Стажировка водителя в 2022 г

По нашему опыту, примерно 80% предприятий, которые обязаны проводить стажировки для водителей, этого не делают. Чаще всего — не намеренно. Люди просто не знают о том, что такое стажировки водителей, для чего они нужны и какие штрафы могут наложить за отсутствие стажировок.

Это вопрос, в котором необходимо ориентироваться любому предприятию, в штате которого есть хотя бы один водитель. Организация стажировки водителей относится к функционалу специалиста, ответственного за обеспечение БДД в организации.

Поэтому давайте разбираться

О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:

  • закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
  • помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).

Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).

Какие водители должны проходить стажировку

Стажировка водителя в 2022 г

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.

Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.

И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

Кроме того, никто не отменял 225-ю статью Трудового Кодекса, по которой стажировка должна проводиться со всеми сотрудниками, которые принимаются на работу с вредными или опасными условиями труда. Профессия водителя в этот перечень, безусловно, входит.

Стажировка водителя в 2022 г

Конечно, можно эти законодательные требования игнорировать, но есть же и просто здравый смысл. Вот вы приняли на работу водителя, по документам у него все нормально, и стажировку можно вроде бы и не проводить.

Но на деле: откуда вы знаете, как он ездит? Может, он права просто купил? Если он на служебном транспорте попадет в ДТП и обнаружится, что ему не хватает квалификации — отвечать будете вы, за то, что не обеспечили ему стажировку.

Не говоря о материальном ущербе и неожиданным проблемам, которые придется решать.

Надежнее проверять каждого водителя, которого вы принимаете: насколько он подготовлен? Пусть водитель-наставник поездит с ним 3-4 дня, и вам будет спокойнее, и проверок можно не бояться. Кстати, вам может пригодиться: Как правильно выбрать водителя-наставника?

Какие штрафы накладывают за отсутствие стажировки

Штрафы за отсутствие стажировки положены немаленькие. Причем привлечь вас могут по двум направлениям: как со стороны ОБДД, так и со стороны ОТ. Вот вам для наглядности небольшая табличка.

Стажировка водителя в 2022 г

Судебная практика подтверждает такое положение дел.

Как оформляется стажировка

Правильное документальное оформление стажировки предполагает такие действия:

  1. Провести со стажером вводный и первичный инструктажи и внести соответствующие записи в Журнал регистрации инструктажей. Инструктажи проводят специалисты по БДД и ОТ.
  2. Разработать Положение о стажировке (не забудьте включить в него пункты о водителях-наставниках, чтобы не составлять потом о них отдельное положение). Издать Приказ об утверждении Положения.
  3. Составить Программу стажировки (для водителей автобусов нужна отдельная программа). Подробнее о том, как составляется такая программа, читайте здесь: Стажировка водителей: 5 важных вопросов.
  4. Издать Приказ о прохождении стажировки.
  5. Издать Приказ о назначении водителя-наставника и Дополнительное соглашение к трудовому договору этого водителя.
  6. По окончании срока стажировки подшить стажировочный лист к личному делу водителя. Этот лист должен храниться у работодателя не менее 5 лет.
  • После успешного итогового испытания стажера издать Приказ о его допуске к самостоятельной работе.
  • Издать Акт закрепления за новым водителем транспортного средства.

Если ваши водители проходят у нас обучение по специальности «Водитель-наставник», то шаблоны всех этих документов мы даем вам в подарок.

Авторы статьи: Ольга Карагаева, Елена Чекасина.

Обязательные инструктажи по БДД для водителей новые правила с 1 сентября 2021 года

С 1 сентября у компаний опять появится обязанность проводить инструктажи по безопасности дорожного движения. Расскажем, как их проводить, а также какие обязательные документы нужно оформить.

Кто обязан проводить инструктажи по БДД с 1 сентября

С 1 сентября 2021 года вступает в силу приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Правила будут обязательными для всех работодателей и водителей организаций, которые осуществляют перевозку грузов и перемещение лиц (пассажиров, работников организации), как в коммерческих целях, так и для собственных нужд предприятия.

Важно! Если в организации или у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один водитель, в том числе персональный, потребуется проводить обязательные мероприятия, указанные в правилах № 145, и в том числе – инструктажи по безопасности дорожного движения.

Сразу оговоримся, что проведение инструктажей по БДД не является должностной обязанностью специалиста по охране труда. Такую обязанность должен нести ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, назначенный приказом работодателя, и отвечающий квалификационным характеристикам.

Если инструктажи по БДД будут проводить работники, не отвечающие квалификационным требованиям, работодателя привлекут к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности.

Какие же требования установлены к должностным лицам, которые будут проводить инструктажи по БДД? У такого работника должно быть профильное образование, а если такого образования нет – нужна профпереподготовка.

Ситуация 1. У работника есть профильное «транспортное» образование

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».

Если высшего образования нет, то стаж работы в области обеспечения безопасности дорожного движения должен быть не менее трех лет. Также обязательным является прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность.

Обязательной аттестация в УГАДН является для организаций-перевозчиков грузов и (или) пассажиров (автобусы и грузовые автомобили). Если транспорт используют для собственных нужд, аттестация в УГАДН не обязательна. А вот инструктажи, стажировка и другие виды обеспечения БДД являются обязательными для всех без исключения.

Ситуация 2. У работника нет профильного образования

Образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.

00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, подтвержденной документом о квалификации.

Прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание! Назначить ответственным за проведение инструктажей водителя не получится.

Водитель, при всей ответственности труда и высокой квалификации, является рабочей профессией. Поэтому водитель не является должностным лицом и не может проводить инструктажи.

Цена ошибки – штраф в 100 000 рублей на организацию (статья 12.31.1 КоАП) и отдельные санкции для должностного лица.

Поэтому, чтобы не быть крайним, подскажите работодателю, нужно подумать о профпереподготовке вашего ответственного за БДД (если такой работник уже есть), или о том, что нужно искать такого ответственного за БДД с уже имеющимся профессиональным образованием.

В противном случае придется переобучать такого сотрудника уже за счет организации (ч. 1-2 ст. 196 ТК РФ). Думаем, что руководитель оценит вашу подкованность в знании законодательства и заинтересованность в том, чтобы работодателя не оштрафовали.

Читайте также:  Утилизационный сбор на спецтехнику в 2018 году

Для того, чтобы грамотно проводить инструктажи, ответственный за обеспечение БДД обязан знать и уметь применять:

  • НПА в сфере обеспечения БДД и перевозки пассажиров и грузов;
  • правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, санитарные правила, правила дорожного движения;
  • назначение и основные технико-эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта, погрузочно-разгрузочных механизмов и средств для контейнерных и пакетных перевозок;
  • методы планирования, учета и анализа автомобильных перевозок;
  • организацию процесса перевозок и труда водительского состава и других работников, занятых эксплуатацией автотранспорта;
  • порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • методы анализа причин возникновения ДТП и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями компании, отчетность о ДТП и принятых мерах по их предупреждению.

Также ответственный за обеспечение БДД обязан знать правила допуска водителей к управлению транспортных средств, проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи, знать правила и контролировать соблюдение водителями режима труда и отдыха.

Вводный инструктаж по БДД для водителей

Вводный инструктаж по БДД проводится при приеме на работу, независимо от того, насколько водитель опытный, и сколько категорий «прав» у него открыто.

Цель вводного инструктажа – рассказать новенькому о существующих правилах безопасной эксплуатации транспортных средств.

На вводном инструктаже необходимо рассказать о размере и структуре парка транспортных средств, о видах осуществляемых перевозок.

Также на вводном инструктаже по БДД необходимо рассказать, с какой страховой компанией заключен договор ОСАГО, что нужно сделать водителю для возмещения причиненного вреда. Ответственный за обеспечение БДД должен рассказать каждому вновь принимаемому на работу то, как в этой организации проводят предрейсовый медосмотр, как и кто проводит предрейсовый контроль ТС.

Во время вводного инструктажа по БДД водитель узнает:

  • нормы загрузки грузовых транспортных средств, пассажировместимость для пассажирских перевозок;
  • характерные для предприятия грузы, сырье, материалы;
  • об опасных аварийных участках на пути следования, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП для данной организации (отрасли);
  • порядок действий при наступлении ДТП, в том числе европротокол;
  • порядок оформления перевозочных документов;
  • порядок работы тахографа;
  • режим труда и отдыха водителей.

Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения

Судя из названия, предрейсовый инструктаж проводится перед отправлением водителя в рейс. Но не все так однозначно.

Если водитель ездит по одному и тому же маршруту, то предрейсовый инструктаж проводят перед первым рейсом водителя по этому маршруту.

В приказе № 145 указано, что предрейсовый инструктаж проводят «Перед отправлением водителя в рейс (за исключением второго и последующего рейсов по одному и тому же маршруту)».

Ответственный за обеспечение БДД обязан на предрейсовом инструктаже сообщить водителю:

  1. Сведения о маршруте, опасные участки, в том числе с наиболее частыми ДТП, ремонтные участки, сведения о погоде, о местах пополнения запасов чистой питьевой водой, о местах заправки топливом.
  2. Если рейс в другой населенный пункт, нужно рассказать о местах отдыха, о конечном пункте маршрута, о пунктах приема пищи.
  3. Необходимо также рассказать, есть ли на маршруте посты техпомощи, медпункты, ГИБДД, эти сведения пригодятся при поломке в пути.
  4. Нужно рассказать водителю о безопасности движения в период проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД.

На предрейсовом инструктаже нужно рассказать водителю о безопасности дорожного движения в период проведения мероприятий, не типичных для водителя на данном маршруте, например, об особенностях движения в колонне, об особенности перевозки детей к месту отдыха, в сопровождении или без сопровождения ГИБДД. На специальном инструктаже рассказывают об изменении состава грузов, страховочных средств для погрузки грузов в транспорт.

Сезонные инструктажи по БДД

Обеспечить безопасность водителя в сложных погодных и дорожных условиях – прямая обязанность работодателя. Поэтому ответственный за обеспечение БДД должен уделить сезонным инструктажам особое внимание.

Два раза в год (перед весенне-летним и осенне-зимним периодами) со всеми водителями должны проводиться сезонные инструктажи. Сезонные инструктажи включают вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

Что зимний период с его снегопадами и гололедами, то и весенний период с его распутицей таят опасности для водителя и транспортного средства. Летняя жара причиняет не только климатические неудобства, но и грозит высокой взрывопожароопасностью.

В локальном нормативном акте работодателя необходимо указать, когда именно проводится осенне-зимний, а когда – весенне-летний сезонные инструктажи.

Специальные инструктажи по безопасности дорожного движения

Зачастую возникает ситуация, когда нужно срочно довести до водителя информацию, например, об угрозе теракта или об изменении условий движения (движение в колонне, например). Также специальный инструктаж проводится при вступлении в силу нормативных актов, положения которых влияют на труд водителя, на его безопасность.

При проведении специального инструктажа дается оценка сложившейся ситуации, послужившей основанием для проведения данного инструктажа, и определяется порядок необходимых действий водителя.

Таким образом, специальный инструктаж не заменяет, а дополняет предрейсовый инструктаж в том случае, если стандартной информации, которой владеет водитель, недостаточно для работы в условиях форс-мажорной ситуации.

Какими документами оформить инструктажи по БДД

Инструктажи по БДД необходимо оформить программами вводного, предрейсового, сезонных инструктажей по безопасности перевозок пассажиров и (или) грузов. Специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе, в отличие от вводного, сезонного или предрейсового инструктажей в силу своей уникальности.

Учет инструктажей ведут в журнале, который должен содержать дату проведения и вид инструктажа, должность (при наличии), фамилию и инициалы лица, проводившего инструктаж, фамилию и инициалы водителей, прошедших инструктаж, и их подписи.

Можно вести записи и в электронном виде, если у водителя и инструктирующего есть электронные цифровые подписи. Такие требования установлены в п.71.1-7.4 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.

2021 № 145, вступления в силу которых мы ожидаем с 1 сентября 2021 года.

Пример из практики

Допустим, что на работу 1 сентября устроился водитель Александр Цурин. С ним проводит вводный инструктаж по БДД ответственный за обеспечение БДД, начальник транспортного участка Равиль Гафуров.

Но в эту же дату вступает в силу приказ № 145, имеющий значение для организации труда данного водителя.

Поэтому требуется провести дополнительно к вводному инструктажу при приеме на работу, еще и специальный инструктаж.

Поскольку специальный инструктаж не может проводиться по отдельной программе (это может быть и вступление в силу нового закона о БДД, а может быть и оранжевый уровень опасности из-за пожара, бушующего возле трассы), стоит сделать отметку о причинах его проведения в журнале (по аналогии с внеплановыми инструктажами по охране труда). Это поможет вам самим не забыть, в каком случае вы проводили специальный инструктаж.

Журнал учета инструктажей с 1 сентября 2021 года: образец

Стажировка водителя в 2022 г

Скачать образец >>>

Образец приказа о стажировке водителя. Бланк 2022 года для составления самому

Принимаемый на работу водитель должен в обязательном порядке проходить обучение и стажировку на рабочем месте. Оформляется стажировка водителя соответствующим приказом.

Файлы в .DOC:Бланк приказа о стажировке водителяОбразец приказа о стажировке водителя

Испытательный срок или стажировка

До 1 января 2021 года порядок прохождения стажировки водителями отдельно оговаривался приказом Минтранса РФ от 11 марта 2016 года № 59.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 года № 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в котором доселе применявшееся слово «стажировка» заменено словом «испытание» и прикреплено, таким образом, к статье 70 ТК РФ, которая и оговаривает испытание при приеме на работу.

Читайте также:  Прожиточный минимум в чукотском ао в 2018 году

Так, Порядком оговорена в числе прочего обязанность работодателя организовать прохождение испытания для всех принимаемых на работу водителей. Без прохождения испытания водители к самостоятельной работе не допускаются.

Однако несмотря на то, что понятие стажировки из вышеупомянутого документа исчезло, сама стажировка из законодательства никуда не делась. Так, в общем виде стажировка оговаривается ст.ст. 212 и 225 ТК РФ как часть обеспечения безопасности труда при работе с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, существует Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.

2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», которым оговаривается обязанность работодателя провести обучение и стажировку на рабочем месте не только вновь принимаемых работников и работников, имеющих перерыв в работе более 1 года, но и работников, переведенных с одного места работы на другое (в случае с водителями — с одного транспортного средства на другое).

Таким образом, обязанность проводить стажировку с водителями не отменена и не заменена испытанием, которое ввел Минтранс.

Организация стажировки

  • На предприятии может существовать отдельный локальный нормативный акт — Положение о стажировке, которым подробно оговаривается порядок прохождения стажировки водителей, и других категорий работников, для которых она обязательна.
  • В любом случае принципы организации стажировки водителя будут немногим отличаться от того, как стажировка проводится с другими работниками.
  • Проходит стажировку водитель на том транспортном средстве, на котором в дальнейшем будет исполнять свои трудовые обязанности. В качестве наставника — лица, которое будет проводить обучение водителя, назначается, как правило, кто-то из опытных работников при условии, что он:
  • за последний год не совершал по своей вине ДТП;
  • имеет стаж работы на данном транспортном средстве не менее трех лет (для автобусов, трамваев, троллейбусов — не менее пяти лет).
  1. На работника оформляется стажировочный лист, в который вносятся данные о ходе стажировки, замечания наставника, а также — итоговая отметка о том, допущен водитель к самостоятельной работе или нет.

  2. Заключение о годности водителя-стажера к самостоятельной работе выдается ответственным лицом — работником предприятия, прошедшим аттестацию по безопасности дорожного движения.

  3. В общем виде процедура документального оформления стажировки водителя выглядит следующим образом:
  1. Работник принимается на работу или переводится на другое транспортное средство.

  2. Работодатель издает приказ о прохождении стажировки, назначая водителя-наставника, определяя срок испытания и модель ТС, на которой она будет проходить.
  3. Наставник проводит с водителем инструктаж и практическое обучение в течение оговоренного приказом времени.
  4. По итогам стажировки в стажировочном листе делается отметка о допуске к самостоятельной работе.
  5. Работодатель издает приказ о допуске к самостоятельной работе работника, прошедшего стажировку.

Стажировка водителя в 2022 г

Форма приказа

Унифицированной формы приказа о прохождении водителем стажировки не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец приказа, с которыми можно ознакомиться и которые можно применять для собственных нужд. В приказе потребуется указать:

  1. ФИО, подразделение водителя-стажера.
  2. ФИО, подразделение водителя-наставника.
  3. Дату начала и дату окончания стажировки.

С приказом оба водителя должны быть ознакомлены под подпись до начала стажировки.

Приказы о стажировке хранятся в деле приказов постоянно. Стажировочные листы хранятся не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном в организации порядке.

Заполнение листа испытаний водителя — образец

В сегодняшней заметке рассмотрим как заполняется лист испытания водителя в соответствии с изменениями законодательства в 2021 году.

С 2021 года вместо стажировки водителей транспортных средств, которые устанавливал Приказ Минтранса от 11.03.2016 N 59. организуются испытания. Приказ №59 признан недействующим.

— Как составить программу испытаний водителя
В глобальном масштабе практически ничего не изменилось, просто слово “стажировка” заменяется на слово “испытания”.

Обратите внимание, что стажировка не заменяется испытанием. Более подробно про организацию стажировки на рабочем месте — Организация стажировки на рабочем месте

Что такое испытание?

Испытание — это проверка работника на соответствие поручаемой работе. В данном случае мы говорим о практических навыках водителя.

Нормативное обоснование организации испытаний

Порядок прохождения водителями транспортных средств испытаний в настоящий момент устанавливается Приказом Минтранса России от 29.07.

2020 N 264 “Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта” пп. 7-13.

Согласно данному приказу:

Работники, принимаемые на работу непосредственно связанную с управлением транспортным средством (далее — водители), в целях проверки соответствия поручаемой работе допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у работодателя испытания в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации

Оформление испытания водителю

Для документального оформления испытания, оформляется лист испытаний.

Форма данного листа нормативно не установлена, поэтому можно использовать свою, однако учтите, что согласно 264 Приказу, лист должен содержать:

  1. фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;
  2. сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  3. фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;
  4. дата и время прохождения, испытательный период;
  5. заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

Форма лист испытаний

Ниже приведена форма и образец заполнения листа испытаний:

Сведения о проходящем испытания:

Фамилия, имя, отчество Зайцев Вячеслав Анатольевич
Сведения о транспортном средстве Легковой автомобиль, микроавтобус, Toyota HIACE,
Грузовой автомобиль, Hino PROFIA
Год рождения 21.11.1979
Стаж работы водителем 2 года 2 месяца
Водительское удостоверение серия 27 35 № 886517 категория: «В», «С»
Дата, время, кол-во часов стажировки

Стажировка на рабочем месте: порядок, сроки, программа 2022

Стажировка на рабочем месте: ТК РФ устанавливает ее продолжительность в своих нормах. Стажировка – важный момент при устройстве на работу, особенно если она связана со специфическими условиями труда и повышенной вредностью. В статье рассматриваются вопросы необходимости, продолжительности и оформления стажировки работника.

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ видно, что производственная практика необходима для того, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику практические знания и навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной работы. Специально для работы с соблюдением санитарных норм и правил техники безопасности. Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Приказ на стажировку всегда следует за приказом на работу, и время стажировки засчитывается в выслугу лет. Рабочее время стажера отражается в табелях учета рабочего времени подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, предусмотренном трудовым договором.

Стажировка является формой выполнения требований законодательства по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия работы, чем больше ответственность за ее результат, тем больше потребность в стажировке. Стажировка обязательна по профессиям, связанным с:

  • обслуживанием людей, пользующихся транспортными средствами;
  • использованием сложного оборудования и сложных производственных процессов, когда существует больший риск как для работника, так и для окружающих;
  • работой с опасными предметами и веществами;
  • службой населения в других регулируемых сферах: общественное питание, образование, медицина и др.

Как правильно организовать стажировку

Для того чтобы стажировка сотрудника была оформлена должным образом, организация должна иметь ряд внутренних документов:

  1. Положение о стажировке. Оно описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет продолжительность стажировки на рабочем месте.
  2. Программа прохождения стажировки. В ней описываются необходимые меры, порядок и сроки их проведения, а также лица, ответственные по отношению к работнику.
  3. Порядок стажировки. Публикуется для конкретного сотрудника, направленного на стажировку.
  4. Приказ о допуске к самозанятости. Публикуется на основании положительных результатов стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.
  5. Положение о стажировке. Среди прочего, оно должно включать:
  • общие положения (введение);
  • требования к профессиональным знаниям и умениям работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок приема на работу после прохождения практики;
  • характеристика стажировки для отдельных категорий работников (при необходимости);
  • цели и методы проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные субъекты и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для стажировки (при необходимости).
Читайте также:  Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. образец 2018 года

Пример

Бар «Ешьте без проблем» открывает еще 1 выход для бизнеса – на вынос. Руководство бара приняло решение нанять 4-х поваров для работы посменно. Обязанности старшего повара смены в торговой точке временно возложены на 2-х постоянных поваров.

Было решено привезти продукты для работы торговой точки из основного кафе.

В связи с особенностями работы в торговой точке (торговля без помещения и без официантов, на вынос, в одноразовой упаковке) было принято решение изменить порядок прохождения стажировки для новых поваров.

Для того чтобы правильно формулировать свои решения, руководство составляет и утверждает Положение о стажировках для сотрудников. Оно включает обязанность новых поваров проходить стажировку в два этапа:

  • под руководством инструктора;
  • под руководством старшего смены.

Цели стажировки сотрудников в баре:

  • шеф-повар должен обеспечить профессиональный уровень новых сотрудников;
  • демонстрируются технологические карты блюд, используемых в баре;
  • объясняются особенности работы на оборудовании, используемом в баре;
  • новички должны овладеть фирменными технологиями приготовления пищи, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами техники безопасности и охраны труда, в том числе со специальными нормами для предприятий общественного питания.

Задачи доставщиков. Начальник смены должен обеспечить, чтобы новые работники:

  • справились с режимом и темпом работы;
  • соблюдали технологию приготовления пищи и правила работы с оборудованием;
  • стремились к качественной работе, вежливому и доброжелательному отношению к клиентам.

Начальник смены должен обучить рабочих:

  • правильной упаковке готовых блюд;
  • коммуникации с клиентами о приеме и выдаче заказов;
  • правилам приемки, хранения, инвентаризации продовольственных запасов, порядок и правила оформления заказа в главном баре на поставку необходимых продуктов и упаковки.

Допуск к самостоятельной работе допускается при извещении старшего смены на пункте и проверке шеф-поваром результатов стажировки. Шеф-повар несет ответственность за допуск новых сотрудников к самостоятельной работе. В последний день стажировки по согласованию с начальником смены повар выезжает на точку продажи и проверяет выполнение всех задач, предусмотренных настоящим регламентом.

Результаты стажировки оформляются актом внутреннего аудита, составляемым руководителем (шефом). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к индивидуальной трудовой деятельности.

Продолжительность стажировки составляет:

  • 5 рабочих смен – в основном баре;
  • 5 рабочих смен – в удаленном месте.

Выплата за смену стажеров производится в размере:

  • 50% от ставки за смену за стажировку в столовой;
  • 70% ставки за смену – на выходе.

В трудовой договор включаются пункты о предусмотренной продолжительности стажировки на рабочем месте, а также о порядке ее оплаты.

Рассмотрим теперь вопрос о продолжительности стажировки на рабочем месте.

Какова установленная продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Продолжительность стажировки зависит от специфики компании и конкретного сотрудника. Общие требования к ней указаны в п. 9.4 ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения по охране труда. Общие положения».

Продолжительность стажировки, таким образом, для рабочих и МНП, имеющих соответствующую профессиональную квалификацию, определяется программами стажировки от трех до 19 рабочих смен, для рабочих без опыта – от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов продолжительность стажировки определяется решением работодателя от двух недель до одного месяца с учетом их образования, подготовки и опыта работы.

То есть зависимость здесь такая же, как и при определении обязательности стажировки: чем сложнее, квалифицированнее и ответственнее самостоятельная работа, тем дольше срок стажировки (хороший пример – медицинская интернатура, не менее 1 года).

Для должностей с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамена после завершения) может регулироваться внешними законами и правилами. Например, продолжительность и порядок обучения водителей легковых автомобилей регулируются Положением Минтранса РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 1986 года. В остальных случаях продолжительность стажировки определяется работодателем.

Продолжительность стажировки на рабочем месте ТК РФ установлена ​​только для срочных договоров – не более 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Стажировка на рабочем месте. Образец приказа

Образец приказа о прохождении стажировки:

Программа стажировки может быть оформлена отдельным документом, может быть приложением к заказу. В ней должны быть указаны реквизиты и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке в отношении конкретного работника.

Примечание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения здоровья и безопасности труда, не отменяет обязательности прохождения вводного обучения в НИУ ВШЭ в первый рабочий день.

Как организовать стажировку: алгоритм

Если в вашей компании есть работы с вредными или опасными условиями, или для которых по закону требуется стажировка, разработайте порядок ее прохождения.

Этап 1. Установить порядок проведения стажировки в локальных нормативных актах

Это может быть зафиксировано как в отдельном Положении, так и в иных документах по охране труда. В законе прямо не содержится требований по оформлению отдельного положения, и инспектор Госинспекции не может оштрафовать работодателя за отсутствие документа. В Положении о стажировке на производстве опишите:

  • перечень профессий и должностей работников, которые должны его пройти; 
  • продолжительность обучения по каждой профессии/должности; 
  • сотрудники, ответственные за его выполнение; 
  • порядок организации и проведения обучения; 
  • порядок сдачи экзамена и оформления результатов практики.

Этап 2. Составить перечень профессий и должностей работников

На которых предполагается прохождение практики. Просмотрите штатное расписание и сводную ведомость результатов специальной оценки. Перечислить опасные и вредные рабочие места по результатам специальной оценки. Затем добавить те, для которых стажировка предусмотрена положением – вне зависимости от результатов СОУТ.

Этап 3. Утвердить программы стажировок на рабочем месте

Обычно их разрабатывают руководители бизнес-подразделений. Документы готовятся отдельно на каждое рабочее место. Программы определяют, чему именно и как долго должен обучаться стажер для конкретной должности или профессии. Кроме того, в программу может быть включена процедура подведения итогов и проверки полученных навыков и знаний. 

Этап 4. Назначить ответственных за проведение стажировок на рабочем месте

Кто будет обучать вновь прибывших – решает работодатель и назначает их приказом по организации. Как правило, руководителей и специалистов обучает высшее должностное лицо. А для рабочих профессий назначается инструктор производственного обучения, руководитель труда или любой рабочий, имеющий большой практический опыт и необходимые организаторские и лидерские качества. 

Этап 5. Организовать стажировку

Для этого необходимо издать приказ о назначении стажировки для каждого конкретного работника, указав в нем:

  • должность/профессию стажера;
  • имя, фамилию и должность/профессию смотрящего;
  • время обучения (конкретные даты);
  • количество смен.

Сотрудник-стажер и руководитель должны быть ознакомлены с приказом и подписать его.

Этап 6. Проведение проверки знаний

Состав комиссии определяется постановлением. Нет необходимости время от времени создавать отдельную аттестационную комиссию: экзамен может сдавать одна комиссия для проверки знания требований охраны труда.

Этап 7. Зафиксировать ход обучения в журнале

Успешное прохождение работником проверки фиксируется в журнале инструктажа. Кроме того, соответствующая отметка проставляется в личном тренировочном листе, если этот документ хранится в компании.

Этап 8. Получение допуска к самостоятельной работе

После успешного прохождения испытания работодатель издает приказ о допуске, в котором указывается дата, с которой работник может приступить к выполнению своих обязанностей без участия наставника. Если работодатель допустил работника к работе без обучения по охране труда, инспектор может наложить штраф (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП):

  • на должностных лиц – от 15 000 до 25 000 рублей; 
  • для предпринимателей – от 15 000 до 25 000 рублей; 
  • для юридических лиц – от 110 000 до 130 000 руб.

Вывод

  • Стажировка – это возможность (или необходимость):
  • для работника: приобрести знания и навыки, необходимые для самостоятельной работы;
  • для работодателя – обеспечение способности работника работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних стандартов.

Обязанность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector