Урегулирование и разрешение налоговых споров

Особенности разрешения налоговых споров

Разрешение налоговых споров представляет собой законодательно установленный механизм урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с оплатой налогов, сборов и иных платежей. Об особенностях решения споров в сфере налогообложения пойдет речь в этой статье. 

Налоговые споры: стороны, предмет и виды

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Особенности рассмотрения налоговых споров: досудебный механизм

Обжалование действий и актов налоговых органов

Решение налоговых споров в суде

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

Ключевые моменты при разрешении налоговых споров

Налоговые споры: стороны, предмет и виды

Согласно ст. 9 НК РФ, в налоговых взаимоотношениях участвуют:

  • налогоплательщики — предприятия и граждане;
  • налоговые агенты — организации и граждане, признаваемые таковыми в соответствии с законодательными требованиями;
  • налоговые органы;
  • таможенные органы.

Соответственно, указанные субъекты и будут являться сторонами налоговых конфликтов.

При этом, исходя из особенностей налоговых правоотношений, как они определяются нормами действующего законодательства, спорные ситуации в области налогообложения могут возникать только между частными лицами (налогоплательщиками) с одной стороны и публичными субъектами (налоговыми и таможенными службами) с другой стороны.

Предметом налоговых конфликтов и разбирательств можно назвать всякие несогласия по вопросам применения норм фискального законодательства, осуществления прав и исполнения обязательств в указанной области. В зависимости от различных критериев можно выделить следующие виды налоговых конфликтов:

  1. Исходя из предмета:
    • дискуссии правового характера;
    • конфликты по процедурам;
    • споры о фактах.
  2. По инициатору разбирательства — споры, начатые:
    • плательщиком налоговых сборов;
    • налоговым органом;
    • таможенным органом.
  3. Исходя из механизма разрешения налогового спора:
    • в досудебном порядке;
    • в суде.

Зачастую один и тот же налоговый спор содержит в себе признаки нескольких видов конфликтов. 

Законодательство, применяемое при фискальных разбирательствах

Основной нормативной документацией, используемой при решении налоговых разногласий, является Налоговый кодекс РФ. Кроме этого документа широко применяются:

  • Гражданский кодекс;
  • Гражданский процессуальный кодекс;
  • Кодекс об административных правонарушениях;
  • Кодекс административного судопроизводства;
  • иные законодательные акты.

При решении разногласий в области налогообложения также используется ряд ведомственных нормативных документов и обобщенная судебная практика. Среди них:

  • Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов РФ на 2013–2018 годы, утв. приказом ФНС России от 13.02.2013 № ММВ-7-9/78@;

Источник: https://nsovetnik.ru/nalogovye-pravonarusheniya/osobennosti_razresheniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное разрешение налоговых споров

02 сентября 2009

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Первая практика, касающаяся обязательной процедуры досудебного разрешения налоговых споров

Речкин Роман Валерьевич
Старший партнер

Процедура досудебного разрешения налоговых споров фактически состоит из трех стадий:

  1. Досудебное разрешение спора в налоговом органе, в котором зарегистрирован налогоплательщик (рассмотрение материалов налоговой проверки).
  2. Досудебное разрешение спора в вышестоящем налоговом органе (апелляционное производство).
  3. Оспаривание в вышестоящий налоговый орган решения нижестоящего налогового органа, вступившего в законную силу (стадия факультативна и не является предметом настоящей статьи).

I. Досудебное разрешение спора в налоговом органе, проводившем проверку налогоплательщика (рассмотрение материалов налоговой проверки)

1. Процедура рассмотрения акта проверки и материалов налоговой проверки нижестоящим налоговым органом достаточно подробно регламентирована и принципиально за последнее время не менялась (ст.101 НК РФ).

2. В целом эта процедура обеспечивает необходимый уровень защиты прав налогоплательщика: он вправе присутствовать при рассмотрении материалов, высказываться, представлять документы (в том числе новые, которые налоговый орган не запрашивал и не исследовал при проведении проверки).

3. В большинстве случаев считаем целесообразным, разумным и необходимым участие представителей налогоплательщика (юриста и бухгалтера) при рассмотрении материалов проверки руководителем налогового органа.

Понятно, что рассмотрение материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является объективным и беспристрастным, цель налогового органа — доначисление налогов, а отнюдь не вынесение законного и обоснованного решения.

Тем не менее, даже при таком — необъективном — подходе при рассмотрении возражений налогоплательщика участие представителей налогоплательщика при рассмотрении материалов позволяет:

  • убрать из решения нижестоящего налогового органа о привлечении к налоговой ответственности очевидные ошибки (арифметические или фактические);
  • изменить позицию налогового органа, сформулированную в акте проверки (фактически — позицию конкретного инспектора, проводившего проверку) в случае очевидно неправильного применения закона либо бесспорного расхождения этой позиции с арбитражной практикой.

II. Досудебное разрешение спора в вышестоящем налоговом органе
(апелляционное производство)

1. С 01 января 2009 года обжалование в суд решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности возможно только после предварительного обращения в вышестоящий налоговый орган: закон установил для этого случая обязательный досудебный порядок.

При этом обязательный досудебный порядок введен половинчато и непоследовательно: установлен только для двух указанных в законе решений, в отношении остальных решений налогового органа, а также действий налогового органа и его бездействия, обязательное обращение в вышестоящий налоговый орган законом не установлено.

2. Декларируемые цели введения обязательного досудебного порядка связаны, в основном, с интересами государства: это снижение загруженности судей, ускорение и удешевление правосудия.

Председатель ВАС РФ А.А.Иванов еще в 2005 году указывал, что «досудебное урегулирование конфликтов» является одним из способов снижения загруженности судов. По мнению А.А.Иванова, «широкое применение таких мер позволит ускорить и удешевить правосудие и для государства, и, что особенно важно, для сторон, для граждан» [1].

Принципиально: защита прав налогоплательщиков либо вообще не называется в качестве цели введения обязательного досудебного порядка разрешения налоговых споров, либо указывается в качестве второстепенной (третьей-четвертой) цели данного порядка.

Существенного снижения загруженности судов как цели введения обязательного досудебного порядка разрешения налоговых споров не произошло. По данным ВАС РФ, за первое полугодие 2008 года арбитражные суды рассмотрели 49 605 дел по налоговым спорам, за первое полугодие 2009 года — 43 252 дела (только на 12,8% меньше).

3. Введение апелляционного производства не привело к какому-либо заметному уменьшению судебных налоговых споров, поскольку существующая сейчас процедура апелляционной проверки решений нижестоящих налоговых органов неэффективна и не позволяет налогоплательщику в полной мерезащитить свои права, в частности, по следующим причинам:

3.1. Процедура рассмотрения вышестоящим органом жалобы налогоплательщика является в настоящее время полностью закрытой, находится вне сферы какого-либо контроля (в том числе судебного).

Действующий сейчас Регламент рассмотрения заявлений и жалоб юридических и физических лиц на действия или бездействие, а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации во внесудебном порядке, утвержден Приказом ФНС России от 24 марта 2006 г. №САЭ-4-08/44дсп@, имеет пометку «ДСП».

Ранее действовал аналогичный Регламент, утвержденный Приказом МНС РФ от 17 августа 2001 года №БГ-3-14-/290. Абзац 1 п.8.3 этого Регламента допускал возможность приглашения вышестоящим налоговым органом налогоплательщика «при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству РФ».

Однако Регламент 2001 года был отменен Приказом МНС России от 16 июля 2004 года №САЭ-4-14/44дсп@.

Показательно, что Регламент 2001 года — официально опубликованный нормативный акт — был отменен приказом, имеющим гриф «для служебного пользования», нигде не опубликованным и не зарегистрированным.

С 2004 года соответствующие регламенты рассмотрения жалоб налогоплательщиков вводятся и отменяются приказами ФНС РФ с грифом «для служебного пользования», их содержание неизвестно налогоплательщикам.

Более того, само ФНС РФ признает неэффективность существующего правового регулирования правил рассмотрения жалоб налогоплательщика. В Письме ФНС РФ от 02 июня 2008 года №ММ-9-3-/63 налоговый орган признает: «…

названный Регламент не содержит нормативно-правовых норм, обязательных для участников соответствующих правоотношений, является исключительно внутренним документом налоговых органов, а его использование в ряде случаев само по себе повлекло возникновение спорной ситуации и последующие судебные разбирательства.

Таким образом, проблема отсутствия ряда норм, устанавливающих процессуальный порядок досудебного рассмотрения и урегулирования жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов РФ, а также на акты ненормативного характера налоговых органов РФ, сохраняет свою актуальность и в настоящее время.

К таковым относятся, в частности, отсутствие в Налоговом кодексе РФ четкого, исчерпывающего порядка осуществления налоговыми органами производства по досудебному рассмотрению жалоб налогоплательщиков».

Поскольку процедура досудебного обжалования решений налогового органа является обязательной, регламент рассмотрения жалоб во внесудебном порядке должен быть общедоступным (публичным) документом: зарегистрированым в Министерстве юстиции РФ и опубликованным в установленном порядке.

3.2. Принципиальный дефект процедуры рассмотрения жалоб налогоплательщика в вышестоящем налоговом органе — отсутствие в ней самого налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает прямо обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о дате и времени рассмотрения его жалобы и обеспечивать ему возможность присутствовать при рассмотрении жалобы.

Соответственно, налогоплательщик на практике лишен возможности участвовать в рассмотрении своей жалобы, представлять документы, давать пояснения, заявлять ходатайства (например, о проведении экспертиз, о допросе свидетелей) и реализовывать иные процессуальные гарантии, аналогичные тем, которые представляются ему при рассмотрении акта проверки и материалов налоговой проверки налоговым органом (ст.101 НК РФ).

В юридической литературе высказано интересное и разумное предложение о том, что налогоплательщику целесообразно письменно ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом при подаче жалобы об обеспечении его права на такое присутствие. Налоговый кодекс РФ не запрещает такое ходатайство и предполагает, что это заявление налогоплательщика должно быть, как минимум, рассмотрено.

Более того, постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 02 февраля 2009 года по делу №А12-10757/2008 было признано недействительным решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе налогоплательщика — исключительно по мотивам того, что налогоплательщик, заявивший ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его присутствии, тем не менее, не был уведомлен налоговым органом о месте и времени рассмотрения жалобы. Определением ВАС РФ от 24 июня 2009 года по делу №ВАС-6140/09 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора было отказано, поскольку «тройка» судей ВАС РФ согласилась с позицией нижестоящих судов, указав, что арбитражные суды правильно руководствовались ст.45 Конституции РФ (каждый вправе защищать свои права всеми законными способами), подп.7 п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ (предусматривающей общее право налогоплательщика предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов), а также исходя из того, что все неясности налогового законодательства (в том числе вопрос о правах и гарантиях налогоплательщика в апелляционном производстве) должны толковаться в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ).

3.3. Законодательством не установлена четкая и подробная процедура рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика.

Даже налоговый орган в упоминавшемся уже Письме ФНС РФ от 02 июня 2008 года №ММ-9-3-/63 признает: «кроме указания на то, что жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом, определения вида итогового решения и общего срока рассмотрения, процессуальных норм, регламентирующих производство по рассмотрению жалоб в досудебном порядке, закон не содержит».

Нормы 19 и 20 глав НК РФ не дают ответов на целый ряд практических вопросов, возникающих при рассмотрении жалоб налоговыми органами, — таких, как:

  • процессуальное оформление начала (окончания) производства по рассмотрению жалобы;
  • процессуальные права и обязанности заявителя в ходе осуществления досудебного производства по рассмотрению жалобы;
  • процессуальные права и обязанности налоговых органов (должностных лиц налоговых органов) в ходе подготовки и осуществления досудебного производства по рассмотрению жалобы;
  • основания прекращения производства по рассмотрению жалобы при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу;
  • основания оставления жалобы без рассмотрения;
  • какие требования по форме и содержанию должны предъявляться к жалобам;
  • как и чем должны подтверждаться полномочия заявителя и его законного или уполномоченного представителя;
  • последствия оставления жалобы без рассмотрения;
  • порядок исчисления срока рассмотрения жалобы (приостановления течения срока в связи с запросом информации (сведений) от третьих лиц;
  • новое исчисление сроков при представлении заявителем новых документов и доводов);
  • компетенция налоговых органов по рассмотрению жалоб;
  • пересмотр решений налоговых органов по жалобам в связи с открывшимися новыми обстоятельствами и др.
Читайте также:  Фактическое допущение работника к работе

К указанным налоговым органом пробелам необходимо добавить также, во-первых, неурегулированность вопроса о возможности восстановления вышестоящим налоговым органом срока на апелляционное обжалование, пропущенного налогоплательщиком по уважительной причине; во-вторых, отсутствие в законодательстве указания о возможности (праве либо обязанности) налогового органа получать и рассматривать иные (новые) доказательства по делу, например, истребовать документы в различных органах, проводить допрос свидетелей, назначать экспертизы и т.д.

3.4. При рассмотрении апелляционной жалобы очевидно невозможна объективная и беспристрастная проверка решения, поскольку главной целью вышестоящего налогового органа, как и нижестоящего, является «пополнение бюджета».

Пока статистических показателей по числу поданных и удовлетворенных апелляционных жалоб налогоплательщиков нет. При этом 26 декабря 2008 года В.Н.

Лизунов, начальник отдела налогового аудита Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области привел следующую статистику рассмотрения обычных жалоб налогоплательщиков: в 2008 году Управлением ФНС России по Свердловской области было рассмотрено 1119 жалоб, из них было удовлетворено 47% рассмотренных жалоб, то есть были отменены (изменены) решения нижестоящих инспекций или признаны их действия не соответствующими закону по 528 жалобам.

Цифра в 47% отмененных (измененных) решений налоговых органов является, на мой взгляд, нереальной и не соответствует действительности.

3.5. Налоговым кодексом РФ не введен запрет на ухудшение положения налогоплательщика по результатам апелляционного оспаривания решения налогового органа.

Смысл административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как было указано выше, защита прав налогоплательщиков даже не декларируется в качестве цели введения обязательного досудебного порядка разрешения налоговых споров.

Соответственно, как показывает анализ складывающейся практики, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика не исключена возможность «работы вышестоящего налогового органа над ошибками» нижестоящего, в том числе путем усиления аргументации, устранения допущенных нижестоящей инспекцией счетных ошибок, исправления ошибок при квалификации правонарушений и т.д.

Анализ судебных споров подтверждает, что такие ситуации встречаются на практике, например:

  • заместитель руководителя УФНС России в результате рассмотрения жалобы принял решение об увеличении размера налоговой санкции, предусмотренной ст.123 НК РФ, и оставил решение инспекции в остальной части без изменения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 сентября 2006 г. по делу №А79-1893/2006);
  • в другом случае решением инспекции УФНС России была изменена квалификация налогового нарушения с п.2 ст.119 на п.1 ст.119 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. по делу №А42-1808/2007);
  • еще в одном случае решением вышестоящего налогового органа была изменена резолютивная часть обжалуемого решения, увеличена сумма пени за несвоевременную уплату налога на прибыль (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 апреля 2008 г. по делу №А78-7292/06-С3-12/392-04АП-4763/07-Ф02-1176/08).

Имеют место случаи доначисления по результатам рассмотрения жалоб налога, пеней и штрафа в большей сумме, нежели по оспариваемому налогоплательщиком решению. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2007 г.

по делу №А29-4792/2006А указано: «В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ, по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение или вынести новое решение.

Из содержания данной нормы не следует, что решение налогового органа может быть изменено только в сторону уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика».

Указанные факторы практически сводят к минимуму привлекательность апелляционного обжалования решения для налогоплательщика: единственный положительный момент апелляционного порядка для налогоплательщика — не вступление в силу решения налогового органа до момента рассмотрения его вышестоящим налоговым органом. Причем для затягивания вступления в силу решения налогового органа налогоплательщику достаточно подать формальную, без какого-либо обоснования и аргументации, апелляционную жалобу, после чего спокойно готовиться к арбитражному суду.

Общий вывод: введение обязательного досудебного порядка обжалования решения налогового органа не обеспечило соблюдение баланса прав и законных интересов налогоплательщика и налогового органа, не стало эффективной мерой защиты прав налогоплательщика, представляет собой, как правило, только повод для затягивания передачи спора для разрешения арбитражного суда.

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/dosudebnoe_razreshenie_nalogovyh_sporov/

Налоговые споры, урегулирование и разрешение налоговых споров

Нас уже выбрали:

Все клиентыГлавная / Услуги / Налоговое право / Налоговые споры

Налоговые спорыэто распространенный вид судебных споров, довольно часто встречающийя в правоприменительной практике.

Возникновение налоговых споров обусловлено правонарушениями со стороны налогоплательщиков, которые в силу незнания постоянно меняющегося законодательства, по ошибке или умышлено нарушают нормативные предписания и требования.

Однако нередко причиной разногласий и споров становятся неправомерные или необоснованные действия самих налоговых органов.

При любом споре, возникшем в рамках налоговых правоотношений, налогоплательщик всегда оказывается в несколько более ущемленном правовом положении.

За налоговыми инспекциями, их претензиями, привлечением к ответственности и другими мерами воздействия на налогоплательщиков всегда стоит мощный государственный ресурс.

Последним же остается только уповать на собственные силы и, конечно, компетентную юридическую помощь, без которой в современных условиях противостоять в споре налоговым органам практически нереально.

Исходя из сложившейся практики налоговые споры подразделяются на три категории:

  • процедурные налоговые споры, причинами которых являются допущенные, по мнению налогоплательщика, нарушения со стороны налоговой законодательно предусмотренных процедур для осуществления функций налогового контроля, рассмотрения дел и принятия решений по правонарушениям;
  • споры, вызванные различием подходов к оценке фактических обстоятельств определенного события, действий налогоплательщика, проведенных им финансово-хозяйственных операций, представленных документов, связанных с налогооблагаемой деятельностью;
  • споры по юридическим вопросам, обусловленные разногласиями по поводу применения некоторых норм и (или) их толкования.

Наиболее типичными видами налоговых споров являются претензии налоговой и (или) разногласия сторон относительно:

  • выявленных при проверках нарушений;
  • корректности определения налогооблагаемой базы и (или) расчетов налогов;
  • полноты и (или) своевременности уплаты налогов;
  • полноты и (или) своевременности представления отчетности;
  • верной квалификации нарушения, меры ответственности;
  • начисления и размеров сумм штрафных санкций;
  • доначисленных сумм налогов;
  • правомерности проведения проверок, истребования определенной документации;
  • возвратов (зачетов) налогов;
  • применения принудительных мер взыскания (блокировка счетов, безусловное списание средств).

Налоговые споры это одна из сложнейших категорий дел, что обусловлено не только несовершенством правового регулирования и порой неоднозначностью региональной правоприменительной практики, но и самой их спецификой. Наличие в штате компании налогового юриста для многих непозволительная роскошь, не говоря уже о физических лицах.

В результате урегулированием разногласий занимаются либо бухгалтера, далекие от юридических познаний, либо, напротив, юристы, мало что понимающие в тонкостях финансово-хозяйственных операций. Такой подход не решает проблему по существу.

Поэтому обращение к действительно компетентным в сфере налоговых споров специалистам – это гарантия максимально благоприятного исхода дела.

Услуга: разрешение налоговых споров включает в себя:

    • разъяснение норм права;
    • оценка обстоятельств дела, его перспектив, документов и иных материалов;
    • предоставление рекомендаций о дальнейших действиях, для разрешения налогового спора.; 
    • подготовка иска, возражения на иск, заявлений, жалоб, ходатайств и других процессуальных документов;
    • формирование необходимой доказательственной базы. 
    • при проведении проверок;
    • в рамках административного обжалования решений;
    • при досудебном урегулировании налоговых споров;
    • в суде по наголовым спорам с ФНС.

Запишитесь на консультацию к юристу по налоговым вопросам, отправив нам запрос на электронную почту.

Источник: https://primelegal.ru/uslugi/nalogovoe-pravo/nalogovye-spory/

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Налоговая медиация

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров

Процессуальным законодательством (ст. 4 АПК РФ, ст. 131 ГПК РФ, ст. 4 КАС РФ) предписывается обязательный досудебный порядок по тем спорным вопросам налогообложения, которые прямо упомянуты в законе. Такое урегулирование проводится путем вручения оппоненту письменного документа (жалобы, требования).

В настоящее время досудебное урегулирование необходимо для таких налоговых споров, как:

  1. Взыскание налоговых недоимок и санкций:
    • с физических лиц, кроме предпринимателей (ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ);
    • организаций и граждан, занимающихся предпринимательством, если фискальный орган упустил возможность списания в бесспорном порядке (ст. 46 НК РФ, ст. 213 АПК РФ).
  2. Апелляционное обжалование (ст. 138 НК РФ) решений фискального органа, на основании которых лицо подлежит или не подлежит привлечению к ответственности, установленной налоговым законодательством, и которые еще не обрели законную в силу.
  3. Простое обжалование:
    • ненормативных документов, изданных инспекциями и управлениями (в том числе вступивших в силу решений, указанных в предыдущем пункте);
    • действий или бездействия налоговиков.

Письменные возражения, которые налогоплательщик представляет при проведении налоговиками проверки, не должны рассматриваться как надлежащее выполнение досудебного порядка. Необходимо составлять отдельную жалобу, даже если доводы, содержащиеся в возражениях, будут дословно воспроизведены в жалобе.

Случаи, когда досудебное урегулирование не требуется

Из общего правила об обязательном досудебном порядке урегулирования налоговых споров есть несколько исключений.

Прежде всего, к таким исключениям относятся действия или бездействие сотрудников Федеральной налоговой службы, а также принятые ими акты ненормативного характера, оспаривать которые можно только непосредственно в суде по той причине, что орган, вынесший решение, является конечной инстанцией в налоговой иерархии и не имеет над собой вышестоящего звена.

Кроме того, не требуется досудебное урегулирование споров, которые рассматриваются в порядке искового производства, а не путем обжалования ненормативных актов государственных органов.

Это обусловлено тем, что в НК РФ не упоминается об обязательном досудебном урегулировании подобных исковых требований. Так, в постановлении пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (п.

 65) особо отмечено, что к имущественным требованиям, с которыми налогоплательщик вправе обращаться в суд, исключая досудебную стадию, относятся споры:

  • о возврате или возмещении излишне уплаченных налогов, неустоек;
  • признании не подлежащими исполнению постановлений о взыскании налога, инкассовых поручений.

В перечисленных случаях не требуется досудебное урегулирование, если иск предъявляется независимо от оспаривания акта ненормативного характера.

Чем грозит несоблюдение порядка досудебного обжалования

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров о взыскании недоимок и налоговых санкций реализуется путем вручения неплательщику требования об их уплате (ст. 69 НК РФ). Этот документ должен быть доставлен в течение:

  • 3 месяцев с момента обнаружения недоимки (в отношении задолженности, превышающей 500 руб.);
  • 1 года с момента обнаружения задолженности, составляющей менее 500 руб.;
  • 20 рабочих дней с момента обретения законной силы решением, принятым после процедуры проверки.

Апелляционное обжалование допускается в период, пока еще не обрело полную силу решение инспекции о привлечении или непривлечении к налоговой ответственности. Апеллировать можно в течение 1 месяца с даты получения решения налогоплательщиком (ст. 101 НК РФ).

Обжалование других документов налоговиков, носящих ненормативный характер, а также действий или бездействия его работников допускается в течение 1 года. Этот период исчисляется с даты, когда лицо узнало (или имело возможность узнать) о нарушении его прав, или даты, когда было вынесено решение после проведенной проверки, если оно не оспаривалось.

Несоблюдение досудебного порядка влечет невозможность судебного оспаривания решений фискальных органов.

Согласно п. 67 постановления № 57, если в вышестоящем органе была обжалована только часть решения, нельзя обращаться в суд с требованием об отмене другой, не оспариваемой ранее части решения.

ВАЖНО! Если апелляционная жалоба была удовлетворена частично, можно повторно апеллировать в вышестоящий орган, однако необходимо помнить о соблюдении срока для обращения в суд (ст. 198 АПК РФ). Так, ВС РФ в своем определении от 07.10.2015 № 306-КГ15-12146 отметил, что подача повторной апелляции не оправдывает пропуск срока.

Налоговая медиация

Источник: https://rusjurist.ru/reshenie_sporov/dosudebnoe_uregulirovanie/dosudebnyj_poryadok_uregulirovaniya_nalogovyh_sporov/

Досудебное урегулирование налоговых споров — что это такое, функции отдела, порядок

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения.

В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому приходилось обращаться в суд.

Это привело к загруженности судов и постоянному затягиванию рассматриваемых дел.

Процедура досудебного регулирования, успешно применяемая во многих странах мира, принесла огромную пользу сторонам налоговых споров и в России.

Читайте также:  Заявление о подтверждении права на зачет авансовых платежей

Очень часто между сторонами возникают различные юридические споры. Особенно часто они случаются в области экономических и гражданских правоотношений.

Это вынуждает их обращаться в суд, но это не всегда устраивает стороны. Дело в том, что судебное разбирательство затягивается, что никому не выгодно.

Они привлекают к этому третью сторону и стараются все решить достаточно мирно. Процедура досудебного урегулирования также успешно используется и при разрешении налоговых споров.

Урегулирование до суда подразумевает:

  • анализ спора;
  • оценка причин, значимых для обжалования;
  • анализ норм законодательства;
  • оформление претензии.

Что это такое

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, эта процедура происходит, несмотря на нежелание сторон. То есть урегулирование вне судебной системы делится на добровольное и обязательное.

При этом стороны могут быть даже категорически против досудебного урегулирования и настаивать на судебном разбирательстве. Это так называемый промежуточный этап, предшествующий суду.

В случае с налоговыми спорами обращение в вышестоящий налоговый орган, а не в суд, было делом добровольным.

Но с 2018 года досудебное урегулирование споров в сфере налогообложения является для налогоплательщиков обязательным. Часто налоговые споры возникают из-за непонимания отдельных норм налогового законодательства.

Лучше всего, если это юрист, который должен быть незаинтересованной стороной конфликта. Обжаловать решение налоговых органов может и представитель.

Функции, выполняемые соответствующим отделом

Целью создания подобных отделов является обеспечение рассмотрения налоговых конфликтов на обоих этапах – на этапе рассмотрения акта налогового органа и на этапе обжалования действий любого должностного лица.

Подразделения досудебного урегулирования имеют определенные функции:

  • проверка жалоб лиц на различные решения налоговых служб;
  • рассмотрение разногласий сторон по актам различных проверок;
  • подготовка заключений по жалобам.

Законные основания

Досудебное урегулирование всех налоговых споров регламентируется Налоговым кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Письмами ФНС.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров в России ↑

Ранее в России такой вид урегулирования был возможен только при решении выездных и камеральных проверок. Но с 2018 года его необходимо применять для всех налоговых конфликтов без исключения.

Это очень хорошо в первую очередь для налогоплательщиков, которые могут разрешить спор с помощью вышестоящего налогового органа.

Досудебное урегулирование в данном случае подразумевает подачу жалобы налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган. Именно он является в этом конфликте третьим лицом.

Если во время рассмотрения своей жалобы налогоплательщик признает то, что он нарушил налоговое законодательство, он может рассчитывать на снижение штрафных санкций.

А вот ухудшение дел налогоплательщика на данном этапе не предусмотрено. Это возможно, если отсутствовала длительная процедура судебного разбирательства.

Налогоплательщик с помощью досудебного урегулирования может обжаловать:

  • отказ о проведении налоговых вычетов;
  • взыскание высокой суммы налога;
  • требование неправомерной уплаты пени или штрафа;
  • приостановление всех возможных операций по банковским счетам.

Существует несколько видов прошений, которые может составить налогоплательщик:

Этапы осуществления процедуры

Процедура досудебного урегулирования налоговых конфликтов по закону состоит из двух этапов:

Рассмотрение жалоб на акты Которые составлялись на основании проверок
Рассмотрение возражений на действия Должностных лиц налоговых органов

Любой налогоплательщик имеет полное право обжаловать действия налоговых органов, а также составленные ими в ходе проверки акты. Для этого ему необходимо составить в письменном виде жалобу, конкретно указав предмет спора.

Тем не менее, в налоговой службе могут рассмотреть:

  • документы, которые являются подтверждением тех причин, на которых основываются все требования лица;
  • расчеты сумм;
  • доверенность, если прошение подается не самим налогоплательщиком.

Законодательство предусматривает и определенный срок подачи прошения. Он составляет 1 год со дня вручения лицу решения на основании налоговой проверки.

В случае если жалоба подается позже этого срока, то ее могут принять только вследствие серьезной причины для такого пропуска.

Участие самого налогоплательщика в рассмотрении его просьбы не предусмотрено. Но в некоторых случаях ему будет предложено присутствовать на разбирательстве.

Сроки обжалования жалоб зависят во многом от самого предмета спора. Если решение налоговой службы не вступило в силу, то для подачи прошения в проверяющее подразделение дается 10 дней.

Другие акты, а также действия налоговых служб можно оспорить в течение календарного года. Вышестоящий налоговый орган может проигнорировать жалобу лица.

И это будет абсолютно законно, но только в некоторых случаях. Основания для этого утверждены ст. 139.3 НК РФ:

  • в документе отсутствует личная подпись физического лица;
  • жалоба подана после того, как указанные сроки для этого прошли;
  • жалоба отозвана обратно;
  • уже одна или несколько жалоб были поданы на этих основаниях ранее.

Управление досудебного урегулирования налоговых споров зависит от специального подразделения, которые функционируют в налоговых органах.

Отдел, рассматривающий прошение плательщика, должен в течение 5 дней принять решение об отказе.

Еще 3 дня дается на то, чтобы об этом сообщили лицу. При этом налогоплательщику должны выслать письменное уведомление с указанием причины.

Какая эффективность

О том, насколько удобна современная система решения спорных ситуациях без привлечения суда, говорят многие специалисты этой области. Особенно, когда эта процедура стала обязательной.

В то время как этап судебного разбирательства не только экономически не выгоден, но еще и является затратным по времени.

Видео: Верховный Суд — налоговые споры по земельному налогу

Досудебное урегулирование освобождает налогоплательщика от присутствия во время принятия решения. К тому же, эффективность этого способа давно доказана в других странах.

Это позволяет совершенствовать налоговый контроль, и к тому же, улучшить процедуру взаимодействия налоговых служб и налогоплательщиков.

С другой стороны, многие специалисты указывают на недостаточное консультирование граждан, что приводит к недоверию с их стороны.

Преимущества

Среди плюсов досудебного урегулирования можно отметить следующее:

  • рассмотрение жалобы редко превышает 1 месяц;
  • обращение в вышестоящий орган за помощью для лиц является бесплатной услугой, в то время как при судебном рассмотрении приходится нанимать адвоката и оплачивать пошлину;
  • при рассмотрении споров соблюдается конфиденциальность, что позволяет не волноваться за свою репутацию;
  • вышестоящий налоговый орган не может принять решение, которое способствует ухудшение положения налогоплательщика;
  • вся процедура досудебного урегулирования довольно проста и не требует от налогоплательщика каких-то особых требований;
  • узнать о том, на какой стадии рассмотрения находиться жалоба, можно не только письменно. Для этого на сайте ФНС работает специальный электронный сервис «Узнать о жалобе».

Недостатки

Еще один недостаток системы заключается в уверенности населения о предвзятости налоговых органов. Некоторые считают, что процедура лишь забирает время, и поэтому стараются сразу решать вопрос через суд.

Теперь, когда досудебное регулирование налоговых споров стало обязательным, необходимо не дать этой процедуре затянуться.

Несмотря на то, что налогоплательщик вправе самостоятельно заниматься подачей жалобы, специалисты рекомендуют воспользоваться помощью юриста.

Он может не только проконсультировать, но и правильно составить прошение. Главное – это знать, что решение налоговой службы ошибочно, и уметь это доказать.

Источник: http://buhonline24.ru/nal-opt/spory/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovyh-sporov.html

Досудебное разрешение налоговых споров

RosCo — Consulting & audit — Юридические услуги — Решение налоговых споров — Досудебное разрешение налоговых споров

Хозяйствующие субъекты в своей практике постоянно сталкиваются с различными моментами, связанными с решениями налоговых инспекторов, и зачастую бывают несогласны с ними или желают оспорить.

Если владельцы бизнеса решают провести самостоятельное досудебное разрешение налоговых споров, цена ошибок в формулировках и ведении процесса может быть очень велика. «РосКо» поможет избежать неприятного развития событий. Мы предлагаем вниманию заказчиков профессиональное сопровождение в процессе:

  • Проверок по налогам различного типа.
  • Подготовительной работы по возражениям на решения актов проверок и апелляций-жалоб в вышестоящие налоговые инстанции.
  • Представления заказчика и его интересов в налоговых органах.

стоимость услуг

Стоимость услуг складывается из рассчитанных трудозатрат по проекту, умноженных на ставку работы специалиста Компании «РосКо» 2 000 руб. за один час работы специалиста Компании «РосКо»

Разрешение налоговых споров в Москве при участии консультантов из нашей компании поможет понизить размеры налоговых до- и начислений, которые были вынесены по результатам работы проверяющих мероприятий. Также мы поможем избежать пени и штрафов, предотвратить судебное

урегулирование споров с налоговиками.

Наши консультанты отслеживают разрешение налоговых споров, стоимость реализации при возмещениях и вычетах НДС (при экспортно-импортных операциях, которые часто становятся

предметом споров) и помогают во многих других случаях, например:

Наши эксперты оказывают поддержку при проведении проверок как камерального, так и выездного типов. При выездных проверочных мероприятиях, которые проводятся у налогоплательщика, изучается как единственный вид налогов, так и несколько, за период не больше трех лет от момента, в котором

осуществляются действия.

При таких проверках наши консультанты проводят разрешение налоговых споров, стоимость которого
включает рекомендации по составлению деклараций, содержащих размер налогов к возмещению из бюджета.

С помощью «РосКо» заказчики могут серьезно сэкономить, учитывая,
что сумма возвращенных средств составляет 10–18 % (размеры НДС).

Такая проверка обычно проводится на протяжении трех месяцев, и помощь специалистов
нашей компании позволяет не отвлекать персонал заказчика от работы все это время.

Заказать услугу «Досудебное разрешение налоговых споров»

Год основания
компании «РОСКО»

2004

Рейтинг:

(по итограм 2009 года —

А++1+++1+[%])

Профессиональная ответственность застрахована

Членство в профессиональных организациях:

СРО НП «Аудиторская Палата России»
(Свидетельство №1809 от 28.12.2009)

Палата налоговых консультантов
(Сертификат №78)

НП «Партнерство РОО»
(Российское общество оценщиков)

Репутация компании:

Сертификат соответствия требованиям
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008)

Премия «Национальная марка качества» 2015

Компания включена в реестр надежных

предприятий г. Москвы

Сотрудничество:

Деловой Клуб Шанхайской Организации

Сотрудничества

Членство в общественных
объединениях:

Московская Торгово- Промышленная Палата

(Свидетельство №123-973 от 21.12.2009)

Клиенты

Источник: https://rosco.su/yurist/nalogovye-spory/dosudebnoe-uregulirovanie-nalogovykh-sporov/

Порядок разрешения налоговых споров

Мадрих — Юридическая компания

Содержание статьи

Термин «налоговые споры» прочно вошел в обиход, но точное его определение в отечественном законодательстве отсутствует.

Так, под этим понятием обозначают противоречия, которые возникают между юрлицами или ИП и налоговой инспекцией по поводу исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств (к примеру, неуплаты сборов и налогов), процедуры осуществления налогового контроля (обжалование бездействия или действий налоговых органов), а также привлечения к ответственности налогоплательщиков за разные налоговые нарушения.

Причины налоговых споров — это:

  • незаконное лишение прав управления расчетным счетом;
  • привлечение к налоговой ответственности при проверке;
  • отказ в возмещении НДС;
  • принуждение к выплате штрафных санкций;
  • списание налогов со счета без каких-либо оснований;
  • отсутствие ответов на обращение налогоплательщика.
  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Любой гражданин когда-нибудь сталкивается с нарушением собственных прав со стороны налоговых служб. В таком случае налогоплательщик вправе обжаловать акты, действия либо бездействие налоговиков в соответствии с законодательством.

В налоговых спорах распространены случаи обжалования, которые связаны с результатами проверок. Однако налогоплательщики сталкиваются и с другими проблемами, например, необоснованные требования конкретной документации, незаконные действия или бездействие налоговиков и т. п.

Можно воспользоваться следующими методами разрешения налоговых споров, которые закреплены в НК РФ:

  • обжалование в административном порядке;
  • подача жалобы в судебном порядке.

Активно применяются оба этих способа, хотя досудебное урегулирование споров в данной сфере не требует такого опыта в юрисдикции, как направление искового заявления в суд, поэтому начинать нужно с первого.

Важно! Досудебное урегулирование налоговых споров обязательно с 2016 года, и лишь после того, как вы попытаетесь разрешить вопрос во внесудебном порядке, ваше исковое заявление примут к рассмотрению.

Методы внесудебного разрешения конфликта

Досудебное урегулирование налоговых споров в РФ осуществляется по стандартной процедуре.

Вы вправе написать претензию вышестоящему руководству, которому подчиняется служащий или отдел, с которым появились проблемы.

Читайте также:  Образец акта о выделении к уничтожению документов не подлежащих хранению

Можно направить свою претензию в течение 3-х месяцев с момента, как узнали о нарушении прав. При этом соблюдение сроков важно в подобных разбирательствах, поэтому требуется быть пунктуальным.

Если вы хотите подать обращение на результат одной из внеочередных проверок, подача претензии возможна по истечении 10 дней со времени окончания этой процедуры.

Отправить жалобу можно следующим образом:

а) выслать заказным письмом;

  1. передать лично;
  2. отправить курьером.

Второй способ более надежен — ваше письмо сразу зарегистрируют и примут к рассмотрению. Если же вы отправляете жалобу через почту, обязательно закажите уведомление о получении заказного письма, что послужит одним из доказательств при судебном разбирательстве.

Если вы решили передать претензию лично, вам требуется прийти в канцелярию налогового органа. При этом необходимо знать о территориальной принадлежности должностных лиц либо органов, на которые вы жалуетесь.

Важно! Адресат рассмотрит ваше заявление в течение стандартного срока, который отведен на данные цели для госучреждений, — тридцать суток. После рассмотрения обращения выносится один из вердиктов:

  1. Признание акта недействительным и устроение очередной проверки (если налогоплательщик обжаловал акт налоговой службы).
  2. Удовлетворение в полной мере просьбы налогоплательщика и прекращение производства по его делу.
  3. Вынесение нового вердикта по данному делу.
  4. Внесение корректив в уже вынесенное постановление.
  5. Отказ налогоплательщику в его просьбе.

Досудебное урегулирование налоговых споров обладает некоторыми преимуществами. К примеру, вам не нужно следовать строгому регламенту, а также оплачивать госпошлину и ждать постановления суда неделями.

Возможно, в вашем случае просто ошиблись в вынесении решения, и претензия к налоговикам поможет возвратить все на свои места.

В том случае, если вашу жалобу оставили без рассмотрения и удовлетворения либо попросту проигнорировали, другим шагом будет составление обращения в суд.

Разрешение налоговых споров в суде

В том случае, если рассмотрение налогового спора вышестоящим налоговым органом не удовлетворило налогоплательщика, то юрлицо, ИП вправе подать заявление о признании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения в арбитраж не позднее 3-х месяцев со времени, когда узнали о нарушении прав и законных интересов. Юридическая компания обладает опытом представительства и сопровождения налогового спора в судах, поэтому она предоставит услуги:

  1. по оформлению иска о признании решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности недействительным;
  2. представлению интересов в суде;
  3. оформлению кассационных, апелляционных, надзорных жалоб;
  4. контролю за исполнением судебного акта налоговой службой.

Подавая исковое заявление, следует помнить о том, что оно включает в себя:

  • Сведения об истце (ФИО, адрес заявителя).
  • Данные об ответчике (ФИО и адрес лица, на которого подаем в суд).
  • Информацию об Арбитражном суде, где происходит разбирательства дела.
  • Обстоятельства дела.
  • Доказательства, подтверждающие вашу правоту (ссылки на законы).
  • Сведения о попытках урегулировать проблему до суда.
  • Ваши требования.
  • Стоимость иска (если имеется) и ее расчет.
  • Перечень прилагаемых документов.

К исковому заявлению в обязательном порядке прилагают все доказательства, квитанцию по оплате пошлины, ходатайства, ксерокопии искового заявления для участников дела и др.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Обсудить проблему с юристом

Источник: http://madrih.ru/article/razreshenie-nalogovyh-sporov/

Судебное и досудебное урегулирование налоговых споров

Помощь квалифицированных юристов при обжаловании решений налогового органа, действий/бездействия должностных лиц ИФНС, досудебное урегулирование спора.

Досудебное урегулирование споров от 5 000 руб Записаться

Налоговые споры возникают между плательщиками и федеральной налоговой службой.

По законодательству, разрешение конфликта возможно в нескольких вариантах:

  • Досудебное (мирное) урегулирование — претензии в вышестоящий орган.
  • Арбитражные разбирательства в суде — длительный, но эффективный процесс, в котором важно знать свои права и обязанности.

В данном материале мы расскажем о преимуществах каждого из вариантов.

Обратите внимание! Урегулирование споров в досудебном порядке стало обязательной процедурой согласно Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ ( далее — Закон №153-ФЗ).

Прежде чем обратиться в суд с заявлением, нужно пройти все этапы мирного урегулирования конфликта, обратившись по иерархии (от регионального органа налоговой службы до федерального). Причиной обжалования могут быть:

  • Акт камеральной (выездной) проверки предприятия.
  • Отказ в выплате излишек налога (налоговый вычет).
  • Недоимка и требования по ее уплате.
  • Постановление о взыскании налогов.

Обратиться сразу в суд без досудебного урегулирования спора разрешается только в случае, если федеральный налоговый орган не принял решение по жалобе в установленный законом срок (п. 2 ст. 138 НК РФ).

При конфликтах с органами власти рекомендуем иметь юридическую защиту со стороны адвоката или квалифицированного юриста.

Не обязательно заказывать полное сопровождение процедуры, иногда достаточно лишь консультации специалиста, который объяснит ваши права и оценит перспективы дела.

Этапы разрешения налоговых споров

При досудебном урегулировании споров важно соблюдать установленную очередность. При нарушении порядка действий все придется начинать с самого начала, что повлечет нарушение сроков и временные потери, а решение налоговой в это время обретет законную силу. Консультация и поддержка юристов нашей компании позволит решить проблемы по закону и в максимально сжатые сроки.

Этапы урегулирования налоговых споров:

  1. Составление жалобы.
  2. Подача жалобы в налоговую службу по месту регистрации плательщика на вынесенное решение налоговой.
  3. Получить результат проверки вышестоящего органа.
  4. Апелляция в суд отправляется при невозможности разрешения спора в досудебном порядке.

Профессиональные юристы рекомендуют решить спор до начала судебных тяжб, которые предусматривают оплату госпошлины и длительные процедуры проверок. Избежать сложностей можно при юридической грамотности и знании закономерности собственных действий, в чем помогут квалифицированные юристы нашей компании.

Досудебное обжалование решений налоговых органов

Любые решения налоговых проверок ненормативного характера (на основании ст. 101, ст. 101.4 НК РФ), действия/бездействие должностных лиц можно обжаловать в суде после неудачного досудебного урегулирования спора. Исключение — обжалование актов, принятых федеральной службой по итогам рассмотрения жалоб, включая апелляционные.

В спорных вопросах лучше заручиться поддержкой профессиональных юристов нашей компании, которые помогут собрать требуемые документы, правильно оформить возражение и проконсультируют по всем вопросам.

Подача возражения

Акт проведенной налоговой проверки может быть обжалован физическим и юридическим лицом. Независимо от ранга и возраста налогоплательщика вести его дела может уполномоченное лицо по доверенности, заверенной нотариусом в соответствии с ГК РФ.

Порядок подачи жалобы в общем и апелляционном варианте схож, что прописано в ст. 139 и ст. 139.1 НК РФ.

Письменный вариант возражений подается в проверяющую налоговую инспекцию по месту регистрации физлица или предприятия. Досудебные споры предусматривают обжалование в срок не позднее установленного по действующему законодательству:

  • акт фискальной службы ненормативного характера — 1 месяц с момента получения документа (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • для вспомогательных мероприятий — 10 дней после срока, указанного в налоговом документе (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

В законную силу результат по жалобе вступает с момента его принятия фискальным органом (п. 6 ст. 140 НК РФ). Время на рассмотрение возражения составляет 1 месяц с момента обращения. По итогу принимается одно из возможных постановлений:

  • отказ в удовлетворении возражения;
  • отмена предыдущего результата проверки;
  • отмена части акта налоговой проверки;
  • полная отмена решения и принятие нового.

Новое решение вступает в силу сразу после принятия (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). Если возражение не было удовлетворено, то первоначальный вариант вступает в силу сразу после окончания срока обжалования.

В п. 9 ст. 101 НК РФ прописано, что решения обретают законную силу через 30 дней с момента вручения документа. Если получатель пытается всячески скрывается, то документ считается врученным на 6-й день с даты его отправки заказным письмом.

Обжаловать документ можно в отведенный срок до того момента, пока оно не вступило в законную силу. Дальнейшие споры могут дать положительный результат только при наличии весомых доказательств правоты налогоплательщика и обоснованных причин позднего обращения. В данном случае правильно будет воспользоваться помощью юристов нашей компании.

Апелляционная жалоба подается через налоговую в вышестоящий орган, который обязан рассмотреть и ответить заявителю о положительном/отрицательном решении. То, что не оспаривается и не отменяется, вступает в законную силу и подлежит исполнению.

Если физлицо или юрлицо не согласно с вышестоящим решением, то жалоба на результат апелляционного возражения направляется в федеральную налоговую службу (п. 2 ст. 139 НК РФ) не позднее 3-х месяцев.

По причине отсутствия высшего организационного звена в налоговой обжаловать результат повторной проверки федеральными структурами, а также действие/бездействие должностных лиц можно только в судебном порядке. В данном случае лучше обратиться за поддержкой к опытным юристам.

Если вы пропустили сроки обжалования, и налоговое заключение обрело силу, вы можете подать возражение в течение 1 года. Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ оспаривание решения не отменяет его силы и не приостанавливает его действие.

Если причина пропуска сроков обжалования весомая, то налогоплательщик имеет право ходатайствовать о возобновлении сроков досудебного разбирательства. Документ направляется в вышестоящий фискальный орган, который принимает решение (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Как составить жалобу в вышестоящий орган

Возражения можно подавать в нотариальный орган лично или по почте (ценным письмом с вложением). Факт передачи/приема документа фиксируется подписью представителя налоговой на втором экземпляре для налогоплательщика или уведомлении о передаче письма адресату.

В апелляционной и общей жалобе указывают:

  • Данные налогоплательщика, выдвигающего возражения.
  • Акт налоговой проверки, обжалуемый в данном случае.
  • Данные налоговой, проводившей проверку.
  • Основания для возражений.
  • Требования налогоплательщика (в них вы можете указать на несоответствие действий работника налоговой законам, кодексам, установленному регламенту, требовать отменить результаты проверки или их часть, провести новую проверку и т.д.).

Если заявление/жалобы подает законный представитель, то прилагается документ, подтверждающий его полномочия (п. 4 ст. 139.2 НК РФ).

Преимущества досудебного урегулирования налоговых споров

В судебной практике отмечено, что мирное урегулирование споров дает больший результат, чем судебное разбирательство, которое нередко затягивается на недели и месяцы. Среди положительных сторон досудебного решения спора выделим следующие:

  • Упрощенный порядок обращения налогоплательщиком непосредственно в свою инспекцию, которая передает жалобу по иерархии.
  • Рассмотрение происходит в сжатые сроки — 1 месяц с момента обращения, тогда как в суде предусмотрен период рассмотрения иска от 3 до 6 месяцев с момента подачи заявления (ч. 1 ст. 152 АПК РФ)
  • Безвозмездность спорного решения. Другими словами — гражданин (или юрлицо) не обязан оплачивать госпошлину, которая составляет от 200 до 2000 рублей (для физлиц и юрлиц соответственно). Данный пункт отмечен в п. 3 ст. 333.21 НК РФ.
  • Апелляционная жалоба приостанавливает решение до момента принятия нового.
  • Досудебное урегулирование подразумевает конфиденциальность, что защищает репутацию налогоплательщика.
  • Любое подразделение налогового аудита вправе отменять/изменять решения нижестоящих органов независимо от наличия жалобы по причине несоответствия решения действующему законодательству (ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.91 № 943-1 , п. 3 ст. 31 НК РФ).
  • Налогоплательщик при признании нарушений налогового законодательства имеет право на смягчение штрафных санкций.

Разрешить спор между налоговой и налогоплательщиком можно самостоятельно или воспользовавшись помощью опытных юристов нашей компании.

Задать любой вопрос по спорам с налоговой вы можете в чате, по телефону или через онлайн-форму на сайте. Первая консультация  бесплатна. Юрист расскажет, куда подавать жалобу, как ее лучше составить, оценит законность требований, действий и решений налоговой, соберет доказательства вашей правоты, при необходимости юрист может по доверенности представить ваши интересы в суде.

Источник: http://pravo21vek.ru/services/ur/nalogovye-spory/dosudebnoe-uregulirovanie-sporov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector