Предпринимательское право. источники, понятие

Источники предпринимательского права: понятие и виды, классификация

Как вид профессиональной активности, предпринимательство сильно отличается от других сфер человеческой деятельности. Поскольку в ходе своей деятельности абсолютно все бизнесмены стремятся получить максимально возможную прибыль, оно подвергается довольно жёсткому государственному регулированию.

Понятие и сущность источников предпринимательского права

Данный вид права регулирует отношения между субъектами предпринимательства. Выделение его в отдельную отрасль обусловлено как минимум тремя предпосылками:

  1. Предпринимательство качественно отличается от других сфер человеческой активности.
  2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности может выступать государство.
  3. Правовое взаимодействие государства и рынка осуществляется методами, отличными от методов других отраслей права.

Предпринимательское право возникло в конце XIX века в форме частного торгового права и было связано с бурным развитием торговли в дореволюционной России и возникающими разногласиями между участниками процесса.

Сейчас основным признаком предпринимательских правоотношений является профессиональная производственно-хозяйственная деятельность.

Предпринимательское право имеет свои источники. В самом общем виде это законодательно закреплённые правовые стандарты отношений между субъектами предпринимательства.

Классическое деление источников права на 4 вида в зависимости от их документальной формы

Источники права следует изучать с материальной, идеологической, исторической, политической и юридической точек зрения:

  1. В качестве материальной основы предпринимательского права рассматривают экономические приоритеты хозяйствующих субъектов. В результате образуется система отношений для построения оптимальных норм предпринимательского права.
  2. Идеологическими предпосылками для формирования определённой системы предпринимательского права является уровень правосознания как отдельных групп людей, так и всего общества в целом.
  3. В историческом аспекте исследуется правовое наследие предыдущих поколений.
  4. Политическим источником предпринимательского права является государство и государственные органы, ответственные за регулирование этой отрасли.
  5. С юридической точки зрения, в качестве источника предпринимательского права рассматривают формы и методы государственного регулирования бизнеса. Совокупность юридических источников непрерывно изменяется, расширяется, совершенствуется.

Классификация источников российского предпринимательского права

Источники предпринимательского права классифицируют по различным признакам.

По субъектам законотворчества различают правовые нормы, установленные:

  • государством;
  • местными органами самоуправления;
  • негосударственными структурами;
  • непосредственно населением в результате референдума.

По степени влияния и месту в законодательной иерархии выделяют следующие уровни:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский, Налоговый и другие кодексы РФ;
  • федеральные законы РФ;
  • подзаконные акты;
  • нормативно-правовые акты субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты.

Главным ресурсом предпринимательского, как, впрочем, и любого другого права, является Конституция РФ.

Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ

Основной закон нашей страны:

  • устанавливает основные правила правового регулирования предпринимательства в стране;
  • гарантирует права и обеспечивает интересы субъектов предпринимательства на уровне, который не может быть ограничен;
  • закрепляет и разделяет права собственности РФ и субъектов РФ.

На второй ступени иерархической лестницы находятся кодексы РФ. Основная часть норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, относится к Гражданскому кодексу РФ. В нём дано определение предпринимательства и регламентированы его организационные аспекты, обозначены легитимные виды хозяйственных договоров и т. п.

Третья ступень — федеральные законы:

  • регулирующие отдельные рынки;
  • устанавливающие и изменяющие требования к субъектам предпринимательства;
  • регламентирующие требования к отдельным видам хозяйственной деятельности;
  • определяющие правовой статус хозяйствующих субъектов.

К подзаконным относятся нормативные акты Президента и Правительства РФ, а также акты, издаваемые на уровне отдельных министерств и ведомств.

И, наконец, на муниципальном уровне тоже могут издаваться собственные законы, актуальные только при реализации права собственности на имущество.

Законодательные акты всех уровней призваны обеспечить свободу предпринимательства в РФ

Обычаи делового оборота

Отдельно следует выделить правовые обычаи или обычаи делового оборота.

ГК РФ допускает использование таких обычаев:

  • при проверке качества товаров и услуг;
  • при установлении момента перераспределения рисков непреднамеренной порчи и гибели товаров;
  • в ряде частных случаев использования правил о подряде;
  • при определении соответствия комплектности поставки товара;
  • при оформлении договора банковского вклада.

Доказательства актуальности обычая делового оборота должна предоставить сторона, которая на него ссылается

В предпринимательской практике применяются как регламентированные каким-либо актом, так и нигде не зафиксированные обычаи делового оборота. Доказательства актуальности обычая должна предоставить сторона, которая его использует.

Видео: доступно и подробно о предпринимательском праве

Знание основных ресурсов предпринимательского права актуально как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Эти источники постоянно изменяются — принимаются новые законы и прекращают действовать старые.

Источник: https://ipboss.guru/dokumenty/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Виды предпринимательское право Тема: Понятие и источники предпринимательского

Виды предпринимательское право Тема: Понятие и источники предпринимательского права Мухамбетов Азамат Группа ЮР-41

Понятие и сущность источника права l l Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. Однако законодательство, как внешнюю форму выражения права, нельзя смешивать с самим правом.

Право непосредственно связано со своим социальноэкономическим содержанием, неотделимо от характера регулируемых им отношений, их режима, принципов, методов регламентации.

Законодательство, как внешняя форма выражения права, лежит на поверхности юридической действительности, оно сравнительно самостоятельно по отношению не только к содержанию, но и к внутренней форме права.

Различие между понятиями «предпринимательское право» и «предпринимательское законодательство» .

l Предпринимательское право- это совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности.

l Предпринимательское законодательство- это совокупность комплексных нормативных актов, т. е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность.

Виды источников предпринимательского права Источники Нормативные акты Обычаи делового оборота Нормы международного права

Нормы международного права. l Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Соответственно, общепризнанные принципы и нормы международного права применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, а международные договоры РФ — в результате их трансформации, т. е.

преобразования в нормы внутригосударственного права.

Порядок применения норм международного права l Если общепризнанными принципами и нормами международного права или международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены предпринимательским законодательством, применяются принципы и нормы международного права и правила международного договора РФ.

• Нормы международного права в сфере предпринимательства имеют весьма существенное значение. Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества.

В настоящее время Россия является участником многих международных договоров.

С учетом их, а также других международных договоров, к которым Россия намерена присоединиться, разрабатывается и применяется современное российское законодательство, и в частности ГК.

Обычаи делового оборота. l Обычай делового оборотасложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ)

Признаки обычая делового оборота: l l l Это правило поведения, не предусмотренное законодательством.

Оно применяется, если не противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору; Это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе; Это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Закон и подзаконные нормативные акты. Законы: l l l Законы принимаются исключительно органами законодательной власти РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ) Федеральные законы подразделяются на: федеральные конституционные законы (Конституция РФ) и другие федеральные законы (ГК).

При этом ФКЗ обладают большей юридической силой, чем иные ФЗ.

К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности и многие другие.

Подзаконные нормативные акты: Нормативные акты Президента и Правительства РФ; l Нормативные акты министерств и ведомств; l Нормативные акты местных органов власти и управления.

Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ.

Если рассматривать вопрос о соотношении законов и подзаконных нормативных актов, необходимо отметить, что в настоящее время ощутимо проявляет себя тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и предпринимательского права в частности l

Нормативные акты централизованного регулирования и локальные нормативные акты. Нормативные акты централизованного регулирования: Акты федеральных органов власти; l Акты органов власти субъектов РФ; l Акты органов местного самоуправления.

Выделяя нормативные акты централизованного регулирования, следует иметь в виду, что к ним относятся и те, которые приняты государственными органами Союза ССР. Они инкорпорированы в законодательство РФ. Это вытекает из постановления Верховного Совета РФ от 12. 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании СНГ» .

В соответствии с этим постановлением на территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов РФ применяются нормы Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательству РФ, l

Локальные нормативные акты: l l Закрепляют индивидуально-правовой статус предпринимателя, они принимаются органами управления коммерческой организации и обязательны к исполнению в данной коммерческой организации.

В разработке локальных нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, положения, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками предпринимательского права рекомендательного характера. Названные примерные (рекомендательные) акты не следует смешивать с типовыми договорами, положениями и т. п.

, которые в случаях, предусмотренных законом, может издавать Правительство РФ и которые являются обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК РФ)

Общие и специальные нормативные акты l Общие нормативные акты закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. l Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства.

Соотношение между общим и специальным законодательством l l l Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные.

Без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Общее законодательство более стабильно, та как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п.

Специальное законодательство более подвижно, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство.

Источник: http://present5.com/vidy-predprinimatelskoe-pravo-tema-ponyatie-i-istochniki-predprinimatelskogo/

Доклад Понятие и источники предпринимательского права

Доклад по дисциплине «Предпринимательское право» по теме «Понятие и источники предпринимательского права»

Предпринимательское право отражает основные аспекты правового регулирования, как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Предпринимательское право включает основы правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представляющего комплекс имущественных отношений (по субъектам, объектам, договорным обязательствам и др.), в выработке навыков применения законодательства при решении правовых вопросов, касающихся деятельности предпринимателей.

Читайте также:  2-ндфл за прошлый год можно заполнить по старой форме

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения (предшествующие, сопутствующие, сменяющие), в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность), как науку (систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития) и как учебную дисциплину (систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о науке предпринимательского права).

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права.

В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Конституция РФ закрепила право свободы предпринимательской и экономической деятельности для каждого гражданина России. Она гарантировала каждому гражданину страны «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось, как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались, как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.

Источники предпринимательского права

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

1.Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

2. Гражданский кодекс РФ
охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения
, направленные на удовлетворение потребительских нужд, прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частноправовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров — все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401 устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 — различные нормы о солидарных обязательствах и др.).
3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

В) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты. Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ «о лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление среди актов — источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа . «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права — нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.

В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогообложения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря .

«О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября .

7.Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

8.Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности.

Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом.

Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

9.Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота . В соответствии со ст.4 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом обороте, морских перевозках.

10.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации , как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Источник: http://bukvasha.ru/report/400964

Понятие и источники предпринимательского права

Понятие и источники предпринимательского права

Понятие предпринимательского права

Понятие «предпринимательское право» может рассматриваться в четырех значениях.

1. Предпринимательское право как система законодательства — это делового оборота и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Изучение предпринимательского законодательства предполагает также анализ судебно-арбитражной практики в целях достижения совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.

2. Предпринимательское право как научная дисциплина, т.е. система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука предпринимательского (хозяйственного) права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направления развития.

3. Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Изучение предпринимательского права, как учебной дисциплины состоит в обучении основам правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, представление комплекса имущественных отношений по субъектам и объектам договорных обязательств, в выработке навыков по применению законодательства по решению правовых вопросов касающихся деятельности предпринимателя.

4. Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Читайте также:  Предложено освободить от налоговой отчётности самозанятых граждан и ип

Источники предпринимательского права

 Следует выделить некоторые специфические особенности источников предпринимательского права, связанных с характером предмета правового регулирования и федеративным государственным устройством Российской Федерации.

 Прежде всего, в соответствии со ст.

71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в частности, находятся: федеральная государственная собственность и управлению; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия основы ценовой политики; федеральные экономические службы включая федеральные банки; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности  т.е. важнейшие аспекты, определяющие предпринимательскую деятельность. Совершенно справедливо, что основные вопросы, имеющие значение для развития предпринимательского права, относятся к ведению федерального законодателя. Это способствует формированию общего непротиворечивого законодательства и гарантирует единство экономического пространства.

Кроме того, характер предпринимательского права как комплексной отрасли права определяет включение в систему его источников норм, относящихся к различным отраслям права: конституционного, гражданского, административного, налогового, гражданского процессуального. Классификация источников предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям.

 1) По юридической силе источники предпринимательского права делятся на законы и подзаконные акты. Законы  нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Например, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными.

Это акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствами и ведомствами.

2) По предмету правового регулирования источники предпринимательского права можно подразделить на общие, специальные (собственно предпринимательские) и акты иных отраслей права, регулирующие отдельные вопросы,  связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

К общим источникам предпринимательского права относятся те нормативные правовые акты, предмет правового регулирования которых охватывает как вопросы предпринимательской деятельности, так и иные общественные отношения. К данной группе источников относится, в частности. Конституция Российской Федерации.

     Специальные акты целиком посвящены регулированию отдельных вопросов организации и осуществления предпринимательской

деятельности.

    К актам иных отраслей права, регулирующим отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, относятся,

например. Уголовный кодекс Российской Федерации Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за правонарушения в сфере предпринимательства.

       Нормативные правовые акты данной группы имеют как бы «двойной» статус: они одновременно являются источниками предпринимательского права и входят в систему источников еще какой-либо отрасли или подотрасли права.

3) По степени систематизации среди источников предпринимательского права можно выделить кодифицированные нормативные правовые акты и иные.

     Нормативный материал систематизируется в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с

системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в системе

источников предпринимательского права.

      Основным кодифицированным источником предпринимательского права является Гражданский кодекс Российской Федерации

(части первая  и вторая).

Гражданский кодекс формулирует легальное понятие предпринимательской деятельности; закрепляет условия осуществления предпринимательской деятельности; содержит нормы о субъектах предпринимательской деятельности, в том числе о статусе

юридических лиц, и основных объектах гражданских прав; устанавливает формы реализации права на предпринимательскую деятельность положения об обязательствах, в частности договорных; формулирует правила об ответственности в сфере предпринимательства.

4) В зависимости от уровня органа, принявшего нормативный

правовой акт, в системе органов государственной власти источники предпринимательского права делятся на:

— нормативные  правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, например. Федеральный закон от

22 апреля 1996 г.  № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1993 г. № 1233 «О переоценке

основных фондов (средств) предприятий и организаций». Акты

данной группы действуют на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено самим актом;

— нормативные  правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти акты принимаются в соответствии с актами федерального законодательства и

действуют только на территории конкретного субъекта Российской

Федерации.

     Таким образом, в систему источников предпринимательского

права входят:

1. Конституция Российской  Федерации. 

2. Международные договоры  Российской Федерации,  общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Федеральные законы.

4. Нормативные правовые  акты Президента  Российской Феде

рации.

5. Нормативные правовые  акты Правительства  Российской Федерации  и нормативные  правовые акты  министерств и  ведомств 

Российской Федерации.

6. Нормативные правовые  акты субъектов  Российской Федерации. 

7. Корпоративные нормативные  акты.

8. Обычаи делового  оборота.  
 

1. Конституция Российской Федерации как базовый источник предпринимательского права.

Конституция Российской Федерации как основной нормативный правовой акт в правовой системе страны закрепляет основные принципы, на которых базируется законодательство государства, в том числе регулирующее экономическую деятельность.

      Конституцией провозглашаются основные принципы, на которых базируется российское государство: равенство всех перед законом и судом, недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц, признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами ; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны; свобода владения, пользования землей и другими

природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей

среде или не нарушает прав и законных интересов  иных лиц и т.д.

     Нормы Конституции РФ как источника предпринимательского

права можно  разделить на две группы:

1) общие нормы,  регулирующие основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловливающие и обеспечивающие деятельность субъектов предпринимательства, закрепляющие принципы того «пространства», в котором осуществляется

предпринимательская деятельность;

2) специальные  нормы, относящиеся непосредственно к предпринимательской деятельности, определяющие основополагающие

принципы деятельности ее субъектов.

     В первой группе норм основополагающее значение имеет положение статьи 1 Конституции: «Российская Федерация — Россия

есть демократическое  федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Из провозглашения правового характера российского государства вытекает ряд положений, важных

для правового  регулирования предпринимательской  деятельности.

Правовой характер государства предопределяет, что организация и вся деятельность государства базируются на идее верховенства права, в том числе и над государством. Власть в таком государстве связана правом.

В правовом государстве признаются естественные, неотчуждаемые права человека, составляющие основу права, а на государство возлагается обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Осуществление власти происходит исключительно в рамках права и только теми субъектами, которые уполномочены на это в установленном законом порядке, при строгом соблюдении определенной компетенции и предметов ведения и полномочий. Власть существует лишь для того, чтобы максимально эффективно обеспечивать конституционные права граждан.

Принцип верховенства права представляет собой препятствие  на

пути возможного злоупотребления государством своими властными 

полномочиями  и гарантирует субъектов права  от необоснованного,

незаконного вмешательства в их деятельность.

    В правовом государстве предполагается не только ответственность государства перед гражданами и гражданским обществом, но и соответствующая  взаимная ответственность институтов этого общества перед государством. Это предопределяет необходимость

строгого соблюдения принципа законности со стороны субъектов 

предпринимательской деятельности, а также выполнение ими иных .

    Общая характеристика предпринимательского права Российской Федерации обязанностей перед государством, в частности по государственной регистрации в установленном законом порядке, уплате налогов, предоставлению в определенных законом случаях необходимой ин

формации и  т.д.

    К специальным нормам, относящимся непосредственно к осуществлению предпринимательской деятельности, можно отнести уже упоминавшиеся нами нормы о разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами федерации в части, относящейся к предпринимательской деятельности.

     Важную роль играют также нормы ст. 34 Конституции РФ о

том, что каждый имеет право на свободное использование  своих способностей  и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Часть 2 указанной статьи запрещает экономическую деятельность, направленную

на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.  

2. Международные договоры Российской Федерации, обще

признанные  принципы и нормы международного права как источники предпринимательского права.  

    Статья 15 Конституции РФ закрепляет, что общепризнанные

принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право

вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора.

      В Российской Федерации предпринимательская деятельность

осуществляется  в соответствии с принципами, закрепленными целым рядом международных соглашений, среди которых можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

    Они имеют общий характер и закрепляют право на предпринимательскую деятельность.

     Источниками предпринимательского права России являются,

например. Конвенция  ООН о договорах международной купли- продажи товаров ,Парижская конвенция по

охране промышленной собственности, Евразийская патентная Конвенция

3. Федеральные законы как источник предпринимательского

права.  

   Федеральные законы развивают и конкретизируют конституционные нормы, относящиеся к регулированию предпринимательской

деятельности  в Российской Федерации.

     Прежде всего федеральными законами определяются основы

российской экономики, формулируются общие условия, в которых

предприниматели осуществляют свою деятельность.

Таковы, например. Федеральный закон от 14 июня 1995 г.

№ 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» 1, Закон РСФСР от 22 марта

1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности  на товарных рынках», Федеральный закон от 23 июня 1999 г. 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Ряд федеральных  законов регулируют правовое положение 

субъектов предпринимательской  деятельности в отдельных сферах

предпринимательства, формулируя требования к таким субъектам 

и особенности  их деятельности, например. Федеральный  закон от

10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 3 февраля

1996 г. № 17-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений  в Закон 

РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон РФ от 27 ноября 1992 г.

№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» . Федеральный закон от 8 февраля 1998 г.

№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» .

      Правовое регулирование оборота отдельных видов объектов

гражданских прав содержат, в частности. Федеральный  закон от 26 37

марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Федеральный за

кон от 22 апреля 1996 г. № 24-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Закон РФ от 9 июля

Читайте также:  Утилизация оргтехники и оборудования на предприятии

1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и др.  

4. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.  

     Указы и распоряжения Президента РФ принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Непосредственно к регулированию предмета предпринимательского права относятся, например, Указ Президента от 21 марта 

1996 г. № 408 «Об утверждении Комплексной  программы мер по 

обеспечению прав вкладчиков и акционеров», Указ Президента

РФ от 10 июня 1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению 

государственного управления экономикой» и др.

5. Постановления Правительства Российской Федерации,  

     Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

являются подзаконными актами, т.е. должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами,

распоряжениями  и указами Президента Российской Федерации.

На регулирование  предпринимательской деятельности направлены, в частности, следующие нормативные акты:

     Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121

«О федеральной  программе государственной поддержки  малого

предпринимательства в Российской Федерации на 2000 — 2001 годы», Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 927

«О государственной  поддержке развития фермерства и  других

субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»

Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228

«О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий».

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/marketing-reklama-torgovlya/ponyatie-i-istochniki-predprinimatelskogo-prava/

Понятие «источники предпринимательского права»

Предпринимательское право

Т.С. Матыгулин

Понятие «источники предпринимательского права»

В российской юридической литературе понятие «источники предпринимательского права» не имеет пока однозначного толкования. Об этом свидетельствуют различные мнения учёных юристов по данному вопросу, встречающиеся как в юридической литературе по теории права, так и в специальной литературе по предпринимательскому (хозяйственному) праву.

В современной теории права под источником права, чаще всего, понимается способ выражения, закрепления правовых норм.1 Исходя из общераспространённого значения термина «источник», в сфере права под ним понимается «сила, создающая право»2.

В дореволюционной литературе, в частности, в работах Г.Ф. Шершеневича3, Д.И. Мейера4, отмечалось, что источниками признаются обычное право и закон.

В юридической науке советского периода довольно активно обсуждалась проблема соотношения источника права и правовой формы. В 20-е гг., как отмечает И.А. Исаев5, под правовой формой понимались правовая надстройка в целом, а также отдельные элементы системы права, источников и правовых институтов.

Соотношение понятий «форма права» и «источники права» рассматривалось многими советскими правоведами. Так, А.Ф. Шебанов, исследуя содержание вопроса об источниках права, отмечает, что «применение в правовой литературе термина «форма права» вместо термина «источник права» в формальном смыс-

1 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2000. 511 с.

2 Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. 559 с.

3 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М.: Спарк, 1995. 556 с.

4 Русское гражданское право. В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изд. 1902 г. М.: Статут (в серии «Классика российской цивилистики»), 1997. 290 с.

Исаев И.А. Проблема правовой формы в советской юридической науке 20-х гг. // Правоведение. 1983. № 1. С. 18-26.

ле более оправдано»6.

Данная точка зрения подвергалась критике. Так, например, Г.Е. Быстров при изучении источников сельскохозяйственного права отмечает, что категория «формы права» имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

7 В первом случае она характеризует систему права, структуру юридических норм. Во втором случае — форму выражения нормативной государственной воли.

В силу этого категория «формы права» шире по своему содержанию категории «источники права».

В справочных изданиях источники определялись как «акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права, а также определялись как «внешние формы (закон, указ и т.д.) выражения воли законодателя, которые придают ей характер права»8.

А.С. Пиголкин отмечал, что «источники права — акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права; внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения»9.

Рассматривая источники права с исторической точки зрения, Г.И.

Муромцев подчёркивает, что «с развитием государства и выделением права в самостоятельную систему социального регулирования фактором, определяющим общеобязательность правовых норм, их место в системе других социальных предписаний, становится форма их выражения и закрепления. Она устанавливается в результате правотворчества либо санкционирования норм,

6 Шебанов А.Ф. Форма советского права. М.: Юрид. лит-ра, 1986. 216 с.

7 Быстров Г.Е. Источники советского сельскохозяйственного права. М., 1985. 188 с.

8 Большой энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1991. 863 с.

9 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. 415 с.

созданных без участия государства (обычай, доктрина и т.д.)»1. На наш взгляд, отмеченные Г.И. Муромцевым тенденции развития форм выражения и закрепления правовых норм, в частности, тенденции появления норм, созданных без участия государства, свидетельствуют о том, что термины «форма права» и «источники права» не являются равнозначными.

Среди современных авторов наиболее полное понятие источников права с точки зрения методологии права, на наш взгляд, даёт Д.А. Керимов. Он полагает, что «узконормативное » понимание и определение права может быть подвергнуто сомнению по трём основаниям.

Во-первых, правом является не только то, что установлено или санкционировано официальными органами государства, но и то, что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности общества; право существует не только в форме официально-институциали-зированной нормативности, но и во многих иных видах (в том числе и в ненормативных формах). Во-вторых, право — это отнюдь не только совокупность правовых норм, но и система правовых принципов, правовая политика, а также множество ненормативных установлений, поскольку смысл права — в его динамике, в действенности, практическом регулировании соответствующих общественных отношений. В-третьих, определение права, с одной стороны, как государственной воли, а с другой — как статической совокупности нормативных предписаний внутренне противоречиво, поскольку сама воля представляет собой, как известно, предметный, динамичный, реализующийся вид сознания, вовсе не сводящийся лишь к одним предписаниям»2.

Анализируя проблемы соотношения гражданского права и гражданского законодательства, Ю.К. Толстой приходит к выводу, что «оптимальные результаты в области надлежащего правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть достигнуты лишь на путях урегулирования отношений, складывающихся в сфере этой деятельности, в

1 Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы). // Правоведение. 1992. № 2. С. 23-30.

2 Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права).2-е изд. М.: Аванта+, 2001. 560 с.

комплексных законодательных актах типа Хозяйственного или Предпринимательского кодекса, действие которого распространялось бы на отношения по организации и осуществлению указанной деятельности с участием как коммерческих организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

При этом, он отмечает, что «вслед за ГК мы склонны относить к предпринимательской и такую деятельность, хотя бы один из участников которой является предпринимателем.

Хозяйственный или Предпринимательский кодекс может рассматриваться в качестве внешней формы такого комплексного правового образования, как хозяйственное или предпринимательское право, которое, в свою очередь, выступает как вторичное по отношению к первичным отраслям права — административному и гражданскому»3.

В вышеизложенном важно подчеркнуть, во-первых, то, что предпринимательское (или хозяйственное) право относится к вторичным комплексным правовым образованиям, а, во-вторых, то, что в качестве внешней формы (основного источника) такого комплексного образования может быть Предпринимательский (или Хозяйственный) кодекс.

Рассматривая вопрос о субъектах предпринимательского (хозяйственного) права, В.В.

Лаптев указывает на то, что «частноправовые нормы предпринимательского права включены в гражданское законодательство, но публично-правовые остаются за его пределами и нуждаются в упорядочении.

В российском хозяйственном законодательстве содержатся как общие нормы, относящиеся к регулированию всех предпринимательских отношений, так и правила, которые относятся лишь к отдельным хозяйствующим субъектам. С помощью таких норм осуществляется специальное регулирова-

— 4 г^

ние хозяйственной деятельности» . В другой работе В.В. Лаптев отмечает, что наряду со специальными актами хозяйственного законодательства «важнейшим регулятором хозяйственных отношений становится сейчас предпринимательский договор»5. В одной из работ В.В.

3 Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998. № 2. С. 128-149.

4 Лаптев В.В. Субъекты предпринимательского права: Уч. пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 236.

5 Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право в современных условиях // Государство и право на рубеже веков.

Предпринимательское право

Лаптев акцентирует внимание также на необходимость регулирования хозяйственной деятельности на уровне предприятия.1 Как видно из вышеизложенного, В.В. Лаптев относит к источникам предпринимательского права законодательство в сфере регулирования предпринимательской деятельности, а также предпринимательский договор и локальные (на уровне предприятия) акты.

Рассматривая предмет предпринимательского права, М.А. Бочаров определяет, в частности, предпринимательское право как совокупность правовых норм и обычаев, регулирующих отношения, возникающие в ходе профессиональной экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также действия по государственному регулированию такой деятельности, её объектов и субъектов.2

Приведённый обзор мнений учёных говорит о том, что хотя специальный анализ понятия «источники предпринимательского права» и не даётся, но к числу таковых относятся наряду с нормативными правовыми актами, также предпринимательские договоры, локальные акты (на уровне предприятия), а также обычаи, регулирующие отношения в сфере экономической деятельности.

Для уяснения вопроса о понятии «источники предпринимательского права» следует определить основные признаки, характеризующие такие источники.

Практически во всех работах исследователей по проблемам предпринимательского права как основной (характерный) признак предпринимательского законодательства рассматривается такая сфера (либо такой предмет) регулирования, как предпринимательская деятельность. Так, например, В.Н. Уруков, по вопросу о соотношении гражданского и предпринимательского права, пишет, что объедини-

Материалы Всероссийской конференции. Экологическое и при-родоресурсное право. Трудовое право. Предпринимательское право / Ред. кол.: М.М. Бринчук, С.С. Занковский, С.А. Иванов, И .А. Иконицкая. М.: Изд-во ИГП РАН, 2001. С. 215-223 (306 с.).

1 Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права / Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. 192 с.

2 Бочаров М.А. О предмет

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/ponyatie-istochniki-predprinimatelskogo-prava

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector