Эксплуатационные расходы. состав, учет, планирование

Планирование эксплуатационных расходов железных дорог план лекции

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Состав и структура эксплуатационных расходов 2. Планирование эксплуатационных расходов. 3. Методы планирования эксплуатационных расходов

1. Состав и структура эксплуатационных расходов Эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, необходимые для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты. Текущие затраты – расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

Цель планирования эксплуатационных расходов – обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств Объекты планирования эксплуатационных расходов По сети железных дорог По железной дороге По линейным производственным структурам

Планирование и учет расходов должны обеспечить: − формирование полной и достоверной информации о фактических расходах на перевозки, изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг для обоснования управленческих решений.

А также для использования этой информации заинтересованными организациями; − контроль за исполнением материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и нормативами; − своевременное предотвращение негативных явлений в хозяйственной деятельности, выявление и мобилизацию внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости; − соответствие расходов получаемым доходам.

Классификатор расходов ОАО «РЖД» представляет собой перечень статей расходов, сгруппированных по различным признакам Расходы от обычных видов деятельности Расходы, непосредственно вызываемые производственным процессом Прочие расходы Общехозяйственные расходы А. Без расходов на содержание аппарата управления Специфические расходы (прямые производственные) Вид деятельности Отраслевое хозяйство УВР Общепроизводственные расходы Б. Расходы по содержанию аппарата управления

Классификация расходов 1. По признаку учета (по способу включения в себестоимость продукции): — прямые -косвенные (распределяемые). 2. По связи расходов с объемом работы: — переменные — условно-постоянные.

2. Планирование эксплуатационных расходов а) База планирования — годовой план перевозок с разбивкой по кварталам. б) Основной документ — Положение о порядке планирования финансово-экономических показателей работы железных дорог. в) Метод планирования – бюджетный метод.

3. Методы планирования эксплуатационных расходов по элементам затрат Классификация эксплуатационных расходов по элементам затрат: 1. Затраты на оплату труда. 2. Отчисления на социальные нужды. 3. Материальные затраты (в т. ч. материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные). 4. Амортизация. 5. Прочие затраты.

Структура эксплуатационных расходов и расходов промышленности по элементам затрат Элементы затрат Доля в общей сумме расходов, % Железные дороги Промышленность Затраты на оплату труда 28, 9 12, 5 Отчисления на соц. нужды 8, 34 3, 7 Материалы и сырье 16, 01 41, 1 Топливо 5, 5 6, 2 Электроэнергия 6, 66 6, 6 Прочие материальные затраты 9, 17 — Амортизационные отчисления 19, 59 4. 2 Прочие расходы 5, 83 16, 8

Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды — любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, — стимулирующие начисления и надбавки, — компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; — премии и единовременные поощрительные начисления; — расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовым договором (контрактом) и коллективным договором. ФОТгод = Смес*чяв*12 Явочная численность определяется: • По запланированному объему работа и нормам выработки или трудоемкости и нормам рабочего времени за планируемый период (20% контингента); • По количеству обслуживаемых объектов или устройств и нормам обслуживания (60% контингента); • По числу предприятий и штатным расписаниям на каждое из них

Расходы на материалы 1. По объему работы ПС и нормам расхода на единицу объема работы (измеритель). 2. По количеству имеющегося оборудования и устройств и нормам расхода на один объект или устройство. 3.

На основе численности отдельных групп и профессий работников и нормам расхода материалов на одного работника. 4.

По количеству производственных подразделений и нормам расхода материалов на каждое из них

Расходы на топливо и электроэнергию Планируются по направлениям их расходования: 1. Для тяги поездов; 2. На технологические нужды предприятий железных дорог; 3. На отопление; 4. На освещение.

Методы расхода на топливо (электроэнергию) для тяги поездов : а) На основе объема работы в т-км брутто вагонов и средней нормы расхода топлива или электроэнергии на 10 000 т-км брутто, а также цены 1 кг условного топлива или 1 к. Вт-ч электроэнергии: где − тонно-км брутто вагонов; − средняя норма расхода топлива (электроэнергии) на 10 000 т-км брутто; − цена 1 кг условного топлива (1 к. Вт-ч электроэнергии).

Методы расхода на топливо (электроэнергию) для тяги поездов : б) По видам работы и простоя локомотива: • рассчитывается расход топлива (электроэнергии) на передвижение вагонов: где − норма расхода топлива (электроэнергии) на передвижение вагонов на 10 000 т-км брутто вагонов; • определяется расход топлива (электроэнергии) на передвижение локомотивов: где – локомотиво-км линейного пробега в соответствующем виде движения; − норма расхода топлива (электроэнергии) на 1 км линейного пробега; • рассчитывается расход топлива (электроэнергии) при простое локомотивов в рабочем состоянии (с работающим двигателем): где – локомотиво-часы простоя с работающими двигателями (горячий простой); − норма расхода топлива (электроэнерг) на 1 час простоя в рабочем состоянии.

• Расходы на топливо для технологических нужд предприятий железнодорожного транспорта планируются исходя из количества теплосилового оборудования (дизельные установки, ДВС и пр. ), его мощности (в л. с.

) с учетом ее использования, норм расхода топлива на единицу мощности, времени работы оборудования в планируемом периоде и цен за 1 кг условного топлива. • Расходы на электроэнергию для технологических нужд планируются также по количеству электросилового оборудования (оборудования с электрическим приводом), его мощности (к.

Вт) с учетом ее использования, времени работы оборудования в планируемом периоде и цен за 1 к. Вт-ч электрической энергии.

Расход топлива на отопление где − объем (кубатура) отапливаемого помещения (м 3) по наружному обмеру; – норма расхода топлива, необходимая для нагрева 1 м 3 помещения на 10 С, кг; − разность температур внутри и вне помещения, при этом = const = (18 -20 0 С); − продолжительность отопительного сезона, дни; – цена 1 кг топлива, используемого для отопления. Расход электроэнергии для освещения планируется исходя из количества световых точек, мощности каждой из них, числа часов горения в планируемом периоде и стоимости 1 к. Вт-ч электроэнергии

Амортизационные отчисления • Физический износ происходит в результате участия основных средств (фондов) в производственном процессе и определяется, с одной стороны, временем работы, с другой – целым рядом факторов, главным из которых являются интенсивность и характер работы, конструктивные особенности, качество материалов, окружающая среда, качество текущего содержания и ремонта. • Моральный износ – конструктивное и экономическое старение устройств и оборудования в результате появления новых, более совершенных и экономически эффективных технических средств.

Ежегодные отчисления на реновации (руб. ): где Ц — первоначальная стоимость единицы основных средств ; tсл — срок службы где Ц – первоначальная стоимость Цл — ликвидационная стоимость Ереал — дополнительных затрат по реализации остаточной стоимости

Прочие затраты — денежные суммы, выплачиваемые в погашение налогов, — на оплату процентов банка, — за подготовку и переподготовку кадров. Прочие расходы планируются как правило по уровню затрат предпланового периода с корректировкой на изменение условий работы в планируемом периоде.

Источник: http://present5.com/planirovanie-ekspluatacionnyx-rasxodov-zheleznyx-dorog-plan-lekcii/

Нюансы расчета эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы – это статья затрат, которая включает в себя себестоимость продукции или выполненной услуги.

В пункт «Эксплуатационные расходы» включаются те расходы организации, которые связаны с использованием основных средств или основным производством.

Эксплуатационные расходы

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В перечень эксплуатационных расходов входят и дополнительные издержки, выделяемые на текущий ремонт производственных зданий или оборудования, участвующего в процессе производства продукции, увеличивающие себестоимость товара, и т. д.

Стоит отметить: в зависимости от направления хозяйственной деятельности, в ценообразование может включаться пункт «Топливо».

Для того, чтобы снизить с/с товара, и, как следствие, выходную цену, необходимо оптимизировать производственную линию таким образом, чтобы исключить брак и некондицию.

Что в них входит

Классификация ЭР состоит из следующих пунктов:

  1. Заработная плата. Входит ЗП всех сотрудников, в том числе и тех, кто работает на неполную ставку. Основанием для включения ЗП в состав ЭР служит штатное расписание;
  2. Отчисления на налоги. Содержатся налоги на зарплату или связанные с недвижимостью, если та входит в состав основного производства;
  3. Амортизация. Учитывается в том случае, если расчет амортизационных средств производится линейным способом – на весь период эксплуатации оборудования или здания;
  4. Материалы. Сумма переносится на себестоимость материалов: обязательно учитываются издержки, связанные с покупкой и транспортировкой;
  5. Запасные части. Добавляются только те пункты, которые касаются непосредственно основного производства;
  6. Затраты на коммунальные услуги. Относится сумма, которая списывается с прибыли организации;
  7. Хозяйственные расходы управленческого персонала. По желанию, руководитель может добавить к себестоимости продукции офисные канцтовары или закрыть сумму из полученной прибыли.

Эксплуатационные расходы при аренде помещений

Для того, чтобы перенести затраты, связанные с арендой помещения на себестоимость продукции, необходимо заключить договор найма жилого помещения.

После этого все издержки, связанные с ЖКХ, автоматически входят в выходную цену производимого товара/услуги.

Образец договора можно скачать на сайте представителей услуг, и, при наличии электронной подписи, заключить договор в электронном виде.

Для бухгалтерской и налоговой отчетности, платежи за коммунальные услуги необходимо прикреплять в виде оригинального чека. Основанием для начисления коммунальных услуг является справка, подтверждающая количество квадратных метров и их кадастровую стоимость.

Платежи осуществляются ежемесячно, поквартально или раз в год.

Заключение

Для того чтобы правильно посчитать прибыль, необходимо составить баланс, где прописывается себестоимость продукции: расчет берется на 1 единицу готового изделия. Следует учитывать, что на некоторый вид продукции не начисляются затраты, связанные с общехозяйственными расходами.

Смотрите видео, в котором разъясняются особенности эксплуатационных расходов арендодателя:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://sovetnik.guru/biznes/ehkspluatacionnye-raskhody.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Удельный вес различных хозяйств транспорта по отдельным показателям, %.  [1]

План эксплуатационных расходов разрабатывается по видам работ, предусмотренных действующей номенклатурой расходов с подразделением на следующие элементы затрат: заработная плата, материалы, топливо, электроэнергия, амортизационные отчисления и прочие расходы. Эксплуатационные расходы планируются в целом для дороги, дорога планирует их по отделениям, а отделение — по предприятиям и органи зациям.  [2]

План эксплуатационных расходов включает разделы: заработная плата, материалы, топливо, электроэнергия и прочие расходы.  [3]

План эксплуатационных расходов разрабатывают на основе планов перевозок, работы подвижного состава, развития пропускной способности, капитальных вложений и плана по труду.  [5]

План эксплуатационных расходов по дорогам составляют по элементам затрат с подразделением по хозяйствам, а в пределах хозяйств — по отдельным статьям номенклатуры расходов.  [6]

План эксплуатационных расходов железных дорог по перевозкам включает затраты на заработную плату, отчисления на социальное страхование, расходы на топливо, электроэнергию, материалы, отчисления на амортизацию и прочие расходы.

Величина эксплуатационных расходов зависит от объема перевозок грузов и пассажиров, длины сети железных дорог, уровня производительности труда и использования подвижного состава.

Расходы на топливо, материалы, электроэнергию, запасные части рассчитывают по нормам расхода.  [7]

Непревышениеплана эксплуатационных расходов по транспортировке сетевого газа определяется путем сопоставления фактических затрат ( без оплаты за газ) с плановыми без пересчета на выполненный объем реализации газа.  [8]

При составленииплана эксплуатационных расходов необходимо ориентироваться на прогрессивные нормы и учитывать опыт работы передовых предприятий.

Читайте также:  Дробление бизнеса. признаки, схемы, риски

Использование прогрессивных норм побуждает хозяйственных руководителей, рабочих, инженеров и служащих предприятий изыскивать способы рационализации производства, внедрять передовую технику и передовые методы труда, добиваться повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции.  [9]

Главная задача разработкиплана эксплуатационных расходов состоит в том, чтобы экономно обеспечить денежными средствами эксплуатационную деятельность железных дорог.  [10]

Финансируются дистанции поплану эксплуатационных расходов.  [11]

Отделение финансирует дистанцию пути поплану эксплуатационных расходов. Расходы на одиночную смену элементов верхнего строения пути принимаются отделением в течение года в фактических размерах, но не более годовых ассигнований.

Расходы дистанций пути по снего — и водоборьбе не планируются, а оплачиваются по фактическим затратам.

Работы, выполняемые по плану капитального ремонта, оплачиваются службой пути и отделением дороги на основании актов приемки выполненных работ.  [12]

Финансовый план составляется одновременно с разработкойплана эксплуатационных расходов, что обеспечивает согласованность производственных и финансовых показателей локомотивного депо. Сводной частью финансового плана локомотивного депо является баланс доходов и расходов.

Он отражает в денежной форме результаты производственно-хозяйственной деятельности локомотивного депо. Баланс доходов и расходов ( табл. 29) состоит из трех взаимосвязанных разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств, взаимоотношение с отделением дороги.

 [13]

Дистанции пути с 1978 г. финансируются поплану эксплуатационных расходов, при этом делается исключение по некоторым статьям. Так, расходы по статьям 200, 201 и 202 ( амортизационные отчисления от стоимости земляного полотна, искусственных сооружений, верхнего строения пути) при расчете суммы финансирования принимаются в фактических размерах.

По статье 193 покрываются в фактических размерах расходы на ликвидацию последствий стихийных бедствий: снежных и песчаных заносов пути, разрушений от ливней и наводнений. По статьям 183, 185 и 187 также учитываются фактические расходы по одиночной смене элементов верхнего строения пути, но не выше сумм, предусмотренных в годовом плане расходов дистанции.

 [14]

Локомотивное депо финансируется управлением и отделением дороги поплану эксплуатационных расходов, пересчитанному по зависящим расходам на выполненный объем работ, за первые два месяца по месячным скорректированным планам, за третий — по результатам корректировки квартального плана в целом за минусом сумм финансирования первых двух месяцев.  [15]

Страницы:      1    2    3

Источник: http://www.ngpedia.ru/id258325p1.html

Классификация эксплуатационных расходов

Эксплуатационные расходы железных дорог классифицируют на основные и общехозяйственные, прямые и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.

К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным — расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством.

Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства. Например, специфическими основными расходами для вагонного хозяйства являются затраты на текущий и деповской ремонт грузовых вагонов и др.

К основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, относятся: транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды); оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и др.); скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу; отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.

Общехозяйственные расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления.

К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения отчислениям в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др.).

Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукция или выполнением конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.

Косвенные расходы — это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукция или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов.

Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение.

Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.

К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. Расходы, мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято условно относить к независящим (условно постоянным).

Расходы на железнодорожном транспорте планируют и учитывают по установленной Номенклатуре расходов по основной деятельности железных дорог.

Все основные расходы по перевозкам планируют и учитывают по подразделениям соответствующих хозяйств: пассажирского, грузовой и коммерческой работы, перевозок, локомотивного, вагонного, пути, гражданских сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения.

Расходы хозяйств по отдельным работам, производственным операциям или нескольким близким однородным операциям объединяют в соответствующие статьи расходов. Каждой статье расходов присвоен определенный номер. По каждой статье указывают измеритель, с которым связаны расходы, и приводят пояснения о том, какие виды затрат относятся на эту статью расхода.

Основные расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, имеют свою нумерацию. По основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства, и общехозяйственным расходам для всех хозяйств установлена единая номенклатура и единая нумерация. Каждое предприятие использует по основным общим и общехозяйственным расходам те статьи, которые имеют к нему отношение.

Кроме номенклатуры расходов, используемой подразделениями железнодорожного транспорта по эксплуатационной деятельности (перевозкам), установлена номенклатура расходов по подсобно-вспомогательной деятельности, т.е. для предприятий, финансируемых из прочих источников (механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ, пунктов льдозаготовок, баз топлива, баз обслуживания пассажирских вагонов, путевых машинных станций, карьеров, складов материалов и др.)

Планирование эксплуатационных расходов

План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана работы подвижного состава, плана по труду и других разделов плана экономического и социального развития.

В нем предусматривается обеспечение запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы.

Составляется план эксплуатационных расходов по сети в целом, железным дорогам, отделениям дорог и предприятиям.

Цель планирования эксплуатационных расходов — обеспечение выполнения заданного объема перевозок необходимыми денежными средствами.

В условиях перехода к рыночной экономике применяемые ранее традиционные методы и порядок планирования эксплуатационных расходов железных дорог существенно меняются. Базой планирования по-прежнему является годовой план перевозок с разбивкой по кварталам.

Планирование расходов производится в соответствии с утвержденным Положением о порядке планирования финансово-экономических показателей работы железных дорог. Положением установлены процесс и последовательность разработки планов с учетом взаимодействия департаментов ОАО «РЖД», экономических, финансовых и отраслевых служб дорог.

Планирование эксплуатационных расходов осуществляется по элементам затрат и по статьям расходов.

В настоящее время при планировании расходов используются нормы и лимиты эксплуатационных расходов, которые разрабатываются для отраслевых хозяйств дорог соответствующими департаментами ОАО «РЖД» с учетом особенностей условий их работы по регионам страны, внедрения прогрессивных технологий и организации производства.

Управление затратами требует не только целенаправленного планирования и регулирования затрат на основе применения не только дифференцированных технически и экономически обоснованных норм расходов, но и анализа, контроля их выполнения, а также постоянного обновления нормативной базы расчета затрат.

Совершенствование нормирования и лимитирования эксплуатационных расходов по элементам затрат, и особенно в современных условиях по фонду оплаты труда, является сложной экономической проблемой.

Ее решение требует детальной и кропотливой работы экономистов и технических работников всех уровней по формированию нормативных баз организации управленческого учета, контроллинга и других систем управления предприятиями. Формирование нормативных баз расчета расходов необходимо осуществлять по местам возникновения затрат — т.е.

по структурным подразделениям организации (по рабочим местам, участкам, цехам), по которым организуется планирование, нормирование и учет расходов, а также по центрам ответственности и по центрам прибыли.

Таким образом может быть создана единая экономическая база для совершенствования планирования, регулирования, анализа учета затрат и принятия, решений на всех уровнях управления.

Планируются эксплуатационные расходы по сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственным структурам. Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат железных дорог, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.

Планирование эксплуатационных расходов железных дорог производится по однородным видам затрат, т.е. по экономическим элементам. Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах железнодорожного транспорта занимают расходы по оплате труда.

Фонд оплаты труда планируется, исходя из лимита численности персонала, занятого в перевозках, и среднемесячной заработной платы.

Численность работников по перевозкам рассчитывается с учетом задания на рост производительности труда тремя способами: по объему работы и нормам выработки или нормам времени; по числу производственных объектов и нормам затрат труда на один объект; по числу хозяйственных единиц и штатным расписаниям. Размер среднемесячного заработка устанавливается, исходя из принятых на предприятии форм, систем, условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий.

Фонд оплаты труда представляет собой произведение среднемесячного заработка на контингент работников. При этом рассчитывают явочную численность работников и численность работников, находящихся в отпусках и выполняющих государственные и общественные обязанности.

Выплаты работникам за дни болезни входят в фонд заработной платы, так как они производятся из фонда социального страхования.

Также не включаются в фонд заработной платы компенсации за неиспользованный отпуск, командировочные, единовременные премии, премии за изобретения и технические усовершенствования.

Отчисления на социальные нужды планируются по установленным законодательством нормам страховых взносов, в процентах от фонда оплаты труда.

В расчетах численности эксплуатационного контингента предусматривается его сокращение за счет внедрения новой совершенной техники, автоматизированной системы управления, прогрессивных технологий, совершенствования системы мотивации труда, методов планирования контингента и оценки качества управления персоналом.

Расходы на материалы, топливо, электроэнергию рассчитывают по величине этих видов ресурсов, необходимой для выполнения планируемого объема перевозок (видов работ и услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется разными способами:

по объему работ и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя. Этот способ является основным, им определяют расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, расход материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава и др.;

по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.);

по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отоплениё, освещение зданий и т.д.);

по числу линейных предприятий и укрупненным нормам затрат ресурсов на каждое из них (общехозяйственные расходы).

При расчете расходов на топливо и электроэнергию для тяги поездов объем работы выражается в различных измерителях: тонно-километры брутто вагонные, локомотиво-километры линейного пробега, локомотиво-часы простоя в рабочем состоянии (условный пробег).

Нормы расхода топлива (электроэнергии) на единицу измерителя устанавливаются соответственно на 10000 тонно-километров брутто; на 100 локомотиво-километров линейного пробега; на 1 час простоя. При этом средняя норма на тягу поездов рассчитывается на 10 тонно-километров брутто вагонных.

Величина расходов на топливо и электроэнергию зависит от цены 1 т условного топлива и 1 кВт·ч электроэнергии, которые существенно различаются по дорогам и регионам страны и принимаются по действующим тарифам на топливно-энергетические ресурсы.

Читайте также:  Журнал учета рабочего времени сотрудников. образец 2018 года

При разработке норм расхода топлива (электроэнергий) для тяги поездов используются “Инструкция по техническому нормированию расхода электрической энергии и топлива для тяги поездов”, “Методика определения норм расхода дизельного топлива на тягу поездов», а также нормативно-методические материалы отраслевых департаментов МПС России. Средняя норма включает расход топлива (электроэнергии) на передвижение вагонов, локомотивов и простой локомотивов в рабочем состоянии. Диапазон изменения удельного расхода топлива и электроэнергии дорогам весьма значителен.

На среднюю величину удельного расхода топлива и электроэнергии влияют структура парка локомотивов по их типам, сериям и мощности; соотношения в объемах тонно-километров брутто в грузовом и пассажирском движении; размеры качественных показателей использования подвижного состава; удельный вес поездной, вспомогательной и маневровой работы; количество остановок, приходящихся на единицу пробега; техническая оснащенность и состояние пути; профессиональная квалификация локомотивных бригад и использование опыта передовых машинистов по экономному расходованию топлива и электроэнергии; введение электрического отопления в пассажирских вагонах и другие факторы.

При установлении нормы расхода электроэнергии необходимо учитывать возможность применения рекуперативного торможения а также потери в линиях электропередач, которые составляют 15% от расходов электроэнергии на тягу поездов.

Планирование расхода топлива и электроэнергии, кроме тяги поездов, осуществляется и для прочих нужд.

Величина этих расходов определяется по количеству оборудования и устройств, их мощности и времени работы, объему или площади производственных помещений, по удельным нормам расхода топлива (электроэнергии), зависящим от температуры наружного воздуха.

Цены на 1 кг условного топлива л 1 кВт·ч электроэнергии для прочих нужд выше, чем для тяги поездов. Планирование расходов на топливо и электроэнергию для прочих нужд в среднем по сети основывается на анализе базисного уровня затрат и расчёт их изменения в планируемом периоде.

Резервом сокращения расходов на топливо для тяги поездов является повышение качества эксплуатационной работы, совершенствование технологических процессов и улучшение качественных показателей использования подвижного состава.

Так, увеличение массы поезда брутто на 1% снижает удельный расход топлива для грузовых поездов на 0,2%, пассажирских — на 0,3%; уменьшение порожнего пробега вагонов к общему пробегу на 1% сокращает удельный расход на 0,44%, повышение технической скорости движения поездов на 1 км/ч увеличивает удельный расход топлива на 0,97% для грузовых поездов, для пассажирских — на 1,16%; снижение вспомогательного пробега локомотивов в одиночном следовании и при двойной тяге на 1% уменьшает удельный ход топлива на 0,23%, в маневровой работе — на 0,67%, при простое локомотивов в рабочем состоянии — на 1,3%. Повышение температуры наружного воздуха на 1 °С сокращает удельный расход топлива на 0,26%; повышение осевой нагрузки вагона на 1% уменьшает норму расхода топлива в грузовом движении на 0,43%, в пассажирском — на 0,5%; увеличение доли бесстыкового пути на 1% сокращает норму расхода топлива в грузовом движении на 0,042%, в пассажирском — на 0,18%; изменение эквивалентного уклона на 1% соответственно изменяет норму расхода топлива на 0,3%.

Материальные затраты планируют по объему работы подвижного состава и нормам расхода на единицу работы, по контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного человека.

По тем статьям расходов, где не представляется воспользоваться расчетно-нормативными способами расчет расходов на материалы и другие затраты, используют отчетные данные (исключая непроизводительные затраты) и корректируют их применительно к условиям планируемого периода. Основной путь сокращения расходов на материалы заключаются в повышении качества эксплуатационной и ремонтной работы, производительности труда, внедрении высокоэффективной технологии работы и прогрессивных норм расхода материалов, снижении цен на них.

Амортизационные отчисления планируются исходя из среднегодовой стоимости основных средств и норм отчислений на их полное восстановление. Исходными данными являются сведения о наличии основных средств на начало планируемого периода и их структура по важнейшим видам и группам, а также данные о намечаемом их поступлении и выбытии.

Источник: https://studopedya.ru/1-102631.html

Эксплуатационные расходы. Состав, учет, планирование

  • Банки
  • Кредиты
  • Страхование
  • Финансы
  • Форекс и биржа

Деятельность любой организации предполагает расходы. Существуют различные виды трат. Одна из разновидностей – эксплуатационные расходы.

Что собой представляют эксплуатационные расходы

Эксплуатационные расходы (ЭР) – это текущие затраты на обеспечение работоспособности основных средств на протяжении всего срока их эксплуатации. Под текущими тратами понимаются расходы на производство и продажу.

Они будут разниться в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, если это железнодорожный субъект, средства тратятся на транспортировку грузов, пассажиров, различного багажа.

Различают эксплуатационные расходы на обеспечение пожарной безопасности.

Цель трат – исполнение поставленной цели. К примеру, железнодорожной компании нужно транспортировать груз. Для этого требуется вложить средства в топливо, зарплату, техническое обслуживание, электроэнергию. Размер трат определяется объемом эксплуатируемого оборудования, временем использования, удельными расходами на один час работы.

Состав эксплуатационных расходов

Рассмотрим состав эксплуатационных расходов:

  • Амортизация техники и транспортных средств. Амортизация будет учитываться тогда, когда рассчитывается она линейным способом. В рамках этого метода рассматривается весь период эксплуатации объекта.
  • Обслуживание и ремонт оборудования.
  • Коммунальные услуги. Подразумевается сумма, списываемая с прибыли компании.
  • Обеспечение работы вспомогательного производства, ответственного за обслуживание оборудования.
  • Зарплаты, траты на социальные нужды. Включают в себя заработок всех сотрудников, включая тех, кто работает на неполную ставку.
  • Траты на внутреннюю транспортировку материалов, товаров.
  • Расходы, сопряженные с эксплуатацией оборудования.
  • Налоговые отчисления. Это налог на зарплату или недвижимость, если последняя включена в состав ОС.
  • Материалы. Имеются в виду траты на приобретение, транспортировку. Эти расходы входят в себестоимость продукции.
  • Запчасти. Входят в перечень только в том случае, если они относятся к нуждам основного производства.

Также это могут быть другие траты, зависящие от специфики деятельности предприятия. Конкретный состав определяется руководителем предприятия. Рассмотрим структуру расходов на примере субъектов, занимающихся добычей углеводородного сырья:

  • Зарплата охранникам основных средств.
  • Заработок консультантов.
  • Трата на подготовку отчетов о состоянии средств.
  • Стоимость услуг по оценке влияния добычи природных ресурсов на окружающую среду.
  • Обслуживание техники, установок, различных сооружений.
  • Приобретение лицензий.
  • Услуги по мониторингу основных средств.
  • Осуществление геолого-экологических исследований, картографии.
  • Природоохранные исследования.
  • Рекультивация природных элементов, которые были нарушены.
  • Вывод участка, на который была получена лицензия, из эксплуатации.
  • Хранение, утилизация отходов.

Это основной перечень. В состав могут входить и прочие направления трат.

Классификация

Эксплуатационные расходы подразделяются на эти категории:

  • Основные. Это траты, связанные с основной деятельностью. К примеру, это могут быть деньги, направленные непосредственно на транспортировку грузов. Сюда также относятся траты на ремонтные работы, начисления сотрудникам за неотработанное время, скидка на продукцию, социальные начисления.
  • Общехозяйственные. Это траты на производственное обслуживание, управление хозяйством. К расходам без трат на содержание управленческой структуры относится зарплата сотрудников, обслуживание построек, содержание помещений и инвентаря. Это также амортизация ОС, отчисление в резерв на формирование ремонтного фонда, исполнение исследовательских работ. Траты на обслуживание аппарата управления – это командировочные, зарплаты управленческого состава.
  • Прямые. Это затраты на производство изделий или выполнение какой-либо услуги.
  • Косвенные. Определяются посредством дополнительных расчетов. Распределяются между различными типами продукции.
  • Зависящие от движения. Эти расходы меняются пропорционально масштабу работ.
  • Независящие от масштабов движения. Практически не меняются при изменении объема работ. Это постоянные траты.

Классификация может зависеть от специфики деятельности компании. Рассмотрим группировку расходов по признакам на примере субъекта, который занимается железными дорогами:

  • Перевозки.
  • Поддержание инфраструктуры в нормальном состоянии.
  • Приобретение услуг локомотивной тяги.
  • Пассажирские перевозки.
  • Ремонт подвижных составов.

В приведенном случае группировка выполняется по этим признакам: направления работы, укрупненные формы деятельности, статьи Номенклатуры.

Планирование эксплуатационных расходов

Разработка плана ЭР зависит от типа организации. К примеру, план расходов фирмы ЖД формируется на основании плана перевозок, плана труда и пользования подвижным составом. Цель планирования – обеспечение текущей деятельности нужной суммой денежных средств.

Если план будет составлен неправильно, средства могут не вовремя закончиться. Из-за этого деятельность компании будет приостановлена. Фирма потеряет прибыль. Планирование выполняется по статьям затрат. В рамках мероприятия учитываются различные нормативы и лимиты.

Планирование – это составляющая управления ЭР. Однако это не единственный элемент. Управление ЭР также включает в себя анализ трат, контроль над ними, обновление нормативной базы. Порядок планирования подразделяется на ряд этапов.

Расходы на оплату труда

Траты на оплату труда составляют, как правило, большую часть ЭР. Зарплатный фонд формируется исходя из количества сотрудников и средней зарплаты. Количество трудящихся определяется тремя методами:

  • По лимитам выработки, времени.
  • По объему объектов производства и лимитам труда на объект.
  • По количеству хозяйственных единиц, штатному расписанию.

Средняя зарплата сотрудников включает в себя оклад, премии, проценты, доплаты.

Фонд оплаты – это произведение среднемесячных зарплат на количество трудящихся. Необходимо учесть явочное количество работников, а также число сотрудников, которые находятся в отпуске или на больничном.

ВАЖНО! В заработный фонд не будет включена оплата больничного. Связано это с тем, что эти средства выплачивает не работодатель, а фонд медицинского страхования. Учитываться также не будут командировочные, компенсации за неиспользованный отпуск, премии за ноу-хау.

Социальные отчисления

Работодатель обязан направлять средства в

различные фонды. Это пенсионные, социальные, медицинские отчисления. Составляют они 34% от общего фонда зарплат. В некоторых случаях это соотношение может меняться.

Расходы на материалы

Траты на материалы планируются в зависимости от деятельности компании. Рассмотрим методы планирования на примере субъекта, специализирующегося на ЖД:

  • По объему работы техники я и нормативам трат на единицу объема работы. К примеру, трата смазочного материала устанавливается на основании совокупного пробега локомотивов на норматив расхода и план работы.
  • По нормам расхода на одно оборудование. К примеру, расход материалов определяется на основании протяженности маршрута, числа стрелочных переводов.
  • Исходя из норм расхода сырья на сотрудника. Этот метод подходит для установления трат на спецодежду, инструменты (к примеру, ручные фонари).
  • По числу производственных подразделений и нормативам трат материала на каждое структурное предприятие.

Как правило, для планирования используется сразу несколько методов. Все зависит от того, что именно нужно рассчитать.

Траты на коммунальные услуги

Основной источник расходов – электроэнергия. Субъекту ЖД нужно учесть также топливо, нужное для транспортировки грузов, расходы на технологические нужды. Траты на топливо определяются на основании числа оборудования, его мощности. В рамках расчетов нужно учитывать следующие аспекты:

  • Особенности использования оборудования.
  • Нормы траты топлива на единицу мощности.
  • Продолжительность работы техники в рассматриваемом периоде.
  • Стоимость энергии на килограмм условного топлива.

Расходование энергии для освещения определяется на основании числа осветительных приборов, их мощности, часов горения, стоимости кВт энергии.

К СВЕДЕНИЮ! Предприниматель может уменьшить расход электроэнергии. Для этого нужно увеличить качество эксплуатации, улучшить технологические процессы и качественные значения пользования.

Амортизационные отчисления

Амортизация – это износ оборудования. Он может быть физическим или моральным. Первый предполагает ухудшение характеристик в процессе длительной эксплуатации.

Физический износ определяется исходя из интенсивности использования, качества используемых материалов, качества ремонтных работ и обслуживания. Моральный износ – это утрата актуальности оборудования.

Происходит это из-за появления на рынке новой, более совершенной техники. Нормативы износа определяются исходя из конкретного оборудования.

Амортизационные отчисления входят в эксплуатационные расходы. Связано это с тем, что образованный амортизационный фонд направляется на восстановление износившегося оборудования. При расчетах нужно учитывать, что амортизационные отчисления будут равномерными на протяжении всего периода.

К СВЕДЕНИЮ! В расчетах обычно фигурирует не продолжительность эксплуатации, а нормы отчислений.

Учет эксплуатационных расходов

Главная задача учета ЭР – своевременное, полное и объективное фиксирование трат. С помощью бухучета можно контролировать расходы, вводить режим экономии и снижать себестоимость. ЭР определяются в соответствии с заранее составленным планом. Формирование плана предполагает обоснование размера каждого вида траты.

Читайте также:  Методы бухгалтерского учета. цели, характеристики

Рассмотрим дополнительные функции бухучета ЭР:

  • Отслеживание выполнения плана.
  • Уменьшение эксплуатационных расходов.
  • Поиск конкретных направлений экономии.
  • Профилактика лишнего расходования средств.
  • Увеличение эффективности работы предприятия.

Бухучет должен вестись так, чтобы из него можно было извлечь полную информацию о расходах.

Классификация и правильное отражение в бухучете

Бухучет организуется на основании правильно разработанной классификации. Она также участвует в планировании расходов, контроле над ними. Рассмотрим основные особенности учета:

  • Издержки по упаковке могут учитываться на отдельном счете №43 только в том случае, если это промышленный субъект, на котором производится продукция. Это внепроизводственные расходы. Если это подсобное предприятие, отдельный счет не используется. Расходы учитываются на счетах 46 «Продажа» или 47. В отчетности рассматриваемые траты также не будут отражаться отдельно.
  • Траты на содержание сотрудников склада товаров учитываются в составе производственных расходов. Сюда также относятся траты на содержание складов изделий и прилагаемых фондов.
  • Для трат на обслуживание и управление нужно завести отдельную смету. Следить за ней должен бухгалтер. В рамках синтетического учета расходы фиксируются или на едином, или на отдельных счетах. Для учета можно использовать счет 11 или 26. После фиксации производится распределение трат по видам продукции.
  • Учет прямых затрат выполняется по направлениям калькуляции.
  • Зарплата сотрудников отражается на счете 70.
  • Под траты на соцстрахование создается отдельная справка. В ней отражаются суммы начислений, определяемые исходя из ведомости, распределения зарплат по синтетическим счетам. Заключительные данные фиксируются в бухсправке. Она предполагает корреспонденцию со счетом 69.

ВАЖНО! Синтетический учет отражает суммарные траты. То есть они не подразделяются по направлениям затрат. Нужен СУ для отражения общей суммы ЭР.

Аналитический учет предполагает детализированную фиксацию расходов. Нужен он для контроля над соблюдением плана по отдельным направлениям.

Организация этих форм учета определяется в зависимости от метода ведения учета: ручного или с помощью вычислительных аппаратов.

ВНИМАНИЕ! Бухгалтер также должен составить ведомость распределения трат. Формируется она при помощи группировки расходов по синтетическим счетам.

Возмещение эксплуатационных расходов

Возмещение расходов актуально в том случае, если предприниматель снимает помещение. Он обязан компенсировать траты арендодателя на оплату услуг. Траты на возмещение ЭР рекомендуется отражать по статье расходов 244 «Прочие закупки». Для оформления компенсации нужно или включить платежи в сумму аренды, или составить отдельное соглашение на возмещение.

Similar articles:

эксплуатационные расходы — это… Что такое эксплуатационные расходы?

Как узнать расходы на МТС

Как проверить расходы и последние списания на Билайне?

Как узнать свои расходы на SIM-карте Теле2?

Доходы и расходы магазина продуктов

Источник: http://tradefinances.ru/banki/10091

Бюджет эксплуатационных расходов в крупных коммерческих организациях

Статья опубликована в рамках:

Выходные данные сборника:

Бюджет эксплуатационных расходов в крупных коммерческих организациях

Сосина Ирина Николаевна

начальник бюро экономики ОЭПЭР ООО «ПК НЭВЗ» г. Новочеркасск, Россия

Е-mail: sosinairina1980@rambler.ru

Эксплуатационные расходы являются составной частью накладных расходов организации, учитываемых по дебету 25 счета «Общепроизводственные расходы».

Величина накладных расходов определяется спецификой деятельности организации, в машиностроительных организациях достигает до 50 % от полной себестоимости продукции.

В отличие от прямых расходов, которые расходы гораздо легче поддаются планированию и контролю, накладные расходы могут часто находятся в разряде проблемного планирования и контроля.

В связи с этим возникает необходимость построения эффективной системы учета расходов на содержание и эксплуатацию объектов основных средств, как основы для планирования и контроля исполнения плановых показателей, кроме того, она способствует установлению расходов по видам основных средств и оперативному выявлению резервов их применения, выявлению отклонений от установленных нормативов и сметных показателей для обоснованного планирования использования машин и механизмов; выявлению и устранению непроизводительных затрат, которые можно оптимизировать, поиску новых организационно-технологических решений, связанных с использованием основных средств.

Исходными данными для планирования эксплуатационных расходов являются производственная программа и показатели загрузки мощностей производственных подразделений. При этом необходимо учитывать фактическое освоение запланированных расходов на эксплуатационные нужды за прошлые периоды.

В случае, неосвоения запланированных средств необходимо провести анализ причин, если факторы препятствующие выполнению плана носят объективный характер и не могут быть устранены организацией самостоятельно в ближайшее время, то целесообразно не планировать увеличение расходов на следующий год (квартал, месяц).

Что касается структуры эксплуатационных расходов, то на промышленных предприятиях их условно можно разделить на: материалы, стоимость работ по ремонту и обслуживанию объектов основных средств, выполняемых сторонними организациями и/или собственными силами организации.

Материалы, используемые на эксплуатационные нужды обычно включают в себя: смазочные, обтирочные и прочие вспомогательные материалы, необходимые для ухода за оборудованием и содержанием его в рабочем состоянии; вспомогательные материалы (в т. ч. хлорная известь, порошок, сода кальцинированная), израсходованные на содержание помещений и другие хозяйственные нужды; списание инвентаря, инструмента, специнструмента, спецоснастки и приспособлений

Расходы на эксплуатацию, обусловленные выполнением работ в сторонних организациях, определяются соответствующим центром ответственности, который формирует ее исходя из плана производства, необходимостью деятельности подразделения и имеет возможность влиять на его уровень и могут включать: стоимость услуг сторонних организаций по обслуживанию оборудования, компьютеров и оргтехники, стоимость услуг связи

Стоимость услуг капитального ремонта определяется на договорной основе исходя из действующей системы ценообразования. К настоящему моменту можно выделить методы ценообразования на услуги, связанные с ремонтом объектов основных средств, основанные: на общеотраслевых укрупненных нормативах по основным видам деятельности или на индивидуальных нормах, разработанных для конкретной организации.

В целях планирования, осуществления и контроля за выполнением ремонтов основных средств, а также инструмента и приспособлений выделяют следующие основные виды работ по текущему и капитальному ремонту станков, машин, приборов и подъемно-транспортного оборудования, энергооборудования и эл. частей оборудования, сварочного оборудования, печного оборудования, электронного оборудования, ж/д, и автотранспорта, ремонт зданий сооружений, ремонт средств связи, текущий ремонт инструмента, инвентаря, специнструмента и приспособлений.

Проекты планов ремонтов на год составляются техническими подразделениями промышленного предприятия на основании обоснованных предложений центров ответственности (ЦО).

Основными центами ответственности за формирование плана текущих и капитальных ремонтов в промышленной организации являются: служба главного механика по ремонту станков, машин, приборов и подъемно-транспортного оборудования; служба главного энергетика по ремонту энергооборудования и электрических частей оборудования; служба главного сварщика по ремонту сварочного оборудования; служба главного металлурга по ремонту печного оборудования; инструментальное хозяйство по ремонту инструмента, инвентаря, специнструмента и приспособлений; транспортный отдел по ремонту ж/д, автотранспорта; строительное управление по ремонту зданий, сооружений; служба связи по ремонту средств связи.

В планах ремонтных работ (текущих и капитальных) выделяются разделы материалы, услуги сторонних организаций, работы внутренних подразделений (хозспособ).

ЦО планирует списание материалов, закрытие услуг сторонних организаций, работ внутренних подразделений в разрезе каждого центра затрат (цеху, подразделению), с указанием статьи затрат управленческого учета исходя из действующей на предприятии номенклатуры статей накладных расходов.

Нельзя не отметить, что процессу бюджетирования эксплуатационных расходов сопутствуют определенные риски. Взаимосвязь бюджетирования и наступления рисковых событий рассмотрена А. Дрокиным, который по результатам изучения, обосновывает предъявление новых требований к системе бюджетирования:

·   учет в системе бюджетирования рисковых событий. В модель включаются риски в привязке к статьям бюджета, учитываются соответствующие вероятности и суммы, закладываются алгоритмы комплексного расчета влияния риска на связанную с ним статью с последующим пересчетом всех взаимосвязанных бюджетов компании;

·    существенная доработка модели сценарного анализа. Модель позволяет просчитывать те или иные версии бюджетов с учетом наступления рисковых событий в тех или иных комбинациях;

·     учет в системе бюджетирования мероприятий, связанных с предупреждением или смягчением последствий рисков;

·     оценка влияния мероприятий на снижение вероятности и/или суммы рискового события [2].

Данные требования актуальны и при формировании бюджета на содержание и эксплуатацию объектов основных средств. Такой подход позволит максимально учесть возможные риски, описать их, повысит эффективность контрольных процедур при проведении план-факт анализа.

Рассматривая бюджетирование как технологию управления бизнесом, обеспечивающую достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов, нельзя не отметить ее ориентированность на достижение запланированных результатов.

Результативность бюджетной системы, в том числе бюджетирование эксплуатационных расходов целесообразно оценивать на основе системы сбалансированных показателей, при этом необходимо разграничивать результаты деятельности промышленного предприятия на: прямые результаты, характеризующие объем работ или выраженные количественнымипоказателями выполненных мероприятий; конечные результаты, отражающие стратегические цели, миссию организации и направленные непосредственно на удовлетворение нужд потребителей и общие результаты, связанные с развитием своей или смежной отрасли, региона.

Очень важно определить количественные и качественные показатели эффективности деятельности предприятия, в том числе и его ремонтных служб. С этой целью первоначально необходимо провести анализ количественных показателей, например, площадь отремонтированного дорожного, кровельного покрытия, количество единиц отремонтированного оборудования.

Количественные показатели должны отражать цели и задачи разработанной стратегии предприятия, рассчитываться на основе достоверной информации, которую можно получать на постоянной основе, быть прозрачными и относительно в просты расчете.

Качественные показатели результативности могут быть определены посредством подсчета количества жалоб и претензий подразделений к центру ответственности на состояние дорог, кровли, объем простоев оборудования, в том числе отремонтированного и др.

На крупных промышленных предприятиях контроль и анализ всех бюджетных показателей задача трудоемкая и проблематичная.

Это объясняется протеканием большого количества хозяйственных процессов на таких предприятиях, ввиду чего специалисты являются узкоспециализированными сотрудниками, которые сосредотачивают свои усилия только за закрепленными объектами учета и анализа.

Такая ситуация приводит к ослабеванию причинно-следственных связей между процессами и работой отдельных подразделений коммерческой организации. Разработка и внедрение с учетом вышеизложенных требований, характеризующих суммарную оценку результативности процессов и подразделений, позволяет реально оценить отчетный период и сделать прогнозы на будущие периоды.

Однако не всегда целесообразно проводить детальный анализ причин образования и влияния отдельных бюджетных показателей на общие показатели деятельности коммерческой организации.

На практике экономистами и менеджерами часто применяется принцип Парето, который означает, что 20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата.

Для оценки отклонений фактических показателей от бюджетных целесообразно выбрать те, которые имеют наибольший удельный вес в сумме отклонений. Этот принцип может применяться в бюджетировании как для контроля частных показателей, так и для оценки общего результата.

В развитие принципа Парето на практике часто применяется ABC-анализ, метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. По отношению к ABC-анализу принцип Парето можно изложить так: надёжный контроль 20 % позиций позволяет на 80 % контролировать систему.

В крупных коммерческих организациях этот метод часто используется для контроля запасов сырья и комплектующих, незавершенного производства, товарной продукции на складах и др. Сущность ABC-анализа заключается в ранжировании ценностей, поставщиков, покупателей и др. коммерческой организации на три группы А — наиболее ценные, В — промежуточные, С — наименее ценные.

Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.

Эти несложные подходы к оценке, как частных, так и общих бюджетных показателей на практике дают неплохие результаты.

Они широко используются, поскольку не требуют значительных трудовых ресурсов и затрат времени на получение информации, что весьма актуально в условиях необходимости принятия сочных управленческих решений.

Существуют и более сложные подходы к оценке бюджетных показателей, как правило, реализуемые в автоматизированной среде. Для успешного ведения бизнеса необходимо сочетание имеющихся в экономической науке разработок.

Список литературы:

  1. Адамов Н.А. Учет расходов на содержание и эксплуатацию строительных машин и механизмов [Электронный ресурс] / Н.А. Адамов // Бухучет в строительных организациях. ― 2011. ― № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Дрокин А.А. Модель учета рисков в бюджетировании [Электронный ресурс] / А.А. Дрокин // Финансовая газета. Региональный выпуск. ―2009. ―№ 15. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сосина И.Н. Анализ исполнения сводного бюджета коммерческой организации как процедура управленческого аудита системы бюджетирования [Текст] / И.Н. Сосина // Учет и статистика. ― 2008. ― № 1. ― С. 186―191.

Источник: https://sibac.info/conf/econom/xx/30728

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector