- Главная ›
- Статьи ›
- Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения – 2022
Производственная характеристика нужна работнику в том случае, если он проходит освидетельствование медико-социальной экспертизой (МСЭ) на предмет получения группы инвалидности. Обязанность по ее заполнению ложится на работодателя, который не вправе отказать работнику в предоставлении этого документа. Производственную характеристику для МСЭ, бланк и пример ее заполнения можно посмотреть ниже.
Образец данного документа обычно предоставляется работнику сотрудниками МСЭ вместе со списком необходимых документов. Работодателю остается только заполнить бланк производственной характеристики для МСЭ. Скачать пример его заполнения можно ниже. Работодатель также может заполнить документ на своем бланке, но он должен внести в него все сведения, которые требуются работнику для прохождения освидетельствования МСЭ.
Электронный сертификат для инвалидов: что это и как его получить В конце прошлого года стартовал государственный проект по обеспечению инвалидов электронными сертификатами на покупку товаров и услуг по реабилитации. Что такое электронный сертификат, как его получить и использовать – читайте в нашем обзоре. Подробнее
В противном случае у него могут не принять документы, либо отказать ему в получении группы нетрудоспособности.
Бланк заполняется с соблюдением следующих требований:
- Документ должен заполняться в настоящем либо в прошедшем времени, это будет зависеть от того, расторгнуты ли с работником трудовые отношений или нет.
- Документ может быть заполнен как в печатном виде, так и от руки. В последнем случае данные просто вносятся в пустые строки бланка производственной характеристики.
- Если бланк заполняется от руки, в нем не должно быть помарок и исправлений.
- Характеристику подписывают двое или больше сотрудников предприятия (руководитель, главный бухгалтер, кадровик, представитель профсоюза и т.д.). Это будет зависеть от того, кто вносит данные в бланк.
Производственная характеристика оформляется по запросу работника (бывшего работника) в течение трех дней.
О том, какие еще документы требуются для прохождения медико-социальной экспертизы, читайте в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.
Образец заполнения производственной характеристики для МСЭ
В производственной характеристике должны присутствовать следующие сведения:
- Полное ФИО работника.
- Полное наименование и местонахождение предприятия, которое дает характеристику.
- Цех (отдел) в котором трудится человек.
- Описать, как организован процесс труда данного работника (индивидуальная работа, бригадная и т.д.).
- Должность, на которой работник трудится на момент прохождения освидетельствования, либо, на которой трудился до увольнения.
- Дополнительные сведения о должности или профессии (квалификация, разряд, смежные специальности и т.д.).
- Описание выполняемой работы и ее характеристики: напряженность, тяжесть, монотонность и т.д. Как правило, эти данные можно взять из карты СОУТ (аттестации) рабочего места.
- Есть ли у работника льготы (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск и т.д.).
- Указать, может ли работодатель перевести человека на более легкую работу.
- Необходимо написать, справляется ли человек с текущей работой, если есть нормы выработки указать и их.
- Привести суммы заработной платы за последний год, в разбивке по месяцам.
- Указать количество больничных листов и их продолжительность за последний год.
Новый порядок выдачи и оформления больничных листов Подробнее
В список документов, которые необходимы работнику для прохождения освидетельствования входит и производственная характеристика для МСЭ. Бланк 2022 скачать можно по ссылке далее. Обычно ее заполняют по установленному образцу, но, если работодатель берет за основу свой бланк характеристики, он должен включить в нее все требуемые сведения.
Пример заполнения производственной характеристики для МСЭ
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
© 2006 — 2022 Все права защищены.
При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения правил перепечатки.
Гарантии воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Манохова С.В., редактор журнала
Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2019
В редакцию журнала нередко поступают вопросы о том, какие гарантии положены воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), положены ли им дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя, надбавки к заработной плате (если да, то в каком размере), а также влияет ли на факт предоставления гарантий количество таких детей в группе.
Кто понимается под обучающимся с ОВЗ?
Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.
2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:
- 1) дети-инвалиды;
- 2) лица с ОВЗ.
- Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].
Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).
Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.
Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:
- глухой обучающийся;
- слабослышащий обучающийся;
- слепой обучающийся;
- слабовидящий обучающийся;
- обучающийся с тяжелыми нарушениями речи;
- обучающийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- обучающийся с умственной отсталостью;
- обучающийся с расстройствами аутистического спектра;
- обучающийся со сложными множественными нарушениями развития.
Норма часов педагогической работы
Норма часов педагогической работы воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, присмотр и уход за ними, установлена п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601. Для указанных лиц она составляет 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
В группе 20 детей, из них 3 ребенка с ОВЗ (что подтверждено ПМПК). Положено ли воспитателю сокращение рабочей недели с 36 часов до 25?
По нашему мнению, положено, поскольку нормативные акты не содержат оговорки об условиях установления нормы часов рабочего времени при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от количества таких детей в группе.
В ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья воспитателям установлена норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы. Детский сад работает по 12-часовому режиму (с 6:00 до 18:00). Воспитатели работают в две смены по 6 часов (30 часов в неделю). В связи с этим им приходится работать на 1,2 ставки. Как это оформить (совместительство или совмещение)?
Для правильного ответа на вопрос нужно понимать разницу в понятиях «совместительство» и «совмещение». Совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ).
Совмещение – выполнение работником дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (ст. 60.2 ТК РФ).
Поскольку в рассматриваемом случае воспитатель выполняет работу сверх своего рабочего времени, нужно оформить совместительство.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд.
I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.
2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен.
В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ.
Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Оплата труда воспитателей
Что касается установления доплаты (надбавки) за работу с детьми с ОВЗ, в соответствии со ст.
144 ТК РФ системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления.
В Письме Минобрнауки РФ от 31.03.
2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» разъяснено, что педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим воспитательно-образовательный процесс, за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут устанавливаться повышающие надбавки. Конкретный размер надбавки определяется образовательным учреждением самостоятельно.
Для примера ниже приведем несколько нормативных документов субъектов РФ (муниципалитетов), регламентирующих порядок установления доплат воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ.
Евпатория (Республика Крым) | За педагогическую работу в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается коэффициент специфики работы 0,25 (применяется по факту нагрузки) | Постановление администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.08.2017 № 2513-п |
Севастополь | За педагогическую работу в группах комбинированного вида (при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ) устанавливается надбавка в размере 15 % к ставке заработной платы с учетом фактической нагрузки (за исключением случаев, если данная деятельность предусмотрена должностными обязанностями работников) | Приказ Департамента образования г. Севастополя от 28.04.2017 № 420 |
Челябинск |
|
Решение Челябинской городской думы от 26.10.2010 № 18/7* |
по адаптированным основным общеобразовательным программам (коррекционные группы) |
*С полным текстом положения об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных Управлению по делам образования г. Челябинска, можно ознакомиться на сайте Комитета по делам образования г. Челябинска: «Экономика образования» – «Руководителю» – «Система оплаты труда» (http://chel-edu.ru/docs/?id=1756).
Еще раз подчеркнем, что условия, порядок осуществления и размеры выплат компенсационного характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права, и конкретизируются в трудовых договорах работников.
При этом условия оплаты труда, определенные трудовым, коллективным договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 136 ТК РФ).
Обратите внимание, что в нормативных актах отдельных субъектов РФ могут быть установлены критерии для назначения компенсационных выплат воспитателям (например, выплата осуществляется при наличии в группе 50 % и более детей с ОВЗ), в актах других субъектов такие критерии не предусмотрены.
Соответственно, каждый работодатель вправе установить их самостоятельно.
Если в локальном нормативном акте учреждения содержится лишь общая формулировка (например, «за педагогическую работу в группах комбинированного вида устанавливается надбавка в размере…»), по нашему мнению, надбавка должна выплачиваться независимо от количества таких детей в группе.
- Таким образом, если выплата компенсационной надбавки за работу с детьми с ОВЗ предусмотрена вышеперечисленными документами и выполняются все критерии ее начисления, работник вправе обратиться к работодателю с требованием о ее выплате.
- Если работодатель откажет в выплате, за защитой своих прав необходимо будет обратиться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда либо в комиссию по трудовым спорам (при ее наличии в организации), прокуратуру, а также в суд.
- * * *
Воспитателю дошкольного учреждения, работающему с детьми с ОВЗ, должна быть установлена норма часов педагогической нагрузки, составляющая 25 часов в неделю за ставку заработной платы.
Названные педагоги имеет право на удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Что касается надбавок к заработной плате, они устанавливаются у каждого работодателя локальными нормативными актами.
Именно работодатель в указанных актах определяет, какие доплаты, надбавки и за какую работу должны быть предусмотрены.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
[2] Деятельность ПМПК регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
[3] Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678.
Производственная Характеристика Для Втэк Воспитателя Детского Сада 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственная Характеристика Для Втэк Воспитателя Детского Сада 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В противном случае у него могут не принять документы, либо отказать ему в получении группы нетрудоспособности.
Необходимость в педагогической характеристике При составлении документации для медико-социальной экспертизы педагогическую характеристику образовательной деятельности ребёнка предоставляют в таких случаях: 1) при разработке и коррекции ИПР (индивидуальной программы реабилитации) ребёнка с инвалидностью; 2) при определении группы инвалидности.
Направление на прохождение комиссии выдают лечебные учреждения или органы пенсионного обеспечения и социальной защиты. Также можно обращаться в бюро МСЭ самому. Педагогическую характеристику из образовательных учреждений вместе с заявлением подавать совершенно не обязательно. Такая справка может быть предоставлена в день назначения комиссии.
Как заполнить производственную характеристику для инвалидности
Необходимость трудоустройства на новое место. В качестве альтернативы могут использовать рекомендации, но производственная характеристика наиболее полно отражает всю необходимую информацию.
Для получения выводов МСЭ необходимо не только осмотреть больного, нуждающегося в особых условиях труда, но и изучить ряд документов. Среди таковых будет и производственная характеристика. В этом случае характеристика относится к документам, играющим важную роль.
Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Производственная Характеристика На Воспитателя Детского Сада Для Втэк». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.
Ее оформляет руководитель организации. Внесение сведений производится на основании целого списка документации. Процедура требует соблюдения ряда правил. Уполномоченное лицо должно отразить в бланке обязательные сведения.
Имея перед собой четкую пошаговую инструкцию, педагогу будет легче составить документ, а родителям проверить его, не сомневаясь, что все сделано верно. Характеристика на ученика инвалида для ВТЭК, образец вы сможете скачать ниже. А пока подробнее остановимся на пунктах, которые вызывают вопросы.
Документ заверяется подписью как минимум двух работников организации. Один из них — директор, вторую подпись обычно ставит специалист по охране труда (при наличии), сотрудник отдела кадров или непосредственный руководитель освидетельствуемого. Иногда добавляют и третью подпись — главного бухгалтера.
Как заполнить производственную характеристику для МСЭ Образец данного документа обычно предоставляется работнику сотрудниками МСЭ вместе со списком необходимых документов. Работодателю остается только заполнить бланк производственной характеристики для МСЭ. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Производственная Характеристика Для Втэк Для Воспитателя Образец Заполнения 2021
В отличие от производственной, она не может быть ни со знаком «плюс», ни со знаком » минус», это просто отчет своего рода по тому, где трудится обследуемый и насколько это для него вредно.
Брать с работника заявление на выдачу производственной характеристики для ВТЭК необязательно. Но это желательно сделать, для предотвращения дальнейших разногласий по поводу сроков подготовки документов.
Факт получения на руки работником целесообразно зарегистрировать принятым в организации способом (в журнале, отметкой на 2-м экземпляре и пр.). Законодательно обязанность заполнять производственную характеристику ни на кого не возложена.
Но без сведений об условиях и особенностях трудовой деятельности врачам бюро МСЭ сложно определить степень ограничения способности к труду и составить ИПРА для освидетельствуемого.
Подробный перечень бумаг можно будет получить, обратившись в МСЭ или втэк, также там предложат бланки для заполнения соответствующей производственной характеристики.
Характеристика на воспитателя для награждения должна содержать информацию о профессиональных достижениях воспитателя: победы в конкурсах, конференциях. Кроме того, нужно указывать все публикации с опытом работы, проведенные мастер-классы, семинары для коллег.
Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Производственная характеристика воспитателя детского сада для втэк». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Производственная характеристика для МСЭ — это документ с описанием условий труда на рабочем месте, а также особенностей производственного процесса освидетельствуемого в бюро гражданина. Выдать его по запросу сотрудника обязан каждый работодатель. Очень важно правильно оформить такой документ, так как на его основе составляется ИПРА при присвоении инвалидности.
Основным назначением МСЭ может являться требование посольств многих стран при оформлении визы, для посещения санатория, по запросу МЭС и ВТЭК, при поступлении в учебное заведение и конечно же при переводе на новое место труда.
Она представляет собой бумагу, в которой отражены сведения об особенностях трудового процесса на рабочем месте сотрудника, его квалификации, стаж работы и т.п. Кроме освидетельствования в МСЭ этот документ, возможно, понадобится при направлении в санаторий и профилакторий для долечивания после производственной травмы или при выявлении профзаболевания.
Эффективность обучения (быстрота и качество усвоения учебного материала: способность к концентрации внимания и логическому мышлению: успеваемость (оценки по предметам, причины неуспеваемости: отношение к обучению) 10.
Приводится описание выполняемых работником трудовых обязанностей. Отдельно отражается, имеет ли он повышенные нагрузки физического или эмоционального плана.
Наличие отдельных видов льгот у работника или специальных условий, которые сопровождают его работу. Такие условия могут быть связаны с состоянием здоровья сотрудника или осуществлением ухода за больным родственником.
Характеристику подписывают двое или больше сотрудников предприятия (руководитель, главный бухгалтер, кадровик, представитель профсоюза и т.д.).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 Примерное положение об учреждениях государственной службы Медико-социальной экспертизы, раздел II п. 18 Положение о признании лица инвалидом раздел III п..
Инициируется такое обследование, как правило, в результате обнаруженной у гражданина болезни или же он получил травму.
Производственная Воспитатель Детского Сада Мсэ
Внимание Именно конкретного рабочего места, конкретного работника и степень его выполнения своих обязанностей. Эта характеристика отличается от производственной тем, что не несёт в себе оценки личностных или трудовых качеств работника, она призвана оценить степень выполнения им своих трудовых обязанностей в связи с заболеванием или травмой.
Иными словами, данный производственный документ содержит информацию о личных показателях работника, его профессиональной подготовке и служебной характеристике, а также общую квалификационную оценку труда сотрудника.
Производственная характеристика, подобного рода бумагу выдают работнику, необходима она во многих ситуациях среди которых оформление инвалидности, для этого производственное описание сотрудника необходимо предоставить в медицинское учреждение, а точнее на медико-социальную экспертизу или ВТЭК, которые занимаются присвоением групп инвалидности.
Тут указывается в какую смену трудился, сколько часов в неделю, в каком графике. Условия труда, то есть на улице в помещении и т.д.
Производственная характеристика воспитателя для мсэ образец заполнения 2021
Несмотря на, казалось бы, простое название документ к его оформлению необходимо подходить довольно серьезно, особенно если он будет предоставляться для таких комиссий, как МСЭ или ВТЭК, так как от правильности его оформления может зависеть решение медико-социальной экспертизы.
Отражается режим дня. Предстоит прописать количество выходных дней и продолжительность отпуска. Здесь же фиксируются данные о позе, в которой лицо вынуждено выполнять трудовые обязанности. Работодатель должен отразить размер психологической и физической нагрузки, а также уровень вредности и шума. Раздел требуется заполнить с повышенной тщательностью.
Здесь вносится информация о производительности труда. О том, насколько в процентном отношении выходит выработка. Справляется ли с нормой выработки.
Для установления степени ограничения трудоспособности сотрудника после получения травмы или заболевания обязательно проводится медико-социальная экспертиза. Специалисты МСЭ руководствуются не только результатами осмотра, но и документами, описывающими состояние сотрудника.
Кто составляет характеристику и когда она нужна
Существует четыре класса условий труда. В первый класс относятся оптимальные условия труда, в которых создаются условия для того, чтобы сотрудник сохранил своё здоровье, тем самым работоспособность работника увеличится. Обычно, в этом заинтересованы частные, малые предприниматели, так как самое главное для предпринимателя, это капитал.
Для медико-социальной экспертизы очень важно наличие характеристики на сотрудника, в которой обязательно указаны реквизиты компании. На документе должна присутствовать печать организации, ее отсутствие возможно только при официальном отказе организации от ее использования. Характеристика должна быть подписана руководителем организации и врачом.
Заполняется характеристика условий труда для МСЭ работодателем. Если на предприятии имеется медпункт, заполнение документов происходит в присутствии доктора.
Этот пункт может содержать дополнительную информацию, которая не отмечена выше, но может повлиять на ход проведения экспертизы (к примеру, какие имеются награды, связанные с его родом занятий, навыки, личные качества, умения, способности).
Характеристика условий труда работника для МСЭ на образце заполнения бланка
Документ обязательно заверяется печатью и подписью руководителя компании и прикладывается к делу. Составляя характеристику на работника для экспертизы, директор компании может использовать стандартный бланк, либо же воспользоваться свободной формой изложения, указать свои рекомендации.
Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Производственную характеристику считают официальным документом, одним из видов характеристик. Ее выдает администрация организации сотруднику для последующего предъявления по месту требования. Формы написания могут быть разными, в зависимости от преследуемых целей.
Производственная Характеристика На Воспитателя Детского Сада Для Втэк
Как заполнить данную бумагу со сведениями для ВТЭК? Заполняется характеристика, которая содержит сведения о характере работы, на специальном бланке, состоящем из 18 пунктов (личные данные, информация о месте работы человека), а также исходящие реквизиты и печати предприятия.
Здесь вносится информация о производительности труда. О том, насколько в процентном отношении выходит выработка.
Профстандарт воспитателя ДОУ — педагога дошкольного образования | АБиУС
- 03-10-2019
- Светлана Муньёс
- 5 минут
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.
Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.
«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», — так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.
Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
Требования к образованию воспитателя по профстандарту
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
- Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
- Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
- Требований к опыту работы нет.
Трудовые функции воспитателя по профстандарту
Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:
1) Воспитательная;
Трудовые действия | Необходимые умения |
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды; | Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; |
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы; | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их; |
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера; | Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность; |
Проектирование и реализация воспитательных программ; | Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; |
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.); | Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях; |
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); | Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми; |
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. |
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; |
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка; |
2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.
Трудовые действия | Необходимые умения |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте; |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка; | Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой; |
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования; | Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения; |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы; | Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе; | Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы; | Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы; |
Формирование психологической готовности к школьному обучению; | |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; | |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. |
Компетенции воспитателя по профстандарту
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
- основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
- история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
- основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
- современные тенденции развития дошкольного образования.
Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту
Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).
- В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:
- Программы профессиональной переподготовки
- Программы повышения квалификации
- Программы профессионального обучения
- «Младший воспитатель»;
- «Помощник воспитателя».
Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей
- Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
- Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
- Удобная и понятная система дистанционного обучения — доступ с ПК, смартфона, планшета.
- Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
- Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
- Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);