Учредители некоммерческой организации. состав, права, обязанности

Учредители НКО — их права и обязанности

Кто может быть учредителем НКО?

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

Смена учредителей НКО

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Кто может быть учредителем НКО?

Ст.

 15 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ уточняет, что учредить НКО вправе как юридические лица, так и физические.

Но в отношении последних имеется оговорка: гражданин должен достичь совершеннолетия и обладать полной дееспособностью.

При этом законодатель допускает возможность участия в учреждении некоммерческой организации как иностранных, так и российских юрлиц и граждан, за исключением:

  • иностранных физлиц и лиц без гражданства, в отношении которых было принято решение о нежелательности их нахождения на территории РФ;
  • лиц, подозреваемых в легализации денежных средств и находящиеся под контролем правоохранительных органов;
  • общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена на основании проповедования экстремистских взглядов;
  • лиц, в действиях которых приговором суда установлено наличие признаков экстремистской деятельности.

Учредителями организации некоммерческого характера в виде бюджетного или казенного предприятия могут выступать:

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

  • РФ (если речь идет о федеральных учреждениях);
  • субъект РФ (если организации находится в одном из регионов);
  • муниципальное образование (если создается муниципальное предприятие).

Если граждане или организации желают стать учредителями некоммерческих юридических лиц, они вправе это сделать в любое время в порядке, предусмотренном уставом (для примера предлагаем ознакомиться с уставом благотворительного фонда).

Выход из состава участников НКО законодателем допускается в любое время, при этом не требуется согласия на то иных лиц, учредивших организацию (за исключением случаев, установленных ГК РФ). Правомочия таких лиц в отношении их членства в НКО прекращаются с момента внесения записи в ЕГРЮЛ.

Может ли учредителем НКО быть НКО или орган госвласти?

Законодатель не запрещает НКО быть учредителем другой организации такой же организационно-правовой формы.

Исключение составляет ситуация, когда речь идет об общественных объединениях и религиозных организациях, деятельность которых была приостановлена уполномоченными органами на основании ст.

 10 закона «О противодействии…» от 25.07.2002 № 114-ФЗ. Такие организации учреждать НКО не вправе.

Что касается возможности создания некоммерческой организации госорганом или органом местного самоуправления, то гражданское законодательство позволяет такие действия, если госорган или орган местного самоуправления обладает правами юридического лица. О наличии прав юрлица можно узнать, изучив законодательный акт, регламентирующий порядок деятельности госоргана. Например, в ст.

 2 закона «О Правительстве Удмуртской Республики» от 29.11.2016 № 883-V прописано, что Правительство УР обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать. Соответственно, оно вправе учреждать некоммерческие организации. Порядок учреждения должен соответствовать законодательству РФ с учетом наличия финансирования в бюджете определенного уровня деятельности таких НКО.

Учредитель некоммерческой организации — права и обязанности

Права и обязанности у участников НКО возникают только после регистрации компании в ФНС и внесения записи о ней в ЕГРЮЛ. Набор прав и обязанностей учредителей зависит от формы НКО, рассмотрим наиболее общие.

Права учредителя некоммерческой организации:

  1. Создание органов управления НКО.
  2. Формирование учредительных документов.
  3. Распоряжение имуществом в рамках, предусмотренных уставом.
  4. Принятие решения о реорганизации/ликвидации НКО.
  5. Контроль за деятельностью организации.
  6. Решение вопроса о создании филиалов/представительств.
  7. Приостановка работы НКО.

Обязанности:

  1. Осуществление деятельности по управлению НКО в рамках действующего законодательства.
  2. Несение субсидиарной ответственности по обязательствам НКО, если это установлено законом.
  3. Внесение членских взносов, имущества для формирования капитала организации.
  4. Осуществление действий, связанных с сохранностью имущества.
  5. Ведение отчетности, бухгалтерского и иного учета.

Для справки: права и обязанности учредителя, которые предусмотрены законом или уставом для конкретного вида некоммерческой организации, одинаковы, вне зависимости от того, является он юридическим лицом или физическим.

Смена учредителей НКО

31 января 2016 года в ст. 15 ФЗ № 7 были внесены изменения, в результате которых создателям некоммерческих корпораций, фондов и автономных НКО разрешается выйти из состава учредителей, если иное не установлено законодателем.

Для справки: права и обязанности участника НКО прекращаются сразу после внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Решение о госрегистрации НКО принимает Минюст, сведения о них в ЕГРЮЛ вносит ФНС. Для исключения из состава учредителей лицо должно обратиться в ФНС, написав соответствующее заявление.

Подпись заявителя должна быть удостоверена нотариально. Вместе с заявлением в налоговую учредитель должен уведомить юрлицо (НКО) о том, что он выходит из ее состава.

Уведомление составляется в простой письменной форме.

Когда НКО принимает решение о введении в состав нового члена, необходимо оформить решение высшего органа управления или иной документ, фиксирующий подобное намерение со стороны всех участников НКО. Документы подаются только в Минюст, ФНС уведомлять не нужно.

Ответственность учредителей некоммерческой организации

Ст.

 56 ГК РФ уточняет, что учредители не отвечают по обязательствам организаций, а организация не отвечает по обязательствам учредителей, так как юрлицо всегда имеет обособленное имущество (отделенное от имущества его учредителей) и отвечает по своим долгам только им. Однако законодатель вправе вводить исключения в нормативных актах, а также само предприятие в учредительных документах может указать на имеющиеся особенности.

Например, субсидиарная ответственность введена и для собственника учреждения.

Такое правило аргументируется тем, что имущество учреждения не находится в его собственности, а только закрепляется за ним на праве управления.

Учреждение может отвечать по своим обязательствам только в рамках имеющихся на его счетах денежных средств. При их недостаточности субсидиарно подключается собственник имущества (ст. 123.21 ГК РФ).

Для справки: если НКО была ликвидирована в принудительном порядке на основании решения суда, обязанности, связанные с осуществлением процедуры ликвидации, могут быть возложены на учредителей.

Что касается уголовной, гражданско-правовой, налоговой, уголовной, административной ответственности, то учредители организаций некоммерческой направленности несут ее в порядке, установленном законодательством.

На лицо, которое представляет интересы организации, возлагается обязанность управлять НКО добросовестно и разумно, с учетом положений закона, не допуская причинения убытков своими действиями. В противном случае его учредители вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, которые были нанесены недобросовестными действиями или бездействием.

***

Таким образом, учредители некоммерческих организаций наделяются соответствующими правами и обязанностями только с момента государственной регистрации организации.

Что касается ответственности, то для ассоциаций и учреждений вводится субсидиарная форма ответственности (т. е.

привлекаются НКО и учредитель), учредители организаций остальных форм по обязательствам предприятий не отвечают, если иное не установлено учредительными документами.

Источник: https://nsovetnik.ru/nekommercheskie-organizacii/uchrediteli-nko-ih-prava-i-obyazannosti/

Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения

18.04.2013 Слияния&Поглощения №4 (122) 2013

Сергей Китаев
старший юрист, заместитель руководителя отдела корпоративной практики

Как правильно выбрать форму НКО, теория и практика применения.

На сегодняшний день регистрация коммерческих организаций обычная процедура, поставленная на поток. Однако с регистрацией некоммерческих организаций (далее – «НКО») все обстоит сложнее.

Многообразие организационно-правовых форм некоммерческих организаций и большое количество законов и подзаконных актов, регулирующих их деятельность, делает регистрацию некоммерческой организации процессом длительным, трудоемким и требующим индивидуального подхода к каждому отдельному случаю.

Людей, которые идут работать в НКО, как правило, привлекают различные возможности, такие как возможность быть полезным обществу, решение социально важных проблем, реализация собственных профессиональных интересов и пр.

Роль НКО в обществе невозможно переоценить. Некоммерческие организации содействуют реализации прав человека через оказание каких-либо услуг, содействуют в установлении позитивных общественных связей между различными группами населения, а также оказывают услуги в различных областях, таких как здравоохранение, образование, культура и т.д.

При выборе НКО необходимо начать с изучения правового поля, поскольку вся деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом.

Самое непосредственное отношение к деятельности некоммерческих организаций имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся основным законом в РФ. Статьи 13, 14, 30 Конституции РФ регулируют правовые аспекты деятельности НКО.

Ниже приведены выдержки из вышеуказанных статей Конституции РФ:

Статья 13:

п.4 Общественные объединения равны перед законом.
п.5 Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14:

п. 2 Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Статья 30:

п.1 Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Следующим по значению необходимо считать Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Статья 50 ГК РФ дает понятие некоммерческих организаций как организаций, не имеющих извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

В статьях 116-123 Гражданского кодекса РФ даются понятия и основные принципы деятельности отдельных видов некоммерческих организаций.

Более тесно работа в НКО связана с Федеральным Законам «Об общественных объединениях», ФЗ «О некоммерческих организациях», Налоговым кодексом Российской Федерации, а также специальными законами, такими как Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединениях» и другие.

Перечень законодательства, которое касается в той или иной мере деятельности НКО велик и здесь перечислено только основное, с которым будет работать НКО ежедневно.

Определив основную правовую базу, перейдем к практическим рекомендациям.

При создании НКО формируется инициативная группа. Это группа граждан, которыми инициировано создание НКО.

После принятия решения и формирования инициативной группы, перед учредителями НКО встает важный вопрос – выбор организационно-правовой формы. Это является первой «трудностью», поскольку многие затрудняются в выборе подходящей формы из-за их обилия или выбирают первую понравившуюся форму, так как мало знают о ее преимуществах или недостатках.

К выбору ОПФ стоит подойти очень внимательно. Для правильного выбора ОПФ НКО изначально необходимо определить, каковы будут цели ее создания – внутренние или внешние:

Предприниматель создаёт некоммерческое партнёрство для решения проблем её членов — это внутренние цели.

Фонд по развитию предпринимательства действует в целях развития всего бизнеса в регионе, учредители фонда объединились не только для решения своих проблем – это внешние цели.

Приведем пример: Общество пчеловодов-любителей или союз филателистов — такие организации объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества.

В число подобных организаций могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами.

Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в ее ряды — это внутренние цели.

Читайте также:  Доверенность на заявителя для заявления в полицию от физического лица

Если шахматный клуб планирует предоставлять место и возможности попрактиковаться в игре своим членам — это внутренние цели. Если же при нем будет открыта школа юных шахматистов —- это уже внешние цели.

Если вся деятельность объединения мам с больными детьми — поиск и распределение гуманитарной помощи строго между членами организации — это тоже внутренние цели. Но если эти же мамы планируют создать реабилитационный центр, причем не только для детей членов организации, а для всех детей-инвалидов района — это внешние цели.

При определении направления деятельности организации стоит учесть не только интересы и склонности участников инициативной группы, но и возможные перспективы, которые могут сначала показаться фантастическими, но через несколько лет станут привычными и обыденными.

Назначение НКО – служить людям, другим организациям. Успех НКО зависит от максимального и качественного удовлетворения потребностей людей и организаций.

Далее перейдем к определению целевой группы или конкретной категории граждан или организаций, для которых будет работать создаваемая организация. Чем яснее и четче будет определена целевая группа, тем легче планировать свою работу, решать поставленные задачи и развиваться.

После выбора направлений деятельности, необходимо уточнить какие государственные, коммерческие и некоммерческие организации уже занимаются в вашем регионе решением тех же проблем. Определите, чем ваша организация будет отличаться от уже существующих.

Разобраться с определением наиболее распространенных форм НКО по отношению к целям организации поможет таблица:

Таблица 1. Наличие внутренних и внешних целей у различных форм организаций

Организационно-правовая формаВнутренниеВнешние
Общественная организация + +
Фонд +
Учреждение + +
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) + +
Некоммерческое партнёрство +
Автономная некоммерческая организация +

Далее приведем схему, в которой укажем виды общественных объединений и их место в системе некоммерческих организаций (регулируются ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях»

Теперь остановимся на составе учредителей НКО. От состава учредителей напрямую зависит выбор формы некоммерческой организации. Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» позволяет гражданам и (или) юридическим лицам выступать учредителями некоммерческой организации.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнёрств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

С одной стороны, привлечение в качестве учредителей более широкого круга, в том числе представителей бизнеса, позволяет решить много вопросов, в том числе и финансовых. Однако в этом есть и минусы, о которых обычно говорят после регистрации и в первые дни после создания организации их считают незначительными.

Также на начальном этапе стоит определить, будет ли организация основана на членстве или нет. Вопрос учредительства и членства – разные понятия. По принципу членства НКО можно разделить на две группы: организации, имеющие членство и не имеющие.

Организации, имеющие членство

В этом случае есть возможность более широко привлекать общественность, к деятельности Вашей организации, мотивируя приёмом в её члены и преимуществами, которые член организации при этом получит. Вы можете сплотить вокруг себя единомышленников по профессиональному или иному признаку и действовать в общих интересах.

Пример. Общественная организация «Союз юристов» Новгородской области, содействует объединению усилий юристов Новгородской области в обеспечении прав и свобод человека, повышении профессионального мастерства членов организации и т.д.

Тем самым эта организация сплотила вокруг себя широкие круги юридической общественности в регионе на основе членства своей организации. Каждый юрист, являющийся членом организации, чувствует свою сопричастность к деятельности организации.

Рассмотрим ещё пример. Предположим, группа физических лиц решила создать клуб аквариумистов.

В качестве целей и задач данной некоммерческой организации учредители определили обмен опытом между аквариумистами-любителями, распространение методик разведения и помощь в приобретении аквариумных рыб, проведение выставок соответствующей тематики и т.п.

Очевидно, что для деятельности подобного клуба более целесообразна организационно-правовая форма, предусматривающая членство, т.к.

для его членов можно предусмотреть определенные преимущества по сравнению с лицами, такого членства не имеющими (это могут быть более льготные условия в приобретении аквариумов, редких пород рыб, кормов для них, и т.п.). Устанавливая льготы для своих членов, клуб будет стимулировать вступление в него новых лиц, тем самым способствуя росту своей известности. Поэтому в качестве наиболее подходящих организационно-правовых форм для клуба аквариумистов можно рекомендовать некоммерческое партнерство либо общественную организацию.

Кроме того, членство позволяет получать для организации дополнительные денежные средства за счёт членских взносов. Однако, как показала практика, в деятельности организации основанной на членстве могут возникнуть проблемы, связанные с потерей возможности влияния на ее управление и развитие.

Дело в том, что, создавая некоммерческую организацию, мы не всегда способны учесть проблемы, которые могут возникнуть в последующем в связи с выбранной организационно-правовой формой и учредителями.

Так при создании общественной организации учредители после ее регистрации автоматически становятся ее членами и не имеют никакого преимущества при решении вопросов организации перед другими членами организации.

Согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» никто не может требовать от Вас либо от членов организации указывать в официальных документах Ваше членство или участие в тех или иных общественных объединениях.

Принадлежность или не принадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Если предвидеть все опасности в деятельности организации и подойти к этому вопросу профессионально, то можно считать, что организации, основанные на членстве, — удобная организационно-правовая форма для реализации целей и задач НКО.

Организации, не имеющие членства

В организациях, не имеющих членства есть не только преимущества — например, оперативное решение вопросов, но и недостатки.

Так в учреждении, где учредителем выступает один или несколько учредителей, как правило, все вопросы решают сами учредители которые могут принять решение, не созывая Общее собрание.

Однако если число учредителей велико, то это может создать проблемы при обсуждении вопросов и принятии окончательного решения.

Источник: https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/articles/kak-pravilno-vybrat-formu-nko-teoriya-i-praktika-primeneniya/

Учредители и устав общественной организации

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Учредители и устав общественной организации

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств.

Содержание

Пик развития общественных движений и организаций припал не советский период. Эпоха коллективизма ознаменовалась возложением на общественные организации несвойственных им функций.

Зачастую они брали на поруки правонарушителей, создавали товарищеские суды. В условиях рыночной экономики удельный вес общественных организаций среди юридических лиц всех организационных форм сократился. Масштабы их деятельности уменьшились.

Однако значение некоммерческих структур для развития гражданского общества нельзя приуменьшать.

Непосредственное отношение к правовому статусу общественных организаций имеют ст.13 и 30 Основного закона РФ. Эти конституционные положения закрепляют идеологическое и политическое многообразие, права частных лиц на добровольное объединение для реализации правомерных целей без получения предварительного согласия субъектов властных полномочий.

Правовое регулирование статуса общественных организаций

Понятие «общественная организация» не претерпело значимых изменений с советских времен. Ими признаются добровольные неправительственные объединения физлиц на основании общих интересов для достижения совместных целей.

Согласно ст.123.4 ГК целями ее учреждения могут быть:

  • удовлетворение нематериальных (в том числе – духовных) потребностей;
  • представление и защита интересов членов перед третьими лицами;
  • внесение лепты в развитие образования, медицины, охраны природы и т. п.

Выявлению значимых характеристик общественных организации способствует определение их места в системе юридических лиц.

В рамках гл.4 Гражданского кодекса общественные организации отнесены к некоммерческим.

Но есть оговорка: такая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность при одновременном соблюдении следующих условий:

  • возможность реализации предпринимательской деятельности предусмотрена уставом (если устав положений такого рода не содержит, необходимо внесение изменений);
  • она не противоречит некоммерческим уставным целям организации, а служит их достижению;
  • общественная организация располагает достаточными активами рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала ООО.

Организационная форма общественной организации является базовой для некоммерческих структур других видов.

Так, ст.50 ГК содержит неисключительный перечень видов некоммерческих общественных организаций. Это:

  • политические партии;
  • профсоюзы, учрежденные в форме юрлиц
  • органы общественной самодеятельности;
  • территориальные общественные самоуправления.

Общественные организации вправе объединятся в союзы. Относительно крупных компаний в России существует практика регистрации в качестве самостоятельных юридических лиц не только головной (материнской) организации, но и ее территориальных органов.

Общественные организации могут преобразовываться в автономные некоммерческие организации или фонды. Для этого требуется внесение изменений в устав (ст.123.4 ГК)

Требования к учредителям общественной организации, их статус и количество

Ключевыми особенностями общественных организаций признаются: фиксированное членство; обязательная выдача членских билетов; уплата членских взносов как ключевого источника формирования финансово-материальной базы деятельности. Именно по признаку обязательного членства общественная организация отличается от некоммерческих структур иных организационных форм, например – общественных движений.

Учредители общественных организаций автоматически обретают статус их членов, а также соответствующий ему комплекс прав и обязательств (абз.9 ст.19 82-ФЗ). Лица, заинтересованные во вступлении в ряды членов организации, подают письменное заявление.

Документ в обязательном порядке должен выражать:

  • заинтересованность в деятельности организации;
  • согласие с ее целями и предписаниями устава;
  • готовность принять на себя ответственность на случай невыполнения правил организации.

Права членов общественных организаций:

  • знать о ее деятельности;
  • участвовать в управлении, инициировать внесение изменений в устав;
  • избирать, быть избранным в руководящие, ревизионные, надзорные органы;
  • оспаривать правомерность действий администрации;
  • требовать возмещения убытков, причиненных неправомерными действиями организации.

Перечень обязательств:

  • уплачивать взносы (члены организации утрачивают право собственность на имущество и средства, переданные общественной организации для реализации уставной деятельности);
  • участвовать в формировании активов организации способом, оговоренным уставом;
  • воздерживаться от действий, могущих навредить организации, усложнить достижение ее целей;
  • участвовать в принятии решений, без которых организация не может продолжить деятельность;
  • нести ответственность за неправомерные действия в виде исключения из членов организации.

Количество учредителей общественной организации императивно определено ст.123 ГК на уровне трех лиц. Хотя рассматриваемые организации номинально являются объединениями граждан, ст.6 и 18 82-ФЗ допускает членство в организации юридических лиц, являющихся общественными объединениями. Все члены общественной организации будь то физические или юридические лица, равны в правах и обязанностях.

Перечень лиц, не могущих быть учредителями, членами, участниками общественного объединения

Действует императивный запрет на членство в общественной организации публичных образований и их органов: государства, госструктур, региональных властей, территориальной общины в лице муниципалитета (ст.19 82-ФЗ).

Исходя из содержания определения общественных объединений, их членами/участниками не могут быть коммерческие структуры и любые другие организации, не являющиеся общественными объединениями.

В отношении физических лиц действуют следующие правила:

  • Возрастной ценз. По общему правилу составляет 18 лет. Учитывая разносторонний характер потенциальных видов деятельности общественных объединений это в целом правильно. Однако есть некоторые сомнения. Так, в порядке эмансипации гражданин может получить полный объем дееспособности до достижения 18-летия (ст.27 ГК). Почему полноценный, несущий полное бремя ответственности за свою жизнь член общества не может быть членом/участником общественного объединения, остается загадкой. Член/участник молодежной организации должен достигнуть хотя бы 14, детской – 8 лет. Стоит обратить внимание, что попущение сделано именно для членов/участников, но не для учредителей, что вполне логично. Госрегистрация молодежных и детских общественных объединений в ЕГРЮЛ производится при условии, что в руководящие органы полностью сформированы из дееспособных граждан (ст.21 82-ФЗ).Допустимость понижения планки возрастного ценза должна быть обусловлена специфическим статусом организации (детская или юношеская), отображенным в названии и уставе организации. На законодательном уровне специфика такого статуса не определена, в РФ действует 98-ФЗ «О господдержке молодежных и детских общественных объединений», но не об этих объединениях как таковых.
  • Вопросы гражданства. Ст.19 82-ФЗ определила следующие правила: если иное не оговорено специальными нормативно-правовыми актами, учредителями и членами/участниками общественных объединений могут быть граждане РФ и иностранцы с легальным ПМЖ в РФ. Иностранцы, проживающие за пределами России, могут быть почетными членами общественного объединения без наделения их обычными правами и без возложения на них соответствующих обязательств. Согласно ст.23 95-ФЗ «О политических партиях» их членами могут быть только граждане.
  • Дееспособность. Ст.19 82-ФЗ не оперирует таким понятием как дееспособность. И если в отношении членов/участников это, возможно, оправданно, то учредители и члены руководящих и надзорных органов очевидно должны обладать полной общегражданской дееспособностью. Видимо, такое упущение – следствие «застарелости» предписаний закона. 82-ФЗ был принят в 1995 году, а часть I ГК – только в 2001. Между тем, вопросы дееспособности могут быть регламентированы специальным законодательством. Так, согласно ст.23 95-ФЗ членом политической партии может быть только дееспособное физлицо.
Читайте также:  Примеры норм дефиниций в конституции рф

Запрет на учреждение, членство/участие в деятельности общественных объединений действует в отношении:

  • person non grata – иностранцев, пребывание которых в РФ нежелательно (МИД обнародует поименные перечни);
  • лиц, упомянутых в списке, сформированном согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • общественных объединений, функционирование которых приостановлено по правилам 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • лиц, в действиях которых выявлены признаки экстремисткой деятельности (устанавливается приговором суда);
  • лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за совершение преступления.

Устав общественной организации, требования к его содержанию

Устав общественной организации должен содержать сведения о:

  • ее наименовании;
  • юридическом адресе;
  • территории, на которую распространяется деятельность организации (последние могут быть общероссийскими, региональными, местными);
  • целях и предмете деятельности;
  • членстве, участии;
  • процедуре и основаниях обретения и утраты членства;
  • составе, компетенции, сроке полномочий руководящих и ревизионных органов;
  • порядке принятия решений;
  • перечне вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;
  • о правах и обязательствах членов (отдельно описывается их ответственность);
  • правах общественной организации и ее территориальных органов по управлению активами;
  • процедуре внесения изменений в устав;
  • порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Переоценить значимость устава общественной организации невозможно. Это ключевой документ для госрегистрации и функционирования юридического лица.

Если это актуально, в типовой устав общественной организации изначально нужно внести дополнительные сведения о:

  • потенциально возможных видах деятельности, в том числе – связанных с получением прибыли;
  • праве принимать/совершать пожертвования;
  • возможностях и процедуре распоряжения имуществом;
  • праве организации представлять своих членов в суде и компетентных органах;
  • символике, если планируется ее использование.

КАКИМ нормативно-правовым актом определены права учредителя?

Владимир13.09.2018 17:23

Здравствуйте! Права учредителя НКО определены в ФЗ «О некоммерческих организациях».

Смирнова Татьяна Михайловна14.09.2018 14:24

Задать дополнительный вопрос

Владимир04.10.2018 20:16

И какие же там права? Где написано что учредитель может делать а что не может и на что он влияет в организации.?

Права и обязанности учредителей прописаны в Уставе.

Малов Дмитрий Владимирович05.10.2018 10:04

Задать дополнительный вопрос

Да, ознакомьтесь с этим ФЗ.

Шафир Михаил Семенович15.09.2018 11:18

Задать дополнительный вопрос

Что нужно для этого? Региональная общественная организация сохраняет юридической силы, статуса. Что нужно делать и в какие сроки восстановить?

Ферит Абдуллович Гибатдинов24.07.2018 16:59

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна04.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день, можем ли мы ввести нового участника учредителя в РОО?

Елена11.07.2018 12:48

Здравствуйте! Да, как в любую корпоративную некоммерческую организацию, в соответствии с положениями устава, без соблюдения каких-либо специальных процедур, связанных с обращением в органы ФНС или Минюста. Данная позиция подтверждается разъяснениями, данными в Письме Минюста России от 24.03.2016 № 11/32870-СГ «О действиях при изменении состава учредителей (участников) некоммерческих корпораций».

Федорова Любовь Петровна22.08.2018 23:02

Задать дополнительный вопрос

да, действительно, можно

Дубровина Светлана Борисовна23.08.2018 10:32

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! У нас общественная организация, учрежденная тремя учредителями. Один из учредителей умер. Какие наши действия?

Марина10.07.2018 18:54

Здравствуйте! 

Действующее законодательство РФ, регулирующее деятельность НКО и, в частности, отношения между учредителями, участниками и самой организацией, не указывает на возможность их наследования, но и не устанавливает и запрета в их наследовании. В пункте 1.2 ст. 15 Закона об НКО содержится исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть учредителем (участником, членом).

Лица, перечисленные в вышеуказанном списке, даже наследуя «долю» умершего участника в НКО, стать ее учредителем (участником, членом) не имеют права. Если у вас частное учреждение, то наследники становятся учредителями, если Фон или АНО, то нужно смотреть устав, при отсутствии в уставе  НКО запрета на вход новых участников «доля» умершего учредителя переходит к наследникам.

Захарова Елена Александровна21.08.2018 23:00

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно, согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна22.08.2018 12:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: http://Advokat-Malov.ru/yur.-lica/uchrediteli-i-ustav-obshhestvennoj-organizacii.html

Права и обязанности НКО культуры и их учредителей

Учредители НКО культуры.

Права:

— определять цели, условия и порядок деятельности организации;

— утверждать устав и изменения к нему;

— назначать и снимать руководителя;

— осуществлять контроль деятельности организации. Вправе приостановить предпринимательскую деятельность организа­ ции, если считают, что она наносит ущерб основной до реше­

ния суда по этому поводу;

— создавать, реорганизовывать, ликвидировать организации.
Обязанности:

— наделять имуществом и финансировать организации;

16 Чапарина С. Н. Создание попечительского совета в некоммерческой организации // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. №1, 4.

— обеспечивать социальную и правовую защиту;

— оказывать информационную поддержку и методическую по­
мощь;

;, — создавать условия для подготовки, профессиональной перепод­готовки и повышения квалификации кадров. НКО культуры. Права:

— самостоятельно осуществлять творческо-производственную и финансово-хозяйственную деятельность в рамках, установлен­

ных законодательством и учредительными документами;

— создавать филиалы и представительства;

— вступать в различные ассоциации и союзы;

— осуществлять международную деятельность в соответствии с
законодательством РФ.

Обязанности:

— осуществлять основные виды деятельности, предусмотренные
учредительными документами;

— обеспечивать сохранность и эффективное использование за­
крепленного имущества;

— осуществлять социальное, медицинское и иные виды обяза­ тельного страхования работников в соответствии с законода­

тельством РФ;

— обеспечивать гарантированные законодательством РФ мини­ мальный размер оплаты труда, условия труда и меры социаль­

ной защиты работников;

— обеспечивать безопасность работников и посетителей, нести
ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью;

— вести бухгалтерский и статистический учет и отчетность в по­
рядке, установленном законодательством РФ.

5.2.5. Порядок создания, реорганизации и ликвидации НКО
культуры
определяется ГК РФ, ФЗ РФ «О некоммерческих организа­
циях», ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц».

5.2.6. Основные законодательные акты, регулирующие дея­
тельность НКО культуры.

Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Гражданский Кодекс Российской Федерации, части I и П. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и П. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях».

Федеральный Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Федеральный Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях».

5.3. Организации культуры как юридические лица17.

5.3.7. Понятие юридического лица.

Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

5.3.2. Основные признаки юридического лица.

К основным признакам юридического лица относятся:

Организационное единство — проявляется в определенной иерар­хии, соподчиненности подразделений, составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между участниками. Организацион­ное единство закрепляется учредительными документами и норматив­ными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

Имущественная обособленность — объединение зданий, соору­жений, оборудования, денежных средств и др. в один имущественный комплекс и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом. Вся имущественная обособ­ленность таких организаций заключается в их способности в принци­пе обладать обособленным имуществом.

17 В сфере культуры может осуществляться и индивидуальная трудовая деятель­ность без образования юридического лица.

Степень имущественной обособленности различается у разных ви­дов юридических лиц.

Так, учреждения и казенные предприятия рас­поряжаются имуществом на праве оперативного управления, унитарные предприятия — на праве хозяйственного ведения (см.

тему 6), все ос­тальные организационно-правовые формы коммерческих и некоммер­ческих организаций обладают правом собственности на принадлежа- шее им имущество.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени тоесть способность от своего имени приобретать и осуществлять гра­жданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (народном, арбитражном и т.д.)

Гражданские права помимо имущественных (вещественных и ав­торских) прав включают и личные неимущественные права автора.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность — уч­редители (участники) или собственники имущества юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое ли­цо не отвечает по обязательствам первых.

Существующие исключения указаны в п.З ст.56, п.5 ст. 115, п.2 ст. 120 ГК РФ. В этом случае ответ­ственность вышеперечисленных субъектов по долгам юридических лиц (в частности, учреждений и казенных предприятий) является субсиди­арной.

5.3.3. Формальные признаки юридического лица.

Юридическое лицо имеет и формальные признаки: юридический адрес, расчетный счет, печать, свидетельство о регистрации и т.д.

Права юридического лица возникают с момента его государствен­ной регистрации, то есть внесения в единый государственный реестр и выдачи свидетельства о регистрации.

5.3.4.Учредители и учредительные документы юридического лица

Учредитель — основатель организации, участвующий в образова­нии имущества юридического лица и принявший на себя обязательства согласно учредительным документам.

Учредителями юридического лица могут выступать физические и (или) юридические лица, в том числе федеральные органы власти, ор­ганы государственной власти субъектов РФ, органы местного само­управления.

Учредительные документы — документы, на основании которых образуется и действует юридическое лицо.

Читайте также:  Продажа безалкогольных энергетиков с 1 января 2022 г несовершеннолетним

Юридическое лицо действует на основании Устава либо Учреди­тельного договора и Устава, либо только Учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании Устава, утвержденного этим учредителем. Исключение со­ставляют учреждения — для них, помимо устава, необходимо решение собственника о создании.

В учредительных документах юридического лица должны опреде­ляться наименование юридического лица, место его нахождения, поря­док управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего ви­да.

В учредительных документах некоммерческих организаций и уни­тарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Предмет и определенные цели дея­тельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учре­дительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридиче­ское лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созда­нию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятель­ности.

Договором определяются условия и порядок распределения ме­жду участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юри­дического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (см. ст. 52 ГК РФ).

5.3.5. Наименование юридического лица.

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст.51, 54 ГК РФ).

Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеет наименование, а также вправе иметь бланки со своим наимено­ванием и эмблему (ст. 4, 5 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»).

Юридическое лицо, фирменное наименование (наименование), а также эмблема которого зарегистрированы в установленном порядке, имеет исключительное право их использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование (наименование, эмблему), по требованию обладателя права на фирменное наименование (наименование, эмбле­му) обязано прекратить их использование и возместить причиненные убытки.

Тема 6.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ВКУЛЬТУРЕ

6.1. Собственностьоснова системы экономических отноше­
ний.

Источник: https://stydopedia.ru/3x737b.html

Газета «Восход» — Учредители некоммерческой организации

Учредители некоммерческой организации

Опубликовано 20.11.2017 12:49

Просмотров: 337

Согласно действующему законодательству юридическое лицо создается на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Сведения об учредителях вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации: 1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; 2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»); 4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; 5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов. 6) Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения ассоциаций (союзов), общественных объединений, религиозных организаций, общин коренных малочисленных народов, казачьих обществ, адвокатских образований (являющихся юридическими лицами). Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган (территориальный орган Федеральной налоговой службы). В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица. Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников (соответствующий комплект документов подается в территориальный орган Минюста России).

Отдельные требования к учредителям, в зависимости от организационно-правовых форм некоммерческих организаций, устанавливаются специальными законами.

Главный специалист-эксперт Управления Минюста России по Волгоградской области Маркова К.В.
 

Источник: http://xn--80aagbidn3da3ah4b.xn--p1ai/index.php/78-novosti/1527-uchrediteli-nekommercheskoj-organizatsii

Структура органов управления НКО

При регистрации НКО и разработке ее учредительных документов наиболее важным является формирование структуры органов управления некоммерческой организации, соответствующей требованиям законодательства.

Кроме того, необходимо правильно и четко указать компетенцию и полномочия органов управления, используя формулировки, которые требует Минюст.

В отличие от регистрации коммерческих организаций, например ООО, где можно использовать типовые уставы, устав НКО разрабатывается индивидуально для каждой организации в зависимости от ее специфики и целей деятельности.

Ниже приведены примеры структур органов управления некоммерческой организации (НКО) в зависимости от выбранной организационно-правовой формы.

Ассоциация (союз)

Высший орган управления – Общее собрание членов.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация (АНО)

Высший орган управления – Общее собрание учредителей или единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

Автономная некоммерческая организация является единственной некоммерческой организацией, в которой возможен выход из состава учредителей, причем этот выход будет также отражен в ЕГРЮЛ, вышедшие учредители будут исключены из ЕГРЮЛ.

Учреждение (в том числе образовательное учреждение – НОЧУ)

Высший орган управления – единственный учредитель.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В случае создания и регистрации образовательного учреждения (НОЧУ) структура органов управления помимо указанной должна соответствовать требованиям законодательству об образовании, согласно которому предусматривается формирование органов, состоящих из педагогов НОЧУ.

Фонд

Высший орган управления – Коллегиальный орган управления – общее собрание учредителей или выборное Правление.

Исполнительный орган – руководитель организации (директор, генеральный директор, президент и т.д.).

В Фонде обязательным является формирование надзорного органа, члены (физические лица) которого будет выполнять свои надзорные функции на общественных началах. В состав Попечительского совета не могут входить лица, занимающие должности в органах управления Фонда (Правления, единоличного исполнительного органа).

***

Консультации специалистов компании «Юс Либерум» по вопросам, связанным с регистрацией НКО, в том числе по выбору организационно-правовой формы НКО, проводятся БЕСПЛАТНО.

Специалисты компании «Юс Либерум» имеют огромный опыт работы при регистрации НКО и готовы проконсультировать клиента по выбору наиболее правильной формы, максимально соответствующей его задачам.

Разработанные нами учредительные документы некоммерческих организаций прошли неоднократную проверку в Минюсте и полностью соответствуют нормам законодательства.

Наши юристы обладают высоким уровнем квалификации, чтобы оказать всестороннюю помощь при регистрации НКО любого вида – общественных объединений, фондов, потребительских кооперативов, учреждений, ТСЖ, ЖСК и т.д.

Они подготовят требуемый комплект документов и представят ваши интересы во всех инстанциях – Минюсте РФ, Росстате, налоговой инспекции, внебюджетных фондах (ПФ, ФСС) и банках, – тем самым значительно сэкономив время и силы на прохождение всех этапов согласования.

Услуги по регистрации НКО (некоммерческой организации)

  • Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации НКО (некоммерческой организации) в Министерстве юстиции Российской Федерации, в том числе разработка устава НКО, структуры органов управления, определение целей и видов деятельности.
  • Представление подготовленных документов в Минюст РФ для государственной регистрации НКО.

  • Представление в Минюсте РФ интересов заказчика, связанных с государственной регистрацией НКО.
  • Постановка НКО на налоговый учет.
  • Получение документов, подтверждающих факт государственной регистрации НКО, в том числе свидетельства о регистрации НКО.
  • Получение информационного письма об учете в Статрегистре Росстата (коды статистики).

  • Изготовление печати.

Дополнительные услуги при регистрации НКО

  • Постановка на учет во внебюджетных фондах (ПФ, ФСС).
  • Открытие расчетного счета.
  • Предоставление юридического адреса для регистрации НКО.
  • Получение выписки из ЕГРЮЛ.

Перечень документов, необходимых для создания и регистрации НКО

  • Название НКО.
  • Паспортные данные учредителей – физических лиц, реквизиты учредителей – юридических лиц, включая паспортные данные исполнительного органа юрлица-учредителя.
  • Паспортные данные руководителя НКО.

  • Цели и предмет деятельности НКО.
  • Адрес для регистрации НКО (в случае, если адрес предоставляет заказчик).

Наши юристы подготовят все необходимые документы для регистрации НКО, а также организуют их заверение у нотариуса в любое удобное для заказчика время без очереди.

По вопросам, связанным с регистрацией некоммерческих организаций (НКО), обращайтесь к нашим специалистам по телефонам: +7 (495) 507-99-13, +7 (495) 642-45-97.

Источник: http://www.JusLiberum.ru/registraciya-nko/organy-upravleniya-nko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector