранные структуры без образования юридического лица (трасты, фонды и т.д.).

При этом теперь оно определяется только пунктом 2 статьи 7 Налогового кодекса (второе определение исключено из п. 3 ст. 312 НК РФ). Хотя, на мой взгляд, логичнее было бы привести его в статье, предназначенной для расшифровки понятий (ст. 11 НК РФ).

Из определения исключено упоминание о его применении для целей международных договоров. Поправка обусловлена следующими моментами.

Международные договоры имеют приоритет над Налоговым кодексом, и его нормы не могут изменять их положения. Однако толкование положений международных договоров по-прежнему сохраняется в пункте 3 статьи 7 Налогового кодекса.

На практике понятие «лицо, имеющее фактическое право на доходы» используется при выплате доходов иностранным лицам от источников в Российской Федерации, но в большинстве случаев налогообложение таких выплат регулируется международными договорами.

Более того, не во всех международных договорах РФ по вопросам налогообложения предусмотрено в качестве условия применения пониженных ставок налога или освобождения от него наличие у иностранных лиц фактического права на получаемые доходы.

Положения об ограничениях на применение льгот лицом, не имеющим на это право, прямо закреплены лишь в менее чем десяти конвенциях (соглашениях) об избежании двойного налогообложения, стороной которых является РФ.

В соответствии с комментариями к Модельной конвенции ОЭСР льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, применяются исключительно в случае, если резидент другого договаривающегося государства, с которым заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода. Однако речь идет о таких видах доходов, как дивиденды, проценты и доходы от использования авторских прав от источников в договаривающемся государстве.

Следовательно, можно предположить, что нормы Налогового кодекса (п. 4 ст. 7пп. 1.1-1.3 ст.

312 НК РФ) содержат алгоритм действий в ситуации, предусмотренной международным договором, но последствия которой прямо им не урегулированы: выплата дохода производится иностранному резиденту, при этом налоговому агенту известно иное лицо, имеющее фактическое право на этот доход.

Таким образом, когда фактическим получателем доходов является иностранное лицо, то может применяться тот или иной международный договор РФ, а когда налоговый резидент РФ — нормы Налогового кодекса.

Когда налоговому агенту неизвестен фактический получатель дохода и при этом иностранное лицо — получатель дохода не претендует на применение международного договора, то применяются положения Налогового кодекса.

Когда фактическим получателем дивидендов, выплачиваемых иностранной организации, является российская организация, то для применения ставки 0 процентов (подп. 1 п. 3 ст.

284 НК РФ) требуется соблюсти дополнительные по отношению к подпункту 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса условия.

Они сводятся к тому, что сумма выплачиваемых российскому бенефициару дивидендов должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы распределяемых дивидендов (п. 1.1 ст. 312 НК РФ).

А какие подтверждающие документы должна представить иностранная организация своему налоговому агенту для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения?

С 2017 года иностранная организация для целей применения международного договора об избежании двойного налогообложения должна помимо сертификата налогового резидентства РФ представлять налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение фактического права на получение дохода (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Что является таким подтверждением, Налоговый кодекс не разъясняет. На практике к нему относят заполненные анкеты, заверительные письма, учредительные документы, сведения об участниках (акционерах), финансовую отчетность, из которых можно составить обоснованное мнение о выполняемых функциях и рисках, принимаемых получателем дохода.

Перечень истребуемых документов, как правило, определяет налоговый агент в зависимости от вида, размера дохода и типа иностранного получателя дохода.

Положения Налогового кодекса о проверке подтверждения фактического права на доход пока сформулированы как право налогового агента запросить такое подтверждение (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Внесенная в пункт 1 статьи 312 Налогового кодекса поправка не является принципиальной, поскольку можно считать уже устоявшейся практику запросов налоговыми агентами документов у получателей дохода и проверки представленной информации на предмет обнаружения признаков искусственного выполнения условий для получения налоговых преимуществ по международному договору.

Подтверждения места постоянного нахождения и фактического права иностранной организации на получение дохода предоставляются налоговому агенту до даты выплаты им дохода.

Вместе с тем если подтверждения будут получены позже момента фактической выплаты дохода иностранному лицу, то указанные обстоятельства не являются основанием для начисления пеней за период с момента выплаты доходов до получения подтверждения. Ответственность за представление подтверждения после фактической выплаты дохода Налоговым кодексом не установлена.

Подобный вывод сделал Верховный Суд РФ в части подтверждения постоянного местонахождения (сертификатов резидентства) (определение ВС РФ от 23.09.2014 № 305-ЭС14-1210). По аналогии он может быть применен и к документу, подтверждающему фактическое право иностранной организации на доход.

Что изменилось в порядке удержания налога на прибыль при выплате иностранной организации отдельных видов доходов, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, но относятся к доходам от источников в РФ? Например, процентов, доходов от реализации недвижимого имущества в РФ и т.д.

Теперь налог на прибыль со всех таких доходов должен быть удержан налоговым агентом (п. 1.1 ст. 309 НК РФ).

С 1 января 2015 года и до официального опубликования Закона № 32-ФЗ Налоговый кодекс не предусматривал (п. 1.1 ст.

309 НК РФ в предыдущей редакции) удержание у источника выплаты налога с доходов от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, и которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранной организации в РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Наряду с этим иные положения Налогового кодекса (ст.

309310 НК РФ) не содержали каких-либо исключений в порядке исполнения российской организацией обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль с данного вида дохода.

Напротив, указанный доход рассматривался как подлежащий налогообложению у налогового агента. Так, согласно позиции Минфина России (письмо

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-378208-novoe_v_nalogooblojenii_dohodov_kik_i_inostrannyih_organizatsiy

Финансовая газета — Все что нужно знать при налогообложении контролируемых иностранных компаний. Часть 1

В числе последних таких шагов в России – это налогообложение прибыли иностранных компаний в России через контролирующие их лица, являющимися налоговыми резидентами нашей страны.

Данная схема позволяет бюджету получить налог от иностранных компаний пропорционально доле участия физического лица – налогового резидента Российской Федерации до получения этим лицо дохода от такой иностранной компании. Так как доход контролируемой иностранной компании (далее – КИК) приравнивается к доходу контролируемого лица.

Читайте также:  Больничный лист при эко. максимальный срок

Давайте рассмотрим, кто признается контролирующим лицом, кто – КИК, что нужно сделать, если вы признаетесь контролирующим лицом КИК и в какие сроки.

КИК признается не любая иностранная организация, а только если одновременно выполняются следующие условия (п. 1 ст. 25.13 НК РФ):

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующим лицом этой организации являются организация – налоговый резидент РФ и (или) физическое лицо – налоговый резидент РФ.

За рубежом не все организации являются юридическими лицами. Поэтому НК РФ уточнено, что КИК признается иностранная структура без образования юридического лица, удовлетворяющая вышеназванным критериям (п. 2 ст. 25.13 НК РФ).

Кто признается контролирующим лицом

Не все лица, владеющие долей в КИК, признаются контролирующими лицами. В общем случае контролирующим лицом КИК признаются (п. 3, 6, 7, 9, 13 ст. 25.13 НК РФ):

— физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 25%;

— физическое или юридическое лицо с долей участия в этой организации более 10%, если доля участия всех налоговых резидентов РФ в этой организации составляет более 50%;

— учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица;

— лицо, доля участия которого в КИК менее выше установленных пределов, но лицо оказывает или имеет возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения;

— лицо самостоятельно себя признает контролирующим лицом.

При определении размера доли в КИК физического лица складываются его единоличная доля, доля супруга (и) и несовершеннолетних детей (п. 5 ст. 25.13 НК РФ).

Что касается иностранной структуры без образования юридического лица, то контролирующим лицом такой структуры может быть и не учредитель (основатель). Контролирующим лицом такой структуры признается иное лицо, если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 12 ст. 25.13 НК РФ):

1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

В тоже время учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица может не признаться контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно выполняется

(п. 10 ст. 25.13 НК РФ):

1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

3) такое лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроля.

В случае сохранения за учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица хотя бы одного из вышеперечисленных возможностей, такое лицо признается контролирующим лицом (п. 11 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующими лицами не признаются лица, если их участие в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями

(п. 4 ст. 25.13 НК РФ).

Кроме того, не может быть признан контролирующим лицом управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда, а такой фонд – КИКом, только на том основании, что является налоговым резидентом Российской Федерации или осуществляет деятельность по управлению активами такого фонда (компании) на территории Российской Федерации.

Освобождение от налогообложения прибыли КИК

Не во всех случаях прибыль КИК подлежит налогообложению. НК РФ содержит перечень случаев, когда контролирующее лицо уплачивает налог с прибыли КИК.

Прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ, если в отношении такой КИК выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ):

— является некоммерческой организацией, которая не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

— образована в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС и имеет постоянное местонахождение в этом государстве;

— эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой КИК, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

Организация является одной из следующих контролируемых иностранных компаний:

— активной иностранной компанией;

— активной иностранной холдинговой компанией;

— активной иностранной субхолдинговой компанией;

— является банком или страховой организацией, осуществляющими деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

— является одной из следующих иностранных организаций (есть международный договор с РФ по вопросам налогообложения, за исключением государств и территории из перечня, утвержденного Приказом ФНС России от 01.09.2017 №ММВ-7-17/709@);

— является эмитентом обращающихся облигаций;

— организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

— участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при соблюдении определенных условий (с периодов, начинающихся в 2016 году);

— является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или — непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

Наиболее широко применимые освобождения прибыли КИК от налогообложения — это активность иностранной компании и эффективная ставка налогообложения. Ведь во многих европейских странах ставка налога выше, чем у нас.

Активной иностранной компанией признается иностранная организация, у которой доля пассивных доходов за отчетный финансовый год составляет не более 20% от общей суммы доходов неконсолидированной финансовой отчетности (п. 3 ст. 25.13-1 НК РФ).

Пассивными признаются доходы (п. 4 ст. 309.1 НК РФ):

1) дивиденды;

2) доходы, получаемые в результате распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации;

4) доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) и (или) уступки прав в иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву;

6) доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;

7) доходы от реализации недвижимого имущества;

8) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, в том числе доходы от лизинговых операций, за исключением следующих доходов:

— от предоставления в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река – море) плавания или воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;

— от предоставления в аренду или субаренду подземных хранилищ газа и трубопроводов, используемых для транспортировки углеводородов.

В целях настоящего подпункта определение суммы дохода от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, производится исходя из общей суммы лизингового платежа за вычетом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

9) доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов;

10) доходы от оказания консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжениринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

11) доходы от услуг по предоставлению персонала;

12) иные доходы, аналогичные доходам, указанным выше доходам.

При этом не учитываются доходы в виде курсовой разницы, а также следующие доходы (п. 3 ст. 309.1 НК РФ):

— переоценки и (или) обесценения или доходы от реализации или иного выбытия долей в уставном капитале организаций, паев, ценных бумаг, производных финансовых инструментов и расходов, признанных при выбытии указанных активов в составе прибыли (убытка) КИК до налогообложения;

— суммы прибыли (убытка) дочерних организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности КИК в соответствии с ее личным;

— суммы расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.

Для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК согласно п. 1 ст. 25.

13-1 НК РФ, за исключением КИК из государств ЕАЭС, налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения (п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ). В зависимости от того, по какому основанию освобождает прибыль КИК от налогообложения, пакет документов будет разный.

Эти документы представляются с переводом на русский язык в срок, установленный для представления уведомления о КИК.

Указанные документы можно не представлять при косвенном участии контролирующего лица в КИК через налогоплательщика – контролирующего лица КИК, являющегося российской организацией. Освобождение применяется, если в уведомлении о КИК контролирующее лицо указало сведения об организации, представившей такие документы.

Уведомление об участии в иностранных организациях

Уведомление об участии в иностранных организациях подается в налоговый орган по месту постановки на учет или месту жительства физического лица, если доля такого лица – налогового резидента РФ в иностранных организациях превышает 10%. Уведомление подается не позднее 3 месяцев с даты возникновения (изменения) доли участия в такой иностранной организации (пп. 1 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ).

Также необходимо уведомлять об учреждении иностранных структур без образования юридического лица не позднее 3 месяцев с даты их учреждения (пп. 2 п. 3.1 ст. 23, п. 1, 3 ст. 25.14 НК РФ). Уведомление подается по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.04.2015 №ММВ-7-14/177@.

Читайте также:  Учёт готовой продукции в бухгалтерии. пример, классификация

Кроме того, уведомление нужно подавать и о прекращении участия в указанных организациях или структурах в течение 3 месяцев с даты прекращения участия или с даты ликвидации.

Источник: https://fingazeta.ru/opinion/konsultatsii/448753/

Налоги без границ. Как жить владельцам зарубежных активов в эпоху деофшоризации. Фото | Финансы и инвестиции

Налоговая служба настроена решительно: недавно её глава пообещал «беду» тем, кто не раскрыл свои иностранные компании.

ФНС рассчитывает собрать информацию об иностранных активах в рамках автоматического обмена информацией с иностранными государствами. Такой обмен должен впервые произойти уже в этом году.

Согласно официальной информации ОЭСР, готовность предоставлять сведения в Россию уже подтвердили 73 страны.

Как же поступать в этих нелегких условиях владельцам контролируемых иностранных компаний — простым российским «КИКоводам»? Есть разные стратегии. Самые мобильные больше года назад перестали быть российскими налоговыми резидентами — для этого достаточно лишь находится на территории России менее 183 дней в году.

Те, кому бизнес или какие-то другие обстоятельства не позволяют слишком долго не появляться в стране, поступают по-разному. Самые смелые по-прежнему надеются, что «налоговая всё равно не узнает», и хранят свои структуры в тайне от налоговой службы.

Осторожные всё ещё оценивают плюсы и минусы раскрытия. Для них очередной «момент истины» наступит 20 марта этого года, когда настанет срок подачи уведомлений о контролируемых иностранных компаниях.

Честные «КИКоводы» раскрыли свои структуры и заплатили с них российские налоги. Изобретательные — разработали и внедрили решения, которые позволяют не считать иностранные компании контролируемыми.

Однако всех российских «КИКоводов» объединяет одно: они внимательно изучают новые непростые правила декларирования и уплаты налогов со своих контролируемых компаний. Разберёмся в базовых принципах, льготах и опасностях недекларирования КИКов.

Что нужно раскрывать

О существовании иностранных компаний, а также при определённых условиях более сложных структур — трастов и фондов, нужно сообщать в налоговую инспекцию. Есть два вида отчетов: уведомление об иностранных организациях и уведомление о КИКах.

Первый вид отчета нужно подавать по каждой иностранной компании, в которой у российского резидента прямая или косвенная доля участия превышает 10%. Этот отчет можно назвать динамическим, поскольку обязательство его подавать возникает каждый раз, когда компания появляется или выбывает из периметра владения контролирующего лица, а также если доля участия меняется.

Второй вид уведомлений — о КИК — более подробный. Он подается, если доля прямого или косвенного участия в компании превышает 25%. Впрочем, этот порог меняется в зависимости от обстоятельств — в отношении 2015 года действовал увеличенный порог 50%, а после этого он снижается до 10% в ситуациях, когда более половины участников иностранной компании — это российские резиденты.

Доля участия — не единственный критерий для раскрытия данных налоговой. Для признания компании КИКом также достаточно фактического контроля — например, акционерных прав, которые дают возможность заблокировать решения о распределении прибыли.

Это уведомление можно назвать «статическим», так как оно подается ежегодно и основывается на данных об участии компании на определенную дату. Подача происходит со значительным лагом: за 2015 год отчитаться нужно было до 20 марта 2017, а ближайшие уведомления КИК будут подаваться за 2016 год.

С чего уплачивать налог

Мало освоить принципы отчетности — нужно еще и разгадать тайну налоговой базы КИК. Самое простое определение звучит так: налог надо платить с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний.

Но, к сожалению, это упрощённое определение не лишено недостатков. Самый досадный изъян — это путаница и опасения, что «додеофшоризационная» и сформированная до 2015 года нераспределенная прибыль будет облагаться налогом. К счастью, это не так, и налоговую базу формирует только новая прибыль, полученная в 2015 году и позже.

Безусловно, правила расчета налога намного сложнее — нужно не забывать о корректировках, источниках данных о величине прибыли и прочих нюансах.

Какие есть льготы и освобождения

Есть самые разные исключения и освобождения, которые позволяют снизить налоговую нагрузку или не платить налог с прибыли КИК вообще. Начнем с самой простой: порога прибыли. Законодатели решили не мелочиться и освободить прибыль КИК от налогов, если она невелика.

Стандартный порог — 10 млн рублей, однако в 2015 и 2016 годах действуют повышенные суммы в 50 и 30 млн соответственно.

Если правильно рассчитанная прибыль отдельной КИК не превышает указанную величину, то её можно не включать в налоговую базу на уровне контролирующего резидента.

Следующий уровень исключений — это различные освобождения. Наиболее распространенные — это тест на эффективную ставку. Так, если КИК в своей стране заплатила достаточно налога на прибыль, то «доплачивать» в России не нужно. И еще одно — на активную деятельность.

То есть, если КИК, генерирует торговый доход, то она может быть признана активной, и ее прибыль также облагаться не должна. Стоит отметить, что наличие освобождений не означает, что КИК можно не раскрывать, но, по крайней мере, налог с таких КИК уплачивать не придется.

Еще две особенности расчета прибыли КИК тоже можно считать льготами — это зачет иностранного налога и перенос старых убытков (в том числе сформированных в 2012-2014 годах). Эти правила уменьшают, а иногда и вовсе исключают налогообложение прибыли КИК, и у них множество своих тонкостей.

Что ждет тех, кто не раскроет свои КИКи

Во-первых, это штрафы за непредставление уведомлений о КИК и об участии в иностранных организациях. Они составляют 100 000 и 50 000 рублей за каждую подлежащую декларированию иностранную компанию соответственно.

В целом, эти штрафы для многих «КИКоводов» не выглядят слишком страшными, и самые «несознательные» из них мысленно отложили требуемые суммы с незадекларированных компаний.

Во-вторых, проблемой обернется неуплата налога с КИК. Хотя на первое время вплоть до налоговой базы 2017 года налоговая и уголовная ответственность не наступают, от самого налогового обязательства нераскрытие КИК не освобождает.

В-третьих, владельцы КИК часто забывают, что компании нужно раскрыть, чтобы применить ту или иную льготу. В освобождениях по эффективной ставке и активной деятельности налоговая инспекция, скорее всего, откажет, если с уведомлением о КИК не поданы обосновывающие освобождение документы.

Получается, что, задекларировав активную КИК, можно законно не платить налог с ее прибыли, а не задекларировав, придется нести риск налогообложения по полной программе.

Такая же проблема может возникнуть и с переносимыми на будущее убытками.

В праве на некоторые другие льготы — например, по зачету налога и порогу прибыли, — налоговая инспекция теоретически тоже может попытаться отказать, если КИК не задекларирована.

Очередной рубеж для российских «КИКоводов» наступит 20 марта этого года, когда придёт срок отчитаться о своих КИК за 2016 год. Обязанность следовать новым деофшоризационным правилам — это закон, который надо выполнять.

Источник: http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/355957-nalogi-bez-granic-kak-zhit-vladelcam-zarubezhnyh-aktivov-v-epohu

Как действовать?

Прибыль КИК приравнивается к доходу контролирующего лица в части его доли участия в этой КИК и должна быть учтена им при расчете налога на доходы физических лиц, если контролирующим лицом является физическое лицо, или налога на прибыль – если это организация. 

По общему правилу, налогом облагается нераспределенная прибыль КИК, то есть прибыль КИК, уменьшенная на дивиденды, выплаченные акционерам (участникам).

Налоговая база определяется отдельно по каждой КИК, в которой участвует контролирующее лицо, в части соответствующей его доли в капитале иностранной компании. 

Прибыль КИК включается в налоговую базу контролирующего лица и с нее уплачивается налог, если ее величина превышает 10 млн. рублей (за 2015 год – 50 млн. рублей, за 2016 год  – 30 млн. рублей).

В ряде случаев прибыль КИК подлежит льготированию вне зависимости от ее размера.

Еще одно освобождение от налогообложения действует в отношении доходов контролирующего лица в виде стоимости имущества, полученного при ликвидации контролируемой иностранной компании, при условии, что процедура ликвидации завершена  до 1 января 2018 года (в ряде случаев этот срок можно продлить).  Кроме того, при расчете прибыли не учитываются некоторые виды доходов КИК.

Есть два способа определения размера подлежащей налогообложению прибыли КИК. Контролирующему лицу необходимо выбрать один них.   

Так, прибыль (убыток) может определяться на основании неконсолидированной финансовой отчетности КИК либо по правилам главы 25 НК РФ, применяемым для расчета налога на прибыль российскими организациями.

Первый способ может быть использован только в отношении иностранных компаний, которые имеют постоянное местонахождение  в государствах, с которыми у России заключен международный договор по вопросам налогообложения, за исключением стран, не обеспечивающих обмен налоговой информацией с Россией, либо в случае наличия положительного аудиторского заключения. При выборе второго способа, его придется  применять в течение 5 лет.

Расчет налоговой базы производится  на дату получения дохода в виде прибыли КИК — 31 декабря года, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность. Если финансовая отчетность не составлялась —  31 декабря календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется прибыль КИК.

Расчет налога производится контролирующим лицом самостоятельно по следующим ставкам: 13 % для физических лиц и 20 % для организаций.

При этом подлежащую уплате в российский бюджет сумму налога можно уменьшить на сумму налога, уплаченную  с  прибыли КИК в соответствии с законодательством иностранного государства, пропорционально доли участия в КИК, если такая сумма будет документально подтверждена.

Доход в виде прибыли КИК контролирующее лицо обязано указать в своей  налоговой декларации, составляемой по итогам соответствующего налогового периода.

Физические лица отражают такой доход в листе Б «Доходы от источников за пределами РФ» декларации по форме 3-НДФЛ, а организации в разделе «Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли КИК» декларации по налогу на прибыль организаций (лист 09).

Начиная с налогового периода 2018 года за неуплату налога в результате невключения в налоговую базу своей доли прибыли КИК с контролирующего лица будет взиматься штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 100 тысяч рублей.

Стоимость консультации — 5000 рублей.

Источник: http://kak-d.ru/consultation/kak-rasschitat-i-uplatit-nalogi-s-pribyli-kik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector