Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС Право распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
  • Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
  • Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
  • Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Читайте также:  Пример объяснительной записки о невыполнении плана продаж

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция Дебет Кредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730

Переход на ФСБУ 6/2020 "Основные средства" с 2022 года

В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.

Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС

Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 – ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.

Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Альтернативный – перспективный переход – подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.

О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.

Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:

  • изменила срок полезного использования;
  • и/или установила ликвидационную стоимость.

Однако эти обстоятельства не обязательно возникнут. Например, ликвидационная стоимость может быть признана равной нулю, а способ начисления амортизации и срок полезного использования (СПИ) не меняются. В такой ситуации пересчитывать накопленную амортизацию не нужно.

Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:

  • условий хозяйствования;
  • величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.

А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.

Шаг 1. Утвердите новую учетную политику

Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть – в 2021 году.

Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.

ВЫБРАННЫЙ СПОСОБ ПЕРЕХОДА

Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.

По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.

ЛИМИТ СТОИМОСТИ ДЛЯ ОС

По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект – теперь на усмотрение того, кто ведет учет.

Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.

НАЧАЛО НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.

Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:

  • если с момента признания в учете – заканчивать начисление надо в момент выбытия;
  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцев выбытия.

СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ В БУХУЧЕТЕ

ФСБУ 6/2020не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (работ, услуг).

Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.

ПРИЗНАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ОС

Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).

Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания – какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРЕОЦЕНКИ

ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.

2022 можно:

  • списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 – Кт 01;
  • довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).

Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.

ТЕСТ НА ОБЕСЦЕНЕНИЕ

С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.

При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).

МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.

Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.

Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее – по справедливой или рыночной.

Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.

Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):

  • объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
  • разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.

Шаг 2. Провести переоценку ОС

Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.

Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.

Читайте также:  Расчет больничного в 2018 году. порядок, примеры, правила

Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита

Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.

По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.

Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит

Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге – когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.

В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.

Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация

Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно – пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость

После того, как выполнены шаги 2 – 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта. Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.

Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации

  • На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 – 5.
  • Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.
  • Ввиду обилия новшеств и нюансов начисления амортизации по ФСБУ 6/2020, подробно рассмотрим этот процесс в отдельной статье.

Подробнее об этом см. “Что нужно знать про амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020: её элементы, формулы, правила начисления“.

В этом материале только отметим, что если то, как начисляли амортизация до ФСБУ 6/2020, явно противоречит требованиям самого ФСБУ, элементы амортизации придется пересмотреть, а саму ее пересчитать. В любом случае, как будто не переходили на ФСБУ 6/2020.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка – пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

Шаг 9. Пересчитать амортизацию

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Напомним, что формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ – ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС – ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС – ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Шаг 10. Внести переходные корректировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 – Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе – 02 и 84);

Порядок действий образовательной организации по списанию учебной литературы: методический материал

Учебный фонд является основой функционирования библиотеки образовательной организации. Оптимальное состояние фонда достигается как за счет качественного комплектования, так и посредством проведения систематического списания.

  • Законодательство Российской Федерации не устанавливает нормативного срока использования учебников в образовательных организациях, рекомендуемые сроки использования в пределах пяти лет считаются ориентировочными.
  • Учебники и учебные пособия в образовательном процессе используются при условии соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и действующему федеральному перечню учебников.
  • Таким образом, использование учебных изданий возможно до внесения изменений в нормативно-правовые документы или в связи с полной/частичной утратой потребительских свойств.

В соответствии с Порядком учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда (утверждён Приказом Минкультуры России от 08.10.2012 № 1077), документы исключаются из библиотечного фонда по причинам: 

  • утраты,
  • ветхости,
  • дефектности,
  • устарелости по содержанию,
  • непрофильности.

 Основанием для исключения документов служат анализ состава фонда и результаты его проверки.

 Необходимые условия при списании учебного фонда:

  1. Подготовка учебной литературы для списания.
  2. Осмотр членами комиссии по списанию предлагаемых к выбытию изданий с использованием учётной документации и данных бухгалтерского учёта, установление их непригодности, причин списания, оформление протокола.
  3. Разделение учебной литературы, подготовленной к списанию, по группам в соответствии с причиной списания.
  4. Составление актов списания на каждую группу (код по ОКУД 0504144) с указанием состава комиссии, причины исключения, количества изданий, их общей стоимости.
  5. Указание в графе «Наименование документа и его основные характеристики» автора, название учебника, класса и года поступления.
  6. Подписание акта всеми членами комиссии, утверждение директором Школы.
  7. Передача акта о списании в бухгалтерию.
  8. Подготовка актов передачи (в 4 экземплярах).
  9. Подготовка выгрузки из СУУФ учебников, подлежащих списанию, с указанием количества.
  10. Направление документов по списанию в ГБОУ ГМЦ ДОгМ: сканированный акт списания, акт передачи в формате EXСEL, выгрузка из СУУФ в формате EXСEL.
  11. Подготовка списанной литературы к передаче.
  12. Внесение отметок о списании в учетные формы.
  13. Актуализация данных в СУУФ.
  14. Передача в ГБОУ ГМЦ ДОгМ исключенной учебной литературы и пакета документов согласно Порядку передачи выбывшей из библиотечного фонда литературы: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/uch-metod-obesp-spisanie/poryadok-peredachi-vybyvshej-iz-bibliotechnogo-fonda-literatury.html

Акты о списании исключенных объектов учебного фонда хранятся в библиотеке образовательной организации в течение десяти лет.

Для поддержания оптимального состояния фонда необходимо регулярное выявление и исключение документов. Плановый, системный и сбалансированный процесс списания  является необходимым условием оптимизации учебного фонда образовательной организации.

Подготовлено: Ярута Е. В., Баханская Е. В., Кузнецова Л. В.

Списание литературы в бюджетных учереждениях в 2022 году

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2021 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества Правила распоряжения имуществом
Недвижимое имущество
Любое недвижимое имущество Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Движимое имущество
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход Распоряжается самостоятельно. Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя
Прочее движимое имущество
Читайте также:  Проезд инвалидам в общественном транспорте кемерово

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Учет документов библиотечного фонда

Библиотечный фонд – это совокупность всех книг и документов, хранящихся в библиотеке. Его нужно обязательно учитывать. Все сведения, касающиеся фонда, каждый год направляются в Единый информационно-вычислительный центр Минкультуры.

Ответственность за достоверность всей предоставленной информации несет руководитель библиотеки. Грамотный учет позволяет предупредить сложности при сборе этих данных. Правильный учет представляет собой совокупность правил и норм, направленных на обобщение и фиксацию сведений.

Он подразделяется на 2 части: фиксация поступления документов и их выбытия.

Как осуществляется порядок учета документов, входящих в библиотечный фонд?

Формирование Правил

Первый шаг к грамотной организации учета – создание перечня Правил. В них нужно зафиксировать все особенности, касающиеся конкретной библиотеки:

  • Статус учреждения.
  • Структура фонда.
  • Технологии, применяемые в целях учета.
  • Сроки, в которые нужно поставить документы/книги на учет.
  • Порядок выбытия книг из фонда.

Как производится учет расходов, связанных с приобретением периодических изданий и литературы для внутренних нужд?

Составленная инструкция согласуется с учредителем. Правила регулируют все аспекты учета. В них должны содержаться эти положения:

  • Цели учета.
  • Метод отслеживания достоверности информации.
  • Сроки, в которые нужно поставить поступившие документы на учет.
  • Регистры для индивидуального и общего учета.
  • Элементы, включенные в первичную обработку поступивших бумаг.
  • Методы маркировки.
  • Особенности хранения документов.
  • Причины выбытия бумаг.

Какой порядок списания документов библиотечного фонда?

В Правилах рекомендуется перечислить все положения, значимые для конкретной библиотеки. Имеет смысл указать все нюансы. Норматив по списанию согласовывается с учредителем.

К СВЕДЕНИЮ! Распространенные причины выбытия, которые указываются в Правилах: износ, наличие дефектов, содержание документа устарело, пропажа, кража, невозможность воспроизвести на новых электронных носителях. Перечисленные причины должны быть установлены актом.

Что не требуется учитывать

Библиотечное учреждение должно вести учет всех поступивших и выбывших бумаг. Неважно, когда поступила и на чем содержалась информация. Однако есть исключения. В частности, можно не вести учет бумаг, не связанных с библиотечным фондом. Это могут быть эти поступления:

  • Конфиденциальная документация.
  • Бумаги, сделанные на оборудовании, принадлежащем библиотеке.
  • Документы, связанные с управленческими целями.
  • Бумаги личного свойства.

Если в учреждение поступили материалы, украшенные драгметаллами, учет их ведется отдельно. Для этого заводится специальная инвентарная книга. Рекомендуется сразу же назначить работников, которые будут ответственны за подписание актов.

Кто ответственен за учет

Обязанность по учету обычно возлагается на сотрудников отдела создания фонда. За достоверность сведений, указанных в учетных документах, отвечает руководитель этого отдела.

Однако в маленьких библиотеках может просто не быть подобного отдела с узкой специализацией.

Что делать при наличии этих обстоятельств? Следует возложить ответственность за учет на работника учреждения с высокой квалификацией. Бухучетом будут заниматься бухгалтеры.

ВАЖНО! Сотрудники библиотеки должны самостоятельно вести учет. Они отвечают за комплектование и хранение документации.

Состав фонда

Главный принцип создания фонда – универсальность. К услугам библиотеки прибегают разные люди, а потому сотрудники должны обеспечивать разнообразие книг. Объем художественных книг должен составлять не меньше половины от общего числа.

Нюансы списания

Списание выполняется только при наличии причин, содержащихся в Правилах. К примеру, это могут быть следующие причины:

  • Книги не пользуются популярностью у посетителей библиотеки.
  • Электронные файлы не соответствуют программному обеспечению.
  • В документах есть дефекты.
  • Содержание документов устарело.

Списание – это процедура, которая подразделяется на эти этапы:

  1. Подготовка файлов, которые нужно списать.
  2. Формирование комиссии, ответственной за исключение.
  3. Ознакомление участников комиссии с бумагами, которые нужно списать.
  4. Подготовка файлов на выбытие.
  5. Заключение акта о списании.
  6. Подготовка бумаг, подтверждающих утрату файлов.
  7. Утверждение акта о выбытии.
  8. Направление акта в бухгалтерию, его регистрация.
  9. Фиксация изменений в учетной документации.
  10. Проведение процедур по перераспределению файлов.
  11. Уведомление учредителя о том, что состав имущества изменился.

В комиссию по списанию входят только сотрудники с достаточной квалификацией, которые уполномочены принимать решения по изменению состава файлов.

Корректировки

Учет фондов выполняется на базе Порядка, установленного Приказом Минкультуры №1077 от 8 октября 2012 года. В пункте 1.4 Порядка №1077 указано, что учитывать нужно все документы, которые вошли в фонд учреждения. Неважно, на каком носителе находится файл. Учет выполняется или в бумажной, или в электронной форме.

Корректировки в акт были внесены Приказом №115 от 2 февраля 2017 года. Были изменены причины списания файлов:

  • Если документы пришли в ветхость или устарели, они могут быть безвозмездно переданы ФЛ или ЮЛ. Если файлы не востребованы в течение полугода, они могут быть отправлены в центры вторичного сырья.
  • Если в фонде есть непрофильная документация, она может быть отправлена в обменный фонд. Потом файлы безвозмездно отправляются НКО или коммерческим компаниям.

В Порядок внесены положения, изменяющие содержание акта. В частности, теперь в акте нужно указывать сведения о решении (название, номер), подтверждающем эти факты (пункт 5.7.3 Порядка №1077):

  • Списание.
  • Реализация списанных файлов ЮЛ или ФЛ.
  • Безвозмездная передача файлов.
  • Направление бумаг в пункт вторичного сырья.

Перечисленные бумаги нужно приложить к акту.

Бухучет составляющих фонда, являющихся основными средствами

В пункте 38 Инструкции №157н указано, что все объекты, включенные в фонды, считаются ОС вне зависимости от продолжительности их использования. Траты на покупку объектов для формирования фонда фиксируются по коду направления расходов 244 и статье 310 «Повышение стоимости ОС».

Учет составляющих фонда выполняется с помощью счета 101 07 (основание – пункт 53 Инструкции №157н). Объекты, включенные в фонд, отличаются рядом преимуществ. Это следующие особенности:

  • Составляющие БФ не нумеруются в качестве самостоятельных инвентарных предметов.
  • Эти объекты не входят в инвентарные списки активов, не являющихся финансовыми.
  • Файлы стоимостью до 3 тысяч рублей амортизируются.

ВАЖНО! На файлы стоимостью до 40 тысяч рублей начисляется амортизация в объеме 100% стоимости (по балансу) при направлении предмета в использование.

Бюджетный учет

В рамках бюджетного учета выполняются эти записи:

  • ДТ1106 31 310 КТ1302 31730. Поступление книг от поставщика.
  • ДТ1101 37 310 КТ1106 31310. Принятие к учету изданий.
  • ДТ1401 20 271 КТ1104 37410. Начисление амортизации в объеме 100% стоимости.
  • ДТ1 101 37 310 КТ1 401 10180. Учет изданий, которые пришли на основании договора дарения.

Все записи выполняются на основании первички. К примеру, выбытие выполняется на основании акта о списании.

Суммарный учет

Суммарный учет – это учет группами на основании одной бумаги. К примеру, это может быть накладная, счет. Если сопроводительного документа нет, оформляется акт приема. Для учета нужна специальная книга. Она подразделяется на 3 части:

  1. Поступление файлов.
  2. Выбытие.
  3. Итоги движения внутри фонда.

Графы должны соответствовать друг другу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector