Проверки трудовой инспекцией в зависимости от степени риска на предприятии

Инспекция по труду определение категории риска

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа. Читайте так же статью ⇒ «Как взыскать задолженность по заработной плате?» Вопросы и ответы

  1. Мы планировали изменить категорию риска, но нам отказали. Правомерно ли это?

Ответ: Орган государственного контроля (надзора) производит расчёты категории риска, на основании которых принимает решение о возможности изменения категории. При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо должно быть информировано о причинах отказа. Внимательно изучите причину отказа – вероятнее всего там Вы найдёте ответ на свой вопрос.

  1. У нас на производстве произошёл смертельный случай, после чего был присвоен высокий риск.

Порядок проведения плановых проверок гит с учётом риск-ориентированного подхода!

Правилами. В соответствии с п. 18 Положения отнесение деятельности организации или индивидуального предпринимателя к категории риска осуществляется:

  • решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности. Категории риска и классы (категории) опасности приведены в Приложении к Правилам.

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

  • масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда;
  • численности работников, погибших и(или) пострадавших в результате тяжелых и легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли;
  • индивидуальных коэффициентов показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма, задолженностей по заработной плате, назначенных административных наказаний.

Станет ли легче добросовестным предпринимателям Судя по обещаниям чиновников и мнениям экспертов, работодатели, у которых отсутствуют задолженности по зарплате, не было несчастных случаев на производстве, все в порядке с документами, должны спать спокойно. Но кадровикам легче может и не стать, отмечает Алексей Головченко.

Риск-ориентированный подход при проверках трудовой инспекцией

По предварительным оценкам, компаний, которые относятся к работодателям с высоким риском, насчитывается не более 2000. Это значит, что в их отношении инспекторы вправе проводить плановые проверки один раз в два года. Для юрлиц и ИП из категории значительного риска плановые проверки допустимы 1 раз в 3 года.

ВниманиеРаботодатели среднего и умеренного риска будут проверяться не чаще 1 раза в 5 или 6 лет. Остальные могут быть проверены только во внеплановом порядке.

Как оценивают степень риска причинения вреда работникам Чтобы работодатели знали, за какие нарушения степень их риска, а значит и периодичность проверок, увеличивается, Роструд опубликовал специальную памятку.

В ней в табличной форме перечислены возможные нарушения в кадровой сфере (всего их 76), а также степень тяжести последствий по балльной системе. Ниже представлена выдержка из разработанного контролерами списка.

Когда к вам придет трудовой инспектор?

Кроме того, работодателям рекомендуется изучить и проанализировать деятельность с учетом так называемых проверочных листов: список из 107 листов также опубликовал Роструд. Как узнать работодателю о периодичности проверки На сайте Роструда публикуют список организаций, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Роструд перешел на риск-ориентированный подход при проверках бизнеса

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за 3 года, предшествующих текущему, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, повышается до категории высокого риска.

Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании: — данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему; — сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему; — сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год. В ведомственной отчетности о деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом настоящих Правил, если соответствующие критерии не установлены федеральным законом. 5.

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 6.

Инспекция по труду категория риска

Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты: а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора); б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события. 15.
Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806, при отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям высокого и значительного риска орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Одновременно информируем, что информация о подконтрольных субъектах по категориям рисков будет размещена на официальном сайте Роструда до 15 июля 2017 года согласно сроку, предусмотренному паспортом приоритетного проекта «Повышение эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утверждённого на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 21 февраля 2017 года. Конец письма. Источник: Письмо Роструда от 12.04.2017 г.

Риск-ориентированный подход применяется в целях оптимального использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В данной статье будут представлены ответы на вопросы, касающиеся риск-ориентированного подхода при проведении трудовых проверок. Какие трудовые проверки существуют? В соответствии со ст.

353 ТК РФ обязанностью федеральной инспекции труда является осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. На основании ст.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ ГИТ? Как узнать к какой категории риска относится компания (ИП)? При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте (п.12 Правил). О присвоенной категории риска организация или ИП может узнать, направив запрос в контролирующий орган. С даты поступления такого запроса трудовая инспекция должна предоставить ответ в срок, не превышающий 15 рабочих дней (п.13 Правил).

Получив ответ о присвоенной категории риска, организация или ИП сможет самостоятельно определить частоту плановых проверок ГИТ. Важно! Данные о компаниях (ИП) с высоким и значительным риском размещаются на официальном сайте Роструда РФ.

Источник: http://dolgoteh.ru/inspektsiya-po-trudu-opredelenie-kategorii-riska/

Придет ли к вам государственный инспектор с проверкой? Это можно просчитать! · Энциклопедия начинающего предпринимателя

7:38, 20 июня 2017 14   0   1411

В закон №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и ИП при осуществлении госконтроля…» введена статья 8.1, которая обязывает применять риск-ориентированный подход при проверках. В августе 2016 года Правительство РФ приняло Постановление №806, которым утвердило Правила отнесения деятельности организаций и ИП к группам риска.

Кстати, в это Постановление в 2017 году уже несколько раз вносились изменения.
Указанные Правила действуют для всех государственных форм надзора, в том числе пожарного, экологического, санитарного, в сфере миграции, трудового права и т.д.

Ссылки на нормативные акты, которые определяют группу риска для вашей компании при проведении 38 форм контроля, посомтрите здесь: Виды надзора.

Риски в сфере трудовых отношений

Поскольку я рассматриваю трудовые отношения, то остановлюсь подробно на документе, который называется:

Это Положение определяет критерии, по которым всех работодателей будут классифицировать по пяти категориям в зависимости от потенциального риска нарушений трудовых прав (в других видах надзора выделяется еще шестая группа – чрезвычайно высокий риск). И количество плановых проверок напрямую зависит от этой категории:

Категория риска Периодичность  плановых проверок Кто определяет категорию риска
Высокий риск 1 раз в 2 года Главный инспектор ГИТ РФ
Значительный риск 1 раз  в 3 года Главный инспектор ГИТ в субъекте РФ
Средний риск 1 раз  в 5 лет
Умеренный риск 1 раз  в 6 лет
Низкий риск Не проводятся

Уже к 1 июля 2017 года на сайте Роструда https://www.rostrud.ru/ должны быть размещены списки работодателей, которые были отнесены инспекторами к категориям высокого и значительного риска. На момент написания статьи списков еще нет.

Критерии для определения риска

По каким объективным критериям можно определить потенциальный риск нарушений трудовых прав? Правительство вывело три критерия:

1. Ку — Устойчивость добросовестного поведения работодателя.
Это индивидуальный показатель. Если в Роструде нет сведений о нарушениях в вашей компании, то Ку = 0.

 Если вы задерживали зарплату в предыдущем году, и об этом знает Роструд, то прибавьте к нулю 0,3  ; если были оштрафованы инспектором ГИТ в предыдущих трех годах, то +0,1 ; если были случаи травматизма, то прибавьте по 0,1 за каждый легкий случай, и по 0,4 за каждый тяжелый случай получения травмы вашими работниками в предыдущем году.

2. ПВ – Потенциальный вред.
Этот коэффициент учитывает численность погибших и пострадавших работников от несчастных случаев в отрасли. Рассчитывается статистически, пересчитывается и обновляется каждые три года. На сегодня значения этого коэффициента следующие: потенциальный вред.

3. М – масштаб
Имеется в виду масштаб распространения негативных последствий. Зависит от размера компании.

Значение М Численность компании
М=0,5 Менее 200 чел.
М=0,7 От 200 до 499 чел.
М=1 От 500 до 999 чел.
М=1,5 Свыше 1000 чел.

Как рассчитать категорию риска самостоятельно

Потенциальный риск Р рассчитывается так:  Р=ПВ*М+Ку

От получившегося значения и будем определять категорию риска:

Высокий риск Больше либо равно 1
Значительный риск 0,99 — 0,75
Средний риск 0,74 – 0,5
Умеренный риск 0,49 – 0,25
Низкий риск Менее 0,25

Попробуем посчитать? Предположим, у вас продуктовый магазин, всего 8 работников. В прошлом году вам выписывали штраф по итогам внеплановой проверки ГИТ, но случаев травматизма в вашей компании не было, на задержку зарплаты никто не жаловался.

Ку = 0,1 (наличие административного наказания в предыдущих 3 годах)
ПВ = 0,2 (смотрим по таблице прочие виды)
М = 0,5 (менее 200 чел)
Р = 0,2 * 0,5 + 0,1 = 0,2 (соответствует низкому риску, плановых проверок не должно быть совсем)

Если вы сомневаетесь в правильности своих расчетов, то можете сделать запрос в трудовую инспекцию. В течение 15 дней вам должны дать информацию о том, какая категория риска присвоена вашей компании.

Читайте также:  Как продлить патент для ип в 2018 году

Если вы не согласны (ведь теперь вы сами можете просчитать свою категорию), то можно подать заявление об изменении присвоенной категории риска.

Более того, если в текущем году вашу компанию не наказывали за нарушения ТК РФ, то можно ходатайствовать о понижении группы риска на одну категорию.

В следующей статье я расскажу, как можно избежать внеплановых проверок. Напишите, пожалуйста, в комментариях, как часто вашу компанию могут проверять инспектора ГИТ при риск-ориентированном подходе? Какая группа риска получилась по вашим подсчетам?

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/pridet-li-k-vam-gosudarstvennyj-inspektor-s-proverkoj-eto-mozhno-proschitat/

Риск-ориентированный подход — 2018. Как применит Роструд

В 2018 году большинство проверок Роструд будет осуществлять с применением новых правил – используя риск-ориентированный подход. В данной статье предлагаем рассмотреть, какие категории риска предусмотрели чиновники, и что означает для работодателей каждая категория.

В 2018 году Роструд начнет применять риск-ориентированный подход при выборе компаний для плановых проверок. Рассмотрим, какие категории риска предусмотрели чиновники Роструда и что означает для работодателей каждая категория.

Что такое риск-ориентированный подход Роструда

Суть подхода в следующем: закон предусматривает несколько категорий риска, каждую компанию (или предпринимателя) относят к одной из них.

Соответственно, есть компании из категории с высоким риском, которые будут проверять чаще, а есть — из категории с низким риском, которые будут проверять реже.

Например, пожарная инспекция будет чаще проверять школы, но откажется от плановых проверок киосков.

Цели риск-ориентированного подхода ГИТ

Применение риск-оринетированного подхода инспекцией позволит: 

  • тратить меньше ресурсов на проверки;
  • не усложнять работу компаниям, деятельность которых не опасна для граждан;
  • уделять больше внимания тем, чьи нарушения могут нанести значительный вред.

Какие проверки будут проводить с учетом риск-ориентированного подхода ГИТ

Виды проверок, которые будут проводить с применением риск-ориентированного подхода, утвердило Правительство РФ в постановлении от 17 августа 2016 г. № 806.

В 2016 году их было четыре, все федерального уровня:

  • пожарный надзор;
  • надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • санитарно-эпидемиологический надзор;
  • надзор в области связи.

С 18 марта 2017 года их стало 37, в том числе региональные. Изменения внесло постановление Правительства РФ 2 марта 2017 г. № 245.

По четырем видам надзора, которые были в перечне ранее, риск-ориентированный подход ГИТ уже применяется. По видам надзора, которые включили в перечень с 18 марта 2017 года, риск-ориентированный подход будут применять, когда утвердят критерии отнесения компаний к категориям риска и классам опасности.

В полной мере положения о риск-ориентированном подходе Роструда должны заработать не позднее 1 января 2018 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»»).

Какие ГИТ категории риска предусмотрены

Для каждого вида госнадзора закон устанавливает категории риска либо классы опасности. Их может быть от трех до шести. А также критерии отнесения деятельности работодателей к определённой категории риска. При этом учитываются сведения о травматизме, наличии задолженности по зарплате и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Кроме того, установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной деятельности работодателей категории риска: 

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще, чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще, чем один раз в 6 лет.

  Работодателя с категорией низкого риска проверять не будут.

Как узнать категорию риска предприятия ГИТ

Чтобы отнести компанию и предпринимателя к одной из категорий риска, учитывают следующие общие критерии:

  • тяжесть потенциальных негативных последствий, если компания нарушит требования закона;
  • вероятность, что компания допустит нарушение.

Если вместо категории риска определяют класс опасности, учитывают только первый критерий.

Роструд: категория риска работодателя

На своем сайте Роструд разместил информацию о работодателях, чья деятельность отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Сведения представлены с разбивкой по регионам и содержа перечень работодателей по категориям риска Роструд:

  • наименование компании, ОГРН, ИНН;
  • место нахождения;
  • категорию риска.

Риск-ориентированный подход предполагает, что от категории риска деятельности компании зависит частота плановых проверок ГИТ. Чем выше риск, тем больше проверок. Например, работодателей с высокой категорией риска проверят 1 раз в 2 года. Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе обратиться в ГИТ с соответствующим заявлением.

Источник: https://www.tspor.ru/article/2338-risk-orientirovannyy-podhod-k-proverkam-rostruda-v-2018-godu

Число проверок будет зависеть от группы риска предприятия

Чрезмерная частота проверок – одна из самых распространенных причин недовольства бизнеса проверяющими органами. Решить эту проблему призван риск-ориентированный подход, который сегодня в пилотном режиме внедряется в Роструде.

Он позволяет настроить интенсивность проверок в зависимости от группы риска предприятия.

Если сейчас плановые проверки проводятся на предприятиях в среднем раз в три года, то в будущем Роструд сосредоточится на работодателях из групп высокого риска.

Сегодня определены два основных вида рисков в сфере труда – это угроза жизни и здоровью работников, а также угроза нарушения их трудовых прав. Эти риски будут оцениваться трудовыми инспекциями на основе анализа таких ключевых критериев, как вероятность нарушений, тяжесть и масштабность их последствий.

Условия труда на предприятиях могут быть отнесены к четырем классам по вредности или опасности – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Чем выше вероятность вредного воздействия на человека на рабочем месте, тем более высокая степень опасности присваивается организации.

Кроме того, каждому виду экономической деятельности будет присвоен специальный индекс. Он рассчитывается исходя из среднего количества нарушений норм охраны труда и других существенных нарушений на одну проверку, а также количества несчастных случаев в расчете на одного занятого в отрасли.

Например, на строительство и на обрабатывающие производства по итогам первого полугодия 2015 г. пришлось 40% всех смертельных случаев. Существенное количество фактов задержки зарплат и других нарушений также выявляется здесь.

Поэтому предприятия этих отраслей автоматически попадают в группу высокого риска.

Индикатором несоблюдения прав работников также является уровень заработной платы. Если в организации размер оплаты труда в расчете на одного работника ниже, чем в среднем по региону или отрасли, – это сигнал о наличии высокого риска правонарушений.

По итогам комплексного анализа всех этих факторов трудовая инспекция причислит организацию к одной из четырех зон риска: от «чрезвычайно высокой» до «низкой».

Работодатели, оказавшиеся в наиболее рискованной зоне, попадут под пристальное внимание ведомства. Предприятия с минимальными рисками будут освобождены от плановых проверок. Но классификация по уровню риска не является неизменной.

Интенсивность проверок может корректироваться на основе статистики нарушений и поступивших от работников жалоб.

Но чтобы риск-ориентированный подход не остался на бумаге, работодателю нужны инструменты внутреннего контроля, которые помогут им самостоятельно снижать риски. Сегодня на портале «Онлайнинспекция.рф» в пилотном режиме действует сервис «Электронный инспектор».

На нем представлены 10 «проверочных листов», по результатам которых работодатель может определить, есть ли на его предприятии нарушения, а также получить инструкции по их устранению. Уже сейчас количество таких самопроверок превысило 50 000.

К концу года Роструд планирует сделать доступными еще 60 направлений внутреннего аудита для разных отраслей.

Важно также создать адекватную систему KPI для контрольно-надзорных ведомств.

В Роструде внедряется система оценки деятельности инспекций труда, основанная не на увеличении количества выявленных нарушений и объема штрафов, а на таких критериях, как сокращение числа погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, объем выплаченной по предписаниям инспекторов заработной платы, количество заключенных по их требованиям трудовых договоров.

Автор – заместитель руководителя Роструда

Источник: https://www.vedomosti.ru/management/blogs/2015/10/15/612890-chislo-proverok-budet-zaviset-gruppi-riska-predpriyatiya

Проверка инспекции труда 2018 | Юридическая самооборона

Статья актуальна на 2018 год

Важность соблюдения требований по охране труда объясняется тем, что эти меры призваны охранять наиболее высокие социальные ценности государства. Согласно Конституции Украины, такими ценностями являются жизнь и здоровье человека, а также его работоспособность во время трудовой деятельности.

В предыдущих статьях мы говорили, что для некоторых видов проверок предприятий, учреждений и организаций был установлен мораторий, то есть запрет (подробнее читайте в статье «Какие госорганы не могут проводить проверки»). Однако этот запрет не действует, когда мы говорим о правоотношениях по охране труда.

Проверки в сфере охраны труда мы предлагаем условно классифицировать на два вида:

  • «внешняя» проверка охраны труда на предприятии, которая осуществляется уполномоченными государственной или местной властью субъектами;
  • «внутренняя» проверка, осуществляемая в пределах предприятия самим руководителем и уполномоченными им должностными лицами.

Здесь мы рассмотрим подробнее, как осуществляется внутренняя организация обучения и проверки знаний охраны труда на предприятии, а также как проводится проверка инспекции по труду в 2018 году и др.

Проверка по охране труда 2018

Государственная инспекция Украины по вопросам труда – это один из тех органов, которые уполномочены от имени государства осуществлять надзор и контроль за выполнением требований законодательства об охране труда.

Для осуществления своих функций инспекторы по охране труда могут входить на предприятие или же на производство физического лица-работодателя без всяких препятствий при наличии служебного удостоверения. При проверке выполнения требований закона по вопросам, отнесенным к их компетенции, также должны присутствовать работодатель или его представитель.

Работодатель или его представитель должен максимально способствовать инспектору в выполнении его полномочий, предоставляя все необходимые пояснения, выводы экспертных обследований, отчеты, материалы и информацию о профилактической работе, которая проводилась на предприятии. Он также должен объяснить причины, почему нарушаются требования законодательства об охране труда и конкретно назвать, какие меры принимались, чтобы устранить нарушения (в случае, если такие нарушения обнаружены).

Государственный инспектор по труду может также:

  • в случае выявления недостатков и нарушений по охране труда выдать предписания (распоряжения) об их устранении, которое имеет обязательную силу к исполнению;
  • запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать производство на предприятиях или на отдельных его производствах, цехах;
  • вносить представление о несоответствии занимаемой должности определенных должностных лиц предприятия, передавать материалы для привлечения их к ответственности соответствующим органам;
  • до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих, могут приостанавливать действие выданных им разрешений и лицензий;
  • привлекать к административной ответственности виновных за несоблюдение нормативно-правовых актов об охране труда.

План проверок охраны труда 2018

Периодичность плановых проверок устанавливается по критериям, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, приведенным в приложении к постановлению Кабинета Министров Украины от 31 мая 2017 № 384.

Плановые проверки, связанные с государственным надзором (контролем) по соблюдению требований законодательства о труде, проводятся на предприятиях:

  1. с высокой степенью риска – не чаще 1 раза в 2 года;
  2. со средней степенью риска – не чаще 1 раза в 3 года;
  3. с незначительной степенью риска – не чаще 1 раза в 5 лет.

План проверок охраны труда в 2017 году размещен на официальном сайте Государственной службы Украины по вопросам труда.

Читайте также:  Образец приказа о возложении обязанностей директора на время отпуска

Законодательство Украины устанавливает обязанность работодателя проводить проверку знаний у нанятых им работников по вопросам охраны труда.

Перед тем, как осуществлять такую проверку знаний, надо провести обучение для работников в форме лекций, семинаров или консультаций. Также могут внедряться новейшие виды обучения:

  1. модульные;
  2. дистанционные;
  3. с использованием технических средств обучения:
  • аудиовизуальных;
  • компьютерных учебно-контрольных систем;
  • компьютерных тренажеров и др.

Также учения по охране труда могут иметь характер специальных. Их должны проходить лица, непосредственно занятые на работах повышенной опасности. Специальное обучение проводится по программам, положение которых должны учитывать конкретные производственные условия указанных видов работ.

Эти работы перечислены в отдельном Перечне работ с повышенной опасностью, утвержденном приказом Госнадзорохрантруда Украины от 26.01.2005 № 15.

Очередная проверка знаний по охране труда

Проверка знаний по охране труда работников проводится как при приеме, так и в процессе работы, за счет работодателя.

Проверка знаний требований охраны труда проводится специальной комиссией, которая образуется приказом руководителя предприятия минимум из 3 специалистов. В ее состав могут входить специалисты разных служб: юридической, производственной, охраны труда, технической, профсоюзной, страховой, преподаватели охраны труда, которые проводили обучение и др.

Существуют следующие виды проверки знаний по охране труда:

  • тестирование, зачет или экзамен;
  • может также проводиться и дистанционная проверка знаний через видео, аудио и другие формы передачи информации.

Те работники, чьи результаты проверки знаний оказались неудовлетворительными, проходят обучение и проверку знаний повторно. Повторная проверка знаний по охране труда проводится в течение 1 месяца после неуспешной проверки в первый раз.

Проверка знаний требований охраны труда у руководителей

Руководители при приеме на работу, а потом раз в 3 года также учатся в учебных (или в отраслевых учебных) центрах. Они учатся по Типичному тематическому плану и программе обучения по вопросам охраны труда должностных лиц.

Приобретенные знания по охране труда этих должностных лиц проверяет соответствующая комиссия.

Такая проверка может быть не только периодической. Внеочередная проверка знаний о требованиях охраны труда работников осуществляется в случаях:

  1. перевода или назначения должностного лица на другую должность, которая требует дополнительных знаний по вопросам охраны труда;
  2. если на предприятии произошел групповой несчастный случай (профессиональное отравление) или со смертельным исходом.

Протокол проверки знаний по охране труда работников, которым завершается проверка знаний, и его форма утверждена в Приложении 1 к пункту 3.14 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.

  1. Проверки в сфере охраны труда бывают внешними (те, которые проводятся инспектором Государственной инспекции по вопросам труда) и внутренними (те, которые проводятся самим работодателем).
  2. Мораторий на проведение проверок государственными органами, который действует в Украине в 2017 г., не распространяется на проверки по охране труда, поэтому руководитель не имеет права препятствовать осуществлению проверки инспекции труда в 2017 году инспекторами.
  3. Периодичность плановых проверок закреплена в плане проверок на соответствующий год, который размещен на официальном сайте проверяющего органа, и зависит от степени риска, которую несёт в себе деятельность предприятия.
  4. Проведение внутренней проверки на предприятии по охране труда также является обязательным и фактически предусматривает меры, которые должен осуществить работодатель, чтобы его работники соблюдали технику безопасности при выполнении трудовых функций.

Пожалуйста, поделитесь статьёй в соцсети!

5 полезных статей

Полный перечень статей

Источник: https://ursambo.com/zashhita-trudovyh-prav/kak-provoditsya-proverka-inspektsii-truda-proverka-ohrany-truda.html

Какие нарушения будут искать трудовые инспекторы при проверках?

Роструд присвоил различным видам трудовых нарушений баллы от 1 до 10 в зависимости от степени риска. Новый перечень ведомство разместило на своем сайте rostrud.ru. Как это повлияет на проверки и штрафы, журналу «Главбух» рассказал Иван Шкловец, заместитель руководителя Роструда.

Справка:

ИВАН ШКЛОВЕЦ — заместитель руководителя Роструда. С 1998 по 2004 год работал в Министерстве труда и социального развития, с 2002 года возглавлял Правовой департамент Минтруда. С 2004 года работает в Роструде. С 2008 года — заместитель руководителя Роструда. Вице-президент Международной ассоциации инспекций труда (МАИТ). Один из авторов книги «Зарплата ‘2017».

ГЛАВБУХ: Иван Иванович, для чего нужна новая балльная система оценки трудовых нарушений?

ИВАН ШКЛОВЕЦ: Чтобы трудинспекторы понимали, как оценивать нарушения, которые допускают работодатели. В перечне Роструд собрал 76 типовых нарушений в сфере трудового законодательства.

Для наглядности каждому из них присвоили от 1 до 10 баллов в зависимости от тяжести нарушения. К примеру, если компания не заключает с сотрудниками трудовые договоры, это серьезное нарушение, его оценивают в 10 баллов.

Если же компания забыла выдать сотруднику расчетный листок — нарушение несущественное, его трудинспекторы оценят всего в 1 балл.

То есть если проверка выявила нарушения, то штраф будет зависеть от того, сколько баллов набрала компания?

Не совсем так. Перечень — это только ориентир для трудинспектора. Штраф не зависит напрямую от суммы баллов, которые трудинспекторы присвоят компании. Когда проверяющие назначают штрафы, они учитывают множество факторов.

Например, впервые ли организация допустила нарушение, каковы его последствия для сотрудников и т. д.

Однако если проверяющие выявят серьезные нарушения, которые оценят в 7—10 баллов, то риск получить максимальный штраф у компании вырастет.

Трудинспекторы уже начали применять новый перечень в работе? Для каких проверок используют?

Да, проверяющие уже ориентируются на новый перечень. Не важно, с какой проверкой они пришли в компанию — плановой или внеплановой. Перечень помогает инспекторам, когда они решают вопрос о виде наказания: будет ли это просто предупреждение или стоит выписать компании реальный штраф. А наказать организацию трудинспекторы вправе на любой ревизии.

Нужно ли компаниям ориентироваться на новый перечень типовых нарушений в своей работе?

Компаниям стоит обратить внимание на новый перечень нарушений. Но в повседневной работе я бы рекомендовал работодателям ориентироваться на проверочные листы (утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. — Примеч. ред.).

Трудинспекторы используют их в работе с этого года. В проверочных листах более полный перечень возможных нарушений. Большой блок вопросов из проверочных листов мы посвятили зарплатным нарушениям.

Компания может заранее протестировать себя и определить, будут ли к ней претензии на проверке.

Сможет ли компания оспорить штраф в суде, если, по ее мнению, трудинспектор неправильно оценил нарушения?

Не исключено, что перечень поможет компании оспорить штраф, если его назначили в максимальном размере, а само нарушение незначительное. Но этот перечень — ненормативный документ. Хотя трудинспекторы и начали использовать его на проверках, нет гарантий, что ссылку на документ примут и судьи.

Новый перечень повлияет на выбор компаний, куда инспекторы пойдут с проверкой?

Нет. План проверок формируют с учетом категории риска, которую Роструд присваивает компаниям. Кстати, критерии, по которым мы относим работодателей к таким категориям, недавно уточнили (постановление Правительства от 09.02.2018 № 134. — Примеч. ред.).

К примеру, компаниям, которые не нарушают права работников и у которых не было несчастных случаев со смертельным исходом, трудинспекторы теперь вправе присвоить более низкую степень риска.

Это означает, что плановые проверки в таких организациях будут проходить реже.

Источник: https://e.glavbukh.ru/article.aspx?aid=630807

Источник: http://kroosp.ru/kakie-narusheniya-budut-iskat-trudovye-inspektory-pri-proverkah/

Предписания государственных инспекторов труда

Акт проверки трудовой инспекции

Предписание государственного инспектора труда

Изменения в проверках трудовой инспекции с 2018 года

Акт проверки трудовой инспекции 

Для того чтобы определить, исполняет ли работодатель нормы трудового права, Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) проводит плановые и внеплановые проверки (ст. 360 Трудового кодекса РФ, далее — ТК).

Целью проверки может быть также:

  • контроль за реализацией мер, направленных на ликвидацию обнаруженных нарушений, указанных в предписаниях государственных инспекторов труда;
  • осуществление процедур по предупреждению случаев несоблюдения положений ТК. 

Итогом проведения вышеуказанных мер является акт проверки трудовой инспекции, который составляется в 2 экземплярах (один — для Роструда, другой — для работодателя) по форме, утв. приказом Минэкономразвития России «О реализации…» от 30.04.2009 № 141.

Акт проверки содержит следующую информацию:

  • дату, время и адрес его оформления;
  • указание на проверяющий орган — Роструд;
  • реквизиты документа, на основании которого осуществляется проверка;
  • Ф. И. О. инспекторов труда;
  • название работодателя и Ф. И. О. лица, уполномоченного от его имени присутствовать при проверке;
  • дату, время начала, длительность и адрес осуществления контролирующих мероприятий;
  • данные об итогах проверки;
  • данные об ознакомлении представителя работодателя с составленным актом, наличии его подписи на документе и указании сведений о проверке в журнале учета проверок;
  • собственноручные подписи инспекторов труда. 

ВАЖНО! Работодатель, возражающий против итогов проверки или конкретных действий инспекторов, может написать об этом в акте проверки. 

Дополнительно о том, какие еще проверки проводятся в отношении организации и как они оформляются, рассказывается в статье Акт как оформление результатов налоговой проверки. 

Предписание государственного инспектора труда 

Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, вместе с актом проверки составляется предписание государственного инспектора труда.

В данном документе могут указываться такие требования, как:

  • необходимость совершения конкретных действий в целях ликвидации выявленных нарушений;
  • восстановление прав сотрудников;
  • необходимость наказания или отстранения от должности сотрудников, допустивших нарушения, и др. 

Дополнительно, если нарушение имеет признаки административного правонарушения, инспектор труда составляет соответствующий протокол.

На осуществление действий, перечисленных в предписании, работодателю дается определенный промежуток времени. По истечении данного срока инспектор труда проводит еще одну, внеплановую проверку, на которой работодатель должен сообщить о выполнении положений предписания.

За неисполнение указанных требований инспектор труда привлекает работодателя и его должностных лиц (далее — ДЛ) к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  • на ДЛ — от 30 000 до 50 000 руб. (или в виде дисквалификации на период от 1–3 лет);
  • для ИП — от 30 000 до 50 000 руб.;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 руб. 

Если работодатель не согласен с обнаруженными нарушениями или считает, что предписание было составлено некорректно (например, отсутствует ссылка на норму права, которая была нарушена, и т. д.), он может оспорить данный документ путем подачи жалобы вышестоящему руководителю инспектора, главному инспектору труда или в суд (ст. 361 ТК). 

Изменения в проверках трудовой инспекции с 2018 года 

В 2018 году повторяемость плановых проверок (далее — ПП) Роструда напрямую зависит от категории риска, к которой организация отнесена в силу своей деятельности. Критерии и порядок расчета уровня риска организации устанавливаются приложением к постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.

Так, ПП проводятся:

  • в отношении работодателей с высоким уровнем риска — 1 раз в 2 года;
  • у работодателей со значительным риском — 1 раз в 3 года;
  • в отношении работодателей среднего риска — не более 1 раза в 5 лет;
  • для работодателей с умеренным уровнем риска — не более 1 раза в 6 лет. 

У работодателей, в отношении которых установлен низкий уровень риска, ПП проводиться не будут.

Перечень организаций, которые будут планово проверяться в 2018 году, утверждается трудовой инспекцией до конца 2017 года и размещается на официальном сайте Роструда.

Источник: https://rusjurist.ru/proverki/proverki_rostruda/predpisaniya_gosudarstvennyh_inspektorov_truda/

Кому ждать проверку трудовой инспекции?

Уточнен и регламентирован порядок проведения проверок трудового законодательства. Кому их ожидать в первую очередь?

Проверки трудового законодательства, пожалуй, – одни из самых сложных для хозяйствующих субъектов и мы часто обращаемся к этой теме на нашем сайте audar-info.ru.

Хотя, с одной стороны, данные проверки не выглядят неизбежными и с проверяющими можно долго, буквально годами, так и не встретиться. С другой – если подобная проверка состоится, то вряд ли она обойдется без назначения штрафов.

Настолько много разносторонних требований к соблюдению трудового законодательства.

Теперь Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 № 197 внесены заметные изменения в некоторые документы, регулирующие порядок проведения таких проверок. И, вероятно, теперь большинству хозяйствующих субъектов не получится избежать таких проверок. По прошествии пусть нескольких лет в самом благоприятном для этого лица случае, но проверка состоится.

Читайте также:  Проведение инвентаризации товаров на складе

А вот для многих других такая проверка может вовсе не состояться, если только не возникнет повода для внеплановой проверки.

Согласно ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная ин-спекция труда (Рострудинспекция).

В связи с этим применяется Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права [1]  (далее – Положение).

Данный документ предусматривает проведение плановых и внеплановых документальных и выездных проверок соблюдения законодательства в области охраны труда (п. 8 Положения).

Что касается внеплановых проверок (которые, как следует из их названия, с большой долей вероятности могут и не состояться), то согласно п. 10 Положения они проводятся по следующим основаниям:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (то есть по результатам предыдущей проверки);

2) поступление в Рострудинспекцию:

  • обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц Рострудинспекции и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством);
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) или Рострудинспекции о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

А вот в отношении плановых проверок в п. 9 Положения было лишь указание на то, что они проводятся не чаще, чем раз в три года на основании составляемых Рострудинспекцией планов.

Данный пункт Постановлением Правительства РФ № 197 отменен. Но по прежнему действуют Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [2] , в соответствии с которыми эти планы составляются.

От проверок по срокам – к рискориентированному подходу

Из пункта 3 «а» данных правил следует, что основания для составления планов проверок содержатся в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Главные из этих оснований приведены в п. 8 ст. 9 данного закона и подразумевают истечение трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, индивидуального      предпринимателя;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.[3]

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года (п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294 ФЗ).

Сравнительно недавно введено и еще одно условие, согласно которому Правительство РФ может устанавливать иную периодичность проведения плановых проверок при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (п. 9.3 ст. 9 Федерального закона № 294 ФЗ).

Список таких видов государственного контроля приведен в Постановлении Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. Этот список Постановлением Правительства РФ № 197 дополнен, в него включен Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Федерального закона № 294 ФЗ под рискориентированным подходом понимается отнесение деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности устанавливает Правительство РФ, если такие критерии не предусмотрены федеральным законом (п. 4 ст. 8.1 Федерального закона № 294 ФЗ).

В связи с этим Положение дополнено п. 17 – 24. В соответствии с п. 20 Положения проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в два года;
  • для категории значительного риска – один раз в три года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Согласно новому п. 21 информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, будет размещаться на сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок.

Хозяйствующие субъекты, отнесенные к другим классам, могут получить информацию о своей категории, сделав запрос в Рострудинспекцию. Орган контроля должен ответить на запрос в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления. Если данное лицо считает, что его надо отнести к другой категории, оно вправе подать в Рострудинспекцию заявление о ее изменении.

Как определить свою категорию?

Правда, подыскивая основания для подачи такого заявления, предприятие или предприниматель должны представлять себе критерии, по которым определяется класс (категория) риска. Эти критерии приводятся в приложении к Положению.

Данные критерии в определенной степени носят оценочный характер, при этом понятно, что оценивать их значимость будут чиновники. В то же время присутствуют и объективные показатели.

Так, будет оцениваться принадлежность хозяйствующего субъекта к определенной отрасли. При этом будет иметь значение количество погибших или пострадавших от несчастных случаев на 1 000 человек, работающих в этой отрасли.

В результате рассчитывается значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности. Оно должно пересматриваться не реже, чем раз в три года.

На данный момент его значения по отраслям приведены в специальном Перечне:

Наименование основного вида деятельности в соответствии с ОКВЭД 2Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ)
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) 0,49
Добыча полезных ископаемых (B) 1,49
Обрабатывающие производства (C) 0,96
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) 0,99
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) 0,97
Строительство (F) 0,87
Транспортировка и хранение (H) 0,85
Деятельность в области информации и связи (J) 0,58
Образование (P) 0,44
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) 0,57
Прочие виды экономической деятельности 0,2

Данный коэффициент корректируется на значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М), которое зависит от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, и составляет:

  • 0,5 – при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
  • 0,7 – при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
  • 1 – при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
  • 1,5 – при среднесписочной численности работников свыше 1 000 человек.

Произведение двух приведенных показателей ПВ и М дает значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т).

Помимо показателя Т в расчете участвует также показатель Ку, именуемый коэффициентом устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Он представляет собой сумму трех показателей. Первый из них (Кт) зависит от наличия случаев травматизма, связанных с производством, произошедших за три года, предшествующих текущему.

За каждый такой тяжелый несчастный случай начисляется 0,4 балла, а за легкий – 0,1 балла. Но если несчастный случай, признанный связанным с производством, оказался смертельным, то независимо от прочих показателей лицу присваивается категория высокого риска.

Второй индивидуальный показатель Кз зависит от факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год. Если есть такой факт, то лицу начисляется 0,3 балла.

И, наконец, если лицу назначались административные наказания за нарушение обязательных требований в сфере труда за три года, предшествующих текущему, ему добавляется еще 0,1 балла. А при отсутствии таких наказаний, наоборот, может быть рассмотрен вопрос о снижении лицу класса риска.

Все коэффициенты определяются на основании данных статистической и ведомственной отчетности. После их подсчета устанавливаются следующие классы риска:

  • высокий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
  • значительный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
  • средний риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
  • умеренный риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
  • низкий риск – в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

Пример.

Организация занимается производством алкогольной продукции. Ее численность – 100 человек. Случаев травматизма в предыдущие три года не зафиксировано, как и административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда, но в предыдущем году имелся факт задержки выплаты зарплаты на 5 дней.

Коэффициенты для расчета класса риска по организации составили: ПВ = 0,2, М = 0,5, Ку = 0,3 (0 + 0,3 + 0). Общее значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р = 0,4 (0,2 х 0,5 + 0,3).

Следовательно, лицо в текущем году получит класс умеренного риска, то есть при сохранении этого класса проведение проверки трудового законодательства ему грозит не чаще, чем раз в 6 лет.

Источник: http://lawedication.com/blog/2017/03/31/komu-zhdat-proverku-trudovoj-inspekcii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector