Нецелевое использование бюджетных средств. виды, ответственность

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2018 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Что такое нецелевое использование бюджетных средств? Нецелевое расходование бюджетных средств – это, прежде всего, нарушение бюджета.

Пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ определил, что нецелевое использование бюджетных средств – это такое направление средств бюджета в бюджетной системе России и оплата денежных обязательств, цель которых не соответствуют частично или полностью целям, которые определены законом и отображены в следующих документах:

  • решение о бюджете;
  • сводная бюджетная роспись;
  • бюджетная роспись;
  • бюджетная смета;
  • договор (соглашение) или другой документ, являющийся правовым основанием для предоставления вышеуказанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Каждая статья расходов, которая входит в состав бюджетной росписи, имеет конкретное предметно-целевое назначение, называемое «классификацией расходов бюджетов».

Учреждение, которое получило финансирование из бюджета, должно использовать поступающие средства в строгом соответствии как с их размером, так и с их целевым назначением.

Ответственной за надзор и постоянный контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов, средств федерального бюджета, материальных ценностей, которые находятся в федеральной собственности, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

Анализ материалов контрольных мероприятий данной службы позволил различать всевозможные методы нецелевого использования бюджетных средств:

  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые не предусмотрены в плане финансово-хозяйственной деятельности на данный финансовый год;
  • использование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны покрывать средства, поступающие из других бюджетов;
  • расходование бюджетных средств для оплаты расходов, которые должны оплачиваться за счет денег из внебюджетных источников;
  • использование бюджетных средств для оплаты работ и услуг, которые не связаны с основной деятельностью бюджетного учреждения — для оказания финансовой помощи другим коммерческим организациям либо на их создание, для оплаты расходов иного юридического лица;
  • расходование бюджетных средств для оплаты коммунальных услуг, которые были осуществлены сторонними потребителям (например, арендаторами) без должного возмещения этих расходов;
  • использование бюджетных средств для финансирования различных строительных объектов, по которым в установленном порядке финансирование не предусмотрено, поскольку они не включены в перечень строек и объектов, указанных в проектно-сметной документации;
  • использование субсидий и субвенций с нарушением условия их предоставления.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Уголовная ответственность

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

  • Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv-st-285-1-uk-rf/

Нецелевое использование бюджетных средств

   Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом.

Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов.

В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.

   Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Виды нецелевого использования бюджетных средств

   Нецелевое использование возможно в следующих случаях:

  1. Незапланированные расходы. Данный пункт является формальным и состоит в точном соответствии произведенных затрат утвержденному вначале года бюджетному плану.
  2. Преждевременная оплата. Любые затраты должны иметь обоснование. В части заключенного по итогам тендера государственного контракта следует обратить внимание на сроки оплаты за работы или услуги. В этой части государственная структура не вправе производить оплату в нарушение оговоренного графика. Это в полной мере распространяется на оплату не оказанных услуг и неполученного товара. В этой связи также не допускается заключение и последующее исполнение государственного контракта на условиях предоплаты.
  3. Чрезмерная оплата. Государственный или муниципальный орган приоритетно должен избирать поставщика с наименьшим ценовым предложением. При таких обстоятельствах, обязательным условием конкурса на поставку товара должна быть именно цена договора. Заключение и оплата работ, стоимость которых превышает среднерыночную может свидетельствовать о нецелевом и необоснованном расходовании бюджетных средств.
  4. Оплата неуполномоченному лицу. Даже после реального получения работ (услуг) государственной структуре следует крайне внимательно проводить оплату полученного. Оплатить счет необходимо исключительно правомочному законному кредитору. В данной части актуален вопрос о принятии договора цессии и произведении оплаты новому кредитору. Подобный договор нуждается в тщательной проверке, поскольку в случае его ничтожности возможно инициирование вопроса о нецелевом расходовании бюджетных средств. Кроме того, этот же пункт распространяется на оплату услуг компании, которая неспособна их оказать. Например, нецелевой может быть признана оплата за юридическую помощь строительной фирме.
  5. Приобретение не профильных товаров. Ввиду того, что каждый государственный орган имеет цель и задачи своей роботы, приобретение каких-либо товаров / работ / услуг должно в полной мере соотносится с такими целями. В этой связи следует отметить, что в данном случае нецелевое расходование бюджетных средств возможно и при запланированных тратах на ненужные товары.

   Вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств рассматривается в каждом случае самостоятельно. Поэтому приведенный перечень ситуаций очевидно не является окончательным.

Административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

   Последствием нарушения порядка расходования государственного бюджета является инициирование соответствующего дела по административному правонарушению. При этом, состав именно административного нарушения по статье 15.14 КоАП РФ ограничен полуторамиллионными суммами.

Читайте также:  Утилизационный сбор на спецтехнику в 2018 году

   Важно обратить внимание, что к ответственности также может быть привлечен и сам незаконный получатель бюджетных средств. С этой целью уполномоченным органом будет рассмотрен вопрос о намерениях и совершении целенаправленных действий со стороны организации, которые и привели к незаконному расходованию бюджета.

   Размер наказания для государственного служащего варьируется от двадцати до пятидесяти тысяч. При этом, вместо штрафа может быть назначена дисквалификация не более чем на три года, что лишит возможности дальнейшей работы в указанный период в качестве госслужащего.

   Для получателя незаконно израсходованных бюджетных денег ответственность зависит от суммы полученного. Минимальная санкция составит пять процентов. Ее пределы – 25% от размера нецелевого расходования средств.

   Подробнее о тактике защиты в делах об административных правонарушениях и работе нашего административного адвоката по ссылке на основной части сайта.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

   В случае достижения, а равно превышения полуторамиллионного порога нецелевых расходов, ответственность за подобные деяния предусматривается уголовным законодательством.

   В зависимости от количества задействованных лиц (соисполнителей преступления), а также размера незаконно выведенных из бюджета денег статьей 285.1 УК Российской Федерации определена санкция – до пять лет лишения свободы.

   Аналогично административному, в уголовном наказании также может присутствовать запрет на дальнейшую работу государственного либо муниципального сотрудника.

   Также смотрите видео с советами адвоката по уголовным делам, они универсальны для любого случая привлечения к уголовной ответственности и могут быть взяты за основу Ваших шагов:

   Читайте также о всех действиях, которые делает наш адвокат по уголовным делам в рамках защиты Вашего права по ссылке.

Как выстроить защиту при нецелевом расходовании бюджетных средств

   В подавляющем большинстве случаев вопрос о нецелевом расходовании бюджетных средств тесно связан именно с оплатой за несуществующие, не оказанные услуги либо неполученный товар.

Таким образом, приоритетным вопросом в защите (равнозначно административное либо уголовное дело) будет являться представление доказательств реальности выпиленных работ.

Также немаловажно подтвердить квалификацию исполнителя – доказать, что именно это предприятие предложило минимальную цену, а в штате фирмы имеются необходимые специалисты.

Для достижения этих целей необходимо представить следующие документы:

  • Государственный контракт со всеми имеющимися дополнительными соглашениями
  • Конкурсную документацию произведённого тендера
  • Сметные расходы по контракту
  • Возможные накладные – товарные, грузовые и так далее
  • Акты выполненных работ
  • Учредительные документы компании – исполнителя
  • Штатное расписание поставщика
  • Бухгалтерский баланс исполнителя государственного контракта
  • И иные

   Дополнительно в рамках рассмотрения дела судом будет устанавливаться вопрос планирования подобных расходов. Соответственно, следует обращать внимание на утвержденную уполномоченным лицом смету затрат.

   При невозможности самостоятельного получения необходимых доказательств реальности работ, это возможно сделать при помощи правоохранителей либо суда.

   Главное: стратегия защиты всегда индивидуальна для каждого отдельного дела. Приведенные важные обстоятельства являются примерными и наиболее часто встречающиеся в практике рассмотрения подобных дел и, естественно не являются полными.

По каждому делу тактику защиты следует разрабатывать с учетом конкретных фактов и обязательным учетом возможности доказывания нужных обстоятельств. И важно начать действовать с адвокатом, чтобы не наделать ошибок.

Вот почему звоните и записывайтесь к нам на консультацию уже сегодня, наш адвокат выстроит полную защиту в Вашем деле.

Источник: http://katsaylidi.ru/blog/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

В этом материале мы рассмотрим такое нарушение законодательства, как нецелевое расходование бюджетных средств: что понимают под этим понятием, какие существуют примеры нецелевого использования денег из бюджета и какое за это предусмотрено наказание.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В БК РФ указано, что нецелевым расходованием бюджетных средств признается направление выделенных из бюджета денег и оплата обязательств в целях, которые не соответствуют заявленным в законе о бюджете, смете или в другом документе, выступающим основанием для предоставления указанных средств.

К бюджетным относятся следующие средства:

  • Субсидии на различные государственные или муниципальные задания;
  • Субсидии на капитальные вложения;
  • Гранты в виде субсидий;
  • Трансферты;
  • Кредиты;

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:                   

Нельзя установить требование проводить закупку для госнужд на выделенные деньги у конкретного поставщика, если такая закупка проводится конкурентным способом. В БК РФ указано, что нецелевое использование влечет взыскание суммы, использованной не по назначению, а также приостановление выделения бюджетных денег нарушителю.

Нецелевое использование бюджетных средств: примеры

Рассмотрим конкретные примеры, когда имеет место нецелевое использование бюджетных средств. Применительно к бюджетным учреждениям, сюда можно отнести оплату расходов, которые не были предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности.

Также к нецелевому относится перемещение средств между статьями бюджетной классификации. Это происходит, когда деньги были выделены на цели по конкретной позиции бюджетной классификации с указанием вида расходов и статьи, а тратились в итоге на цели, предусмотренные другой позицией.

Кроме того, под понятие «нецелевое использование» подпадает использование средств из бюджета на оплату расходов, которые должны финансироваться из бюджета другого уровня или из внебюджетных источников.

Не допускается также трата денег из казны на работы и услуги, не связанные с деятельностью бюджетного учреждения, на помощь коммерческим фирмам и на расходы какого-либо другого юрлица. Нарушением считается пользование средствами, предоставленными в качестве субсидий, вне установленного порядка.

К нецелевому использованию относится перенаправление средств, предоставленных на какие-либо программы, на иные цели. Однако самым распространенным случаем является неверное отнесения расходов бюджетного учреждения к пунктам классификации операций сектора государственного управления ().

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть выявлено в ходе аудита и других проверок. В госзакупках аудитором выступает Счетная палата.

Специалисты оценивают как уже завершенные закупки, так и те, которые только планируются.

Аудитор имеет право запрашивать и проверять , сами контракты, протоколы, данные заказчика в ЕИС, кроме того, предметом проверки служат процедуры формирования бюджетных средств на закупку и их применения.

Штраф за нецелевое использование бюджетных средств

Ответственность за нецелевое использование денег из бюджета прописана в Кодексе об административных правонарушениях, а также в Уголовном кодексе.

Если нарушение не уголовно наказуемо (критерии этого мы рассмотрим ниже), то предусмотрен штраф в размере 20-50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет — для должностных лиц, штраф до 25 процентов от суммы израсходованных не по назначению денег – для юрлиц.

Если же объем нецелевого использования средств превысил крупный или особо крупный размер, то предусмотрено уголовное наказание. Под крупным понимают объем средств больше чем 1,5 миллиона рублей, под особо крупным – больше 7,5 миллиона рублей.

В первом случае может последовать одно из следующих наказаний:

  • Штраф до 300 тысяч;
  • Принудительные работы до двух лет;
  • Лишение права занимать какие-либо должности на срок до трех лет;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы до двух лет.

Для нецелевого расходования денег из бюджета в особо крупном размере и совершенным группой лиц предусмотрено более серьезное наказание. Это штраф до полумиллиона, работы на срок до пяти лет или тюремное заключение до пяти лет.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102815-otvetstvennost-netselevoe-ispolzovanie-sredstv

Нецелевое использование бюджетных средств в казенных учреждениях

Знакомому главному бухгалтеру казенного  учреждения как-то приснился не совсем приятный сон. С неба падают красивые снежинки, абсолютно одинаковые и она не может понять, где целевые снежинки, а где нет. Такая вот профдеформация.

Почему же для бухгалтера казенного  учреждения очень важно использовать средства, только на те цели, на которые они были получены? Давайте разбираться.

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Один из принципов бюджетной системы – принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ). Он гласит, что бюджетные средства выделяются только с указанием цели их использования. Следовательно, их нужно использовать на расходы в соответствии с бюджетной сметой или другим документом.

Средства из бюджета получают органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств и  казенные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета (статья 6 БК РФ). Какие же расходы учреждения будут считаться нецелевым использованием бюджетных средств?

Вы преступите закон, если нарушите условия предоставления субвенций и субсидий,  неправильно определите код бюджетной классификации или используете средства:

  • на цели, не предусмотренные бюджетной сметой казенного учреждения (или предусмотренные, но в больших суммах);
  • чтобы оплатить работы и услуги, не связанные с деятельностью вашего учреждения.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены три вида ответственности.

Самое легкое наказание – бюджетные меры принуждения (статья 306.4 БК РФ): у нарушителя либо забирают неправильно использованные средства, либо прекращают все межбюджетные трансферты, кроме субвенций.

Административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ) — должностных лиц ожидает штраф от 20000 до 50000 рублей или дисквалификация до трех лет. Штраф для юридических лиц составляет от 5% до 25% средств, использованных не по назначению.

Если размер потраченных не по назначению бюджетных средств больше полутора миллиона рублей, наступает уголовная ответственность (ст. 285.1. УК РФ). Нарушителей ждет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или равный зарплате или иному доходу от одного до двух лет.

Также осужденного могут приговорить к двум годам принудительных работ и на три года лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Самых грубых нарушителей ждет арест до полугода или лишение свободы до двух лет.

Читайте также:  Судебная практика: нельзя оспорить увольнение из-за мелкой ошибки

Примеры нецелевого использования бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств может быть квалифицировано только в том случае, если учреждение уже понесло затраты – то есть совершило кассовые расходы.

Приведем несколько примеров нарушений:

  • использование средств на оплату работ и услуг, не связанных с деятельностью учреждения;
  • использование средств на оплату коммунальных услуг для сторонних потребителей (например, арендаторов) без соответствующего возмещения данных расходов;
  • использование средств на финансирование объектов и строек, по которым финансирование в установленном порядке не предусмотрено и которые не включены в перечни строек и объектов, а также на затраты, не предусмотренные проектно-сметной документацией;
  • использование средств целевых бюджетных фондов, резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) или средств на реализацию целевых программ на цели, предусмотренные другими разделами соответствующего бюджета.

Как не нарушить закон?

Как уже говорилось выше, средства бюджета необходимо расходовать только на цели, предусмотренные условиями их получения. Поэтому следите за бюджетной сметой казенного учреждения, правильно используйте коды бюджетной классификации.

Статья подготовлена

экспертами Компании «Учёт в БГУ»

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Источник: http://grnt.ru/blog/netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyih-sredstv-v-kazennyih-uchrezhdeniyah/

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств – это расходование денег на те цели, которые не соответствуют условиям получения выделенных средств. Условия определены сметой и утвержденным бюджетом.

Нецелевым использованием считается и трата денег по другому коду КОСГУ (экономической классификации) по сравнению с тем, по которому происходило перечисление.

Согласно практике, случаи с ошибкой в коде наиболее распространены – например, когда деньгами, выделенными для начисления заработной платы (код КОСГУ 221), оплачиваются услуги нотариуса (код 226).

Что такое КОСГУ?

КОСГУ – это классификатор, который группирует операции, осуществляемые в секторе государственного управления. Порядок использования кодов КОСГУ определен министерством финансов и прописан в Бюджетном Кодексе (статья 23).

Каждая из статей классификатора содержит описание, которое представляет собой перечень возможных направлений расходования финансов.

Трата средств по кодам КОСГУ в обязательном порядке сопровождается заключением договора в письменной форме.

Согласно письму министерства финансов, при наличии у контролирующего органа подозрений в нецелевом использовании финансов обязательно должны быть рассмотрены все обстоятельства и причины, побудившие нарушителя действовать таким образом. Если расходы неправильно отнесены на статью КОСГУ, нарушение не считается нецелевым использованием в следующих ситуациях:

  • Траты обусловлены бюджетной сметой, плановыми и прочими документами главного распорядителя.
  • Выявлено, что в действиях нарушителя не было злого умысла.

Возможна ситуация, когда для расходов, необходимых для учреждения, не предусмотрено статьи КОСГУ, именно поэтому список классификатора считается открытым.

В такой ситуации отнести расходы можно на любую другую статью – нарушением данное действие считаться не будет.

Кроме того, учреждение избежит ответственности, если своевременно обнаружит и исправит ошибку, например, посредством письма в казначейство.

Административное наказание нарушителя

За нецелевое применение денег статья 15 КоАП устанавливает для организации штраф размером от 40 до 50 тыс. рублей либо от 5 до 25% от суммы выделенных бюджетных финансов. Для руководителей штраф в 10 раз меньше: от 4 до 5 тыс. рублей. Возможны и другие формы наказания: например, руководитель может быть отстранен на срок до 3 лет.

Относительно административной ответственности есть интересный аспект: срок давности нарушения составляет всего год. Учитывая, что предприятие проверяется, как правило, сразу за несколько финансовых периодов, срок давности может выйти, следовательно, нарушителя к ответственности привлечь уже будет невозможно.

Уголовная ответственность

Нецелевая трата содержит признаки уголовно наказуемого деяния, если сумма бюджетных финансов превышает 1.5 млн рублей. Особо крупным размером суммы считается 7.5 млн рублей. Меры уголовного наказания установлены ст. 285 Уголовного кодекса:

  • Заключение сроком до 2 лет. Эта мера может сопровождаться лишением нарушителя права работать на определенных должностях в течение 3 лет после окончания основного наказания.
  • Арест на срок до полугода.
  • Штраф в размере суммы заработной платы нарушителя за последние два года либо в размере произвольно установленной судом суммы до 300 тыс. рублей.

Наказание ужесточается, если выявлено, что группа лиц действовала по сговору:

  • Штраф до 500 тыс. рублей либо в размере суммы заработной платы нарушителя за последние три года.
  • Заключение сроком до 5 лет с утратой права работать на определенных должностях еще 3 года.

Группа лиц, согласно законодательству, может состоять всего из двух человек: руководителя предприятия и главного бухгалтера.

Бюджетная ответственность

По статье 289 БК, если средства оказались растраченными не по назначению, они могут быть изъяты. Ранее применялась другая форма наказания – блокировка расходов, однако, с 2010 года эта статья утратила силу.

Порядок обжалования решения Росфиннадзора

Если руководитель не согласен с решением проверяющих должностных лиц и считает, что деньги были потрачены надлежащим образом, обжаловать решение он должен в соответствии с порядком, предусмотренным КоАП (ст. 30).

Жалобу следует предоставить судье либо в контролирующий орган в течение 10-ти дней с даты получения постановления об административном нарушении. Получатель жалобы обязан в течение 3-ех суток отправить ее в суд со всеми предоставленными руководителем материалами.

Суд рассматривает материалы максимум 2 месяца. Результатом рассмотрения является одно из таких решений:

  • Постановление остается в силе, жалоба не удовлетворена.
  • Постановление отменяется, если основание, по которому вынесено постановление, не является доказанным.
  • Постановление отменяется, а дело возвращается в контролирующий орган для повторного рассмотрения. Это решение применяется, если выявлены существенные нарушения требований КоАП при проверке, что не позволило объективно рассмотреть дело.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12357-necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv

информационный портал, освещающий основные вопросы на тему административного и гражданского права

Каждая бюджетная организация отслеживает положения относительно темы нецелевое использование бюджетных средств. Ответственность в 2018 году немного изменилась. Государственные органы каждый год выделяют из бюджета деньги бюджетным организациям на строго определенные цели.

Содержание:

  1. Понятие нецелевого использования средства
  2. Виды нецелевого использования средств
  3. Нецелевое расходование субсидий
  4. Кто нарушитель?
  5. Форма ответственности

Расходы могут быть социальными, военными, экономическими, внешнеэкономическими или направленными на содержание судебной или законодательной системы. Направленные на выплату социальных пособий, содержание армии, или инвестирование передовых программ, они должны быть потрачены в полном объеме на установленные задачи.

Расходование денежных средств на другие цели является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Понятие нецелевого использования средств Распределение государственного бюджета осуществляется исходя из положений, принятых в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Именно он говорит о том, что все средства, выделяемые из казны, обязательно имеют строгие указания относительно использования (ст.38 БК РФ). В этом кодексе есть и определение нецелевого задействования бюджетных денег. Под ним понимается оплата услуг или товаров, не предусмотренных в документе, определяющем ассигнование.

Таким документом является бюджетная смета, свободная бюджетная роспись, закон о бюджете, контракт на предоставление субсидии или другой правомочный документ.

Виды нецелевого использования средств

Нецелевые расходы, допущенные главным распорядителем, управляющей компаний или получателем бюджетных средств, имеет свои последствия, кроме правовых бывают и фактические. Они напрямую определяются уровнем и формой совершенного правонарушения. Допустить его могут как участники бюджетного процесса, так и непосредственно сами автономные организации. Разновидности нецелевого использования формируются исходя из практики. Самыми распространенными нарушениями являются:

  • растраты на ведение хозяйственной деятельности в течение финансового года, если бюджетом они не предусматривались;
  • полученная прибыль была потрачена на другие цели, нежели были предусмотрены финансовым планом;
  • некорректное движение средств по статьям бюджетной квалификации, распределяющей все операции по секторам гос. управления;
  • произошло смешение разделов бюджета: на нужды одних были задействованы средства других;
  • объекты были профинансированы до того, как принята проектная смета;
  • деньги, выделенные из казны, потратили арендаторы, и впоследствии, расходы не были возмещены;
  • средства были использованы для оплаты услуг сторонней организации, вне деятельности учреждения, которое было профинансировано;
  • деньгами оплатили цели, которые планировались финансироваться на источники вне бюджета;
  • погашение расходов из федерального бюджета, в то время как они были предусмотрены на муниципальном уровне.

  Требования в части нарушений расходования бюджета предусмотрены административным законодательством, а именно КоАП РФ. Бюджетные средства, переведенные на счета автономной организации, всегда находятся под строгим контролем.

Осуществляет его Счетная палата РФ, Федеральное казначейство (оно приняло контролирующую функцию контроля в финансово-бюджетной сфере после упразднения Росфинннадзора), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба (в рамках контроля валюты), а также контрольно-счетные органы.

Нецелевое расходование субсидий

Из бюджета выделяются средства не только предусмотренные сметой, но и на основании заключенного соглашения. В этом случае речь идет о субсидировании деятельности социально важной организации. Полученные деньги должны тратиться, согласно установленных в договоре положений.

Судебная практика отмечает следующие случаи нарушения оговоренных целей:

  • Внесение средств на счета сторонних организаций за услуги содержания чужой собственности. В особенности это касается имущества, не принадлежащего профинансированному учреждению.
  • Перевод средств на счета сторонних организаций, за услуги, которые не были оказаны. В практике встречаются случаи, когда по документам подрядчик все предусмотренное условиями соглашения выполнил, о чем свидетельствуют акты приема-передачи, но при проверке по факту они не были выполнены полностью или в какой-то части. В этом случае речь идет об административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность.
  • Списание денег, выделенных из бюджета за услуги, не предусмотренные договором. К примеру, средства были потрачены на страховые полисы, в то время как юридические услуги оплачиваются из внебюджетных средств.
Читайте также:  Чем отличается счет от счета-фактуры

  Ситуаций на практике бывает гораздо больше, и все они имеют свои особенности.

В судах доказывают не только наличие факта нарушения, но и его необоснованность. В последнем случае организации требуется доказать, что она действовала только в рамках гос. задания.

Кто нарушитель?

Нецелевое использование бюджетных средств является серьезным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность. Возлагается она в первую очередь на организацию, которая его допустила. До окончания разбирательства, деятельность юридического лица временно приостанавливается. Также вину несет должностное лицо, в ведении которого было распоряжение выделенными средствами из бюджета. Для него предусмотрены следующие санкции:
 

 
Чаще всего ответственным должностным лицом является руководитель, в ведении которого находятся экономические вопросы.

Определяется лицо, исходя из подписи на финансовых документах, без нее не возникает последствий правового действия.

Если подписывал важные бумаги в период отсутствия руководителя его заместитель, и все полномочия он получил официально, согласно приказа, то ответственность он несет единолично.

Форма ответственности При выявлении нарушений в процессе использования выделенных денег из казны, контролирующие органы вправе приостановить деятельность учреждения, провести полную проверку. В 2018 году, нецелевое расходование бюджетных средств предусматривает два вида ответственности:

  • Административная. Санкции описаны в КоАП РФ, применяются если в действиях должностных лиц отсутствует уголовное деяние. В этом случае учреждение обязуется выплатить штраф, в сумме от 5 до 20% от выделенных средств из бюджета. Должностное лицо отстраняется от исполнения своих обязанностей сроком до 3 лет и обязуется выплатить от 20 до 5 тысяч рублей.
  • Уголовная. Санкции описаны в УК РФ. Согласно им в отношении виновного могут быть применены кроме штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы сроком до 3-х лет, арест на полгода, или отбывание наказание в тюрьме сроком до 2-х лет, с последующим запретом занимать определенные должности (или без такого ограничения).

Наказание ужесточается, если нецелевое расходование средств было спланировано группой лиц, и в совершении таких действий был умысел.

Источник: https://lawonline24.ru/publications/necelevoe-ispolzovanie-bjudzhetnyh-sredstv-otvetstvennost-i-nakazanie-v-2018-godu/

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) К вопросу нецелевого использования бюджетных средств

В настоящее время к числу наиболее острых проблем функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится проблема повышения ответственности на нецелевое использования бюджетных средств.

Сегодня бюджетные средства все чаще используются не по их назначению, что представляет собой серьезную опасность всему государству. Она может выражаться в прямом срыве финансирования государственных целевых программ, в сдерживании развития социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В первую очередь необходимо говорить о формировании эффективного управления государственными и муниципальными финансами, на базе современных принципов бюджетной системы России.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

С принятием Бюджетного кодекса РФ ответственность за нецелевое использование бюджетных средств был придан системный характер, в частности, до внесения изменений в БК РФ, Федеральным законом от 23.07.

2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] ст.

289, предусматривалось за совершение данного нарушения бюджетного законодательства применение нескольких видов юридической ответственности: бюджетно-правовой, уголовной и административной.

В действующей редакции БК РФ статья 289 БК РФ утратила силу. Такой подход к обеспечению целевого использования бюджетных средств является необходимым, так как данное нарушение бюджетного законодательства относится к числу правонарушений, причиняющих существенный материальный ущерб государству и муниципальным образованиям.

В целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, в связи с этим бюджетные и казенные учреждения постоянно находятся под прицелом контролирующих органов, таких как Счетная палата РФ, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, налоговые органы, органы Пенсионного фонда. Как показывает практика проверок и ревизий, в настоящее время все еще актуальным остается вопрос соблюдения бюджетными и казенными учреждениями бюджетного законодательства, в частности целевого расходования выделенных средств федеральным бюджетом.

В своей деятельности Счетная палата РФ, органы финансового контроля все чаще сталкиваются с нецелевым использованием бюджетных средств. По официальным данным, приведенным в таблице 1, выявлены следующие показатели нецелевого использования средств федерального бюджета [2].

Таблица 1

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Показатели (млрд руб.) 0,97 1,96 3,8 1,58 1,2 1,1

Из приведенных выше данных видно, что нецелевое использование бюджетных средств с 2010г. пошло на убыль.

Минфин России осуществил в 2012 году блокировку расходов федерального бюджета,сократив лимиты бюджетных обязательств, главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором.

Предоставленная Минфином России информация о лимитах бюджетных обязательств по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Росфиннадзором, несокращенных на 1 января 2012 года и на 1 января 2013 года, представленных к сокращению и сокращенных в 2012 году, отражена в следующей таблице.

Лимиты бюджетных обязательств

Источник: https://moluch.ru/archive/59/8380/

Нецелевое использование бюджетных средств: ответственность и наказание

x

Check Also

Расширение сферы товарно-денежных отношений способствовало не только развитию оборота продукции, но и услуг. На протяжении длительного периода эти два сектора существовали как одно целое. Услуги …

Исследование экономических процессов, их анализ позволяют не только сделать выводы об их текущем состоянии, но и спрогнозировать развитие в плановом периоде. Для этого финансовые менеджеры …

Как рассчитывается количество рабочих дней в месяце? Нормы рабочего времени Уже не одно десятилетие ежегодно выпускается производственный календарь, в котором обозначены выходные и рабочие дни. …

Без электричества сложно представить себе современную жизнь. Как только что-то происходит с электросетью, многие люди паникуют и не знают, как решить свою проблему. В таких …

Процессуальное законодательство: образец мирового соглашения Мировое соглашение в суде представляет собой договор, прекращающий спор либо устраняющий неопределенность в правоотношениях. Достижение консенсуса происходит посредством взаимных уступок. …

Срок исковой давности по трудовым спорам – то, что должен знать каждый Немало различных конфликтных ситуаций, которые возникают между работником и работодателем, являются основной причиной …

Основные правила суточной работы по Трудовому Кодексу В настоящее время для некоторых профессий и должностей устанавливается 24 часовой рабочий график. В настоящее время Трудовой Кодекс …

Права человека сегодня очень хорошо защищаются законодательно. Действуют международные пакты, а в большинстве государств гарантии и права закреплены в конституциях и отдельных законах. Но стоит …

Единый сельскохозяйственный налог. (ЕСХН). Система налогообложения для сельхозпроизводителей Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена …

Негаторный иск: что это такое, его сущность и основные отличия от других исков Любой собственник, во владении которого есть недвижимое имущество либо какие-то материальные ценности, …

Развитие инноваций в России – принципиальная позиция руководства страны. Это один из немногих путей выхода из тени сырьевой модели экономики, уменьшающих зависимость от ценовой конъюнктуры …

Бюджет — важнейшая часть национальной экономической системы большинства государств. Каждая страна стремится выстроить наиболее эффективную модель управления соответствующим ресурсом, а также определить перспективные способы ее …

Как правильно пишется расписка о получении денег? Тонкости и формальности Любые сделки с недвижимостью или автомобилями требуют передачи крупной денежной суммы по договору. Чтобы процесс …

Форма Т-2: образец заполнения. Скачать бланк формы Т-2 Форма Т-2 – это учётный документ, который обязаны вести работники кадровой службы на каждом предприятии. Обозначает эта …

Функциональные и должностные обязанности методиста Профессия методиста сегодня весьма востребована. Ведь именно от него зависит успешная организация педагогической деятельности. Благодаря методисту распределяется нагрузка преподавателей и …

Должностные обязанности кладовщика: основные требования, ответственность и обязанности Кладовщик – это одна из наиболее востребованных профессий в сфере торговли и производства. Именно в этих сферах …

Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск? Неиспользованные дни отпуска ТК РФ гарантирован ежегодный отпуск каждому работнику. Если он полностью не использован, то сотруднику полагается компенсация. …

Экономические показатели позволяют оценить уровень жизни в определённом государстве. Было разработано множество различных методик его подсчета, и в этой статье будет рассмотрена одна из них …

Как платят пособие по безработице: получение пособия, система выплат и ограничения Безработица — нередкое явление в условиях современной России. Связано это с финансовыми сложностями, возникшими …

Государственная служба — это. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Государственная служба — это вид деятельности работников государственных организаций, осуществляемый на профессиональной основе. …

Уровень медицины в нашей стране сегодня нельзя назвать высоким. Государственные учреждения не справляются со своими обязанностями на 100%. Связано это с отсутствием квалифицированного персонала. Большинство …

Налоговый вычет за обучение, срок давности, порядок оформления и сумма компенсации Далеко не каждый гражданин нашей страны осведомлен о том, что имеет право рассчитывать на …

Статья 227 АПК РФ: практика применения статей 29-ой главы АПК РФ В рамках упрощенного делопроизводства рассматриваются только дела, которые относятся к гражданскому законодательству. При этом …

Кривая производственных возможностей. Пример, график Теория экономики изучает человеческую деятельность, которая связана с достижением результативного использования ресурсов для лучшего удовлетворения жизненных потребностей. Формирование основных благ …

Источник: http://argi.su/biznes-i-finansy/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv-otvetstvennost-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector