Нормы дефиниции конституции рф

Нормы дефиниции конституции рф

Основные сведения

Правовая норма рассматривается как определенное правило поведения. Оно считается обязательным для всех лиц. Невыполнение правила влечет ответственность. В переводе с латинского норма означает «точное предписание», «образец».

После опубликования (обнародования) она наделяется государственно-властным характером. Круг лиц, на которых распространяется ее действие, не определен. В него входят все граждане, организации, госорганы.

Исходя от государства, норма охраняется им же.

Общий характер

Он выражается в распространении действия на неопределенное количество субъектов. Норма выступает в качестве модели поведения. Она не имеет конкретного адресата, не направлена на определенное лицо.

Этим она отличается, например, от судебного постановления. Действие нормы направлено на тех субъектов, которые вступают либо могут вступить или уже участвуют в отношениях, регламентируемые ею.

Общий характер позволяет регулировать не каждый конкретный случай, а охватить все ситуации, факты, взаимодействия.

Признаки

Нормы дефиниции конституции рф

Структура

В составе норм выделяют три элемента:

  1. Гипотезу (предположение).
  2. Диспозицию. Она выражает отношение к конкретному событию.
  3. Санкцию. Она представляет собой реакцию государства на то или иное действие, выходящее за рамки общеобязательной модели поведения.

Классификация

Разделение норм на категории может осуществляться в зависимости от характера влияния на отношения в обществе. По этому критерию выделяют положения:

  1. Обязывающие.
  2. Запрещающие.
  3. Диспозитивные (уполномочивающие).

В зависимости от степени воздействия выделяют нормы:

  1. Императивные. Их действие обязательно для всех без каких-либо исключений.
  2. Диспозитивные. Они предоставляют право выбора.

Классификация может осуществляться и по характеру участия в регулировании общественных взаимодействий. По этому признаку выделяют нормы:

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Нормы дефиниции конституции рф

Основные свойства

Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. 1 гл.1, выступает как констатирующая норма.

Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Ключевые направления

Нормы дефиниции и нормы предписания дают формулировку событиям и категориям в 3-х основных сферах общественной деятельности:

  1. Общегражданской.
  2. Уголовной.
  3. Связанной с защитой интеллектуальной собственности.

Значение

Нормы дефиниции конституции рф

Роль

В сфере регулирования особое место занимают нормативно-правовые дефиниции и специализированные оперативные нормы. Последние направлены на формирование определенных моделей поведения. Однако они устанавливают правила с учетом особенностей той или иной сферы деятельности.

Нормативно-правовые дефиниции и специализированные нормы способствуют большей конкретизации понятийного аппарата. Это, в свою очередь, обеспечивает более качественное влияние на развитие взаимодействий в обществе.

К основным функциям, которые выполняют нормы, следует отнести:

  1. Учредительную.
  2. Познавательную.
  3. Пояснительную.
  4. Регулятивную.
  5. Информационную.
  6. Интерпретационную.

Нормы дефиниции конституции рф

Виды разъяснительных положений

Классификация дефиниций проводится различными способами. В качестве наиболее распространенного метода дифференциации выступает разделение, основывающееся на понимании взаимосвязи между разными понятиями, взаимного их преобразования друг в друга. В науке определяют три группы норм дефиниций:

  1. Доктринальные. Ими определяется структура любой теории.
  2. Практически-прикладные. Они представляют собой определения, которые сложились в процессе общественной деятельности, были узаконены актами высших органов власти и стали обязательными для всех субъектов.
  3. Легальные. Они устанавливаются компетентными представительными (законодательными) институтами. Такие нормы носят предписывающий характер. По своему месту, значимости, роли в регулировании общественных взаимодействий они отличаются от первых и вторых. Однако вместе с этим какое-то непреодолимое различие между всеми тремя группами отсутствует, поскольку они все выступают как неотъемлемые элементы российской юридической системы.

В зависимости от случаев, в которых появляется необходимость использовать дефиниции, их разделяют на:

  1. Общеупотребляемые. К ним относят, в частности, такие понятия, как «работник», «наниматель», «договор» и пр.
  2. Специальные. Эти термины можно назвать профессиональными. К ним, в частности, можно отнести такое понятие, как «юриспруденция». Нормы дефиниции конституции рф

Как выше было сказано, определения присутствуют в большинстве законодательных актов. Уголовный кодекс поясняет понятие убийства. Им признается умышленное причинение смерти другому гражданину. В УК присутствуют разъяснения и других понятий.

Например, поясняется, что такое преступление в целом. Им называют опасное для общества деяние, влекущее применение к виновному уголовного наказания. В ст. 1 гл.

1 Конституции поясняется понятие Российской Федерации – это демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой управления.

Выводы

Анализируя вышесказанное, можно заключить следующее. Нормы дефиниции представляют собой такие положения, в которых разъясняются основные понятия, используемые в законодательных актах, для которых недопустимо двоякое толкование. Это означает, что ключевой их задачей выступает точное и четкое определение той или иной категории либо события.

Любое неоднозначное толкование понятий может привести к нарушениям при применении законов на практике. Это, в свою очередь, может повлечь ущемление интересов граждан, юрлиц, государства, госорганов и прочих субъектов, участвующих в тех или иных отношениях. Нормы дефиниции должны быть понятны не только законодателю или институтам власти, но и населению.

В этой связи формулировки определений должны содержать по возможности простые слова, значение которых не нужно объяснять дополнительно. Вместе с этим дефиниции должны давать максимально полное определение той или иной категории. В разъяснении не может быть пробелов или недосказанности.

Нормы дефиниции конституции рф

Заключение

Нельзя сказать, что нормы дефиниции являются важнейшими в системе. Однако их значение и роль переоценить трудно. Дефиниции вырабатываются для большей ясности и прозрачности законодательства. Эксперты рекомендуют перед прочтением любого акта изучить вводную (общую) часть.

В ней, как правило, присутствуют все термины, используемые в законе, а также определения к ним. Зачастую в актах содержатся отсылки к нормам дефинициям. Это делается, чтобы не перегружать текст терминами и определениями.

В некоторых случаях это действие оправдано, поскольку бывают такие законы, в которых очень много информации и включение в них дополнительных сведений нецелесообразно. Ряд экспертов считает, что гражданам необходимо знать основные нормы дефиниции, существующие в отечественной правовой системе.

На практике это действительно может пригодиться, особенно в случаях, если придется обращаться в судебные инстанции или органы власти. Юридически грамотный человек имеет больше шансов отстоять свою правоту. При этом он может защитить свои интересы самостоятельно, не прибегая к помощи адвокатов.

Но иногда одного знания дефиниций бывает недостаточно. В ряде случаев необходимо разбираться в тонкостях законодательства, ориентироваться в статьях и их изменениях, понимать конкретное действие тех или иных положений. В таких ситуациях, безусловно, без помощи юриста не обойтись.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Основы государственного устройства, создания и функционирования институтов власти, общественных и политических объединений, осуществления территориального самоуправления, реализации обязанностей и прав граждан и их групп устанавливают нормы принципы. Нормы дефиниции разъясняют всем участникам отношений эти ключевые начала. Они формируют систему общественных взаимодействий. Проще говоря, дефиниции емко и просто интерпретируют сложные понятия.

Нормы дефиниции дают определения тем или иным категориям, используемым в законодательстве. К примеру, в УК содержатся разъяснения таким понятиям, как вина, алиби, убийство, в ГК описывается, что такое обязательства, договорные отношения и пр.

Как правило, нормы дефиниции располагаются в обособленных частях законодательства. Однако их можно встретить и в основных разделах. Рассмотрим далее подробно нормы дефиниции.

В статье будет также представлена классификация этих положений по различным признакам.

Статья 37 Конституции РФ

Вместе с тем в силу требований норм международного права некоторые социально-экономические права и свободы человека поставлены в один ряд с гражданскими и политическими правами, что означает необходимость обеспечения их равной доступности и эффективной правовой защиты во всех странах мирового сообщества безотносительно к имеющимся у них экономическим и финансовым ресурсам (ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах). К правам такого рода относятся:

Следует также обратить внимание и на то, что наиболее детализированная правовая регламентация запрещения принудительного труда содержится не в ТК, а в актах международного трудового права, к числу которых относятся две конвенции Международной Организации Труда (МОТ): Конвенция 1930 г. N 29 «О принудительном или обязательном труде» и Конвенция 1957 г. N 105 «Об упразднении принудительного труда». Обе конвенции ратифицированы Россией.

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст.

39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст.

109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Таким образом, конституционно-правовой институт — это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это — главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько різ-новидів правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Конституционное право

Типичным примером второго вида бланкетных норм конституционного права может служить норма, сформулированная в ст.

133 Конституции РФ: «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

К особенностям конституционно-правовых норм следует отнести и то обстоятельство, что структура нормы очень редко содержит санкцию.

Это объясняется тем, что регулятивные нормы конституционного права в большинстве случаев обеспечиваются универсальными санкциями административного, уголовного и гражданского права.

Достаточно сказать, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сформулировано более двадцати составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме.

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст.

Читайте также:  Налогообложение премий работников в 2018 году

30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королев­ской семьи не может быть министром» — ст.

98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конститу­ции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст.

3 Конститу­ции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).

Еще почитать:  Образец Заявления И Приказа На Рождение Близнецов

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния).

По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др.

По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Особенность выражается в том, что для многих конституционно-правовых норм реализации подразумевает возникновение не конкретных правоотношений, а особого вида отношений общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в составе РФ).

Первичные элементы этой системы – правовые нормы выстраиваются во взаимосвязанные между собой группы, образуя институты и подотрасли, а их реализация порождает правоотношения с определенным составом участников или субъектов конституционных правоотношений.

Примером управомочивающих конституционных норм могут служить нормы, содержащиеся в ряде статей Конституции России, согласно которым Президент РФ «при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях чрезвычайное положение» (ст. 88); решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища, осуществляет помилование (пп. «а», «в» ст. 89); издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации (пп. 1, 2 ст. 90); и др.

В-третьих, учредительный характер значительной части норм конституционного права, выражающийся в том, что они по своей природе и содержанию являются базовыми, исходными для норм и правовых актов, возникающих на их основе и регулирующих общественные отношения, относящиеся к другим отраслям права.

Примеры решений конституционного суда рф

21 января 2020 года Конституционный Суд РФ рассмотрит дело о проверке конституционности положений законов «О государственной границе РФ», «О въезде в РФ и выезде из РФ» и Кодекса об административных правонарушениях 24 декабря 2020 года Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление №34-П, принятое в соответствии со статьей 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Конституция рф нормы дефиниции

  1. Констатирующие. Они прямо указывают на какой-либо факт.
  2. Регулятивные. Эти положения регламентируют правила поведения в той или другой ситуации.
  3. Правоохранительные. Эти положения принимаются с целью удержания субъектов в пределах установленных правил.

Нормы дефиниции обладают всеми свойствами, описанными выше. Они абстрактны и воздействуют на неопределенное количество субъектов. Ключевой задачей этих положений выступает разъяснение понятий, используемых в законодательных актах.

Наиболее распространены нормы дефиниции в Конституции РФ. В Основном Законе содержатся фундаментальные понятия и приводятся их определения. Определение Российской Федерации, приведенное в ст. 1 гл.1, выступает как констатирующая норма.

Дефиниции в Конституции формируют юридическую базу для всех остальных законодательных актов.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Применение — фактор организации осуществления конституционных норм, претворения в жизнь требований диспозиции или санкции конституционной нормы.

Без акта применения многие конституционные нормы просто невозможно осуществить на практике.

Применение необходимо для того, чтобы наиболее полно обеспечить осуществление конституционных норм, а также для государственного контроля за правильностью и точностью их реализации.

Однако в отличие от своих социалистических предшественниц, ныне действующая Конституция, не является монолитом, выделенным из остального правового массива. Таким образом, система конституционного права России имеет сегодня четко выраженную иерархическую структуру.

В то же время говорить о том, что эта система уже в достаточной мере осмыслена в научной литературе и получила общепринятое объяснение в теории и законодательной практике, пока не приходится.

Размещение данных норм в первой главе или разделе Конституции объясняется не прихотью законодателя, а объективно обусловлено. Предмет конституционного права не образует монолита, а состоит из общественных отношений, образующих три уровня правового регулирования:.

Нормы института основ конституционного строя, будучи важнейшей составной частью Конституции, наряду с общими для всех конституционных норм признаками, обладают собственной спецификой.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры

Регулирование общественных отношений, то есть определение прав и обязанностей субъектов права, носит для них вторичный характер. Большое значение среди них имеют декларативные нормы например, ст.

Эта норма не несет в себе функций регулятора общественных отношений, но при этом очень важна как императивная установка для деятельности всего государственного механизма.

Государство должно служить ориентиру высшей ценности прав и свобод человека и являться средством достижения этой цели.

Правомерные и неправомерные действия. Конституционные деликты. Правоспособность в конституционном праве: отраслевая и специальная. Ограничения в дееспособности граждан и организаций.

Основания классификации и виды конституционно-правовых отношений: по специфике соответствующих конституционно-правовых норм общие и конкретные ; по особенностям регулятивной функции, выполняемой конституционно-правовыми нормами правоустановительные, правоохранительные ; по способу индивидуализации объектов относительные и абсолютные ; по характеру обязанности активные и пассивные ; по делению конституционно-правовых норм материальные и процессуальные ; по специфике субъектов и объектов конституционно-правовых отношений; по продолжительности действия.

Нормы дефиниции в конституции рф примеры статей

Первичным элементом конституционного права , как и других отраслей права, является норма. Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах конституциях, законах и т.

Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения.

Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика.

Это интересно:  Продажа двух квартир в одном налоговом периоде в 2022 году

В науке конституционного права на сегодняшний момент нет фундаментальных теоретических работ, посвященных нормам права, в которых рассматривались бы все основные аспекты данной темы с учетом особенностей, присущих нормам конституционного права на современном этапе и отражающей их место и роль в системе правового регулирования Российской Федерации.

Нормы дефиниции в конституции рф

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».

В ряде стран приняты законы о чрезвычайном положении. Нормы таких законов действуют только в случае объявления чрезвычайного или военного положения.

«В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, в соответствии с федеральным конституционным законом, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» (ч. 1 ст. 56 Конституции РФ).

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе­ны и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными,

Конституционно-правовые нормы

Первичным элементом конституционного права, как и других отраслей права, является норма.

Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах (конституциях, законах и т. д.) и регулирующие отношения, относящиеся к объекту конституционного права.

Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика.

Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция.

Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С.

Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

  • значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, т. е. в первичных учредительных актах;
  • они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;
  • они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т. е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие;
  • они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление).

В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций.

Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Читайте также:  Местный районный коэффициент в новосибирске 2022

Особенности конституционно-правовых норм

Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

  • содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
  • источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ — акте, обладающем высшей юридической силой;
  • своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;
  • учредительным характером содержащихся в них предписаний;
  • специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);
  • особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет государственное устройство и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.д.

Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой — имеют свои особенности.

Существует множество классификаций конституционно-правовых норм по самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т. д.

Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования; содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы.

Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно, на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16).

Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы.

Материальные нормы регламентируют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы — формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма.

Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35-летнего возраста и др.), а процессуальными — нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.

Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные.

Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы — императивные), альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов, но не дают абсолютной свободы выбора (например, согласно ч. 3 ст.

135 Конституции РФ Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст.

131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов.

Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нормы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах.

По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия.

Возможны и иные классификации конституционных норм.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм.

Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц.

Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают за совершение правонарушений меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст.

39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст.

109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

  1. своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

  2. источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

  3. своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

  4. учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

  5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

  1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

    • нормы, регулирующие основы конституционного строя;
    • норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;
    • нормы, регулирующие федеративное устройство;
    • нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.
  2. по юридической силе:

  • нормы, закрепленные в Конституции РФ;
  • нормы, закрепленные в ФКЗ;
  • нормы, закрепленные в федеральном законе;
  • нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.
  • нормы, действующие на всей территории РФ;
  • нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).
  1. по характеру предписания:

  • Управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.
  • Обязывающие нормы — закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.
  • Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).
  1. по степени определенности предписаний:

  • Императивные нормы — в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

3. Основные виды правовых норм

Основные
классификации норм права
следующие.

1.
По
функциям в механизме правового
регулирования раз­
личают
юридические нормы: исходные и правила
поведения.

Исходными
являются такие нормы права, которые
занимают
высшую ступень в системе законодательства
и при этом имеют максимально
общий характер. Такие нормы определяют
основы правового
регулирования. Исходные
нормы в свою очередь подраз
деляются
на: нормы-начала, нормы-принципы,
определительно-установочные,
нормы-дефиниции.

Нормы-начала
есть такие нормы права, которые закрепляют
устои существующего строя, основы
общественных отношений.

Пример
№ 1. Ч. 1. ст. 1 Конституции
Российской Федерации:

Российская
Федерация — Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления.

Пример
№ 2. Ч. 1 ст. 1 Конституции Китайской
Народной Республики
(168, с. 407):

Китайская
Народная республика есть социалистическое
государство
демократической диктатуры народа,
руководимое рабочим
классом и основанное на союзе рабочих
и крестьян.

Пример
№ 3. Ч. 1 ст. 1 Конституции Республики
Беларусь (173, с.
118):

Республика
Беларусь — унитарное демократическое
социальное
правовое государство.

Пример
№ 4. Ч. 1 ст. 1 Конституции Княжества
Андорры (176, с.
227):

Андорра
является правовым, независимым,
демократическим и
социальным Государством. Его официальное
название Княжество
Андорра.

Нормы-принципы
есть юридические нормы, содержащие
принципы
права.

Читайте также:  Монитор 310 или 340

Пример
№ 1. (принцип разделения властей)
Ст. 10 Конституции Российской Федерации:

Государственная
власть в Российской Федерации
осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной
и судебной власти
самостоятельны.

Пример
№ 2. (принцип презумпции невиновности)
ч. 1 ст. 14 УПК
РФ:

Обвиняемый
считается невиновным, пока его виновность
в совершении преступления не будет
доказана в предусмотренном настоящим
Кодексом порядке и установлена вступившим
в законную
силу приговором суда.

Пример
№ 3. (принцип свободы договора) п. 1 ст.
421 ГК РФ:

Граждане
и юридические лица свободны в заключении
договора. Понуждение к заключению
договора не допускается, за исключением
случаев, когда обязанность заключить
договор предусмотрена настоящим
Кодексом, законом или добровольно
принятым
обязательством.

Определительно-установочные
нормы
есть юридические нормы,
устанавливающие целевые установки
законодателя в определенной
отрасли права либо правовом институте.

Пример
№ 1. ст.
2 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О
милиции»:

  • Задачами
    милиции являются:
  • обеспечение
    безопасности личности;
  • предупреждение
    и пресечение преступлений и административных
    правонарушений;
  • выявление
    и раскрытие преступлений;
  • охрана
    общественного порядка и обеспечение
    общественной безопасности;
  • защита
    частной, государственной, муниципальной
    и иных форм собственности;
  • оказание
    помощи физическим и юридическим лицам
    в защите
    их прав и законных интересов в пределах,
    установленных настоящим
    Законом.

Пример
№ 2. ст. 1 Федерального конституционного
закона от 31 декабря
1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской
Федерации»:

Судебная
власть в Российской Федерации осуществляете
только
судами в лице судей и привлекаемых в
установленном за коном
порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных
и арбитражных заседателей. Никакие
другие органы и лица не вправе
принимать на себя осуществление
правосудия.

Пример
№ 3. Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12
августа 1995 г. №
144-ФЗ «Об оперативно- розыскной
деятельности»:

  1. Задачами
    оперативно-розыскной деятельности
    являются:
  2. выявление,
    предупреждение, пресечение и раскрытие
    преступлений,
    а также выявление и установление лиц,
    их подготавливающих,
    совершающих или совершивших;
  3. осуществление
    розыска лиц, скрывающихся от органов
    дознания,
    следствия и суда, уклоняющихся от
    уголовного наказания, а также розыска
    без вести пропавших;
  4. добывание
    информации о событиях или действиях,
    создающих
    угрозу государственной, военной,
    экономической или экологической
    безопасности Российской Федерации.
  5. Нормы-дефиниции
    есть юридические нормы, содержащие
    легальные
    определения категорий и понятий.

Пример
№ 1. п. 3. ч. 2 ст. 149 УК Республики
Сан-Марино (178, с. 117):

под
«проституцией» понимается торговля
собственным телом в
целях обогащения.

Пример
№ 2. ч. 1 ст. 1 Федеральный закон от 31 мая
2002 г. №
63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре в Российской Федерации»:

Адвокатской
деятельностью является квалифицированная
юридическая помощь, оказываемая на
профессиональной основе лицами,
получившими статус адвоката в порядке,
установленном настоящим
Федеральным законом, физическим и
юридическим лицам
(далее — доверители) в целях защиты их
прав, свобод и интересов,
а также обеспечения доступа к правосудию.

Пример
№ 3. ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного
закона от
17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия
в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации»:

Принятие
в Российскую Федерацию нового субъекта
— процедура,
предусматривающая изменение состава
субъектов Российской
Федерации в результате присоединения
к Российской Федерации
иностранного государства или его части.

Нормы-правила
поведения есть нормы, непосредственно
регулирующие
общественные отношения.

Пример
№ 1. п. 1 ст. 233 ГК РФ:

Клад,
то есть зарытые в земле или сокрытые
иным способом деньги
или ценные предметы, собственник которых
не может быть установлен
либо в силу закона утратил на них право,
поступает в собственность
лица, которому принадлежит имущество
(земельный
участок, строение и т.п.), где клад был
сокрыт, и лица, обнаружившего
клад, в равных долях, если соглашением
между ними не установлено
иное.

Пример
№ 2. Ч. 2 ст. 30 Гражданского процессуального
кодекса
РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

Иски
кредиторов наследодателя, предъявляемые
до принятия наследства наследниками,
подсудны суду по месту открытия
наследства.

Пример
№ 3. Ч. 1 ст. 237 ТК РФ:

  • Моральный
    вред, причиненный работнику неправомерными
    действиями
    или бездействием работодателя, возмещается
    работнику в денежной форме в размерах,
    определяемых соглашением сторон
    трудового договора.
  • Они
    подразделяются
    на регулятивные и охранительные нормы
    (по назначению).
  • Регулятивные
    нормы есть нормы права, рассчитанные
    на правомерное
    поведение субъектов правоотношений и
    устанавливающие
    их права и обязанности.
  • Регулятивные
    нормы,

    в свою очередь подразделяются
    на
    обязывающие,
    запрещающие и управомочивающие (в
    зависимости
    от
    характера устанавливаемых прав и
    обязанностей).
  • Обязывающие
    нормы — нормы права, устанавливающие
    для субъектов
    правоотношений определенные обязанности,
    требующие совершения определенных
    деяний.

Пример
№ 1. ст.
51 Градостроительного кодекса РФ:

Застройщик
в течение десяти дней со дня получения
разрешения на
строительство обязан безвозмездно
передать в федеральный орган исполнительной
власти, орган исполнительной власти
субъекта Российской Федерации или орган
местного самоуправления, выдавшие
разрешение
на строительство, один экземпляр копий
материалов инженерных
изысканий, проектной документации для
размещения в информационной
системе обеспечения градостроительной
деятельности.

Пример
№ 2. Ч. 3 ст. 199 ЖК РФ:

Председатель
правления жилищного кооператива при
осуществлении
прав и исполнении обязанностей должен
действовать в
интересах кооператива добросовестно
и разумно.

Пример
№ 3. Ч. 2 ст. 378 ГК РФ:

Гарант,
которому стало известно о прекращении
гарантии, Должен
без промедления уведомить об этом
принципала.

Запрещающие
нормы — нормы права, устанавливающие
для субъектов
правоотношений ограничения на совершение
определенных деяний.

Пример
№ 1. ст.
93 Водного кодекса РФ:

Запрещаются
действия водопользователей, направленные
на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию, в
результате которых
ущемляются или могут быть ущемлены
права и законные интересы
других водопользователей, а также иных
граждан и юридических
лиц.

Пример
№ 2. Ч. 3 ст. 29 СК РФ:

Суд
не может признать брак фиктивным, если
лица, зарегистрировавшие
такой брак, до рассмотрения дела судом
фактически создали
семью.

Пример
№ 3. Ч. 2. ст. 135 УИК РФ:

Посещение
осужденными культурно-зрелищных и
спортивных мероприятий, проводимых в
ночное время, не допускается.

Управомочивающие
нормы — юридические нормы, предоставляющие
субъектам правоотношений право на
совершение определенных
деяний.

Пример
№1.
ст. 27ЛКРФ:

В
случае несогласия лесопользователя с
решением об ограничении
или о приостановлении его права
пользования участком лесного
фонда лесопользователь может обжаловать
это решение в судебном
порядке.

Пример
№ 2. ст. 108 Воздушного кодекса РФ:

Пассажир
воздушного судна имеет право отказаться
от полета с уведомлением об этом
перевозчика не позднее, чем за двадцать
четыре часа до отправки воздушного
судна, если установленными перевозчиком
правилами воздушных перевозок не
определен льготный срок, и получить
обратно уплаченную за воздушную перевозку
сумму. При отказе пассажира воздушного
судна от полета позднее установленного
срока пассажир имеет право получить
обратно уплаченную за воздушную перевозку
сумму с удержанием сбора, размер которого
не может превышать двадцать пять
процентов суммы, уплаченной за воздушную
перевозку.

Пример
№ 3. Ч. 3 ст. 261 Бюджетного кодекса РФ:

Министр
финансов имеет право осуществить
блокировку расходов
при выявлении фактов нецелевого
использования бюджетных
средств.

Охранительные
есть нормы права, рассчитанные на
неправомерное поведение субъектов
правоотношений и устанавливающие
меры их юридической ответственности и
защиты нарушенных прав.

Пример
№ 1. Ст. 5.37 КоАП РФ:

Незаконные
действия по усыновлению (удочерению)
ребенка,
передаче его под опеку (попечительство)
или в приемную семью влекут
наложение административного штрафа на
граждан в размере от десяти до двадцати
пяти минимальных размеров оплаты тру
да; на должностных лиц — от сорока до
пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда.

Пример
№ 2. Ст. 213 УК Швейцарии (179, с.215) «Инцест»:

Кто
сожительствует с кровными родственниками
по прямой линии
или с родными или сводными братьями и
сестрами, наказывается тюремным
заключением.

Пример
№ 3. Ч. 1 ст. 130 УК РФ:

Оскорбление,
то есть унижение чести и достоинства
другого лица,
выраженное в неприличной форме,
наказывается штрафом в
размере до сорока тысяч рублей или в
размере заработной платы, или
иного дохода осужденного за период до
трех месяцев либо обязательными
работами на срок до ста двадцати часов,
либо исправительными
работами на срок до шести месяцев.

2. По
степени общности различают общие и
специальные нормы.

К
общим
нормам

относятся такие, которые охватывают
своим действием
все правовые институты определенной
отрасли права.

Пример
№ 1. Ст. 36 УК РФ:

Эксцессом
исполнителя признается совершение
исполнителем
преступления, не охватывающегося умыслом
других соучастников.
За эксцесс исполнителя другие соучастники
преступления уголовной
ответственности не подлежат.

Пример
№ 2. Ч. 1 ст. 3 ЖК РФ:

Жилище
неприкосновенно.

Пример
№ 3. Ч. 1 ст. 3.9. КоАП РФ:

Административный
арест заключается в содержании нарушителя
в условиях изоляции от общества и
устанавливается на срок до
пятнадцати суток, а за нарушение
требований режима чрезвычайного
положения или режима в зоне проведения
контртеррористической
операции до тридцати суток. Административный
арест назначается судьей.

К
специальным
нормам

относят такие, которые регулируют
какой-либо
вид родовых отношений с учетом их
особенностей.

Пример
№ 1. Ст. 134 УК РФ:

Половое
сношение, мужеложство или лесбиянство,
совершенные лицом, достигшим
восемнадцатилетнего возраста, с лицом,
заведомо не достигшим шестнадцатилетнего
возраста, наказываются ограничением
свободы на срок до трех лет или лишением
свободы на
срок до четырех лет.

Пример
№ 2. Ч. 1 ст. 153 ЖК РФ:

Граждане
и организации обязаны своевременно и
полностью вносить плату за жилое
помещение и коммунальные услуги.

Пример
№ 3. Ст. 218 УК Турции (180, с. 155):

Чиновник,
обеспечивший себе выгоду, сформировав
мнение о
том, что он будет решать вопрос, который
не относится к его ведению
или не входит в его компетенцию,
наказывается заключением на срок от
одного года до пяти лет и тяжким денежным
штрафом в размере
от 2 миллионов до 5 миллионов лир.

3.По
отраслям права (предмету и методу
правового регули
рования)
различаются нормы отраслей права:
конституционного, административного,
уголовного, гражданского

и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector