Законы
Те, кто использует автомобиль для бизнеса, должны оформлять путевые листы. Они понадобятся, чтобы доставить пиццу, перевезти людей в маршрутке или съездить на переговоры.
Путевые листы помогут уменьшить налог, контролировать водителя и доказать свою правоту в случае ДТП, а ещё — избежать штрафов от ГИБДД, налоговой и Роструда.
Мы расскажем, как заполнить путевой лист, и подскажем, когда можно обойтись без него.
- Марина Сенинг
- Эксперт: Катерина Земскова
- Иллюстратор: Ануш Микаелян
Путевой лист — это документ, в котором отмечают информацию о времени работы водителя, цели поездки, потраченном топливе и состоянии автомобиля.
Путевые листы должны оформлять организации и ИП, которые:
- Возят пассажиров за деньги.
- Доставляют товары клиентам и перевозят грузы — свои или за деньги.
- Ездят на служебной машине по работе.
- Постоянно ездят на своей машине по работе.
Путевые листы не нужны, только если сотрудник компании поехал на служебном автомобиле по своим делам: на рыбалку, за грибами или в магазин. Поездка за счёт компании будет считаться доходом сотрудника. Бухгалтерия заплатит с этого дохода налог на доходы физических лиц (письмо Минфина).
В Додо Пицца есть специальный человек, который ежедневно оформляет путевые листы. Источник: joblab.ru
В Додо Пицца есть специальный человек, который ежедневно оформляет путевые листы. Источник: joblab.ru
Снизить налог. Это касается бизнесменов на ОСНО и УСН 15%. Чтобы включить затраты на топливо, платные парковки и СТО в расходы, нужны данные об израсходованном топливе и подтверждающие чеки. Учёт топлива можно вести с помощью путевых листов или данных системы ГЛОНАСС (письмо Минфина). Без подтверждающих документов включить затраты на автомобиль в расходы не удастся.
Контролировать водителя. Перед и после смены в путевых листах отмечают количество израсходованного топлива и километраж. Водитель не сможет слить топливо и заехать потусить к друзьям вместо работы или «залить» 120 литров бензина в машину с баком 40 литров. Без документов ничего не докажешь, а с путевыми листами водителя легко прижучить.
Доказать, что водитель и автомобиль в порядке. Перед сменой штатный водитель обязан пройти медицинский осмотр, а автомобиль — техосмотр. Если в дороге что-то случится и люди или груз пострадают, это поможет доказать, что машина была исправной, а водитель — здоров. Если в путевом листе не будет этой информации, доказать свою правоту не удастся.
Пройти проверку ГИБДД. Это касается индивидуальных предпринимателей и компаний, которые перевозят пассажиров и чужие грузы. Они должны иметь путевые листы (ст. 6 закона 59-ФЗ).
Если машина зарегистрирована на ИП или компанию, а багажник и салон забиты круассанами, инспектор наверняка поинтересуется, куда везёте, и попросит путевой лист. Но если вы забросили на заднее сидение десяток ромовых баб для кофейни, ему вряд ли удастся вас прижучить.
ГИБДД не имеет права спрашивать у вас путевой лист, если вы едете по делам бизнеса на своём или служебном автомобиле, но ничего и никого не перевозите.
Что должно быть в путевом листе
Путевой лист оформляет индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручили. Он выписывает документ на каждый автомобиль и заверяет подписью с расшифровкой. Путевой лист нужно оформить до начала рейса, а если водитель за смену делает несколько рейсов — до начала первого.
Организации или индивидуальные предприниматели могут использовать формы путевых листов Минтранса или составить свои. Форму нужно закрепить в учётной политике. Если создаёте свои формы путевых листов, в них нужно вписать обязательные реквизиты — остальное можно добавить от себя.
Название и номер путевого листа. Например, «Путевой лист легкового автомобиля А №11».
Срок действия путевого листа. Если смена водителя не больше одного дня — дата, когда путевой лист можно использовать. Если дольше — даты начала и окончания срока.
Информация о владельце транспорта.
Для юридического лица:
- Название.
- Организационно-правовая форма.
- Адрес.
- Номер телефона и основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Для индивидуального предпринимателя:
- ФИО.
- Почтовый адрес.
- Номер телефона.
- ОГРН.
Информация о транспортном средстве:
-
- Тип: легковой или грузовой автомобиль, трамвай, троллейбус, автобус.
- Модель автомобиля и прицепа, если он есть.
- Государственный регистрационный знак.
- Показания одометра при выезде автомобиля с парковки.
- Дата и время выезда с парковки и заезда на парковку. Если на одном транспортном средстве работают несколько водителей, показатели при выезде с парковки ставят в путевом листе первого водителя, а при въезде на парковку — в путевом листе последнего водителя.
- Дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния. Для этого не обязательно брать в штат автослесаря — можно сотрудничать с автосервисом или автомастерской на аутсорсе.
Информация о водителе:
- ФИО водителя. Если автомобиль используют несколько водителей, нужно оформить путевой лист на каждого.
- Дата и время предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Его должен проходить только штатный водитель. Если автомобилем управляет другой сотрудник компании или индивидуальный предприниматель, проходить медицинский осмотр не нужно (ст. 23 закона 196-ФЗ).
Брать в штат медика не обязательно — можно сотрудничать с частной клиникой на аутсорсе.
Пример заполнения путевого листа: скачать бланк
Пример заполнения путевого листа: скачать бланк
Чтобы затраты на бензин можно было включить в расходы, к путевому листу нужно приложить кассовые чеки. Если заправка находится в стороне от маршрута, у налоговой возникнут вопросы. Налоговики могут потребовать убрать топливо из расходов и доплатить налог.
Что будет нарушителям
Трудовая инспекция | Данные в табеле учета рабочего времени и в путевом листе отличаются | 1 000 — 5 000 ₽ | 30 000 — 50 000 ₽ | ст. 5.27 КоАП РФ |
Водителю не оплатили переработанные часы | 1 000 — 5 000 ₽ | 30 000 — 50 000 ₽ | ст. 5.27 КоАП РФ | |
Потраченное на мед- и техосмотры время не вошло в рабочее | 1 000 — 5 000 ₽ | 30 000 — 50 000 ₽ | ст. 5.27 КоАП РФ | |
Повторное нарушение | 10 000 — 20 000 ₽ | 50 000 — 70 000 ₽ | ст. 5.27 КоАП РФ | |
Автомобиль не прошёл техосмотр | 2 000 — 5 000 ₽ | 50 000 — 80 000 ₽ | ст. 5.27.1 КоАП РФ | |
Водитель не прошёл медосмотр | 15 000 — 25 000 ₽ | 110 000 — 130 000 ₽ | ||
Повторное нарушение | 30 000 — 40 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток |
100 000 — 200 000 ₽ или приостановление деятельности до 90 суток |
||
Налоговая | Нет документов, по которым можно учесть расход топлива | 200 ₽ за один путевой лист | 200 ₽ за один путевой лист | ст. 126 НК РФ |
ГИБДД | Водитель перевозит пассажиров или грузы без путевого листа | 500 ₽ | 500 ₽ | ст. 12.3 КоАП РФ |
Водитель не прошёл медосмотр | 3 000 ₽ | 30 000 ₽ | ст. 12.31.1 КоАП РФ | |
Автомобиль не прошёл техосмотр | 3 000 ₽ | 30 000 ₽ |
Организации и индивидуальные предприниматели, которые перевозят пассажиров или грузы за деньги или для своего бизнеса, должны заполнять путевые листы. Это нужно, чтобы:
- снизить налог;
- контролировать водителя;
- доказать, что с машиной и водителем всё в порядке, если в дороге что-то случится;
- пройти проверку ГИБДД — инспекторы штрафуют тех, кто использует служебный транспорт для бизнеса без путевых листов.
Путевой лист не нужен, только если сотрудник компании или предприниматель использует служебный транспорт не по работе. Например, для поездки на рыбалку, шашлыки или за грибами.
Медосмотр перед каждой сменой должен проходить только штатный водитель, а техосмотр нужен в любом случае — неважно, кто вы: транспортная компания или ИП, который перевозит товары для своего магазина. Не обязательно брать в штат медика и слесаря — можно работать со специалистами на аутсорсе.
Путевые листы оформляет сам индивидуальный предприниматель или сотрудник компании, которому это поручил руководитель. Компания может использовать формы путевых листов Минтранса или придумать свои, но в них должны быть обязательные реквизиты. Форму нужно прописать в учётной политике и добавить образец в приложении к ней.
Скачать готовый бланк путевого листа
Формы путевых листов Минтранса
Опубликовали 25 апреля 2019 года
Какой штраф за езду без путевого листа в 2022 году
Актуально на 2022 год
Штраф за езду без путевого листа
от 500 до 30 тыс. руб.
Статьи 12.3, 12.31.1 КоАП
Путевой лист — это документ, который дает сотруднику право управлять служебной машиной. Его составляет диспетчер организации и указывает там имя водителя, время работы, цель поездки, потраченное топливо, данные о предрейсовом техническом и медицинском контроле, путь следования и другое.
Что должно быть в автомобиле в России
До 2013 года была утвержденная форма листа, теперь она свободна — главное указать в нем все необходимое:
- номер листа;
- срок действия — конкретный день или начало и окончание срока, если дней несколько;
- об организации: наименование, адрес, номер телефона, ИНН;
- о машине: тип, марка, модель, госномер, цифра на спидометре при выезде и заезде, дата и время технического контроля, выпуска на линию и возвращения;
- о водителе: ФИО, дата и время медосмотра;
- о перевозке: вид сообщения и перевозки.
Документ помогает организации учитывать время работы и расход топлива, контролировать работу водителя. Если компания работает на общей системе налогообложения или упрощенке с налогом 15%, расходы по листу можно будет вычесть из налогов. Это выплата по закону. Для этого нужно сохранить чеки с АЗС.
Для ГИБДД и других контрольных организаций путевой лист — доказательство того, что водитель и машина не представляют опасности для движения.
Форма путевого листа по приказу Минтранса РФ. Можно использовать ее или другую — главное, указать эти данные. Если данных не будет хватать, могут выписать штраф за отсутствие путевого листа у ИП
Путевые листы сотрудникам-водителям по закону оформляют компании и ИП, которые:
- перевозят пассажиров и багаж, например, такси;
- перевозят грузы, например, доставляют документы;
- занимаются рейсовыми перевозками на маршрутках, автобусах, трамваях, троллейбусах.
Путевые листы в уставе автотранспорта
Если сотрудники ездят на служебной машине по собственным делам, путевой лист необязателен. Расходы компании на бензин считаются их личным доходом. На личной машине путевой лист также не нужен.
Путевой лист выдают на один день или смену — она может длиться до 24 часов. На больший срок лист выдают только в случае командировки.
Лист нужно оформить до начала рейса, а если за день их несколько — до первого рейса.
Штраф за отсутствие путевого листа легкового автомобиля. Это нарушение, если машина служебная и водитель едет на ней по рабочему заданию, например, для доставки пиццы.
Отсутствие «путевки» у водителя грузового автомобиля. Грузовые перевозки без путевого листа запрещены.
Штраф за отсутствие путевого листа такси. Его получит водитель, если при себе не будет документа.
Штраф за отсутствие путевого листа для ИП. Для индивидуальных предпринимателей установлены те же штрафы, что и для компаний.
Проверить штрафы ГИБДД юридических лиц
Неправильное оформление. Если в листе нет отметок о медицинском и техническом осмотре, для компании или ИП возможен крупный штраф.
Отсутствие отметки о медосмотре или техосмотре. Это недопустимо, если водитель профессионально занимается перевозками. Если нарушение обнаружит инспектор, будет штраф.
Для водителя. Если водитель на служебной машине выполняет рабочее задание без путевого листа, сотрудник ГИБДД может оштрафовать его на 500 рублей.
Штраф за езду без путевого листа
Если это первый подобный штраф и водитель в целом редко нарушает ПДД, инспектор имеет право ограничиться предупреждением.
Для должностного лица. Сотрудника, ответственного за выпуск машины на линию, не штрафуют за то, что у водителя нет путевого листа. Однако если листа нет, значит, ответственные сотрудники не провели:
- предрейсовый и послерейсовый медосмотр,
- предрейсовый технический контроль машины.
Штраф за такое нарушение — 5000 рублей.
Штраф за нарушение правил перевозок
Для ИП или организации. Компанию или предпринимателя также оштрафуют, если служебная машина неплательщика не прошла технический контроль, а водитель — медосмотр. Но штраф выше — 30 000 рублей.
Штраф за путевой лист для ИП — 30 000 рублей. Такой штраф оформят в ГИБДД, если у водителя не окажется путевого листа или в документе не будет допуска к рейсу от медика и дежурного механика. Штраф за отсутствие путевого листа ИП также выпишут, если документ просрочен — больше 24 часов.
Штраф за отсутствие путевого листа у юридического лица тот же, что и для ИП — 30 000 рублей. Камеры пока не научились распознавать наличие путевого листа, поэтому протокол о нарушении выпишет инспектор на дороге.
Даже если водитель ничего не сообщит работодателю, письмо все равно пришлют на юридический адрес компании.
Чтобы не ждать письма, лучше проверять штрафы самостоятельно — сделать это можно с помощью сервиса массовой проверки.
Срок действия путевого листа — 24 часа, если только это не командировка. Если инспектор остановит авто и обнаружит, что срок документа истек, выпишет штраф за просроченный путевой лист водителю.
Вернувшись в отдел, инспектор передаст информацию специальной группе, которая работает с юрлицами — они оформят штраф на ИП или юрлицо.
На механика штраф выписывают редко потому, что должность линейного механика, как правило, есть только в крупных компаниях, а там за этим тщательно следят.
Водитель получит штраф 500 рублей, механик 5000 рублей, а руководитель — 30 000 рублей.
Штраф за отсутствие подписи механика в путевом листе — это предупреждение для водителя и руководителя. Если машина не будет проверена перед рейсом, может случится авария и пострадают люди.
Штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе поможет предупредить ДТП — у водителя может быть плохо с сердцем, он пьян или просто не выспался. Пока автопилоты не установлены в каждом авто, за управление машиной ответственен только водитель. За его состояние и отвечает предрейсовый медик.
Форма путевого листа может быть любой, лишь бы в ней была та же информация, что и на утвержденном бланке выше, от Минтранса. Если в документе ее не будет и инспектор окажется особо бдительным — он оформит протокол о нарушении, последует штраф за неправильное заполнение путевого листа.
Такие штрафы лучше платить в первые 20 дней, чтобы получить скидку. Вот сервисы, на которых долг можно проверить и погасить.
«Проверить штраф ГИБДД». Введите госномер, СТС и номер прав и нажмите «Проверить штрафы» — сервис покажет задолженность водителя. Дальше нажмите «Оплатить».
Проверка покажет, какой штраф за отсутствие путевого листа
Проверьте данные о водителе и кликните «Перейти к оплате».
Введите реквизиты банковской карты и нажмите «Оплатить».
После оплаты квитанция сохраняется в личном кабинете. Если потребуется оспорить платеж, под рукой будет информация о том, какой штраф за езду без путевого листа в РФ
Если хотите регулярно проверять штрафы на юрлицо, подпишитесь на сервис массовой проверки.
Госуслуги. Для регистрации на сервисе выберите ближайший авторизованный центр и сходите туда с паспортом и СНИЛС. После этого можно будет выбрать услугу «Проверка штрафов», ввести данные машины и погасить задолженность.
Сайт ГИБДД. На главной странице найдите баннер «Проверить штрафы», нажмите и введите номера — регистрационный на машину и СТС. Сайт покажет штрафы и предложит оплатить через сторонние сервисы. При этом появится предупреждение, что ГИБДД не отвечает за погашение штрафов.
- Путевой лист позволяет водителю управлять служебной машиной, а компании — учитывать расходы и сокращать налог.
- Его обязаны иметь при себе все, кто профессионально перевозит пассажиров, багаж и грузы.
- Лист заполняют в свободной форме, главное — указать обязательные данные о компании, машине, водителе и рейсе.
- Штраф за отсутствие путевого листа для водителя — 500 рублей.
- Компании штрафуют, если водитель не прошел медосмотр, а машина — технический контроль. Штраф для должностного лица — 5000, для компании или ИП — 30 000 рублей.
- Проверить и оплатить штрафы проще всего на «Штрафах ГИБДД».
Что должно быть в автомобиле в России Какой штраф за проезд под знак «Грузовым запрещено»
Штраф за отсутствие путевого листа | Юридические Советы
Последнее обновление: 28.03.2019
Путевой лист для множества автомобилей входит в число документов, подтверждающих легальность использования машины. Он выписывается не только если транспорт в собственности у организации, а также у предпринимателя (ИП).
Есть ситуации, когда путевка понадобиться на частные машины, например, личный автомобиль работника, на котором он отправился в служебную командировку. Так как за отсутствие путевого листа в 2018 году предусмотрена административная ответственность, то лучше знать случаи, когда нужно обзавестись этим документом.
Какое наказание
Административное законодательство предусматривает штраф за отсутствие путевого листа (часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ).
Сумма штрафа 500 руб. независимо кто виновник или простой гражданин, или ИП, или организация. Также не имеет значения на какую машину нет документа. Штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля такой же, как в случае с автобусом или легковым автомобилем.
Других мер воздействия не предусмотрено. То есть сотрудник ГИБДД не вправе ни отстранить от управления, ни арестовать транспорт, ни прочие меры.
Дополнительная ответственность
- Непрохождение медицинского осмотра перед выездом. Предрейсовый осмотр должен организовывать собственник (арендатор) транспорта. Чаще всего это работодатели водителя. Непроведение медосмотра вообще как такового наказывается штрафом от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 11.32 КоАП РФ).
- Нарушение оформления результатов предрейсового медосмотра. Результаты медосмотра вносятся в путевой лист. При отсутствии медосмотра в путевом листе, как и при отсутствии самого документа (даже если осмотр фактически был) на организацию (ИП) возлагается штраф – 30 000 руб. А если осмотр должно организовать обычное физическое лицо, то сумма наказания – 3 000 руб. (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
- Отсутствие контроля техсостояния транспорта. Коммерческие автомобили, перевозящие людей и груз, в обязательном порядке перед выпуском на смену подлежат техосмотру. Об успешном прохождении делается отметка в путевом листе. Если её нет, то осмотр не оформлен как следует. За что предусмотрен штраф юридическому лицу в сумме 30 000 руб., это для организаций и предпринимателей. Для граждан – 3000 руб. (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Таким образом, отсутствие путевого листа может привести к крупному суммарному штрафу.
Например, коммерческий грузовик доставлял продукты питания для гипермаркета. Проверяя документы у водителя, сотрудник ГИБДД выявил, что отсутствует путевой лист.
Транспортная организация обеспечила прохождение медосмотра и техсостояния, но не составила путевой лист и не выдала его водителю, а водитель выехал в рейс без документа. Штраф на организацию будет 60 000 руб. за неоформление осмотров (30 тыс. за медосмотр и 30 тыс.
за техосмотр), а водителю 500 руб. за управление автомобилем без путевого листа.
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей одинаковые. Однако организации в довесок налагаю санкции и на её должностных лиц (директор, начальник транспортного цеха и пр.). Эта сумма увеличивает сумму штрафов за отсутствие медосмотра и технического контроля по 5 тыс. руб.
Как фиксируется нарушение
Работник ГАИ может выявить нарушение при стандартной проверке документов.
Эта проверка может быть целенаправленная, чаще касается коммерческих грузовых автомобилей.
В связи с подписанием Приказа Минтранса России №141 от 06.04.2017 г. «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств» ГИБДД изредка организует специальные рейды по путевым листам.
- Проверка может быть и сопутствующая, то есть вопрос о путевом листе может подняться в дополнение к другим нарушениям.
- Факт непредъявления водителем этого документа достаточен для привлечения к ответственности.
- Также основанием для оформления нарушения является некорректный путевой лист. Он считается составленным с нарушением если:
- нет подписи и штампа медицинского работника о прохождении медосмотра. При этом медик должен иметь соответствующее разрешение;
- нет отметки лица контролирующего техсостояние ТС. Это лицо не просто механик на предприятии, а специалист имеющий соответствующую квалификацию (профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта»);
- не заполнены основные реквизиты ПЛ;
- нет подписи и штампа предприятия-собственника (арендатора) ТС и другие.
Как вести себя при проверке
Не стоит вступать в открытый конфликт.
В последнее время водители в качестве главного аргумента своей правоты заявляют об отсутствии законных причинах для остановки ТС. Не стоит уповать на это. Опытный сотрудник ГИБДД приведет и Вам и суду множество оснований, по которых он остановил транспорт.
Поэтому вести себя следует деликатно. Лучше сообщить, что путевой лист был оформлен, как положено и выдан с остальными документами, но случайно потерялся.
Возможно, этот поможет избежать более серьезных наказаний и позволит отделаться только минимальным штрафом за езду без путевого листа.
В каких случаях нужен путевой лист
Существуют три случая с путевым листом.
Обязательное оформление:
- коммерческая перевозка грузов легковым или грузовым автомобилями;
- перевозка людей и багажа автобусами и троллейбусами;
- путевой лист для такси также обязателен.
При этом не следует путать управление автомобилем в служебном режиме и для личных целей.
Например, гражданин имеет личный автомобиль, который используется как такси. После отработанной смены он приезжает в организацию, сдаёт документацию и выручку, проходит послерейсовые осмотры.
А после на своей автомашине направляется домой, но уже не в роли таксиста. Остановив такого водителя, сотрудник ГИБДД не вправе требовать от него путевой лист и соответственно наказывать за его отсутствие.
Необязательное оформление. Личный автомобиль используется в служебных целях. Остановив такого водителя, сотрудник ГАИ не сможет определить, что водитель ездит по служебным делам. Поэтому путевку не будет требовать. Если, конечно, в багажнике не будет служебный груз с товарными документами на него.
Зачастую путёвки на такие поездки оформляются по настоянию работодателя для ведения строгой материальной отчетности и контролем за трудовой дисциплиной.
Не требуется составление. Автомобиль используется обычным гражданином для личных и семейных нужд. Даже если на нем перевозить груз (например, бытовую технику во время переезда) или пассажиров (допустим, поездка с родственниками на отдых) это не влечет необходимость в оформлении подобной документации.
Также не предусмотрен путевой лист для водителя, который одолжил автомобиль у знакомого, либо взял в прокат и пр.
Нужен ли путевой лист на грузовой автомобиль
На грузовик нужен ПЛ только тогда, когда машина эксплуатируется для коммерческих целей. Если автомобиль движется без груза и водитель поясняет, что использует машину лично для себя, то нарушения нет.
Правда, сотрудник ГИБДД может принять действия по проверке этих фактов.
Для это возбуждается административное дело, у собственника могут запрашиваться журнал регистрации ПЛ, товарно-транспортные накладные, могут опрашиваться свидетели и т.п.
Нужен ли ПЛ на автомобиль, который в собственности у юр.лица
Опять же, если автомобиль перевозит деловые грузы и пассажиров.
Часто такие автомобили используют руководители предприятий или отдельные работники для себя. В том числе ездят на таком транспорте на работу. В этих случаях путевой лист необязателен.
Но здесь возникают трудности в общении с сотрудниками ГИБДД. Иногда приходится долго доказывать отсутствие коммерческих целей в эксплуатации автомобиля.
Выходом из такой ситуации является составление договора аренды или доверенности от организации на физическое лицо (работника, руководителя). В этих договоре или доверенности просто указывается, что транспорт предоставляется работнику/руководителю для собственных нужд, не связанных с деятельностью фирмы.
Что такое путевой лист
Это коммерческий документ. В основном используется:
- для контроля за расходом ГСМ, трудовой нагрузкой водителя;
- как первичный документ для налоговой отчетности по начисленным и уплаченным налогам;
- для подтверждения доставки груза (по договорам поставки продукции товаров);
- как способ контроля за прохождением предрейсового мед-, техосмотра;
- и пр.
Бланк путевого листа заполняется одинакового, будь он у юридического лица, у предпринимателя или у таксиста.
Основные сведения, которые включаются в путевой лист, следующие:
- информация о собственнике автомобиля;
- данные о водителе;
- сведения о машине (госномер, марка, модель);
- дата и время выезда и возвращения;
- срок действия путёвки;
- маршрут движения;
- показания одометра;
- данные о технической проверке состояния транспорта;
- результат медицинского осмотра водителя;
- прочие данные по усмотрению ответственных лиц.
Путевой лист составляется ежедневно, вернее, на каждый выезд. Но в некоторых случаях допускается так называемый длительный путевой документ.
К примеру, водитель везет груз по междугороднему маршруту на значительное расстояние. Путёвка может быть выписана единая на весь рейс независимо от времени следования. А если после завершения рейса нужно будет осуществить еще один рейс, не возвращаясь обратно, а сразу же в другой город с новым грузом, то потребуется новая путевка.
Такой порядок действует с 01 марта 2019 года. Ранее допускалось выдача маршрутного листа до 1 месяца и можно было совершить по нему несколько рейсов.
Кстати, нововведения коснулись еще несколько моментов: теперь употребляется единый термин «парковка». Он отменяет ранее применяемые «гараж», «депо», «место стоянки» и пр. И ещё для заверения прохождения техдопуска, медосмота, фиксации показаний одометра соответствующие должностные лица ставили штампы. Теперь достаточно обыкновенного заверения подписью и расшифровкой ФИО и должности.
Путевой лист заполняет водитель и в нем ставят отметки прочие лица (работник СТО, медик др.).
Он составляется собственником или арендатором автомобиля и в нем ставят отметки и подписи диспетчер, ответственный за техсостояние, медик, водитель.
Данные о ПЛ вносят в специальный журнал путевых листов. Причем отсутствие журнала является также нарушением ведения документации и организацию могут привлечь к ответственности.
Срок хранения ПЛ
Оформленный путевой лист должен храниться у юридического лица, предпринимателя 5 лет с даты его составления.
При проведении проверок налоговики, транспортная инспекция, ГИБДД могут запрашивать их.
Случалось, когда во время проверки проверяющему не предоставлялись ПЛ. В этой связи такую организацию привлекали к ответственности за перевозки без путевых листов.
Хотя сотрудники ГИБДД не останавливали такой автомобиль, не фиксировали в реальном времени отсутствие путевого документа. Но проверяющему достаточно было по товарно-транспортным накладным подтвердить факт перевозки груза.
А несоблюдение срока хранение путёвок расценивалось как их отсутствие вообще.
Путевка в рейс. Что нужно знать о медосмотрах и путевых листах
Путевой лист — основной документ для учета и контроля работы водителя коммерческого транспорта. С его помощью водитель подтверждает обоснованность поездки и свое право управления транспортным средством.
Путевой лист необходимо оформить на каждую поездку, когда:
- Автомобиль принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
- Оказываются транспортные услуги.
В путевой лист вносятся сведения, которые позволяют проконтролировать состояние автомобиля, маршрут поездок, время погрузки и разгрузки, количество часов работы. Обязательный реквизит на путевом листе — отметка о предрейсовом медицинском осмотре.
Когда путевой лист не нужен?
Закон предполагает всего несколько ситуаций, когда водитель может управлять транспортным средством без путевого листа:
- Перегон, когда предприятие направляет водителя, чтобы забрать автомобиль у продавца или после проведения длительного ремонта. Путевой лист в этом случае не только не нужен — его невозможно правильно заполнить.
- Служебный легковой автомобиль. Директор предприятия или сотрудник, использующий служебный автомобиль, должен заключить с предприятием договор аренды автомобиля. Договор, конечно, должен быть у него на руках.
- Перевозка сотрудников на личном автомобиле. Когда руководитель подвозит на своем автомобиле сотрудников, ставить отметку в своем путевом листе необязательно.
Рассмотрим ситуацию, когда индивидуальный предприниматель везет в свой магазин продукты с оптового склада на личном автомобиле.
Обязательные условия для путевого листа имеются — это индивидуальное предпринимательство и услуга по перевозке.
Нужен ли путевой лист? Обнаружив в вашем автомобиле товары в заводской упаковке, инспектор вправе попросить документы на груз, ведь полицейский должен удостовериться в их законном происхождении.
Если в накладной будет указано, что груз получило ИП, то налицо факт перевозки, и от крупного штрафа уже не уйти. А если в накладной получатель не указан, то есть возможность убедить инспектора, что груз предназначен для личных целей.
Впрочем, у госавтоинспектора будут все основания считать, что автомобиль используется не в личных целях, а это либо незаконное предпринимательство, либо нарушение прохождения предрейсовых медосмотров, что несет за собой тяжелые юридические, финансовые и другие последствия. Действия инспекторов разные, как и судебная практика, поэтому надежно защищает только правильно заполненный путевой лист и прохождение предрейсового медосмотра.
Что нужно знать о предрейсовом медосмотре?
Мострансавто — пассажирские перевозки
Мострансавто — пассажирские перевозки
Перед каждым выездом на линию медосмотр обязательно нужно проходить водителям, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. Если работа сотрудника связана с постоянными разъездами на служебном транспорте, он также обязан проходить предрейсовые медосмотры.
Например, это курьеры, которые доставляют товары на служебном транспорте.
Инспекторы исходят из того, что если организация, предприниматель или самозанятый использует автомобиль в своей работе, он обязан соблюдать все предусмотренные законом меры безопасности и быть более ответственным, чем обычные автолюбители, так как его работа связана с постоянным нахождением за рулем.
Водитель, который передвигается на автомобиле с нанесенной цветографической схемой, тоже всегда должен иметь с собой путевой лист с отметкой о прохождении медосмотра.
Он не имеет права пользоваться транспортным средством в личных целях без путевого листа, вне зависимости от того, кому этот автомобиль принадлежит.
Логика государства заключается в том, что в момент получения разрешения (лицензии) на такси и автобус транспортное средство становится спецтранспортом, не предназначенным для использования в личных целях.
Для некоторых водителей такси остается открытым вопрос о путевых листах для междугородних перевозок, и не все понимают, сколько нужно путевых листов — один или на каждый день. Но в этом вопросе нет юридических коллизий.
По закону путевой лист оформляется на один день или на срок, не превышающий один месяц. Медицинский и технический осмотр относится к понятию «рейс», таким образом, предрейсовый медицинский осмотр нужно пройти один раз, перед выходом в рейс.
Путевой лист нужно выписать на несколько дней, например, на семь, когда едете от Москвы до Ивановской области, и обратно.
Заблуждение! На некоторых сайтах юридических компаний встречается информация о том, что путевой лист с медосмотром не нужен, если предприятию не важен учет расхода ГСМ, или предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. Такая позиция ошибочна.
Существует определенный порядок заполнения путевых листов и прохождения предрейсовых медицинских осмотров. И на дороге инспектор сошлется на тот действующий закон, по которому путевой лист нужен обязательно.
Например, на шестую статью Устава автомобильного транспорта, которым регламентировано, в каких случаях запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями.
Почему медосмотр включен в путевой лист?
Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед началом управления транспортным средством.
Фельдшер или врач должен убедиться, что водитель себя нормально чувствует и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения.
С этой же целью организованы и путевые листы — контроль за режимом водителей и техническим состоянием их транспортных средств.
Существует два вида медосмотров — очный в медкабинете и дистанционный в телемедицинском кабинете. Третий, нелегальный, который сведен к проставлению отметок, не рассматриваем, так как он несет в себе единственный смысл в техническом исполнении требований закона и не направлен на реальную проверку здоровья водителя перед рейсом.
Как показывает телемедицинская практика, в 40% предрейсовых осмотров водителей выявляется артериальная гипертензия. Незначительные отклонения не являются основанием для отстранения от работы.
Поэтому если у водителя гипертензия будет выявлена на ранней стадии, то для самого водителя будет снижен риск перехода в более тяжелую степень развития заболевания, так как, узнав о своей предрасположенности к повышенному давлению, он займется своим здоровьем и начнет выполнять рекомендации врача.
Есть и категория водителей, для которых повышенное давление — норма, особенность организма, в этом случае каждодневный медосмотр с применением дистанционных технологий позволяет оценить давление ретроспективно, подтвердить гипертонию, которая у конкретного водителя не вызывает изменения самочувствия.
А значит, этот водитель не создает аварийные ситуации чаще других. В этом заключается главное отличие телемедицинских осмотров от очных медосмотров — вторые не позволяют отслеживать медицинские показатели в динамике.
MedPoint 24 — предрейсовые медосмотры
MedPoint 24 — предрейсовые медосмотры
Последний год в автосообществе наблюдается тенденция к увеличению спроса на разные дистанционные гаджеты. Под впечатлением от ковида некоторые водители в отдаленных местностях просят привезти к ним и подключить пульсоксиметры для определения кислорода в крови и портативные электрокардиографы для регистрации биоэлектрических потенциалов сердца.
Телемедицина — это современный способ диагностики, технически точный, быстрый и дешевый. Невзирая на всю практичность, с точки зрения закона, телемедицина для водителей не урегулирована до конца, «едет» медленно, терминалов для дистанционных медосмотров недостаточно.
Если бы телемедицинские кабины стояли во всех общественных точках, то аварии от сердечных приступов значительно бы сократились. И водители не знали бы сложностей с прохождением медосмотра, с которыми они вынуждены сталкиваться каждый день.
Поэтому принятие закона о телемедицине для водителей упростило бы многим водителям трудовую деятельность.
2022 год нужен ли путевой лист директору на служебную машину
Содержащиеся в путевых листах сведения (пробег автомобиля, расход горючего, остатки ГСМ в баке автомобиля при выезде и возвращении) позволяют определить произведенные расходы, и в совокупности с иными первичными документами, оформленными Обществом в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ, подтверждают их экономическую оправданность.
Также следует помнить, что расходы на бензин являются нормируемыми. И хотя в Налоговом кодексе не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль, нормы расхода содержатся в Методических рекомендациях «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (приложение к распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р).
Путевой лист легкового автомобиля в 2022 году (скачать бланк)
- Инспектору ГИБДД, чтобы узнать владельца или пользователя авто, а также маршрут.
- Компании для определения целесообразности и эффективности использования транспортного средства.
- Партнёрам, чтобы доказать, что груз был доставлен или услуги были оказаны.
- Диспетчеру для расчета расхода топлива — ещё один маркер для оценки эффективности эксплуатации автомобильного транспорта.
- Налоговикам документ необходим, чтобы проверить правильность учёта налогооблагаемых средств.
- Водителю авто. Путёвка и табель, в котором отмечается рабочее время, являются прямым основанием выплаты зарплаты.
Форма путевого листа с 2022 года не должна измениться, но нет никаких гарантий, что не будут внесены поправки в течение года.
Поэтому иногда стоит проверять актуальность информации, как и правила оформления путевых листов в 2022 году. На конец 2022 учитываются только изменения 2022 и новых пока не появилось.
Использование служебных легковых автомобилей должно быть оформлено путевым листом (Комментарий к постановлению Минтранса РБ от № 25)
Для целей оформления путевых листов не имеет значения, на каких основаниях служебный легковой автомобиль привлечен к деятельности организации: приобретен в собственность, получен по договору лизинга, получен по договору аренды (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации), получен по договору безвозмездного пользования (в т.ч. заключенному с физическим лицом, работником или неработником организации).
Минтрансу поручены разработка и утверждение технических нормативных правовых актов, норм в области транспортной деятельности, форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, а также порядка их оформления. Данную задачу Минтранс выполнил, утвердив постановление от 29.03.2012 № 25 (далее – постановление № 25; вступило в силу 29 августа 2012 г.).
Руководитель лично управляет служебным автомобилем: обязательны ли путевые листы и предрейсовые медицинские осмотры
Как подтвердить расходы на ГСМ: путевой лист
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов установлены приказом Минтранса № 152 от 18.09.2008 года.
Обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.
Информация о маршруте транспорта не относится к обязательным реквизитам. Однако, указывать маршрут следования автомобиля желательно при учете расходов на ГСМ. Это поможет обезопасить компанию от претензий во время проверок.
Оформление путевого листа
Путевой лист нужно оформить:
- до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены или рабочего дня водителя;
- до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов.
Срок действия путевого листа не регламентирован. Однако в каждом документе нужно указать дату, когда его можно использовать.
«Длительный» путевой
Если лист оформляется больше чем на день, нужно указать дату начала и окончания срока, в который его можно использовать. Это устанавливает пункт 4 порядка заполнения путевых листов.
В «длительном» путевом листе нужно указать:
- показания одометра при выезде транспортного средства с парковки;
- дату и время выезда с парковки и заезда на парковку;
- дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
- дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Одометр – это устройство, которое определяет количество оборотов колеса. На основании его показаний определяют путь, пройденный автомобилем за определенный период, либо в течение всего срока эксплуатации.
Если несколько водителей работают на автомобиле в разные смены, путевой лист сперва заполняет водитель, покинувший стоянку и открывший первую смену. Данные при въезде на служебную стоянку по окончании рабочего времени вносит водитель, который закрывает последнюю смену.
Вносить данные по ходу маршрута в один и тот же «длительный» путевой можно, когда сохраняются обязательные реквизиты.
Медосмотр и техосмотр
Медработники, которые осматривают водителей перед рейсом и после него, делают запись об осмотре в путевом листе и подтверждают ее подписью. Подпись нужно расшифровать, написав фамилию и инициалами имени, отчества.
В предрейсовый осмотр входит:
- рассмотрение жалоб водителя;
- визуальный осмотр;
- измерение давления, пульса, температуры тела;
- выявление признаков опьянения; определение наличия психоактивных веществ.
Если в течение рейса автомобилем управляют разные водители, в путевой лист вносят дополнительные строки. Они нужны, чтобы медработник поставил отдельные отметки о прохождении медосмотров каждым из водителей. Из документа должно быть ясно, какая отметка медработника относится к каждому водителю.
Также перед рейсом, на месте постоянной стоянки автомобиля, нужно провести контроль его технического состояния. Дату и время, когда был проведен предрейсовый контроль, вносят в «Сведения о транспортном средстве».
Техосмотр и медосмотр проводят в любой последовательности, главное, чтобы в документе был отражен факт их проведения.
Подтверждение транспортных расходов
Итак, маршрут транспорта не обязательно указывать в путевом листе. Но подтверждает ли такой документ транспортные расходы компании при расчете налога на прибыль?
Разберем на примере предпринимателя Игоря. Он открыл производство швейной фурнитуры в Вологде доставил продукцию заказчику по области. Производство работает на УСН «Доходы минус расходы» и Игорь хочет учесть расходы на доставку при расчете налога на прибыль. Он решил, что обязательных реквизитов достаточно. Также в листе было указано, что доставка осуществлена по Вологодской области.
Но инспекторы отказались учесть транспортные расходы по такому документу. Игорь обратился в вышестоящий налоговый орган — тот же результат. Тогда предприниматель пошел в суд.
По его мнению, если компания не является автотранспортной, она может включить в путевой лист обязательные реквизиты и подтвердить расходы.
Он также подтвердил использование автотранспортного средства в производственной деятельности:
- чеками АЗС;
- распоряжением на отгрузку продукции со склада;
- должностной инструкцией водителя, согласно которой он имеет право эксплуатировать автомобиль только в служебных целях.
Однако суд посчитал, что в данном случае путевой лист оформлен с нарушением статьи 252 НК, потому что общие формулировки, такие как «по Вологодской области» не раскрывают содержание хозяйственной операции.
Путевой лист, в реквизитах которого нет информации о конкретном месте следования автомобиля с указанием наименования организации и адреса, не может подтверждать расходы на приобретение ГСМ.
Даже если организация не является автотранспортным предприятием, в путевых листах нужно указывать информацию о конкретном месте следования автомобиля. Однако это не обязательно, если компания не учитывает при расчете налога затраты на ГСМ.
При выполнении других заказов, Игорь будет указывать подробную информацию о маршруте автомобиля. Теперь он знает, что формулировку «по городу» или «по области» в путевом листе лучше не использовать.