Совершенствование социальной помощи семье в рф 2022

Совершенствование социальной помощи семье в рф 2022

Каждый год система социальной поддержки населения в России постепенно меняется – все больше выплат переводятся в электронную форму, расширяется число получателей, растут и сами выплаты. Не станет исключением и 2022 год – буквально с начала года некоторые выплаты будут увеличены, а другие будет проще оформить. Мы кратко расскажем обо всех изменениях, которые коснутся социальной сферы в следующем году.

Обычно на начало года планируется запуск новых льгот или выплат от государства. Например, с 2018 года в России появились так называемые «путинские» выплаты, а с начала 2020-го – пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет (хотя они и выплачивались с середины года «задним числом»).

Однако на этот раз на начало 2022 года не было запланировано новых выплат – уже существующие пособия будут назначаться в прежнем режиме, но существенного расширения социальной поддержки власти пока не обещают. Так, с 2021 года в России появилось несколько новых выплат, в том числе:

  • ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет по беременности до 12-й недели – в размере 50% прожиточного минимума в регионе;
  • ежемесячная выплата неполным семьям на детей в возрасте от 8 до 17 лет – в размере 50% прожиточного минимума на детей в регионе;
  • пересмотрен порядок выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет – теперь пособие может выплачиваться в размере 50%, 75% или 100% от прожиточного минимума в зависимости от доходов семьи (ранее было только 50%).

Тем не менее, надежды на то, что в России появится что-то новое из выплат, есть.

Так, в СМИ неофициально пишут о том, что на очередной ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин объявит о еще одной разовой выплате семьям с детьми – на это указывает разогнавшаяся инфляция, а также наличие свободных ресурсов в федеральном бюджете (профицит более 2 триллионов рублей). Возможно, на пресс-конференции будет объявлено и о других выплатах – но пока об этом остается только гадать.

Но хоть новых выплат в 2022-м пока не ожидается, изменения произойдут в уже существующих пособиях – где-то вырастет сумма помощи, а где-то будет изменен порядок назначения и начисления выплаты.

Как увеличатся выплаты в 2022 году?

Большинство социальных выплат индексируется на величину инфляции или другой установленный коэффициент, чтобы объемы помощи от государства не «съедала» инфляция. На 2022 год тоже запланировано повышение большинства соцвыплат, правда, величина повышения будет разной:

  • страховые пенсии – пока намечен рост на 5,9%, однако по факту он явно будет выше. Президент распорядился повысить пенсии так, чтобы индексация была выше инфляции, а рост цен на данный момент достигает 8% (то есть, индексация будет еще больше);
  • социальные пенсии – с 1 апреля 2022 года вырастут на 7,7%;
  • ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам – вырастут ориентировочно на 5,8% с 1 февраля 2022 года. Однако окончательный коэффициент индексации утверждается в январе, поэтому он тоже может быть выше;
  • материнский капитал – изначально его обещали повысить на 4% с начала года, но потом было решено повысить его на величину фактической инфляции 2021 года в первых числах января 2022-го;
  • «путинские» выплаты, пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет, неполным семьям с детьми от 8 до 17 лет, а также беременным женщинам за раннюю постановку на учет по беременности – все это вырастет в зависимости от роста прожиточного минимума в регионах. По новой методике прожиточный минимум в регионах рассчитывается от общефедерального значения и двух коэффициентов (региональный и коэффициент, зависящий от категории пенсионера). Так как прожиточный минимум в целом по России вырастет с 11 653 до 12 654 рублей, стоит ожидать повышения детских пособий примерно на 8,6% в 2022 году;
  • минимальная оплата больничного будет рассчитываться, исходя из МРОТ в размере 13 890 рублей (412,65 рублей за день больничного), а максимальная вырастет до 2572,6 рублей в день;
  • минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет вырастет с 7083 до 7493 рублей, а максимальное – с 29600 до 31282 рублей в месяц;
  • максимальное пособие по безработице вырастет с 12 130 рублей до 12 792 рублей.

Несмотря на то, что большинство выплат индексируются, некоторые все же остаются неизменными.

Например, никак не вырастет сумма разовой субсидии на оплату ипотечного кредита многодетным семьям – она по-прежнему будет составлять 450 тысяч рублей, а также не изменится и величина ежемесячных компенсационных выплат по уходу за пожилым человеком или инвалидом I группы, выплата и дальше составляет 1200 рублей (по уходу за ребенком-инвалидом – 10 тысяч рублей, и тоже без изменений).

Особая мера поддержки – «Пушкинская карта» – позволяет молодежи ежегодно потратить определенную сумму на посещение музеев и театров. Если в 2021 году на нее зачислялось 3000 рублей (так как действовала она не с начала года), то в 2022-м школьники и студенты получат по 5000 рублей, потратить которые можно на посещение культурных заведений.

Однако выплаты повышаются, хоть и медленно, но каждый год, тем не менее, в 2022 году ожидаются изменения в процедурах выплат, а также в перечне тех, кто может на них претендовать.

Больше оснований для назначения выплат

В последние пару лет социальные выплаты в России стали более адресными – так, все пособия, начиная с выплаты беременным женщинам и заканчивая пособиями неполным семьям на детей до 17 лет, выплачиваются с учетом материальной обеспеченности семьи. Это означает, что у семьи должны быть доходы ниже определенного уровня, чтобы она могла претендовать на выплаты, а по некоторым – есть имущественный ценз и правило нулевого дохода.

Так, семья не сможет оформить пособие беременным женщинам, на детей в возрасте от 3 до 7 лет или неполным семьям с детьми в возрасте от 8 до 17 лет (то есть, все, кроме «путинских»), если у семьи:

  • есть хотя бы один член семьи, который не имеет доходов без уважительной на то причины. Уважительными причинами могут быть официальная безработица, служба в армии, уход за ребенком, уход за пожилым человеком, лечение и т.д.;
  • есть в собственности больше имущества, чем полагается. Например, это общая жилплощадь более 24 квадратных метров на каждого члена семьи (в доме – 40 метров), наличие более чем одного автомобиля или нескольких других транспортных средств, а также вкладов с процентами по сумме больше, чем прожиточный минимум за год (то есть, примерно до 250 тысяч рублей вкладами).

Это правило серьезно ограничивает возможность оформить пособие для многих семей – как оказалось, некоторые из них не подпадают под выплаты по чисто формальным причинам, хотя на деле являются малоимущими.

И уже скоро это может измениться, правила назначения пособий обещают пересмотреть:

  • власти регионов смогут платить пособия на детей от 3 до 7 лет, даже если у членов семьи нет регистрации по месту жительства в этом регионе;
  • в расчет доходов не будут включаться налоговые вычеты, гранты и субсидии на поддержку предпринимательства, целевые выплаты от города и региона на покупку недвижимости или транспорта;
  • беременность (со сроком более 12 недель на момент подачи заявления) будет считаться уважительной причиной для отсутствия доходов;
  • в расчет имущественной обеспеченности не будут включаться транспорт, находящийся в розыске или под арестом, а также недвижимость под арестом, или купленная за счет целевых субсидий.

А еще стоит учитывать и другой немаловажный факт – тем семьям, которые будут подавать заявления на детские пособия, будет проще их получить. Доход на каждого семьи сравнивается с прожиточным минимумом, который постепенно растет.

И если доходы семьи не повышаются (что, увы, бывает часто), то шансов получить пособие у такой семьи будет больше.

И так как назначается оно на год, то даже повышение зарплаты и иных доходов не помешает получать выплату весь установленный срок.

Новое в процедурах выплат

Едва ли не больше всего нововведений касается не самих пособий или оснований для их назначения, а порядка и процедуры оформления выплат. Политика государства такова, что многие уже сейчас назначаются по одному заявлению на Госуслугах (все данные чиновники собирают сами), а функции оператора передают на один государственный орган.

Этим оператором, судя по всему, станет Пенсионный фонд России. С 2022 года в его ведение передаются сразу несколько видов выплат, в частности:

  • пособия гражданам, имеющим детей (но которые по какой-то причине не подлежат обязательному социальному страхованию). То есть, пособие по беременности и родам, единовременное пособие по рождению ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплаты беременным женам и на детей военнослужащих-срочников будет выплачивать не органы соцзащиты, а ПФР – но только тем, кто официально не работает и не вправе получать выплаты от ФСС;
  • компенсация страховой премии по ОСАГО инвалида;
  • выплаты и компенсации тем, кто подвергался воздействию радиации;
  • компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам.
Читайте также:  Цифровые коды счетов-фактур в 2018 году

До настоящего времени эти выплаты (а их получает более 2 миллионов граждан) нужно было оформлять через органы социальной защиты на местах и подразделения Роструда.

Это слишком сложно и утомительно – везде свои правила, и обычно заявителям приходилось собирать массу документов.

С переводом всех этих выплат в Пенсионный фонд они будут назначаться по единым правилам и по единому механизму на территории всей России.

Кроме того, продолжается внедрение системы социального казначейства и беззаявительное назначение отдельных выплат.

Так, с 2022 года пособие по беременности и родам, а также единоразовое пособие по рождению ребенка будут назначаться проактивно – то есть, без заявления.

Так, механизм был уже опробован – в России уже почти все регионы перешли на электронные больничные, а материнский капитал женщина получает автоматически после рождения ребенка.

А еще с 2022 года в России пенсии по инвалидности будут назначаться без заявлений – ПФР получит данные из федерального реестра инвалидов и автоматически назначит пенсию в течение 5 рабочих дней.

Итоги года: поддержка семей с детьми и социальное обслуживание населения

  • Национальный проект «Демография»
  • Для достижения национальной цели развития Российской Федерации на период до 2024 года по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет) Минтруд России совместно с Минздравом России, Минспортом России, Министерством просвещения России, Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализует национальный проект «Демография».
  • Национальный проект «Демография» носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и затрагивает сферы поддержки семей при рождении детей; создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей; создания условий для доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет; здорового образа жизни; активного долголетия и повышения качества жизни пожилых; занятия физической культурой и спортом.
  • Общий объем финансирования мероприятий национального проекта составляет порядка 3 трлн рублей на шесть лет (2019-2024 годы).
  • Всего в национальный проект «Демография» включены пять федеральных проектов:
  • «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
  • «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей возрасте до трех лет»;
  • «Старшее поколение»;
  • «Укрепление общественного здоровья»;
  • «Спорт – норма жизни».
  1. Федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей»
  2. В рамках федерального проекта реализуется комплекс мер, направленный на усиление материальной поддержки семей с детьми.
  3. Проводятся следующие основные мероприятия:
  • осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка;
  • предоставление материнского (семейного) капитала (в том числе ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка);
  • осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей;
  • дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости на Дальнем Востоке.
  • Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского капитала
  • Ежемесячные пособия на первого и второго детей позволяют поддержать семьи с невысокими доходами.
  • Выплаты введены с 1 января 2018 года («демографический пакет» Президента России).
  • Выплаты полагаются семьям, в которых первый или второй ребенок родился или усыновлен после 1 января 2018 года.

Размер выплаты зависит от региона – он равен прожиточному минимуму для детей, который установлен в субъекте РФ за II квартал предшествующего года. В 2020 году средний размер выплаты составит около 12 тыс. рублей (в 2019 году средний размер выплаты – 11,2 тыс. рублей).

  1. По оценке Минтруда России, при установлении с 1 января 2020 года в качестве критерия нуждаемости двукратной величины прожиточного минимума (сейчас – 1,5 ПМ) потенциальная численность получателей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка увеличится с 45 % до 70 % от семей, где рождаются первые дети.
  2. Кроме того, с 2020 года увеличивается срок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка до трех лет (сейчас – 1,5 года).
  3. В проекте федерального бюджета на 2020 год на данные цели предусматривается порядка 150 млрд рублей.

На конец 2019 года ежемесячная выплата на первого ребенка назначена 541,6 тыс. детей (нарастающим итогом, с января 2018 года).

На конец 2019 года принято 116,7 тыс. решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (нарастающим итогом, с января 2018 года).

Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет

Выплата введена Указом Президента России от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и действует с 2013 года. С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».

Выплата назначается в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Размер ежемесячной выплаты установлен в субъекте Российской Федерации с учетом величины регионального прожиточного минимума для детей. В среднем по Российской Федерации ее размер в 2019 году составляет 10,4 тыс. рублей в месяц.

В 2013 году ежемесячная денежная выплата была установлена в 65 регионах, в 2014 году – в 66, в 2015-2016 годах – в 69, в 2017 году – в 67, в 2018 году – в 70, в 2019 году – в 74.

В регионах, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, выплата софинансируется из федерального бюджета.

В 2019 году ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей, софинансируется из федерального бюджета в 65 регионах.

В 2020 году 75 субъектов РФ будут софинансироваться из федерального бюджета.

В 2019 году принято решение, что с 2020 года данная мера поддержки будет софинансироваться во всех без исключения регионах Сибирского и Уральского федеральных округов.

В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено более 45 млрд рублей.

Численность третьих или последующих детей, на которых была назначена ежемесячная денежная выплата на конец 2019 года – 842,8 тыс. детей, что составляет порядка 79,6 % от числа рожденных в 2013-2019 годах третьих и последующих детей.

  • Материнский капитал
  • Материнский (семейный) капитал – мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).
  • С 2019 года данная мера входит в федеральный проект «Финансовая поддержка семей с детьми» национального проекта «Демография».

Размер материнского капитала в 2019 году – 453 тыс. рублей.

С 2020 года возобновляется индексация материнского капитала (последняя индексация проводилась в 2015 году). С 1 января 2020 года размер материнского капитала составит 466,6 тыс. рублей.

Средства материнского капитала можно использовать:

  • на приобретение (строительство) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также на оплату основного долга и процентов по кредиту (займу) на приобретение или строительство жилья,
  • на получение образования ребенком (детьми), в том числе на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования,
  • на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество ребенка-инвалида (детей-инвалидов);
  • на накопительную пенсию матери;
  • на ежемесячную выплату на второго ребенка.
  1. Наиболее востребованным направлением расходования средств материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий.
  2. В федеральном бюджете на 2020 год на данные цели предусмотрено 316,4 млрд рублей.
  3. Дополнительные меры для регионов Дальнего Востока
  4. С целью усиления материальной поддержки семей с детьми в Дальневосточном федеральном округе дополнительно приняты следующие решения:
  • С 1 января 2019 года осуществление выплаты на третьего ребенка (софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих регионах. В 2019 году предусмотрен дополнительный объем средств федерального бюджета для софинансирования данной выплаты в республиках Бурятия и Саха (Якутия), Чукотском автономном округе и Сахалинской области.
  • Введение дополнительной единовременной выплаты при рождении первого ребенка в размере двух прожиточных минимумов ребенка в регионе (порядка 30 тыс. рублей).
  • Введение дополнительной выплаты в размере 30 % к материнскому (семейному) капиталу при рождении второго ребенка (порядка 135 тыс. рублей).
Читайте также:  Проводки в бюджетном учреждении при удержании неустойки с обеспечения контракта

Индексация пособий семьям, имеющим детей  

Виды пособий Размер выплаты в 2019 году, рублей Размер выплаты в 2020 году, рублей 
Для граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 655,49 С 2016 года индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, проходит с 1 февраля с учетом фактического уровня инфляции за предыдущий год. Точная величина инфляции будет определена Росстатом в январе 2019 года по итогам предыдущего года.
Единовременное пособие при рождении ребенка 17 479,73
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 3 277,45 (на первого ребенка) 6 554,89 (на второго ребенка и последующих детей)
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных граждан 26 152,3 27 984,66
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (для семей с невысокими доходами) Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка из средств материнского (семейного) капитала (для семей с невысокими доходами) Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе
Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (софинансируются из федерального бюджета: в 2019 году – 65 регионов, в 2020 году – 75 регионов). Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе Равна величине прожиточного минимума ребенка, установленной в регионе

Федеральный проект «Старшее поколение»

Создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами

В рамках национального проекта «Демография» ведется работа по созданию системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Это абсолютно новое направление государственной социальной политики на стыке здравоохранения и социального обслуживания.

Система долговременного ухода – это комплексная программа поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность самообслуживания. Главная цель системы – обеспечить предоставление людям, нуждающимся в уходе, сбалансированного социального обслуживания и медицинской помощи в привычной, комфортной обстановке, а также обеспечить поддержку их семьям.

В рамках пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами реализуются мероприятия по:

  • совершенствованию предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания, а также в форме социального обслуживания на дому;
  • совершенствованию гериатрической помощи, паллиативной помощи, мероприятий по реабилитации;
  • развитию стационарозамещающих технологий;
  • развитию сопровождаемого проживания;
  • развитию социального сопровождения;
  • развитию мобильных бригад;
  • развитию и поддержке семейного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Пилотный проект начался в 2018 году с реализации в шести регионах (Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская, Тульская области).

В 2019 году реализация пилотного проекта осуществляется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в 12 регионах (республики Мордовия, Татарстан, Камчатский, Ставропольский края, Волгоградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Новгородская, Рязанская, Тульская области, г. Москва).

В 2020-2021 годах предусматривается поэтапное включение в пилотный проект нарастающим итогом 18 и 24 субъектов РФ соответственно (по 6 субъектов ежегодно). К 2022 году систему долговременного ухода предполагается внедрить во всех 85 регионах страны.

  • На реализацию задачи по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в 2019-2024 годах в федеральном бюджете предусматривается 11,9 млрд рублей.
  • Результатом успешной реализации пилотного проекта является ежегодное увеличение процента охвата граждан старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, системой долговременного ухода (2019 год – 8 %, 2020 год – 12 %, 2021 год – 16 %).
  • Результат «8 % процентов лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода в 12 пилотных регионах» в 2019 году достигнут.
  • Закупка автотранспорта для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации
  • В рамках федерального проекта «Старшее поколение», входящего в состав национального проекта «Демография», предусмотрено мероприятие по доставке лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации.
  • Такая мера позволит повысить для лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, доступность медицинской помощи, а также развить сеть мобильных бригад и тем самым повысить доступность социальных услуг для граждан пожилого возраста на селе.
  • В реализации данного мероприятия участвуют все 82 региона, где есть сельские территории (в программе не участвуют города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).
  • Закупается автотранспорт только российского производства.
  • По состоянию на начало декабря 2019 года регионами закуплено 1 434 единицы автотранспорта, создано 1 439 мобильных бригад.

Сергей Собянин дал поручение по развитию системы социальной защиты на 2022 год с учетом складывающейся ситуации

В столице подвели итоги реализации Государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» в 2021 году, а также определили приоритетные направления на 2022 год. Задачи развития системы социальной защиты с учетом складывающейся ситуации утвердил Сергей Собянин на заседании Президиума Правительства Москвы. Среди них:

  • — безусловное выполнение действующих социальных обязательств перед жителями города;
  • — продолжение развития сети центров московского долголетия — клубов для встреч и общения пожилых людей;
  • — создание новой системы социальной адаптации и улучшение качества жизни граждан с ментальными нарушениями, проживающими в домах-интернатах;
  • — расширение доступности электронных социальных услуг и повышение их качества;
  • — развитие принципов адресности и проактивного подхода при предоставлении мер социальной поддержки нуждающимся москвичам.

Представителям старшего поколения

Сегодня доплаты к пенсиям, льготы, пособия и различные социальные услуги получают 4,5 миллиона москвичей — это каждый третий житель города. Больше всего в поддержке нуждаются представители старшего поколения, семьи с детьми, инвалиды и жители с низкими доходами.

С 1 января этого года увеличен городской стандарт минимального дохода неработающего пенсионера — с 20 222 до 21 193 рублей в месяц. Городскую доплату к пенсии получают около двух миллионов человек.

В январе 2021 года на 3,7 процента проиндексированы ежемесячные выплаты ветеранам, в 2022-м размер индексации составил 4,8 процента.

В 2021 году город расширил программы содействия активному отдыху и досугу москвичей старшего поколения.

Также реализуется проект «Московское долголетие», который появился 1 марта 2018 года и за четыре года стал неотъемлемой частью жизни многих пожилых горожан.

Разнообразные занятия в рамках проекта посетили более 400 тысяч человек.

В 2021 году, в условиях пандемии, около 83 тысяч москвичей продолжали заниматься в дистанционном формате, а более 15 тысяч участвовали в мастер-классах на свежем воздухе.

У представителей старшего поколения пользовались популярностью физическая активность, лекции, а также курсы изучения иностранных языков и информационных технологий.

С учетом улучшения эпидемиологической ситуации в марте 2022 года работа кружков и секций программы «Московское долголетие» будет возобновлено в полном объеме.

Кроме того, продолжает развиваться проект по созданию центров московского долголетия — сети городских клубов для пожилых москвичей. В конце 2021 года они работали уже в 21 районе столицы. Их посетили около 300 тысяч человек. Сегодня в центрах действуют более тысячи клубов по интересам.

Планируется, что в 2022 году сеть будет расширена, чтобы у каждого представителя старшего поколения была возможность в любое время и без предварительной записи посетить «Мой социальный центр» неподалеку от дома.

Заняться делом и найти себя: как проект «Московское долголетие» помогает людям старшего возрастаБолее тысячи клубов по интересам создали в центрах московского долголетия

Семьям с детьми

С января 2021 года пособия и социальные выплаты семьям с детьми также проиндексировали на 3,7 процента. С 1 января 2022-го они проиндексированы еще на 4,8 процента.

Подарок Правительства Москвы «Наше сокровище» или денежную компенсацию в связи с рождением ребенка в 2021 году получили более 117 тысяч семей.

Важным достижением столицы стало увеличение количества многодетных семей: за последние 10 лет их стало больше в 2,8 раза. В 2010 году таких семей было 65,7 тысячи, а сегодня — свыше 189,4 тысячи.

В них воспитываются около 470,6 тысячи детей, 10 годами ранее эта цифра составляла 163,2 тысячи.

Помимо выплат на ребенка, многодетные семьи ежемесячно получают скидки и выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг, взносов на капитальный ремонт, пользование телефоном, покупку школьной формы и других товаров.

По многочисленным просьбам родителей в 2021 году предоставили право бесплатного проезда в общественном транспорте второму родителю в многодетных семьях.

Для малообеспеченных семей, которым необходима адресная помощь в покупке продуктов, детских товаров, бытовой техники, действуют электронные социальные сертификаты. В 2021 году город оформил 92,7 тысячи таких сертификатов на приобретение детских товаров, 85,1 тысячи — на получение продовольственной помощи, 11,9 тысячи — на приобретение товаров длительного пользования.

Для поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Москве работают 26 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

За последние 10 лет в столице в 1,5 раза увеличилась доля детей-сирот, воспитывающихся в семьях, и в 3,4 раза сократилось количество воспитанников специальных организаций.

Читайте также:  Назначение страховых выплат по несчастному случаю в 2022 году

Сегодня в семьях, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, живут 18 133 ребенка (93,4 процента), и лишь 1277 детей (6,6 процента) являются воспитанниками учреждений для детей-сирот. Город делает все возможное, чтобы и они обрели семью.

В 2021 году для будущих приемных родителей и тех, кто хочет помочь детям-сиротам, создали единый интернет-портал «Моя новая семья», где опубликована полезная информация по теме.

Также значительно модернизировали пилотный проект имущественной поддержки приемных семей — предоставление жилья семьям, принявшим не менее пяти детей-сирот, из которых три ребенка старше 10 лет или имеют инвалидность.

Впервые участниками проекта могут стать семьи, в которых воспитываются не менее пяти детей-сирот, из которых три и более ребенка — полнородные или неполнородные братья и сестры, при этом возраст и наличие инвалидности не учитывают. Благодаря этому шанс обрести новый дом получают дети, которым трудно найти приемную семью.

Участниками проекта уже стали 37 приемных семей: они взяли на воспитание 286 детей, многие из которых сегодня уже выросли и живут самостоятельно.

Для детей и родителей: какие меры социальной поддержки действуют в МосквеВырастить, воспитать и отпустить: родители семерых детей — об уважении и любви в семье

Меры господдержки семей с детьми предложили расширить

 РИА НовостиРИА Новости

Кроме того, в области образования предлагаются преференции, которые предполагают бесплатное дополнительное образование и целевые контракты на обучение детей из многодетных семей. Также в ОП РФ считают необходимым субсидировать обучение в вузах. В Общественной палате обсуждают и вопрос доплаты к пенсии 10% за трех детей и по 5% за каждого следующего ребенка. Кроме того, в ОП РФ считают необходимым включить в меры поддержки помощь родителям в уходе за детьми и его совмещении с работой. Матерям, как отмечают там, нужно предоставить право выбора гибкого графика и дистанционной работы.

Сейчас актуальны любые дополнительные меры поддержки, поскольку в стране сложилась сложная демографическая ситуация, подчеркнул председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Другое дело, что необходимо соблюдать принцип адресности, чтобы помощь получали именно те, кому она нужна, и чтобы предложенные инструменты достигали своей цели, как, например, программа материнского капитала, которая оправдала себя», — отметил он.

Нилов также считает, что финансирование должно идти из федерального бюджета. Он отметил достаточный объем средств в Фонде национального благосостояния.

Директор Центра социального развития Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Любовь Храпылина считает, что меры поддержки должны быть более конкретными.

«Помощь должен получать тот, кто в ней нуждается, то есть необходимо обязательно установить порог, с которого она станет доступна», — подчеркнула она.

По ее мнению, предложения Общественной палаты в нынешнем виде слишком обтекаемые и сложно реализуемые. Также Храпылина выступает за комплексную поддержку: нельзя отдавать все значимые преференции одной категории населения.

Ранее в январе Пенсионный фонд РФ сообщил, что семьи с детьми могут претендовать на ряд выплат. Одна из них — единовременная выплата по беременности и родам.

Ее могут получить неработающие женщины в отпуске по беременности и родам, а также усыновившие ребенка в возрасте до трех месяцев.

Выплата полагается в том случае, если центр занятости признал женщину безработной в течение года со дня ее увольнения. Размер ежемесячной выплаты составляет 708,23 рубля.

Как изменились социальные пособия в 2022 году

Повышение МРОТ и размера материнского капитала, защита людей от попадания в «долговую ловушку», отказ от идентификации по биометрии, налоговый вычет на спорт — это еще не весь перечень нововведений, касающихся социальной сферы, вступающие в силу в наступившем году.

Президент России Владимир Владимирович Путин предложил в 2022 году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6 %, соответственно вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ.

Минимальный размер оплаты труда повысился до 13 890 рублей в месяц. Ранее он составлял 12 792 рубля.

Выросла и величина прожиточного минимума. В целом по России на душу населения она составила 12 654 рубля, для трудоспособного населения — 13 793 рубля, для пенсионеров — 10 882 рубля, для детей — 12 274 рубля.

Вступают в силу нормы, согласно которым материнский капитал индексируется по фактической, а не по прогнозной инфляции.

Его размер будет ежегодно пересматриваться 1 февраля.

В текущем году с 1 февраля размер выплаты на первого ребенка составит 524,5 тыс. руб., на второго — 693,1 тыс. руб., если семья не получала материнский капитал на первого ребенка, и 168,6 тыс. руб., если его оформляла.

Увеличится число семей, которые смогут получать ежемесячную выплату на первого и второго ребенка до трех лет.

Чтобы получать пособие, необходимо, чтобы доход на каждого члена семьи составлял не более двукратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе.

Раньше этот показатель брался на II квартал предыдущего года. Теперь его будут брать на год обращения за выплатой.

Вырос и сам размер пособия. Он равен прожиточному минимуму для детей на тот год, когда семья обратилась за выплатой.

Прожиточный минимум   на душу населения в 2022 году — 12 654 рубля, соответственно, пособие назначат, если при делении всех доходов на всех членов семьи получится меньше 25 308 рублей на человека.

Эти цифры – в среднем по стране, в каждом регионе прожиточный минимум будет отличаться.

С января 2022 года:

—  граждане смогут получать информацию о мерах соцподдержки при личном посещении органов власти и местного самоуправления, специализированных организаций и МФЦ. Пока они могут это сделать через портал «Госуслуги» и по бесплатному номеру;

— вводится запрет на автоматическое списание единовременных социальных выплат в счет погашения задолженности. Соответствующие поправки были разработаны по поручению Президента РФ Владимира Путина.

Теперь банкам будет запрещено списывать долги с этих выплат, если только сам гражданин не решит направить их на погашение задолженности.

Даже если заемщик в договоре подтвердил согласие на списание средств, он сможет в течение 14 дней обратиться в банк и вернуть социальные выплаты. Они должны быть перечислены ему в течение трех рабочих дней;

— в  России начинает действовать единый федеральный информационный регистр. Он будет содержать Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение граждан, то есть общие данные, которыми государство располагает, будут собраны воедино. Новую информацию собирать не будут.

Закон упростит получение субсидий и льгот и уменьшит бумажную волокиту;

— государство может вернуть вам часть денег, потраченных на физкультурно-оздоровительные услуги. Это стало частью социального вычета. Применить его можно к доходам, полученным с 1 января 2022 года.

Появление нового налогового вычета на физкультурно-оздоровительные услуги говорит о том, что государство приравнивает эти расходы к социально значимым, и это действительно так, потому что это расходы на здоровье наших граждан;

— страховые выплаты будут перечисляться ФСС напрямую — на банковский счет или через «Почту России». Это позволит гражданам получать пособия без задержек независимо от финансового положения работодателей.

Изменения затрагивают выплаты по больничным, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при рождении ребенка;

— упрощается получение субсидии на оплату ЖКУ. Отказать в субсидии смогут, только если дело о взыскании долга было рассмотрено в суде и судебный акт вступил в силу, а долги образовались за период не более трех последних лет. Сейчас ее предоставляют, если у гражданина вообще нет задолженности или есть соглашения по ее погашению.

Кроме того, гражданам для получения субсидии и компенсации расходов на оплату ЖКУ не придется предоставлять документы; 

— начинается первый этап перехода к оказанию медпомощи на основе клинических рекомендаций.

Медицинские организации обязаны обеспечивать оказание медпомощи на основе клинических рекомендаций. Это документы, содержащие основанную на научных доказательствах информацию о профилактике и реабилитации, вариантах медицинского вмешательства и последовательности действий медработника.

Департамент социального развития Аппарата ФНПР

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector