Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОС Право распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочее Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
  • Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
  • Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
  • Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Образец формы

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104)

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Акт о списании транспортного средства (ф. 0504105)

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143)

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Акт о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144)

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Читайте также:  Альтернативные издержки производства. факторы, как рассчитать

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

Операция Дебет Кредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту 0 104 ХХ 410 0 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению 0 401 10 271 0 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях 0 401 10 273 0 101 ХХ 410
Прочие причины 0 401 10 172 0 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ 0 105 ХХ 340 0 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта 0 401 20 200 0 302 ХХ 730

Переход на ФСБУ 6/2020 "Основные средства" с 2022 года

В первую очередь, очертим круг тех «счастливцев», кто обязан применять новый стандарт по ОС в обязательном порядке начиная с 2022 года.

Если исходить из положений ФСБУ 6/2020, то применять его нужно всем, кто готовит бухгалтерскую отчетность и у кого есть ОС, конечно же. Для ведущих упрощенный учет исключения по самому применению не сделано. Для тех, кто на «бухгалтерской упрощенке», в стандарте есть несколько поблажек. Но не переходить на новые правила вообще они не могут.

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Как можно переходить на новый ФСБУ по ОС

Основной порядок перехода на ФСБУ 6/2020 – ретроспективный (п. 48 ФСБУ 6/2020). То есть, предполагается, что пересчитаны по новым правилам будут данные за предыдущие периоды и таким образом, как будто стандарт применялся всегда.

Однако составители ФСБУ 6/2020 приняли во внимание многочисленные сложности, которые могут возникнуть при таком порядке перехода, и предусмотрели возможность переходить на новый стандарт по ОС перспективно (п. 49 ФСБУ 6/2020).

Альтернативный – перспективный переход – подразумевает, что будут скорректированы только входящие данные по ОС на 01.01.2022, а уже далее учет стоимости и амортизации будет вестись по требованиям нового стандарта.

О пересчете амортизации поговорим отдельно. Пока же успокоим бухгалтеров с большим количеством ОС: пересчитывать амортизацию по каждому объекту, возможно, не придется.

Величину накопленной амортизации по объекту ОС имеет смысл пересчитывать только в случае, если организация:

  • изменила срок полезного использования;
  • и/или установила ликвидационную стоимость.

Однако эти обстоятельства не обязательно возникнут. Например, ликвидационная стоимость может быть признана равной нулю, а способ начисления амортизации и срок полезного использования (СПИ) не меняются. В такой ситуации пересчитывать накопленную амортизацию не нужно.

Кроме того, продолжает действовать требование рациональности, которое предусматривает ведение бухучета исходя из:

  • условий хозяйствования;
  • величины организации;
  • соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

То есть, если пересчет накопленной амортизации по объектам ОС приведет к существенным затратам на это и при этом результат в учете и отчетности существенно не изменится по сравнению с тем, что был по старым правилам, от пересчета можно отказаться, раскрыв данную информацию в отчетности.

А теперь перейдем непосредственно к алгоритму перехода.

Шаг 1. Утвердите новую учетную политику

Начинать переход на ФСБУ 6/2020 нужно с учетной политики. Как можно понять, в ней должны быть зафиксированы все значимые моменты, касающиеся грядущих изменений в учете. Причем продумать, сформировать и утвердить новую учетную надо до того, как наступит «час Х». То есть – в 2021 году.

Перечислим основные аспекты, на которые нужно обратить внимание при формировании новой учётки.

ВЫБРАННЫЙ СПОСОБ ПЕРЕХОДА

Нужно указать, ретроспективный или альтернативный (перспективный) способ выбран для правил учета по ФСБУ 6/2020.

По мнению экспертов, большинство предпочтет альтернативный вариант перехода. Поэтому далее больше будем уделять внимание именно ему.

ЛИМИТ СТОИМОСТИ ДЛЯ ОС

По новому ФСБУ 6/2020 компания сама устанавливает стоимость, с которой объект считается основным средством (п. 5 ФСБУ 6/2020).

Напомним, что условие использования долее 12 месяцев при этом сохраняется. А вот сколько будет стоить такой объект – теперь на усмотрение того, кто ведет учет.

Объекты, оставшиеся под новой планкой, сразу списывают в расходы.

НАЧАЛО НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ

По новому ФСБУ 6/2020 начинать начислять амортизацию нужно с даты признания ОС в бухучете. Но можно действовать и по-старому: с месяца, следующего за месяцем, в котором ОС принято к учету, если закрепить это в учетной политике.

Отметим, что окончание начисления амортизации при выбытии объекта зависит от выбранного момента, когда она начата:

  • если с момента признания в учете – заканчивать начисление надо в момент выбытия;
  • если же начали начислять с месяца, идущего за месяцем признания, то заканчивать надо по аналогии – с месяца, следующего за месяцев выбытия.

СПОСОБ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ В БУХУЧЕТЕ

ФСБУ 6/2020не предусматривает начисление амортизации в бухучете методом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Он предлагает следующие методы:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально количеству продукции (работ, услуг).

Поэтому, если в учетной политике расписаны применимые способы амортизации, нужно пересмотреть их в соответствии с ФСБУ 6/2020.

ПРИЗНАНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ОС

Если объект ОС требует существенных расходов на техобслуживание и ремонт, а периодичность проведения таких мероприятий реже, чем 1 раз в год, такие затраты следует признавать отдельным объектом ОС (информация Минфина № ИС-учет-29).

Чтобы выполнить это требование, рекомендуем прописать в учётке порядок такого признания – какие затраты считать существенными, как определять периодичность и т. п.

ОТРАЖЕНИЕ ПЕРЕОЦЕНКИ

ФСБУ 6/2020 добавил новый способ списания переоценки ОС. С 01.01.

2022 можно:

  • списать всю накопленную амортизацию проводкой Дт 02 – Кт 01;
  • довести счет 01 до рыночной стоимости (с отнесением дельты на прибыль/убыток).

Отражать переоценку по-старому тоже можно. Поэтому в новой учётке необходимо указать, какой именно способ и для каких групп ОС применяете.

ТЕСТ НА ОБЕСЦЕНЕНИЕ

С 01.01.2022 нужно с периодичностью не реже чем 1 раз в год (на 31 декабря) проводить тест на обесценение ОС.

При этом порядка такого тестирования ФСБУ 6/2020 не содержит и предлагает пользоваться МСФО (IAS) 36 (п. 38 ФСБУ 6/2020).

МСФО 36, в свою очередь, предписывает тестировать на обесценение всякий раз, как появляются признаки обесценения. Что предполагает возможность такого тестирования и чаще чем 1 раз в год.

Во избежание двояких трактовок рекомендуем зафиксировать в учетной политике, когда и как проводится тест на обесценение ОС.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ

Инвестиционную недвижимость (ИН) по смыслу ФСБУ 6/2020 выделяют в отдельную статью учета.

Её нужно оценивать по первоначальной стоимости, а далее – по справедливой или рыночной.

Поскольку пошагового порядка определения таких показателей для ИН стандарт не содержит, логично его продумать и описать в учётке. Основываться можно на нормах ФСБУ и МСФО.

Также можно указать, что (информация Минфина № ИС-учет-29):

  • объекты, признаваемые ИН, не амортизируются;
  • разницу от изменения стоимости относят на счет 91, не задействуя счет 83.

Шаг 2. Провести переоценку ОС

Этот шаг нужен, если компания ведет учет ОС на основе переоцененной стоимости. Тогда на дату корректировки по требованиям ФСБУ 6/2020 сначала надо провести переоценку ОС и признать дооценку.

Напомним, что результат дооценки следует относить в состав капитала.

Шаг 3. Списать ОС со стоимостью ниже установленного лимита

Если есть объекты, стоимость которых ниже планки, установленной учетной политикой, их необходимо убрать из состава ОС.

По общему правилу списывать в соответствии с п. 49 ФСБУ 6/2020 нужно на нераспределенную прибыль (счет 84). Однако допустимо переклассифицировать объект ОС в другой актив (например, подлежащий отражению в составе запасов). Во втором случае из ОС нужно переводить в другой актив по новой классификации.

Шаг 4. Включить в ОС объекты со стоимостью, попадающей в лимит

Может быть и ситуация обратная той, о которой рассказано на предыдущем шаге – когда есть актив, который в составе ОС не был, но должен туда попадать по новой учетной политике.

В такой ситуации нужно отразить переклассификацию объекта и далее применять к нему требования учета по ФСБУ 6/2020.

Шаг 5. Выделить ОС, по которым не начисляется амортизация

Из дальнейшей работы нужно также выделить объекты, по которым начислять амортизацию. А следовательно – пересматривать ее элементы и выполнять пересчет не нужно.

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Шаг 6. Установить ликвидационную стоимость

После того, как выполнены шаги 2 – 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта. Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

Читайте также:  Получение товара по доверенности нужна ли печать

Как мы уже упоминали, ликвидационная стоимость может быть равна нулю. Напомним, в каких обстоятельствах это возможно:

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Допустимо объединять признаки, вынося суждение о нулевой ликвидационной стоимости. Например, если объект ОС планируете использовать весь срок, установленный ему по техническим характеристикам, далее его планируете демонтировать, а стоимость материалов и запчастей, полученных от демонтажа, будет не существенна: логично считать ликвидационную стоимость нулевой.

Шаг 7. Пересмотреть СПИ и способ начисления амортизации

  • На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 – 5.
  • Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.
  • Ввиду обилия новшеств и нюансов начисления амортизации по ФСБУ 6/2020, подробно рассмотрим этот процесс в отдельной статье.

Подробнее об этом см. “Что нужно знать про амортизацию ОС по ФСБУ 6/2020: её элементы, формулы, правила начисления“.

В этом материале только отметим, что если то, как начисляли амортизация до ФСБУ 6/2020, явно противоречит требованиям самого ФСБУ, элементы амортизации придется пересмотреть, а саму ее пересчитать. В любом случае, как будто не переходили на ФСБУ 6/2020.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка – пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

Шаг 9. Пересчитать амортизацию

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Напомним, что формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ – ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС – ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС – ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Шаг 10. Внести переходные корректировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 – Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе – 02 и 84);

Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.)? Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять

Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Каков порядок документального оформления в федеральном государственном бюджетном учреждении актов о списании объектов основных средств (например, оборудования, компьютеров и т.п.

)? Может ли учреждение одновременно оформлять списание объекта и осуществлять его демонтаж с целью извлечения металлолома, пригодных деталей и узлов, иных материалов? Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании основных средств (разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация), возможна только после его утверждения.

Обоснование вывода:Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности — соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).

Так, например, Положение об особенностях списания федерального имущества утверждено постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 (далее — Положение N 834). Отметим, что в отношении рассматриваемой ситуации отдельного нормативного документа, утвержденного учредителем федерального государственного бюджетного учреждения, в свободном доступе нет.

Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее — профильная комиссия), оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.

2010 N 157н, далее — Инструкция N 157н). Итогом работы профильной комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества (ф.ф. 0504104, 0504105, 0504143, 0504144, 0504230), которые подлежат утверждению, а также согласованию в установленных действующими нормативными правовыми актами случаях.

Так, при списании оборудования, компьютерной и иной техники оформляется Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (далее — Акт (ф. 0504104)). Акт (ф. 0504104) является одной из унифицированных форм первичных учетных документов, порядок заполнения которой закреплен в приложении N 5 к приказу Минфина России от 30.03.

2015 N 52н.Акты о списании основных средств подлежат утверждению руководителем учреждения (п.п. 10, 13 Положения N 834). Кроме этого, как уже было отмечено выше, в определенных случаях до утверждения руководителем учреждения Акт о списании имущества должен быть согласован с уполномоченными органами.

Федеральные учреждения согласовывают списание имущества с органами, в ведении которых они находятся (учредителями). Порядок согласования (в том числе перечень предоставляемых учреждениями документов) эти органы устанавливают самостоятельно*(1).В соответствии с п.

 11 Положения N 834 до утверждения в установленном порядке Акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных Актом о списании, не допускается.

То есть только после утверждения Акта о списании в учреждении под контролем профильной комиссии должны быть осуществлены мероприятия, предусмотренные данным первичным документом: разборка, демонтаж, уничтожение, утилизация и т.п.

Эту последовательность можно объяснить очень просто — например, процесс демонтажа и изъятия из основного средства лома, отдельных деталей и материалов будет запущен, а руководитель не утвердит Акт о списании, приняв решение о нецелесообразности списания объекта и возможности его дальнейшего использования, в частности, путем восстановления.Таким образом, выполнять разбор, демонтаж и т.д. основных средств бюджетному учреждению следует после утверждения Акта о списании. Реализация мероприятий осуществляется учреждением самостоятельно либо с привлечением третьих лиц на основании заключенного договора и подтверждается профильной комиссией.

В бухгалтерском учете выбытие имущества отражается на основании Акта о его списании после реализации мероприятий, предусмотренных этим первичным документом (п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). Акты о списании объектов имущества обычно составляются не менее чем в двух экземплярах.

Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица. Кроме того, на основании Акта о списании объектов основных средств в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф.

 0504031) в разделе 3 «Движение объекта основных средств» производится отметка о выбытии объекта.

  • Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
  • Емельянова Ольга
  • Ответ прошел контроль качества
  • 20 августа 2019 г.
  • Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-*(1) В целях согласования списания государственного (муниципального) имущества государственное (муниципальное) учреждение представляет в уполномоченный орган соответствующий комплект документов.

Конкретный перечень документов, необходимых для согласования списания того или иного вида имущества, определяется на уровне каждого публично-правового образования или ведомства.

На федеральном уровне не существует единого перечня — каждое министерство (ведомство) определяет такой перечень самостоятельно (пп. «г» п. 6 Положения N 834).

Списание основных средств в 2022 году в бюджетном учреждении

Списание основных средств в бюджетных учреждениях — 2020-2021

Списание основных средств в бюджетных учреждениях 2020-2021 годов — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости. Ее проведение требует от бюджетного учреждения (БУ) внимательного документального оформления и соблюдения прочих законодательно установленных правил, о которых будет рассказано в данной статье.

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества Правила распоряжения имуществом
Недвижимое имущество
Любое недвижимое имущество Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Движимое имущество
Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом
Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ
Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход Распоряжается самостоятельно. Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя
Прочее движимое имущество
Читайте также:  Минимальный уставный капитал страховой компании 2022

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Правила списания основных средств в бюджетных учреждениях в 2020 -2021 годах

Списание ОС может происходить по следующим причинам:

  • ОС потеряло свои свойства полностью или частично и не может функционировать должным образом,
  • ОС больше не находится в пользовании из-за его уничтожения или утраты.

Не являются основанием для списания ОС:

  • 100% амортизация актива;
  • истечение сроков полезного использования;
  • передача ОС в эксплуатацию.

По истечении сроков полезного использования основное средство подлежит списанию, только если оно действительно непригодно для дальнейшего использования и его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно (например, в случае если стоимость восстановления превышает те выгоды, которые могут быть получены от использования этого объекта).

Чтобы списать ОС, учреждение должно организовать специальную комиссию, действующую постоянно для принятия решений по таким вопросам (п. 34 Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н). Комиссия должна оформить и утвердить акт о списании:

  • нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (форма по ОКУД 0504104);
  • транспортного средства (форма по ОКУД 0504105);
  • мягкого и хозяйственного инвентаря (форма по ОКУД 0504143);
  • исключенных объектов библиотечного фонда (форма по ОКУД 0504144).

Новый ФСБУ 6/2020 с 2022 года

Изменения в учете основных средств станут обязательными с 2022 года, но подготовиться к работе по новому стандарту нужно уже сейчас. ФСБУ 6/2020 (введен приказом Минфина № 204н от 17/09/20), заменяющий собой ПБУ 6/01, содержит значительные нововведения, о которых следует знать бухгалтеру.

Что представляет собой ФСБУ

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

Один из важных моментов работы с ФСБУ заключается в необходимости применять его ретроспективно (п. 48), иными словами, как если бы документ с начала приобретения и использования конкретного ОС уже действовал.

Сложность здесь в следующем: амортизацию, руководствуясь положениями ФСБУ 6/2020, следует считать по обновленным правилам (о них пойдет речь далее в статье), а значит, балансовую стоимость ОС на начало отчетного года придется пересчитать. С этой целью берется первоначальная стоимость и вычитается сумма амортизации.

Очевидно, что первоначальная стоимость должна быть исчислена по старым правилам, а накопленная амортизация — по обновленным нормам (п. 49). Указанным способом можно соблюсти новые правила единовременно, не делая пересчет за предыдущие годы.

Фирмы, ведущие бухгалтерскую отчетность по упрощенному варианту, имеют право применять ФСБУ ограниченно, например, не проверять ОС, насколько те обесценились (п. 3).

На заметку! Бюджетные структуры ФСБУ 6/2020 не применяют (п. 2 Стандарта).

Рассмотрим главные новшества, касающиеся ОС, которые вводит в практику учета ОС документ.

Стоимость

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше.

Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок.

Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Амортизация

Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.

Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:

  • сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
  • расчетную сумму затрат на выбытие.

ЛС является разницей этих двух значений. Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».

ЛС может принимать нулевое значение, если:

  • к завершению СПИ не рассчитывают на поступления от выбытия ОС либо они незначительны;
  • сумму поступлений невозможно определить достоверно.

Значения трех составляющих устанавливаются при постановке ОС на учет.

Фирма обязана по окончании года и при изменениях, связанных с ОС, отслеживать, соответствуют ли они условиям пользования объектом в реальности; если это необходимо, их изменять (т.н. «изменения оценочных значений»).

Обратим внимание, что в ПБУ 6/01 вопрос об изменении способа расчета амортизации был освещен расплывчато, а новый документ четко указывает на эту возможность (п. 37).

Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА.

Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась.

Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.

Важно! Амортизацию продолжают начислять даже в ситуации простоя или прекращения работы ОС временно (п. 30 ФСБУ 6/2020).

Способ начисления амортизации связан законодателем с определением СПИ. Он может определяться двояко:

  1. По времени, периоду, когда ОС будет экономически выгодно.
  2. По объему продукции (или работ) в натуре, который планируется произвести при помощи конкретного ОС.

Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.

Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

Если СПИ определяется количеством продукции, пользуются способом пропорционально количеству продукции (объему работ). Алгоритм расчета в рамках отчетного периода такой:

  • вычисляют разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью;
  • делят количество продукции на остаток СПИ;
  • умножают одно значение на другое.

Запрещается исчислять амортизацию по выручке от реализованного того же объема продукции. Необходимо сделать расчет в целом так, чтобы распределить амортизируемую стоимость ОС на весь СПИ.

Прочее

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector