Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

01.07.2019

Гражданам, пострадавшим во время и от различных последствий аварии на ЧАЭС, присваивают статус «чернобылец» и дают разнообразные льготы (например, отдельные пенсии ветеранам-инвалидам). Также подобных льготников и их потомков обеспечивают новым жильем и предоставляют медицинское бесплатное обслуживание.

Рассмотрим, какие выплаты и льготы положены лицам, пострадавшим от облучения в чернобыльской зоне, — чернобыльцам и их членам семей, а также ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС и их детям до и после 18 лет.

Нормативное регулирование

Новые льготы чернобыльцам изменения в законГражданам РФ присваивают статус «чернобылец» в зависимости от самого факта проживания в определенной чернобыльской зоне и иных важных факторов. В ст. 7 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. установлены 4 категории подобного места:

  1. Зона отчуждения. Это район г. Чернобыль расположен рядом с 4 чернобыльскими реакторами. На такой территории не живут и не работают;
  2. Зона отселения — часть территории РФ за пределами зоны отчуждения, с которого после возникновения чернобыльской катастрофы уехали многие люди. Граждан, которые проживают в этом месте, также обеспечивают различными льготами;
  3. Зона с правом на отселение. Это зараженный район, в котором регулярно берут радиационные различные замеры. Гражданам, которые захотели покинуть это место, предоставляют определенные преференции;
  4. Зона с допустимым радиационным уровнем. Лица, которые до сих пор живут в подобном месте, тоже получают господдержку.

Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Определение статуса чернобыльца

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

  • граждане, которые получили конкретную дозу радиации во время самого взрыва на советской АЭС или после аварии ликвидировали ее последствия;
  • лица, которые по состоянию на 26 апреля 1986 г. работали и жили около ЧАЭС и ближайших районах;
  • лица, которые из-за радиационного облучения стали инвалидами — получили конкретную группу. К таковым относят военных, врачей, сотрудников МСЧ — ликвидаторов последствий аварии на реакторах ЧАЭС, а также местных жильцов (в том числе и беременных) в зоне отчуждения и др.;
  • доноры костного мозга. Срочную пересадку этого органа делали многим пострадавшим от облучения;
  • работники, которые были отправлены на место аварии для выполнения различных рабочих обязанностей и др.

Категории льготников

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

  1. Первая — подобную категорию присваивают чернобыльцам—ликвидаторам различных последствий аварии на реакторах ЧАЭС, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу;
  2. Вторая — в эту льготную категорию включают ликвидаторов чернобыльской катастрофы. Однако, при нахождении гражданина в этом месте с 26 апреля до 1 июля 1986 г. время пребывания на этой территории не учитывают;
  3. Третья — такую категорию дают ликвидаторам различных последствий аварии на ЧАЭС и гражданам, которые жили в г. Чернобыле и г. Припяти как минимум 1 мес. в период 1988-1990 г. или занимались санобработкой этого места в 1986 г. не менее 2 недель;
  4. Четвертая — к подобной категории относят тех льготников, которые живут в зоне радиационного контроля и до конца 1992 г. жили в этом месте на протяжении 4 лет и более после ЧП на АЭС.

Льготы чернобыльцам

По российскому законодательству, чернобыльцам предоставляют определенный перечень льгот. Основные преференции перечислены в таблице ниже.

Читать так же:  Льготы участникам боевых действий в Афганистане

Вид послаблений Размер
Скидка на оплату коммунальных платежей:

  • электроэнергия;
  • водоснабжение (холодная и горячая вода);
  • водоотведение;
  • газ;
  • содержание жилья по соцнайму;
  • обращение с ТКО
50%
Покупка дров и угля (если в доме есть печка) 50%
Преимущественное право на вступление в ЖСК или ТСЖ Вне общей очереди
Оставление на службе при очередном сокращении Согласно ст. 116, 179 ТК РФ
Предоставление дополнительного отпуска, который оплачивают за счет работодателя
Первоочередное трудоустройство на новую работу при смене места прописки При наличии конкретных вакансий
Внеочередное зачисление детей чернобыльцев в детский сад, выделение путевки в санаторий При необходимости
При переводе с одного места работы на другое по медицинским показаниям, выплачивают пособие. Это делают до полного восстановления трудоспособности или до получения группы инвалидности В лечебных и различных фармакологических госучреждениях
Помещение в дом престарелых Вне очереди
Пенсионные льготы Снижение пенсионного возраста получения пенсии по старости

Так, в Москве чернобыльцам обеспечивают бесплатный проезд в общественном транспорте. В Санкт-Петербурге льготникам помогают в улучшении текущих жилищных условий. Это делают по программе «Жилище», которая утверждена постановлением Правительства РФ № 1050 от 17 декабря 2010 г.

  • Статья 116 Трудового кодекса РФ «Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска»
  • Статья 179 Трудового кодекса РФ «Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников»
  • Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

Добровольно покинувшим зону отселения

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

Чернобыльцам, выехавшим из чернобыльской зоны отселения, предоставляют такие льготы:

  • первоочередная покупка надела под ИЖС;
  • внеочередное зачисление детей в местный детский сад;
  • первоочередное вступление в ГСК или садоводческое товарищество.

Проживающим

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

Ликвидаторам АЭС

Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.

Вдовам

Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.

Детские льготы

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

  • внеочередное зачисление и поступление в местный ВУЗ;
  • при утере кормильца во время возникновения аварии на ЧАЭС инвалидам-иждивенцам ежемесячно выплачивают 20 000 рублей;
  • оплата похорон отца или матери-ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы и др.

Налоговые льготы

Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.

Выплаты

Новые льготы чернобыльцам изменения в законКроме вышеприведенных льгот, согласно ст. 27.1 ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. чернобыльцам предоставляют такие денежные ежемесячные выплаты (ЕДВ):

  • лицам, подвергшихся воздействию радиации, которые стали инвалидами и получили 1, 2 или 3 группу, а также ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС — 1544 руб.;
  • несовершеннолетним, которые с самого детства живут в чернобыльской конкретной зоне с льготным соцстатусом — 464 руб.;
  • гражданам, которые живут в зоне с правом на отселение — 309 руб.;
  • несовершеннолетним до 18 лет, которые с самого рождения живут в зоне отселения — 772 руб.;
  • лицам, которых принудительно выселили из зоны отчуждения — 1236 руб.

Детям чернобыльцев предоставляют ежемесячные нижеприведенные выплаты:

  • несовершеннолетним лицам до 14 лет — 300 руб.;
  • подросткам 14-18 лет — 800 руб.;
  • инвалидам, которые потеряли единственного кормильца — 20 000 руб.;
  • после смерти отца или матери-кормильца — 12399,63 руб. и др.

Читать так же:  ​​Кому положено бесплатное питание в школе

Детям ликвидаторов различных последствий аварии на ЧАЭС после 18 лет дают скидку в 50% на ежемесячную оплату ЖКУ. Внуков чернобыльцев вне очереди зачисляют в детские сады и школы.

Порядок оформления льгот

При оформлении вышеприведенных льгот сначала подтверждают статус «чернобылец». В этой ситуации получают соответствующее удостоверение. Затем оформляют различные преференции от государства.

Новые льготы чернобыльцам изменения в законОбразец удостоверения участника-ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС

Где получают льготы

При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.

Необходимая документация

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

  1. Личный паспорт (свидетельство о рождении — при получении удостоверения на 1 или нескольких детей до 14 лет);
  2. Документ, по которому подтверждают факт того, что заявитель был на месте аварии на ЧАЭС (военный билет с соответствующей записью, официальную справку из УК (ЖЭК), выписку из госархивов или домовой книги и др.);
  3. Заявление.

Скачать бланк заявления на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Преференции чернобыльцам в странах ближнего зарубежья

Новые льготы чернобыльцам изменения в закон

  1. Украина. Здесь льготы чернобыльцам предоставляют по ФЗ № 796-XII от 28 февраля 1991 г. В этой стране льготников также делят на конкретные категории;
  2. Республика Беларусь. По закону Республики Беларусь № 9-З от 6 января 2009 г. чернобыльцам оформляют различные льготы.

Заключение

Статус «чернобылец» присваивают ликвидаторам ЧАЭС и иным лицам, проживающих или ранее жившим в загрязненных областях. Также, под такую категорию подпадают члены семей этих граждан РФ, которые получили различные недуги или были подвержены лучевому облучению.

Необходимую информацию от том, какие преференции имеют различные категории чернобыльцев и есть ли они у детей и внуков участников ликвидации последствий ЧАЭС, берут из ФЗ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. Те граждане, у которых остались вопросы насчет получения вышеперечисленных преференций, уточняют различные нюансы в местном Управлении социальной защиты населения.

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

Кто подпадает под данную категорию

Действующим законодательством четко определены категории граждан, которые могут претендовать на льготы, положенные ликвидаторам аварий на Чернобыльской АЭС, а также других радиационных катастроф, в частности на комбинате «Маяк» и реке Теча. Итак, согласно Федеральному закону 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации граждан после аварии на Чернобыльской АЭС», получать льготы и денежные выплаты могут следующие категории граждан:

  • Непосредственно ликвидаторы аварии
  • Лица, проводившие эвакуационные мероприятия в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, занимавшиеся организацией вывоза с территории людей, сельскохозяйственных животных и всевозможных материальных ценностей.
  • Лица, в срочном порядке откомандированные в регион для помощи в устранении последствий аварии из других городов и областей.

Военные и солдаты срочной службы, а также демобилизованные граждане, вызванные для работ в зоне в качестве прохождения военных сборов. В том числе под данную категорию подпадают и представители инженерно-технической службы, а также авиации.

Сотрудники ОВД, работавшие в Припяти, Чернобыле или других городах или селах, расположенных в радиусе 30 километров вокруг Чернобыльской АЭС.

Лица, задействованные в 1988-1990 годах на работах по сооружению объекта «Укрытие» над четвертым энергоблоком.

Читайте также:  Если ип закрыто, надо ли платить неуплаченный налог?

Работники медицинских учреждений, которые при оказании помощи пострадавшим в результате взрыва получили дозу радиоактивного облучения, превышающую допустимую норму. Исключение в данной категории составляют только представители медицинского персонала, которым уже приходилось работать в местах повышенного радиационного излучения по долгу службы.

Согласно тому же закону, на получение льгот также могут претендовать и лица, которые задействованы в ликвидации последствий катастрофы на комбинате «Маяк» 1957-1958 гг.

либо же занимались реабилитацией территорий, пораженных радиационными загрязнениями в результате выбросов с вышеупомянутого предприятия отходов в реку Теча. Именно эти люди могут получать льготы и денежные компенсации в связи с потерей здоровья при выполнении работ по ликвидации.

На что же могут рассчитывать ликвидаторы аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении «Маяк»?

Какие положены льготы и выплаты

Перечень послаблений, которые имеют право получить ликвидаторы радиационных катастроф, достаточно широк. Все они также гарантируются Федеральным законом о соцзащите ликвидаторов техногенных катастроф, где указан и список лиц, которые могут претендовать на получение этих послаблений и выплат. Разберемся, какие льготы положены лицам, устранявшим последствия радиационных катастроф:

  1. в случае перевода ликвидатора на более низкую должность по работе, в связи с состоянием его здоровья, в соответствии со статьей 15, он имеет право потребовать надбавку к заработной плате, которая компенсирует разницу между предыдущим и нынешним рабочим местом;
  2. в случае необходимости выплаты пособия по временной недееспособности – органы социальной защиты обязаны начислить его в размере среднего заработка гражданина;
  3. средняя заработная плата у граждан данной категории учитывается в аналогичном размере тому, который указывается при перечислении работодателем страховых взносов за работника, на случай наступления временной недееспособности, вне зависимости от количества страхового стажа;

в случае сокращения должностей в какой-либо организации, лицо, имеющее статус ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, имеет приоритет в сохранении собственной должности. При этом его возраст, трудовой стаж и опыт работы не учитываются. Кроме того, в случае полного закрытия той или иной организации, где ранее работал «чернобылец», он получает первоочередное право на трудоустройство;

  • за участником мероприятий по устранению последствий катастрофы на ЧАЭС закрепляются льготы на обслуживание в больницах, поликлиниках, санаториях, других медицинских учреждениях, в которых они состоят на учете. Также они могут рассчитывать и на льготы при приобретении лекарств в аптеках;
  • дети ликвидаторов аварий на Чернобыльской АЭС получают приоритетное право на принятие в детский сад, на приобретение путевок в детский лагерь, а также на оздоровление в санаториях;
  • «чернобыльцы» имеют право вне конкурса поступать в государственное высшее или среднее специальное учебное заведение на бюджетную форму обучения. Кроме того, они могут получить место в общежитии образовательного учреждения;
  • при вступлении в садоводческие или гаражно-строительные кооперативы ликвидаторам отдается приоритетное право;

ликвидатор аварии имеет возможность получить отпуск на рабочем месте вне графика в тот момент, когда ему это будет удобно. Выплата отпускных осуществляется на общих основаниях.

Именно такие льготы положены ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС в 2016 и 2017 году. К сожалению, утерянное здоровье уже не вернешь, но государство, в свою очередь, делает все возможное для того, чтобы люди, проявившие героизм в 1986 и 1957-58 году, жили нормальной жизнью и ощущали ту дань, которую им отдает государство за их подвиги в сражении с величайшими катастрофами ХХ века.

Какие положены льготы чернобыльцам по закону?

Захлестнет ли волна необузданной экономии бюджетных средств социальную помощь чернобыльцам? Бурная деятельность законодателей заставляет беспокоиться граждан, пользующихся государственными льготами. С 2016 года уже не индексируются выплаты работающим пенсионерам. Какие изменения произойдут в назначении льгот участникам и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС?

Эти отважные люди пережили крупнейшую техногенную катастрофу. О случившейся в Чернобыле трагедии с душевным трепетом говорили во всем мире. Масштабы последствий чудовищны. По оценке специалистов пострадало более 7 000 000 человек. Радиоактивное облако распространилось на 7% территории Украины, 0,4% России, четверть Белоруссии.

В ликвидации участвовали 600 000 россиян. Из зоны, где каждый гвоздь пропитан излучающей смерть энергией, невозможно вернуться здоровым. Если этот невидимый враг не убивает сразу, последствия обязательно проявятся через несколько лет и отразятся на следующем поколении.

Какие произошли изменения

Статус чернобыльца закреплен законом №1244–1. Он регулирует их права на льготы и компенсации за нанесенный здоровью вред и порчу личного имущества. Последний раз изменения в документ вносились 14 декабря 2015 года.

Льготы никто не отменит. Пострадавшие от аварии на АЭС получат все причитающиеся компенсации в прежнем объеме, но изменения все-таки есть. В правоустанавливающем документе присутствует положение о ежегодной индексации компенсационных выплат.

Вышедшим 14 декабря 2015 года законом №68 положение 3 части 5 статьи, оговаривающей право граждан на индексацию, отменено. До 1 января 2017 года материальная помощь чернобыльцам останется на уровне предыдущего года, невзирая на инфляцию.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

Деньги из госбюджета потекут к региональным властям в виде субвенций. Они не могут тратиться на другие цели, так как имеют жесткое целевое назначение – выплату пособий чернобыльцам. Утаить их также не получится. Деньги выделяются на ограниченное время, по завершении которого возвращаются обратно в бюджет страны.

  1. Согласно его 13 статьи получать материальную государственную поддержку имеют право граждане:
  2. облученные в результате катастрофы и те, кто получил из-за перенесенной болезни инвалидность;
  3. ликвидаторы последствий аварии, принимавшие участие в 1986–1987 годах;
  4. командированные в зону бедствия в 1988–1990 годах;
  5. работающие в зоне отчуждения и другие в меньшей степени пострадавшие люди.

Список структурирован по степени нанесенного здоровью вреда. В первый пункт входят наиболее пострадавшие граждане.

  • В отличие от остальных им предлагается самый масштабный пакет льгот, включающий:
  • выделение жилья лицам, не имеющим собственной жилплощади;
  • оплату половины расходов на ЖКХ;
  • очередной отпуск в выбранное работником время и предоставление дополнительного, продолжительностью 14 дней;
  • доплату за перевод по здоровью на нижестоящую должность;
  • оплату больничного из расчета полной зарплаты;
  • привилегированное положение при сокращении штата предприятия;
  • внеочередное медобслуживание и приобретение лекарственных препаратов;
  • выплату на питание – 741 рубль;
  • преимущественная выдача участков для постройки жилых помещений;
  • компенсацию инвалидам, выплачиваемую 1 раз в месяц: 5 000 рублей для первой группы, 2 500 и 1 000 рублей – для 2 и 3 групп соответственно;
  • первоочередное устройство в дома престарелых.

Дети пострадавших при аварии на ЧАЭС без очереди устраиваются в общеобразовательные учреждения. На их питание из государственного бюджета выделяется по 90 рублей за каждый день учебы.

Женщинам, потерявшим в чернобыльской трагедии мужей, выплачивается разовая компенсация –9 393 рубля. Кроме некоторых компенсаций, за ними сохраняются все льготы, положенные ликвидаторам и пережившим катастрофу людям. Те же меры распространяются на всех членов семьи чернобыльца.

Размер компенсации за продовольствие для лиц, задействованных в ликвидации последствий аварии в 1986–1987 годах, составляет 494 рубля. За нанесенный ущерб здоровью им ежемесячно перечисляют 774 рубля. По мере уменьшения причиненного окружающей средой вреда снижается количество льгот, падает размер компенсаций.

Льготы пенсионерам-чернобыльцам

Если гражданин подпадает под действие закона, регулирующего социальную поддержку чернобыльцев, он имеет право получать пенсию раньше установленного срока. Для этого нужно соблюсти два условия – выработать необходимый стаж и выйти на заслуженный отдых не ранее, чем за 5–10 лет до достижения пенсионного возраста.

Чернобыльцы могут выбрать пенсию, назначенную государством или накопленную на счетах Пенсионного фонда в результате перечислений работодателя. Они получают денежные выплаты (ЕДВ) по нескольким основаниям, чего лишены обычные граждане.

  1. Средства, перечисляемые Пенсионным фондом, пострадавшим от аварии на ЧАЭС:
  2. инвалидам и ликвидаторам последствий 1986–1987 годов – 2 240 рубля;
  3. облученным и проживавшим в зоне заражения – 1794 рубля;
  4. проживающим в зоне отселения – 448 рублей.

Пенсия ввиду потери кормильца может назначаться нетрудоспособным родственникам участника чернобыльских событий в случае его смерти. К ним относятся: несовершеннолетние дети, немощные родители и супруг, ухаживающий за детьми младше 14 лет. Также она назначается бабушкам или дедушкам умершего, если они достигли пенсионного возраста.

  • Льготы ЧАЭС
  • Больше 20 лет назад вступил в силу особый закон, регулирующий систему льготных компенсаций, разработанных для ликвидаторов катастрофы: «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации граждан после аварии на ЧАЭС».
  • Исходя из этого закона в льготную систему включены следующие лица:
  • 1. Ликвидаторы аварии на ЧАЭС (с 1986 по 1987 годы), эвакуировавшие местных граждан, животных, принадлежащих сельскому хозяйству, материальные предметы либо занимавшиеся другими видами работ, необходимых в то время (те лица, кто командировался либо временно определён на эти работы);
  • 2. Военные, военнообязанные, которые были привлечены к устранению последствий аварии в зонах отчуждения (ЗО), либо участвовали в военных сборах именно в то время (сюда входят инженеры-техники, летно-подъемный авиационный состав, вне зависимости от мест его дислокации);
  • 3. Члены состава ОВД, служившие в то время (с 1986 по 1987 гг) в установленных ЗО;
Читайте также:  Пример заполнения 3 ндфл покупка жилья и услуги за лечение

4. Участники военных сборов и лица, которые принимали участие в специальных работах на объекте под названием «Укрытие»с 1988 по 1990-е гг.5.

Медперсонал, врачи, остальные категории сотрудников ЛУ, во время оказания медпомощи (26.04-30.06.1986 г.) получившие дозы радиации выше установленной нормы.

Льгота не касается работавших профессионально с генераторами радиоизлучений (т.е. в рамках своих профессиональных обязанностей).

В группу льготников включены люди, которые пострадали во время аварии на ПО «Маяк» (с 1957 по 1958 гг.) и участвовали в мероприятиях по реабилитации зараженной территории в границе реки Теча.

  1. Льготы в сфере трудовой деятельности
  2. В сфере трудовой деятельности предусматриваются следующие льготы:
  3. Сохранение уровня заработной платы после перевода льготника на менее оплачиваемую работу (выплачивается доплата);
  4. Оплата больничного листа в 100%-ном размере средней зарплаты, который предполагается в объеме, учитывающемся для определения суммы страхового взноса на обязательное соцстрахование: по болезни, в связи с материнством (это не зависит от временных рамок страхового стажа);
  5. Гарантия того, что льготник не подвергнется увольнению во время сокращения штатов, без учета опыта, стажа и других профессиональных характеристик. Кроме этого, льготник будет трудоустроенным первоочередно при полном закрытии предприятия;
  6. Ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск льготники могут брать в удобный для них период;
  7. Дополнительно предоставляемый оплачиваемый трудовой отпуск протяжённостью в 14 дней.
  8. Для того, чтобы воспользоваться данными льготами необходимо обратиться в администрацию предприятия, написав заявление и предъявив копию документа, подтверждающего инвалидность и статус чернобыльца.
  9. Льготы в других сферах
  10. В других сферах предусматриваются следующие льготы:
  11. Поступление в профессиональные ОУ, у которых есть государственная аккредитация, без конкурса;
  12. Обслуживание на льготных основаниях в ЛПУ, аптеках, районных поликлинических центрах;
  13. Внеочередное вступление в гаражные и садоводческие кооперативы;
  14. Возможность улучшить своё жилье (встать в очередь);

Дети льготников принимаются в санаторные учреждения, летние лагеря, ДОУ без очереди. Вдобавок им положена компенсационная сумма в объеме 181 руб. 99 коп. ежемесячно на питание во время пребывания в санатории либо лагере.6. Преимущество определения в пансионаты для ветеранов или дома-интернаты для престарелых людей и людей с инвалидностью.

Чтобы воспользоваться данными льготами необходимо обратиься по месту оказания конкретной услуги или в администрацию района (по льготам под номерами 3, 4, 5, 6), написав заявление и предъявив копию документа, подтверждающего инвалидность и статус чернобыльца.

Материальная поддержка

Кс выявил неопределенность в системе социальной защиты внуков «чернобыльцев»

Конституционный Суд вынес Постановление № 54-П/2021, которым признал неконституционной норму, содержащуюся в Законе о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Повод для обращения в КС

Отец Айтабак Меджидовой в 1987 г. принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в дальнейшем был признан инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы. 3 июля 2019 г.

у Айтабак Меджидовой родилась дочь, которая является ребенком второго поколения применительно к гражданину, относящемуся к категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

В августе того же года Айтабак Меджидова обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением об установлении полагающейся для ее дочери Адили Меджидовой ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон № 1244-1), однако ей было отказано со ссылкой на непредставление документов, свидетельствующих о радиоактивном облучении одного из родителей ребенка.

В ноябре 2019 г. женщина обратилась в общественную организацию «Союз Чернобыль» Республики Дагестан с просьбой защитить в суде права и законные интересы ее дочери.

Общественная организация предъявила к территориальному органу ПФР иск о признании незаконным решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней Адиле Меджидовой как внучке инвалида-чернобыльца, о возложении на ответчика обязанности по установлению данной выплаты и о взыскании образовавшейся задолженности.

Первой инстанцией иск был удовлетворен, однако определением апелляционной инстанции решение отменено и вынесено новое – об отказе в удовлетворении исковых требований.

Апелляционный суд указал, что факт радиоактивного облучения одного из родителей ребенка не подтвержден, а одного факта того, что его дед отнесен к категории граждан, указанных в п. 1–3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, для признания за ребенком права на ежемесячную денежную выплату недостаточно.

Кассационная инстанция оставила данное определение без изменений. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ было также отказано.

Айтабак Меджидова обратилась в Конституционный Суд, указав, что п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 противоречит Конституции РФ, поскольку характеризуется неопределенностью.

По ее мнению, оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, обусловливает возможность установить ежемесячную денежную выплату детям второго поколения граждан, признанных инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, наличием у родителей таких детей удостоверения о том, что они подверглись радиоактивному облучению.

КС выявил противоречие оспариваемой нормы

КС не принял жалобу чернобыльца к рассмотрению, но подтвердил его право на две пенсииСуд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости

Изучив материалы дела, Конституционный Суд напомнил, что Закон № 1244-1 гарантирует возмещение вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы здоровью и имуществу граждан. Также им гарантируются возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. Меры социальной защиты также предоставляются детям, которые сами не подвергались радиационному воздействию в порядке профилактики наступления неблагоприятных для их здоровья последствий радиоактивного облучения одного из родителей и (или) иных родственников по прямой восходящей линии. Тем самым законодатель стремился компенсировать посредством предоставления мер социальной защиты не только фактически наступившие неблагоприятные для здоровья детей последствия аварии, но и потенциальную возможность возникновения таких последствий у здоровых детей, которые непосредственно воздействию радиации не подвергались, отметил Суд.

КС обратил внимание на то, что некоторое время правоприменительные органы принимали решения об установлении внукам инвалидов-чернобыльцев мер социальной защиты, включая ежемесячную денежную выплату, толкуя использованный законодателем термин «дети последующих поколений» буквально, а термин «родители» – расширительно.

Так, под этим термином понимались не только родители в том смысле, который данному термину придается семейным законодательством, но и прочие родственники по прямой восходящей линии, в частности дедушки и бабушки.

Следовательно, если дедушка или бабушка ребенка относились к категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, то их внукам устанавливалась ежемесячная денежная выплата как детям второго поколения таких лиц.

Однако, как обратил внимание Суд, впоследствии ПФР, на территориальные органы которого ч. 5 ст. 27.1 Закона № 1244-1 возложены полномочия по установлению и выплате ежемесячной денежной выплаты, стал применять иное толкование соответствующих норм, ссылаясь на Письмо Минтруда России от 13 февраля 2019 г.

№ 13-7/В-229. В письме говорится, что необходимым условием для приобретения права на ежемесячную денежную выплату детьми второго поколения (внуками) инвалидов-чернобыльцев является факт радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей ребенка.

Судебная практика следовала тому же принципу.

Следовательно, внуки инвалидов-чернобыльцев, родители которых не получили радиоактивного облучения, фактически оказываются в ином положении при решении вопроса о праве на ежемесячную денежную выплату, посчитал КС.

«При вынесении соответствующих решений оспариваемое положение неоднозначно толкуется именно в той части, в какой определяется степень родства ребенка с лицом, подвергшимся наибольшему радиационному воздействию в связи с чернобыльской катастрофой, т.е.

неопределенным является само основание предоставления таким детям социальной защиты, предназначенной для компенсации возможных неблагоприятных для здоровья ребенка последствий чернобыльской катастрофы», – отмечается в постановлении.

Миграционный учет по месту пребыванияКС РФ опубликовал постановление, в котором признал неконституционными отдельные положения Закона о миграционном учете

Суд указал, что это свидетельствует о неопределенности оспариваемого положения, позволяющего в различные хронологические периоды принимать решения: сначала о назначении, затем об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты внукам «чернобыльцев».

Он напомнил, что, определяя категории граждан, которые пострадали вследствие чернобыльской катастрофы или имеют риск наступления связанных с ней неблагоприятных последствий, законодатель не может действовать произвольно.

Читайте также:  Спецодежда при увольнении работника. возврат, списание, проводки

Суд подчеркнул, что самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы может быть вполне достаточно для признания ее противоречащей Конституции РФ (постановления от 20 декабря 2011 г. № 29-П; от 2 июня 2015 г. № 12-П; от 19 июля 2017 г. № 22-П и др.).

КС разъяснил, что при реализации предписаний п. 9 ч. 1 ст. 27.

1 Закона № 1244-1 – в силу неопределенности их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования – допускается возможность принятия прямо противоположных решений по вопросу об установлении ежемесячной денежной выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев.

В связи с этим нарушается конституционный принцип равенства, означающий, помимо прочего, запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковой или сходной ситуации, постольку эти предписания противоречат Основному Закону.

Таким образом, оспариваемое законоположение было признано не соответствующим Конституции РФ, поскольку оно в силу неопределенности нормативного содержания допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков инвалидов-чернобыльцев на ежемесячную денежную выплату. В связи с этим Конституционный Суд постановил, что федеральному законодателю следует принять меры, направленные на устранение неопределенности нормы.

КС указал, что до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании п. 9 ч. 1 ст. 27.1 Закона № 1244-1 детям второго поколения (внукам) инвалидов-чернобыльцев подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей.

Впоследствии вопрос о назначении такой выплаты будет решаться на основании нового правового регулирования с учетом даты первичного обращения за этой выплатой.

При этом Суд установил, что назначенная внукам инвалидов-чернобыльцев до вынесения этого постановления ежемесячная денежная выплата будет продолжаться выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с российским законодательством.

Суд постановил пересмотреть правоприменительные решения, принятые по делу об оспаривании решения об отказе установить ежемесячную денежную выплату несовершеннолетней Адиле Меджидовой на основании оспариваемой нормы.

Если соответствующие изменения федерального законодателя будут предусматривать наличие у внуков инвалидов-чернобыльцев права на ежемесячную денежную выплату независимо от подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие катастрофы на ЧАЭС одного из их родителей, то при этом данная выплата должна быть назначена Адиле Меджидовой с даты первичного обращения ее матери за таким назначением, указал Суд.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Компенсация за инвалидность из-за Чернобыля не должна уменьшатьсяКС указал на равную возможность выбора ежемесячной денежной компенсации участникам-ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС

Председатель президиума КА «Лапинский и партнеры» Владислав Лапинский отметил, что Конституционный Суд РФ выявил ряд закономерностей, присущих российскому законодательству и свидетельствующих о слабой нормативно-правовой проработке при принятии спорного нормы. «Это, во-первых, правовая неоднозначность самой законодательной нормы, позволяющая ее толковать правоприменителю, с одной стороны, как обязывающую исполнительные органы выплачивать денежное пособие абсолютно всем потомкам любых ветеранов-чернобыльцев до достижения ими 18-летнего возраста, а с другой стороны, как обязывающую выплачивать такое пособие лишь потомкам тех из ветеранов-чернобыльцев, которые получили радиоактивное облучение», – пояснил эксперт.

Во-вторых, указал адвокат, такое толкование закона самостоятельно исполнительными органами, без инициирования ими внесения изменений в сам закон, фактически принимает силу закона: «Таким образом, в Законе № 1244-1 выявилась старая беда нашего законодателя – слабая юридическая техника издания и проработки законодательных актов, без анализа их последующего правоприменения в исторической перспективе».

Владислав Лапинский разъяснил, что исполнительные органы первоначально применяли этот закон к потомкам первого поколения, предоставляли право на получение денежных выплат всем потомкам ветерана, но в последующем (в целях экономии средств бюджета) этот подход изменили.

По его мнению, данный подход исполнительной власти продиктован самой законодательной нормой, так как ветеранами-чернобыльцами закономерно признавались все, кто работал во время чернобыльской аварии над ее ликвидацией, кто был или потенциально мог быть в зоне отчуждения ЧАЭС, причем вне зависимости от того, в какой из точек этой зоны он находился, подвергся ли он реально или не подвергся радиационному облучению.

Эксперт обратил внимание, что ветераны-чернобыльцы, имеющие подтвержденное радиационной воздействие, полученное в ходе ликвидации аварии, должны быть внесены в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр.

«Поэтому ветеранам-чернобыльцам (или их наследникам) в интересах своих потомков необходимо добиваться внесения данных о себе в Национальный радиационно-эпидемиологический реестр как лиц, получивших радиационное облучение, на основании медицинских документов или (при невозможности сейчас восстановить документы) в судебном порядке, в ходе установления факта, имеющего юридическое значение», – полагает Владислав Лапинский.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Марина Сомова подчеркнула, что разносторонняя судебная практика по одному и тому же вопросу всегда говорит о наличии проблемы. По ее мнению, если есть запрос общества, значит, проблема существует, она актуальна и требует разрешения. «Действительно, в ч. 1 ст. 27.

1 Закона № 1244-1 просто перечисляются категории лиц, которые имеют право на получение ежемесячной выплаты. Юристы читают закон буквально, и мало кто обращает внимание на преамбулы нормативного акта, с какой целью устанавливаются те или иные правила.

Правом толкования у нас наделен Верховный Суд РФ, но не всегда можно добиться желаемого результата с помощью данного судебного органа», – прокомментировала она.

Марина Сомова согласилась с позицией Суда, так как, по ее словам, необходимо разумно подходить к обеспечению защиты на государственном уровне в виде мер социальной поддержки граждан, которые действительно в ней нуждаются.

Таким образом, первым критерием для обеспечения из средств бюджета граждан является их нуждаемость, впрочем, как и в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 1085 ГК РФ, пояснила она.

Нуждаемость в данном случае должна определяться на основе состояния здоровья внуков, претендующих на выплаты, а также при наличии причинной связи между состоянием здоровья и воздействием радиации дедушки или бабушки, которые непосредственно подвергались воздействию радиационного облучения. В данной связи позиция Конституционного Суда РФ является разумной и объяснимой, считает Марина Сомова.

«Мне представляется, что именно в установлении причинно-следственной связи и будут возникать проблемы у граждан, претендующих на меры социальной поддержки в рамках Закона № 1244-1», – полагает эксперт. Марина Сомова предположила, что при новой редакции нормативного акта будет дифференцирован подход к категории лиц, имеющих право на социальное обеспечение на его основании.

Адвокат, руководитель семейной практики КА г.

Москвы № 5 Татьяна Сустина отметила, что проблема, поднятая заявителем жалобы, а именно «некорректность, неконкретность и размытость правовых норм», является распространенной в российской практике: «Сложности в толковании и применении закона встречаются достаточно часто, а в социальной сфере, когда стороной правоотношений является государство, лингвистические инструменты используются с завидной регулярностью».

Конституционный Суд обратил внимание на меняющееся правоприменение в данной области и посмотрел на него в динамике, установив в этой связи необходимость корректировки закона, отметила Татьяна Сустина.

«Исходя из выводов КС, полагаю, что особых надежд на выплаты внукам инвалидов-чернобыльцев ждать не стоит.

Суд лишь принял превентивные меры для недопущения возможных негативных конвенционных последствий по таким делам», – заметила она.

Юрист, к.ю.н. Юлия Севастьянова отметила, что у нее скорее негативное отношение к выводам КС.

«За витиеватыми доводами относительного того, почему нет ничего предосудительного в том, что старшие внуки некоторых чернобыльцев получают соответствующие компенсации, которые были им назначены фактически в упрощенном режиме, а младшие должны доказывать факт радиоактивного облучения одного из родителей, по моему мнению, кроется банальная экономия бюджетных средств», – считает эксперт.

Эксперт пояснила, что родилось «слишком много» внуков, желающих получить подобную компенсацию. Однако, по ее мнению, законодатель должен был предвидеть подобную ситуацию и заблаговременно установить адекватное регулирование, гарантирующее баланс интересов бюджета и граждан.

Поскольку этого не было сделано, то государство не должно ущемлять интересы младших внуков, устанавливая намного более улаженный механизм получения компенсации по сравнению с тем, который действовал в отношении старших внуков, подчеркнула эксперт.

«Более того, если младшие внуки получат отказ, то не станет ли он основанием для пересмотра позиции государства в отношении старших внуков как фактически утративших право на продолжение получения выплат?» – задалась вопросом Юлия Севастьянова.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector