Списание основных средств в бюджете в 2022г

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС Право распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
  • Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
  • Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
  • Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Списание основных средств в бюджете в 2022г

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция Дебет Кредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730
Читайте также:  Письмо о допуске сотрудников на объект. образец и бланк 2018 года

Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

Списание основных средств в бюджете в 2022г С 2022 года все организации должны перейти на обязательное применение нового ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина от 17.09.2020 № 204н. При этом многие компании применяют новый стандарт уже в текущем году. Отвечаем на наиболее частые вопросы, связанные с переходом на ФСБУ 6/2020 и новым порядком учета основных средств.

Должна ли организация применять ФСБУ 6/2020 к уже введенным в эксплуатацию и используемым основным средствам, или правила стандарта распространяются только на ОС, приобретенные (созданные) уже после перехода на его применение?

Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2020 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2020 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

Наша организация планирует перейти на ФСБУ 6/2020, установив лимит стоимости основных средств в 100 000 рублей. Как нам в таком случае вести учет малоценных основных средств, которые ниже этой стоимости?

Организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита.

Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта).

Решение о неприменении ФСБУ 6/2020 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

ФСБУ 6/2020 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Сделано это было для того, чтобы по возможности максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет организаций. Но это не значит, что организация не может установить лимит по ОС ниже 100 000 рублей. ФСБУ 6/2020 на данный счет не содержит никаких ограничений и позволяет компаниям самим определяться с лимитом по ОС.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 считать налог на имущество по недвижимости, учтенной в качестве ОС, если новый стандарт не содержит правил расчета остаточной стоимости ОС?

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

Отдельные вопросы практического применения ФСБУ 6/2020 Основные средства

Списание основных средств в бюджете в 2022г

  • Елена Калмыкова
  • Cтарший методолог в функции Финансового комплаенса, отчетности и методологии ПАО «МегаФон», ACCA, член ACCA Member Advisory Committee (MAC)
  • специально для ГАРАНТ.РУ

На правах рекламы

С 1 января 2022 года учет основных средств необходимо будет вести по новым правилам. С этой даты вступит в действие новый стандарт – ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (далее – ФСБУ 6/2020), утвержденный приказом Минфина России от 17 сентября 2020 г. № 204н.

Документ содержит ряд изменений, которые могут существенно повлиять не только на организацию бухгалтерского учета в компании, но и на ее бизнес-процессы в целом. В частности, положения нового стандарта могут коснуться доработки учетных систем, взаимодействия с другими подразделениями компании, документооборота и ряда других вопросов.

В связи с этим руководителям финансовых (бухгалтерских) служб уже сейчас важно оценить нормы нового стандарта и своевременно подготовится к его применению.

Основные средства с низкой стоимостью

В структуре активов организации основные средства с низкой стоимостью могут занимать значительную долю. Учет каждого объекта малоценных основных средств не представляется рациональным. Более того, такой подход увеличивает нагрузку на применяемую организацией учетную систему и замедляет процесс закрытия бухгалтерских книг.

Новое ФСБУ 6/2020 позволяет не вести учет основных средств с низкой стоимостью, а списывать затраты на их приобретение (создание) в расходы периода, в котором они возникли.

Чтобы воспользоваться данной возможностью организация должна установить лимит стоимости основных средств, ниже которого к ним применяется подход, аналогичный учету запасов.

На какие критерии следует ориентироваться при установлении лимита стоимости основных средств при переходе на новый стандарт и всегда ли оправдано списание активов с низкой стоимостью? Попробуем разобраться.

Согласно действующему ПБУ 6/01 «Учет основных средств» к малоценным основным средствам относятся активы, удовлетворяющие критериям признания основных средств, стоимостью менее 40 тыс. руб. Новый стандарт разрешает организациям самостоятельно устанавливать лимит стоимости основных средств с учетом информации об их существенности.

Одновременно с этим ст. 257 Налогового кодекса определяет основные средства как часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.

Логично было бы предположить, что, установив одинаковый лимит стоимости для основных средств в бухгалтерском и в налоговом учете, организация сможет их сблизить. Кроме того, отсутствие разниц в бухгалтерской и налоговой стоимости основных средств не будет приводить к начислению отложенных налогов. На первый взгляд, преимущества такого подхода очевидны. Но не всегда он бывает оправдан.

Во-первых, одно основное средство стоимостью до 100 тыс. руб. может быть несущественным для организации в целом. Но в ее деятельности могут использоваться сотни, а то и тысячи таких объектов. Информация об их совокупной стоимости может быть существенной для пользователей финансовой отчетности. И в этом случае списать на расходы стоимость указанных основных средств уже нельзя.

Во-вторых, списание на расходы значительного числа объектов с низкой стоимостью может неблагоприятным образом повлиять на финансовый результат отчетного периода. В некоторых случаях организации выгоднее показать активы в балансе, чем отражать их стоимость в расходах периода. Например, высокий показатель чистых активов важен, если организация планирует получать заемные средства.

И, наконец, в-третьих, списав на расходы периода стоимость малоценных основных средств, организации все равно придется обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением. Таково требование нового стандарта (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Здесь может возникнуть проблема организации учета значительного количества объектов основных средств за балансом. Если применяемая учетная система не позволяет это сделать должным образом, то возникает вопрос о ее доработке, либо о поиске альтернативного, внесистемного способа учета.

Помимо этого, может возникнуть вопрос о необходимости разработки и внедрения контрольных процедур, позволяющих обеспечить сохранность малоценных основных средств.

Таким образом, при принятии решения об установлении нового лимита стоимости основных средств в бухгалтерском учете с 1 января 2022 года представляется целесообразным ориентироваться не на нормы налогового законодательства, а проанализировать факторы, влияющие на соответствующие показатели финансовой отчетности и установленные организацией показатели эффективности деятельности.

Одним из способов рационализировать учет малоценных основных средств, информация о совокупной стоимости которых может быть существенной для организации в целом, – это перейти на их групповой учет. Новый стандарт не содержит прямой нормы о том, что организации могут определять группу основных средств в качестве единицы учета, но и не запрещает это делать.

Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования. Данная формулировка позволяет сделать вывод, что при определенных условиях совокупность однородных основных средств возможно рассматривать в качестве единого объекта основных средств.

В своей Рекомендации Р-125/2021-КпР от 19 марта 2021 г. «Групповая единица учета основных средств» (далее – Рекомендация Р-125/2021-КпР) Фонд «Национальный некоммерческий регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» устанавливает необходимые условия для объединения однородных основных средств в групповую единицу учета.

Такими условиями являются:

  • управление и финансирование основных средств, входящих в групповую единицу учета, на единой основе;
  • все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией в соответствии с пунктом 11 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
  • все объекты, составляющие групповую единицу учета, выполняют однородную функцию в деятельности организации;
  • элементы амортизации объектов в составе групповой единицы учета совпадают либо отличаются несущественно, чтобы организация имела возможность установить единую норму амортизации для групповой единицы учета, отражающую характер поступления экономических выгод от инвестиций в нее;
  • состав статей затрат, в которые включается амортизация групповой единицы учета, и способы распределения амортизации по этим статьям не отличаются от состава статей и способов распределения, как если бы амортизация начислялась по каждому объекту групповой единицы учета;
  • все объекты групповой единицы учета входят в одну единицу, генерирующую денежные средства, или являются корпоративными активами, как это определено в международном стандарте финансовой отчетности IAS 36 «Обесценение активов» (за исключением организаций, применяющих упрощенные способы бухгалтерского учета).
Читайте также:  Приказ о возложении обязанностей главного бухгалтера на директора

Указанные условия должны выполняться одновременно. При необходимости организация может дополнить их перечень, исходя из специфики своей деятельности, и зафиксировать в своих внутренних нормативных документах.

В Рекомендации Р-125/2021-КпР подчеркивается важность правильного выбора совокупности основных средств, к которой будет применяться групповой учет. Учет такой группы должен осуществляться в том же порядке, как если бы все правила для учета основных средств применялись к одному объекту. При этом не должно быть существенного изменения показателей финансовой отчетности.

Рациональное ведение бухгалтерского учета малоценных основных средств заключается, в том числе и в возможности снизить затраты на начисление амортизации.

Для этого в Рекомендации Р-125/2021-КпР предлагается использовать средневзвешенную норму амортизации, которая определяется расчетным путем на основе элементов амортизации основных средств, входящих в группу. В соответствии с п.

37 ФСБУ 6/2020 указанная норма амортизации должна уточняться в конце каждого года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

В случае если организация примет решение применять групповой учет основных средств, ей необходимо будет принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, необходимо будет проанализировать, как данное решение повлияет на применяемую ей классификацию основных средств, на основе которой строится бухгалтерский и налоговый учет. Возможно, придется внести соответствующие изменения во внутренние нормативные документы и донастроить учетную систему.

Во-вторых, для расчета средневзвешенной нормы амортизации по группе в учетной системе необходимо будет хранить информацию о первоначальной стоимости и сроке полезного использования каждого объекта, входящего в группу. Это особенно важно, если основные средства, входящие в группу, имеют разную стоимость и их движение (поступление и выбытие) осуществляется неравномерно.

Таким образом, перед тем, как принять решение о групповом учете основных средств, стоит проанализировать возможности используемого программного продукта и оценить потенциальные затраты на его доработку или донастройку. Возможно, что к моменту перехода на ФСБУ 6/2020 ведущие разработчики бухгалтерского софта уже учтут данную потребность и предложат пользователям своих продуктов готовое решение.

Существенные затраты на проведение ремонта, технического осмотра и обслуживания основных средств

Одним из нововведений ФСБУ 6/2020 является признание в качестве самостоятельного инвентарного объекта существенных затрат на проведение ремонта, технического осмотра и технического обслуживания объектов основных средств с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев. Однако далее в стандарте не конкретизируются требования к таким объектам основных средств. Вероятно, предполагается, что организации должны разработать методику учета данных активов, основываясь на профессиональном суждении и оценке экспертов, и закрепить ее во внутренних нормативных документах.

В случае принятия организацией решения о выделении существенных затрат на ремонт, технический осмотр и обслуживание в качестве отдельных единиц учета возникает ряд не только учетных, но и организационных вопросов.

Например, необходимо будет обеспечить во внутренних регламентах организации единый подход к определению видов работ, которые будут попадать под определение капитального ремонта, технического осмотра и технического обслуживания.

Далее совместно со специалистами служб по ремонту и обслуживанию основных средств необходимо определить перечень объектов, в отношении которых затраты на ремонт и техническое обслуживание будут капитализироваться.

Также следует оценить сроки на проведение ремонтных мероприятий и техническое обслуживание и зафиксировать их во внутренних планах соответствующих служб. Кроме того, указанные планы потребуется увязать с бюджетом организации на следующий год. В связи с тем, что бюджетная кампания во многих организациях уже началась, сделать это придется оперативно.

И, наконец, финансовой (бухгалтерской) службе организации потребуется оценить влияние принятого решения на учетный процесс.

Возможно, потребуется заведение новых аналитик в учетной системе, внесение изменение в применяемый Классификатор основных средств, определение норм амортизации для групп основных средств, в составе которых учитываются затраты на проведение существенных ремонтов и технического обслуживания, изменение Учетной политики и так далее.

Необходимо отметить, что возможность капитализации затрат на проведение существенных ремонтов и других аналогичных мероприятий, существовала и ранее.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год Минфин России указывал, что затраты на проведение капитальных ремонтов и других аналогичных мероприятий, возникающих через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объектов основных средств должны отражаться в составе внеоборотных активов (письмо от 09.01.2013 №07-02-18/01). И отдельные передовые организации воспользовались указанным подходом. В связи с этим на сегодняшний день данному вопросу уже есть практика, которую можно использовать при переходе на ФСБУ 6/2020.

Ликвидационная стоимость

Новый стандарт вводит понятие элементы амортизации, одним из которых является ликвидационная стоимость. Ликвидационной стоимостью объекта основных средств считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

В соответствии с пунктом 37 ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость определяется при первоначальном признании основных средств и является оценочным значением. При этом основные средства рассматриваются таким образом, как если бы уже достигли окончания срока полезного использования и находилось в состоянии, характерном для окончания срока полезного использования.

Здесь возникает вопрос: где взять такую информацию, и кто должен определить ликвидационную стоимость основных средств? Очевидно, что такой информацией могут обладать работники организации, отвечающие за эксплуатацию приобретаемых активов: машин, оборудования, приборов, транспортных средств и так далее.

Нередко бывает, что организации продают бывшее в эксплуатации оборудование или сдают автомобили в trade-in. Возможно, что у специалистов, отвечающих за эксплуатацию основных средств, есть определенные планы по их отчуждению или накопленная статистика в отношении стоимости материальных ценностей, остающихся после выбытия и разборки активов.

Данная информация может послужить источником для определения ликвидационной стоимости основных средств.

Если же подобная информация не поступает в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, то представляется целесообразным наладить взаимодействие с техническими подразделениями и понять, как может быть выстроен совместный бизнес-процесс для того, чтобы со следующего года начать выполнять требование ФСБУ 6/2020.

Сделать это лучше заранее, поскольку ликвидационную стоимость основных средств придется определять не только для тех объектов, которые будут приобретены после 1 января 2022 года, но и для тех, что учитываются на балансе организации на дату перехода на новый стандарт. Изменение в бизнес-процессе затронут, как минимум, такие вопросы как график предоставления информации в финансовую (бухгалтерскую) службу организации, документальное оформление операций, оценка ликвидационной стоимости основных средств компетентными подразделениями.

Пункт 31 ФСБУ 6/2020 устанавливает случаи, когда ликвидационная стоимость основных средств принимается равной нулю. К ним относятся ситуации, когда:

  • не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;
  • ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не может быть определена.

Однако для того, чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться этой нормой, также необходимо получить заключение компетентных служб организации.

Как было упомянуто ранее, ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации.

В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками и (или) заключениями от технических специалистов.

***

Данный материал рассматривает лишь небольшую часть изменений, которые связаны с вступлением в силу нового стандарта по учету основных средств.

Но даже эти изменения затрагивают большое количество организационных вопросов, в решение которых будут вовлечены не только работники финансовых (бухгалтерских) служб организаций, но и смежные подразделения.

И чем скорее начнется эта работа, тем более успешным для организации будет переход на новые правила учета.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2021 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества Правила распоряжения имуществом
Недвижимое имущество
Любое недвижимое имущество Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Движимое имущество
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход Распоряжается самостоятельно. Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя
Прочее движимое имущество
Читайте также:  Заявление на неполный рабочий день. образец 2018 года

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Новости бухгалтерского учета в 2022 году: основные средства, объекты учета аренды, правила хранения документов

В прошлый раз я рассказала про налоговые изменения, которые начали действовать в 2022 году. Но кроме изменений по налогам и сборам, нас ждет много изменений и в бухгалтерском учете. Расскажу подробнее, что о них нужно знать.

Что меняется в работе с основными средствами

Новые стандарты работы

Опираются эти изменения прежде всего на новые ФСБУ.

Посмотреть подробнее можно в Приказе Минфина России от 17.09.2020 № 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».

Ранее действующие ПБУ 6/01 отменили, вместо них действует ФСБУ 6/2020. Также упраздняются методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Новый федеральный стандарт распространяется на все организации, кроме «бюджетников».

Организации, которые имеют право вести упрощенный бухгалтерский учет и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, могут не применять ряд положений нового стандарта (п. п. 2, 3 ФСБУ 6/2020).

Эти организации могут:

  • не корректировать сформированные ранее данные бухгалтерского учета;
  • не пересчитывать показатели отчетности прошлых ле;
  • и не производить единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода.

Иными словами, все изменения организация начинает применять только для тех основных средств, которые были признаны в таком качестве после применения нового стандарта.

По новым правилам, лимит стоимости основных средств устанавливает сама организация (п. 5 ФСБУ 6/2020) с учетом существенности информации для пользователя отчетности. Можно утвердить такой же лимит, как в налоговом учете — 100 тысяч рублей, чтобы избежать разницу в учете.

Если объекты ОС имеют первоначальную стоимость менее лимита, установленного организацией, они не списываются с баланса и продолжают учитываться в составе ОС.

Минфин в своем письме от 25.08.2021 года № 07-01-09/68312 высказал мнение, что лимиты нужно утверждать не для группы основных средств, а для единицы учета. Малоценные быстроизнашивающиеся предметы, приобретенные после 01.01.2022 г и стоимостью ниже установленного лимита, можно учитывать сразу в расходах.

Новые понятия

ФСБУ 6/2020 ввел понятия балансовой и ликвидационной стоимости объектов ОС.

Понятие «балансовая стоимость основных средств» ранее не содержалось в нормативных актах, теперь же п. 25 ФСБУ 6/2020 такое понятие установлено.

Балансовая стоимость представляет собой первоначальную стоимость основного средства, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения.

Ранее ПБУ 6/01 не содержало требований определять ликвидационную стоимость ОС при принятии на учет.

Ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов после ликвидации объекта за вычетом всех издержек (например, демонтаж, утилизацию).

Другие изменения

Также в ФСБУ 6/2020 организации обязали ежегодно пересматривать сроки полезного использования, а капитальный ремонт может стать отдельным объектом учета. Много изменений по амортизации — и по срокам, и по периодам, и по видам.

Основные новации ФСБУ 6/2020 и его отличия от ПБУ 6/01 подробно изложены в информационном сообщении Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-29.

В ФСБУ 26/2020, который устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о капитальных вложениях организаций, уточнили перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основных средств.

Первоначальная стоимость ОС состоит из капитальных вложений: это затраты на приобретение объектов, их создание, улучшение, восстановление — они учитываются на б/счете 08. Также при расчете нужно учитывать полную информацию по объектам, включая скидки поставщиков, условия оплаты (отсрочка, рассрочка, кредит), обязательства по демонтажу и утилизации.

Положения новых ФСБУ 6/2020 и 26/2020 в уже большей степени соответствуют международным стандартам финансовой отчетности МСФО (IAS) 16 «Основные средства».

Обратите внимание:изменения, внесенные в правила бухгалтерского учета ОС и капитальных вложений, могут привести к определенным последствиям в части расчета налога на имущество организаций, которые по каким-то причинам не имеют кадастровой стоимости объектов недвижимости в 2022 году.

Еще больше важных для бухгалтера моментов рассказывают эксперты «Клерка» на курсе повышения квалификации «Пять новых ФСБУ: кардинальные изменения в бухучете».

Речь про ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021.

Успейте записаться, пока есть места! Обучение онлайн 1 месяц. Старт курса уже 15 февраля, программа здесь.

Что меняется в бухучете аренды

Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» утвержден приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, установил правила учета аренды и лизинга.

Аналога ПБУ по таким операциям ранее не существовало.

Этот ФСБУ касается всех организаций, которые заключают договоры о предоставлении/получении имущества во временное пользование за плату, кроме организаций госсектора. Однако есть и другие исключения для некоторых видов имущества, по которым можно не применять стандарт по аренде, это:

  • участки недр для геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых;
  • результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации и их материальные носители;
  • объекты концессионного соглашения.
  • Организации, которые ведут упрощенный учет, могут применять новый стандарт только к договорам, заключенным после 1 января 2022 года.
  • Арендатор отражает в обычном бухучете право пользования активом и обязательства по аренде, а в упрощенном — только периодические арендные платежи, а также не дисконтирует будущие платежи и не пересматривает отчетность за прошлые годы.
  • Арендодатель в обычном бухучете делит аренду на финансовую и операционную, а в упрощенном — любую аренду отражает как операционную и ведет учет только периодических поступлений.

Как учитывать объект аренды у арендодателя и арендатора, прописано в информационном сообщении Минфина РФ от 25.01.2019 № ИС-учет-15.

В ФСБУ 25/2018 исключено понятие «имущество», но введено новое — «объект учета аренды», которое распространяется на объекты при единовременном выполнении следующих условий:

  • предмет аренды предоставляется на обозначенный в договоре срок;
  • предмет аренды идентифицируется и по условиям договора арендодатель не может заменить его до окончания срока аренды;
  • арендатор вправе использовать предмет аренды для получения прибыли;
  • арендатор имеет право сам определять, как использовать предмет аренды в рамках его технических характеристик.

Объект учета аренды отражается в бухучете сторон независимо от того, что написано в договоре. Договоры следует классифицировать не по юридической форме, а по содержанию.

Глава 34 «Аренда» Гражданского Кодекса РФ и Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» никак не влияют на учёт и отчётность по ФСБУ 25/2018.

Еще один ФСБУ

Еще один важный стандарт введен в действие с 1 января 2022 года — ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», в котором прописаны правила оформления первичных документов и бухгалтерских регистров.

Хотя стандарт и вступил в силу с начала 2022 года, организациям было дано право начать его применение до этого срока.

По новому стандарту, «документ» это не только первичный документ, но и бухгалтерский регистр. Он должен быть составлен на русском языке либо иметь построчный перевод с иностранного языка.

Документы должны храниться в том виде, в котором они были составлены, перевод бумажных документов в электронный вид с целью последующего хранения запрещен.

В пункте 25 ФСБУ 27/2021 указано, что базы для хранения электронных документов должны размещаться на территории РФ. Одновременно документы могут храниться и за пределами нашей страны, если этого требует законодательство иностранного государства.

Эта норма о хранении введена с 1 января 2022 года, но Минфин перенес срок действия именно этого пункта на 1 января 2024 года, чтобы у компаний было время организовать перенос баз данных.

Новые нормы сдачи и аудита бухгалтерской отчетности с 2022 года вступили в соответствии с Законами № 352-ФЗ и № 359-ФЗ от 02.07.

2021, которые отменили обязанность организаций сдавать бухгалтерскую отчетность через оператора ЭДО, если отчетность содержится в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО).

Так же не нужно представлять аудиторское заключение о такой отчетности, если отчетность подлежит обязательному аудиту и аудиторское заключение о ней имеется в ГИРБО.

Таким образом, все заинтересованные лица смогут получать данные из ГИРБО. В частности, это касается федеральных государственных унитарных предприятий, поставщиков электроэнергии, естественных монополий и операторов электронных площадок в сфере закупок.

Что нового в аудите

В 2022 году многим организациям придется проводить аудит отчетности за 2021 год. Но представители малого бизнеса получили освобождение от этой обязанности в связи с увеличением предельных лимитов доходов и величины активов.

Размеры доходов и величины активов с 1 января 2021 года:

  • величина активов — до 400 млн рублей (ранее — до 60 млн рублей);
  • лимит доходов — до 800 млн рублей (ранее — 400 млн рублей).

Однако если организация является МСП, но зарегистрирована в форме акционерного общества, то независимо от размера доходов и величины активов она подпадает под обязательный аудит. Так предписывают нормы Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Узнать, какие компании подпадают под обязательный аудит можно в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 год смогут только аудиторские организации. Индивидуальные аудиторы вправе проводить только инициативный (добровольный) аудит.

Итоги

С начала 2022 года много других изменений ворвалось в нашу бухгалтерскую жизнь. Нужно не забывать и про электронные доверенности, и про «антиотмывочный» закон, и новые правила открытия расчетных счетов.

Год еще только начался, а уже готовятся изменения, вступающие в силу с 2023 года — например, новость про объединение ПФР и ФСС. Это нововведение повлечет за собой изменения огромного числа нормативных актов. Сейчас можно поучаствовать в общественном обсуждении пакета законопроектов, часть из них Минтруд уже разместил на своем сайте.

Чтобы идти в ногу со временем и за всем успевать, нужно повышать свой профессиональный уровень. А в сложных ситуациях я рекомендую обращаться к специалистам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector