Проверка организации полицией. порядок, результат

Порядок действий при проведении полицейской проверки

Мы рассматриваем две наиболее частые ситуации, связанные с проверкой офиса:

Основания проведения проверки офисного помещения

Если перед Вами сотрудник полиции, ОСНОВАНИЯ для проведения им одного из оперативно-розыскных мероприятий — Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств или Получение компьютерной информации – перечислены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными органу сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии или о лицах, осуществляющих соответствующую противоправную деятельность;
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и международных правоохранительных органов, правоохранительных органов иностранных государств.

В случае с проверкой налоговой инспекции ОСНОВАНИЕМ для проведения проверки является РЕШЕНИЕ о назначении выездной налоговой проверки.

Фактический осмотр и обследование офисного помещения

Требуем удостоверения

Сотрудники контролирующих органов при посещении офисного помещения обязаны предъявить служебное удостоверение, представиться (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание/классный чин), проинформировать о цели и причине обращения/посещения офисного помещения. Эти данные о личностях и составе проверяющих лиц необходимо сразу же запомнить/записать. Старайтесь помещать проверяющих под обзор работающих видеокамер или снимайте происходящее.

В случае если при вхождении в офисное помещение сотрудники не представились и не предъявили служебное удостоверение – любой гражданин, к которому они обратились, вправе потребовать предъявления служебного удостоверения и представления сотрудником, правовое основание – п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», ст. 89 НК РФ.

Требуем документ-основание

Проведение оперативно-розыскного мероприятия — Обследование помещений, зданий, сооружений – возможно при предъявлении сотрудниками полиции судебного постановления, мотивированного постановления или распоряжения руководителя следственного органа о проведении соответствующего оперативного мероприятия. Более того, копия одного из перечисленных документов подлежит вручению под роспись представителю юридического лица, в отношении которого проводится проверочное мероприятие.

Заявляем представителя

Представитель проверяемой организации.

По общему правилу, проведение оперативного/проверочного мероприятия по обследованию помещений/изъятию документов должно проводиться в присутствии представителя организации, который от ее лица удостоверяет факт проведения и результаты осмотра помещений, изъятия документов и других проверочных мероприятий своей подписью в составляемых протоколах (п. 10 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

Источник: https://firmmaker.ru/stat/pravovie-news/poryadok-dejstvij-pri-provedenii-politsejskoj-proverki

Полицейская проверка — Все о кадрах

Проведение полицейских проверок в отношении компаний происходит все чаще.

В этой статье будут рассмотрены основные оперативно-разыскные мероприятия, которые полицейские используют в своей практике, а также даны советы руководству фирмы и простым работникам: как безболезненно пройти данную процедуру, как правильно выбрать тактику поведения и какими правами воспользоваться в ходе проверки.

Все больше компаний сталкивается с тем, что к ним с проверкой приходит полиция. В данной ситуации у руководителей, а также сотрудников проверяемых организаций нередко возникают вопросы о том, почему пришли именно к ним и что же ищут полицейские. Ответы на данные вопросы довольно просты.

Такие проверки назначаются при наличии у полиции подозрений или данных о совершаемых правонарушениях либо преступлениях в различных сферах деятельности (предпринимательской, финансовой, хозяйственной).

А целью полицейской проверки является подтверждение факта совершения противоправных действий, которые могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела.

При этом полиция, проводя в организации проверку, может искать сведения, указывающие на совершение противоправных действий не конкретно данной фирмой, а, например, ее контрагентами.

Этапы проверки

Итак, что же собой представляет полицейская проверка? Ее можно охарактеризовать как комплекс мероприятий, которые направлены на сбор информации о готовящемся, совершаемом или совершенном правонарушении. Сам же процесс проведения проверки можно разбить на два этапа:

— сбор информации, которая позволит усмотреть в действиях компании или ее сотрудников признаки преступления и возбудить уголовное дело. На данном этапе сотрудники полиции для сбора всех необходимых данных вправе производить оперативно-разыскные мероприятия;

— сбор доказательств после возбуждения уголовного дела. В данном случае полицейские помимо оперативно-разыскных мероприятий могут производить и следственные действия.

Стоит отметить, что деление проверки на этапы довольно условно, поскольку полиция может произвести только сбор информации и, получив ее, оставить компанию в покое либо сразу прийти для сбора доказательств, когда дело уже возбуждено (не прибегая к первому этапу). Данное деление в большей степени необходимо для того, чтобы понимать, на каком этапе находится расследование, а также какие права есть у полицейских и проверяемой компании и какие мероприятия полиция вправе производить.

Рассмотрим самые распространенные оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия, которые имеют место при проведении полицейской проверки.

Оперативно-разыскные мероприятия

Если компания попала в поле зрения полиции, то маловероятно, что ее не проверят. Для проверки организации полиция вправе применять различные оперативно-разыскные мероприятия (далее — ОРМ). При этом существуют как негласные (об их проведении мало кто знает, кроме госорганов), так и гласные ОРМ. К негласным ОРМ относятся:

— наблюдение, которое устанавливается за сотрудниками организации для выяснения их маршрутов передвижения, круга общения, бизнес-партнеров и т. д. с целью выявления незаконной деятельности;

— контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

— прослушивание телефонных переговоров;

— снятие информации с технических каналов связи (например, просмотр электронной почты);

— оперативное внедрение (например, для сбора необходимой информации сотрудник полиции устраивается на работу в проверяемую компанию) и т. д.

Такие ОРМ проводятся редко и в основном в отношении компаний, которые причастны к совершению довольно крупных преступлений.

В отношении же всех остальных проверяемых организаций используются менее затратные ОРМ. Во-первых, полиция проводит опрос (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ). Для проведения данного ОРМ сотрудникам полиции не нужны какие-либо документы, кроме служебного удостоверения и устного объяснения причин посещения организации.

Осмотр фирмы

Источник: http://info-personal.ru/proverki/statya-policejskaya-proverka-svetlichnaya-i_-prakticheskaya/

Что может проверить полиция

Условно все проверки, которые могут проводить сотрудники органов полиции, можно разделить на три большие группы. В первую группу входят мероприятия по сбору информации о фирме.

Эти мероприятия могут быть как негласными (прослушивание телефонных переговоров, просмотр почты и т.п.), так и гласными — полицейские вправе направлять запросы о предоставлении документов.

Такие запросы могут поступать как в саму проверяемую организацию, так и ее контрагентам, в банки, где у нее находятся счета и так далее.

Цель данных мероприятий — выяснить, имеются ли в деятельности компании признаки противоправных действий.

Для этого полицейские будут стараться установить, кто является учредителями компании, ее генеральным директором, кто фактически ей управляет, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах.

На данном этапе взаимодействие полицейских и проверяемых минимально и сводится, как правило, к обмену документами. Сотрудники ОВД направляют в организации письменные официальные запросы, а организации также письменно и официально на эти запросы отвечают, прилагая, если требуется копии (заверенные) тех или иных документов.

Вторая группа мероприятий является логическим продолжением первой группы в том случае, когда анализ документов и деятельности бизнес-субъекта дал основания полагать, что проверяемый может совершать правонарушения.

В таком случае сотрудники полиции обязаны приступить к сбору доказательств, на основании которых в дальнейшем следователь или прокурор будет принимать решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.

Собственно, на этом этапе в ход идут все предусмотренные законодательством способы — обследование, изъятие и т. п. А значит, не избежать и визита оперативных сотрудников в офис компании.

Наконец, третья группа мероприятий, в которых могут участвовать сотрудники полиции, это мероприятия, которые проводятся по поручениям различных органов власти. Так, сотрудников полиции к своим проверкам могут привлекать налоговые органы. Также поручения полицейским может давать следователь по уже возбужденному им уголовному делу.

Итак, с общей теорией вопроса мы  разобрались, перейдем теперь к тем правам и обязанностям, которые есть у проверяющих и проверяемых на каждом из трех этапов.

Запрос получен — нужно ли отвечать?

Начнем с заочного этапа, на котором компания получает от полицейских те или иные запросы. Право направлять в компании запросы для сбора информации прямо предусмотрено в действующем российском законодательстве. Такой запрос обязателен к исполнению в те сроки, которые в нем указаны.

За непредставление информации по запросу, в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, которому подвергается непосредственно организация (ст. 19.7 КоАП РФ).

Также по этой статье могут оштрафовать и руководителя организации на сумму 300-500 рублей.

В то же время, получив такой запрос, всегда нужно помнить, что в отличие от налоговых органов, которые собирают информацию лишь для того, чтобы проверить правильность уплаты налогов, цель запроса документов органами полиции — сбор доказательственной базы по возможному преступлению.

Поэтому прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. Возможно, стоит уже на этом этапе проконсультироваться с юристами и адвокатами.

Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит поискать законные способы для того, чтобы эти документы не представлять.

Чтобы найти эти законные способы, надо первым делом внимательно изучить запрос. Так, согласно законодательству сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п.

1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон о полиции). Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка.

Проще говоря, в  запросе должны быть указаны номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится. Но, как показывает практика, проверяющие зачастую не утруждают себя указанием всей этой информации.

А значит, у организации появляется формальный повод такой запрос проигнорировать.

При этом надо помнить, что ответственность, о которой мы говорили выше, наступает за неисполнение именно законного требования или запроса государственного органа. А запрос, не содержащий информацию о его основаниях, законным уже не является. Значит, и штрафа за его неисполнение быть не может.

Полицейские в офисе

Перейдем теперь к следующей группе мероприятий, предполагающих появление в офисе компании сотрудников полиции. Как правило, полицейские приходят в офис для проведения двух видов мероприятий — обследования помещений и проведения опроса.

При обследовании сотрудники полиции имеют право также изымать документы и предметы, которые могут быть доказательством по делу (п.

7 Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утв. Приказом МВД РФ от 30.03.10 № 249, далее — Инструкция).

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя (п. 2 Инструкции). Цель обследования помещений — обнаружить и изъять доказательства, которыми могут являться документы, компьютеры и т. д.

К сожалению, законодательство обходит стороной вопрос о том, может ли проводиться данное мероприятие без согласия руководителя или другого представителя компании.

Читайте также:  Что такое эффективный контракт с работником

Поэтому на практике обследование проводится даже в тех случаях, когда руководитель организации или другой уполномоченный сотрудник прямо говорит, что не согласен на проведение данного мероприятия. Но, в любом случае, факт несогласия лучше зафиксировать письменно.

Сделать это можно в распоряжении о проведении обследования, которое проверяющие должны предъявить, приступая к данному мероприятию (п. 6 Инструкции). Однако самое главное, о чем следует помнить на данном этапе проверки — ни в коем случае не оказывайте физического противодействия сотрудникам полиции, ибо это уже уголовно наказуемое деяние (ст. 318 УК РФ).

Прежде чем пропустить полицейских на территорию, необходимо проверить их служебные удостоверения и переписать оттуда все данные, в том числе срок действия удостоверения.

Если полицейский отказывается предъявить документы или не дает списывать данные с удостоверения, сообщите об этом в дежурную часть по телефону 02. Все звонки по этому номеру автоматически фиксируются и передаются для реагирования в соответствующие инстанции.

Поэтому звонок с жалобой обычно оказывает дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции.

Следующий шаг — проверка оснований для проведения обследования. Как мы уже говорили выше, основанием для обследования является письменное распоряжение руководителя органа внутренних дел или его заместителя. Распоряжение проверяющие обязаны предъявить представителю организации.

При этом под представителем организации понимается любое лицо, имеющее отношение к ее деятельности (руководитель, главный бухгалтер, учредители, сотрудники организации, представитель по доверенности, адвокат и т. д.).

Таким образом, отсутствие в офисе руководителя организации не будет основанием для отмены обследования.

Особое внимание надо уделить тому, кто именно указан в распоряжении в качестве лиц, проводящих обследование и сверить их фамилии с теми, кто фактически пришел к вам на территорию и предъявил вам удостоверения сотрудников полиции.

Также проверьте, соответствует ли адрес и наименование компании реквизитам вашей организации. Следует отметить, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т. д.

Обо всех выявленных противоречиях сначала устно заявите проверяющим, а если они не примут соответствующих мер, письменно зафиксируйте свои возражения и замечания в распоряжении о проведении проверки, а также сообщите о них в дежурную часть по телефону 02.

Далее руководитель организации или иное уполномоченное лицо должно поставить свою подпись в распоряжении, подтверждая, что он с ним ознакомлен. Отказываться от проставления подписи смысла не имеет, т.к. этот факт никак не повлияет на проведение обследования, а вот возможность письменно зафиксировать свое несогласие с действиями проверяющих вы упустите.

Поэтому, даже если вы не согласны с законностью обследования, ставьте свою подпись в распоряжении, одновременно, написав примерно следующее: «с проведением оперативно-розыскного мероприятия в виде обследования помещения не согласен в связи с…» и далее указываете причины несогласия.

Заметим, что копию данного распоряжения проверяющие должны передать представителю организации (п. 6 Инструкции).

После того, как сотрудники полиции предъявили свои документы и распоряжение о проведении обследования, а также передали его копию руководству компании, они имеют право приступать собственно к обследованию.

Изъятие требует оформления

Все действия, которые полицейские совершают при обследовании помещений,  обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых, то есть посторонних лиц, не заинтересованных в ходе расследования (п.

7 Инструкции). Этим лицам также должны быть официально разъяснены их право присутствовать при проведении обследования, а также обязанность свей подписью удостоверить факт, содержание и результаты обследования.

По результатам обследования проверяющие должны составить акт, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дату, место и время проведения, перечислить всех участвующих лиц — самих полицейских, представителей организации, понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и описаны его результаты. То есть указаны обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Обнаруженные документы и предметы полицейские имеют право изъять. При этом они обязаны составить еще одни документ — протокол, содержащий опись изымаемых предметов и документов. С изымаемых документов положено изготовить копии, которые сотрудник полиции, оформляющий протокол, обязан заверить. Отметку о передаче таких копий обязательно нужно сделать в протоколе (п.

9 Инструкции). Если по каким-то причинам изготовить копии на месте невозможно, полицейские обязаны сделать соответствующую запись в протоколе. В таком случае они обязаны изготовить и передать организации такие копии не позднее пяти дней после изъятия.

Аналогичные правила в отношении копий установлены и для случаев изъятия материалов на компьютерных и прочих цифровых носителях.

Чем опрос отличается от допроса

Еще один вид мероприятий, которые могут грозить вам в ходе полицейской проверки — опрос. Суть этого мероприятия заключается в том, что сотрудник полиции беседует с лицами, которым может быть известна информация по сути проверки.

При этом надо помнить, что опрос всегда проводится лишь с согласия опрашиваемого (ст. 51 Конституции РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.05 № 327-О). Проще говоря, обязанности отвечать на вопросы полицейского у опрашиваемого нет.

При этом он не обязан объяснять причины своего нежелания давать ответы на вопросы сотрудника полиции, равно как не обязан и ссылаться на какие-то нормы законов, дающие ему такое право.

Наоборот, это полицейский, прежде чем приступить к опросу, должен разъяснить опрашиваемому его право не отвечать, и получить письменное согласие на дачу показаний.

Заметим также, что подобное право есть не только у руководителя организации, но и у любого сотрудника, а также лиц, не являющихся сотрудниками проверяемой организации (клиентов, контрагентов и т.п.). И мы рекомендуем заранее ознакомить всех сотрудников организации с данным правом.

Также надо отметить, что решать, отвечать или нет на вопросы полицейских или нет, надо очень и очень осторожно.

Ведь даже невинные, на первый взгляд, вопросы в дальнейшем могут обернуться против компании и ее владельцев, поскольку полицейские всегда располагают большим объемом информации, нежели опрашиваемый.

Так что лучший совет, который можно дать в данной ситуации — не давать никаких ответов на вопросы полиции, даже если компания уверена в том, что ее деятельность ведется абсолютно законно. Если же вы решили отвечать, то лучше это делать после того, как прибыл ваш адвокат.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2012/10/6538

Проверка предпринимателей правоохранительными органами. Основание для проверки. Полномочия проверяющих

Полиция начинает проверку, как правило, с того, что смотрит документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы для деятельности предпринимателя).

Если вы занимаетесь торговлей, то ревизоры проверят наличие разрешения на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы. Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

Попросите проверяющих представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки.

Внимательно сопоставьте данные, указанные в постановлении на проведение проверки, и предъявленные документы. Проводить проверку могут только лица, указанные в постановлении.

На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии — в форме. Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

Затем необходимо вызвать руководителя и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль.

Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству. Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление сотрудникам полиции.

Все работники фирмы должны знать статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

Полномочия УЭБ – Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК ГУ МВД).

Полномочия УЭБ и действия его сотрудников регламентированы Законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года, согласно которому у них есть право:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица;
  • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
  • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

Что может быть основанием для полицейской проверки?

1. Сомнительные партнеры.

Формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон, и тут же на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого УЭБ проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

2. Ненадежный сектор. Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи.

Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе.

Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

3. Жалобы. Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в УЭБ. В этом случае полиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

Как происходит административный процесс.

На основании пп. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении:

  • немедленно после выявления такого правонарушения;
  • в течение двух суток после выявления правонарушения, если требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

В протоколе должны быть указаны следующие данные:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Читайте также:  Реквизиты в чеке, подтверждающем досудебное урегулирование

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности.

Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись.

Осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества

Чтобы проверить информацию о нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью фирмы, сотрудники милиции вправе осмотреть любые ее помещения: торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя — осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Чтобы осмотр был законным, милиционеры должны:

  • предъявить постановление о проведении проверки. Этого требует Закон «О полиции»;
  • пригласить не менее двух понятых;
  • разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
  • предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружили и изъяли;
  • составить протокол осмотра.

Копию протокола проверяющие обязаны вручить представителю фирмы, предпринимателю или его представителю под расписку. Невыполнение этой обязанности может свести на нет все усилия полиции.

Оперативники могут осматривать офис, склады, торговые залы и т.д. только в присутствии представителя фирмы, предпринимателя или его представителя.

Проверка, ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Если оперативники хотят осуществить проверку, ревизию финансово-хозяйственной деятельности, требуйте постановление о проведении проверки. Форма этого документа утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. В постановлении должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.

Вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят правомерность своих требований.

Если же требование милиции законно, то за отказ его выполнить предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы от 300 до 500 рублей, для фирмы — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

По закону срок проверки, ревизии не может превышать 30 дней. Если ревизия продолжается больше 30 дней, она неправомерна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты — ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Полномочия проверяющих:

Сотрудники полиции вправе изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы.

В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Проверка участковым

Компетенция участковых установлена Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утвержденной приказом МВД от 16 сентября 2002 г. N 900. Этот приказ дает право и обязывает участкового проводить проверки деятельности фирм.

Инспектор может поинтересоваться, есть ли разрешение на право торговли или другой деятельности, имеется ли кассовый аппарат.

Однако, если он станет просить накладные на товар, другую бухгалтерскую документацию, фирма вправе ему отказать, поскольку это уже не входит в его компетенцию.

Еще один вопрос, который может волновать участкового, — наличие средств охраны офисных и складских помещений фирмы.

Приходить с такой проверкой один раз в три месяца участковый не только имеет право, но и обязан.

Если имущество фирмы, по мнению инспектора, недостаточно защищено, он сообщит об этом начальнику отдела милиции. Начальник РОВД напишет представление об устранении обнаруженных недостатков и установит для этого срок.

Проверка транспортной полицией

Если фирма сталкивается с перевозкой товара, то не исключено ее знакомство с представителями транспортной полиции. Компетенция этой службы ограничена происшествиями на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, а также на территории, которая прилегает к аэропортам, вокзалам и железнодорожным путям.

Сотрудники транспортной полиции могут проверять грузы, вскрывать контейнеры. Но для этого им нужны веские основания, например, серьезные подозрения, что фирма перевозит оружие или наркотики.

Следует помнить: проверять груз сотрудники органов внутренних дел могут только в присутствии понятых, а по результатам проверки должен быть составлен протокол

Источник: http://bishelp.ru/business/proverka-predprinimateley-pravoohranitelnymi-organami-osnovanie-dlya-proverki-polnomochiya

Как проводятся совместные налоговые проверки — НалогОбзор.Инфо

Совместные налоговые проверки проводятся налоговыми инспекциями с привлечением сотрудников полиции. Совместные проверки могут быть только выездными. Это следует из положений пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Порядок организации и проведения совместных налоговых проверок установлен Инструкцией, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Основания для совместной проверки

Для проведения совместной проверки налоговая инспекция подает в органы полиции мотивированный запрос (п. 7 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Такой запрос может быть направлен как перед началом выездной налоговой проверки, так и в процессе ее проведения (п. 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

На практике это означает, что обычная выездная проверка в любой момент может стать совместной.

Основанием для привлечения к выездной проверке сотрудников полиции может быть:

  • наличие у налоговой инспекции данных о возможных нарушениях налогового законодательства и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников полиции;
  • необходимость участия сотрудников полиции в проведении отдельных мероприятий: опросов, осмотров помещений и т. п.;
  • необходимость присутствия сотрудников полиции для обеспечения безопасности проверяющих, когда организация препятствует проведению проверки и создает угрозу их жизни или здоровью;
  • назначение выездной проверки на основании материалов, предоставленных налоговой инспекции органами полиции в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен положениями абзаца 2 пункта 8 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

Кроме того, в некоторых случаях ФНС России обязывает налоговые инспекции привлекать сотрудников полиции к проведению налоговых проверок. Примерный перечень таких случаев приведен в письме ФНС России от 24 августа 2012 г. № АС-4-2/14007.

Например, проведение совместной проверки будет обязательным, если налоговая инспекция выявила участие организации в схеме уклонения от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере.

Сотрудники полиции будут задействованы и в том случае, если, узнав о проведении выездной налоговой проверки, организация активно препятствует ее проведению (например, меняет свое местонахождение, начинает процедуру реорганизации или ликвидации).

Организация проверки

Инициатором совместной выездной проверки может стать как налоговая инспекция, так и органы полиции. При этом организатором проверки всегда является налоговая инспекция: именно она будет принимать решение о проведении совместной налоговой проверки.

Такое решение оформляется в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса РФ, то есть в том же порядке, что и при назначении обычной выездной проверки. Об этом сказано в пункте 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г.

№ 495/ММ-7-2-347.

Ситуация: как определить, какая выездная проверка будет проводиться в организации: обычная или совместная?

Вид проверки можно определить по составу проверяющих.

В решении о проведении налоговой проверки обязательно должен быть указан состав проверяющей группы, включая фамилии, инициалы и должности проверяющих (п. 2 ст. 89 НК РФ). Решение о проведении проверки доводится до сведения организации (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Ознакомившись с решением, организация сможет определить, какая проверка будет проводиться: обычная или совместная.

Если среди проверяющих будут перечислены не только сотрудники налоговой инспекции, но и сотрудники органов полиции, то в организации будет проведена совместная выездная проверка.

Если состав проверяющих будет дополнен сотрудниками полиции уже в ходе проведения выездной проверки, организацию известят об этом с помощью еще одного решения (п. 6 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

Права проверяющих

В ходе совместной выездной проверки все проверяющие действуют в пределах своей компетенции (п. 5 и 11 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). В этом и заключается особенность совместной проверки. За счет привлечения сотрудников полиции возможности и методы контроля в рамках выездной налоговой проверки расширяются.

Сотрудники налоговой инспекции действуют в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативно-правовыми актами (п. 12 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347). Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной проверке.

Что касается сотрудников полиции, то они руководствуются законами от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ и от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Основные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции (в т. ч. и при проведении совместной налоговой проверки), перечислены в статье 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

Причем некоторые из этих мероприятий сотрудники полиции вправе проводить только на основании предварительной судебной санкции. Например, без предварительного судебного решения сотрудники полиции не могут проверять почту (в т. ч. электронную) и прослушивать телефонные переговоры.

Это следует из статьи 8 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ.

В то же время проводить опросы, наводить справки, собирать образцы для сравнения, исследовать предметы и документы и изымать их (в т. ч. компьютеры или жесткие диски к ним) они вправе и без разрешения суда (ст. 6 и 8, п. 1 ст. 15 Закона от 12 августа 1995 г.

Читайте также:  Типы финансовой устойчивости предприятия

№ 144-ФЗ). Документы, информация и другие данные, полученные сотрудниками полиции, могут быть приобщены к материалам налоговой проверки без каких-либо ограничений (абз. 2 п. 14 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г.

№ 495/ММ-7-2-347).

В остальном совместная налоговая проверка ничем не отличается об обычной выездной налоговой проверки.

Оформление результатов проверки

Оформление результатов и принятие решения по итогам совместной проверки происходит по правилам статей 100 и 101 Налогового кодекса РФ (п. 15 Инструкции, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г.

№ 495/ММ-7-2-347), то есть в те же сроки и в том же порядке, что и результаты обычной выездной проверки. Подробнее о правилах оформления результатов выездной налоговой проверки см.

 Как должны быть оформля результаты выездной налоговой проверки.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provodjatsja_sovmestnie_nalogovie_proverki/14-1-0-970

Порядок проверки проверяющих полицейских

При появлении сотрудников полиции в офисе многие сотрудники впадают в ступор и не знают как себя вести в этой ситуации. Оперативные сотрудники пользуются этим замешательством. Между тем, в этой ситуации нужно действовать спокойно и четко, чтобы не попасть в неприятную ситуация.
Что необходимо сделать при появлении полиции в офисе?

Прежде всего нужно проверить удостоверения личности сотрудников полиции и переписать данные удостоверения.

До этого момента вы можете реагировать на действия прибывших полицейских как на противоправные, Если лица представившиеся сотрудниками полиции отказываются показать свои удостоверения, следует позвонить в отдел полиции и вызвать наряд. Не исключено, что к вам пришли мошенники.

Так же следует поступить если действия сотрудников полиции носят откровенно противоправный характер. Но вести себя при этом следует спокойно и корректно, чтобы не возникло повода предъявить обвинения в противодействии полиции.

Удостоверившись, что в офис пришли сотрудники полиции необходимо узнать основания для их визита в ваш офис. Явка полиции в офис может быть вызвана необходимостью проведение следственных действий по возбужденному уголовному делу, а так же для проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Если явка в офис вызвана необходимостью провести следственные действия вам нужно потребовать постановление следователя на обыск подписанное следователем. Предоставлять копию этого постановления на обыск следователь не обязан.

Запишите дату вынесения постановления, кем оно вынесено, кому поручено исполнение, основания для проведения следственных действий. Если дадут снять с постановления копию, то снимите. Об ознакомлении с постановлением вас попросят поставить подпись в соответствующей графе документа.

В случае вашего отказа следователь сделает необходимую отметку в постановлении и начнет проведение мероприятия. Таким образом, отказ в подписать документы смысла не имеет.

Если в офис пришли оперативные сотрудники с целью проведения ОРМ вам обязаны предъявить распоряжение на проведение обследования помещений, зданий и прочего, подписанное руководителем (заместителем) органа полиции, осуществляющего мероприятие. Подпись должна быть заверена гербовой печатью соответствующего подразделения полиции. Вам обязаны предоставить копию распоряжения.

В нем так же должно быть указано кому конкретно поручено проведение этих ОРМ.Факт ознакомления с постановлением и предоставления копии вам предложат подтвердить своими подписями в постановлении. Данная процедура предусмотрена внутренним приказом МВД России.

Если вы откажетесь сделать соответствующие подписи, сотрудник полиции сделает отметку об отказе, после чего будет проводиться мероприятие.

В указанных документах нужно проверить соответствие адреса, по которому должна проводиться проверка
Если проводятся следственные действия, в постановлении на обыск следователь указывает адрес, по которому будут проводиться следственные действия.

Кроме того, в постановлении следователем обычно указывается следующая цель обыска: изъятие предметов, документов и ценностей, которые могут иметь значение для уголовного дела. Таким образом, по адресу проведения обыска любые вещи, которые следователь (сотрудник полиции) считает необходимым, будут изъяты.

Если проводятся ОРМ, то сотрудники полиции имеют право на обследование помещений, используемых организацией, предпринимателем, указанных в распоряжении и по соответствующему адресу.

Таким образом, если адрес в постановлении или распоряжении указан неправильно, вы можете объяснить сотрудникам полиции неправомерность их действий и избежать осмотра и дальнейшего изъятия предметов и документов.

Как проведение обыска, так и проведение обследования помещений и прочего требует присутствия двух понятых, в функции которых входит участие в мероприятии. Понятые имеют право вносить замечания в протокол.

Так как УПК предусматривает при проведении следственных действий обязательное наличие двух понятых, в ходе мероприятия необходимо следить за тем, чтобы сотрудники полиции (следователь) производили все действия в присутствии двух, а не одного понятого.

Любые действия сотрудника полиции или следователя в ходе проведения мероприятия без участия двух понятых могут быть признаны незаконными при обжаловании в вышестоящем органе или суде.

Если в офисе проводятся ОРМ не в рамках уголовного дела, ограничить ваше право и право ваших сотрудников на свободу передвижения и общения сотрудники полиции не имеют права.

Любая попытка сотрудника полиции ограничить ваши права может расцениваться как превышение должностных полномочий.

Однако в ходе осуществления следственных действий УПК РФ дает возможность следователю или сотруднику полиции запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

Однако, есть несколько веских причин для того, чтобы сотрудники все-таки покинули офис на время проведения мероприятия, за исключением узкого круга лиц для общения с сотрудниками полиции.

Во-первых, это отсутствие возможности для нормальной работы организации в присутствии сотрудников полиции в офисе. Во-вторых, это серьезный стресс для сотрудников, который может выбить из колеи на неопределенное время, если общаться с сотрудниками полиции.

В-третьих, сотрудник организации может сообщить проверяющим информацию, представляющую для них значение, причем совершенно не подозревая об этом.

Единственной причиной невозможности для сотрудника покинуть офис может быть лишь прямой запрет следователя или сотрудника полиции при проведении обыска. Но не при ОРМ «обследование помещений».

Необходимо помнить о том, что цель обследования помещений или обыска – это сбор информации, а также обнаружение предметов и документов для расследования уголовного дела или рассмотрения материала проверки.

Оригиналы документов необходимы следователю или сотруднику полиции для проведения исследования почерка, что невозможно с использованием копий документов. Если у вас изымают оригиналы документов не в рамках возбужденного уголовного дела, то сотрудник полиции обязан представить копии изымаемых документов.

При отсутствии такой возможности на месте мероприятия копии должны быть представлены в течение пяти дней, в том числе по почте.

Если компьютер на вашем рабочем месте, по мнению сотрудника полиции или следователя, будет содержать информацию (документы), имеющие отношение к материалам проверки (уголовного дела), он скорее всего будет изъят. Если объем обнаруженной информации незначителен, она может быть перенесена на бумажный или иной электронный носитель и изъята.

Если в вашем офисе проводится обыск, то следователь (сотрудник полиции) также имеет право на проведение личного обыска. Для проведения личного обыска следователю необходимо вынести соответствующее постановление.

Обыск проводится сотрудником одного пола с досматриваемым. Таким образом, ваша ссылка на то, что какие-либо вещи, заинтересовавшие сотрудников полиции, являются личными, не могут уберечь вас от изъятия их в дальнейшем.

Несколько иная ситуация складывается при проведении сотрудниками полиции оперативно-розыскного мероприятия при доследственной проверке. Если в вашей организации проводятся не следственные действия, то вы не можете быть подвергнуты личному досмотру, в том числе досмотру личных сумок и портфелей.

Исключением может служить факт расследования административного правонарушения, о чем вас должны уведомить. Последняя ситуация случается достаточно редко. Отдельно стоит упомянуть личные компьютеры (например, ноутбук), электронные носители (флэшки), записные книжки и другие предметы, содержащие информацию в бумажном и электронном виде.

Если компьютер обнаружен сотрудником полиции включенным на рабочем месте, то он может быть изъят с формулировкой «содержит информацию, относящуюся к проверке».

При наличии на компьютере действительно информации личного характера лучше показать ее сотруднику полиции, тогда у него будут отсутствовать основания для изъятия.

Если в вашей записной книжке, на вашей флэшке сотрудником полиции будет обнаружена информация, относящаяся к проверке, она может быть изъята с той же формулировкой.

Такая ситуация может возникнуть, когда флэшка находится в загруженном состоянии на компьютере или записная книжка раскрыта на вашем рабочем месте и личный досмотр не требуется.

При производстве обыска следователь или сотрудник полиции имеет право вскрывать любые помещения, если должностное лицо компании отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Причем следователь или оперативник имеет возможность предпринимать законные меры пресечения попыток уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы.

Таким образом, при проведении следственных действий ваш отказ открыть какое-либо помещение или сейф будет дополнительным основанием для их вскрытия полицией.

Однако если речь идет об оперативно-розыскных мероприятиях, кроме отказа открыть сейф или кабинет, у сотрудника полиции должны быть более веские основания для нанесения повреждений имуществу компании.

Необходимо помнить о том, что каждый гражданин в соответствии со статьей 51 Конституции РФ имеет право «не… свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» и отказаться по этой причине от дачи объяснений.

Если вы отказались от дачи объяснений при доследственной проверке, по данному факту привлечь к административной или уголовной ответственности не могут.

Если вы отказались от дачи показаний в качестве свидетеля на допросе в рамках расследования уголовного дела, у следователя существует возможность привлечь вас к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. Однако такое происходит крайне редко – в исключительных случаях.

Второе, в случае официального вызова для дачи объяснений или на допрос, если данный факт подтверждается документально, например вам вручена повестка, необходимо явиться к сотруднику полиции/следователю.

Если вы не явились для дачи объяснений на доследственной проверке, вы можете быть привлечены к административной ответственности. Если вы неоднократно не явились к следователю на допрос, вы, кроме того, можете быть подвергнуты приводу, что является крайне неприятной процедурой.

Вы имеете право пригласить для участия в допросе адвоката, да же если вас допрашивают в качестве свидетеля.

Необходимо фиксировать противоправные или неправомерные действия. Возможность обжалования противоправных действий сотрудников полиции предусмотрена законом.

Для того чтобы реализовать это право, необходимо внимательно следить за действиями сотрудников полиции и фиксировать совершенные с их стороны противоправные, на ваш взгляд, действия с помощью видео- или аудиозаписи, обращать внимание сотрудников компании и понятых на те или иные нарушения.

В конце мероприятия сотрудники полиции должны предоставить вам право отразить свои замечания в протоколе обыска (обследования помещений). Все нарушения закона в ходе проведения следственных действий или ОРМ необходимо отразить в соответствующих протоколах.

Источник: http://pershickow.ru/poryadok-proverki-proveryayushhix-policejskix.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector