Аудит учетной политики. цели, этапы, результат

Аудит учетной политики организации

Замечание 1

Изучение аудитором правовых основ функционирования хозяйственного субъекта осуществляется с одновременной проверкой соблюдения последним принципа неизменности методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в учете, что является учетной политикой. Это дает возможность быстро определить особенности учета этого субъекта аудита, составить точный план проверки с учетом специфики деятельности предприятия.

Возможность стабильного эффективного функционирования предприятия во внешней рыночной среде и его дальнейшее социально — экономический развитие во многих аспектах зависит от концептуальных основ, заложенных в основу организации бухгалтерского учета на этом предприятии.

Одной из концепций является решение задач бухгалтерской службой исключительно информационного направления, то есть учет в основном нацелен на наблюдение и отображение движения и состояния активов и пассивов и предоставление отчетности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В современных условиях хозяйствования большое значение, а следовательно, воплощение приобретает другая концепция, согласно которой учет как функция является неотъемлемой составляющей целостной системы управления деятельностью предприятия.

В этом случае учет является основой бизнеса, поскольку учетная информация готовится в такой форме и показателях, которые могут активно влиять на процессы принятия управленческих решений и способствовать совершенствованию не только самой системы управления, а и работы всего предприятия.

Реализация этой или другой концепции организации учета на предприятии воплощается в принятой учетной политике.

Определение 1

Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов, методик и учетных процедур, которые применяет организация для формирования и представления финансовой отчетности. Учетная политика предприятия регламентирована внутренним локальным актом организации – приказом об учетной политике предприятия.

Приказ об учетной политике формируется и утверждается на каждый следующий отчетный год. В разработке учетной политики, как правило, принимают участие руководитель организации и главный бухгалтер.

При аудиторской проверке учетной политики предприятия, аудитор должен знать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и содержание учетной политики.

Целью аудита учетной политики предприятия является установление ее соответствия действующим нормативно-правовым актам, а также отраслевых особенностей и масштаба деятельности организации и деятельности предприятия.

Источниками информации в аудите учетной политики предприятия являются все внутрифирменные документы, что охватывают вопрос организации и ведения бухгалтерского учета в организации.

Задания аудита учетной политики следующие (Рис.1):

Рисунок 1. Задания аудита учетной политики предприятия

Методика аудита учетной политики предприятия

Методические приемы аудита учетной политики предприятия применяется те же, что и при аудите учредительных документов. В общем, проверка осуществляется в два основных этапа:

  • 1 Этап — проверка соответствия учетной политики предприятия действующему законодательству и характеру и масштабу деятельности предприятия.
  • 2 Этап — на данном этапе проверяется соответствие отражения фактам хозяйственной деятельности организации, принятым в учетной политике правилам.

Замечание 2

Важно обратить внимание на то, соблюдаются ли принципы и методы ведения бухгалтерского учета в течение текущего года. Кроме того, нужно обратить внимание на внесение изменений в учетную политику.

Если организация не соблюдает законодательно регламентированного утверждения и функционирования учетной политики, даже при несущественном влиянии на финансовые результаты деятельности предприятия, и достоверности финансовой отчетности может привести к негативным последствиям со стороны уполномоченных контролирующих органов.

Следующим важным элементом методики аудита учетной политики есть выделение соответствующих направлений проверки.

Проводить аудит учетной политики предприятия необходимо по следующим направлениям:

  1. Проверка внедрение функций учета в центре принятия решений.
  2. Выяснение делегирования полномочий и ответственности.
  3. Проверяется взаимосвязь бухгалтерского учета с другими функциями организации.
  4. Проверяется взаимосвязь между бухгалтерским и управленческим видами учета.
  5. Проверяется уровень оперативности учетной информации.
  6. Проверяется уровень достоверности информации.

Кроме того, аудитор выясняет, насколько принятая в организации учетная политика положительно влияет для эффективной работы организации, насколько принятые методы оценки, амортизации и пр. соответствуют типу хозяйствующего субъекта.

На завершающем этапе проверки учетной политики аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое содержит профессиональное мнение аудитора.

В данном заключении отражаются все обнаруженные недостатки относительно имеющейся в организации учетной политики и правил ее выполнения.

Также аудитор можно дать рекомендации по устранению недочетов в принятой учетной политике и порядке ее исполнения.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/audit_uchetnoy_politiki_organizacii/

Аудит учетной политики для целей налогообложения

аудит учетной политики для целей налогообложения

Т. Г. ШЕШУКОВЛ,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой учета, аудита и экономического анализа E-mail: sheshukova@psu.ru

Д. В. ОРЛОВ,

аспирант кафедры учета, аудита и экономического анализа E-mail: sheshukova@psu.ru Пермский государственный университет

В статье обоснована необходимость включения в состав аудиторской проверки финансовой отчетности процедур контроля, связанных с налоговым аудитом; определены цель, основные задачи аудита учетной политики для целей налогообложения, его организационно-технические и методологические аспекты.

Ключевые слова: аудит, налогообложение, учетная политика, проверка, учет, контроль.

Целью аудита является «выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации» [3].

На практике же объектами аудита становятся показатели, формируемые не только в бухгалтерском учете. В основном это связано с тем, что финансовая отчетность организаций содержит также ряд налоговых показателей (НДС, налог на прибыль и др.

), и нарушение порядка их расчета может оказать существенное влияние на степень достоверности финансовой отчетности в целом. Именно поэтому в последнее время начинает развиваться новое направление аудита — налоговый аудит.

Цель налогового аудита можно сформулировать как выражение мнения о правильности расчета отдельных налоговых показателей и соответствия порядка ведения налогового учета законодательству Российской Федерации.

На данный момент не существует единого подхода к проведению налогового аудита. Содержание

и порядок аудиторской проверки налогообложения недостаточно освещены в отечественной научной литературе. Решение этой проблемы должно стать предметом отдельных научных исследований. Однако начинать налоговый аудит целесообразно с изучения учетной политики для целей налогообложения (далее — УПН).

Вопросы создания и исполнения УПН оказывают существенное влияние на достоверность формирования как отдельных налоговых показателей, так и финансовой отчетности в целом. Кроме того, изучение УПН позволяет аудитору сделать выводы в целом о состоянии внутреннего контроля проверяемого субъекта в части организации налогового учета.

Под учетной политикой для целей налогообложения понимают «выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика» [1].

Обязанность принять УПН в организации установлена в гл. 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) «Налог на добавленную стоимость» (ст. 167), «Налог на прибыль организаций» (ст. 313).

Вместе с тем, утверждение учетной политики для целей налогообложения необходимо в первую очередь для самого налогоплательщика по следующим причи-

нам: во-первых, УПН служит определенным инструментом налогового планирования и позволяет в известных пределах корректировать налоговые платежи.

Во-вторых, она содержит информацию, необходимую представителям налоговых органов для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов.

В-третьих, УПН дает возможность систематизировать и закрепить в едином документе те методы и способы, которые налогоплательщик посчитает нужным применять при исчислении налогов в рамках норм, установленных НК РФ.

Целями аудита УПН должны стать:

• подтверждение факта наличия утвержденной УПН и отражения в ней способов ведения налогового учета;

• оценка рациональности и обоснованности выбранных способов, регламентирующих методические и организационные основы порядка налогообложения.

В ходе аудита УПН должны быть решены следующие задачи:

• оценка системы внутреннего контроля (далее — СВК) компании в части организации налогового учета;

• проверка наличия и состава распорядительных документов по УПН;

• проверка соответствия формы и сроков принятия документов по УПН требованиям нормативных актов;

• проверка обоснованности изменения УПН;

• проверка полноты и содержания разделов УПН;

• проверка последовательности применения УПН от одного налогового периода к другому;

• оценка влияния применяемых методов налогового учета на достоверность показателей финансовой отчетности, а также рациональность избранных методов с точки зрения экономии на налоговых платежах и трудоемкости учетной работы;

• подготовка предложений по совершенствованию УПН.

В проведении аудита УПН можно выделить три этапа.

1. Этап планирования, включающий оценку системы внутреннего контроля в части организации налогового учета и проверку соблюдения общих требований по формированию УПН.

2. Этап аудиторской проверки по существу, включающий проверку УПН в части НДС и налога на прибыль.

3. Этап анализа полученных аудиторских доказательств и подготовки отчетной документации аудитора.

Оценка системы внутреннего контроля в части организации налогового учета. Для того чтобы дать высокую оценку системе внутреннего контроля проверяемой организации, аудитор должен получить доказательства того, что [2]:

• распределение ответственности и полномочий работников эффективно (не допускается совмещение исполнительских и контрольных функций, а также функций методологического сопровождения налогового учета в рамках одного подразделения);

• порядок осуществления хозяйственных операций, их отражения в учете и отчетных документах (как для внутреннего, так и для внешнего пользования) строго соблюдается;

• организация ведет деятельность в строгом соответствии с требованиями законодательства, внутренними регламентами;

• в организации предусмотрена система ограничения доступа сотрудников к информации в соответствии с их объективными потребностями;

• деятельность подразделения, осуществляющего внутренний контроль в организации, эффективна и своевременна. Произвести документирование аудиторских

доказательств, полученных в отношении эффективности СВК компании в части организации налогового учета, позволит рабочий документ РД-1, образец которого приведен в табл. 1

Аудитор должен получить ответы на следующие вопросы:

— кто назначен ответственным за организацию налогового учета в организации (главный бухгалтер, руководитель подразделения ведущего налоговый учет, др.);

— кем осуществляется налоговый учет (ст. 313 НК РФ);

— разработаны ли должностные инструкции для работников подразделения, ведущего налоговый учет;

— существует ли в организации действующая служба (специалист), на которую(ого) воз-

Таблица 1

Анкета для тестирования СВК компании в части организации налогового учета

№ Вопрос Варианты ответа Ответ Примечания аудитора

ложены обязанности по информированию работников, ведущих налоговый учет, по юридическим вопросам, связанным с налоговым законодательством;

— соответствуют ли формы первичной учетной документации требованиям законодательства (ст. 313, 315 НК РФ);

— соответствуют ли формы аналитических регистров налогового учета требованиям законодательства (ст. 314 НК РФ);

Читайте также:  Больничный лист при эко. максимальный срок

— какова технология обработки информации для налогового учета (ручная, автоматизированная);

— утвержден ли график документооборота;

— соответствует ли график документооборота должностным инструкциям работников подразделения, ведущего налоговый учет;

— установлен ли порядок взаимодействия подразделений (отделений) компании при ведении налогового учета;

— как организовано хранение документов налогового учета (в архиве, в помещении подразделения, ведущего налоговый учет; др.);

— установлен ли перечень лиц, имеющих право подписи налоговых регистров;

— ограничен ли доступ к информации, содержащейся в компьютерных базах данных налогового учета;

— какие процедуры предварительного, текущего и последующего контроля за правильностью ведения налогового учета предусмотрены в организации;

— действует ли в компании служба внутреннего аудита (контроля);

— как часто проводится внутренний аудит деятельности подразделения, ответственного за ведение налогового учета; когда проводилась последняя проверка и по каким вопросам;

— производится ли проверка содержащихся в налоговой отчетности данных путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности (по тем налоговым расчетам, где должно обеспечиваться такое соответствие);

— производится ли сверка данных налоговых регистров между собой;

— производится ли сверкаданныхналоговыхрегис-тров с данными форм налоговой отчетности;

— производится ли сверка данных налоговых регистров с данными налоговых регистров и форм налоговой отчетности предыдущих периодов;

— производится ли проверка соответствия применяемого порядка расчета налогов нормам действующего законодательства и внутренних документов (УПН, положений по налоговому учету);

— ведется ли контроль за правомерностью использования налоговых льгот, специальных налоговых ставок;

— производится ли проверка полученных отчетных данных на непротиворечивость;

— осуществляется ли сравнение полученных показателей с показателями предыдущих периодов и анализ показателей существенно отличающихся от их нормальных значений (необычных отклонений);

— ведется ли контроль критических областей налогового учета (где риск возникновения ошибок или искажений налоговой отчетности особенно высок).

Анкету для заполнения целесообразно предложить главному бухгалтеру организации (его заместителю или лицу, назначенному им/ими). При ответе навопросы анкетируемый может давать развернутый ответ, пояснения, которые считает нужными, ссылки на те или иные нормативные документы.

После анкетирования аудитор должен оценить данные ему ответы на соответствие действительности исходя из полученного им путем наблюдения понимания отношения руководства компании к порядку организации налогового учета, соблюдению положений УПН, понимания порядка взаимодействия подразделений компании при ведении налогового учета, эффективности и своевременности пред усмотренных процедур контроля, сделать необходимые примечания.

Проверка соблюдения общих требований по формированию УПН должна включать:

— проверку наличия и состава распорядительных документов по УПН;

— проверку факта отражения УПН на бумажном носителе;

— проверку факта согласования УПН с главным бухгалтером и руководителем аудируемого лица и утверждения соответствующим приказом в срок до 1 января данного налогового периода (п. 12ст. 167 НК РФ);

— проверку факта применения утвержденной УПН всеми обособленными подразделениями компании (п. 12ст. 167 НК РФ) и отражения данного требования в УПН, с указанием перечня обособленных подразделений;

— проверку наличия разработанных: форм пер-вичныхдокументов, правил документооборота,

технологии обработки учетной информации, методов оценки имущества, порядка контроля за совершаемыми операциями.

Формы регистров налогового учета (далее — РНУ) и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно и установлены приложениями к УПН (ст. 314 НК РФ). Все РНУ в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст.

313 НК РФ): наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров;

— проверку факта осуществления организацией в отчетном году новых видов деятельности и отражения в УПН принципов и порядка отражения результатов этой деятельности для целей налогообложения;

— обоснованности внесенных изменений в положения УПН.

Этап аудиторской проверки по существу. Принимая во внимание особую важность УПН как объекта аудита, ее проверку целесообразно провести сплошным путем.

Оценить и зафиксировать полноту раскрытия в документации по УПН всех избранных вариантов ведения налогового учета, выявленные элементы УПН, не соответствующие действующим нормативным документам, варианты учета, применение которых в существующих условиях не является целесообразным, позволит разработанная единая форма рабочего документа РД-2(3) аудитора (табл. 2). В документе РД-2 отражается учетная политика для целей налогооблажения в части НДС, а в документе РД-3 — учетная политика для целей налогообложения в части налога на прибыль.

Все элементы УПН по каждому из налогов условно можно отнести к трем группам: основной, специальной, дополнительной.

К основной группе относят элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует НК РФ либо на которые в нем есть прямые ссылки. В

Форма документа РД-2(3) «Учетная политика для це.1

специальную группу входят элементы, присутствующие в УПН налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности. К дополнительной группе относятся элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но которые могут быть включены в нее в качестве равноправных элементов.

Аудиторская проверка по существу должна обеспечить контроль отражения в УПН всех элементов, относящихсякданным группам.

1. По налогу надобавленную стоимость:

1.1. Элементыосновнойгруппы:

• метод определения налоговой базы (п. 1 ст. 167 НК РФ).

1.2. Элементыдополнительной группы:

• раздельный учет облагаемых и не подлежащих налогообложению операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

2. По налогу на прибыль: 2.1. Элементыосновнойгруппы:

• метод (момент) признания доходов/ расходов — определение даты признания дохода/расхода (ст. 271—273 НК РФ);

• метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг для определения размера материальных расходов (п. 8 ст. 254 НК РФ);

• метод начисления амортизации (пп. 1, 3 ст. 259 НКРФ);

• применение специальных коэффициентов амортизации (пп. 7, 8, 10ст. 259 НКРФ);

• формирование резервов по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ);

• формирование резерва расходов на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);

• формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НКРФ);

• метод списания на расходы выбывших ценных бумаг (п. 9ст. 280 НК РФ);

Таблица 2

й налогообложения в части НДС (налога на прибыль)»

Элемент учетной политики Отражение в учетной политике, +/— Допустимые варианты Избранный вариант Комментарий Основание аудитора (нормативный документ)

Элементы основной группы

Элементы специальной группы

Элементы дополнительной группы

• установление порядка ведения налогового учета (ст. 313, 314НК РФ).

2.2. Элементы специальной группы (применительно к кредитным организациям):

• определение порядка формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами (п. 8ст. 280 НК РФ);

• квалификация срочных сделок (п. 2ст. 301 НК РФ);

• формирование резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (ст. 292 НК РФ);

• формирование резервов под обесценение ценныхбумагпрофессиональныхучастников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность (ст. 300 НК РФ);

• отнесение на уменьшение налоговой базы убытков по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, которые не обращаются на организованном рынке, базисным активом которых выступает иностранная валюта, а исполнение производится путем поставки базисного актива (п. 5 ст. 304 НК РФ).

2.3. Элементыдополнительной группы:

• установление критерия отнесения затрат к тем или иным группам расходов (п. 4ст. 252 НК РФ);

• порядок исчисления налога и авансовых платежей (п. 2ст. 286 НК РФ);

• установление показателя, применяемого для определения доли прибыли, приходящейся

Таблица 3

Формадокумента ОД-1 «Результаты аудита УПН»

Нарушенная норма Суть нарушения Финансовые и иные последствия для организации Рекомендуемый способ исправления

на организацию и каждое из ее обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НКРФ).

Этап анализа полученных аудиторских доказательств и подготовки отчетной документации аудитора. По итогам проверки УПН аудитору необходимо обобщить и зафиксировать все выявленные нарушения в отчетном документе ОД-1 (табл. 3).

Кроме того, в отчетной документации аудитор должен привести рекомендации относительно совершенствования СВК клиента в части организации налогового учета и рекомендации по минимизации налогообложения путем внесения изменений в УПН, позволяющих использовать возможности дополнительной экономии на налоговых платежах, скрытые в нормах НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=dpl730SbJu0

Таким образом, включение в состав аудиторской проверки процедур контроля, связанных с аудитом налогообложения, является вполне обоснованным.

Также как классический аудит, который начинается с изучения учетной политики организации, налоговый аудит должен начинаться с аудита учетной политики для целей налогообложения.

Слабая же разработанность вопросов методологии налогового аудита в целом может явиться предметом дальнейших научных исследований.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/audit-uchetnoy-politiki-dlya-tseley-nalogooblozheniya

Аудит учетной политики (стр. 1 из 2)

Введение

На сегодняшний день проведение аудиторских проверок является едва ли не единственным способом получения достоверной информации о деятельности предприятия и состоянии его финансового положения. Комплекс мер предлагаемых аудитом является наиболее полным для проведения анализа.

Аудит учетной политики позволяет выявить недостатки управления, документооборота, системы бухгалтерского учета как таковой.

Владение реальной информацией о данных направлениях деятельности может значительно повысить эффективность функционирования предприятия, за счет устранения ошибок и выявления скрытых резервов.

Также, не стоит забывать, что мы живем во время частых экономических потрясений. Аудит предприятия (и в частности, его учетной политики) позволяет сохранять такой важный параметр как экономико-финансовую мобильность, что является довольно актуальным в наше время. Соблюдение законодательных норм и использование новейших нормативных документов даст дополнительный стимул на пути к процветанию.

В данной работе будут рассмотрены проблемы проведения аудита учетной политики, пути их возможного решения, а также его современные законодательные особенности в России.

Аудит учетной политики. Основные понятия

Аудит — вид предпринимательской деятельности по осуществлению независимых проверок бухгалтерского учета, финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудитор — специалист, осуществляющий проведение аудита.

Аудиторские процедуры — действия аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств при проверке конкретно раздела аудита.

Аудиторский риск – риск выражения аудитором ненадлежащего аудиторского мнения, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.

Учетная политика — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Читайте также:  Внутренняя норма доходности проекта

Цель аудита учетной политики – составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений:

— имущественной обособленности организации;

— последовательности применения учетной политики;

— временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При проведении проверки необходимо установить:

— наличие и состав распорядительных документов по учетной политике;

— соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов;

— последовательность применения учетной политики;

— наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты;

— полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности;

— соблюдение учетной политики.

Нормативно-документальное оформление учетной политики

Основными нормативными документами, регулирующими вопросы учетной политики предприятия являются:

— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 г. №60–н. Исходя из требований п.

16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/22343/audit-uchetnoy-politiki

Аудит учетной политики организации

Учетная политика организации представляет собой совокупность правил ведения бух. Учета в конкретной организации. Это обязательный сегмент аудита.

Учетная политика носит открытый характер, т.к. не зная как сформированы показатели, невозможно оценить степень достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и правильность расчетов налоговых баз.

Основными законодательными и нормативными документами являются:

Положение по бухгалтерскому учету № 1/98 «Учетная политика организации»

Налоговый Кодекс РФ гл. 25

Целью аудита этого сегмента, является установление соответствия внутренних документов организации установленным требованиям законодательства.

В процессе аудита учетной политики можно выделить 3 этапа, содержание которых приведено в таблице.

Название этапа Контролируемые показатели и аудиторские процедуры
  Общая оценка учетной политики Проверить наличие приказа на утверждение учетной политики в целях бух. учета и налогового учета
Проверить соответствие этих документов требованиям ПБУ 1/98 и гл.25 НК РФ, а также другим главам НК РФ.
Оценить соответствует ли учетная политика масштабу деятельности организации, т.е. проверить отражены ли в учетной политике все стороны деятельности организации.
Проверить вносились ли в учетную политику изменения, и оценить степень законности вносимых изменений, т.к. в течение года изменения в учетную политику нельзя вносить, за исключением изменений законодательства)
Проверить полноту раскрытия способов ведения бух. учета и налогового учета, особенно тех которые существенно влияют на формирование отчетности и налогообложения.
  Анализ организационно-технических аспектов учетной политики Проверить какая форма ведения бух. учета выбрана и соответствует ли она фактически применяемой.
Проверит выбранную форму ведения налогового учета, т.е. проверить как организация ведет налоговый учет ( автоматизировано, параллельно, с использованием доп. регистров и т.д.)
Оценить рабочий план счетов, и проверить имеются ли отличия от типового плана счетов.
Проверка наличия документации по организации бух. учета и налогового учета (должностные инструкции, график документооборота и т.д.)
Анализ методологических основ учета Проверка способа оценки ОС и начисления амортизации.
Проверка порядка классификации ОС и порядка установления сроков полезного использования
Оценить выбранный вариант оценки производственных запасов.
Оценить вариант незавершенного производства.
Оценка метода калькулирования себестоимости, в т.ч. как закрывается счет 26 и 44.
Проверить порядок учета расходов на ремонт, расходов будущих периодов и резервов.
Проверить допускается ли перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную.
Проверить каков порядок использования прибыли.
Проверить порядок расчета налоговых баз.

Результаты анализа в учетной политике имеют очень большое значение для формирования мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, т.к. выявленные на данном этапе ошибки существенны по отношению к отчетности. Поэтому аудит учетной политики относится к числу системных вопросов, которые влияют на основные показатели бухгалтерской отчетности.

Аудит кассовых операций

Аудит кассовых операций является часть аудита цикла оплаты. Основная цель проверки — установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами, правильность их отражения в балансе и главной книге.

При проведении аудиторской проверки аудитор руководствуется следующими нормативными документами:

Положение о порядке ведения кассовых операций, утвержд. ЦБ РФ № 40 от 10.1993 г.

ФЗ № 58 от 22.05.03 г. « О применении ККТ»

ГК РФ

Кодекс об Административных правонарушениях.

Кассовые операции во многих организациях осуществляются в значительных объемах и носят массовый характер. Процесс аудита кассовых операций отличается тем, что кассовые операции в любой организации, независимо от формы собственности, вида деятельности оформляются одинаковыми документами:

Приходный кассовый ордер;

Расходный кассовый ордер.

Аудиторские процедуры, которые используются при проверке кассовых операций:

Инвентаризация кассы;

Обследование помещения кассы;

Опрос;

Анкетирование;

Проверка соблюдения установленных на предприятии правил совершения некоторых операций (лимитов кассы);

Проверка правильности составления первичных документов, записей, регистров.

Состав денежной наличности в кассе включает в себя не только деньги, но также и ценные бумаги, бланки строгой отчетности, денежные документы.

В процессе аудиторской проверки, по соглашению с заказчиком инвентаризация в кассе может проводиться неоднократно. Причем проведение инвентаризации должно проходить в присутствии кассира и главного бухгалтера. Если принято решение о проведении инвентаризации, а кассир отсутствует, то аудиторы могут опечатать помещение кассы, до прихода кассира.

Инвентаризация денежных средств начинается с составления кассиром отчета на момент проверки. Отчет кассира представляет собой 2-й лист кассовой книги. Все организации обязаны вести одну кассовую книгу, а кассир должен заносить туда свои данные.

Кассовая книга открывается на 1 год в ручном или автоматизированном виде. Если кассовая книга ведется вручную, то с начала года она нумеруются, и хранится у кассира. Отчет кассира проверяется аудиторами, к нему прикладываются все первичные документы, которые прошли по кассе на момент проверки.

Отчет представляет собой расписку, в которой кассир дает расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет, и что к моменту инвентаризации в кассе нет, не оприходованных и не списанных в расход денег. После этого отчет визируется, брошюруется и передается в бухгалтерию.

В бухгалтерии на основании этого отчета составляются проводки по счету 50 и выводится остаток по кассе.

После этого кассир начинает пересчет кассовой наличности, начиная с сомой крупной купюры и заканчивая разменными монетами. Полученный результат сравнивается с остатком по счету 50, в результате чего устанавливается недостача, излишек, либо устанавливается, что излишков и недостач не обнаружено.

По итогам инвентаризации составляется акт типовой формы, который приведен к документу «Порядок ведения кассовых операций». Этот акт дополняется в случае выявления нарушений или рекомендаций.

По результатам инвентаризации составляются следующие проводки:

Излишек оформляется приходным кассовым ордером: Д 50 К 91

Недостача оформляется расходным кассовым ордером. Д 94 К 50, Д 73 К 94

Д 50,70 К 73 –если виновник найден

Д 91 К 94 – если виновное лицо не найдено

При проведении аудиторской проверки кассы, аудиторами обследуется кассовое помещение, на предмет соответствия кассового помещения установленным требованиям, которые сформулированы МВД.

Также аудиторы проверяют наличие договора о полной материальной ответственности с кассиром, причем договор может заключаться с лицом достигшим 18 лет, и полностью дееспособным. Также аудиторы знакомятся с приказом о приеме на работу и личным делом кассира.

На приказе о приеме на работу делается заметка о том, что кассир ознакомлен с порядком ведения кассовых операций.

Во время проверки следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, т.к.

в кассе можно хранить лишь незначительные денежные суммы для выдачи авансов на командировки, оплаты мелких хозяйственных расходов и других небольших платежей. Этот лимит устанавливается банком ежегодно.

Каждый банк периодически проверяет соблюдение кассовой дисциплины. Как правило, банком проверяются 3 календарных месяца. Превышение установленного лимита в кассе допускается лишь в :

в период выплаты з/п сотрудникам предприятия;

На сумму невыплаченной з/п.

За превышение лимита КоАП устанавливает следующие санкции:

Штраф от 400 до 500 МРОТ на юридическое лицо;

Штраф от 40 до 50 МРОТ на должностное лицо.

Далее проверяется правильность оформления приходных и расходных ордеров, бух. проводки. Проверяя кассу аудиторы обращают внимание на соблюдении лимита расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами (100 тыс. руб. по одной сделке).

Предыдущая1234567891011Следующая

Источник: https://lektsia.com/7×4243.html

Аудит учетной политики — организации, полноты включает, предприятия, лица, на примере в 2018 году

В процессе налоговых проверок немалый интерес уделяется учетной политике и следованию ее тезисам. На фоне этого актуален своевременный контроль. Каков в 2018 году порядок аудита учетной политики организации?

При аудите организации она ревизуется на предмет соблюдения тез учетной политики, учрежденной на проверяемый отрезок времени.

По итогам проверки выражается обоснованное мнение аудиторов по данному направлению. Как проводится аудит учетной политики организации в 2018 году?

Важные аспекты ↑

Это значит, что при подготовке заключительного вывода аудитором должна оцениваться аргументированность учетной политики, применяемой организацией.

Для аудита учетной политики необходимо установить:

Наличие распорядительной документации По учетной политике и ее состав
Соответствие сроков принятия документов И установленной для них формы законодательным нормам
Логичность применения тезисов Учетной политики
Присутствие непохожих на шаблонные способов учета Позволяющих субъекту верно отражать финансовые следствия и имущественное положение
Полноту раскрытия Принятых методик ведения бухучета
Соблюдение наличествующей Учетной политики

При аудите в ознакомительных целях непременно оцениваются и анализируются главные принципы бухучета и документооборота, используемые аудируемой организацией.

Важно дать оценку целесообразности и точности избранных форм и методов, которые регулируют организационно-методические основы ведения бухучета и исчисления налогов.

Изначально аудитору надлежит разобрать соответствие учетной политики аудируемого лица отраслевому направлению, структуре и иным тонкостям реализовываемой деятельности.

Читайте также:  Образец книги регистрации трудовых договоров 2018 года

Что это такое

К вариациям ведения бухучета причисляют методы:

  • организации документооборота;
  • использования системы учетных регистров;
  • обрабатывания информационных данных;
  • организации инвентаризационных процессов;
  • использования счетов бухучета;
  • группирования и оценки фактов хоздеятельности;
  • погашения стоимости активов;
  • прочие методики.

Аудит полноты учетной политики включает проверку соответствия законодательным нормам и правилам избранного формата ведения бухучета.

В частности требуется установить, отвечает ли проверяемая учетная политика таким требованиям как:

Полнота отображения в бухучете Всех имеющих место фактов деятельности
Приоритетность содержательности Над формой
Непротиворечивость То есть сведения аналитического и синтетического учета, а также главной бухгалтерской книги должны соответствовать показателям статей бухотчетности
Рациональность бухучета

Проверяя учетную политику, аудитор выясняет, наличествует ли надлежащий приказ по оформлению учетной политики, насколько используемая учетная политика отвечает функционирующим положениям по бухучету.

С какой целью проводится

Целевым предназначением аудита учетной политики выказывается определение соответствия употребляемой организацией методики бухучета действующим нормативам.

Это в свою очередь дозволяет сформировать суждение о достоверности в общем финансовой отчетности во всех наиболее значимых аспектах.

Основными этапами подобной проверки становятся:

  • исследование системы формирования бухучета;
  • оценивание учетной политики;
  • разбор системы документации и документооборота.

Согласно аудиторским стандартам №26 (п.5, п.16) аудитору в ходе ревизии надлежит выяснить:

Сколь учетная политика прошлого периода схожа с политикой Определенной на проверяемый период относительно сопоставимой отчетности и отдельных существенных показателей
Вносились ли при модификации учетной политики Подобающие коррективы с целью отображения следствий изменений
Раскрыты ли видоизменения учетной политики В отчетности должным образом

Правовая база

Тип проверки разрабатывается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако все операции аудита должны отвечать действующему российскому законодательству.

Помимо прочего аудиторы при проверке учетной политики должны руководствоваться такими нормативами как:

Аудит учетной политики предприятия ↑

Информационная база для знакомства с содержательной частью учетной политики предприятия включает в себя:

  • приказ либо распоряжение об учетной политике;
  • рабочий план счетов бухучета;
  • перечень учрежденных форм первичной документации и документальных форм внутренней бухотчетности;
  • правила по документообороту и методикам обрабатывания учетных данных;
  • учрежденные методы учета некоторых показателей;
  • иные приложения.

Аудитору важно обнаружить любые значимые сведения, касающиеся учетной политики ООО или иного субъекта.

Нужно определить отличия действующей учетной политики от применявшейся ранее и выяснить, каковые изменения существенно повлияли на оценку отчетности пользователями.

Оцениваемые критерии

Один лишь факт присутствия приказа об учетной политики и прочей распорядительной документации не может подтверждать употребление учетной политики как инструмента управления предприятием.

Аудитором проверяется, соблюдаются ли правила принятия учетной политики, утвержденные ПБУ 1/98, а именно:

Наличествует ли приказ руководства Об учетной политике
Утверждены ли формы Не стандартной первичной документации, рабочий план счетов, правила по документообороту, инвентаризационный порядок, методы обрабатывания учетных данных, способы оценивания имущества, порядок контроля над хозоперациями и прочее
Существует ли приказ о дополнениях Привнесенных в учетную политику
Имеется ли приказ об изменении учетной политики

Оценивая полноту и верность учетной политики, аудитор должен увериться, что распорядительная документация по учетной политике охватывает сведения, какие аргументируют предпочтенные способы бухучета.

Особое внимание при этом уделяется способам, которые не описаны в нормативах, какие по законодательству либо из-за двойственности законов предполагают вариантность, какие основаны на специфике деятельности.

Если предприятием независимо разрабатываются отдельные методы бухучета, то аудитору надлежит обследовать их соответственность требованиям и допущениям, учрежденным законодательными нормами по бухгалтерскому учету.

По какой программе

Программа аудита учетной политики может несколько различаться в разных случаях, что зависит от специфики предприятия.

Но в целом аудит полноты учетной политики включает в себя такие моменты:

Исследование структуры приказа об учетной политике
  • инспектируется рабочий план счетов бухучета;
  • изучаются формы первичной документации по оформлению хозопераций;
  • проверяется наличие утвержденных форм первичной учетной документации и регистров бухучета;
  • подтверждается наличие графика документооборота;
  • оценивается рациональность сроков обработки документов;
  • анализируется порядок осуществления инвентаризации обязательств и имущества;
  • проверяется порядок сохранения документации
Проверка соответствия избранных методов учета Обязательств и активов действующим ПБУ
Проверка соблюдения непрерывности деятельности Имущественной обособленности, последовательности использования учетной политики, временного определения фактов хоздеятельности
Оценка правомерности изменений Внесенных в учетную политику

Предприятием должно раскрываться в пояснительной записке то, почему изменилась учетная политика, в чем суть изменений, как отображены изменения в бухотчетности, как скорректированы суммы с учетом изменений.

Рабочий документ

По завершении аудиторской проверки создается мнение аудитора относительно проверки учетной политики. Выражается оное в приложении 1.1 к аудиторскому заключению «Рабочий документ аудитора».

В рабочем документе аудитора касательно учетной политики должны рассматриваться следующие вопросы:

  1. Кто ведет бухучет на предприятии?
  2. Какими нормативами регулируется работа бухгалтерского отдела?
  3. Как обрабатываются учетные данные?
  4. Какая используется бухгалтерская программа?
  5. Наличествует ли приказ об учетной политике?
  6. Учрежден ли рабочий план счетов?
  7. Утверждены ли формы не стандартной первичной документации?
  8. Определены ли лица, располагающие правом подписи первичных документов?
  9. Установлен ли график документооборота?
  10. Очерчен ли круг лиц, отвечающих за сохранение документации?
  11. Определен ли инвентаризационный порядок?
  12. Наличествуют ли договоры о матответственности с ответственными материально сотрудниками?
  13. Имеет ли предприятие структурные подразделения на отдельном балансе?
  14. Какой употребляется метод начисления амортизации?
  15. Устанавливает ли учетная политика стоимостный лимит для введения активов в состав основных средств?
  16. Утверждены ли нормы переоценки основных средств?
  17. Как отображается в учете закупка и заготовка материальных и производственных запасов?
  18. Как списываются выпущенные в производство материалы?
  19. Как учитывается готовая продукция при заготовке и складировании?
  20. Как распределяются косвенные расходы?
  21. Как списываются расходы на продажу?
  22. Каким образом оценивается неоконченное производство?
  23. Утверждено ли положение о формировании резервов?
  24. В каком порядке учитываются траты по обычным видам деятельности?
  25. Иные значимые вопросы.

На примере организации

Процедура аудита учетной политики постоянно совершенствуется. Потому в преддверии проверки желательно ознакомиться с порядком на примере какой-либо организации.

Наиболее значимыми моментами при этом являются план процесса, программа, важные нюансы, завершающий этап. Законом не утверждены программа и план аудита учетной политики.

Но в большинстве случаев процедура состоит из двух основных этапов. На первом проводится контроль формирования и применения учетной политики организации.

В процессе ознакомления с учетной политикой и анализа документов предприятие обязано предоставить аудиторам всю документацию, касающуюся учетной политики, бухгалтерской отчетности и внутренней отчетности.

При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.

Нюансы для предприятия общественного питания ↑

Основная особенность финансово-хозяйственной деятельности предприятий общественного питания в том, что таковая сочетает элементы торговли и производства.

Производственная деятельность таких учреждений включает в себя три взаимосвязанных процесса – заготовку сырья для производства готовой продукции, выработку готовой продукции и реализацию продукции.

Поэтому аудит предприятия общественного питания осуществляется аналогично аудиторской проверке, как сферы торговли, так и сферы производства.

Главные задачи при проведении аудита на предприятии общественного питания это проверка полноты и правильности отображения операций по приходованию материальных ценностей, калькулированию себестоимости готовой продукции, списанию запасов в производство.

Также значимо определение финансового итога деятельности и отражения оного в бухгалтерской отчетности.

Аудит учетной политики это важный процесс, имеющий немало особенностей. Потому крайне желательно подготовиться к нему заранее.

Аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности финансовой отчетности, должно в равной степени охватывать и данные об учетной политике.

Если в процессе проверки выявлены несоответствия реального ведения бухотчетности утвержденным способам, то в итоговой части аудиторского заключения должны наличествовать особые оговорки относительно несоответствующих моментов.

Источник: http://buhonline24.ru/audit/uchetnoj-politiki.html

1.2 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1 этап — ознакомительный.

На данном этапе аудитор предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним.

Производится проверка наличия и ознакомление с организационной и юридической документацией:

· приказ об учетной политике организации;

· график документооборота;

· рабочий план счетов;

· свидетельством о государственной регистрации;

· справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;

· лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством;

· планами и прогнозами;

· прочей существенной документацией

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.

2 этап — основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров учета, оценка правильности организации бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ.

Аудиторские процедуры:

· тестирования средств внутреннего контроля;

· аудиторские процедуры по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных тестов, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в форме аналитических процедур.

В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе.

3 этап — заключительный.

На последнем этапе проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение.

Источник: http://buh.bobrodobro.ru/7136

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector