Пример поведения ребенка дома

В жизни каждого родителя наступает момент, когда нужно оставить малыша, а проследить за ним некому. В странах Европы средний возраст ребенка, которого можно оставить одного, — 12 лет. В некоторых штатах Америки — это 18 лет.

Безопасное поведение ребенка дома

В России нет четкого закона, который регулировал бы возраст ребенка, с которого его можно оставлять одного. Родитель сам должен понять, готов ли он или нет. Причем в случаи несчастных случаев, ответственность за случившееся берет на себя именно родитель. Так когда же можно и нужно оставлять свое чадо?

Пример поведения ребенка дома

Ребенок подвергает себя опасности

По мнению многих психологов, 7 лет — это условный ориентир. С этого момента можно присматриваться к ребенку и пробовать оставлять его на небольшие промежутки времени одного дома.

Первые шаги к самостоятельности

Некоторые родители оставляют ребенка еще в возрасте дошкольника. Делать это нужно очень осмотрительно и на короткое время (не больше 25 минут).

Важно, чтобы малыш знал, что делать можно, а что нельзя. Первые пребывания детей дома без взрослых дома не могут обойтись без инструктажа.

Пример поведения ребенка дома

Родители объясняют

Чему родители должны научить своего ребенка

Малыш обязательно должен быть обучен азам самостоятельности. Если он не может остаться на 20-30 минут один в комнате, пока взрослые в другой, то об оставлении в целом доме не может идти и речи. Отучать следует постепенно, отходя от чада буквально на 10 минут в другие комнаты.

Желательно, чтобы ребенок умел пользоваться телефонов, чтобы вызвать родителей в случае опасности.

Обратите внимание! Малыш во время отсутствия взрослого должен уметь занять себя в это время. Это может быть рисование, игры, просмотр мультиков, изучение школьного предмета.

Нельзя забывать, что ребенок сам не может оценить уровень опасности того или иного действия. Поэтому важно, чтобы родитель мог доступно объяснить ему, почему что-то делать нельзя.

Говоря с малышом о безопасности, взрослый человек должен представлять, что объясняет это равному себе по возрасту, но только легким языком. Нельзя применять формы: «Ты обязан, тебе нельзя». Лучше спокойным, уверенным тоном объяснять, что хороший человек в отсутствие взрослых не берет спички и тому подобное.

Дополнительная информация! Не обязательно преподносить ребенку информацию в виде одного сухого доклада, ведь можно распечатывать ему раскраски на тему безопасности, слушать тексты про этикет на другом языке, а малышу предлагать заняться их переводом.

Пример поведения ребенка дома

Раскраска

Общие правила безопасности дома для детей

Чтобы быть уверенным в безопасности малыша, с 3-4 годиков следует учить, и объяснять ему правила безопасного поведения в доме.

Это бытовые правила — первые правила поведения дома, которые надо усвоить. Они являются основой социализации детей, поэтому очень важно обучить им вовремя. Здесь следует объяснить ребенку, что нельзя есть то, что он раньше никогда не пробовал, а также залезать в шкафы, тумбочки без разрешения взрослых.

Окна и балконы высотных домов

Это не безопасное место для малыша. Если дети уже постарше и могут открыть балкон, то необходимо объяснить, что нельзя опираться на окна, вставать на нем на табуретку, чтобы поиграть с соседкой, а также играть на них.

Осторожно: электричество!

Ребенка до 3 лет взрослый изолирует от всех электрических приборов. На розетки можно поставить заглушки. Если не получается их прикрепить, тогда стоит показать малышу, что засовывать пальчики в розетку нельзя, иначе будет очень больно.

Детям постарше, которые пользуются электрическими приборами, нужно объяснить, что нельзя пользоваться неисправными приборами, проводами и пытаться починить их.

Открытый огонь в доме

Всегда родитель должен поговорить с ребенком о факторах возникновения пожара.

Обратите внимание! Следует объяснять, что это может случиться, если не выключить утюг, играть со спичками, повредить электрические приборы.

Поэтапный план действий во время возгорания:

  1. Если загорелся электроприбор, то его выключают из розетки и накрывают покрывалом.
  2. А вот если пожар уже большой или вы не знаете, как его безопасно потушить, нужно позвонить в «01», назвать четко фамилию и адрес, либо обратиться к соседям.
  3. Нельзя прятаться, следует плотно закрыть за собой дверь в комнате с пожаром и выбраться на улицу ползком.

Кухня: место повышенной опасности

Кухня — это еще один кладезь развлечений для ребенка, но в ней кроется и большая опасность. Здесь родитель, в первую очередь, должен сам позаботиться о безопасности. Если чадо еще маленькое, то лучше не оставлять включенными электрические приборы, поставить на шкафы шнурки.

Пример поведения ребенка дома

На кухне

В целях безопасности, когда нет дома взрослых, лучше отключить подачу газа.

А вот если ребенок уже достиг 7-8 лет, то можно подробно объяснить ему ряд правил и не проводить все вышеперечисленные махинации на кухне. Важно рассказать:

  1. Нельзя пытаться приготовить самостоятельно еду, лучше подождать, пока придут родители.
  2. Спички, ножик — не игрушка.
  3. Включать плиту и другие электрические приборы нельзя, если взрослые не разрешают.
  4. Открывать шкафчики и брать лекарства, химические вещества нельзя.

Звонок в дверь

Почти каждый ребенок, оставшись один, сталкивается с проблемой, что кто-то стучится дверь, но родители к этому времени еще не должны прийти. Многие начинают паниковать, у других интерес берет вверх, и они идут открывать дверь.

На заметку! Что же правильно делать в таком случаи? Обратите внимание! Лучше всего закрывать ребенка и открывать дверь своими ключами. Тогда малыш точно будет знать, что стучитесь не вы.

Как разговаривать с незнакомым человеком

Если через глазок ваше чадо видит, что это чужой человек, то открывать дверь нельзя. Не при каких обстоятельствах! Нужно сказать смело и уверенно человеку: «Я не могу вам открыть, родители мне запрещают. Сейчас я спрошу у родителей».

Почему нельзя открывать дверь незнакомцам

Просто и без запугиваний малышу объясняют, что в жизни бывают очень плохие и хитрые люди, которые могут причинить вред, что-то украсть или обидеть.

Пример поведения ребенка дома

Незнакомец за дверью

Общие правила поведения в квартире и на окружающей территории

Каждый в своей жизни сталкивается с проблемой недоразумения между соседями.

Они возникают из-за проявления неуважения людей друг другу, поэтому еще с детства детям нужно толковать правила безопасности дома и на окружающей территории.

Важно, чтобы ребенок знал, что нельзя мусорить на лестницах, во дворе, на площадках. Это общая собственность. Нужно убирать за своими животными. Нельзя трогать чужие игрушки, приборы, даже если очень хочется.

Когда можно шуметь

По закону РФ, нельзя шуметь нельзя с 23:00 до 07:00. Дети должны понимать, что многие люди уже спят в это время и завтра им рано вставать.

В остальное же время можно веселиться, но не стоит перебарщивать.

Обратите внимание! Лучше, если приучать малыша не создавать шум уже после 20:00. Так он учиться одновременно и уважению к другим людям.

Правила пользования лифтом

Но опасность ведь представляет не только дом. Часто дети возвращаются с улицы одни и даже не подозревают, что в подъезде может подстерегать беда.

Первое и самое важное — ребенку нельзя входить в лифт, если он видит незнакомого человека. Лучше пройтись по лестнице и размять ноги.

Пример поведения ребенка дома

Девочка заходит в лифт

Чтобы не застрять в маленькой коробке, нельзя прыгать и танцевать. Если это произошло, надо нажать кнопку «Вызов» на панели лифта. Когда есть с собой телефон, стоит сразу же сообщить о ситуации родителям.

Безопасный подъезд

Впускать чужих, незнакомых людей в подъезд нельзя, даже если они говорят, что просто забыли ключи и не могут попасть домой. Входить в чужие квартиры также строго запрещено.

Чердак и крыша не место для прогулок

Еще одну опасность представляет чердак. Он стал в последнее время излюбленным место прогулок для подростков.

Обратите внимание! Объясните ребенку, что вы заботитесь о нем и не хотите, чтобы он попал в беду. Многие специально подбивают застенчивых ребят, чтобы они забрались повыше. Это обычная манипуляция.

Открываем тайны подвала

Нельзя обойти подвал — место всего таинственного. Здесь прячутся интересные вещи. Но ребенок должен знать, что там хранятся чужая собственность и трогать ее нельзя.

За безопасность детей в ответе их родители. Важно объяснить своему чаду все правила безопасности дома для детей. Использовать для этого можно все возможные способы — мультики на английском (дети их любят), презентации и, конечно же, домашние лекции.

Что означает поведение ребенка: 40 ситуаций. Словарь для родителей. Воспитание детей

Детские психологи рассматривают различные проблемы ребенка (болезни, сложности в поведении, навязчивые состояния и т.д.) как язык, с помощью которого он сообщает семье о своих трудностях.

То, что ребенок не может выразить словами, он всегда сообщит своим телом или проблемами в поведении. А психологи — это своего рода переводчики.

Вот какой словарь или разговорник составила психолог Евгения Забурдаева, чтобы родителям было легче понимать своих детей.

Сказать о том, что его беспокоит, ребенок не может по нескольким причинам. Если ребенок очень маленький, то просто потому, что пока еще не овладел достаточно речью. А если уже умеет говорить, то часто он просто не знает, как сказать о важном (боится, стыдится, в семье может существовать негласный запрет на обсуждение некоторых болезненных и трудных тем).

Тогда ребенок, младенец или уже подросток, говорит семье о том, что с ним происходит, с помощью тела или неадекватного поведения. Задача психолога — понять, что сообщает ребенок и помочь ему выразить свое беспокойство словами или другими символическими знаками (рисунком, игрой). После чего проблема часто исчезает.

Читайте также:  Приказ о возложении обязанностей кассира на бухгалтера. образец 2018

Здесь я привожу краткий детско-взрослый разговорник. Конечно, не всегда связь такая однозначная, как в этих примерах.

Кроме того, один симптом может скрывать за собой гораздо более широкую палитру смыслов, которые сообщает нам ребенок.

Надеюсь, данный словарик поможет задуматься и быть более снисходительными к различным трудностям детей, а возможно, и обратиться к психологу для их разрешения.

Агрессивен. Мне очень страшно, и я не знаю, как с этим справиться.

Активен слишком. Мне очень страшно, я нуждаюсь в правилах и опоре.

Апатичен. Я боюсь ошибиться. Я боюсь, что взрослые осудят мою спонтанность и всё, что я делаю.

Беспомощен. Мне очень удобно, когда взрослые всё за меня делают. Так я забочусь о маме и помогаю ей чувствовать себя нужной.

Бьет родителей. Так я выражаю свою злость на них, потому что не знаю другого способа. Так я сообщаю маме, что нуждаюсь в запретах от нее.

Видит страшные сны. Когда мне страшно, образы в моем сне говорят мне о том, чего я боюсь в реальной жизни.

Ворует. 1. Мне очень не хватает внимания и теплоты близких. 2. Мне не хватает какой-то важной информации, касающейся истории семьи, моего рождения. 3. Я так выражаю свою злость.

Выдергивает волосы. Мне очень страшно, я испытываю сильный стресс.

Говорит очень тихо. Мне страшно проявлять себя, говорить о своих желаниях, защищать себя. Боюсь, меня таким не примут.

Говорит плохо. Мне очень удобно, когда взрослые говорят и делают за меня многие вещи. А еще я так помогаю маме быть всегда нужной и, например, не впасть в депрессию.

Говорит плохие слова. Так я проверяю, что можно, а что нельзя в нашей семье.

Грызет ногти. Мне очень страшно, я переживаю, испытываю сильный стресс, часто связанный с расставанием с матерью.

Дружить не умеет. Я не знаю, как защитить себя в общении с другими и как при этом учитывать других. Мне страшно.

Ест много. Мне тревожно, и еда позволяет мне с этим справиться. Едой я пытаюсь заменить недостаток эмоциональной близости, в которой очень нуждаюсь.

Ест плохо. 1. Я не готов принять, «переварить» что-то в нашей семье (трудности, с которыми столкнулась семья, изменения, новые семейные роли). 2. Таким образом я дистанцируюсь от семьи.

Жадничает. 1. Считаю, что мои вещи принадлежат по праву мне. 2. Мне не хватает эмоциональной теплоты и поддержки.

Забывает. См. Говорит плохо, беспомощен, ленится.

Завидует. Боюсь оказаться хуже, чем другие, и быть отвергнутым.

Задает много вопросов. 1. Сейчас такое время, когда я начал познавать мир. 2. Мне не хватает вашего внимания. 3. Я нуждаюсь в какой-то важной информации о себе и моей семье, которую от меня скрывают.

Заикается. 1. Однажды очень важные для меня отношения были прерваны, и я сильно испугался. 2. Я чувствую себя в чем-то виноватым. 3. Меня сильно подавляют взрослые, и я боюсь высказываться.

Играет мало. Боюсь проявлять свою спонтанность, стараюсь быть удобным ребенком.

Играет только в гаджеты. Я не умею играть с детьми, мне страшно. Только в компьютерных играх я чувствую, что я что-то могу, только здесь я успешен.

Капризничает. Я не могу заявить о себе и своих желаниях прямо, капризы помогают мне добиться своих целей.

Кричит во сне. См. Видит страшные сны.

Ленится. 1. Мне не интересно делать то, что мне предлагают. 2. Я боюсь, что у меня не получится, и никто меня не поддержит. 3. Мне удобно, когда за меня всё делают другие.

Мочится в штаны, в постель. 1. В семье происходит что-то, что меня очень тревожит. 2. Я хочу вернуть мамину заботу.

Навязчиво двигается. См. Грызет ногти, выдергивает волосы.

Не хочет идти в школу. 1. Я не получаю дома достаточно поддержки, чтобы справиться со своими учебными неудачами. У родителей слишком высокие ожидания по поводу моих оценок. 2. У меня трудности в общении, и я не знаю, как с этим справиться.

Никого не слушает. 1. Мне не хватает в нашем доме последовательных и непротиворечивых правил. 2. Мне не хватает внимания, я не знаю, как по-другому сделать так, чтобы меня заметили.

Отказывается идти в детский сад. Я очень боюсь оставлять маму одну. Я боюсь, что мама не справится одна. Я сам боюсь оставаться без нее.

Пахнет плохо. Мне страшно подпускать к себе близко других, я боюсь близких отношений.

Привязан к одной игрушке. Испытываю сильную тревогу. Игрушка мне заменяет маму.

Причиняет вред сам себе. 1. Мне невыносимо больно душевно, и легче переживать эту боль телом. 2. Я чувствую себя невыносимо виноватым и пытаюсь наказать себя сам.

Раздражается. Мне не разрешено злиться, и это способ, с помощью которого я могу показать свою злость другим.

Соблюдает порядок навязчиво. Если я не буду соблюдать жесткий порядок и последовательность действий, произойдет нечто ужасное. Так я всех защищаю.

Скрипит зубами во сне. 1. Мне очень страшно. 2. Я злюсь и не могу выразить злость словами.

Спит плохо. Боюсь, что один не справлюсь с темнотой и неизвестностью, боюсь, что мама не придет. Считаю, что право спать с мамой принадлежит только мне.

Трогает свои половые органы часто. 1. Мне очень тревожно. 2. Я был свидетелем сексуальности взрослых и не знаю, как с этим справиться (увидел, как родители занимаются сексом, часто видел маму обнаженной).

Трогает свои фекалии. Мне очень интересно мое тело и то, что оно умеет.

Фантазирует слишком много. Мне очень страшно. Мой выдуманный мир помогает мне справиться с моими страхами.

"Безопасное поведение ребенка дома"

Консультация для родителей

«Безопасное поведение ребёнка дома»

Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия.

Прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней находится, ведь ребенок никогда не выполнит это требование, если вы сами не будете четко это выполнять.

Если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их.

  • Правила безопасности в квартире
  • Надо написать на видном месте телефон, по которому он может быстро связаться с вами или службами срочной помощи (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
  • Выучите с ребенком его имя, фамилию, имя родителей, домашний адрес и телефон.
  • Уберите все предметы, которыми он может пораниться.
  • Проверьте, не оставили ли вы включенными воду, газ, электронагревательные приборы.
  • Не оставляйте на видных местах лекарства.
  • Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, а вашему ребенку не будет страшно находиться дома одному.
  • Если квартира находится на первом этаже, то лучше зашторить окна, а если кто-то стучится в окно, то надо научить ребенка, не подходя к нему, громко кричать: «Папа! Иди сюда»

При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Ребенок должен открывать дверь только после того, как вы назовете себя.

Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. Хранить оружие и боеприпасы, если он находятся в доме на легальных основаниях, нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, код к которому должны знать только взрослые.

Научите ребенка правильно обращаться с электроприборами.

Объясните детям, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой приютить на ночлег, отдать какую-то вещь или сумку.

Постоянно следует повторять правила поведения. Устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки его поведения.

Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что, находясь дома за закрытой дверью, он может чувствовать себя в относительной безопасности, но как только он ее откроет, грань между ним и преступником стирается, и он может стать легкой добычей.

Детям надо разъяснять, что нельзя открывать дверь, если кто-то стоит на лестничной площадке, нельзя оставлять дверь открытой, покидая квартиру, даже рассчитывая быстро вернуться, не желательно выбрасывать мусор или забирать почту, когда за спиной ребенка кто-то находится, нельзя садятся в лифт с незнакомыми людьми. Перед  тем, как выйти из дома, ребенку необходимо посмотреть в глазок и убедиться, что за дверью нет посторонних. Если ребенок вышел из двери и увидел посторонних, лучше, чтобы он немедленно вернулся в квартиру. Если незнакомец нападает, надо кричать «Пожар» или «Горим», и использовать все предметы, имеющиеся под рукой.

Научите ребенка правильно общаться по телефону. Нередко телефон из средства защиты превращается в «отмычку» для преступников. Ребенку нельзя называть своего имени при телефонном разговоре с посторонними.

Ребенок не должен никогда говорить, что находится дома один. Также он не должен называть адрес квартиры. Надо научить ребенка, что если его пытаются втянуть в неприличный разговор, он должен положить трубку и сообщить об этом родителям.

Читайте также:  Льготы на ипотеку молодой семье с 2022 года

Также нелишним будет приобрести телефон с автоматическим определителем номера.

Любите, уважайте, берегите

ваших детей!

Сигнал бедствия: как по поведению ребенка понять, что в его семье есть проблемы

Рассказываем о тревожных звоночках, на которые стоит обратить внимание учителям, воспитателям, близким и родственникам ребенка.

Иногда за ширмой относительного благополучия в семье случаются страшные вещи. Не так давно россиян шокировала новость о девочке, которую мать полгода прятала в шкафу. При этом 13-летний сын женщины происходящее в доме переживал молча, а 3-летняя дочь рассказывала о «кукле Полине, которая живет в шкафу и выглядит как живая». Увы, никто не придал значения словам девочки, ведь малышам в таком возрасте свойственно фантазировать.

Не все взрослые могут поделиться с близкими своими семейными проблемами, тогда как их дети бессознательно подают тревожные сигналы. Главное — вовремя их уловить.

«Невыносимым» в поведении ребенок может стать по многим причинам. Однако это почти всегда связано с взаимоотношениями с родителями и обстановкой в доме.

Например, известный российский психолог Людмила Петрановская на одной из лекций, которую посетил «Летидор», рассказывала, что плохое поведение ребенка — это всего лишь «крыша».

А чтобы узнать о «фундаменте» этой проблемы, нужно спуститься на несколько ступеней ниже.

Конечно, эта тема заслуживает детального анализа, но мы сразу выделим глубинную причину.

Поведение ребенка зависит от ресурса его родителей.

Если мама или папа устали, истощены, измотаны — они не способны адекватно реагировать даже на незначительные домашние проблемы и провинности детей. Когда родитель часто срывается, дети оказываются в состоянии стресса. А за поведением человека всегда стоит состояние.

Странное поведение ребенка может иметь множество проявлений — от замкнутости до истерик. Иногда такие перемены связаны с возрастными скачками, однако кризис трехлеток и проблемы переходного возраста имеют свои особенности.

Здесь следует учитывать семейные обстоятельства. Если малыш стал груб с любимой тетей и норовит ударить двоюродную сестру после появления в его жизни отчима, то можно сделать вывод, что новый член семьи практикует домашнее насилие.

Этот пункт больше относится к поведению, однако здесь стоит выделить одну особенность — как ребенок реагирует на появление в доме гостей.

Тревожным знаком может быть ситуация, когда ребенок наблюдает за родителями в то время, когда в гости зашла бабушка, которую он давно не видел.

О проблемах в семье свидетельствует и неожиданное нежелание общаться с родственниками. Например, если раньше ребенок с удовольствием разговаривал с крестной, а теперь, заметив ее взгляд, отворачивается и делает вид, что играет.

Внимание к каким-то определенным деталям может раскрыть то, что сейчас ребенка волнует больше всего.

Например, в романе Халеда Хоссейни «Бегущий за ветром» автор описывал ситуацию, когда оказался в гостях в незнакомой афганской семье с детьми. Среднеазиатские традиции обязывали накормить и приютить гостя — несмотря на тяжелую ситуацию в стране. Тот в благодарность подарил детям дорогие и очень красивые часы.

Однако такой подарок мальчикам наскучил уже через минуту, и они начали наблюдать за ужинающим гостем. Автор не мог понять, в чем дело до тех пор, пока поздно вечером случайно не услышал разговор хозяев: мать детей сетовала на то, что сыновья остались голодными.

Покидая этот дом, гость тайком оставил в комнате деньги.

Умение ассоциировать одни предметы и явления с другими — показатель, что ребенок растет творческим и находчивым. При упоминании пустыни малыш наверняка вспомнит про барханы, кактусы и верблюдов. А море, сфотографированное на закате, может напоминать любимый мармелад.

Если ребенок ассоциирует привычные предметы и явления с чем-то необычным для его возраста, это значит, что он уже сталкивался с чем-то подобным.

Всего лишь одно сравнение способно рассказать о семье ребенка больше, чем его ответы на вопросы. Если в прививочном кабинете запах спиртовой салфетки для инъекций напоминает ребенку папу, дедушку или вообще запах кухни, то становится понятно, что в его семье есть проблема алкоголизма.

А однажды благодаря детским ассоциациям взрослые узнали о том, что в их дворе живет эксгибиционист. Это произошло за завтраком, когда сестры 3 и 5 лет увидели на своих тарелках сардельки.

Конечно, источником настораживающих ассоциаций могут стать телепередачи или информация из интернета. Однако спокойный разговор (не подавайте вида, что вас это озадачило) поможет узнать подробности.

Известно, что дети любят задавать разные вопросы.

С возрастом «почемучек» сталкиваются все родители, и вопрос по типу «что будет, если Луна упадет на Землю» является вполне нормальным для любознательного ребенка, который получил какую-то информацию о космосе и сейчас перерабатывает ее.

Каким бы абсурдным ни показался детский вопрос, следует отнестись к нему с определенным вниманием.

Дело в том, что многие малыши пока еще не умеют открыто говорить о своих потребностях и желаниях, догадках и наблюдениях, опасениях и тревогах.

Например, если ребенок знает, что в городе трудно найти туалет, свою потребность он может завуалировать с помощью интереса: «Что будет, если человек вообще перестанет ходить в туалет?»

А вопрос «Что будет, если мама умрет?» вряд ли говорит о банальном детском любопытстве — скорее всего, здесь запрятан какой-то конкретный страх ребенка.

Если в игре малыша проглядываются бытовые сценарии — скорее всего, они из его семьи.

Например, об агрессии свидетельствуют сцены, в которых одна игрушка избивает другую. А постоянные игры, в которых герои добывают пропитание или, наоборот, устраивают пир, могут говорить о том, что в доме часто не бывает еды.

Сюда же можно отнести откровения домашнему питомцу или игрушкам.

Маленький ребенок способен рассказать больше правды щенку или кукле, чем собственной бабушке.

Дело в том, что дети видят окружающий мир совсем иначе, нежели взрослые. На одной из лекций игровой психолог Александр Покрышкин (мероприятие посещал «Летидор») объяснил, почему дети — это другие люди.

Услышав новую информацию, ребенок рисует в своем воображении картину собственной реальности, потому что для понимания ситуации ему нужны конкретные наглядные образы.

Поэтому свои страхи, надежды и впечатления дети часто отрабатывают в игре.

Детские рисунки могут многое сказать о душевном состоянии автора, а также о ситуации в его семье.

Здесь важно понимать, что любовь к черному цвету у малышей до пяти лет — это совершенно нормально. Дело в том, что на белом листе бумаге его видно лучше всего. Однако, если ребенок старше 5 лет постоянно рисует черным цветом, это может быть нехорошим знаком.

Обращать внимание нужно не только на цвета, но и на сюжеты детских рисунков — они могут стать ключом к проблемам, которые сейчас переживает семья.

Например, как нам рассказала педагог одной из российской школ (на условиях анонимности), по рисункам ученика ей удалось вовремя распознать неблагополучие в его семье.

На уроках мальчик постоянно изображал людей, подвешенных вниз головой. Работа психолога, а затем социальных служб помогла выявить, откуда у ребенка появились такие образы.

Сейчас воспитанием школьника занимаются его бабушка и дедушка.

Кроме того, в рисунке важна толщина линий, нажим карандаша, размер предметов и характер человеческих фигурок. Расшифровать детский рисунок вам поможет статья «Что расскажет детский рисунок о вашей семье» на «Летидоре».

Известно, что эмоциональное состояние оказывает огромное влияние на самочувствие человека. И если у взрослого больше шансов справиться с негативом, то у малыша психосоматический компонент может спровоцировать постоянные недомогания.

Если ребенок стал часто болеть, а врачи разводят руками, поискать причину стоит в более тонких материях — психологии.

«Часто болеющий ребенок» — это не всегда медицинское понятие. При отсутствии физических причин для болезни важно обратить внимание на обстановку в школе и семье. О подобных ситуациях на одной из своих лекциях рассказала психолог Людмила Петрановская.

Читайте также:  Размер надбавки к пенсии по инвалидности 1 группы

Например, малыш улавливает напряжение между родителями и начинает тревожиться. В какой-то момент он подхватывает простуду и замечает, что его болезнь «объединяет» маму и папу — взрослые на время оставляют свои разборки и все внимание отдают ему. Если домашняя атмосфера не налаживается, частые недомогания ребенка становятся «спасением» для семьи.

Кроме того, постоянный стресс дома ослабляет защитные силы организма, и ребенок может поймать вирус, который в другой ситуации пролетел бы мимо.

В таких случаях психолог советует родителям поработать со своими отношениями — либо улучшить их, либо развестись и перестать морочить голову себе и ребенку.

Depositphotos

Как будто подменили: почему ребенок прекрасно ведет себя в детском саду, а дома скандалит

Ужасное поведение ребенка, которое наблюдают его родители после долгого дня в саду или на кружках — это не частный случай, а вполне себе распространенный феномен.

Русскоязычного названия у него пока нет, но с английского его можно вольно перевести как «послешкольный коллапс из-за перенапряжения».

Примерно это и происходит с ребенком, когда он возвращается домой после того, как целый день был «молодцом» и «умничкой». Но давайте по порядку.

По словам семейной консультантки и специалистки по вопросам родительства Андреа Лоуен Наир, этот коллапс происходит из-за того, что дети целый день держат себя в руках, и только к вечеру, оказавшись дома, могут проявить свои истинные эмоции.

При этом некоторые дети в большей степени подвержены такому перенапряжению, чем другие.

«Чаще всего такой эффект наблюдается у более чувствительных и эмоциональных детей, а также у детей, которые испытывают сложности с учебой или социализацией,  — говорит психолог Ванесса Лапоинт.

— У более спокойных детей тоже бывают такое, особенно если это был очень тяжелый день, или они слишком устали или заболевают».

Эмоциональные коллапсы могут происходить на протяжении всего учебного года, но чаще всего они случаются на протяжении первых нескольких месяцев, когда ребенок привыкает и адаптируется к новым условиям.

«В школе дети обычно делают то, что от них требуется, чтобы „вести себя хорошо“ или сохранять хорошие отношения,  — говорит Наир. — После того, как дети занимаются этим целый день, наступает тот момент, когда они просто уже не в состоянии сдерживать это напряжение — как мыльный пузырь, который вот-вот лопнет».

Необходимость решать миллион задач — образовательных, социальных и эмоциональных — да еще без присутствия и участия родителей — высасывает из ребенка все силы. Лапоинт отмечает, что некоторые дети устраивают истерики в конце дня просто потому что они переутомились или перевозбудились.

«Ваш ребенок очень нуждался в вас, а вас там не было,  — объясняет Лапоинт. — А теперь вы рядом, но изначальная волна облегчения растворяется в целом шторме защитного отчуждения — ребенок злится и отстраняется от вас.

Это как когда родитель находит своего ребенка, который потерялся в супермаркете.

У родителя есть несколько секунд облегчения, пока он обнимает своего только что найденного ребенка, а потом — бам! — включается защитное отчуждение, и он начинает яростно его отчитывать».

Важно отметить, что такой коллапс — не то же самое, что истерики, в которых ребенок испытывает границы на прочность или пытается добиться желаемого. Это именно коллапс, это взрыв, который происходит из-за перенапряжения, которое ребенок больше не в состоянии сдерживать.

Итак, вы с ребенком пришли домой, и там он устроил вам локальную катастрофу с криками и швырянием вещей. Что делать? Предоставьте ему возможность выпустить пар и окажите посильную поддержку.

«Пока ребенок кричит, кидается и в целом сходит с ума, будьте рядом и просто спрашивайте его: „Сегодня был длинный день, да?“ или говорите: „Я рядом“»,  — советует Лапоинт. Понятное дело, что это непросто, если в этот момент вам параллельно приходится управляться со вторым ребенком или готовить ужин, но попробовать все же стоит.

https://www.youtube.com/watch?v=hqxQkXRRF6M\u0026t=819s

Наир рекомендует придумать какую-то вечернюю рутину, которая будет помогать ребенку сбросить стресс и успокоиться.

Это может быть пешая прогулка, езда на велосипеде, игра в «щекотки», танцы под музыку или наоборот что-нибудь спокойное вроде чтения или собирания пазлов.

Такой ежедневный сеанс расслабления может войти в ваш привычный распорядок дня и стать способом, который поможет и вам, и вашему ребенку избавиться от сильных эмоций, накопившихся за день.

«Мы, люди, любим наши рутинные привычки,  — объясняет Лапоинт. — Нам нравится иметь безопасный сценарий того, как будут разворачиваться события. Эти сценарии обеспечивают нам защиту и поддержку в период эмоционального шторма».

А что там насчет мультиков? Лапоинт говорит, что вы можете использовать экранное время как способ разрядки, если другие способы не работают, и если вашему ребенку такой метод подходит. Но лучше сажать ребенка перед экраном после того, как вы дадите ему насытиться контактом и общением с вами — насколько это возможно.

К счастью, существуют способы уменьшить эту послесадовскую агонию.

Улыбайтесь и машите

Наир рекомендует взять привычку позитивно встречать ребенка после сада и школы — и начинать с улыбки и объятий, а не с расспросов про поведение и домашку.

Сделайте паузу

Также она предлагает дать ребенку немного времени выдохнуть и переключиться после того, как вы его забрали.

«Если вы едете в машине, просто включите радио и помолчите. Если вы идете пешком, не старайтесь много говорить, или просто обсуждайте то, что замечаете по дороге,  — советует она. — Это не время для больших разговоров».

Предложите перекусить

Так же, как и взрослые, дети становятся раздражительнее, когда они хотят есть. Так что вот еще одна хорошая идея: забрав ребенка из сада или школы, покормите его до того, как он об этом попросит или начнет скандалить.

После целого дня занятий ребенку надо подкрепиться — так что захватите с собой воду, фрукт, орехи или любой другой перекус, который порадует вашего ребенка. Даже если его кормили в саду, это не значит, что он не может быть голоден.

Будьте рядом

Кроме того психологи советуют отправить себя в сад вместе с ребенком. Не буквально, конечно, но сделать так, чтобы он ощущал ваше присутствие и связь с вами, даже когда вас нет рядом. Напишите ему милую записку и положите в карман рюкзака, повесьте на дверцу шкафчика свою фотографию, дайте ребенку с собой какую-то маленькую игрушку или аксессуар, который будет напоминать о вас.

Сделайте так, чтобы у него всегда была возможность взглянуть на что-то и подумать о вас. Если в течение дня ребенок будет ощущать ваше присутствие и поддержку, он будет чувствовать себя менее уязвимо и беззащитно, а в конце дня — меньше злиться из-за того, что вас не было рядом.

Уделяйте внимание

По возможности постарайтесь уделить внимание ребенку не только после того, как он вернется из сада, но и до этого — во время утренних сборов.

«Поставьте будильник на 15 минут раньше обычного и используйте это время для того, чтобы пообниматься или почитать книжку,  — советует Лапоинт. — Просто сделайте вместе что-то, пропитанное духом единения и любви».

Для того, чтобы вам было проще понять эмцоиональное состояние ребенка, который, вернувшись из садика, горестно разносит квартиру, вспомните о взрослых, которые приходят домой после тяжелого рабочего дня и срываются на домочадцев — да, такое случается даже со взрослыми, у которых, по идее, самоконтроля должно быть побольше.

Так что не удивляйтесь, если несмотря на всю вашу подготовку и предпринятые меры, эмоциональный коллапс все равно произойдет.

«В большинстве случаев, если коллапс происходит несмотря ни на что, значит, он должен был произойти», — говорит Лапоинт.

Поговорить с ребенком после того, как он успокоиться, тоже важно — если не для предотвращения таких случаев в будущем, то хотя бы для того, чтобы помочь ребенку почувствовать себя лучше после всего, что он устроил.

«Вам надо замкнуть круг, чтобы ребенок знал, что вы любите его, несмотря ни на что, и заронить зерно управляемости на следующий раз,  — объясняет Лапоинт. — Вы можете сказать: „Я люблю тебя целиком — даже ту часть, которая скандалит.

В следующий раз, когда почувствуешь, что ты готов взорваться, сделай глубокий вдох. И попробуй словами объяснить мне, что произошло“».

Покажите ребенку, что все в порядке, и что вы его любите — не стоит слишком долго зацикливаться на его поведении во время скандала.

После того, как истерика закончится, а ребенок успокоится, поест и отдохнет, вы можете обсудить с ним его поведение и порекомендовать, как он может скорректировать его в следующий раз, однако в момент эмоционального взрыва лучше просто будьте рядом и проявляйте участие по мере возможности.

Ваш ребенок прожил целый день, решая проблемы и справляясь с самыми разными задачами, а вас все это время не было рядом. И хотя бурная эмоциональная реакция может показаться непредсказуемой и нелогичной, просто примите тот факт, что так ребенок избавляется от напряжения и сильных эмоций, и он сейчас как никогда нуждается в вашей любви и поддержке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector