Автономное учреждение. управление, учет, налогообложение

Автономное учреждение. Управление, учет, налогообложение

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г.

Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования.

Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;
  • культуры;
  • система здравоохранения;
  • развитие спорта;
  • СМИ;
  • соцзащита физических лиц;
  • занятость трудоспособного населения.

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении.

Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662.

Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек.

Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/avtonomnoye-uchrezhdenie/

Налогообложение автономных учреждений

Любой заработанный во внебюджетной деятельности рубль – лишняя забота для бухгалтера: облагается ли налогом хозяйственная операция или подпадает под льготу, как она отражается в налоговом учете и где найти средства на уплату налога.

Руководителям и финансистам бюджетных организаций, которые собираются “перейти в автономные”, стоит уделить налогообложению особое внимание. Попробуем разобраться в нормах существующего налогового законодательства в отношении автономных учреждений.

Приглашаем к обсуждению проблемы всех заинтересованных читателей.

Что было, что будет…

В период “перерождения” бюджетного учреждения в автономное руководите­лям и бухгалтерам таких учреждений необходимо четко осознавать возможные последствия изменения в порядке налогообложения.

Напомним, что Федеральный закон от 03.11.06 № 174-ФЗ “Об автономных учреж­дениях” (далее – Закон № 174-ФЗ) предусматривает два способа образования ав­тономных учреждений:

1) создание нового юридического лица на основании решения собственника об его учреждении;

2) изменение типа существующего государственного или муниципального бюд­жетного учреждения установленных сфер деятельности.

Отметим, что во втором случае создание автономного учреждения не является его реорганизацией, то есть не появляется новое юридическое лицо (ч. 14 ст. 5 Закона № 174-ФЗ).

При этом не нужно составлять разделительный баланс или передаточный акт, а вносятся только изменения в устав существующего учреж­дения (ст. 58 и 59 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ).

Кроме того, у юриди­ческого лица сохраняется ранее присвоенный учреждению идентификацион­ный номер налогоплательщика (ИНН).

Однако, преобразовавшись в новый тип, учреждение не освобождается от от­ветственности по обязательствам, возникшим в период его прошлой “бюджет­ной” деятельности.

Представляется, что в 2008 г. автономные учреждения будут в основном созда­ваться путем преобразования, при этом у них сохранятся на установленный ра­нее срок лицензии, аккредитации и иные правоустанавливающие документы.

Отметим, что согласно ГК РФ (ст. 120) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь, государственное или муниципальное учреждение может быть бюд­жетным или автономным. Таким образом, автономное учреждение – это само­стоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации. В соответствии со ст.

152 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального за­кона от 26.04.07 № 63-ФЗ; далее – БК РФ) автономные учреждения не являются бюджетным учреждением – получателем бюджетных средств. Автономные уч­реждения не относятся и к участникам бюджетного процесса.

Это следует из положения ст. 162 БК РФ. На автономные учреждения не распространяются так­же требования о ведении бюджетного учета.

Кроме того, автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных орга­низациях в установленном порядке. При этом Закон № 174-ФЗ умалчивает о не­обходимости автономным учреждениям открывать лицевые счета в органах казна­чейства.

Напомним, что Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) плательщиками налогов признает как юридических, так и физических лиц. В свою очередь, правила оп­ределения объекта налогообложения (налоговой базы) налогоплательщиками по отдельным налогам, установленные частью второй НК РФ, включают в себя особенности налогообложения бюджетных учреждений и других некоммерче­ских организаций.

Федеральным законом от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законо­дательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального за­кона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособно­сти государственных и муниципальных учреждений» (далее – Закон № 175-ФЗ) в отдельные главы НК РФ внесены дополнения, регулирующие налогообложе­ние автономных учреждений.

Рассмотрим применительно к новому типу учреждений положения дейст­вующего налогового законодательства и внесенные Законом № 175-ФЗ из­менения.

Налог на добавленную стоимость

Читайте также:  Что делать, если потерян больничный лист сотрудника

Согласно гл. 21 НК РФ основные операции по оказанию услуг организациями социально-культурной и научной сферы освобождены от НДС.

Отметим, что соответствующие нормы целиком распространяются и на деятель­ность автономных учреждений, так как они не привязаны к организационно- правовой форме организации-налогоплательщика.

Бухгалтерам автономных учреждений по-прежнему необходимо будет вести раздельный учет как по облагаемым, так и по не облагаемым данным налогом операциям.

Остановимся на отдельных льготах по НДС. На основании подп. 20 п. 2 ст.

149 НК РФ не платят НДС учреждения культуры и искусства, если они предос­тавляют в аренду сценические и концертные площадки другим бюджетным учреждениям культуры и искусства.

Читая внимательно этот текст, стано­вится ясным, что для автономного учреждения аренда такого имущества в отличие от арендатора-бюджетника будет дороже на сумму налога на до­бавленную стоимость.

Таким образом, автономные учреждения и бюджетные учреждения, желающие арендовать площади у других бюджетных учреждений, оказываются не в равных условиях. Хочется думать, что данная льгота будет уточнена, и законодатель рас­пространит ее и на автономные учреждения.

Согласно подп. 16 п. 3 ст.

149 НК РФ освобождены от НДС научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы, которые выполняются за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследова­ний, Российского фонда технологического развития, а также внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, образуемых для этих целей в соот­ветствии с законодательством РФ. Другими словами, предоставление этой льго­ты зависит от источника финансирования и распространяется на организации любой формы собственности.

А вот по выполняемым в соответствии с договорами научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам не платят НДС только учреждения образо­вания и научные организации, к которым относятся и соответствующие авто­номные учреждения.

Законом № 175-ФЗ внесено изменение в гл. 21 НК РФ, которое затрагивает дей­ствия “партнеров – благодетелей” автономных учреждений. Согласно новой ре­дакции подп. 5 п. 2 ст.

146 НК РФ организации и индивидуальные предпринима­тели, являющиеся плательщиками НДС, при безвозмездной передаче основных средств автономным учреждениям налог на добавленную стоимость не уплачи­вают.

Отметим, что ранее эта льгота распространялась только на бюджетные уч­реждения, а теперь на все государственные и муниципальные учреждения, в число которых входят и автономные учреждения.

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) в силу своей универсальности и отсутствия льгот для бюджетных учреждений не претерпел изменений и в отношении авто­номных учреждений.

Вместе с тем стоит остановиться на одном моменте. Напомним, что согласно п. 3 ст.

236 НК РФ выплаты и иные вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся), начисляемые организациями-налогоплательщи­ками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по ав­торским договорам, не признаются объектом обложения ЕСН, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Другими словами, выплаты, произво­димые за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, не облага­ются ЕСН.

Этим правилом не могут воспользоваться организации, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. К таким относится большинство бюджет­ных учреждений.

Предполагаем, что у учреждений нового типа налоговая база по налогу на прибыль будет иметь место, так как автономным учреждениям да­ются реальные возможности для самостоятельного зарабатывания денег при ведении приносящей доход деятельности. Очевидно, что норма, заложенная в п.

3 ст. 236 НК РФ, в определенной мере позволит автономным учреждениям оп­тимизировать свою налоговую политику.

Налог на прибыль

Напомним, согласно ст. 246 гл. 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ нало­гоплательщиками по этому налогу признаются все российские организации.

В свою очередь, объектом налогообложения является прибыль, полученная на­логоплательщиком, а под прибылью понимаются полученные доходы, умень­шенные на величину произведенных расходов, которые определяются по пра­вилам гл. 25 НК РФ.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в ст. 251 НК РФ. Отметим, что приведенный в указанной статье перечень является исчер­пывающим.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Закона № 175-ФЗ) имущество, по­лученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней, при определении налоговой базы не учитывается. Формулировка указанной поправки аналогична той, что внесена в ст. 146 НК РФ.

На автономные образовательные учреждения теперь распространяется и льго­та, предусмотренная подп. 22 п. 1 ст.

251 НК РФ: имущество, безвозмездно полу­ченное государственными и муниципальными автономными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности, не включается в облагаемые налогом на прибыль доходы.

Финансирование автономного учреждения осуще­ствляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных законодательством источников (п. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ).

Напомним, что субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвоз­мездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов, субсидия отличается от субвенции тем, что выделяется на условиях долевого финансирования и может предоставляться также физическим лицам. В свою очередь, субсидией являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физиче­скому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Такие определения терминов субсидия и субвенция даны в ст. 6 БК РФ, в редакции, действующей до 31 декабря 2007 г. С 1 января 2008 г. вступают в силу положения большинства статей Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 26.04.07 № 63-ФЗ вводится новая редакция ст. 6 БК РФ, в которой термин “субвенция” отсутствует.

По общему правилу, установленному подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. Напомним, что к средствам целевого финан­сирования относится имущество, полученное организацией и использованное по назначению, которое устанавливает источник целевого финансирования.

Таким образом, к средствам целевого финансирования автономных учрежде­ний относятся средства бюджетов всех уровней, выделяемых в форме субсидий и субвенций. Это уточнение внесено Законом № 175-ФЗ.

Такая льгота принима­ется налоговым органом только при наличии раздельного учета доходов.

В про­тивном случае средства субсидий и субвенций рассматриваются как подлежа­щие налогообложению с даты их получения.

На первый взгляд все кажется достаточно логичным.

Тем не менее, по моему мнению, следует задаться вопросом: насколько правомерно признавать суб­венции и субсидии целевыми поступлениями? По мнению представителей на­логового ведомства, субсидии и субвенции, выделяемые автономным учрежде­ниям, есть выручка. Ведь по сути это бюджетные средства, поступившие в оплату государственных или муниципальных услуг, заказанных собственником в рамках выданного автономному учреждению задания.

Обратите внимание! На автономные учреждения не распространяются особен­ности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, предусмотрен­ные ст. 3211 НК РФ.

Поэтому автономные учреждения не смогут распределять коммунальные расходы, расходы на связь, транспортные расходы по обслужи­ванию административно-управленческого персонала по видам деятельности пропорционально полученным доходам. Правовая неопределенность в приня­тии таких расходов остается…

Региональные и местные налоги

Как сказано в п. 3 ст.

4 Закона № 174-ФЗ, учредитель осуществляет финансовое обеспечение задания, выданного автономному учреждению, с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признает­ся соответствующее имущество, в т. ч.

земельные участки. Очевидно, что речь идет о финансировании сумм таких налогов, как на имущество организации, транспортного и земельного налогов, которые в полном объеме зачисляются в доходы региональных и муниципальных бюджетов.

Рассмотрим особенности налогообложения автономных учреждений указанны­ми налогами.

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ) и транспортный налог (гл. 28 НК РФ) являются региональными налогами. Нормами этих статей практически не предусмотрены льготы для учреждений тех отраслей, где могут “проявиться” автономные учреждения.

Отметим лишь одно исключение, указанное в подп. 15 ст. 381 НК РФ, где предусмат­ривается освобождение от налога имущества государственных научных центров.

Однако большинство регионов, пользуясь своим правом, освобождают от упла­ты “своих” налогов бюджетные учреждения социально-культурной сферы, фи­нансируемые из средств бюджета субъекта РФ и соответственно муниципально­го образования.

При этом формулировки льготы в региональном законодательстве примерно такие: “Освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (транспорт­ного налога) бюджетные учреждения, созданные органами власти или органами местного самоуправления…”.

Естественно, что в текст соответствующих доку­ментов должно быть внесено дополнение в части автономных учреждений либо исключено слово “бюджетных”. Только тогда применение автономными учреж­дениями указанной льготы будет правомерным.

Даже если льгота по налогу предоставляется государственным учреждениям, “финансируемым из областно­го бюджета на основе сметы”, уточнение о наличии сметы не позволит автоном­ному учреждению применить льготный порядок налогообложения.

Итак, мы рассмотрели проблемы налогообложения автономных учреждений, лежащие на поверхности. Делать какие-то выводы до выхода нормативных пра­вовых документов, регламентирующих функционирование автономных учреж­дений, преждевременно, но подготовиться и просчитать налоговую нагрузку, собираясь менять организационно-правовую форму, просто необходимо.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/19646

Учет в автономных учреждениях: проводки

В данной статье мы рассмотрим: учет в автономных учреждениях. Первичные документы. Поговорим об особенностях учетной политики. Разберемся куда и какие документы сдавать.

Одной из разновидностей организаций некоммерческого характера выступают автономные учреждения. Об особенностях их учетной политики, ведения расчетов, уплаты налогов и составе доходов, издержек идет речь ниже.

Суть автономных учреждений и направления их работы

Под автономными учреждениями (АУ) подразумеваются некоммерческие организации, создаваемые в таких областях деятельности, как:

  • наука и образование;
  • поиск работы населению и его занятость;
  • охрана здоровья и соцзащита;
  • культура, физкультура и занятия спортом.

Формирование АУ проводится субъектами РФ, как лиц юридических, получающих возможность действовать от своего имени, распоряжаясь имуществом и осуществляя права неимущественного характера. Читайте также статью: → «Учет в казенных учреждениях»

Автономные организации:

  1. Создаются вердиктом вышестоящего органа управления.
  2. Преобразовываются из учреждений, которые ранее были государственными или муниципальными.

Возможно формирование и через перестройку предприятия унитарного. Ведущим источником финансирования АУ выступают бюджетные субсидии. Организации могут открывать счета в казначействе и в банках.

Читайте также:  Журнал учета выдачи инструкций по охране труда. образец 2018 года

Особенности в автономных учреждениях учетной политики

Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют. Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.

В АУ необходимо учитывать обособленно:

  1. Средства, которые представляют собой субвенции и субсидии. Произведенные за их счет расходы также учитываются отдельно.
  2. Доходы и издержки, образование которых происходит в процессе хозяйственной деятельности.
  3. Недвижимое и особо дорогое имущество, которое фундируется АУ учредителем и закрепляется за ним, пока организация функционирует. Также ОС, закупленные за счет вложенных им (учредителем) денежных средств.

Учетная политика АУ складывается, основываясь на особенности их структуры, принадлежности к определенной отрасли, выполняемых полномочий. Ее построение должно обеспечить бухучет рациональный и эффективный, соизмеримый с масштабами и возможностями АУ. Приказом касательно учетной политики, происходит принятие:

  1. Рабочего плана счетов, в котором указываются все необходимые счета.
  2. Методов, на основании которых производится оценивание имущества и обязательств.
  3. Порядка их инвентаризации.
  4. Правил обработки информации по учету и особенностей документооборота.
  5. Форм и бланков первичного учета. В них должны отмечаться реквизиты, предусмотренные инструктивными материалами.
  6. Построение внутреннего аудита и финансового контроля.

Учет в автономных учреждениях: бухучет основных средств и наличного имущества

Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

Поступление ОС сопровождается заметками:

Дебет Кредит Комментарий
0 101 00 0000 101 12 …0 101 13 … 0 106 11 000 Новостройки и вновь построенные сооружения к учету приняты
0.101 00 000;От 0 101 22 …До 0 101 25 …;От 0 101 32 …До 1 101 37 … 0 106 00 0000 106 21 …0 106 31 … Взятие ОС (кроме недвижимого имущества) на учет
0 101 00 0000 101 150 …;От 0 101 22 …до 0 101 28 …От 0 101 32 …До0 101 37 … 0 106 11 …0 106 31 … Рост стоимости ОС (балансовой) после проведенной реконструкции, дооборудования, достройки
0 101 00 000От 0 101 11 …До 0 101 13 …;101 16 000;От 0 101 22 …До 0 101 27 …;От 0 101 32 …До 0 101 37 … 0 401 10 180 Признание и оприходование ОС, выявленных как ранее неучтенных. Обнаружены при проведении инвентаризации

Первичными документами, подтверждающими проведение операций, выступают соответствующие формы Актов о приеме-передаче, инвентаризационные ведомости. Читайте также статью: → «Как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, порядок, документы»

Особенности переоценки ОС. Учет выбытия

АУ периодически осуществляют переоценку ОС. Пример. Медицинское учреждение должно провести переоценку ОС, приобретенных за субсидию. Стоимость первоначальная – 830 000 руб. Амортизация на дату переоценки – 170 тыс. руб. Используется индекс, установленный Росстатом, – 1,25.

Увеличивается:

830,0 · 1,25 — 830,0 = 207,5 тыс. руб.

170,0 · 1,25 — 170,0 = 42,5 тыс. руб.

Записи, отражающие операцию дооценки:

Комментарий
ДТ 5 101 28 310 КТ 5 401 30 … Сумма: 207 500,0 увеличена стоимость ОС на сумму дооценки
ДТ 5 401 30 … КТ 5.104.28.410 Сумма: 42 500,0 Рост амортизации по ОС дооцененному

В балансе отражается (тыс. руб.):

830,0 + 207,5 = 1037,5

170,0 + 42,5 = 212,5

1037,5 – 212,5 = 825,0

Подобным образом проводится уценка – уменьшение стоимости ОС. Выбытие ОС оформляется актами касательно списания, передачи и такими заметками в регистрах:

Дебет Кредит Содержание
0 104 00 0000 401 10 172 0 101 00 000От 0 (101) 11 …До 0 (101) 15 …От 0 (101) 32 …До 0 (101) 37 … Выведение за пределы бухучета. Причина – полная физическая непригодность или моральное старение
0 304 04 310 0 101 00 000От 0 (101) 11 …До 0 (101) 17 …От 0. (101). 22 …До 0. (101). 28 …;От 0. (101). 32 …До 0.101.38 …;От 0.101.41…До 0.101.48 … Движение ОС между филиалами и главным офисом в пределах расчетов внутриведомственных

Особенности учета расчетов с персоналом по зарплате

Расчеты по оплате труда специфичны тем, что заработок выплачивается из различных источников. Поэтому в учете используются не одинаковые счета. Это помогает сразу определиться с тем, откуда именно пришли деньги на выплаты сотрудникам за проделанную работу.

В зависимости от источников поступления денежной массы в учете заработка используются счета:

  1. 11 – оплата за счет выплат из казны страны;
  2. 01 – в пределах деятельности, которая приносит доходы;
  3. 01 – используются средства поступлений безвозмездных и целевые.

Начисление заработка работникам АУ проводится такими бухгалтерскими заметками:

Дебет Кредит Описание
0 401 20 2110.109.60.2110.109.70.211 1.302.11… Персоналу, находящемуся в штате АУ, начислен заработок
От 0.106.3….До 0.106.34… Начисление оплаты за труд работникам, которые занимаются работами по строительству, реконструируют и модернизируют наявные ОС

Во время нахождения сотрудников на военных сборах, их заработок учитывается иначе:

Дебет Кредит Комментарий
0.303.05… 0.302.11… Начисление среднего заработка работнику, который проходит военные сборы
0.302.11… 0.303.01… Удержание подоходного налога из среднего заработка
0.302.11… 0.201.34… Работнику выплачена средняя зарплата

Военкомат перечисляет АУ деньги, которые отражаются:

  • Дт (0.201.11… (0.201.21…)
  • Кт (0.303.05…)

Эта операция демонстрирует наличие того, что военный комиссариат перечисляет АУ компенсацию, и отражает восстановление расхода, проведенного через кассу.

Учет материалов в автономных учреждениях

Материальные запасы выступают своеобразным фундаментом в работе автономного учреждения. Они разнообразны по своему предназначению и функциям, для выполнения которых приобретаются. Покупка материалов за счет предоставленных субсидий отражается так:

  • Принятие к учету различного рода сырья и материалов (их стоимость по факту):
  1. ДТ 4.105. (36). 340
  2. КТ 4.302. (34). 730
  • Выдача лицу, с которым заключено соглашение на материальную ответственность:

По Дебету и по Кредиту     4.105. (36). 340

Когда на закупку сырья и различных разновидностей материалов потрачены средства, поступившие от коммерческой деятельности, или покупка прошла через подотчетные лица, заметки таковы:

  • Взятие материальных ценностей на учетные счета:
  1. ДТ 2.105 (36) 340;
  2. КТ 2.208 (34) 660
  • Передача работнику с договором материальной ответственности:

По Дебету и Кредиту                       2.105 (36) 340

  1. Дебет 2.109.(61).272;

Источник: http://online-buhuchet.ru/uchet-v-avtonomnyh-uchrezhdeniyah/

Бухгалтерский учет и отчетность автономного учреждения ведется

Кроме того, в связи с изменениями, внесенными в часть вторую Налогового кодекса РФ, автономным учреждениям предоставлено право использовать упрощенную систему налогообложения (при условии, что учреждение не имеет филиалов и представительств).

Бюджетные учреждения этот специальный налоговый режим применять не могут (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ). На это обратили внимание и финансисты в письме от 7 октября 2011 г. № 03-11-06/2/140.

А вот на уплату ЕНВД не могут быть переведены учреждения образования, здравоохранения и соцобеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание данных услуг является неотъемлемой частью процесса функционирования учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями.

Также имеется практически полное сходство в части определения источников финансового обеспечения основной деятельности учреждений – это субсидии из соответствующего бюджета (определяемые на основании утвержденного норматива) и иные не запрещенные федеральными законами источники. Но отличия все же есть, и некоторые из них довольно-таки существенны.

Особенности организации бухгалтерского учета в автономном учреждении

Обратите внимание, что независимо от того, где будут открыты счета (лицевые счета) автономного учреждения, процедура осуществления кассовых выплат существенно не изменится – по общему правилу выплаты должны осуществляться в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям (ч. 3.4 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Имущество может принадлежать автономному учреждению только на праве оперативного управления (п.
1 ст. 120, 296 ГК РФ). Собственник имущества автономного учреждения (публично-правовое образование) не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения (п. 2 ст. 296 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

При этом имущество автономного учреждения подразделяется на следующие категории.1.

Автономные учреждения: особенности организации учета

Приказ Минфина России от 15.12.

2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (приказом утверждены применяемые государственными (муниципальными) учреждениями (в том числе автономными) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и методические указания по их применению).5.

Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг – авансы полученные»);– учета на аналитических счетах, формируемых путем введения дополнительных (нецифровых) аналитических показателей к аналитическим счетам первого (второго) порядка (например, к счету 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» могут быть предусмотрены следующие аналитические показатели: «НДС с предоплат», «НДС по операциям, подлежащим налогообложению», «НДС по операциям, не подлежащим налогообложению», «НДС распределяемый», «НДС по неотфактурованным поставкам»);– применения аналитических кодов видов поступлений, выбытий объектов учета, а также аналитических кодов по бюджетной классификации РФ (в частности применение кодов КОСГУ в 24–26 разрядах кода счетов: 211 «Заработная плата», 221 «Услуги связи», 310 «Увеличение стоимости основных средств» и т.д.).

Особенности бухгалтерского учета и отчетности в автономных учреждениях

Важно

Все операции, касающиеся ОС учреждения, находят отражение в учете в полном соответствии с предписаниями, содержащимися в инструктивных материалах, и на основе первичной документации.

Поступление ОС сопровождается заметками: Дебет Кредит Комментарий 0 101 00 000 0 101 12 … 0 101 13 … 0 106 11 000 Новостройки и вновь построенные сооружения к учету приняты 0.

101 00 000; От 0 101 22 … До 0 101 25 …; От 0 101 32 … До 1 101 37 … 0 106 00 000 0 106 21 … 0 106 31 … Взятие ОС (кроме недвижимого имущества) на учет 0 101 00 000 0 101 150 …; От 0 101 22 … до 0 101 28 … От 0 101 32 … До 0 101 37 … 0 106 11 … 0 106 31 … Рост стоимости ОС (балансовой) после проведенной реконструкции, дооборудования, достройки 0 101 00 000 От 0 101 11 … До 0 101 13 …; 101 16 000; От 0 101 22 … До 0 101 27 …; От 0 101 32 … До 0 101 37 … 0 401 10 180 Признание и оприходование ОС, выявленных как ранее неучтенных.

Бухгалтерский учет в автономных учреждениях

Тут нужно рассмотреть два основных момента:

  1. Ведение учета объектов фонда библиотеки предполагает наличие Инвентарной карточки группового учета ОС. В ней учет ведется общей суммой.
  2. Инвентарные списки активов нефинансовых на указанные объекты не составляются. В учете фонд библиотеки присутствует как один объект с общей стоимостью.
Читайте также:  Как осуществляется аудит в сфере закупок

Поэтому учебникам и другим книгам библиотеки инвентарный номер не присваивается. Вопрос 2. Автономное учреждение формирует расчетные листы по заработной плате.
Сколько раз в месяц они выдаются сотрудникам? Ответ. Выдаются один раз при окончательном расчете. Вопрос 3. Вопрос 4.

Обнаружены при проведении инвентаризации Первичными документами, подтверждающими проведение операций, выступают соответствующие формы Актов о приеме-передаче, инвентаризационные ведомости. Читайте также статью: → «Как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, порядок, документы» Особенности переоценки ОС.

Внимание

Учет выбытия АУ периодически осуществляют переоценку ОС. Пример. Медицинское учреждение должно провести переоценку ОС, приобретенных за субсидию.

Стоимость первоначальная – 830 000 руб. Амортизация на дату переоценки – 170 тыс. руб. Используется индекс, установленный Росстатом, – 1,25. Увеличивается:

830,0 · 1,25 — 830,0 = 207,5 тыс. руб.

170,0 · 1,25 — 170,0 = 42,5 тыс. руб.

Вы точно человек?

Соответственно, в бухгалтерской отчетности отражают все факты хозяйственной жизни учреждения за этот период времени. Исключение из данного порядка предусмотрено для тех учреждений, которые были созданы или изменили свой тип в течение отчетного года.

Для них отчетным является период с даты их регистрации (изменения типа) по 31 декабря года их создания или изменения типа. ПРИМЕРБюджетное учреждение создано 20 августа 2013 года.

Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений АУ от учредителя:

  • выступают средствами финансирования на четко определенные цели;
  • в определение базы обложения налогом на прибыль не могут включаться.

АУ в обязательном порядке должны учитывать доходы и издержки отдельно по деятельности, которая финансируется из казны, и внебюджетной, когда деньги зарабатываются через коммерцию.

https://www.youtube.com/watch?v=jNWAI0s5fTM

ОС – отличительная особенность учета в автономных учреждениях. Особенности учета расчетов с персоналом по зарплате Расчеты по оплате труда специфичны тем, что заработок выплачивается из различных источников.

  1. 11 – оплата за счет выплат из казны страны;
  2. 01 – в пределах деятельности, которая приносит доходы;
  3. 01 – используются средства поступлений безвозмездных и целевые.

Начисление заработка работникам АУ проводится такими бухгалтерскими заметками: Дебет Кредит Описание 0 401 20 211 0.109.60.211 0.109.70.211 1.302.11… Персоналу, находящемуся в штате АУ, начислен заработок От 0.106.3….

Бухгалтерский учет и отчетность автономного учреждения ведется методом

Читайте также статью: → «Учет в казенных учреждениях» Автономные организации:

  1. Создаются вердиктом вышестоящего органа управления.
  2. Преобразовываются из учреждений, которые ранее были государственными или муниципальными.

Возможно формирование и через перестройку предприятия унитарного. Ведущим источником финансирования АУ выступают бюджетные субсидии. Организации могут открывать счета в казначействе и в банках.

Важно! Если АУ намереваются осуществлять деятельность, которая приносит доход, пункт об этом должен присутствовать в учредительных документах. Особенности в автономных учреждениях учетной политики Законодательно установлено, что предписания положений по бухучету на АУ не действуют.

Они работают на основании специальных нормативных документов, установивших единые методологические правила.
Записи, отражающие операцию дооценки: Комментарий ДТ 5 101 28 310 КТ 5 401 30 … Сумма: 207 500,0 увеличена стоимость ОС на сумму дооценки ДТ 5 401 30 … КТ 5.104.28.

410 Сумма: 42 500,0 Рост амортизации по ОС дооцененному В балансе отражается (тыс. руб.):

830,0 + 207,5 = 1037,5

170,0 + 42,5 = 212,5

1037,5 – 212,5 = 825,0 Подобным образом проводится уценка – уменьшение стоимости ОС.

Выбытие ОС оформляется актами касательно списания, передачи и такими заметками в регистрах: Дебет Кредит Содержание 0 104 00 000 0 401 10 172 0 101 00 000 От 0 (101) 11 … До 0 (101) 15 … От 0 (101) 32 … До 0 (101) 37 … Выведение за пределы бухучета. Причина – полная физическая непригодность или моральное старение 0 304 04 310 0 101 00 000 От 0 (101) 11 … До 0 (101) 17 … От 0. (101). 22 … До 0.

Источник: http://1privilege.ru/buhgalterskij-uchet-i-otchetnost-avtonomnogo-uchrezhdeniya-vedetsya/

Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казённых учреждений по некоторым признакам (по организации бюджетного и налогового учёта)

В сфере социального обслуживания

Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена нормами статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г.

N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания.

При формировании перечня дополнительных платных услуг и размера платы на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.

Дополнительная платная социальная услуга — социальная услуга, оказываемая сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая гражданам — потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.

Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.

Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Порядок определения платы за дополнительные платные услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано (услуги по ксерокопированию, оказание транспортных услуг, за исключением услуг «Социального такси», сдача имущества в аренду и другие).

В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.

Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости.

Для учреждений, оказывающих услуги одного вида, может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; наличие и состояние специального и табельного технического оснащения учреждений (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.

)), в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного учреждения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент.

При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.

При определении платы должен быть использован метод экономически обоснованных расходов. Размер платы за услуги должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на дополнительные социальные услуги за истекший период текущего. Размер платы за дополнительные платные услуги (работы) определяется на основании:

— установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения;

— размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:

анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг (производство работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;

анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

(Письмо Минфина России от 16.05.

2011 N 12-08-22/1959 «Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г.

N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»)

Источник: https://www.ipbr.org/about/ccc/committees/accounting-state/proceedings/13-06-30-1

Налогообложение автономных, бюджетных и казенных учреждений, Комментарий, разъяснение, статья от 24 мая 2011 года, Электронная книга

Начиная с 2011 года муниципальные учреждения образования могут быть автономными, бюджетными и казенными (абз.2 п.2 ст.120 ГК РФ). При этом все они являются некоммерческими организациями.

Учитывая нормы Федерального закона N 83-ФЗ от 08.05.2010 г.

, а также нормы налогового и иного законодательства, особенности исчисления, декларирования и оплаты налогов, взносов и сборов этих учреждений нижеследующие:<\p>

Казенное муниципальное учреждение образования

1. Казенное муниципальное учреждение образования.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

1.1. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

В соответствии с нормами Главы 23 Налогового кодекса РФ казенное муниципальное учреждение образования является налоговым агентом по исчислению, отчетности и уплате в бюджет НДФЛ со всех доходов, выплачиваемых учреждением физическим лицам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера (кроме индивидуальных предпринимателей), не предусматривающих перехода права собственности.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

1.2. Страховые взносы на обязательное социальное страхование.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком во внебюджетные фонды страховых взносов на обязательное социальное страхование по нормам федеральных законов N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» и N 125-ФЗ «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Налог на имущество

1.3. Налог на имущество.

Казенное муниципальное учреждение образования в 2011г. освобождено от исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество на основании п.2 ст.4 закона Ульяновской области N 060-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области».

Транспортный налог

1.4. Транспортный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком транспортного налога в соответствии с нормами Главы 28 Налогового кодекса РФ и закона Ульяновской области N 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области».

Земельный налог

1.5.Земельный налог.

Казенное муниципальное учреждение образования является плательщиком земельного налога в соответствии с нормами Главы 31 Налогового кодекса РФ и Решением Ульяновской городской думы N 135 «О земельном налоге на территории Муниципального образования «Город Ульяновск» относительно только тех земельных участков, по которым у казенных учреждений имеется зарегистрированное в установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со ст.20 Земельного кодекса РФ.

Экологический сбор

1.6. Экологический сбор.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902282631

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector