Как осуществляется аудит в сфере закупок

Аудит закупочной деятельности

Аудит закупок (аудит системы закупок)

Задача аудита закупок возникает чаще всего в случаях, когда руководство организации считает необходимым повысить эффективность системы закупок, а так же когда возникает вопрос о соответствии существующих правил закупки требованиям законодательства.

Комплексный аудит системы закупок

Данная задача достаточно сложная и ресурсоемкая. Для проведения аудита консультанту необходимо изучить как строится система закупок заказчика, взаимодействуют подразделения, какие правила (документы) регулируют закупки. При этом анализу подлежат не только закупки как таковые, но и все связанные с ними бизнес-процессы.

Обычно в рамках аудита проводятся встречи и анкетирование ключевых специалистов и руководителей, формализуется модель процесса закупки.

Итогом аудита является развернутое заключение, включающее описание выявленных проблем и недостатков и рекомендации по усовершенствованию системы закупок.

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту закупок. Стоимость и сроки такого проекта зависят от сложности организационной структуры, регулирующих систему закупок документов и др., и составляют 1-3 месяца, соответственно со стоимостью от 500 тыс. руб. Результат – экспертное заключение.

Аудит закупок на соответствие требованиям федерального закона 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ требует, чтобы у заказчиков, на которых он распространяется, было утверждено «Положение о закупке» и устанавливает ряд требований к закупочной деятельности, от размещения информации на официальном сайте и планирования, до проведения закупок в электронной форме.

Как правило, «Положение о закупке» разрабатывается специалистами заказчика самостоятельно, при этом за основу берутся типовые документы из открытых источников.

Соответственно, для снижения рисков ошибки, целесообразно провести анализ итогового документа на предмет соответствия требованию законодательства (как 223-ФЗ, так и Гражданского кодекса, закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» и т. д.).

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает оценку «Положения о закупке» на соответствие 223-ФЗ и другим требованиям законодательства. Стоимость услуги для документа до 50 страниц – 40 тыс. руб., срок оценки – 5 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Аудит правил закупочной деятельности

Обычно задача аудита закупок ставится глобально, однако возможен анализ и оценка отдельных ее аспектов.

Как правило, к числу таких подзадач относится анализ документов, регулирующих закупочную деятельность (положения о закупке, Стандарта закупочной деятельности, типовых документаций, положения об оценке, регламента закупочной комиссии и т. д.)

Центр эффективных закупок Тендеры.ру предлагает услуги по аудиту документов, регулирующих закупочную деятельность. Стоимость услуги по анализу документа до 50 страниц составляет 60 тыс. руб., срок подготовки заключения – 7 рабочих дней. Результат – экспертное заключение.

Запрос на услугу направляйте на адрес info@tendery.ru

Источник: http://www.tendery.ru/?page_id=966

Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок?

Аудит закупок, согласно ч. 12 ст. 14 закона «О счетной палате РФ» от 05.04.

2013 № 41-ФЗ, проводится для того, чтобы оценить обоснованность всех действий на этапах планирования и проведения госзакупок, а также для проверки их эффективности и выполнимости.

Оценивается реализация условий заключенных в результате конкурса госконтрактов по цене, количеству, качеству, объемам и срокам выполнения.

Также анализируется порядок образования цен и то, насколько результативно работает система управления госконтрактами.

При выполнении аудита в сфере закупок осуществляется анализ и проводится оценка результативности совершенных госзакупок (ч. 2 ст. 98 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Выясняется, были ли достигнуты цели проведения торгов, предусмотренные различными государственными и международными программами и иными нормативно-правовыми актами (ст. 13 закона).

Для достижения перечисленных выше целей аудита проверяющие при получении экспертно-аналитических сведений и других необходимых данных проводят проверки, анализируют и оценивают полученные сведения о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности затрат по госконтрактам, которые только планируются к подписанию, уже заключены или исполнены (ч. 3 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

При проведении аудита уполномоченные органы выявляют нарушения, определяют причины возникновения, готовят рекомендации по их устранению. Впоследствии проверяющие систематизируют полученную информацию об исправлении обнаруженных недостатков и реализации направленных предложений.

По итогам проведенных проверок сводная информация размещается в единой информсистеме.

Кто проводит аудит закупок по закону № 44-ФЗ

Аудит в сфере закупок выполняется Счетной палатой РФ, а также региональными и муниципальными контрольно-счетными органами, осуществляющими контрольно-ревизионные функции (ч. 1 ст.

98 закона № 44-ФЗ).

Счетная палата — это высший в России внешний орган для осуществления госконтроля. Она действует постоянно, обладает полной функциональной и финансовой независимостью и не прекращает свою деятельность из-за роспуска Госдумы (ст.

2 закона № 41-ФЗ).

Органы, осуществляющие контрольно-счетные функции, обладают организационной независимостью и ведут свою деятельность самостоятельно (ч. 4 ст.

3 закона «Об общих принципах…» от 07.02.2011 № 6-ФЗ). Это постоянно действующие органы финконтроля, образованные соответствующими властными субъектами (ч. 1–3 ст.

3).

В рамках аудита закупок Счетная палата и государственные (муниципальные) контролирующие органы оценивают и анализируют обоснованность госзакупок, законность их проведения, эффективность заключения контрактов.

Таким образом, аудит в сфере закупочной деятельности проводится органом финансового контроля — Счетной палатой на федеральном уровне, а также муниципальными контрольно-счетными органами на уровне регионов и отдельных населенных пунктов. Указанными органами проводятся проверки, анализируются нарушения и даются указания по их устранению.

Источник: https://digivi-cctv.ru/vash-jurist/kak-i-kem-osushhestvlyaetsya-audit-v-sfere-zakupok

Как и кем осуществляется аудит в сфере закупок?

x

Check Also

Как получить выписку из ЕГРЮЛ с ЭЦП? Выписка из ЕГРЮЛ с ЭЦП (электронной цифровой подписью) …

Как получить временную регистрацию для гражданина Украины в России? Временная регистрация для граждан Украины на …

Как получить военный билет после 27 лет, если не служил? Здравствуйте. Я родился 2.10.1989. Повестки …

Как получить военный билет после 27 лет Здравствуйте, мне 28 повестки приходили, но я лично …

Как получить вид на жительство в Украине? Вид на жительство в Украине — это документ, …

Как получить вид на жительство в России в 2018 году, продление вида на жительство Как …

Как получить вид на жительство в Литве? Вид на жительство в Литве очень даже популярен …

Как получить вид на жительство в Италии? Вид на жительство в Италии весьма привлекателен для …

Как получить вид на жительство в Испании? Вид на жительство в Испании — неплохой выбор …

Как получить вид на жительство в Беларуси? Вид на жительство в Беларуси — необходимый документ …

Как получить в аренду землю под фермерское хозяйство? Аренда земли под фермерское хозяйство является очень …

Как получить бесплатно квартиру от государства (основные условия)? Как получить квартиру бесплатно от государства, будет …

Как положить деньги на КИВИ-кошелек? Если вы не знаете, как положить деньги на КИВИ-кошелек, то …

Как покупать на AliExpress (АлиЭкспресс) и оплачивать покупки? Как покупать на AliExpress, важно знать всем …

Как позвонить в полицию с мобильного телефона? Как позвонить в полицию с мобильного — этот …

СМС спам: Мегафон, Билайн, МТС и другие операторы Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 …

Каждый работник может пожаловаться на работодателя со смартфона А на днях приложение существенно обновили, добавив …

Как пожаловаться в Роспотребнадзор? Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли обратиться в Роспотребнадзор, по поводу некачественного …

Как пожаловаться в налоговую на работодателя Как подать жалобу в налоговую инспекцию на работодателя Право …

Как подтвердить право на фирменное наименование Фирменное наименование и его выбор Фирменное наименование (далее также …

Как подать налоговую декларацию через интернет? Возможность подать налоговую декларацию через интернет предусматривается действующим законодательством. …

Как подать исковое заявление в суд? Здравствуйте. Сдавали планшет в ремонт по гарантии, тормозили программы. …

Как подать иск о возмещении материального ущерба? Иск о возмещении материального ущерба подается в случаях, …

Как подать заявление в ЗАГС через МФЦ Когда допускается подача заявления на регистрацию брака через …

Источник: http://prelest-moya.ru/vash-jurist/kak-i-kem-osushhestvlyaetsya-audit-v-sfere-zakupok

Закупка обязательного аудита. Особенности подготовки и проведения

Автор: Тимур Слободин

Дата: 17.04.2018

Компании, осуществляющие свою закупочную деятельность по 223-ФЗ, должны проводить обязательный аудит, подтверждающий достоверность финансовой отчетности.

На какие нормы законодательства при выборе аудиторской организации заказчику необходимо обратить особое внимание? Как грамотно подготовиться и провести закупку обязательного аудита? Что следует учесть при составлении проекта договора? Что грозит заказчику за нарушение правил? Поговорим об этом в нашей статье.

В каких случаях проводится обязательный аудит, и кто его закупает?

Согласно определению 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (п. 3, ст. 1, 307-ФЗ).

По сути, это инструмент контроля за закупочной деятельностью заказчика.

Обратите внимание, закон 223-ФЗ не регулирует отбор аудиторских организаций для проведения обязательного аудита (п. 7, ч. 4, ст. 1, 223-ФЗ). Поэтому в данном случае заказчик руководствуется статьей 5 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно закону № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», проводить обязательный аудит должны следующие организации:

  1. Акционерные общества;
  2. Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  3. Банки и МФО (микрофинансовые организации), бюро кредитных историй, организации-профучастники рынка ценных бумаг, страховые организации, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организаторы торговли, НПФ или иные фонды, АИФ (акционерные инвестиционные фонды), УК АИФ, УК ПИФ, УК НПФ;
  4. Организации, у которых объем выручки от продажи ТРУ (товаров, работ, услуг) за год, предшествовавший отчетному, превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн руб.
  5. Организации, представляющие и публикующие консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  6. Иные организации в случаях, установленных федеральными законами (ст. 5, 307-ФЗ).
Читайте также:  Ряд организаций больше не смогут использовать енвд и патенты

Исключение составляют:

  • госорганы, госучреждения;
  • органы местного самоуправления;
  • ГУПы, МУПы;
  • сельхозкооперативы и их союзы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Они не проводят обязательный аудит по общим правилам 307-ФЗ.

А как же автономные организации? Проводят ли они аудит? Многие задаются этим вопросом. В законе 307-ФЗ нет специального указания на проведение обязательной аудиторской проверки в автономных учреждениях. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 5 307-ФЗ обязательный аудит может проводиться в иных случаях, установленных федеральными законами.

Наблюдательный совет автономного учреждения решает вопрос проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности данного учреждения самостоятельно (п. 12 ч. 1 ст. 11, № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Требование об обязательном проведении аудита может быть установлено наблюдательным советом автономного учреждения, и оно является для руководителя автономного учреждения обязательным.

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик попадает под № 223-ФЗ и должен проводить обязательный аудит, но не входит в перечень случаев, приведенных в ст. 5 307-ФЗ. Чем он должен руководствоваться при проведении закупки?

В этом случае заказчик имеет право организовать открытый конкурс на право заключения договора по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Причем сделать это он может, даже если не обязан проводить данную процедуру в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.

Извещение о такой закупке следует размещать не в ЕИС, а лучше на собственном корпоративном сайте или на торговых площадках, или в СМИ.

Заказчики, осуществляющие свою деятельность по 223-ФЗ интересуются, нужно ли включать закупку обязательного аудита в план-график закупок по 44-ФЗ? Ведь данную закупку они должны проводить путем открытого конкурса по правилам 44-ФЗ.

Источник: https://otc.ru/academy/articles/zakupka-obyazatelnogo-audita-osobennosti-podgotovki-i-provedeniya

Аудит в сфере закупок: цели, содержание и результаты

Аудит в сфере закупочной деятельности, регламентированной Законом о контрактной системе в сфере закупок, — достаточно новое понятие. Далее разберемся, что он собой представляет, кто его осуществляет и каковы результаты такой проверки.

Статьей 98 Закона о контрактной системе предусмотрено проведение определенной процедуры, называемой «аудит закупок».

Аудит в сфере закупок представляет собой вид внешнего государственного контроля. Целями данного контроля являются:

  • анализ обоснованности плана закупок;
  • реализуемость и эффективность торгов;
  • анализ результатов тендеров и достижения целей, установленных Законом (реализация мероприятий, указанных в государственных программах, исполнение международных обязательств, а также осуществление полномочий органами государственной власти).

Результат таковой процедуры должен выглядеть в виде оценки уровня обеспечения госнужд с учетом расходов бюджетных средств, а также включать в себя анализ исполнимости условий контрактов (срок, объем, качество поставляемой продукции, выполняемых работ) и эффективность системы управления контрактами.

Кто осуществляет аудит

В указанной статье Закона перечислены органы государственной власти, которые должны проводить оценку. Итак, аудит в сфере закупок осуществляют:

  • cчетная палата;
  • контрольно-счетные органы в регионах;
  • контрольно-счетные органы муниципалитетов;
  • законодательные органы государственной власти субъектов РФ;
  • представительные органы муниципальных образований.

Счетная палата — это постоянно действующий орган власти, который осуществляет внешний государственный аудит. Работа данного органа власти регламентирована Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», а также ее регламентом. Должностные лица — аудиторы самостоятельно проводят оценку и несут ответственность за результаты.

Если говорить о контроле в регионах и муниципалитетах, то такого рода органы осуществляют свою работу на основании принятых в пределах данных регионов и муниципалитетов актов и регламентов их деятельности.

Необходимо отметить лица, деятельность которых подлежит рассматриваемой нами проверке: это государственные органы, унитарные предприятия, юридические лица, бюджетные и автономные учреждения.

Содержание аудита

Говоря об аудите в целом, нужно различать несколько его видов:

  • финансовый (бухгалтерский) — это проверка отчетности;
  • налоговый — контроль соответствия деятельности налоговому законодательству;
  • на соответствие определенного рода требованиям — анализ определенной финансовой или общей деятельности предприятия;
  • ценовой — проверка обоснованности установленной стоимости;
  • аудит хозяйственной деятельности — систематический анализ деятельности организации;
  • специальный (например, экологический) — анализ конкретных аспектов деятельности лица, соблюдения правил и норм;
  • управленческий — анализ системы управления предприятием.

Как видно из перечня, среди них нет так называемого анализа в сфере закупок. Это новый для России вид, который был закреплен Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Аудит в сфере закупок осуществляется по 44-ФЗ и выполняет ряд задач:

  • проверка, анализ и оценка сведений о законности, обоснованности и целесообразности, эффективности и результативности трат на планируемые закупки, а также исполняемые контракты;
  • выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Важно отметить, что предметом такой проверки является правильное и целесообразное расходование бюджетных денежных средств.

Среди документов, которые необходимы контрольному органу для проверки, можно назвать, например, планы и планы-графики, различного рода реестры (контрактов, банковских гарантий, недобросовестных поставщиков), правила нормирования, каталоги необходимых товаров и многое другое.

Результатом такой работы является отчет, который должен содержать конкретную информацию об обоснованности и законности, эффективности и результативности затрат на проводимые торги, а также выводы и предложения, в том числе рекомендации.

Источник: http://ppt.ru/art/44-fz/audit-zakupok

Аудит в сфере закупок: как осуществляется

Аудит в сфере закупок осуществляется на основании 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». Методы проведения этого мероприятия определены преимущественно ст. 267 Бюджетного кодекса.

Участники правоотношений в сфере аудита

В силу ст. 98 44-ФЗ обязанности по проведению внешнего аудита в сфере госзакупок возложены на:

  • Счетную палату РФ;
  • контрольно-счетные палаты (далее – КСП) субъектов РФ;
  • КСП муниципалитетов.

Аудиторы оценивают деятельность:

  • госзаказчика;
  • контрактной службы либо контрактного управляющего;
  • экспертов;
  • электронных торговых площадок;
  • системы ведомственного контроля в сфере госзакупок;
  • представителя заказчика, которому поручен внутренний аудит закупок.

Предмет аудита

Исследуется документация:

  • регламентирующая определение поставщиков;
  • подтверждающая исполнение контрактов;
  • о планировании закупок;
  • контракты;
  • заявки заказчиков;
  • протоколы по результатам закупок;
  • реестры контрактов.

Проверка законности расходов госзаказчика

Аудиту подлежат уже исполненные контракты и сделки, которые только планируются к заключению. Понесенные заказчиком расходы оценивают по ряду параметров:

  • Целесообразность. Оцениваются реальные нужды в закупаемом товаре/услуге.
  • Обоснованность. Исследуются:
  1. максимальные начальные цены сделок;
  2. цены контрактов, заключенных с единственным поставщиком;
  3. соответствие объема закупаемого товара нормам планирования;
  4. ритмичность закупок;
  5. поправки, внесенные в график закупок.
  • Своевременность. Анализу подлежат:
  1. предоставление потенциальным участникам конкурсов достаточного времени для подготовки заявок;
  2. соответствие закупок сезонности и производственному циклу;
  3. наличие достаточного времени для проверки и приемки закупленного товара;
  4. наличие временного зазора на устранение подрядчиком возможных недостатков.

Проверка эффективности расходов госзаказчика

Аудит в сфере закупок предполагает расчет экономии бюджетных денег путем суммирования следующих показателей:

  1. Потенциальная экономия при установлении начальной цены контракта. Устанавливается путем сравнения с рыночными ценами и ценами других госзаказчиков.
  2. Экономия в процессе осуществления закупки. Отслеживается снижение начальной цены по результатам тендеров и конкурсов.
  3. Дополнительная экономия. Учитывается закупка инновационного оборудования; заключение контрактов с поставщиками, предложившими дополнительные сервисы и длительные гарантийные сроки и подобные выгоды.

Рекомендуется рассчитать общую экономию на всех этапах закупочной процедуры от планирования и до исполнения контракта. Возможен расчет на основании сведений формы статнаблюдения № 1-контракт.

С ее применением можно оценить:

  • абсолютный объем экономии как разницу начальных цен и стоимостью реально заключенных контрактов (в рублях);
  • относительный объем экономии как соотношение абсолютной экономии к общей сумме начальных цен контрактов (в процентах).

КСП, которым поручен аудит закупок, анализируют ряд статистических показателей:

Показатели сравниваются с общефедеральным и региональными. Сведения для сопоставления ежеквартально выкладываются Росстатом на сайте госзакупок.

Итоговый отчет

Результат аудита закупок оформляется отчетом. Подготовка документа предполагает систематизацию доказательств, а также оформление выводов и рекомендаций.

Отчет должен содержать:

  • критерии аудита;
  • доказательства;
  • оценку достижения целей осуществления закупочной деятельности;
  • рекомендации госзаказчику.

В отчете необходимо указать:

  • характеристику и анализ значимости выявленных отклонений;
  • сведения о причине недостатков;
  • описание их потенциальных последствий.

Если у аудиторов возникло подозрение о совершении административного правонарушения, инициируется внеплановая проверка. Выявление признаков преступления либо коррупционного деяния влечет необходимость обращения в прокуратуру.

Государственные закупки, как выигрывать тендеры: Видео

Система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Урок 16 / Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок

Результаты деятельности органов аудита в сфере закупок.

Контроль в сфере закупок по контрактной системе

Источник: http://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере закупок: кто, что и как оценивает

Аудит закупочной деятельности представляет собой форму контроля в сфере госзакупок. Рассмотрим, каким госорганам он подведомственен, и какие цели и задачи преследует.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок

Закон № 44-ФЗ в части 1 ст. 98 содержит список органов, имеющих полномочия проводить аудит в сфере госзакупок:

  • Счетная палата Российской Федерации;
  • Контрольно-счетные палаты краев, областей, округов, городов Федерального значения;
  • Счетными палатами муниципалитетов.

В ходе осуществления аудита проводится анализ и оценка результатов проведенных закупочных процедур, достижения целей проведения госзакупок. Целями проведения процедур являются:

  • реализация государственных, региональных и местных целевых программ;
  • исполнение Россией своих международных обязательств;
  • осуществление госорганами и муниципалитетами своих полномочий.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Аудит автономных учреждений и других объектов

Объектами, подпадающими под аудит Счетной палаты РФ, являются:

  • Органы госвласти, уполномоченные органы и учреждения;
  • ГК «Росатом»;
  • ГКУ и внебюджетные фонды, действующие от имени Российской Федерации;
  • Автономные и бюджетные учреждения;
  • Государственные унитарные предприятия;
  • Другие юридические лица, участвующие в инвестиционном кап. строительстве за счет федерального бюджета.
Читайте также:  Образец заявления о переводе на 0.5 ставки 2018 года

Так, например, в 2015 году экспертно-аналитическим мероприятиям подверглись: ФАС, Росфиннадзор, Минфин, Минэкономразвития и иные объекты, вошедшие в план работы палаты. Подробнее см. Обобщенную информацию, размещенную на сайте госзакупок.

Что оценивается при аудите закупок

Федеральный закон «О Счетной палате РФ» от 05.04.2013 в пункте 12 ст. 14 определяет, что в ходе проведения аудита подлежат оценке:

  • выполнение условий госконтрактов по количеству и качеству исполненного по контракту, по срокам и цене;
  • порядок ценообразования;
  • эффективность системы управления госконтрактами.

При проведении аудита должны учитываться все этапы деятельности госзаказчика:

  • планирование проведения госзакупок,
  • непосредственное осуществление закупок (оценка и сопоставление заявок, выявление победителя),
  • оформление и выполнение госконтракта (соблюдение сроков подписания, наличие необходимых согласований контрольных органов и т.п.).

Рекомендации по проведению аудита

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102641-qqq-17-m4-25-04-2017-audit-v-sfere-zakupok

Аудит в сфере закупок — осуществляется, 44-ФЗ, включает в себя следующее количество этапов, акт счетной палаты

Проведение аудита не может осуществляться правильно и полноценно, если не знать основные правила, установленные законодательством и внутренними документами предприятия.

Но как же проводится такая проверка в сфере закупок? Есть ли особенности, о которых следует помнить проверяющим органам? Уточним, кто и как осуществляет аудит.

Аудит бывает разный. В одних случаях проводится анализ поверхностно, в иных – комплексно. К тому же есть ряд нюансов, которые стоит учитывать при проверке определенного вида или области деятельности предприятия.

Рассмотрим, какого порядка стоит придерживаться при проведении аудита в сфере закупок.

Каждый акционер, руководитель и проверяющая структура желает иметь уверенность в том, что деятельность фирмы прозрачна и их никто не пытается обмануть.

Что это такое

Он может быть операционным, техническим, экологическим и т. д. При аудите проверяют финансовую деятельность юридического лица.

Аудитор должен выяснить:

  • не противоречат ли операции, проводимые предприятием, законодательным нормам;
  • соблюдается ли на предприятии порядок ведения бухучета;
  • в полной ли мере ведется отчетность, является ли она достоверной.

Виды аудита:

  • инициативный;
  • обязательный;
  • внутренний;
  • внешний.

С какой целью осуществляется?

Цель проведения внешней проверки:

Подтвердить Достоверны ли показатели отчетности
Проверить полноту, достоверность и точность отражения В учете и отчетах расходов, прибыли и финансового результата работы фирмы за проверяемые периоды
Проконтролировать, соблюдаются ли законодательные и нормативные документы Которыми регулируется порядок ведения бухучета и подготовки отчетов, методологического оценивания активов и обязанностей
Выявить резервы лучшего применения В собственных основных средств и оборотного средства, финансового резерва, собственного капитала

Перечислим задачи, которые выполняются:

Осуществляется организация Восстановление, постановка и ведение бухучета
Планируется и оптимизируется налогооблагаемая база И расчет налоговых платежей
Анализируется хозяйственная и финансовая деятельность
Решаются отдельные правовые и управленческие проблемы Проводятся консультации руководства и специалистов

Цель внутренней проверки:

Обеспечить функционирование каждого вида деятельности На любом управленческом уровне
Защитить законные имущественные интересы компании И ее владельцев

Есть несколько задач, которые должны быть решены в процессе проведения проверки в сфере закупок:

Проверить, правильно ли составлены договора И соблюдены ли все условия
Проверить, есть, правильна ли оценка имущественных объектов Эффективно ли используются материальные, трудовые ресурсы, соблюдается ли действующий порядок использования цены, тарифа
Рассматривают бухгалтерские балансы и отчетность Выясняют, правильно ли организовано технику ведения бухучета
Проверяется достоверность расходов на производственный процесс Полнота фиксации выручки от продажи товара, точность подготовки финансового результата
Разрабатывают и представляют обоснованные предложения По совершенствованию организации системы контроля, бухучета
Консультируют учредительский состав Руководство организации, специалистов отделов

Нормативное регулирование

Основная нормативная документация:

Особенности проверки ↑

Не стоит полагать, что во всех случаях проверка проводится по общим стандартам. Очертим главные правила осуществления аудита.

Что представляет собой?

Цель проверки в сфере закупок – проанализировать и оценить результаты закупок. Чтобы можно было достигнуть поставленные цели, проводится анализ и оценивание затрат на закупку.

Кем осуществляется?

При проведении проверки стоит опираться на ст. 98 Федерального закона России № 44, где сказано, что аудит проводит:

Счетная палата РФ
Контрольно-счетные органы субъектов РФ Что образовывались законодательным органом государственных властей субъекта Российской Федерации
Контрольно-счетные органы муниципального образования Которые образовывались представительным органом муниципального образования

Такие органы аудита осуществляют ряд процедур. Они имеют полномочия анализировать и оценивать результат закупок, достижение цели произведения закупок, что определены согласно ст. 13 данного закона.

Проводится экспертная аналитическая, информационная или иная деятельность в области закупок путем проведения проверки, анализа и оценивания сведений того, законны, целесообразны и обоснованны ли расходы на закупки.

Результат обобщается, определяется причина отклонения, нарушения и недостатка. Готовятся предложения, что направлены на устранение недочетов и улучшение контрактных систем.

Программа проведения мероприятия

Предмет проверки – процедура формирования и применения средств бюджета области, средств бюджета территориальных фондов по обязательному медстрахованию и средств местного бюджета, что направлены на закупку.

Объект:

  • орган государственных властей и госорган области, казенное учреждение;
  • управленческий орган территориальными фондами медстрахования;
  • бюджетное учреждение;
  • автономное учреждение области, унитарное предприятие;
  • компания, что не является госучреждением области, унитарной фирмой и др.

Информационный источник:

  • законодательные нормы;
  • внутренняя документация объектов по произведению закупки товара, работ;
  • единая база данных по закупкам;
  • данные, что содержатся на электронных площадках;
  • периодические издания, где есть сведения о планируемой закупке;
  • сведения государственных статистических отчетов;
  • подтверждающая поставки документация;
  • результат проведенной ранее проверки;
  • интернет-ресурс фирмы-производителя товара;
  • иные данные.

Аудит закупок включает в себя следующее количество этапов:

Подготовительный Изучают предмет и объект, анализирую их специфику, собирают необходимые данные, формируют вопросник для проведения процедуры
Основной Проверяют, анализируют и оценивают данные о закупках
Заключительный Обобщают результаты, готовят отчетность , определяют причины нарушений

При аудите возможно проведение самостоятельного аналитического мероприятия и мероприятия по иной теме, в которой работа в сфере закупок рассматривается в качестве составляющей деятельности объекта контроля

Программа аудита должна содержать:

  • основания проведения процедур;
  • цель, вопросы действий, осуществляемых проверяющими лицами;
  • объекты;
  • период, что подлежит проверке;
  • срок выполнения процедур;
  • перечень лиц, входящих в контрольную группу;
  • документы;
  • сроки подачи отчетности.

Акт счетной палаты

При проверке в сфере закупок составляется акта такого плана:

Формирование заключения

Заключительная стадия предполагает подготовку результата, выводов и рекомендаций. Их отражают в итоговой документации, что составляется по завершению проверки.

Аудиторы Контрольно-счетных палат оставляют отчет на базе существующего акта. Данный документ предлагают к рассмотрению и утверждению Коллегии Контрольно-счетной палате.

Отчеты готовят в срок 2 месяцев после того, как разногласия урегулированы оформляются результаты отчетов после проведения проверки.

Если будет мотивированное обращение аудитора, сроки составления отчетности могут продляться Председателями КСП, но не больше, чем на 10 дней.

Сначала подготавливается текст отчета, затем выводы и предложения. Готовя отчет, стоит учитывать собранные фактические данные.

Вывод должен отвечать таким критериям:

Должен содержать характеристики и значимость обнаруженного отклонения От критериев в сфере закупок, что устанавливаются программой осуществления процедуры
Устанавливать причину обнаруженного недостатка Из-за которого не достигнуто цель
Указать, кто ответственен за выполнение требований Что устанавливаются законодательными положениями

Составляется проект отчета, а затем в течение 5 дней – проект информационного письма, которое будет направляться в Госдуму, Главе администрации округа и т. д.

Обобщенные данные об аудите по закупкам каждый год формируют и размещают в единой базе данных. При проведении аудиторской проверки составляется определенная документация, о чем уже говорилось.

Представим примеры оформленных бланков:

Источник: http://buhonline24.ru/audit/audit-v-sfere-zakupok.html

Аудит в сфере государственных и муниципальных закупок

Законодательство о контрактной системе предусматривает несколько видов мероприятий, направленных на выполнение контрольных и надзорных функций в сфере закупок. Наиболее распространенным, несомненно, является контроль в сфере закупок, поскольку именно его результаты влекут за собой выявление нарушений, наложение штрафов, а порой и судебные разбирательства.

На фоне проверок, осуществляемых контрольными органами в пределах своих полномочий, о существовании мониторинга и аудита в сфере закупок некоторые заказчики даже не знают, а если и знают, то не в полной мере понимают смысл данных мероприятий.

Между тем, для заказчика проведение аудита — это не менее значимая процедура, чем проверка контрольными органами. Разберем основные положения аудиторских проверок в сфере закупок.

Что такое аудит в сфере закупок?

Осуществление аудита в сфере закупок регламентируется положениями статьи 97 Закона № 44-ФЗ. В отличие от проверок, целью которых является обнаружение нарушений законодательства о контрактной системе, аудит направлен в первую очередь на анализ результатов закупочной деятельности.

Среди основных целей проведения аудита можно выделить следующие:

  • оценка и анализ проведенных учреждением закупок в целом и конкурентных процедур в частности;
  • достижение целей осуществления закупок;
  • оценка эффективности закупочной деятельности учреждения.

Кто осуществляет аудит в сфере закупок?

Согласно части 1 статьи 97 закона о контрактной системе, органами, уполномоченными на проведение аудита, являются:

  • счетная палата РФ;
  • контрольно-счетные органы Федерального уровня;
  • счетные палаты муниципальных образований.

Зачем нужен аудит?

Как было сказано выше, основной целью аудита является не столько выявление нарушений в сфере контрактной системы, сколько анализ эффективности закупочной деятельности того или иного учреждения-заказчика.

Предметом аудита может быть как деятельность учреждения в целом, так и выполнение какой-либо конкретной государственной или муниципальной программы, освоение целевых средств, дополнительных ассигнований и т.д.

Читайте также:  Пример объяснительной записки о невыполнении плана продаж

Несмотря на то, что контроль соблюдения норм контрактного законодательства не является основной целью аудита, в случае выявления фактов, содержащих признаки административного или уголовного правонарушения, проверяющие обязаны передать материалы в органы, уполномоченные на осуществление контроля.

Как проводится аудит?

При проведении аудита принято условно выделять три этапа:

  1. Подготовительный – включает в себя предварительный сбор и изучение информации, составление программы.
  2. Основной – предусматривает осуществление проверок всех необходимых материалов и направлений деятельности учреждения. Особое внимание уделяется вопросам эффективности и целесообразности закупочной деятельности и формированию экономии бюджетных средств.
  3. Заключительный – включает в себя обобщение результатов аудита и составление отчета, содержащего выводы и рекомендации.

Данная процедура предусматривает учет и оценку работы заказчика по ряду направлений:

  • планирование и проведение закупок (в том числе оценку заявок при осуществлении закупок конкурентными способами);
  • оформление и заключение контрактов (наличие обязательных условий, сроков подписания, наличие согласований и т.д.);
  • соблюдение условий заключенных контрактов в части количества и качества поставленного товара, выполненных работ или оказанных услуг, а также сроков и порядка оплаты;
  • формирование цены контракта;
  • эффективности управления контрактами.

Заключение

Смысл аудита заключается прежде всего в оценке эффективности и обоснованности тех или иных показателей или аспектов закупочной деятельности учреждения-заказчика. Исходя из этого положения, ответственным лицам заказчиков рекомендуется проводить внутренний аудит и мониторинг собственными силами с целью предупреждения нарушений.

Кроме того, следует быть готовыми к обоснованию своих действий или бездействий, поскольку в отдельных случаях именно от этого будет зависеть позиция проверяющих.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее…

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/549-audit-v-sfere-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-zakupok

Каким образом проводится аудит в сфере государственных закупок по 44-ФЗ, и для чего он нужен?

Закон о госзакупках 44-ФЗ предусматривает ряд мероприятий, направленных на контроль за выполнением исполнения контракта и надзор за закупочными мероприятиями. Одним из нововведений в системе закупок является внедрение системы мониторинга и аудита контрактов.

Аудит в сфере госзакупок: законодательное регулирование

Различают несколько разновидностей аудита: финансовый, налоговый, экологический, управленческий и пр. Аудит системы госзакупок является относительно новым для российской практики явлением, и многим остается непонятной его суть. Это одна из разновидностей внешнего государственного контроля за госзакупками.

Аудит в сфере государственных закупок регулируется нормами ст. 97 ФЗ-44. Его следует отличать от контрольно-проверочных мероприятий в закупочной деятельности, которая направлена на выявление нарушителей (как на стороне заказчиков, так и исполнителей) и привлечение их к административной ответственности.

Целью аудита является, в первую очередь, анализ результатов закупочной деятельности. Также он направлен на достижение целей закупок; оценку с точки зрения эффективности закупочной деятельности учреждений; оценку проводимых закупок и конкурентных процедур; систематизации полученных сведений и выработки предложений по оптимизации действующей модели закупок.

Если в ходе анализа аудиторами будут выявлены факты нарушения норм уголовного или административного права, то они обязаны будут передать полученную ими информацию в уполномоченные органы.

Таким образом, несмотря на то что контроль не является задачей аудита, аудиторы могут способствовать раскрытию преступлений в сфере госзакупок.

Кто проводит аудит госзакупок

Согласно ч. 1 ст. 97 ФЗ-44, уполномоченными за проведение аудита инстанциями являются:

  1. Счетная Палата РФ.
  2. Счетные палаты муниципальных образований.
  3. Контрольно-счетные органы Федерального уровня.

Ответственным лицам на стороне заказчика рекомендовано проводить внутренний аудит закупок своими силами для недопущения нарушений.

Деятельность Счетной палаты направлена на осуществление контрольных функций государственных учреждений на федеральном уровне. Она регулируется федеральным законодательством «О счетной палате» (Законом от 2013 № 41-ФЗ и регламентом).

Деятельность региональных или муниципальных местных палат регулируется местными нормативно-правовыми актами.

Общие принципы функционирования местных контролеров прописаны в ФЗ-6 от 2011 года. Они тесно взаимодействуют с федеральной Счетной палатой.

Ответственность за результаты оценки ложится на должностные лица (аудиторов).

Сроки проведения проверочных мероприятий определяются на текущий год и вносятся в графики. В 294-ФЗ указано на необходимость уведомления организации-заказчика о предстоящей проверке за 3 рабочих дня или за 24 часа при внеплановой проверке.

Кого и что проверяют

Аудит может быть направлен на анализ эффективности закупочной деятельности как отдельного учреждения, так и на оценку результативности государственной и муниципальной программы, насколько эффективно были расходованы целевые средства и дополнительные ассигнования и пр.

Проверке подлежит деятельность:

  • государственных организаций;
  • юридических лиц;
  • унитарных предприятий;
  • бюджетных и автономных учреждений.

При мониторинге подлежат анализу все этапы государственных закупок от планирования до исполнения контракта.

При этом оценивается деятельность должностных лиц заказчиков, закупочных комиссий, контрактных управляющих и служб внутреннего контроля.

Порядок проведения

При проведении аудиторских мероприятий выделяют три основных этапа:

  1. Подготовительный, который направлен на предварительный сбор и изучение информации по закупочной деятельности, а также составление проекта аудита.
  2. Основной этап, который предусматривает проверки всех материалов закупки и направлений работы организации. Отдельно стоит обратить внимание на вопросы эффективности и целесообразности результатов закупок и формирование бюджетной экономии.
  3. Заключительный этап, включающий обобщение результатов аудиторской деятельности и подготовку отчета с выводами и рекомендациями по результатам аудиторских мероприятий.

В ходе аудита специалистами анализируются данные из открытых источников, а также официальные документы, получаемые от государственных заказчиков. При проведении проверки контролирующими инстанциями могут запрашиваться у организации такие документы:

  • планы;
  • планы-графики закупок;
  • документы, обосновывающие потребности в конкретных товарах или услугах;
  • реестры заключенных контрактов;
  • полученные банковские гарантии (реестры);
  • реестры недобросовестных поставщиков;
  • каталоги необходимых товаров;
  • правила нормирования;
  • оригиналы заключенных контрактов;
  • отчетная документация по завершенным контрактам (акты и пр.).

Государственным заказчикам стоит учитывать, что за непредоставление запрашиваемых сведений либо за предоставление заведомо ложной информации законом установлена уголовная или административная ответственность.

Обычно наиболее пристальное внимание аудиторы уделяют контрактам, заключенным посредством неконкурентных способов.

В ходе аудиторских мероприятий работа заказчика оценивается по целому ряду направлений:

  • насколько правильно оформлены и заключены контракты (содержались ли там обязательные условия, соблюдены ли сроки подписания, получены ли необходимые согласования и пр.);
  • соблюдены ли поставщиками и исполнителями условия контракта с точки зрения количества и качества товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также сроков работы и порядка оплаты контракта;
  • соответствует ли требованиям планирование и процедура проведения закупок (в том числе при закупках с помощью конкурентных процедур);
  • отвечает ли установленным правилам расчет цены контракта, и насколько обоснованной она является;
  • насколько эффективно происходило управление контрактами.

Результаты проверок

По результатам проведенного аудита формируется отчет. В отчете должны содержаться конкретные сведения об обоснованности и эффективности затрат на проводимые торги в процессе государственных закупок, а также выводы, предложения и рекомендации.

В задачи аудиторов входит необходимость установления причин неэффективной работы системы госзакупок и подготовка  предложений, направленных на их устранение и усовершенствование действующей контрактной системы.

Результаты проведенных мероприятий, оформленные в письменной форме, содержат указание на следующие данные:

  1. Количество проведенных контрольных мероприятий: сумма заказов, которые оценивались; отдельно сумма заказов, которые были признаны неэффективными и нерезультативными с точки зрения расходования бюджетных средств (например, были оплачены невыполненные или некачественно выполненные работы).
  2. Количество выданных предписаний и обращений в контролирующие инстанции и правоохранительные органы.

При аудите контролеры должны зафиксировать все выявленные ими нарушения: при организации заказа (например, проигнорированы требования о формировании конкурсной комиссии, общественном обсуждении заказов и пр.

); планировании закупки; в документации (не прописаны или предъявлены недопустимые требования к участникам, нет обязательных условий в проекте контракта, не установлены критерии оценки заявок и пр.

); по подписанным контрактам (соответствует ли договор предложению участника, какие сроки заключения контракта и внесения обеспечения по нему); по процедурам госзакупок (внесено ли обеспечение по закупке, предприняты ли антидемпинговые меры, насколько обоснованы отказы в допуске участников, велись ли все необходимые протоколы), а также при исполнении договора (законность внесения правок, экспертиза результатов, своевременность работы, порядок расторжения и пр.).

Также по результатам проверочного контрольного мероприятия аудиторами составляется акт, содержание которого доводится до сведений руководителей проверяемых инстанций и публикуется на официальном сайте госзакупок в ЕИС в открытом доступе.

Руководитель учреждения-заказчика вправе не согласиться с результатами проведенных мероприятий, которые нашли отображение в акте. Он может приложить к акту свои пояснения и возражения.

Руководитель всегда должен быть готов к тому, что от него потребуют обосновать его действия или бездействие при осуществлении госзакупок.

Когда аудиторами выявляются нарушения, то они обязаны направить заказчику предписание об их устранении, а также передать информацию в ФАС, прокуратуру или ФНС. По результатам внешнего аудита закупка может быть признана необоснованной.

Проверяемые учреждения также могут обжаловать деятельность аудиторов в законодательных (представительных) органах или арбитражном суде.

Таким образом, ключевой смысл аудита состоит в оценке эффективности и обоснованности различных аспектов проводимых закупок учреждения, которое является заказчиком государственных услуг.

В процессе аудита в сфере закупок выполняется ряд важных задач: анализ, оценка, проверка обоснованности, законности, целесообразности и результативности затрат на закупки и контракты, выявление нарушений и недостатков при проведении закупок. По результатам аудита составляется акт и отчет.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-66-30.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-36-67.

Источник: http://zakonguru.com/goszakupki/44/audit.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector