Симметричная корректировка, в том числе контролируемых сделок

Симметричная корректировка

Симметричная корректировка – это правомерное применение российскими организациями, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, рыночных цен, на основании которых налоговым органом осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога по итогам налоговой проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, при условии, что решение налогового органа о доначислении налога исполнено (например, если поставщику был доначислен налог на прибыль организаций в результате увеличения облагаемых доходов, покупатель вправе уточнить свои обязательства по налогу на прибыль, увеличив свои расходы по данной контролируемой сделке).

Налоговый орган при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проверяет полноту исчисления и уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц, уплачиваемого предпринимателями, нотариусами, адвокатами и иными лицами, занимающимися частной практикой;
  • налога на добычу полезных ископаемых, если сторона сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • налога на добавленную стоимость, если сторона сделки не является плательщиком или освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость.

При этом невозможно применение российской организацией, являющейся другой стороной контролируемой сделки, рыночных цен, когда налоговый орган доначисляет налог без определения цены (метод сопоставимой рентабельности (ст. 105.12 НК РФ) или метод распределения прибыли (ст. 105.13 НК РФ).

Если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, то подлежат применению правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Применение симметричных корректировок не требует корректировки регистров налогового учета и первичных документов (п. 2 ст. 105.18 НК РФ). Т.е., симметричные корректировки будут отражаться только в налоговых декларациях налогоплательщика, имеющего право на их проведение.

Симметричные корректировки осуществляются налогоплательщиком на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом налоговым органом налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) заказным письмом или передаваемом ему (в т.ч.

в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи) в течение одного месяца с момента возникновения права у налогоплательщика на проведение симметричных корректировок.

В случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке указанный срок увеличивается до шести месяцев (течение срока приостанавливается до момента вступления в силу соответствующего судебного акта при обжаловании решения).

При наличии у налогоплательщика информации об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога, он вправе обратиться в налоговый орган с заявлением (приобщив копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении) о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, а налоговый орган должен рассмотреть указанное заявление и в течение 15 дней либо вынести решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, либо отказать в выдаче уведомления в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением указанной в заявлении информации, либо проинформировать о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

Налогоплательщик, изъявивший желание произвести корректировку цен на основе уведомления о возможности симметричных корректировок, не вправе оспаривать величину такой корректировки, за исключением случаев ее несоответствия величине, указанной в решении о доначислении налога.

В случае, если другие налогоплательщики, участвующие в сделке, произвели симметричные корректировки в соответствии с решением о доначислении налога, а впоследствии такое решение изменено (отменено) или признано недействительным, другие стороны, участвующие в сделке, должны произвести соответствующие обратные корректировки.

Обратные корректировки производятся налогоплательщиками в течение одного месяца на основании уведомлений о необходимости обратных корректировок, полученных от налоговых органов по месту учета. При этом пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.

К уведомлению о необходимости обратных корректировок прилагается расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме, а также копия соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога или соответствующие судебные акты.

Налоговый орган производит зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки.

Налоговый орган не вправе ссылаться на отсутствие документов или истечение срока их хранения при зачете (возврате) сумм налога, указанных в уточненной декларации, представленной налогоплательщиком по итогам проведения симметричных или обратных корректировок на основе соответствующего уведомления.

Источник: http://lallc.ru/simmetrichnaya-korrektirovka/

Симметричные корректировки

Энциклопедия МИП » Налоговое право » Налоговый контроль » Симметричные корректировки

Симметричные корректировки могут проводить только российские организации.

Содержание

Симметричные корректировки, как определение, установлены в ст. 105.18 НК. В данной правовой номе установлен порядок и поводы для их проведения.

В 2015 году, в результате принятия ФЗ № 150, суть статьи получила новую редакцию. Такими изменениями были определены изменения, касающиеся правил, в пределах которых осуществляются симметричные корректировки.

В суть рассматриваемого понятия входит деятельность, осуществляемая налогоплательщиком, необходимость в которой может быть обоснована наличием решения органов ФНС об установлении обязательства по доначислению налога, а также процессом уменьшения размера понесенного убытка.

Таким образом, симметричные корректировки могут иметь как обязательный характер, так и выполняться в добровольном порядке.

Условия и порядок применения симметричных корректировок

Проведение симметричной корректировки возможно при наличии соответствующего уведомления, полученного от федеральных налоговых органов, которым предприятие обязывается к выполнению ряда бухгалтерских процедур.

ФЗ-150 предоставлено право плательщикам налоговых отчислений по проведению взысканий процентов с федеральных налоговых органов, в том случае, если будет существовать нарушение срока, в который уведомление о возможности симметричных корректировок направлено второму субъекту выполненной сделки, находящейся под контролем исполнительной власти.

Процедура исчисления процентов осуществляется на протяжении периода, течение которого обосновывается началом истечения срока, который предоставляется законом для направления уведомления и завершается днем фактического выполнения такой функции.

Симметричные корректировки могут иметь добровольный характер и осуществляться налогоплательщиком путем доначисления налоговых выплат, что является основанием для снижения уровня убытков.

Такие изменения не требуются и в отношении первичной документации. Их обязательный учет должен быть отражен в декларациях, которые впоследствии будут направлены в адрес органов исполнительной власти.

Поводом для проведения корректировок для налогоплательщика, является наличие информационного уведомления, требующего их проведения. Такое уведомление исходит от федеральных органов исполнительной власти и является обязательным для исполнения.

Со стороны ФНС процедура передачи уведомления может заключаться в его нарочной передаче, в виде направления заказной корреспонденции, передачи электронным сообщением и т.д.

Действие уведомление обозначено датой, с которой плательщик мог провести корректировку, и действует на протяжении месяца. Такой срок может быть продлен в том случае, когда со стороны плательщика инициирована процедура пересмотра решения органов исполнительной власти, но он не может превышать полугода.

Цели применения симметричных корректировок

В рамках действующих норм права, налоговые обязательства, которые закрепляются за покупателем или заказчиком по договору, могут быть уменьшены за счет доначисления налогов другой стороне.

Цель уменьшения налоговой базы достигается в результате проведения проверки, нацеленной на установление правомерности налогообложения по контролируемой сделке, что осуществляется на основе решения органов ФНС.

Со стороны органов власти проводится проверка цены сделки, которая установлена взаимозависимыми лицами. Проверка цены осуществляется по отношению к тем ценам, которые действуют на рынке.

Провести уменьшение объема налоговой базы и снизить сумму начислений может второй субъект сделки самостоятельно, для чего потребуется применить цены, установленные проверкой и выполнить, исходя из них, расчет необходимого к выплате налога.

Уведомление о возможности симметричных корректировок

Симметричные корректировки проводятся в обязательном порядке на основании уведомлений. Для такого документа характерно наличие определенной формы, утвержденной на основании распоряжения налоговых органов.

Процедура направления уведомлений в адрес второго субъекта проведенной сделки осуществляется в результате его предъявления, направления заказной корреспонденцией или путем использования электронных форм. Направление уведомительного документа относится к обязанностям ФНС.

Нарушение указанных в законодательстве сроков, касающихся времени их выдачи и направления, может стать основанием для проведения зачета или возврата в адрес плательщика сумм тех средств, которые были уплачены, как излишне начисленные. Основанием для осуществления таких действий являются результаты, которые были получены после того, как симметричные корректировки были проведены.

Отсутствие уведомления в адрес второго субъекта сделки, дает последнему возможность обратиться в органы ФНС за его получением, для чего предъявляется заявление. В качестве приложений к такому заявлению могут выступать копии документов о решении, вынесенном в отношении лица прошедшего проверку, а также оп проведении действий по доначислению или уменьшению налоговой базы с его стороны.

Решения федерального органа исполнительной власти

Со стороны федеральных органов исполнительной власти могут быть приняты такие решения:

  • о предоставлении уведомления, обязывающего провести симметричные корректировки;
  • о предоставлении отказа в передаче уведомлений, на основании которых могут проводиться симметричные корректировки;
  • по информированию о причинах приостановления сроков, связанных с выдачей уведомлений.

Принятые решения, устанавливающие возможность выдачи уведомления, должны быть направлены второму субъекту сделок не позже, чем на следующий день с момента их принятия.

Решения об отказе направляются второму субъекту на протяжении суток с того времени, как они были вынесены.

Отказ в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок

От органов налогового контроля в адрес субъекта соглашения может быть выдан отказ, на основании которого симметричные корректировки не могут быть проведены.

Процедура принятия такого решения регламентирована НК и рядом нормативных актов, относящихся к актам локального значения.

Со стороны органов исполнительной власти решения об отказе должны направляться заинтересованной стороне в срок, который ограничивается одними сутками и начинает течь с даты вынесения такого документа.

Поводом для отказа может послужить отсутствие должных оснований, изложенных в заявлении о предоставлении права на проведение корректировки. Кроме того, причиной негативного решения может стать недостаточность документации, предоставленной заинтересованным субъектом для разрешения вопроса по сути.

Обратные корректировки

В налоговом законодательстве существует обязанность, вменяемая плательщикам, согласно которой, проведение обратных корректировок является обязательным.

До настоящего времени, в качестве причины, являющейся обоснованием проведения таковой корректировки, со стороны второго субъекта соглашения могли послужить изменения, а равно и полная отмена, а также признание недействительности решений органов ФНС, которое осуществлено органами правосудия и принято по отношению к проверяемому лицу.

Изменения, которые произошли в недавнее время, послужили установлению новых правил, согласно которым, обратная корректировка должна быть осуществлена плательщиком налогов, выступающим вторым субъектом сделки, подлежащей контролю, самостоятельно.

Такая корректировка осуществляется относительно базы средств, которые могут быть обложены налогом, а также сумм налогов, которая была выплачена ранее, а равно и убытков, имеющих место в результате совершения сделок.

Такой документ является отражением процесса уменьшения базы обложения, а также самих сумм налогов.

Читайте также:  Акт о недостаче товара при инвентаризации. образец и бланк 2018 года

Проведение обратной корректировки может быть осуществлено при наличии уведомления, изданного в результате принятия решения федеральных органов исполнительной власти. Такие корректировки могут осуществляться на протяжении месяца, отсчет которого осуществляется с момента фактической регистрации уведомления в качестве входящей корреспонденции.

При осуществлении данных действий бухгалтерского характера, необходимо пользоваться правилом, согласно которому, пеня не может быть начислена в отношении тех сумм, которые возникли в результате увеличения базы, подлежащей исчислению налогов, после проведения обратной корректировки.

Уведомление о необходимости обратных корректировок

Решения о проведении обратной корректировки могут быть приняты исключительно ФНС. Законодательством установлены случаи, при которых проведение таких действий является обязательным и необходимым мероприятием.

К первому случаю относятся изменения, отмена или признание недействительности решений, установленных проверкой и устанавливающих ответственность в отношении проверяемых лиц. Для данного случая характерно наличие судебного решения.

Ко второму случаю относится вариант предоставления деклараций с уточненными сведениями, числовые значения которых свидетельствуют об уменьшении базовой суммы средств, подлежащих исчислению налогов.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/nalogovyj-kontrol/simmetrichnye-korrektirovki.html

Симметричные корректировки

С 1 января 2012 г. был установлен новый вид налоговых проверок: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Проводит данный вид проверок Федеральная налоговая служба Российской Федерации по месту своего нахождения.

Если ФНС России по результатам проверки доначислит одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства. Подробнее об условиях и порядке проведения симметричных корректировок читайте в настоящей статье.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г.

N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» взамен нескольких действующих статей ввел в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) целый раздел, посвященный налоговому контролю сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами. В этом разделе НК РФ налоговому контролю в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами посвящена целая глава — 14.5 НК РФ.

Прежде следует отметить, что информация о контролируемых сделках, полученная от налогоплательщиков и налоговых органов, поступает в Межрегиональную инспекцию ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения (далее — МИ ФНС России).

МИ ФНС России является территориальным органом, осуществляющим функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в части вопросов ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в данной сфере в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

МИ ФНС России обеспечивает прием, обработку, хранение и анализ информации о контролируемых сделках в соответствии с разд. V.1 НК РФ, осуществляет мониторинг и использование источников информации, необходимых для анализа и контроля цен для целей налогообложения, а также анализ и оценку рыночных процессов и ценообразования на внешних и внутрироссийском рынках.

По результатам обработки поступивших сведений налоговый орган может принять решение о проведении проверки по контролируемой сделке. Целью такой проверки является установление факта соответствия (или несоответствия) применяемых налогоплательщиком цен по сделке уровню рыночных цен.

Проверку по контролируемой сделке проводят сотрудники МИ ФНС России по ценообразованию, и проводится она по месту нахождения самой МИ ФНС России, то есть все контрольные мероприятия осуществляются без выезда к налогоплательщику, посредством изучения и проверки представленных документов и сведений.

В п. 1 ст. 105.17 НК РФ отмечено, что основаниями для проведения ФНС России проверки соответствия цен являются:

— уведомление о контролируемых сделках, поданное налогоплательщиком;

— извещение территориального налогового органа, который в ходе камеральной или выездной проверки выявил факты совершения незаявленных контролируемых сделок;

— выявление контролируемой сделки при проведении ФНС России повторной выездной проверки.

В соответствии с п. 4 ст. 105.3 НК РФ ФНС России проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

1) налога на прибыль организаций;

2) НДФЛ;

3) НДПИ;

4) НДС, если другая сторона сделки — организация или предприниматель — неплательщик НДС, либо освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС.

ФНС России обязана уведомить налогоплательщика о принятии решения о проведении проверки, в течение трех дней со дня его принятия.

Проверка проводится в срок, не превышающий 6 месяцев. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен до 12 месяцев.

Если в результате проверки будет установлено, что цена по контролируемой сделке не соответствует уровню рыночных цен, то налоговая инспекция произведет перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика исходя из рыночных цен и доначислит ему налоги.

В том случае, если одному из участников сделки будет доначислен налог, второй участник получит право откорректировать свои налоговые обязательства в сторону уменьшения, применив для целей налогообложения ту цену, которая была применена налоговым органом в отношении первого участника. Это называется симметричной корректировкой.

Обратите внимание! Симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, которому были доначислены налоги, исполнит соответствующее решение налоговых органов по уплате недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).

Стоит иметь в виду, что симметричную корректировку отражают в том налоговом периоде, в котором она была произведена. При этом в соответствии с п. 2 ст. 105.18 НК РФ регистры налогового учета и первичных документов не корректируются.

В случае если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, то подлежат применению правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога. В данном случае речь идет о нормах гл.

12 «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм» НК РФ, включающей в себя ст. 78 «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа» и ст. 79 «Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа». Кроме того, подлежат применению нормы ст. 176 «Порядок возмещения налога» гл.

21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ.

Основанием для проведения симметричной корректировки является информация, которая содержится в уведомлении о возможности симметричных корректировок (п. 4 ст. 105.18 НК РФ).

Подобное уведомление ФНС России обязана передать налогоплательщику в течение одного месяца с момента возникновения у него права на проведение симметричных корректировок. Если продавец товаров, работ, услуг обжалует решение о доначислении налога в суд, то этот срок увеличивается до шести месяцев.

В п. 5 ст. 105.

18 отмечено, что если покупатель товаров, работ, услуг не получил от специалистов налоговых органов уведомления о возможности симметричных корректировок, то он может обратиться в налоговые органы с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок. К заявлению о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении.

Налоговый орган должен рассмотреть заявление о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок и принять в течение 15 дней одно из следующих решений:

— вынести решение о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок;

— отказать в выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или неподтверждением указанной в заявлении информации;

— проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

При симметричной корректировке налогоплательщик не вправе оспаривать ее величину. Исключением являются случаи, когда величина корректировки не соответствует величине, указанной в решении о доначислении налогов (п. 7 ст. 105.18 НК РФ).

Обратные корректировки осуществляются в течение одного месяца на основании уведомления о необходимости обратных корректировок, полученного от налоговых органов по месту учета. При этом пени в отношении налогов, увеличенных на основании обратных корректировок и подлежащих уплате в бюджет, не начисляются.

К уведомлению о необходимости обратных корректировок прилагаются:

— расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме;

— копия соответствующего судебного акта, отменяющего (изменяющего) или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога, или соответствующие судебные акты.

Что касается продавца товаров (работ, услуг), в отношении которого отменено решение о доначислении налога, он имеет право на зачет или возврат излишне уплаченного налога. Однако специалисты налоговых органов проведут такой зачет (возврат) только после проведения обратных корректировок и уплаты налога покупателем товаров (работ, услуг).

В.В.Семенихин

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/simmetrichnye_korrektirovki/35-1-0-1348

Самостоятельная корректировка налоговой базы (Петрова Н.А.)

Дата размещения статьи: 15.05.2015

В отдельных случаях, установленных действующим налоговым законодательством, учитываются доходы, которые не были фактически получены, но могли бы быть получены. Речь идет о сделках с взаимозависимыми лицами, в которых цены ниже рыночных.

В общем случае определение дополнительного дохода осуществляется налоговыми органами, при этом указанную корректировку налоговой базы вправе провести и сам налогоплательщик.

Мы расскажем о том, как это сделать и как отразить данную операцию в налоговых декларациях.

Сделки между взаимозависимыми лицами

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке лицами (ст. 2 ГК РФ).Соответственно, цена сделки устанавливается исключительно хозяйствующими субъектами и для целей налогообложения признается рыночной. Но из этого правила есть исключение — это сделки между взаимозависимыми лицами, которые являются контролируемыми.

Порядок признания лиц взаимозависимыми для целей применения НК РФ установлен ст. 105.1 НК РФ. Общий подход для признания лиц взаимозависимыми следующий.

Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, то указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми.

Особенности налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговым кодексом установлены особенности налогообложения сделок между взаимозависимыми лицами: общие положения прописаны в ст. 105.3 НК РФ.

Основные принципы налогообложения данных сделок следующие:- если цена сделки между взаимозависимыми лицами отличается от рыночной, то для целей налогообложения учитывается недополученный доход;- недополученный доход учитывается для целей налогообложения только в случае, если это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет;- сумма недополученных доходов определяется налоговым органом с применением методов, установленных гл. 14.3 НК РФ. При этом налоговый орган должен доказать, что цена сделки не является рыночной;- налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения рыночную цену, отличающуюся от цены, примененной в указанной сделке, а также самостоятельно сделать корректировку налоговой базы;- налоговые органы отслеживают полноту исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, НДФЛ (в соответствии со ст. 227 НК РФ — индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами), НДПИ и НДС (если одна из сторон сделки не уплачивает НДС);

Читайте также:  Порядок проведения земельного контроля

— установлен ряд случаев, когда цены признаются рыночными, например если сделка заключена по результатам биржевых торгов или на основании заключения оценщика.

Ответственность за неуплату налога по сделкам с взаимозависимыми лицами

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влечет взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (ст. 129.3 НК РФ).При этом в настоящее время действует переходный период, согласно которому при вынесении решений о доначислении налогов действуют следующие нормы:- за налоговые периоды 2012 — 2013 гг. налоговая санкция, установленная п. 1 ст. 129.3 НК РФ, не применяется;- за налоговые периоды 2014 — 2016 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ, применяется в размере 20% от неуплаченной суммы налога;- за налоговые периоды начиная с 2017 г. — в полном объеме.

При этом налогоплательщик освобождается от указанной ответственности при условии представления им налоговому органу документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения. Другими словами, если налогоплательщик сможет доказать, что цены соответствуют рыночным.

Правила проведения самостоятельной корректировки налоговой базы

В соответствии с п. 6 ст. 105.

3 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке в том случае, если в сделках между взаимозависимыми лицами применены цены, не соответствующие рыночному уровню.

В этом случае налогоплательщик избежит привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3 НК РФ.

При этом указанные корректировки могут производиться:- организациями одновременно с представлением налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый период либо, если организация не является налогоплательщиком налога на прибыль организаций, в сроки, установленные для представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;- физическими лицами одновременно с представлением налоговой декларации по НДФЛ, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.Корректировки по НДС и НДПИ отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен, представляемых одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций (НДФЛ).Сумма недоимки, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с настоящим пунктом корректировки, должна быть погашена в срок не позднее даты уплаты налога на прибыль организаций (НДФЛ) за соответствующий налоговый период:- для организаций — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;- для физических лиц — не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.При этом пени на сумму недоимки не начисляются за период с даты возникновения недоимки до даты истечения установленного срока ее погашения.

В связи с изменениями и дополнениями в формы налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, НДС при отражении самостоятельных корректировок в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ необходимо учитывать следующее.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/3717

Отражение результата проверки ценообразования

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: отражение результата проверки ценообразования.

Особенностью налоговых проверок взаимозависимых лиц является то, что в случае доначисления налога по итогам проверки цены, на основании которых налоговым органом осуществлена корректировка налоговой базы и суммы налога, могут быть применены российскими организациями — налогоплательщиками, являющимися другими сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ. Такое применение рыночных цен признается симметричной корректировкой. Напомним, что в данном случае речь идет о следующих налогах: налоге на прибыль организаций, НДФЛ индивидуальных предпринимателей (нотариусов, адвокатов), НДПИ в особых случаях и НДС в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся плательщиком НДС или освобожденная от исполнения обязанностей плательщика НДС. Отметим, что проведение симметричных корректировок является правом налогоплательщика, а не обязанностью.

Обратите внимание! Право на проведение симметричных корректировок другими сторонами контролируемой сделки возникает исключительно в случаях, когда решение налогового органа о доначислении налога исполнено лицом, являющимся стороной контролируемой сделки, в отношении которого было вынесено решение о доначислении налога, в части недоимки, указанной в этом решении.

Как осуществляются симметричные корректировки при проверке?

Порядок проведения симметричных корректировок установлен статьёй 105.

18 налогового кодекса, общие положения которого следующие:
— при применении симметричных корректировок корректировки регистров налогового учета и первичных документов не осуществляются; — симметричные корректировки могут быть учтены в налоговых декларациях, представленных по итогам того налогового периода, в котором были произведены соответствующие симметричные корректировки;

— если по результатам симметричной корректировки налогоплательщик получает право на возврат налога, применяются правила, установленные НК РФ в отношении зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.

Одним из важнейших моментов при проведении симметричных корректировок является то, что симметричные корректировки осуществляются налогоплательщиком на основе информации, содержащейся в уведомлении о возможности симметричных корректировок, направляемом налогоплательщику налоговым органом. На сегодняшний день форма (форматы) и порядок выдачи уведомления о возможности симметричных корректировок не утверждены ФНС.

Срок осуществления симметричных корректировок по ценам

Для налогового органа установлен срок, в течение которого он передает уведомление о возможности симметричных корректировок налогоплательщику (направляет данное уведомление по почте заказным письмом или передает в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) — в течение одного месяца с момента возникновения у налогоплательщика права на проведение симметричных корректировок. В случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке указанный срок увеличивается до шести месяцев. При этом течение срока для выдачи или направления налогоплательщику уведомления о возможности симметричных корректировок может быть приостановлено при получении налоговым органом информации об обжаловании решения о доначислении налога, на основе которого проводятся симметричные корректировки, в судебном порядке. Такое приостановление действует до момента вступления в силу соответствующего судебного акта.

Обжалование результатов налоговой проверки

Аналогичный порядок применяется при обжаловании актов арбитражных судов нижестоящих инстанций. Законодатель прописал права налогоплательщиков в случае неполучения данного уведомления при наличии информации об исполнении другой стороной по сделке решения о доначислении налога.

В этом случае налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган с заявлением о выдаче уведомления о возможности симметричных корректировок, к которому должны быть приложены копии документов, подтверждающих информацию о вынесенном решении о доначислении налога и его исполнении.

Налоговый орган обязан рассмотреть данное заявление в течение 15 дней и вынести решение о выдаче уведомления либо отказать в выдаче уведомления в связи с несоблюдением порядка подачи заявления или не подтверждением указанной в заявлении информации.

Но есть и третий вариант: налоговый орган может проинформировать налогоплательщика о приостановлении сроков для выдачи уведомления в случае обжалования решения о доначислении налога, на основании которого проводятся симметричные корректировки.

При этом налогоплательщик, изъявивший желание произвести корректировку цен на основе уведомления, не вправе оспаривать величину такой корректировки, за исключением случаев ее несоответствия величине, указанной в решении о доначислении налога.

В случае с симметричными корректировками возможен вариант с обратными корректировками. Они должны быть сделаны в случае, если впоследствии решение о доначислении налога было изменено (отменено) или признано недействительным. Это уже обязанность налогоплательщика, а не его право.

Обратные корректировки производятся налогоплательщиками в течение одного месяца на основании уведомлений о необходимости обратных корректировок, полученных от налоговых органов по месту учета. В данном случае пени в отношении подлежащих уплате сумм налога, увеличенных на основании обратных корректировок, не начисляются.

Форма и порядок выдачи уведомления о необходимости обратных корректировок утверждаются также ФНС и на сегодня не утверждены.

К данному уведомлению прилагается расчет обратных корректировок, составленный в произвольной форме, а также копия соответствующего судебного акта, отменяющего, изменяющего или признающего недействительным первоначальное решение о доначислении налога или соответствующие судебные акты.

Что такое обратная корректировка налоговой базы?

При этом налоговый орган произведет зачет (возврат) суммы излишне уплаченного налога стороне контролируемой сделки, в отношении которой было вынесено решение о доначислении налога, только после проведения обратных корректировок и уплаты налога другой стороной контролируемой сделки.

Таким образом, налогоплательщик, являющийся стороной контролируемой сделки, по результатам проверки взаимозависимых лиц не вносит изменения в первичные документы и налоговые регистры.

На основании уведомления и бухгалтерской справки он делает соответствующие проводки в бухгалтерском учете, изменения вносятся в налоговые декларации по соответствующим налогам в периоде проведения симметричных корректировок.

Источник: http://nalogitax.ru/simmetrichnye-korrektirovki-bazy-hode-proverki-ceny-otrazhenie.html

Признаки контролируемых сделок

N Норма НК РФ Содержание сделки Установленный НК РФ критерий Специальные условия
Подпункт 1 п. 2 ст. 105.14 Сделки между взаимозависимыми лицами Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. руб.

На 2012 и 2013 гг. предусмотрены специальные переходные увеличенные «пороги»: сумма доходов по сделкам между рассматриваемыми лицами должна составить: — за 2012 год — 3 млрд. руб.; — за 2013 год — 2 млрд. руб. (п. 3 ст. 4 Закона N 227-ФЗ)
Подпункт 2 п. 2 ст. 105.

14

Сделки, в которых одна из сторон является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по адвалорной налоговой ставке, а предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом НДПИ Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб.

Подпункт 3 п. 2 ст. 105.

14

Сделки, в которых хотя бы одна из сторон является налогоплательщиком: — единого сельскохозяйственного налога; — ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн. руб.
Подпункт 4 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых хотя бы одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб.
Подпункт 5 п. 2 ст. 105.14 Сделки, в которых хотя бы одна из сторон является резидентом ОЭЗ, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом ОЭЗ Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб. Применяется с 01.01.2012 (п. 4 ст. 4 Закона N 227-ФЗ)

Внешние сделки (трансграничные) с взаимозависимыми лицами являются контролируемыми без учета какого-либо порогового значения. Так, например, для банка со 100-процентным участием иностранного банка все сделки с материнским банком будут признаваться контролируемыми.

Однако НК РФ содержит особые пороговые значения применительно к 2012 и 2013 гг. в отношении требований по предоставлению документации, уведомлений и проведению проверок налогового контроля.

В связи с этим можно прийти к выводу о том, что хотя формально сделки и будут контролируемыми, но если по сумме сделок пороговое значение не будет достигнуто, не будут проводиться и мероприятия налогового контроля в отношении таких сделок.

На основании ст. 105.

19 НК РФ крупнейшим налогоплательщикам предоставлено право обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения, суть которого заключается в том, что ФНС России и крупнейший налогоплательщик заранее договариваются о том, как будут определяться цены для целей налогообложения в контролируемых сделках. В дальнейшем, если налогоплательщик в ценообразовании будет придерживаться условий соглашения, ФНС России не вправе доначислять налоги, взыскивать пени, штрафы по контролируемым сделкам, если цены в них (методы их определения) утверждены в соглашении о ценообразовании (п. 2 ст. 105.23 НК РФ).

Далее необходимо отметить, что рассматриваемый новый вид налоговых проверок за трансфертным ценообразованием отнесен к непосредственной компетенции ФНС России. При этом с учетом того, что проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа, проводящего проверку цен, указанный вид проверок схож с камеральной налоговой проверкой.

Для назначения проверки цен нужны основания, которыми по Закону являются:

уведомления о контролируемых сделках, представляемые самостоятельно налогоплательщиками;

извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, если выявлена контролируемая сделка, по которой налогоплательщиком не представлено уведомление;

информация о выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, осуществлявшего проверку.

Что касается уведомлений о контролируемых сделках, то Законом введена обязанность самостоятельного их представления налогоплательщиком не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. Кроме того, налогоплательщик может представить уточненное уведомление, если обнаружит отсутствие некоторых сведений, неточности либо ошибки в ранее поданном уведомлении о контролируемых сделках.

По процедуре оформления назначения и реализации материалов проверка цен в целом схожа с выездной налоговой проверкой.

После получения упомянутого уведомления или извещения руководитель (заместитель руководителя) ФНС России выносит решение о проведении проверки цен.

Срок для вынесения такого решения — не позднее 2 лет со дня получения уведомления или извещения. При этом следует учитывать переходные положения Закона, согласно которым по контролируемым сделкам 2012 года назначение проверки возможно до 31 декабря 2013 г., а по сделкам 2013 года — до 31 декабря 2015 г.

Период охвата налоговой проверкой может составлять не более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее проведении до дня составления соответствующей справки.

Согласно Закону срок проверки не должен превышать 6 месяцев (по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС России он может быть продлен до 12 месяцев на основаниях и в порядке, установленных Службой).

Кроме того, увеличение срока проверки дополнительно на 6 месяцев возможно в случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов либо проведения экспертиз и (или) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

При этом, если в течение этих 6 месяцев ФНС России не будет получена запрашиваемая от иностранных государственных органов информация, проверка может быть продлена еще на 3 месяца. Таким образом, максимальный срок проведения проверки может составлять 21 месяц.

В течение 3 дней со дня принятия решения о продлении срока проведения проверки копия такого решения должна быть направлена налогоплательщику.

В ходе проверки цен ФНС России вправе осуществлять мероприятия налогового контроля, предусмотренные статьями 93, 93.1, 95-97 НК РФ, т.е.

истребовать документы (документацию) у проверяемого налогоплательщика, а также у участников проверяемых сделок, проводить экспертизу, привлекать необходимых специалистов, переводчиков.

Очевидно, что перечень полномочий в части проведения контрольных мероприятий в ходе проверки цен значительно уже, чем при проведении налоговых проверок. По окончании проверки цен составляется справка о проведении проверки, которая вручается проверяемому лицу или его представителю.

Выявленные в ходе проверки цен факты, которые привели к занижению суммы налога по контролируемым сделкам, должны найти отражение в акте проверки, который должен быть оформлен в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведении проверки. В акте проверки должен содержаться расчет суммы заниженного налога (налогов) с обоснованием такого занижения. Акт проверки в течение 5 дней с даты его составления вручается проверяемому лицу либо его представителю.

Как и в случае налоговых проверок, у налогоплательщика, если он не согласен с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, есть право представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом срок представления таких возражений законодательно установлен и составляет 20 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком акта проверки, что больше срока, предусмотренного в отношении камеральных и выездных налоговых проверок (15 дней).

Рассмотрение акта, других материалов проверки и письменных возражений налогоплательщика по акту, а также принятие решения по результатам проверки осуществляется в порядке, установленном ст. 101 Кодекса и аналогичном порядку рассмотрения материалов налоговых проверок.

Кроме того, другая сторона сделки может провести симметричную корректировку в сторону уменьшения налоговой базы и сумм налогов (осуществляется, если в отношении ее контрагента было вынесено решение о доначислении налога по итогам проверки) без корректировки данных регистров налогового учета и первичных документов в порядке, установленном ст. 105.18 Кодекса. При этом должно выполняться такое условие, как исполнение ее контрагентом решения о доначислении налога в части недоимки.

Корректировку вправе производить оба участника сделки с взаимозависимыми лицами, по которой была искажена база по налогам в результате неприменения рыночных цен.

Уточнение налоговых обязательств позволяет покупателю (заказчику) уменьшить свои обязательства, если другой стороне сделки — продавцу (исполнителю) были доначислены налоги.

Вместе с тем уточнить налоговые обязательства непросто, поскольку введены условия, при соблюдении которых обе стороны сделки вправе пересчитать налоги.

Во-первых, симметричную корректировку можно провести только после того, как лицо, привлеченное к ответственности (продавец или исполнитель), исполнило соответствующее решение налоговиков по уплате недоимки (п. 2 ст. 105.18 НК РФ).

Во-вторых, уменьшать налоговые обязательства покупатель (заказчик) будет на основании уведомления о возможности симметричных корректировок.

При этом участникам сделки не нужно корректировать регистры налогового учета и первичные документы. Должны уточняются только расчеты с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль, а сама симметричная корректировка отражается в том периоде, когда она произведена.

Законодатель не предусмотрел обязанности при наличии симметричной корректировки подавать уточненную налоговую декларацию (п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

Завершая анализ налогового контроля за трансфертным ценообразованием необходимо отметить, что с момента вступления в силу ч. 1 Налогового кодекса РФ прошло более 13 лет.

Очевидно, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля за ценами, на сегодняшний день устарели и их необходимо приводить в соответствие с современными экономическими требованиями. При этом практика применения ст.

20 и 40 НК РФ выявила ряд проблем и противоречий, урегулировать которые можно только на законодательном уровне.

Кроме того, одной из главных предпосылок принятия раздела НК РФ, посвященного трансфертному ценообразованию, является интеграция России в мировую экономику.

В развитых и развивающихся странах применение правил трансфертного ценообразования, предусмотренных Модельной конвенцией Организации экономического сотрудничества и развития о налогах на доходы и капитал и рекомендации ОЭСР о трансфертном ценообразовании, является обычной практикой.

В целом же необходимо отметить, что в России в условиях трансформации рыночной экономики и финансового кризиса дополнение мер налогового контроля особым видом проверок не стоит рассматривать как ужесточение налогового администрирования.

Речь идет лишь об установлении новых цивилизованных правил регулирования вопросов ценообразования для целей налогообложения в соответствии с международными принципами.

При этом для выработки единых подходов к реализации положений Закона, а также для апробации вновь введенных правил налогового администрирования цен, потребуется определенный период времени.

Представляется, что основной целью налогового контроля за трансфертным ценообразованием является упорядочение и повышение эффективности налогового контроля за правильностью и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, уточнение перечня взаимозависимых лиц и совершенствование основ, позволяющих определить соответствие цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам для целей налогообложения, создание механизмов противодействия использованию трансфертных цен в целях минимизации налогов.

[1] В.Е. Мурзин. Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, N 9-11, сентябрь-ноябрь 2011 г.

[2] Д.В. Дурнов. Борьба ФНС с трансфертным ценообразованием // «Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 6, ноябрь-декабрь 2011 г.

[3] О.В. Борзунова. Трансфертное ценообразование: контроль над ценами // «Налоговый вестник», N 12, декабрь 2011 г.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s3187t2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector