Организация логистики. принципы, планирование, правила

Планирование логистических процессов: основы деятельности в организации

Логистика (от греческого logistike – счетное искусство) – управление материальным и техническим обеспечением предприятия. Она подразумевает следующие действия:

  • сотрудничество с поставщиками ресурсов (материальных и нематериальных);
  • управление ресурсами внутри предприятия при изготовлении собственной продукции;
  • маршрутизация для доставки товаров конечному потребителю и организация самого процесса выгрузки (логистический сервис);
  • контроль выполнения задач планирования.

Организация рациональной работы с поставщиками

Одной из главных задач логистического менеджмента является не только создание жизнеспособной модели взаимодействия с поставщиками, но и поиск наиболее выгодных партнеров. Используется метод выбора компании по оценке затрат с учетом всех рисков. Дальнейшая модель сотрудничества с поставщиком зависит от сферы деятельности фирмы. Различают несколько видов взаимоотношений:

  • сделочный вид (обычно носит единичный характер);
  • базовое партнерство (сделки совершаются регулярно, но происходят в одностороннем порядке без обмена технологиями);
  • стратегическое партнерство (ведутся совместные разработки, происходит обмен ключевыми ресурсами);
  • покупка или продажа акций (компании начинают настолько тесно взаимодействовать, что совместно разрабатывают управленческие методики и делят риски с доходами).

Управление материальными и нематериальными ресурсами

Для производственной оптимизации надо представлять основы планирования логистическими процессами на предприятии. Необходимо рассматривать деятельность компании (производство материальных товаров или предоставление услуг) с точки зрения совокупности следующих параметров:

  • товарно-материальные ценности;
  • человеческий ресурс;
  • финансовые потоки;
  • время.

Современное планирование логистических процессов в организации позволяет повысить продуктивность использования этих ресурсов.

Логистический сервис и работа с потребителем

Сервис в логистике – совокупность операций, которые обеспечивают взаимовыгодное сотрудничество между потребителем и предприятием. При этом оцениваются показатели финансовых, информационных и материальных потоков в соответствии с требованием рынка. Сервис решает следующие задачи:

  • определяет политику компании в сфере предоставляемых услуг или производства товаров (относительно сроков и частоты поставок, качества, комплексности, способа заказа и т. д.);
  • описывает ряд дополнительных сервисных услуг (к примеру, доработка, монтаж, устранение дефектов, кадровое обучение) и устанавливает их стоимость (иногда бесплатно);
  • послепродажное обслуживание продукции в течение ее жизненного цикла в гарантийном отделении компании (основа длительных взаимоотношений между фирмой и клиентом);
  • предоставление полной и своевременной информации о продукции и ее обслуживании с использованием различных средств (техническая документация, реклама, прейскуранты, готовые изделия в офисах или на выставках и т. д.);
  • разработка различных вариантов оплаты (кредитные программы, льготы, скидки, акции, деление и рассрочка на несколько месяцев).

Планирование в логистическом управлении взаимодействия с потребителем позволяет повысить уровень обслуживания и покрыть более обширную клиентскую сеть.

Контроль выполнения плана (логистический контроль)

Основы планирования логистических процессов в организации – это системный анализ и проверка выполнения плана. Менеджмент должен вести непрерывный сбор данных, их обработку и выявление расхождения между фактическими и плановыми показателями. При большом различии значений следует выявить и устранить причину.

Виды классификаций логистической деятельности

Существует много классификаций этой деятельности, но многообразие составляющей в логистике позволяет считать функциональную классификацию наиболее полной и справедливой. В зависимости от выполняемых функций логистические процессы подразделяются на:

  • закупочные;
  • маркетинговые;
  • складские;
  • транспортные;
  • финансовые;
  • торговые;
  • промышленные;
  • инновационные и т. д.

И также существует классификация по направлению потоков:

  • информационный логистический подвид (расчеты, сбор сведений, их обработка и т. д.);
  • материальный (транспортировка, складирование, формирование единиц товара и т. д.).

Свойства логистических структур

Каждая система в сфере логистики обладает следующими свойствами:

  • целостность;
  • членимость;
  • организованность;
  • структурированность;
  • наличие потокового процесса;
  • стохастичность;
  • адаптивность;
  • возможность интеграции.

Этапы планирования

Планирование в логистике, как правило, развивается по стандартному сценарию, характерному для многих бизнес-процессов.

  1. Возникновение проблемы.
  2. Формулирование целей для поиска решения.
  3. Поиск возможных вариантов решения проблемы.
  4. Решение этой проблемы.
  5. Создание прогноза на определенный временной промежуток (рассматриваются продуктивный и непродуктивный результаты мероприятий).
  6. Оценка сложившейся ситуации и определение дальнейшего вектора деятельности.

Главные направления стратегий планирования

Существует несколько стратегий оптимизации логистических процессов. Предприятие должно определить базовую направленность своей деятельности, а уже потом план дальнейших действий. Из основных направлений стратегий выделяют:

  • уменьшение логистических издержек;
  • повышение качества обслуживания клиентов;
  • сокращение временных затрат на доставку товара конечному потребителю;
  • использование собственного транспортного парка, если это предусмотрено деятельностью;
  • увеличение количества предоставляемых услуг и расширение линейки товаров;
  • использование современных технологий в области коммуникаций для оперативного решения всех вопросов;
  • выбор наилучшего места расположения и т. д.

Главные действия в логистике

При общении с клиентами:

  • выявление потребностей и пожеланий потребителя относительно логистических услуг;
  • определение уровня восприимчивости к определенным потребностям, уточнение фактора срочности;
  • установление конкретных стандартов обслуживания при оказании логистических услуг.

Транспортная составляющая планирования:

  • выбор способа транспортировки и вида транспортного средства;
  • консолидация грузов;
  • планирование маршрута;
  • установление транспортировочного графика;
  • рассмотрение претензий, делегирование;
  • ценообразование.

Управление запасами:

  • складирование и хранения сырья;
  • прогноз торговых объемов в краткосрочной перспективе;
  • комплектация товаров;
  • определение стратегий поставки.

Обработка заказов:

  • наличие связующего звена между торговлей и запасами;
  • передача заказов;
  • формирование условий выполнения заказов.

Основные требования к системам планирования

Логистический процесс требует точной систематизации отдельных элементов, которая невозможна без следующих составляющих:

  • обязательное документирование;
  • стандартизация (документы должны составляться в соответствии с официальными требованиями и техническими стандартами);
  • упорядоченность;
  • точность измерений (допустимо привлечение сторонних специалистов);
  • гибкость (возможность импровизации в изменяющихся условиях рынка);
  • согласованность всех частей плана (целей, прогнозов, событий и т. д.);
  • непрерывность (во время выполнения одной задачи идет разработка другой);
  • цикличность;
  • полнота (следует планировать слаженную работу всех процессов, а не только логистики).

Горизонты планирования

В зависимости от анализируемых периодов времени бизнес-планирование разделяется на следующие виды:

  • стратегическое;
  • среднесрочное;
  • бюджетное;
  • краткосрочное.

Методы стратегического планирования в логистике

В рамках этой программы ведется разработка стратегии развития компании на 10-20 лет вперед. Рассматриваются факторы, которые прямо не влияют на краткосрочную деятельность фирмы, но могут изменить ее функционирование в долгосрочной перспективе. В рамках методики используются следующие инструменты:

  1. Стратегический анализ.
    В ходе разработки планов для дальнейшего развития предприятия анализируются следующие факторы:
    • политические процессы;
    • изменения законодательства;
    • научно-техническое развитие отрасли;
    • увеличение или уменьшение издержек;
    • появление новых каналов сбыта;
    • финансовое состояние фирмы;
    • квалификация сотрудников;
    • внутренние процессы в компании и т. д.
  2. Определение направления действия.
    После аудита внешних и внутренних факторов определяется единая стратегия дальнейшей деятельности и оптимизируется структура предприятия.
  3. Разработка плана деятельности.
    В случае успешного выполнения предыдущих пунктов предприятие может спроектировать систему сетевого планирования рационального распределения ресурсов и прогнозирования сроков той или иной операции.

Среднесрочное планирование

Этот вид планирования охватывает промежуток времени в 5 лет. Срок обусловлен оборачиваемостью инвестиций, подготовкой оборудования, внедрением новых технологий, а также обучением сотрудников.

Бюджетное планирование

Бюджетное планирование логистических процессов в организации определяют следующие факторы:

  • уплата налогов, госпошлин и акцизов;
  • налоговые льготы;
  • возможность приватизация или аренды у муниципалитета;
  • гранты и пр.

Краткосрочное планирование

Его главная цель – это обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами и финансовыми средствами для ведения производственной деятельности.

Проводится систематический анализ спроса и предложения в условиях сезонности, составляется его баланс.

На основании полученной информации формируются зоны обслуживания и поставки товаров, а также определяются главные поставщики в краткосрочной перспективе.

Во время выполнения производственных задач в компании могут возникнуть какие-либо неполадки, для их устранения также составляется схема для их устранения. Бизнес-планирование в логистике предполагает оперативность получаемой информации, отслеживание политических и экономических новостей, а также гибкую политику в работе с потребителями.

Если в ходе деятельности найдутся новые поставщики на более выгодных условиях или выявятся дополнительные потребности клиентов (например, с помощью анализов логов о пользовательских запросах), то компания должна оперативно решить этот вопрос. Предварительное планирование логистических процессов в организации подразделениях не должно мешать импровизации.

В некоторых случаях выгоднее отойти от плана, но такая стратегия несет определенные риски.

Сегодня много компаний предлагают услуги логистики на аутсорсе, но лучше иметь внутреннее логистическое подразделение.

Оно будет решать непосредственно задачи этой компании и станет постоянно совершенствоваться в узкоспециализированных вопросах, чего не дождаться от компании широкого профиля.

Но также свой отдел можно иногда «сдавать в аренду» и оказывать регуляторные услуги партнерским фирмам. Переданный на стороннее планирование логистический процесс теряет свою индивидуальность и нематериальную ценность для потребителя.

Но для разовых сделок вполне можно воспользоваться услугами каких-либо компаний. ТОП-5 логистических фирм в России:

  • Деловые линии;
  • ПЭК;
  • Делко;
  • ТТГ;
  • Да-транс.

Процесс планирования в логистических системах необходим на всех этапах развития компании, поскольку он позволяет выделить основные направления деятельности фирмы и кратко определяет ее дальнейшие шаги для достижения максимальной прибыли.

Источник: https://arprime.ru/planirovanie/sut-organizacii-logistiki-v-kompaniah

Основы логистики

^ Концептуальные положения логистики становятся реальными и выполнимыми при соблюдении следующих принципов, правил и требований.

^

Основой построения и нормального функционирования логистических систем являются следующие принципы:1. Точно в срок (Just in Time).2. Оптимальное количество (optimal batch).3. Целевое назначение и индивидуальный подход (centralised delivery).4. Достаточное и гарантированное качество (warranty of quality).5.

Принцип быстрого реагирования (quick response method).6. Минимизация совокупных издержек (logistical costs).

На принципе точно в срок построены многие системы управления в логистике. Он является проявлением концепции интеграции логистических систем в единый механизм.

Этот принцип предполагает исполнение работы в сроки, установленные договорными обязательствами.

Принцип «точно в срок» позволяет до минимума сократить материальные запасы на предприятии, снизить оборотные средства, использовать образовавшиеся финансовые резервы на другие более эффективные цели.

Использование данного принципа предполагает высокую степень организации материального потока и строгое выполнение всеми подразделениями логистической системы своих функций.Принцип «точно в срок» играет первостепенную роль в работе транспорта. Он во многом определяет конкурентоспособность транспортных маршрутов.

Транспорт, работающий строго по расписанию, всегда является более привлекательным для клиентов.Срок доставки грузов является одним из важнейших факторов для грузоотправителей и может быть решающим при выборе маршрута. Например, срок доставки контейнеров по Транссибирскому маршруту может быть значительно меньше по сравнению с морским вариантом.

Это фактически дает дополнительную выгоду для клиентов: уменьшается арендная плата за использование контейнеров, сокращаются издержки, связанные с омертвлением капитала в грузах. В итоге, стоимость перевозки снижается и маршрут становится более конкурентоспособным.

Принцип оптимального количества означает закупки, производство, транспортировку и реализацию оптимальными партиями, позволяющими минимизировать издержки на формирование запасов, складирование, хранение и транспортировку. Оптимизация закупок и поставок является важнейшей функцией логистики.

Принцип целевого назначения и индивидуального подхода также вытекает из концептуальных положений логистики.

Он означает, что поставки товаров должны выполняться точно по назначению, с учетом индивидуальных требований конкретного заказчика.

На транспорте этот принцип является основой организации мультимодальных и интермодальных систем доставки контейнеров «от двери грузоотправителя до двери грузополучателя».

Принцип достаточного, гарантированного качества определяет уровень логистического производства и обслуживания.

Качество продукции и услуг должно гарантировать потребителям определенные свойства товара и быть вполне достаточным для поддержания конкурентоспособности фирмы.

Качество продукции должно быть оптимальным, с учетом конкретных индивидуальных особенностей рынка сбыта. Низкий уровень качества не позволит занять определенную нишу на рынке, а слишком высокий потребует неоправданных затрат.

Принцип быстрого реагирования является частью оперативной деятельности фирмы. Нередко бывает, что запаздывание с принятием решения приводит к упущенной выгоде или даже к значительным потерям. Своевременно реагировать на изменение окружающей среды – неотъемлемое свойство логистической системы, отражающее концепцию адаптации к конкретным условиям функционирования.

Читайте также:  Как вести учет автозапчастей

^ предполагает правильное использование всех принципов и правил логистики. Здесь важно получить минимальные издержки не столько в каждом элементе, сколько минимизировать общие совокупные затраты. Вспомните принцип многоборья. Важен конечный экономический эффект.

^

Концептуальные положения и принципы логистического метода позволяют сформулировать основные правила логистики.Основное правило логистики содержит семь ключевых слов:

1 – продукт, товар или груз (product);

2 – количество (quantity);

3 – качество (conditions);

4 – место (place);

5 – время (time);

6 – потребитель (customer);

7 – затраты (costs).

В соответствии с этими ключевыми словами, «золотое» правило коммерческой логистики под кодовым названием «seven R», или «семь Н», имеет следующую формулировку:

Ensuring the availability of the right product in the right quantity and right conditions, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right costs.
По русски это звучит так:

Нужный продукт в необходимом количестве и нужного качества должен быть в наличии в нужном месте в необходимое время для нужного потребителя с наименьшей стоимостью.
Для транспорта «золотое» правило логистики формулируется следующим образом:

Определенный груз в необходимом количестве должен быть доставлен к двери определенного грузополучателя в оговоренный срок, с гарантированным качеством и с минимальными

общими издержками.

Для сферы услуг основное правило логистики трактуется так:
Определенный заказ на конкретную работу для определенного клиента должен быть выполнен в полном объеме точно в срок с гарантированным качеством и минимальными общимииздержкамиПравила логистики соответствуют некоторым функциональным вопросам. Они систематизированы в табл. 3.1.
^

Функциональный вопрос В логистике В транспортной логистике оптимизации Условияоптимизации
Что? Содержаниеработы Условияконтракта
Кому? Заказчик,клиент Грузоотправитель Условияконтракта
Сколько? ^ Количество груза Оптимальная партия Оптимальная загрузка
Где?Куда? Место выполнения Пункты от… до… Оптимальный маршрут Min
Когда? Времявыполнения Срок доставки Точнов срок
Как? Качество выполнения условий контракта Качество доставки Достаточность Оптимум
Сколькостоит? ^ Транспортные издержки Экономи-ческийкомпромисс Min

^

Накопленный опыт функционирования логистических систем в области производства, торговли и транспорта позволил сформулировать ряд требований, необходимых для повышения эффективности работы фирм. Основные из них:1. Соблюдение единых целей между логистическими операциями отдельных подразделений и общими планами и стратегией фирмы.2.

Координация долгосрочного планирования фирмы с внешними партнерами при выработке стратегических решений.3. Детальная разработка логистических операций.4. Совершенствование организации движения материальных потоков.5. Организация эффективного информационного слежения за продвижением материальных и финансовых потоков.6.

Установление оптимального уровня логистического обслуживания.7. Эффективное управление трудовыми ресурсами и наличие в составе фирмы специалистов-логистов.8. Создание специализированного структурного подразделения, отвечающего за логистическое обслуживание.9. Учет прибыли от деятельности логистических подразделений.

Приведем некоторые комментарии к указанным требованиям.

^ Это необходимое и важнейшее требование логистики. Оно отражает корпоративное свойство логистических систем и означает, что деятельность всех отделов должна быть направлена на достижение единой цели – повышение эффективности работы фирмы.

Это положение устанавливает приоритет общих, корпоративных целей над частными или личными.

^ Выполнение данного требования становится необходимым для фирм, которые придерживаются долгосрочных планов развития и собираются завоевать прочные позиции на рынке.

Крупные производственные предприятия заключают стратегические союзы со своими поставщиками сырья и комплектующих изделий.

Транспортные предприятия и, в частности, морские порты Дальнего Востока создают с грузоотправителями глубинных территорий страны долгосрочные стратегические союзы с целью перевозки грузов и вступают с ними в более тесные отношения для реализации общих инвестиционных проектов.

^ это требование логистики, которое необходимо выполнять всегда. Чем детальнее проработка операции, тем меньше вероятность сбоев и выше гарантии успеха.

Например, тщательная, детальная проработка транспортно-экспедиторской фирмой всех условий перевозки не только позволяет заключить выгодный контракт с грузоотправителем, у которого необходимо защитить и обосновать данный проект доставки, но и является гарантией того, что при реализации этого проекта не возникнет непредвиденных обстоятельств, снижающих планируемую прибыль.

^ требует постоянного внимания руководства фирмы. Эта задача является основной для отдела логистики. Фирмы создают единые центры или подразделения, которые контролируют все операции по закупке, транспортировке, складированию, хранению запасов и реализации продукции. Эти центры ведут оперативный контроль состояния материальных запасов.

^ Это требование логически вытекает из предыдущего. Информационное слежение за материальными и финансовыми потоками является современным инструментом логистики.

Они используются во всех подразделениях фирмы для обработки баз данных и получения аналитической информации. Информационные системы применяются и для обмена данными с потребителями и поставщиками.

Крупные информационные системы предназначены для выработки управленческих решений.

Многие транспортные предприятия Дальнего Востока имеют локальные информационно-справочные системы. Разрабатываются интегрированные информационные системы отраслей и территорий, которые могли бы использовать не только предприятия транспорта, но и грузовладельцы, административные органы, государственные службы.

Министерство путей сообщения РФ и Дальневосточная железная дорога считают эту работу одной из приоритетных.

^ Уровень обслуживания определяется как процент моментального (или в течение кратчайшего времени) выполнения заказов потребителей от максимально возможного числа заказов, которые могут быть выполнены за определенный период времени, то есть соотношение фактической работы и установленной мощности товаропроводящей сети.

При малом уровне обслуживания сокращаются доходы, которые могут не покрыть эксплуатационные расходы. Высокий уровень обслуживания потребует очень больших расходов на формирование и хранение запасов. Так, при повышении уровня обслуживания с 95 до 97 % экономический эффект повышается на 2 %, а расходы возрастают на 14 % [20, с.

72]. Поэтому некоторый дефицит обслуживания клиентов может иметь экономическое обоснование. Установление оптимального уровня логистического обслуживания является выражением общей стратегии фирмы на рынке и политики работы с потребителями.

^ играет решающую роль в организации согласованного механизма управления потоковыми процессами. Высококвалифицированные кадры и интеллектуальный потенциал являются самыми важными ресурсами фирмы. Расходы на подготовку кадров и повышение квалификации персонала быстро окупаются. Наличие в составе фирмы специалистов в области логистики становится обычным для многих крупных компаний.

^ Это требование определяется тем, что управление сквозным товародвижением фирмы целесообразно осуществлять из единого центра. Для этого достаточно крупные фирмы создают в своей структуре специализированные подразделения логистики.

Деятельность таких отделов за счет рациональной перегруппировки затрат в цепи «закупка сырья – производство – распределение – продажа – потребление» дает, как правило, значительную прибыль, которая достаточно быстро окупает затраты на организацию логистики.

^ Данное требование необходимо для оценки деятельности логистического подразделения и для дальнейшего совершенствования товародвижения фирмы.

Источник: http://www.userdocs.ru/sport/7241/index.html?page=12

Стратегия и планирование в логистике

Планирование является общей функцией управления, входящей в кольцо управления ().

Планирование логистической деятельности — это систематический процесс поиска возможностей действовать, прогнозирования последствий этих действий, разработки логистического проекта, формирования управленческих решений, конкретных мероприятий и сроков их выполнения для достижения поставленных целей в будущем.

Виды, принципы, методы планирования подробно рассматриваются в литературе по менеджменту и экономике предприятия (организации), поэтому в данном учебном пособии рассмотрим только те вопросы, которые важны для понимания специфики логистического планирования. На рис. 7.1 представлена классификация видов планирования по некоторым из возможных признаков. Каждый из видов планирования по срокам и по детализации конкретизирует и создает предпосылки для выполнения планов более высокого уровня.

Содержание видов планирования по функциональным областям будет рассмотрено во второй части данного учебного пособия «Основы логистики. Функциональные области логистического управления».

Для организации эффективного планирования на предприятии должна существовать система планирования, т.е. упорядоченная структура отдельных видов планирования. Основными требованиями к такой системе являются:

  • документальное обеспечение.Для согласования плановых расчетов и контроля выполнения планов важно, чтобы их основные части были документированы.
  • стандартизация.Составление документации должно производиться в соответствии с некими стандартами.увеличить изображениеРис. 7.1. Классификация видов планирования в логистике
  • организованность.Необходим организационный режим, который с одной стороны упорядочивал бы деятельность по разработке планов, а с другой стороны, обеспечивал гибкость системы планирования, возможности проявления импровизации и адаптации к изменяющимся условиям;
  • точность.Необходимо четко и обоснованно определять точность измерения характеристик объектов планирования;
  • согласованность. Все частные планы системы планирования должны согласовываться как между различными уровнями планирования ( интеграция планов ), так и в рамках одного уровня ( координация планов ). Необходимо согласовывать цели, прогнозы, мероприятия, средства, действия ответственных лиц, степень необходимости, срочности, иерархию, последовательность, гибкость и т.д.;
  • непрерывность, гибкость и цикличность. Непрерывность заключается в том, что когда одни планы уже разработаны и реализуются, начинают разрабатываться или уточнятся другие, некоторые планы разрабатываются параллельно. Гибкость заключается в том, что учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра планов с их учетом. Цикличность заключается в систематическом пересмотре, уточнении, корректировке с учетом изменившихся обстоятельств целей, задач, мероприятий одних и тех же планов по мере приближения к временным периодам их реализации;
  • полнота, т.е. охват всех сторон деятельности предприятия, в том числе логистической деятельности.

Перед началом планирования необходимо четко определить:

  • объект планирования (что планируется);
  • субъект планирования (кто планирует);
  • горизонт планирования (на какой срок);
  • средства планирования (с помощью чего планировать: финансовые средства, вычислительная техника);
  • методику планирования (как планировать);
  • согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).

Результаты выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль — это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин.

Все решения в зависимости от степени их значимости для организации делятся на три типа:

  1. Стратегические решения — наиболее важные, задающие общее направление деятельности организации, оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов и считаются наиболее рискованными;
  2. Тактические решения связаны с реализацией стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются на более детальном уровне, требуют меньших ресурсов и сопряжены с определенным риском;
  3. Операционные решения наиболее проработаны и касаются видов деятельности на ближайшее время; для их выполнения требуются достаточно ограниченные ресурсы, а риск небольшой.

Существует несколько типов стратегических решений (рис. 7.2).

увеличить изображение
Рис. 7.2. Типы стратегических решений

Миссия — заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию.

Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации.

Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.

Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию.

Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом.

Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), будучи уверенной в том, что обладает эффективной логистикой, разработала бизнес-стратегию, цель которой — предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов.

Читайте также:  Уставной капитал ооо в 2018 году. минимальный размер капитала

Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара.

Например, наличие целого таможенного отдела, «работающего» только с грузами UPS, а также уникальная технология «условного выпуска» экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России — ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем.

Груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет.

Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4 миллионов человек.

В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами.

Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением. Например, одни организации делают ставку на предоставление дешевых услуг, другие — на высокую скорость доставки, третьи — на предоставление индивидуальных услуг и т. д.

К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:

  • минимизация логистических издержек;
  • повышение уровня обслуживания потребителей;
  • основное внимание — временным параметрам: минимизация времени поставок товаров или доставка точно ко времени, указанному заказчиком;
  • основное внимание — предоставлению услуг очень высокого качества;
  • гибкость предлагаемой продукции предполагает предоставление специализированных услуг или услуг, с учетом требований конкретных заказчиков;
  • гибкость объема предлагаемой продукции предполагает особое внимание уделять оперативному реагированию на изменяющийся спрос;
  • технология — стремление к разработке и использованию самых современных технологий в области коммуникаций, отслеживания грузов, сортировки упаковок, идентификации продуктов, учета динамики запасов и др.;
  • место расположения — стремление оказывать услуги, располагаясь на самых выгодных местах, например, на автобусных остановках в центрах городов.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/945/244/lecture/6278

2.1 Понятие, принципы и правила логистики

Термин «логистика», известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Здесь термин известен с IX в. н. э. (Византия), обозначая в основном четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необходимым, т. е. работу, которая является значимым составляющим . боевого успеха.

Талантливые военачальники всегда понимали, какую ключевую роль в победе играют оказавшиеся в нужное время и в нужном месте боеприпасы, горючее, продовольствие, обмундирование. В истории человечества целые войны выигрывались или проигрывались в зависимости от организации снабжения войск.

Например, поражение британцев в войне за независимость в Северной Америке (Освободительная война тринадцати английских колоний (главком — Дж. Вашингтон), в ходе которой создано независимое государство США. Велась в период с 1775 по 1783 гг.) в значительной степени объясняют несовершенством обеспечения английских войск.

В разгар войны в составе британской армии на американском континенте действовало 12 000 отрядов, которые должны были получать из Англии не только боеприпасы, но и продовольствие. В -течение первых шести лет войны организация этих жизненно важных поставок была совершенно неадекватна потребностям войск, что отрицательно влияло на характер военных действий и на моральное состояние солдат.

Четкое обеспечение войск было налажено лишь в 1781 г., что оказалось слишком поздно. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбУФФ, 1996.

Приоритетное значение вопросам логистики придавалось в армии Наполеона. В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г.

, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения. На рубеже столетия термин «логистика» в России широкого применения не имел: «…

слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления» . Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Санкт-Петербург, 1996.

Тем не менее, наука и практика управления материальными потоками в военной области продолжала и продолжает развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффективности боевых действий от слаженного, быстрого, точного и экономичного обеспечения войск всем необходимым.

«Без самой тщательной, основанной на точных математических расчетах, организации тыла, без налаживания правильного питания фронта всем тем, что ему необходимо для ведения военных операций, без самого точного учета перевозок, обеспечивающих тыловое снабжение… немыслимо никакое сколько-нибудь правильное, разумное ведение больших военных операций», — эти слова М. В.

Фрунзе цитирует другой выдающийся отечественный полководец — Г. К. Жуков. Плоткин Б.К. Основы логистики: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, особенно американской армией. Большой англо-русский словарь и сегодня переводит слово «Logistics» как: воен.:

1) тыл и снабжение;

2) материально-техническое обеспечение;

3) организация и осуществление работы тыла.

Другое направление развития логистики — экономическое. Здесь под логистикой понимается научно-практическое направление хозяйствования, заключающееся в эффективном управлении материальными и связанными с / ними информационными и финансовыми потоками в сферах производства и обращения.

Начало широкого использования логистики в экономике приходится на 60—70-е гг. и связано с достижениями в «области коммуникационных технологий. Появившаяся возможность сквозного мониторинга (Мониторинг — постоянное сопоставление фактического состояния дела с желаемым.

) всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции позволила четко увидеть огромные потери, допускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками.

Явный экономический выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на сотрудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие логистики в каждом из названных направлений, оба они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность и точный расчет.

Кроме названных научно-практических имеется исключительно научное направление развития логистики — математическое. Живший в XVII — начале XVIII в. Немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику.

Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 190Ф г. на философской конференции в Женеве. В отечественных энциклопедических изданиях XX в. и в словарях иностранных слов термин «логистика» также трактуется математическая Логика. Плоткин Б.К.

Основы логистики: Учебное пособие. — Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

Деятельность по управлению материальными потоками, так же как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития.

Новизна логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками.

Предприниматели лишь сравнительно недавно осознали, каким потенциалом повышения эффективности обладает сквозной мониторинг всех этапов движения сырья, деталей и готовой продукции в экономике. Залманова М.Е., Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логистика. Учебное пособие. — Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 1995.

Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации материальных потоков является концепцией логистики. При этом основным, конструктивным принципом, на котором строится управление материальным потоком, является принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса.

Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления — сквозного материального потока, то все вместе они получат существенный экономический выигрыш.

Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения.

Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е.

все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм.

Для решения этой задачи необходимо подходить с системных позиций к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.

Наряду с системностью к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность.

Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных принципов логистики.

Комплексность:

· формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях;

· координация действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов;

· осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм;

· стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности.

Научность:

· усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока;

· признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

Конкретность:

· четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями;

· осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов;

· руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью.

Конструктивность: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров.

Надежность:

· обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для Изменения в случае необходимости траектории движения потока;

· широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки.

Вариантность:

· возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса1 и другие возмущающие воздействия внешней среды;

· целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Наряду с перечисленными принципами концепция логистики раскрывается также следующими положениями:

· учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи;

· гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда;

· развитие логистического сервиса.

Одна из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять.

Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом.

Читайте также:  Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно в 2018 году

При соблюдении названного условия появляется возможность использовать важный критерий оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят «сквозь» организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к непредвиденным результатам в других, смежных с ней.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе «пронизывает» предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем.

Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат.

Например, расходы, связанные с процессом продвижения заказа, складываются из множества специфических издержек, возникающих в самых разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционального учета весьма сложно.

Логистика предполагает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

Под бизнес-процессом понимают совокупность последовательных действий для решения какой-либо предпринимательской задачи (в логистике, например, задачи по обеспечению производства сырьем, собственно производству и доведению определенного товара до определенного клиента, находящегося на определенном рынке).

Бизнес-процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и проч.) по горизонтали.

Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом.

Учет издержек по бизнес-процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом.

Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока (в данном случае — бизнес-процесса), так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях. Практическое применение концепции учета издержек по бизнес-процессам предполагает:

· во-первых, выявление всех вовлеченных в бизнес-процесс подразделений,

· во-вторых, определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.

Одним из значимых элементов логистических систем являются кадры, т. е. специально обученный персонал способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции.

Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом.

При этом должны адекватно совершенствоваться условия труда. Иначе говоря, если нет современных условий труда и перспектив карьеры, то нет и дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала а значит, элемент «кадры» в логистической системе будет так называемым «узким местом».

Источник: http://manager.bobrodobro.ru/78199

Основы логистики организации (предприятия)

Понятие логистики. Цели логистики.

Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработке сырья, материалов и полуфабрикатов; доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.

Логистика изучает товарные потоки, начинающиеся от поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у покупателей, т. е. процессы перемещения и складирования товаров. Она координирует такие функциональные сферы предприятия, как снабжение, производство и сбыт. Логистика позволяет оптимизировать потоки продукции и информации внутри и вне предприятия.

Она создает возможности улучшения деятельности сотрудников подразделений предприятия с целью снижения уровня общих затрат. С помощью логистики производится внутрипроизводственная оптимизация потоков материалов и товаров.

Логистика помогает решать вопросы оптимального сокращения складских мощностей, запасов сырья и материалов, а также уменьшение числа складов готовой продукции.

Таким образом, под логистикой подразумевается планирование, управление и обеспечение поступающего на предприятие, движущегося внутри него и исходящего из предприятия материального потока, а также сопутствующих потоков – информационного и финансового.

Под логистикой понимается также само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и, по возможности, с наиболее низкими издержками.

В логистике действует 8 основных правил:

1. Продукт – нужный потребителю продукт;

2. Качество – продукт необходимого качества;

3. Стоимость – продукт с требуемым уровнем затрат;

4. Потребитель – продукт нужному потребителю;

5. Количество – продукт в необходимом количестве;

6. Время – продукт должен быть доставлен в нужное время;

7. Место – продукт должен быть доставлен в нужное место;

8. Персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены вышеперечисленные правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.

В логистике используется термин Lean («лин») – стройный, скудный. Употребляя этот термин, говорят о «стройной» логистике, «стройном» производстве и «стройной» закупочной и сбытовой деятельности.

Цель «стройной» логистики достигается путем исключения операций организационного и функционального характера, не создающих добавочную ценность для потребителя, т. е.

все то, что не приносит пользу потребителю, и соответственно, дохода предприятию, является излишним.

Принципы логистики.

Любое предприятие (организация) – есть логистическая система – упорядоченное множество (совокупность) элементов, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом; образующих определенную целостность и единство; выполняющих те или иные функции логистики.

Логистической системе присущи следующие свойства:

1. Целостность и членимость – логистическая система представляет собой совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

2. Сложность — логистическая система имеет большое число элементов, сложный характер взаимодействия между отдельными элементами, сложность функций и системы управления, обусловленные воздействием значительного числа факторов внешней и внутренней среды;

3. Подвижность — изменчивость параметров элементов логистической системы под влиянием внешней среды, а также решений, принимаемых участниками цепи поставок;

4. Уникальность, непредсказуемость и неопределенность поведения в конкурентных условиях и под влиянием внешней среды;

5. Адаптивность – способность логистической системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения в соответствии с новыми целями и под воздействием внешней среды.

При системном подходе используют некоторую совокупность принципов логистики:

1. Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий.

С точки зрения рациональности можно оценивать не только уровень качества принимаемых решений (оптимальное решение задачи, оптимальный план, оптимальное управление), но и состояние логистической системы или ее поведение (оптимальное распределение ресурсов, оптимальное функционирование складской системы).

Отсюда вытекает «Всеобщий принцип оптимизации»: решение принимается всегда только таким образом, чтобы благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.

2. Эмерджентность (целостность) – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами. Чем крупнее логистическая система предприятия и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей.

Возможно не совпадение целей отдельных частей с целями логистической системой предприятия. Сумма даже оптимальных решений, применяемых сотрудниками отдельных структурных подразделений предприятия, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Поэтому любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е.

во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.

3. Системность – это подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов (функций), реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах, с минимальным ущербом для окружающей среды.

Этот принцип предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой этот объект находится в определенных отношениях с остальными системами.

Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим и переход от низшего уровня к высшему.

Иерархическое построение логистических систем обуславливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных.

На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные моменты функционирования логистической системы.

На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы. На этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

Иерархическая структура логистических систем не бывает абсолютно жесткой, т. е. иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижележащих уровней по отношению к вышележащим. В управлении логистическими системами используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.

5. Принцип интеграции. Интеграция – это объединение в целое каких-либо частей или свойств. Этот принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляют при совмещении элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве.

Логистическая система как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить эффект совмещения действий.

Например, в роторно-конвейерных линиях совмещаются функции транспортировки и обработки. При этом обеспечивается общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е.

усиливается связь элементов системы.

6. Принцип формализации – предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.

Производственная логистика.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Производство в условиях рынка должно быть способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х годов 20 века это решали за счет наличия на складах запаса готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает в результате качественной и количественной гибкости производственных систем:

— качественная гибкость – обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства;

— количественная гибкость – обеспечивается резервом рабочей силы и резервом средств труда.



Источник: https://infopedia.su/14x37e2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector