Консолидированная группа налогоплательщиков. что это?

Налоговый кодекс пополнился главой о консолидированных группах налогоплательщиков

Объединиться в консолидированную группу налогоплательщиков могут российские компании, соответствующие ряду условий.

Первое условие — одна организация прямо или косвенно участвует в уставном капитале всех прочих компаний группы.

Причем доля участия в каждом случае не может быть менее 90 процентов (о том, как посчитать долю участия мы подробно писали в статье «В Налоговом кодексе появился новый раздел о взаимозависимых лицах и рыночных ценах»).

Другими словами, консолидированная группа — это холдинг, куда входит материнская компания и ее «дочки», каждая из которых может иметь собственные дочерние структуры.

Второе условие — ни одна из организаций-участников не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении нее не возбуждено дело о банкротстве, и размер ее чистых активов по данным бухучета превышает уставный капитал.

Третье условие — все участники за предшествующий год заплатили в общей сложности не менее 10 миллиардов рублей следующих налогов: НДС и акцизов (кроме таможенных), налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.

Четвертое условие — суммарная выручка всех участников по данным бухучета за предшествующий год составляет не менее 100 миллиардов рублей.

Пятое условие — совокупная стоимость чистых активов всех участников по данным бухучета на 31 декабря предшествующего года составляет не менее 300 миллиардов рублей.

Каждое из этих условий должно выполняться на протяжении всего срока существования консолидированной группы.

Кто не может войти в консолидированную группу

В новой главе 3.1 НК РФ приведен перечень организаций, которые не вправе стать участниками консолидированной группы. К ним относятся:

  • резиденты особых экономических зон;
  • компании, применяющие специальные налоговые режимы;
  • участники другой консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организации, не являющиеся плательщиками налога на прибыль или освобожденные от данного налога;
  • компании, занимающиеся образовательной и медицинской деятельностью и применяющие нулевую ставку налога на прибыль;
  • плательщики налога на игорный бизнес;
  • клиринговые организации.

Кроме того, предусмотрено специальное условие для банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такие организации могут входить в консолидированную группу только если данная группа состоит исключительно из банков, страховых компаний, НПФ или профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Что указать в договоре о создании консолидированной группы

Для создания консолидированной группы все будущие участники должны подписать договор и указать в нем несколько существенных моментов.

Во-первых, назвать компанию-участника, которая назначается ответственной. Именно эта организация станет платить налог на прибыль и сдавать декларации за всю группу.

Во-вторых, в договоре следует перечислить показатели, необходимые для определения облагаемой базы по налогу на прибыль по каждому участнику группы.

В-третьих, определить срок действия договора. Этот срок исчисляется в календарных годах и не может быть менее двух лет. Если срок не установлен, необходимо указать, что договор бессрочный.

Помимо этого в договоре следует перечислить реквизиты, права и обязанности всех участников и прописать полномочия ответственного участника.

Как зарегистрировать договор о создании группы

После того, как договор оформлен, ответственный участник должен зарегистрировать его в налоговой инспекции по своему местонахождению. Для этого не позднее 30 октября надо предоставить налоговикам пакет документов.

В него входит подписанное всеми участниками заявление, два экземпляра договора и документы, подтверждающие соблюдение необходимых условий (платежки на уплату налогов, балансы, отчеты о прибылях и убытках и пр.).

Кроме того, необходимы документы, удостоверяющие полномочия лиц, подписавших договор.

Если инспекторы не обнаружат нарушений, они обязаны в течение одного месяца зарегистрировать договор.

Затем в течение следующих пяти дней, сотрудники ИФНС должны вручить ответственному участнику экземпляр договора со своей отметкой и известить инспекции, где стоят на учете остальные участники группы и их филиалы.

При выполнении всех шагов с 1 января следующего года консолидированная группа начнет свое существование.

Если инспекторы найдут несоответствия, которые можно устранить в течение месяца, об этом сообщат ответственному участнику. Тот ликвидирует неточности, после чего группу зарегистрируют.

Если же нарушения невозможно исправить, налоговики вынесут решение об отказе в регистрации. Копию вручат ответственному участнику, чтобы тот при желании смог его обжаловать.

Добавим, что любые изменения к действующему договору также необходимо регистрировать в ИФНС.

Как определить налогооблагаемую прибыль консолидированной группы

Каждая из организаций, объединившихся в группу, перестает самостоятельно определять налогооблагаемую базу по прибыли исходя из данных своего учета. Вместо этого компании передают сведения ответственному участнику, а он в свою очередь считает базу в целом по группе.

Консолидированная база представляет собой арифметическую сумму доходов всех участников за минусом арифметической суммы расходов всех участников. По нормируемым затратам (представительским, рекламным и пр.) лимит необходимо рассчитывать отдельно для каждой из компаний.

Отрицательная величина между доходами и расходами — это убытки группы. Их можно учесть при определении консолидированной базы следующего периода. Но убытки, полученные организациями до того, как они стали участниками группы, не уменьшают консолидированную базу. Такие убытки каждая компания сможет учесть в своей «индивидуальной» базе после выхода из группы.

Участникам группы запрещено создавать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности других компаний, входящих в группу, а также резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию в части товаров и работ, проданных другим участникам. Подобные резервы, созданные до начала существования группы, нужно восстановить непосредственно перед ее созданием.

Обратите внимание, что все вышесказанное справедливо не для любой прибыли, а только для той, что подпадает под ставку 20 процентов. В отношении других видов дохода организации-участники определяют базу в индивидуальном порядке. Обязанности налогового агента также исполняются каждой компанией в отдельности.

Перечисление налога и авансовых платежей

Ответственный участник консолидированной группы обязан вычислять и переводить в бюджет сумму налога на прибыль, а в течение года — рассчитывать авансовые платежи.

При этом сумму, подлежащую уплате в федеральный бюджет, он должен перечислять по месту своего нахождения, не распределяя по участникам.

А вот сумму, подлежащую уплате в региональные бюджеты, необходимо переводить по месту расположения каждого из участников и их обособленных подразделений.

Чтобы распределить налог на прибыль по участникам, нужно узнать, какая доля консолидированной прибыли приходится на каждую из организаций и на каждое из подразделений. Доля равна средней арифметической величине удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества.

Что касается ежемесячных авансовых платежей, то в первом квартале года, в котором создана группа, их величина равна сумме авансовых платежей всех участников за третий квартал предшествующего года.

Прописан и порядок учета сумм, полученных ответственным участником от других компаний группы для перечисления в бюджет налога и авансовых платежей. Такие средства не считаются облагаемым доходом ответственного участника, и не включаются в расходы у прочих организаций.

Как отчитываться по консолидированной группе

Декларации по налогу на прибыль за консолидированную группу должен сдавать ответственный участник. Сроки предоставления те же, что и для обычных деклараций.

Так, годовую декларацию нужно предоставить не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом, промежуточные декларации — не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (квартала, полугодии или девяти месяцев).

Все прочие участники группы в общем случае освобождены от отчетности по налогу на прибыль. Но если организация получает доходы, не попадающие в консолидированную базу, то по таким доходам она обязана отчитаться самостоятельно.

Как налоговики станут проверять группу

Инспекторы станут проводить по консолидированной группе как камеральные, так и выездные контрольные мероприятия. Проверять будут исключительно налог на прибыль, начисленный по данной группе.

Другие налоги (НДС, налог на имущество и пр.) станут проверять в обычном порядке, то есть у каждой из компаний в отдельности.

К тому же в отношении консолидированной группы нельзя назначить проверку правильности применения рыночных цен.

Взаимодействовать с проверяющими обязан только ответственный участник группы. Он должен предоставить все необходимые документы, а при выездной ревизии — принять инспекторов на своей территории.

Порядок проведения «камералки» не отличается от привычного регламента.

Для выездной проверки предусмотрены некоторые отличия. В частности, двухмесячный срок ее проведения может быть увеличен на количество месяцев, равное числу участников группы без учета ответственного участника. Но в любом случае налоговикам запрещено проводить проверку дольше года.

Еще одно важное отличие — увеличенный срок предоставления документов. Если для обычных налогоплательщиков он составляет 10 дней, то для консолидированной группы — 20 дней с момента получения требования. При необходимости к этому периоду разрешено добавить еще 10 дней.

По окончании выездной ревизии проверяющие составят акт и вручат его ответственному участнику, а он в свою очередь сообщит о нем остальным организациям.

Помимо этого, ответственный участник обязан известить все другие компании о времени и месте рассмотрения материалов ревизии.

Но здесь есть одно исключение: если инспекторы планируют оштрафовать кого-то из участников, то известить такую организацию они обязаны сами.

Штрафы для участников группы

В решении по итогам выездной проверки сотрудники ИФНС вправе применить к любому участнику группы те же санкции, что и к обычным налогоплательщикам.

При этом оговорено, что ответственный участник не несет ответственности, если он недоплатил налог из-за того, что другой участник дал ему неверную информацию.

А предоставление неправильных сведений в свою очередь грозит штрафом в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога (при умышленном деянии — 40 процентов).

Каждый участник, привлеченный к ответственности, вправе обжаловать решение по проверке в арбитражном суде. О начале процесса он обязан сообщить другим компаниям, входящим в группу.

Недоимка и переплата по налогу на прибыль консолидированной группы

В случае возникновения недоимки по налогу на прибыль консолидированной группы ИФНС выставит требование об уплате на имя ответственного участника.

По истечении срока, указанного в требовании (но не позднее 6 месяцев) инспекция может вынести решение о взыскании долга за счет денежных средств.

Сначала спишут деньги со счетов ответственного участника, а если их недостаточно, то очередь дойдет и до остальных компаний. Причем их последовательность налоговики будут устанавливать сами.

В аналогичном порядке ревизоры будут взыскивать недоимку за счет имущества организаций-участников.

Если же группа перечислила излишнюю сумму налога на прибыль, то переплата подлежит зачету или возврату на общих основаниях. При возврате деньги поступят из бюджета на счет ответственного участника при условии, что у него нет задолженностей по другим налогам, пеням и штрафам.

Переходные положения

При создании консолидированной группы в 2012 году нужно придерживаться специальных правил, предусмотренных комментируемым законом.

Так, документы, необходимые для регистрации группы, нужно предоставить в ИФНС не позднее 31 марта 2012 года.

В случае успешной регистрации датой начала деятельности группы будет считаться 1 января 2012 года. Другими словами, консолидированная группа будет создана задним числом. При этом в случае несвоевременной уплаты налога на прибыль и авансовых платежей инспекторы начислят пени не с января, а с даты регистрации группы.

Основания и даты прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков

ОснованиеДата прекращения
Окончание срока действия договора о создании группы 1 января следующего года
Расторжение договора по соглашению сторон 1 января следующего года
Вступление в силу судебного решения о признания договора о создании группы недействительным 1-го числа отчетного периода, в котором вступило в силу решение суда
Непредоставление в ИФНС соглашения об изменении договора о создании группы при выходе участника, нарушившего условия 1 января года, в котором произошло нарушение
Возбуждение в отношении ответственного участника производства по делу о банкротстве 1 января года, в котором возбуждено производство
Несоответствие ответственного участника требованиям, предъявляемым к участникам группы С 1 января года, в котором началось несоответствие
Уклонение от внесения в договор о создании группы обязательных изменений (при ликвидации участников и нарушении ими прочих условий) 1 января следующего года
Читайте также:  Учет денежных переводов в пути

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/comments/2011/12/5545

Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН), что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Традиционно каждая организация несет бремя ответственности по собственным налоговым обязательствам, связанным с этим расчетам налоговой базы и подготовкой отчетности самостоятельно.

Но если речь идет о компании, работающей на ОСН, то есть о плательщике налога на прибыль, законодательство предлагает определенную альтернативу, позволяющую, во-первых, некоторым образом избавиться от персональной обязанности по расчету и уплате налога, а во-вторых, снизить сами налоговые отчисления. Это возможно в рамках работы консолидированной группы налогоплательщиков.

Что такое консолидированная группа налогоплательщиков

Консолидированная группа налогоплательщиков или КГН – это добровольное объединение нескольких организаций, в рамках которого налог на прибыль рассчитывается с совокупной налоговой базы.

При ее определении учитываются доходы и расходы всех входящих в группу организаций.

Поскольку убытки в рамках КГН также учитываются по всем участникам в целом, это позволяет в конечном счете значительно уменьшить общую сумму налога на прибыль.

Порядок работы организаций в рамках консолидированной группы налогоплательщиков определен в главе 3.1 Налогового кодекса. Так, создание КГН несколькими организациями предполагает выполнение следующих условий:

  • одна из организаций создаваемой КГН непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций группы, причем ее доля в каждой из них должна составлять минимум 90%, а данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора о создании КГН;
  • в году, предшествующем созданию КГН, все организации, которые планируют таким образом объединиться, должны уплатить не менее 10 млрд рублей НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ. В данный расчет не включаются налоги, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности, то есть уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу;
  • в тот же год суммарный объем выручки от продажи товаров, работ и услуг по всем организациям должен составить не менее 100 млрд рублей согласно данным бухгалтерской отчетности;
  • совокупная балансовая стоимость активов всех входящих в группу организаций по состоянию на 31 декабря предшествующего года не должна быть ниже 300 млрд рублей.

Кроме того статьей 25.2 Налогового кодекса определены, условно говоря, индивидуальные условия вступления в консолидированную группу налогоплательщиков.

Так, организация, планирующая присоединиться к КГН, не должна находиться в процессе реорганизации или ликвидации, в ее отношении не должно быть производств по делу о несостоятельности (банкротстве), а размер ее чистых активов должен превышать размер уставного капитала.

В то же время не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков резиденты особых экономических зон, компании-спецрежимники, то есть не уплачивающие налог на прибыль, а также фирмы, рассчитывающие этот налог по нулевой ставке (например, образовательные или медицинские учреждения), плательщики налога на игорный бизнес, клиринговые организации и участники сторонней КГН. Кроме того, банки, страховые организации, НПФ и профессиональные участники рынка ценных бумаг не могут образовывать такую группу с организациями, занимающимися прочими видами бизнеса. То есть для таких компаний КГН возможна только в союзе с себе подобными, в рамках конкретного направления деятельности.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков заключается минимум на два года. В нем назначается ответственный участник КГН, который будет осуществлять расчеты с бюджетом в целом по группе, также приводятся реквизиты всех участников договора, перечисляются полномочия, которые прочие организации передают в ведение ответственного участника.

Данное соглашение необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции.

Для этого в срок до 30 октября года перед началом работы в рамках КГН ответственный участник группы подает в налоговый орган заявление о регистрации договора, подписанное всеми входящими в группу организациями, два экземпляра договора о создании КГН, документы о полномочиях лиц, подписавших договор, а также бумаги, подтверждающие выполнение участниками условий вступления и нахождения в группе. Документы подаются в ИФНС по месту регистрации ответственного участника КГН, если только он не относится к категории крупнейших налогоплательщиков. В этом случае предоставить пакет бумаг нужно в ИФНС по месту учета данной организации — ответственного участника КГН в качестве крупнейшего налогоплательщика. Если все условия соблюдены, то ИФНС зарегистрирует договор в течение месяца, и работа в рамках вновь созданной группы будет возможна, начиная с 1 января очередного отчетного года.

В случае, если меняется количество участников группы, то есть в КГН вступает новая компания или одна из организаций принимает решение ликвидироваться, то договор о создании консолидированной группы требует внесения соответствующих изменений. Поправки с необходимостью их регистрации в ИФНС вносятся и в случае продления срока действия договора о таком сотрудничестве.

Каждый участник консолидированной группы налогоплательщиков ведет учет собственных доходов и расходов самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, а также ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Данные фиксируются в бухгалтерском учете по всем стандартным правилам отражения операций, но на отдельном счете 78 «Расчеты с участниками консолидированной группы налогоплательщиков».

Далее информацию по данным бухгалтерского учета, а также налоговых регистров все прочие организации, входящие в состав КГН, передают ответственному участнику. Сроки для передачи данной информации, кстати говоря, также четко определяются договором о создании КГН.

Именно на ответственного участника группы ложится задача определения налоговой базы и суммы налога за отчетный или налоговый период.

Консолидированная налоговая база по налогу на прибыль по всем организациям в составе группы рассчитывается, как арифметическая сумма доходов, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех участников КГН.

Отрицательная разница, если она возникла, признается общим убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

Декларацию по налогу на прибыль в целом по всем организациям также подает ответственный участник КГН. Отчет предоставляется в ту ИФНС, в которой был зарегистрирован договор о создании консолидированной группы.

Впрочем, тут есть и исключение: если отдельная организация в составе КГН получает доходы, не входящие в совокупную налоговую базу группы, например дивиденды от участия в уставном капитале сторонней компании, то по этим доходам она обязана отчитаться самостоятельно (п. 7 ст. 289 НК РФ).

Как видите, работа в составе консолидированной группы налогоплательщиков, хоть и требует определенных подготовительных и регистрационных действий в начале, потом способна в немалой степени облегчить задачи ведения учета и подачи отчетности, и, что главное, снизить общие налоговые отчисления в бюджет. Еще одним немаловажным преимуществом КГН является то, что сделки, заключенные между ее участниками, в большинстве случаев не являются предметом контроля над трансфертным образованием, несмотря на наличие фактора взаимозависимости по владению долей в УК среди организаций, входящих в группу. Тем не менее, нужно отметить, что довольно высокие лимиты по требованиям вступления в КГН делают возможной работу в рамках такой группы скорее только лишь для представителей крупного бизнеса, но, к сожалению, не для малых предприятий.

Источник: http://mari-a.ru/v-pomoshh-predprinimatelyu/konsolidirovannaya-gruppa-nalogoplatelshhikov-kgn-chto-takoe-konsolidirovannaya-gruppa-nalogoplatelshhikov

Как создать консолидированную группу налогоплательщиков — НалогОбзор.Инфо

Консолидированная группа налогоплательщиков создается организациями (участниками) добровольно на основании соответствующего договора (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).

Цель ее создания – объединение налоговой базы по налогу на прибыль взаимозависимых (по признаку участия в уставном капитале) организаций и переход на централизованную уплату этого налога с учетом доли прибыли каждого участника консолидированной группы.

Кроме того, сделки между участниками консолидированной группы (кроме сделок с плательщиками НДПИ по процентным ставкам) не признаются контролируемыми, а следовательно, участники группы избегают рисков пересчета налоговых обязательств из-за несоответствия применяемых договорных цен рыночному уровню.

До 2018 года консолидированные группы налогоплательщиков создаются на срок не менее двух лет (п. 7 ст. 25.2 НК РФ). При этом самостоятельное юридическое лицо не образуется. Начиная с 2018 года минимальный срок, на который может быть создана консолидированная группа, составит пять лет (п. 3 ст. 4 Закона от 28 ноября 2015 г. № 325-ФЗ).

Для созданной консолидированной группы налоговым законодательством предусмотрен ряд особенностей в части:

  • расчета, уплаты налога на прибыль и предоставления налоговой декларации;
  • зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм налога;
  • проведения камеральных (выездных) налоговых проверок;

Условия создания группы

По общему правилу консолидированную группу налогоплательщиков могут создавать российские организации, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

  • одна организация прямо и (или) косвенно участвует в других организациях. При этом доля участия в каждой из этих организаций составляет 90 и более процентов (выполнение этого условия должно быть подтверждено выписками из ЕГРЮЛ (реестров акционеров), копиями учредительных документов, расчетами доли непосредственного и (или) косвенного участия);
  • организации не находятся в процессе ликвидации или реорганизации (должно быть подтверждено выписками из ЕГРЮЛ);
  • в отношении каждой из организаций не открыто дело по банкротству (должно быть подтверждено справками, составленными организациями самостоятельно);
  • размер чистых активов каждой из организаций по данным последней бухгалтерской отчетности превышает размер ее уставного (складочного) капитала (должно быть подтверждено справками, составленными организациями самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности);
  • сумма НДС и акцизов (без учета уплаченных на таможне), а также налога на прибыль и НДПИ, которые уплачены за предыдущий календарный год, в совокупности по всей группе организаций составляет не менее 10 млрд руб.;
  • суммарный объем выручки от продаж и прочих доходов по всей группе организаций за предыдущий календарный год по данным бухгалтерской отчетности составляет не менее 100 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов всей группы организаций на 31 декабря предыдущего года по данным бухгалтерской отчетности составляет не менее 300 млрд руб.

Все перечисленные требования должны выполняться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы.

Если группа уже создана и к ней присоединяется новая организация, такая организация должна удовлетворять перечисленным требованиям на дату своего присоединения.

Документы, подтверждающие выполнение условий, необходимых для создания группы, должны быть актуальными: составленными не более чем за месяц до их подачи в налоговую инспекцию.

Такие правила предусмотрены пунктами 1, 2, 3, 4, 5 и 7 статьи 25.2 Налогового кодекса РФ. Дополнительные разъяснения к этим правилам приведены в письме Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 03-03-10/120.

Запрет на вхождение в группу

Участниками консолидированной группы налогоплательщиков не могут быть:

  • резиденты особых экономических зон;
  • организации, применяющие специальные налоговые режимы;
  • банки (кроме случаев, когда вся консолидированная группа состоит из банков);
  • страховые организации (кроме случаев, когда вся консолидированная группа состоит из страховых организаций);
  • негосударственные пенсионные фонды (кроме случаев, когда вся консолидированная группа состоит из негосударственных пенсионных фондов);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (кроме случаев, когда вся консолидированная группа состоит из профессиональных участников рынка ценных бумаг);
  • организации, которые являются участниками другой консолидированной группы налогоплательщиков;
  • организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль либо использующие освобождение от него;
  • организации, которые занимаются образовательной и (или) медицинской деятельностью и применяют ставку налога на прибыль 0 процентов;
  • организации, которые платят налог на игорный бизнес;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации, являющиеся участниками свободной экономической зоны.

Такие правила установлены пунктом 6 статьи 25.2 Налогового кодекса РФ.

Читайте также:  Образец благодарственного письма клиенту за покупку

Договор о создании группы

Чтобы зарегистрировать консолидированную группу налогоплательщиков, необходимо:

  • заключить между участниками группы соответствующий договор;
  • выбрать ответственного участника;
  • зарегистрировать договор в налоговой инспекции по местонахождению ответственного участника.

Внимание: консолидированные группы налогоплательщиков, созданные в 2014–2015 годах, будут действовать только с 1 января 2018 года. Договоры, зарегистрированные в этот период, считаются незарегистрированными.

Если в 2014–2015 годах организации заключили договор о создании консолидированной группы и зарегистрировали его в налоговой инспекции, то платить налог на прибыль через ответственного участника они смогут только начиная с 2018 года. До этого налог придется платить по общим правилам.

Заморожено и расширение ранее созданных консолидированных групп. Зарегистрированные в 2014–2015 годах изменения, связанные с присоединением к группам новых участников, тоже вступят в силу с 2018 года.

Исключение сделано лишь для новых участников, которые присоединяются к группе в результате реорганизации.

В этих случаях группа сможет функционировать в расширенном составе с 1 января года, следующего за годом присоединения.

Такие правила установлены статьей 3 Закона от 28 ноября 2015 г. № 325-ФЗ.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков должен содержать следующие обязательные условия:

  • перечень и реквизиты организаций-участников;
  • наименование организации – ответственного участника;
  • перечень полномочий, передаваемых ответственному участнику остальными участниками группы;
  • порядок и сроки исполнения обязанностей (осуществления прав), которые закрепляются за ответственным и остальными участниками группы в дополнение к законодательно установленным, а также ответственность за неисполнение договорных обязанностей. Например, порядок и сроки представления участниками группы ответственному участнику данных налогового учета и налоговых регистров для формирования совокупной налоговой базы, а также порядок и сроки представления ответственным участником группы сведений, необходимых для расчета налога на прибыль другим участникам (при их выходе из группы или при прекращении деятельности группы);
  • срок, на который создается консолидированная группа (в целых годах, но не менее двух лет), либо указание на бессрочность договора;
  • показатели для формирования налоговой базы по налогу на прибыль (с учетом особенностей, поименованных в ст. 288 НК РФ). Эти показатели нельзя менять в течение всего срока действия договора;
  • порядок приобретения права регрессного требования участников группы к ответственному участнику, а также размер такого требования (на основании п. 6 ст. 25.5 НК РФ);
  • способ начисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регулируется нормами как налогового, так и гражданского законодательства (в части, не урегулированной налоговым законодательством). Если договор содержит незаконные положения, они могут быть обжалованы в судебном порядке любым участником группы или налоговой инспекцией.

Это следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 25.3 Налогового кодекса РФ. Состав условий, которые нужно включать в договоры о создании консолидированной группы, разъяснен в письме ФНС России от 29 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/22492.

Регистрация договора

Регистрацию договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков организует ответственный участник группы.

Необходимые документы он должен представить (лично или по почте) в налоговую инспекцию по месту своего учета.

Если ответственный участник является крупнейшим налогоплательщиком, договор регистрируется по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Это следует из положений пунктов 1 и 5 статьи 25.3 Налогового кодекса РФ.

Ответственный участник должен представить в инспекцию следующие документы:

  • договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков (в двух экземплярах);
  • документы, которые подтверждают полномочия лиц, подписавших договор;
  • заявление о регистрации договора, подписанное всеми участниками создаваемой группы;
  • документы, подтверждающие, что участники группы соответствуют установленным требованиям (состав подтверждающих документов приведен в письме ФНС России от 29 декабря 2011 г. № АС-4-3/22569);

Представить перечисленные документы ответственный участник должен не позднее 30 октября года, предшествующего тому, начиная с которого налог на прибыль будет рассчитываться в целом по консолидированной группе.

В течение одного месяца с даты приема документов налоговая инспекции должна:

  • либо зарегистрировать договор и в течение пяти рабочих дней сообщить об этом налоговым инспекциям по месту учета остальных участников консолидированной группы (и их обособленных подразделений), а ответственному участнику направить договор с отметкой о регистрации;
  • либо принять мотивированное решение об отказе в регистрации договора и в течение пяти рабочих дней отправить копию решения ответственному участнику. Закрытый перечень оснований для отказа в регистрации договора приведен в пункте 11 статьи 25.3 Налогового кодекса РФ.

Если в ходе проверки документов налоговая инспекция обнаружит устранимые ошибки, ответственный участник получит уведомление с предложением их исправить. Устранить ошибки нужно в течение одного месяца с даты приема документов на регистрацию договора.

Консолидированная группа считается созданной с 1 января года, следующего за тем, в котором договор о ее создании был зарегистрирован (п. 10 ст. 25.3 НК РФ).

Если ответственный участник получил решение об отказе в регистрации договора, он вправе:

  • либо обжаловать его в общем порядке с учетом положений статей 137–142 Налогового кодекса РФ;
  • либо повторно представить документы на регистрацию.

Это следует из пунктов 6–9, 12–14 статьи 25.3 Налогового кодекса РФ и письма ФНС России от 29 декабря 2011 г. № АС-4-3/22569.

Прекращение договора

Действие договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков может быть прекращено по решению участников группы (добровольно) или в принудительном порядке.

Условия прекращения действия договора представлены в таблице.

Изменения договора

В зарегистрированный договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков можно вносить изменения. Причем в ряде случаев это необходимо делать в обязательном порядке.

Изменения в договор вносятся в два этапа:

  • сначала со всеми участниками группы (включая выбывающих и присоединяющихся участников) заключается соглашение об изменении договора (либо принимается решение о продлении срока действия договора, если изменения касаются только этого);

Об этом сказано в пунктах 1–4 статьи 25.4 Налогового кодекса РФ.

Регистрация изменений

Для регистрации изменений (продления срока действия) договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник должен подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • уведомление о внесении изменений в договор;
  • соглашение о внесении изменений (в двух экземплярах), а если договор продлевается – решение о продлении срока действия договора (в двух экземплярах);
  • документы, которые подтверждают полномочия лиц, подписавших от участников соглашение;

Подавать на регистрацию соглашение об изменении договора (решение о продлении срока действия договора) нужно в строго установленные сроки, а именно:

  • если к группе присоединяется новый участник (кроме случаев, когда он образовался при реорганизации старого участника) – не позднее 30 ноября года принятия решения о присоединении;
  • если договор продлевается – не позднее одного месяца до истечения срока действия договора;
  • если договор изменяется по иным обстоятельствам – не позднее одного месяца с даты возникновения таких обстоятельств.

В течение 10 дней с даты приема документов налоговая инспекции должна:

  • либо зарегистрировать изменения, а ответственному участнику направить соглашение об изменении договора (решение о продлении срока действия договора) с отметкой о регистрации;
  • либо отказать в регистрации изменений (закрытый перечень оснований для отказа поименован в п. 7 ст. 25.4 НК РФ).

Такой порядок установлен пунктами 4, 5 и 6 статьи 25.4 Налогового кодекса РФ.

Вступление изменений в силу

Сроки вступления в силу изменений к договору о создании консолидированной группы налогоплательщиков представлены в таблице.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/kak_sozdat_konsolidirovannuju_gruppu_nalogoplatelshhikov/34-1-0-2837

Консолидированная группа налогоплательщиков

В частности, одно из последних исключений, наряду с такими традиционными как налоговые агенты (которые участвуют в исполнении налоговой обязанности вместо налогоплательщика, замещая своими действиями и волей действия и волю налогоплательщика за счет имущества последнего), можно упомянуть консолидированную группу налогоплательщиков.

Это такая конструкция, консолидированная группа налогоплательщиков, которая предусмотрена НК РФ в обоих частях.

В двух словах, это особый порядок уплаты налога на прибыль, при котором налог исчисляется (причем также исчисляется и налоговая база) и уплачивается не индивидуально каждым налоговым плательщиком, т.е.

не самостоятельно с позиции принципа самостоятельности, а в целом по группе налогоплательщиков, которые заключили об этом договор «о создании консолидированной группы налогоплательщиков». Опять же, это вкрапление диспозитивности в лице договорного начала в НП.

Самостоятельные налогоплательщики, юридические лица, могут объединиться, заключить договор между собой (публичный субъект здесь не участвует!).

Интересна правовая природа этого договора, что это: договор простого товарищества, какой-либо иной или вообще публичный договор (как считает Минфин РФ, согласно точке зрения которого в данном случае речь идет не о частно-правовом договоре, а о публично-правовом, где отсутствует властный субъект)? Этот договор предполагает, что налоговая база по налогу на прибыль исчисляется в целом по этой группе и уплачивается уполномоченным лицом, участником этой консолидированной группы налогоплательщиков.

Для чего такая конструкция вводится, зачем дается налогоплательщикам право заключить такой договор? Связано это с экономикой, с принципом экономического основания налога, о котором мы уже говорили.

Дело в том, что с правовой т.з. каждый из этих налогоплательщиков, юридических лиц формально самостоятельная фигура. Но, по сути, речь идет о налогоплательщиках, которые находятся между собой в тесной экономической связи.

В чем выражается эта связь?

Она выражается в том, что более 90% акций или долей в уставном капитале каждого из участников принадлежит одному лицу (прямо или косвенно). Т.е. интеграция здесь очень тесная.

По сути, речь идет о вертикально интегрированных холдингах, которые формально состоят из множества юр лиц, каждое из которых занимается какой-то деятельностью на определенной территории или в определенной сфере деятельности, но, по сути, это один хозяйствующий субъект, у которого один владелец.

Возникает вопрос: а если, предположим, у одного из этих участников образуется прибыль (возьмем шире – доход). Почему образуется доход? Допустим, потому, что это подразделение, которое занимается продажами, продает, например, автомобили или металл. А у другого участника этой же группы постоянно возникают убытки.

Почему? Потому что это добывающая, производящая компания, у которой естественно много затрат и мало доходов. С т.з. формального подхода, каждый должен самостоятельно определять свою налоговую базу. Тот, у которого продажи и большая прибыль, он должен только свою прибыль определить. А тот, у которого большие затраты – у нее не будет прибыли, только убыток.

Но сложить свои доходы и убытки они не могут формально до тех пор, пока мы не дадим им право формировать, определять налоговую базу в целом по этой группе.

Когда мы им скажем, пожалуйста, можете складывать свои доходы, расходы и убытки в целом, как будто бы вы единый налогоплательщик, хотя закон конечно не называет их единым налогоплательщиком, каждый из них сохраняет свою независимость, самостоятельность как налогоплательщик, но дается им право объединять, сальдировать, складывать доходы, расходы и убытки в целом по группе и определять итоговую, результирующую налоговую обязанность, какая она будет с учетом всех доходов и всех убытков по группе.

Конечно, для налогоплательщика это большое преимущество, большая уступка со стороны публичного субъекта, потому что здесь перед налогоплательщиком открываются довольно серьезные перспективы и возможности по налоговому планированию и сокращению своих налоговых платежей.

Почему? Потому, что налогоплательщики в данном случае уплачивают единый налог на прибыль. Но где? Там, где зарегистрирован уполномоченный их участник (или ответственный участник). Т.е.

эта консолидированная группа выбирает себе и в договоре определяет, кто из участников будет исполнять обязанность по всем. Причем мы говорим о том, что речь идет об изъятии из принципа самостоятельного исполнения налоговой обязанности. Т.е.

не каждый в отдельности, а за них в целом ответственный участник исполняет обязанность и по исчислению и по уплате налога на прибыль. И исполняет он эту свою обязанность по месту своей регистрации (в том субъекте РФ, где он зарегистрирован).

А дальше уже возникают любопытные модели поведения. Потому что вы можете выбрать ответственным участником, скажем, лицо, которое находится в Мск, СПб, где высокие ставки налога на прибыль. Ведь региональная составляющая – это 18%, а федеральная составляющая – это 2%.

Читайте также:  Журнал регистрации актов. образец, бланк 2018

Поэтому региональная составляющая ставки налога на прибыль может быть понижена. Это может быть до 13,5 % пониженная ставка.

Если вы выбираете ответственным участником того, кто зарегистрирован в субъекте РФ, где 13,5%, то вы уводите всю налоговую базу и все платежи в этот регион.

Помимо налогового планирования со стороны налогоплательщиков, появился феномен налоговой конкуренции между регионами, где каждый регион пытался завлечь к себе консолидированные группы.

В свое время в СПб переехали Газпром-Нефть, некоторые крупнейшие банки, Трансаэро (который ныне не летает, но дело о банкротстве ведется в Санкт-Петербурге), хотя деятельность введется по всей России, но с введением в действие механизма консолидированной группы это утратило свою актуальность, поскольку не важно, где зарегистрированы разные офисы, важно, какой из участников группы назначен ответственным участников и где он зарегистрирован. Он может быть зарегистрирован в Тюмени, на Кавказе, где угодно, и там платить налог на прибыль по всей консолидированной группе

В связи с этим законодатель сейчас приостановил действие норм о консолидированной группе налогоплательщиков в том смысле, что новые группы создаваться не будут.

Те, кто успели в этот промежуток в 2 года, те зарегистрировали свои договоры и создали эти консолидированные группы.

Этот механизм установлен только для крупнейших налогоплательщиков и является исключением из принципа самостоятельного исполнения.

Есть целый ряд других таких исключений. Так, в законе о банкротстве появилась норма, которая позволяет учредителям, участникам юр лицам и любым 3-м лицам при процедурах банкротства погасить задолженность по обязательным платежам (налоговым),т.е.

заплатить в том числе налоги, пени, штрафы организации должника и прекратить таким образом процедуру банкротства. Это тоже возможность для 3-х лиц участвовать в исполнении налоговой обязанности, т.е.

за него и даже помимо его воли 3-и лица могут погасить налоговую задолженность, что прямо предусмотрено законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Или, скажем в УК (причем здесь УК? Он всегда причем) также есть норма о том, что если лицо привлекается к уголовной ответственности, в том числе за неуплату налога с организации, ну а привлекается естественно физическое лицо – руководитель или лицо, фактически исполнявшее его обязанности, так вот, это лицо может самостоятельно погасить задолженность перед бюджетной системой и если совершает это преступление впервые, то может избежать уголовной ответственности.

Это что? Это тоже случай, когда физическое лицо может погасить налоговоую задолженность за организацию. Это подтверждено и в Постановлении Пленума РФ ВС по применению ст.198 УК РФ.

Это были примеры отступления законодателя от принципа самостоятельности, но все-таки надо помнить, что, как правило, исполняет налоговую обязанность сам налогоплательщик, он не может переложить эту обязанность, о налогах не договариваются (формула эта известна с древних времен), поэтому переложить, уступить свою налоговую обязанность, делегировать ее на 3-е лицо вне процедур, предусмотренных НК РФ нельзя. Об этом говорит не только НК РФ, но и Определение КС №41-О от 2004 г., которое было посвящено выявлению содержания принципа самостоятельности исполнения налоговой обязанности.

Также в рамках этого вопроса надо коснуться проблемы момента исполнения налоговой обязанности налогоплательщиком. В какой момент обязанность налогоплательщика считается исполненной и, таким образом, налогоплательщик выбывает из налогового обязательства? Всю предысторию вопроса раскрывать не будем.

Но проблема здесь связана с тем, что в налоговом обязательстве помимо двух субъектов (государство и налогоплательщик) участвуют 3-и лица. Как правило, банк участвует в исполнении этого обязательства. А может еще налоговый агент участвовать.

В данном случае удлиняется цепочка между налогоплательщиком и бюджетной системой, у нас появляется налоговый агент, который исчисляет, удерживает, а потом перечисляет; банк, поскольку, по общему правилу (а для организаций это единственное правило), налоги уплачиваются в безналичной форме, только физ. лица могут в наличной форме уплачивать налоги.

Значит, появляется фигура банка и те риски, которые связаны с банковской системой с не перечислением в бюджетную систему сумм налогов, которые налогоплательщик со своего счета перечислил, но до бюджетной системы они не дошли. Все мы понимаем эту ситуацию. Тут надо напомнить Постановление КС от 1998 г.по применению ст.

11 закона «Об основах налоговой системы», где применительно к тому закону было установлено, что в отличие от ГП регулирования в данном случае кредитор, государство может предъявлять непосредственные требования к банку по перечислению соответствующих налоговых платежей.

Эти полномочия предусмотрены налоговым законодательством, они действительно НК РФ подробно урегулированы, т.е.

в отличие от гражданско-правового обязательства, где кредитор, до которого деньги не дошли, не может прямо банку предъявлять свои требования, то здесь иная ситуация, где государство может такие требования предъявлять банкам и, в этой связи, налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность с момента списания денежных средств с его расчетного счета. В этот момент из его собственности выбывает то имущество, которое составляет сумму налога и, соответственно, повторно взыскивать с него, с налогоплательщика, эту сумму нельзя. А государство в данном случае уже должно урегулировать свои отношения непосредственно с банками.

Эта позиция о распределении рисков между налогоплательщиком, банком и государство конкретизирована в ст.45 НК – обязанность считается исполненной с момента представления налогоплательщиком соответствующего поручения при наличии достаточного денежного остатка и при условии правильного указания того счета, которому эта сумма предназначается. Это важный момент.

Надо сразу оговориться, учитывая то, что сейчас в соответствии с бюджетным законодательством предусмотрена казначейская система обслуживания исполнения бюджета. Мы помним, что ФК обслуживает все три уровня бюджетной системы.

Соответственно, все налоговые платежи перечисляются на счета ФК, не на счета налоговых органов, а на счета бюджетов всех уровней, которыми оперирует ФК, поэтому НК в действующей редакции везде говорит не о конкретном бюджете, а о бюджетной системе, о том, что налоговые платежи уплачиваются в бюджетную системы, потому что механизм уплаты налогов и формирования доходов бюджетов предполагает, что эти доходы зачисляются вначале на так называемые транзитные, распределительные счета казначейства как в бюджетную систему в целом.

А затем, на основании всех данных, которые представил налогоплательщик или администратор доходов (либо тот либо другой) казначейство производит перераспределение этих доходов между соответствующими бюджетами. Т.е. вначале на распределительный, на транзитный счет, а потом оттуда по соответствующим документам происходит распределение.

Здесь возможны различные ошибки, точнее две группы ошибок:

1. Первая группа ошибок — теошибки, которые повлекли непоступление денежных средств на бюджетный счет. Т.е. когда вообще до казначейства эти деньги не дошли по вине налогоплательщика ввиду какой-то ошибки. Какие это ошибки? Неправильно вообще указан номер счета, неправильно указан банк, где этот счет находится.

Такие ошибки приводит к тому, что денежные средства не дойдут до бюджетной системы, когда неправильно счет получателя указан, неправильно указан банк получателя, да и в обычной ситуации с коммерческими расчетами такой платеж просто не дойдет до получателя никогда. Соответственно, в данном случае налог не считается уплаченным и у налогоплательщика будет недоимка, пени и прочее. Т.е.

здесь мы видим со стороны налогоплательщика задолженность.

2. Вторая группа ошибок — это ошибки, которые не повлекли незачисление денежных средств на бюджетный счет. Это ошибки в указании назначения платежа – вид налога неправильно указан, период, за который уплачивается налог, КБК неправильно указан, т.е. различные ошибки, которые могут быть устранены без собственно денежных расчетов между налогоплательщиком и бюджетной системой.

Т.е.

деньги в бюджетную систему поступили, а дальше они ввиду этих ошибок либо были неправильно распределены внутри бюджетной системы, поскольку налогоплательщик там неправильно указал, что это НДФЛ или налог на прибыль, а надо было указать НДС, и в результате все деньги ушли в федеральный бюджет, а должны были быть распределены между федеральным и региональным бюджетом. В этом случае нет необходимости возвращать деньги налогоплательщику, а потом от него же требовать обратное, только по другим реквизитам.

Здесь можно перераспределить денежные средства внутри самой бюджетной системы посредством казначейской системы, но само казначейство не может это сделать. Казначейству, как кассиру, необходимо соответствующее указание, которое ему дает уже администратор доходов, т.е. налоговый орган.

Соответственно, это уточнение платежа может быть произведено на основании решения налогового органа, а налоговый орган, в свою очередь, уточнить такой платеж может только по воле налогоплательщика, который совершил эту ошибку и который должен ее исправить.

Поэтому процедура уточнения предполагает, что налогоплательщик обращается с заявлением в налоговый орган, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и, соответственно, направляет его в казначейство и, в этом случае, в отличие от первой группы ошибок, у налогоплательщика не образуется задолженность, т.е.

считается, что он исполнил свою обязанность надлежащим образом, ведь, действительно, налог в данном случае поступил в бюджетную систему и оттуда не выбывал. Поэтому ущерба для бюджетной системы в целом, если мы рассматриваем ее совокупно, такого ущерба нет.

Поэтому в данном случае при перерасчете производится также списание тех пени, которые были условно начислены. Т.е.

налоговый орган мог исчислить эту сумму как недоимку, ведь она не поступила в надлежащий бюджет, и начислять пени.

С учетом этого уточнения начисленные пени должны быть списаны, поскольку это уточнение носит ретроспективный характер, т.е. с момента фактического перечисления платежа.

Кроме того, перечисление денежных средств налогоплательщиком это не единственный способ исполнения налоговой обязанности, надо лишь кратко сказать, что налоговая обязанность может быть исполнена и другими способами, в частности, при участии налогового агента, и в случае с налоговым агентом обязанность налогоплательщика считается исполненной в какой момент? Ведь что делает налогоплательщик в этой ситуации? В чем состоит обязанность налогоплательщика при ее исполнении через агента? Что должен сделать налогоплательщик? Ничего. Т.е. его обязанность состоит в пассивном воздержании от каких-то действий. Он просто не получает или недополучает денежные средства, причитающиеся ему по каким-то гражданско-правовым, трудо-правовым основаниям. В данном случае он неактивный участник, он воздерживается от соответствующих действий, активным участником является налоговый агент, поэтому для налогоплательщика обязанность считается исполненной в момент удержания суммы налога.

Но тут возвращаемся к проблеме, которую мы обсуждали с М.В.

Кустовой: а как быть, если агент противоправно не удержал сумму и выплатил доход налогоплательщику в полном объеме без удержания? Выходит, что налогоплательщик в этом случае не освобождается от этой обязанности,у него же соответствующая сумма не удержана, поэтому законодатель прямо, косвенно, непоследовательно требует уже от налогоплательщика активного поведения ввиду ошибки, которую допустил налоговый агент и, скажем, по налогу НДФЛ и по доходу на прибыль эта неудержанная сумма налога должна быть уже самостоятельно уплачена самим налогоплательщиком.

Это что касается исполнения налогоплательщиком обязанности самостоятельно. Но, как мы понимаем, обязанность по уплате налога не всегда исполняется надлежащим образом и, соответственно, наряду с исполнением обязанности налогоплательщиком самостоятельно, предусматривается механизм принудительного исполнения налоговой обязанности.

Источник: https://cyberpedia.su/15xfd90.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector